Научная статья на тему 'О ВОПРОСАХ УПОРЯДОЧЕННОСТИ И СУБЪЕКТИВНОЙ КОНКРЕТИЗАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ НОРМ В МОИСЕЕВОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ (НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА КНИГИ ЧИСЛА ВЕТХОГО ЗАВЕТА)'

О ВОПРОСАХ УПОРЯДОЧЕННОСТИ И СУБЪЕКТИВНОЙ КОНКРЕТИЗАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ НОРМ В МОИСЕЕВОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ (НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА КНИГИ ЧИСЛА ВЕТХОГО ЗАВЕТА) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
16
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ / АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС / ИСТОЧНИКИ ПРАВА / ВЕТХИЙ ЗАВЕТ / БИБЛИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иванов Дмитрий Владимирович

В настоящей статье автором рассматриваются те положения книги Числа Ветхого Завета Моисеева Пятикнижия, направленные на упорядочение религиозно-правового порядка осуществления административного процесса в древнем израильском государстве, их проекции на источники современного российского административного права и процесса. Совершенно очевидно, что в данном тексте, в отличии от первых трех книг Моисеева Пятикнижия, происходит процесс разделения законодательства не только на самостоятельные отрасли, но и подотрасли. В связи с этим в книге начинают четко прослеживаться первичные установки административно-процессуальных норм, которые ключевыми нормами ставят во главу угла процессы, помогающие осуществлять соблюдение порядка государственного строя и административного управления, всецело направленных на поддержание единства, целостности, независимости в стране, на развитие духовности и социально-экономических потребностей. Подобное деление происходит по воли руководства государства - Господом, но их обеспечение должно сопровождаться определенными категориями граждан, которые наделяются для этого соответствующими полномочиями. Когда воля руководства и желание самих граждан совпадают, то именно этот симбиоз и дает положительный результативный процесс создания всеобъемного и разностороннего административно-процессуального законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the issues of order and subjective concretization of administrative procedural rules in the mosaic legislation (based on the analysis of the book of the Old Testament)

In the present article the author considers those provisions of the book of the Old Testament number of the Moses Pentateuch, aimed at streamlining the religious and legal order of the administrative process in the ancient Israeli state, their projection on the sources of modern Russian administrative law and process. It is obvious that in this text, in contrast to the first three books of the Moses Pentateuch, there is a process of division of legislation not only into independent industries, but also sub-sectors. In this regard, the book begins to clearly trace the primary installation of administrative and procedural rules, which are the key norms put at the forefront of the processes that help to implement the order of the state system and administrative management, entirely aimed at maintaining unity, integrity, independence in the country, the development of spirituality and socio-economic needs. Such a division occurs at the will of the leadership of the state - the Lord, but their provision must be accompanied by certain categories of citizens who are given the appropriate authority to do so. When the will of the leadership and the desire of the citizens coincide, it is this symbiosis that gives a positive and effective process of creating a comprehensive and versatile administrative procedural legislation.

Текст научной работы на тему «О ВОПРОСАХ УПОРЯДОЧЕННОСТИ И СУБЪЕКТИВНОЙ КОНКРЕТИЗАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ НОРМ В МОИСЕЕВОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ (НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА КНИГИ ЧИСЛА ВЕТХОГО ЗАВЕТА)»

12.2. О ВОПРОСАХ УПОРЯДОЧЕННОСТИ И СУБЪЕКТИВНОЙ КОНКРЕТИЗАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ НОРМ В МОИСЕЕВОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ (НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА КНИГИ ЧИСЛА ВЕТХОГО ЗАВЕТА)

Иванов Дмитрий Владимирович, канд. юрид. наук. Должность: доцент, адвокат. Место работы: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», Московская областная коллегия адвокатов. Подразделение: кафедра Административного и финансового права. E-mail: eleseeff@mail.ru

Аннотация: В настоящей статье автором рассматриваются те положения книги Числа Ветхого Завета Моисеева Пятикнижия, направленные на упорядочение религиозно-правового порядка осуществления административного процесса в древнем израильском государстве, их проекции на источники современного российского административного права и процесса. Совершенно очевидно, что в данном тексте, в отличии от первых трех книг Моисеева Пятикнижия, происходит процесс разделения законодательства не только на самостоятельные отрасли, но и подотрасли. В связи с этим в книге начинают четко прослеживаться первичные установки административно-процессуальных норм, которые ключевыми нормами ставят во главу угла процессы, помогающие осуществлять соблюдение порядка государ-ственного строя и административного управления, всецело направленных на поддержание единства, целостности, независимости в стране, на развитие духовности и социально-экономических потребностей. Подобное деление происходит по воли руководства государства - Господом, но их обеспечение должно сопровождаться определенными категориями граждан, которые наделяются для этого соответствующими полномочиями. Когда воля руководства и желание самих граждан совпадают, то именно этот симбиоз и дает положительный результативный процесс создания всеобъемного и разностороннего административно-процессуального законодательства.

Ключевые слова: административное право, государственная власть, административный процесс, источники права, Ветхий Завет, Библия.

ON THE ISSUES OF ORDER AND SUBJECTIVE CONCRETIZATION OF ADMINISTRATIVE PROCEDURAL RULES IN THE MOSAIC LEGISLATION (BASED ON THE ANALYSIS OF THE BOOK OF THE OLD TESTAMENT)

Ivanov Dmitry Vladimirovich, PhD at law. Position: associate professor. Place of employment: Moscow financial-industrial University «Synergy». Department: Administrative and financial law chair. E-mail:eleseeff@mail.ru.

Annotation: In the present article the author considers those provisions of the book of the Old Testament number of the Moses Pentateuch, aimed at streamlining the religious and legal order of the administrative process in the ancient Israeli state, their projection on the sources of

modern Russian administrative law and process. It is obvious that in this text, in contrast to the first three books of the Moses Pentateuch, there is a process of division of legislation not only into independent industries, but also sub-sectors. In this regard, the book begins to clearly trace the primary installation of administrative and procedural rules, which are the key norms put at the forefront of the processes that help to implement the order of the state system and administrative management, entirely aimed at maintaining unity, integrity, independence in the country, the development of spirituality and socio-economic needs. Such a division occurs at the will of the leadership of the state - the Lord, but their provision must be accompanied by certain categories of citizens who are given the appropriate authority to do so. When the will of the leadership and the desire of the citizens coincide, it is this symbiosis that gives a positive and effective process of creating a comprehensive and versatile administrative procedural legislation.

Keywords: administrative law, state power, administrative process, sources of law, Old Testament, Bible.

Четвертая книга Ветхого Завета - Числа, посвященный упорядочению ранее установленных Моисеем законодательных норм в различных сферах жизни, в том числе и административно-процессуального характера. В данной книге законодательные нормы излагаются конкретизировано, по субъектам, а не в общем порядке. Не меняется лишь главный приоритет при их соблюдении и исполнении - безусловное верховенство Господа как правителя, преобладание религии в качестве государственной идеи и священнослужителей несомненно, источниками правовых норм становятся, как и в предыдущих книгах, религиозные. И что же особенного, в отличии от первых трех книг Моисеева Пятикнижия, из нормативных предписаний имеется в Книге Числа, чем данный труд отличается от других книг из всех пяти?

Здесь необходимо отметить, что в предыдущих книгах описываются события, связанные с тяжелым положением израильского народа, связанного с его гонением, унижением, затем длительным странствием в поисках лучшей жизни. За этот достаточно длительный период времени еврейский народ пришел в равнины Моавитские, напротив Иордана, где и были поставлены описанные в четвертой книге законы, с чаяниями на «светлое будущее». Представляется, что «Синайский закон стал уже важной частью социальной жизни и объектизировался в поведении сынов Израи-левых...»[Беспалько, 91]

Рассматривая данные вопросы в настоящей работе, мы имеем намерение, провести объективный анализ Книги Числа с целью выявить те аспекты административно-процессуальных норм, проекции которых наиболее приближены к современным правовых нормам, а часть их них закреплена в различных положения административно-процессуального права. Многие положения позволят нам понять сущность сложившейся системы административного процесса, создать теоретическую платформу для возможности дальнейших исследований.

Проводя исследование правовых норм, предписанных в данной книге, мы можем видеть, что централизованное место в книге Числа принадлежит предписаниям Господа. Но именно это позволяет сделать вывод о том, что - государственно-властная деятельность уже начинает представлять совокупность последовательно совершаемых действий, кото-

УПОРЯДОЧЕННОСТЬ И СУБЪЕКТИВНАЯ КОНКРЕТИЗАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ НОРМ

рые начинают помогать принимать решения органов государственной власти в виде Господа.

Именно в данной книге заветы-законы, данные Господом Моисею, начинают классифицироваться по различным отраслям и отдельным нормам, постепенно облачаются в предусмотренную законом юридическую форму - правовые акты, как индивидуальные, так и нормативные. Несмотря на то, что многие предписания являются дополнением к ранее предписанным законам, именно в книге Числа они конкретизируются и для исполнения, так и для соблюдения.

Именно в этой книге прослеживаются более четкие разграничения административно-управленческих норм, которые конкретизируют права и обязанности, как всего управленческого аппарата Еврейского государства, так и каждого жителя-гражданина в отдельности. Своими предписаниями Господь не просто говорит о своей главенствующей роли в управлении обществом, но и указывает, кто и каким образом ему в этом помогает, определяя каждому помощнику свой предел компетенции.

Здесь мы можем проследить проявление принципов процесса:

- законность;

- конкретность;

- заинтересованность участников и населения древ-неизраильского государства в публичности процедуры;

- охрана интересов как лично граждан, так и всего общества и государства;

- зародыши презумпции невиновности и гласности;

- установление материальной истины. [Мелехин, 197].

Прежде всего, Господь для упорядочения своих правовых постулатов-норм, в первых главах книги Числа проводит перепись израильского народа, что наглядно показывает о становлении процесса государственного администрирования в виде учета численности населения. Господь, как руководитель государства, данным действием проявляет не только заботе о своем населении, но, как нам видится, желает положить конец их скитаниям и разрозненности, раз и навсегда закрепив исчисленных в статусе граждан государства: «и собрали они все общество в первый [день] второго месяца. И объявили они родословия свои, по родам их, по семействам их, по числу имен, от двадцати лет и выше, поголовно, как повелел Господь Моисею» [Числа 1-18,19].

Но переписью населения действия Господа по упорядочению не ограничиваются, а лишь только являются начальным этапом. Далее начинается распределение процесса проживания в государстве:

- место жительства;

- место работы;

- место проведения богослужений.

Казалось бы, такие на первый взгляд социально-бытовые вопросы не имеют прямого отношения к про-цессуальности, но, мы не должны забывать, что в те древнейшие времена все, что было связано с обеспечением богослужения и жертвоприношений, являло собой наиболее важный в жизни каждого человека процесс участия в жизнедеятельности государства. Именно упорядочение процесса несения богослужений, который должен осуществляться в определенных местах, где «априори» находиться Господь, которым и дается соответствующее название «скинии», и определяет, кто именно и какой род, в каком количестве будет проводить все необходимые процессы богослу-

жениями: «сыны Израилевы должны каждый ставить стан свой при знамени своем, при знаках семейств своих; пред скиниею собрания вокруг должны ставить стан свой».[Числа 2,2 ].

Продолжением определения процесса священнодействия является закрепление правил жертвоприношений, которые делятся на пять видов жертв:

1) всесожжения - всецелое предание себя Господу;

2) о грехе - необходимость делать приношения за грехи, которые совершены по незнанию или в ввиду слабости;

3) повинности - должна приноситься за осознанные грехи или преступления;

4) мира - это знак наивысшей благодарности Господу;

5) бескровная жертва - разнообразные съедобные приношения (мука, вино и т.п.)

«Скажи сынам Израилевым: если мужчина или женщина сделает какой-либо грех против человека, и чрез это сделает преступление против Господа, и виновна будет душа та» [Числа 5,6 ].

Следующим шагом является конкретизация процесс служения господу - назорейство, отныне становящейся своеобразной государственной должностью. Именно это обстоятельство становиться преградой для отвлечения гражданина, который решил полностью посвятить себя подобному служению, от исполнения им своих функциональных и должностных обязанностей. «объяви сынам Израилевым и скажи им: если мужчина или женщина решится дать обет назорейства, чтобы посвятить себя в назореи Господу...то он должен воздержаться от вина и крепкого напитка, и не должен употреблять ни уксусу из вина, ни уксусу из напитка, и ничего приготовленного из винограда не должен пить, и не должен есть ни сырых, ни сушеных виноградных ягод; во все дни назорейства своего не должен он есть [и пить] ничего, что делается из винограда, от зерен до кожи. » [Числа 6, 1-3 ].

Определив субъекты служения, далее следует упорядочение самого процесса служения Господу и жертвоприношений. Ведь в те достаточно примитивные по своему развитию и осознанию жизни древние времена, когда многим на современный взгляд простым, но в тогда необъяснимым, вещам придавалось особое значение и их неукоснительному соблюдению придавалось большое, даже гипертрофированное значение. «Когда Моисей поставил скинию, и помазал ее, и освятил ее и все принадлежности ее, и жертвенник и все принадлежности его, и помазал их и освятил их; один телец, один овен, один однолетний агнец, во всесожжение, один козел в жертву за грех.» [Числа 7 - 1, 15, 16].

Затем происходит персонализация непосредственно видов процесса на священнослужение и жертвоприношение, при этом конкретизируются субъекты, на которые накладывается достаточно большая ответственность за это, и, соответственно, не менее весомое наказание: «объяви Аарону и скажи ему: когда ты будешь зажигать лампады, то на передней стороне светильника должны гореть семь лампад возьми левитов из среды сынов Израилевых и очисти их; а чтобы очистить их, поступи с ними так: окропи их очистительною водою, и пусть они обреют бритвою все тело свое и вымоют одежды свои, и будут чисты; и пусть возьмут тельца и хлебное приношение к нему, пшеничной муки, смешанной с елеем, и другого тельца возьми в жертву за грех; и отдал левитов Аарону и сынам его из

среды сынов Израилевых, чтобы они отправляли службы за сынов Израилевых при скинии собрания и служили охранением для сынов Израилевых, чтобы не постигло сынов Израилевых поражение, когда бы сыны Израилевы приступили к святилищу» [Числа 8 - 1, 7, 8, 19].

Казалось бы, какое отношение к административному процессу могут иметь строения, помазания, животные, лампады, елей и прочие атрибуты священнодействий? Постараемся рассмотреть данный вопрос в разрезе современного адаптированного понимания сущности самого процесса.

Подобное распределение по видовым и родовым признакам соответствует функциям в осуществлении процесса государственного управления. Безусловно, что данные правила относятся к религиозным, регулируя вопросы священнодействий, но анализируя их, мы видим, как подобное распределение тесно переплетено с жизнью всего израильского общества и го административным управлением.

В данных предписаниях мы можем заметить, что некоторые из них являются «зародышами» нормативных указаний, касающихся непосредственно процесса административного управления, который уже начинает осуществляться различными способами: «скажи сынам Израилевым: если кто из вас или из потомков ваших будет нечист от прикосновения к мертвому телу, или будет в дальней дороге, то и он должен совершить Пасху Господню; в четырнадцатый день второго месяца вечером пусть таковые совершат ее и с опресноками и горькими травами пусть едят ее». [Числа 9 -10, 11].

С этими же целями в Древнем Израиле устанавливаются процессуальные нормы, связанные с исполнением обрядов, которые должны были оказывать помощь для укрепления святости, то есть поддержанию административного правопорядка в государстве. В своем большинстве подобные предписания связаны с процессом соблюдения нравственных нормы, которые требовали от каждого человека личной заинтересованности, нравственности, правды и человеколюбия и к близким и ко всем остальным гражданам в государстве (например обрезание; законы о посвящении первородных мужчин; разделении животных на чистых и нечистых и прочие).

Процессу, сутью которого является поддержание «богопорядка», не ограничивались только лишь религиозной области, а постепенно стали занимать весь спектр уклада жизни древнееврейского общества -общественную, государственную, экономическую: «и осмотрите землю, какова она, и народ живущий на ней, силен ли он или слаб, малочислен ли он или многочислен? и какова земля, на которой он живет, хороша ли она или худа? и каковы города, в которых он живет, в шатрах ли он живет или в укреплениях? и какова земля, тучна ли она или тоща? есть ли на ней дерева или нет? будьте смелы, и возьмите от плодов земли» [Числа 13, 19-21].

Интересна реакция Господа на попытки части населения уйти с данной территории, где жизнь стала тяжела для полноценного ее восприятия. Подобное решения граждан означало утрату доверия к власти, в настоящем случае к Господу, и, как последствие, уменьшение электората, то есть верующих. Понимая, что силовыми методами данный вопрос невозможно не решить, а наоборот, лишь усугубить накаленную обстановку, Господь как опытный руководитель приходит к неординарному и единственно верному решению

- переселить всех на новое место, где, по мнению большинства, более лучшие условия для благополучного проживания.

Подобный шаг становиться положительным эффектом для каждой из сторон - Господь снова является в роли самого мудрейшего правителя, а граждане получают именно то, чего они и хотели, только лишь с маленькой оговоркой: «по разрешению вышестоящего руководства»: «И сказал Господь Моисею, говоря: объяви сынам Израилевым и скажи им: когда вы войдете в землю вашего жительства, которую Я даю вам, и будете приносить жертву Господу, всесожжение, или жертву заколаемую, от волов и овец, во исполнение обета, или по усердию, или в праздники ваши, дабы сделать приятное благоухание Господу». [Числа 15, 13].

Благодаря подобной позиции руководства государства одним из главных в направлении государственной жизни закреплялось равенство всех перед правителем. Данная прерогатива кладется и в основу се-мейно-общественных экономических отношениях, и равенства в землевладении, в правах и обязанностях.

В основе материального благосостояния устанавливается земледелие, которое Господь решил сделать основным жизнеобразующим элементом для закрепления еврейского народа на новой для них земле, для его удержания на одном месте.

Закрепление нормативных положений о левитах, которые, по распоряжение Господа, становились единственными из всех жителей Древнего Израиля, имеющих право быть священнослужителями, или вести процесс богослужений и жертвоприношений.

Подобная норма имеет особенное значение, для административного процесса, поскольку подобная позиция указывает на «незыблемость духовной иерар-хии.на недопустимость избранных ... претендовать на большее, чем им поручено». [Шедровицикй Д.В. 761]

Именно в книге Числа Ветхого Завета находит свое «отражение справедливое соответствие прав и обя-занностей»[Лопухин, 255]. Вместе с вышерассмотрен-ными правилами появляется первая и самая главная обязанность израильтян - процесс административной ответственности, связанной с обязанностью по охране и защите государства. Сам процесс исполнения воинской повинности возносится в ранг наиважнейших, которую обязан нести каждый мужчина.

Наряду с исполнением воинской повинности на граждан Древнего Израиля налагается податная повинность, являющаяся прообразом процесса взимания налогов. Создается и соответствующий орган, в обязанность которого входит осуществление процесса отслеживания уплатой податей. Данный государственный орган является религиозной структурой - скинией в связи с тем, что подобные выплаты имели исключительно религиозный характер.

«Объяви левитам и скажи им: когда вы будете брать от сынов Израилевых десятину, которую Я дал вам от них в удел, то возносите из нее возношение Господу, десятину из десятины, - 27 и вменено будет вам это возношение ваше, как хлеб с гумна и как взятое от то-чила...».[Числа 18, 26-27]

Происходит упорядочение структуры государственной власти, разделение ее на ветви, где роль верховного правителя и Царя становится Иегова, который осуществлял процесс управления с помощью законов и через избранных особым способом представителей народа. Появляются и субъекты власти - высший со-

УПОРЯДОЧЕННОСТЬ И СУБЪЕКТИВНАЯ КОНКРЕТИЗАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ НОРМ

вет в лице старейшин, который состоял из семидесяти мужчин, представителей различных колен и племен. Ему поручается процесс управления делами высшей государственной власти, и вменяется в обязанность процесс несения «бремя правления народа» [Числа, 15, 16].

Вполне логично выделяются и субъекты для процесса руководства повседневными делами. К данной категории Господь отнес дела судебные и гражданские, для разрешения которых были назначены соответствующие по своей значимости начальники, получившие наименования судьи народа, ставшие называться ты-сяченачальники, стоначальники, пятидесятиначальни-ки и десятиначальники.

Анализируя вышесказанное, совершенно очевидно прослеживаются вехи, которые в Книге Числа Ветхого Завета определяют направление упорядочения норм административного процесса, описанные в первых трех книгах. В настоящем тексте они конкретизируются по субъектам, обеспечивающих их реализацию и приобретают более расширенные формы. Часть из них уже направлена на процесс административно-государственного управления, в большей степени пока еще относящихся к религиозным порядкам богослужения и жертвоприношения.

Вторая же направляется на обеспечение процесса принятия различных решений по социально-бытовым, культурным и иным опросам, требующих постоянного вмешательства и контроля, что в начинающем развиваться древнем израильском обществе существует необходимость в подобных нормативных установок. Многие административно-процессуальные предписания, ранее записанные общими наставлениями, становятся конкретизированными и персонализированными.

Сам процесс администрирования израильского государства становится упорядоченным, появляется четкое распределение должностей и их обязанностей. Именно в книге Числа определяется целый класс чиновников-священнослужителей, обязанностью которых является процесс администрирования, или священно-служения.

Израильское государство становится на пути укрепления административных управленческих органов, прототипов современных ведомств, и их деятельности. Вместе с этим идет процесс создания единого налогообложения, без которого невозможно существования и дальнейшее развитие любого государства.

Безусловно, что основной задачей административно-процессуальных норм Моисеева Пятикнижия является обеспечение безграничной, единой власти Господа, по этой причине многие предписания посвящены процессу служения Богу, воздания ему необходимых религиозно-ритуальных почестей, а также наказанию за неповиновение этим правилам. Процессуально-административные нормы, относящиеся к социальной стороне жизни народа, несмотря придание им отдельного статуса, тем немее все еще направлены на обеспечение вопросов священнослужения и жертвоприношения.

Тем не менее, в книге Числа Ветхого Завета упорядочение всех административно-процессуальных норм, направлены на закрепление единого административно-государственного управления древне-израильским.

Список литературы:

1. Библия в синодальном переводе. Ветхий За-вет.//М. Российское библейское общество. 2006.

2. Мелехин А.В. Административное право. Учебник //М.- Юстиция, 2016

3. Беспалько В.Г., Религиозные преступления в Моисеевом уголовном праве и их проекции в российском законодательстве Х-ХХ1 вв., Монография // М,. Инфра-М, 2014.

4. Лопухин А.П. Библейская история Ветхого и Нового Заветов.Полное издание в одном томе .// М.: «Издательство АЛЬФА-КНИГА». 2017.

5. Щедровицкий Д.В., Введение в Ветхий завет. Пятикнижие Моисея //М.: Теревинф, 2003.

6. Душакова П.А., Правовое обеспечение государственного стратегического управления, журнал «Социально-политические науки», 2018, № 5.

7. Светличная Т.Б., Слюсарева Т.Г., «Проблемные вопросы административной ответственности за мелкое хулиганство», журнал «Пробелы в российском законодательстве», № 6, 2018

Рецензия

на статью «О вопросах упорядоченности и субъективной конкретизации административно-процессуальных норм в Моисеевом законодательстве (на основе анализа Книги Числа Ветхого Завета)» доцента кафедры административного и финансового права Московского финансово-промышленного университета, кандидата юридических наук Иванова Дмитрия Владимировича

Автор статьи «О вопросах упорядоченности и субъективной конкретизации административно-процессуальных норм в Моисеевом законодательстве (на основе анализа Книги Числа Ветхого Завета)» справедливо обосновывает свою позицию относительно того, что в данном тексте прослеживаются нормы, направленные на упорядочение религиозно-правового порядка осуществления административного процесса в древнем израильском государстве, их проекции на источники современного российского административного права и процесса в более расширенной форме. Совершенно очевидно, что Д.В. Иванов проводит в своей статье определенную линию, суть которой сводится к тому, что в данной книге идет конкретизированное закрепление отдельных видов административного процесса, которые в дальнейшем становятся одними из основополагающих многих современных административных процессов в современной России.

Автор справедливо пишет о том, что, что ключевыми нормами в данной книге являются именно те, которые определяют порядок административного процесса, его основные принципы и сущность, управления, всецело направленных на поддержание единства, целостности, законности и правопорядка одного из первых государств на земле. Именно в Книге Числа Ветхого Завета упорядочение происходит по воли руководителя -Господа, но их обеспечение должно сопровождаться определенными категориями граждан, которые наделяются для этого соответствующими полномочиями Д.В. Иванов логично находит причины для подобных установок - развитие древнего еврейского общества, до этого период времени находившегося в изгнании и, наконец, обретшего свою собственную территорию, и по этой причине имеющего необходимость в обоснованности и законности своих действий.

Обобщая суждения различных ученых (Беспалько В.Г., Мелехин А.В., Лопухин А.П. др.), проводя анализ одного из первых древних религиозных Писаний, Д.В. Иванов предполагает, что нормативные установления в книге Числа Ветхого Завета направлены на упорядочение в единый административно-процессуальный комплекс, необходимый для управления древне-израильским.

С учетом изложенного рецензируемая статья «Расширение законодательных норм об административном

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 80%

управлении в Книге Числа Ветхого Завета» подготовленная кандидатом юридических наук Д.В. Ивановым соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Данная статья может быть рекомендована к публикации в журнале «Пробелы в российском законодательстве».

Рецензент: кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой криминалистики Московского финансово-промышленного университета «Синергия» И.О.Тюнис

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.