_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2015 ISSN 2410-700Х_
УДК 37
Гаджиева Патимат Дайитбеговна
к.п.н., доцент кафедры теории и методики обучения праву ДГПУ timop2012@mail.ru
О ВОПРОСАХ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
В процессе использовании интерактивных форм и методов в учебно-воспитательном процессе вуза следует уделить особое внимание тому, какие условия должны соблюдаться, поскольку эти методы основаны на личной заинтересованности обучающихся и направлены на приобретение ими знаний и навыков, а также максимально приближенных к различным потребностям их профессиональной практической деятельности [2,с.5].
Основными признаками интерактивного образовательного процесса являются: -межличностное, диалогическое взаимодействие в системах «преподаватель - обучающийся» и «обучающийся -обучающийся»;- работа в малых группах на основе кооперации и сотрудничества;-активно-ролевая (игровая) и тренинговая организация обучения.
При подготовке к занятию в интерактивном режиме преподаватель должен обеспечить ряд процессов, являющихся важнейшими условиями его эффективной организации:- создание благоприятного для обучения эмоционального климата и соответствующей учебно - пространственной среды;-организацию продуктивной внутригрупповой и межгрупповой учебной деятельности, осуществление обратной связи с аудиторией, анализ причин успехов и неудач в совместной деятельности.
Ключевой основой обеспечения названных условий интерактивного обучения являются: непосредственный диалог обучающихся с преподавателем, друг с другом или с приглашенными на такие учебные занятия людьми, а также опосредованный диалог с автором учебника или компьютерной программы.
Обобщая вышесказанное, следует отметить , что успех и результативность интерактивного обучения обусловлены: организацией пространства для диалога и дискуссии;- подготовительной работой; нетрадиционной постановкой обсуждаемой проблемы; соблюдением коммуникативных прав личности; использованием «поддерживающих» приемов общения: доброжелательных интонаций, умения задавать конструктивные вопросы и т.д.; стремлением всех сторон найти наиболее оптимальное для данной ситуации решение; навыками анализа и самоанализа, необходимыми для понимания того, как проходил диалог, где и почему обсуждение «провисало», как этого можно избежать в будущем.
В процессе организации групповой учебной деятельности интерактивное обучение следует рассматривать как обучение, построенное на групповом взаимодействии, сотрудничестве, кооперации. При этом активность педагога уступает место активности обучающихся, а задачей педагога становится создание условий для проявления и реализации их образовательной инициативы.
Важным условием организации интерактивного обучения является то, чтобы рефлексия проводилась на каждом нетрадиционном занятии и чтобы в нее на первых порах включались все члены группы.
Приведем примеры возможных вопросов для рефлексии групповой работы: легко ли работать в группе? Кто ощущал себя некомфортно и почему? Всегда ли прав тот, кто берет на себя руководящую роль в группе? Какие чувства испытывает спикер, представляющий мнение группы, но не вполне разделяющий это мнение или недостаточно уверенный в его правильности? К какому результату приводит позиция тех, кто предпочитает отмалчиваться? Что испытывает человек, которому не дают высказаться? Что помогает и что мешает общей работе? Какова должна быть помощь преподавателя? Какой новый опыт вы приобрели в групповой работе? Как можно улучшить работу в группе?
Преподаватель, работая в интерактивном режиме, заинтересован в конструктивной и искренней оценке происходящего, он должен быть готов к различным точкам зрения участников занятий. Случается,
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»
№6/2015
ISSN 2410-700Х
что высказываются и негативные отзывы по поводу проведенного занятия, недостаточной, по мнению обучающихся, помощи преподавателя или неактуальности проблемы, вынесенной на обсуждение [1,с.64].
Учет описанных выше психолого-педагогических условий организации интерактивного обучения позволит наиболее полно реализовать его развивающий и образовательный потенциал, а также осуществить субъект - субъектный подход в организации учебных взаимодействий.
Таким образом интерактивное обучение — несомненно, интересное, творческое, перспективное направление образования. Оно изменяет требования к работе педагога как на этапе подготовки к занятию, когда требуется подготовить большое количество материала, так и во время самого занятия. Если приоритетным становится процесс освоения материала самими обучающимися в совместной деятельности, то информативность как критерий анализа деятельности преподавателя и оценки эффективности занятий становится не столь значимой. Наиболее важными качествами и умениями преподавателя, успешно работающего в интерактивном режиме, становятся:коммуникабельность, развитые коммуникативные умения, позволяющие найти подход к каждому участнику, заинтересованно и внимательно выслушать его, быть естественным, толерантным;умение организовать учебное пространство, располагающее к диалогу, вести диалог, анализировать и корректировать ход обсуждения в группе;умение создавать специальные ситуации, побуждающие обучающихся к интеграции усилий для решения поставленной задачи и др.
Список использованной литературы:
1. Гаджиева П.Д. «Интерактивные методы обучения в образовании»: учебное пособие для студентов и учителей-правоведов. - М.: «Парнас», 2012. - 187 с.
2. Панина Т.С. «Современные способы активизации обучения»: учебное пособие для студентов высших учебных заведений - М.: «Академия», 2006. - 176 с.
© П.Д. Гаджиева, 2015
УДК 378
Гаинцева Ольга Ильинична
аспирант кафедры педагогики УралГУФК
г. Челябинск, РФ E-mail: ogainceva@mail.ru Карпова Ольга Леонидовна д-р пед. наук, профессор УрСЭИ (филиал) ОУП ВО «АТиСО»
г. Челябинск, РФ E-mail: olga.ursei@mail.ru Найн Альберт Яковлевич д-р пед. наук, профессор, зав. кафедрой педагогики УралГУФК, Заслуженный деятель науки РФ г. Челябинск, РФ
МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА КАК ЗАЛОГ УСПЕШНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА ВУЗА
Аннотация
В статье рассматривается мотивация учебной деятельности как система факторов, вызывающих активность и определяющих направленность поведения и деятельности студента. Обозначены технологические приемы и принципы усиления мотивационного эффекта обучения, выявленные и апробированные в опытной работе. Показана организация на занятиях мотивационного эффекта,
263