Научная статья на тему 'Среда графического программирования labview как средство компьютерной виртуальной технологии для организации лабораторного практикума по физике'

Среда графического программирования labview как средство компьютерной виртуальной технологии для организации лабораторного практикума по физике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
395
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВИРТУАЛЬНЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА / ПЕРЕМЕННЫЙ ТОК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воронина Ольга Владиславовна, Булатова Айнура Саматовна

В статье рассмотрены вопросы использования виртуальных компьютерных технологий в учебном процессе на примере задачи школьного физического лабораторного практикума в среде Labview.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воронина Ольга Владиславовна, Булатова Айнура Саматовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Среда графического программирования labview как средство компьютерной виртуальной технологии для организации лабораторного практикума по физике»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»

№6/2015

ISSN 2410-700Х

педагогическом университете, Волгоградском институте экономики, социологии и права позволяют заключить, что процесс формирования информационной компетентности бакалавров имеет наибольшую эффективность и результативность при использовании активных и интерактивных форм и методов обучения, достижений современной теории педагогических измерений, опирающихся на применение компьютерных и телекоммуникационных средств и стимулирующих развитие способности обучаемых в создавшихся новых экономических условиях критически воспринимать и квалифицированно анализировать причины неудач, кроющихся внутри нас самих, готовых к активно-деятельностной самореализации на благо Родины. Список использованной литературы:

1. Байденко В.И. Гуманистическая направленность подлинных болонских реформ (статья третья) // Высшее образование в России. 2009. №10. С.116-126.

2. Буров И.П. Формирование информационной компетентности выпускников вузов по группе направлений подготовки «Экономика и управление» // Национальная ассоциация ученых (НАУ). 2015. № 2 (7). Часть 5. С. 41-43.

3. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. - 2004. - 41 с.

4. Буров И.П. Реализация аксиологического подхода в процессе формирования информационной компетентности выпускников экономического вуза. Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2015. № 16. С. 121-123.

5. Буров И.П. Твердотельное компьютерное моделирование в базовой графической подготовке инженерных кадров // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2005. № 4. С. 84-88.

6. Буров И.П. Перспективы применения информационных технологий для формирования компетенций студентов экономических направлений подготовки // Перспективы развития науки и образования: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 28 февраля 2015 г.: в 13 частях. Часть 5. Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2015. С. 30-32.

7. Нейман Ю.М., Хлебников В.А. Введение в теорию моделирования и параметризации педагогических тестов/ Ю.М.Нейман, В.А.Хлебников - Москва, 2000. - 168 с. с табл. и ил.

© И.П. Буров, 2015

УДК 372.853

Воронина Ольга Владиславовна,

канд. пед. наук, доцент ОмГПУ, Булатова Айнура Саматовна, студентка 5 курса МИФиТ ОмГПУ

г. Омск, РФ E-mail: [email protected]

СРЕДА ГРАФИЧЕСКОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ LABVIEW КАК СРЕДСТВО КОМПЬЮТЕРНОЙ ВИРТУАЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЛАБОРАТОРНОГО

ПРАКТИКУМА ПО ФИЗИКЕ

Аннотация

В статье рассмотрены вопросы использования виртуальных компьютерных технологий в учебном процессе на примере задачи школьного физического лабораторного практикума в среде Labview.

Ключевые слова

информационные технологии, виртуальные компьютерные технологии, лабораторная работа,

переменный ток.

259

Abstract

In the article the questions of the use of virtual computer technologies in the educational process for example of the tasks of the school physics in the Labview.

Keywords

information technology, virtual computer technologies, laboratory work, alternating current.

Виртуальная технология - это процесс, использующий совокупность средств и методов порождения и реализации виртуальных образов и сред для активного взаимодействия с ними или внутри них, а компьютерную виртуальную технологию определяют как реализацию виртуальных технологий с помощью компьютера [1, 1].

Широкое использование виртуальных компьютерных технологий в учебном процессе распространяется и на лабораторный практикум. Виртуальные приборы в учебном процессе позволяют провести эксперименты с оборудованием и материалом, отсутствующим в реальной школьной лаборатории; наглядной имитации реального физического эксперимента, путем использования полученных прежде реальных экспериментальных данных.

Подключение имеющегося лабораторного оборудования и приборов к компьютеру в рамках виртуальной лаборатории позволяет перевести традиционную школьную физическую лабораторию на новый уровень технологий, соответствующий современному потенциалу развития науки и техники.

Существует большое количество программ, позволяющих моделировать объекты и процессы окружающего мира, организовывать компьютерный доступ к реальному лабораторному оборудованию. Примером может служить среда графического программирования LabVIEW, в которой имеется возможность имитировать работу и внешний вид реальных приборов, предоставляя наглядные и простые для конструирования измерительные модули и инструменты взаимодействия с пользователем.

LabVIEW, как виртуальная лаборатория характеризуется наличием специализированного программного обеспечения, позволяющего учащемуся проводить эксперименты в рамках данного лабораторного практикума, наблюдать ход работы и получать необходимый набор данных для последующей обработки эксперимента в соответствии с полученным заданием. В основе LabVIEW лежит концепция графического программирования - последовательное соединение функциональных блоков на блок-диаграмме.

Каждая программа LabVIEW представляет собой отдельный виртуальный прибор, то есть -программный аналог некоторого реально существующего устройства, состоящий из двух взаимосвязанных частей:

S первая часть - лицевая панель, которая представляет внешний вид виртуального прибора, содержащей средства управления и средства визуализации информации - индикаторов (Рис. 1);

вторая часть - это блок-схема (или блок-диаграмма), она описывает алгоритм работы

виртуального прибора (Рис. 2).

В рабочем окне можно отметить многочисленные функциональные блоки, играющие роль "задних контактов" для объектов лицевой панели - терминалы. Каждому терминалу, соответствует какой- либо индикатор или средство управления, расположенные на лицевой панели. Важными элементами блок-схемы являются функциональные узлы, выполняющие предопределенные операции над данными. LabVIEW применяется, прежде всего, в электротехнических установках переменного тока. На Рис. 3 изображена смоделированная блок-схема для двух синусоидальных величин - напряжения и тока с применением

синусоидальных функций при помощи виртуального генератора синусоидальных колебаний. В примере представлены предварительные сведения о виртуальном моделировании напряжений и токов, изменяющихся во времени по синусоидальному закону и об измерениях в цепях переменного тока.

Рисунок -3

Выходные величины синусоидальных функций умножаются соответственно на амплитудные значения напряжения и тока и наблюдаются на виртуальном осциллографе. Затем, с помощью виртуального прибора (Рис.4) можно построить кривые тока и напряжения при различных фазовых сдвигах (от л/2 до - л/2).

Um тан

Рисунок - 4

Программа виртуального прибора позволяет рассчитать широкий диапазон фазовых сдвигов, при этом используя минимальное число приборов для его осуществления, что очень важно при минимальной комплектации физического оборудования в школьных лабораториях.

Применение компьютерной виртуальной технологии для организации лабораторного практикума позволяет развивать процедурные знания (это не только знание теории, но и использование её на практике), исследовательские навыки учащихся; интенсифицировать учебный процесс и активизировать познавательную деятельность учащихся.

Список использованной литературы:

1. Сурменко С. Л., Сурменко О. М. Использование виртуальных технологий в профессиональном обучении /http://ito.edu.ru/2003/in/2/in-2-1585.html

2. LabVIEW National Instruments http://russia.ni.com/labview/whatis

© О.В. Воронина, Булатова А.С., 2015

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2015 ISSN 2410-700Х_

УДК 37

Гаджиева Патимат Дайитбеговна

к.п.н., доцент кафедры теории и методики обучения праву ДГПУ [email protected]

О ВОПРОСАХ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

В процессе использовании интерактивных форм и методов в учебно-воспитательном процессе вуза следует уделить особое внимание тому, какие условия должны соблюдаться, поскольку эти методы основаны на личной заинтересованности обучающихся и направлены на приобретение ими знаний и навыков, а также максимально приближенных к различным потребностям их профессиональной практической деятельности [2,с.5].

Основными признаками интерактивного образовательного процесса являются: -межличностное, диалогическое взаимодействие в системах «преподаватель - обучающийся» и «обучающийся -обучающийся»;- работа в малых группах на основе кооперации и сотрудничества;-активно-ролевая (игровая) и тренинговая организация обучения.

При подготовке к занятию в интерактивном режиме преподаватель должен обеспечить ряд процессов, являющихся важнейшими условиями его эффективной организации:- создание благоприятного для обучения эмоционального климата и соответствующей учебно - пространственной среды;-организацию продуктивной внутригрупповой и межгрупповой учебной деятельности, осуществление обратной связи с аудиторией, анализ причин успехов и неудач в совместной деятельности.

Ключевой основой обеспечения названных условий интерактивного обучения являются: непосредственный диалог обучающихся с преподавателем, друг с другом или с приглашенными на такие учебные занятия людьми, а также опосредованный диалог с автором учебника или компьютерной программы.

Обобщая вышесказанное, следует отметить , что успех и результативность интерактивного обучения обусловлены: организацией пространства для диалога и дискуссии;- подготовительной работой; нетрадиционной постановкой обсуждаемой проблемы; соблюдением коммуникативных прав личности; использованием «поддерживающих» приемов общения: доброжелательных интонаций, умения задавать конструктивные вопросы и т.д.; стремлением всех сторон найти наиболее оптимальное для данной ситуации решение; навыками анализа и самоанализа, необходимыми для понимания того, как проходил диалог, где и почему обсуждение «провисало», как этого можно избежать в будущем.

В процессе организации групповой учебной деятельности интерактивное обучение следует рассматривать как обучение, построенное на групповом взаимодействии, сотрудничестве, кооперации. При этом активность педагога уступает место активности обучающихся, а задачей педагога становится создание условий для проявления и реализации их образовательной инициативы.

Важным условием организации интерактивного обучения является то, чтобы рефлексия проводилась на каждом нетрадиционном занятии и чтобы в нее на первых порах включались все члены группы.

Приведем примеры возможных вопросов для рефлексии групповой работы: легко ли работать в группе? Кто ощущал себя некомфортно и почему? Всегда ли прав тот, кто берет на себя руководящую роль в группе? Какие чувства испытывает спикер, представляющий мнение группы, но не вполне разделяющий это мнение или недостаточно уверенный в его правильности? К какому результату приводит позиция тех, кто предпочитает отмалчиваться? Что испытывает человек, которому не дают высказаться? Что помогает и что мешает общей работе? Какова должна быть помощь преподавателя? Какой новый опыт вы приобрели в групповой работе? Как можно улучшить работу в группе?

Преподаватель, работая в интерактивном режиме, заинтересован в конструктивной и искренней оценке происходящего, он должен быть готов к различным точкам зрения участников занятий. Случается,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.