Научная статья на тему 'Исследование процесса формирования информационной компетентности академических бакалавров в сфере экономики'

Исследование процесса формирования информационной компетентности академических бакалавров в сфере экономики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ / СРЕДСТВА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буров Иван Петрович

На основе анализа данных проведенных автором НИР в ряде образовательных учреждений ВПО г. Волгограда построены характеристические кривые предложенного показателя уровня развития информационной компетентности обучаемых, позволяющие прогнозировать результативность поставленного образовательного процесса и обосновать необходимость соответствующих корректирующих действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование процесса формирования информационной компетентности академических бакалавров в сфере экономики»

международный научный журнал «символ науки»

№6/2015

issn 2410-700х

Рассмотренные примеры профориентационных игр в проведении профессиональной консультации, по нашему мнению, позволят повысить у игроков уровень готовности осознанно выстраивать свои жизненные и профессиональные перспективы, выделяя и логически связывая основные события собственной жизни.

Рассмотренные и проанализированные методики по профориентации старших школьников сводятся к показателям готовности старшеклассников к профессиональной подготовки. Показателями познавательного критерия являются: наличие необходимых знаний о мире труда, себе, общих и специальных умениях, навыках, знание профессий, их содержания, общественной значимости. Ценностно-ориентационный критерий включает такие показатели: наличие мотива выбора пути перспективного обучения, положительное отношение к ситуации его выбора, активная позиция принятия решения, умение оценивать свои способности и реальные возможности при выборе будущей профессии. Деятельностно-преобразовательный критерий раскрывается через следующие показатели: умение ставить цель выбора профиля обучения, самоанализ выбора будущей профессии, самоконтроль и коррекция профессиональных планов, а также самоактулизация потенциальных возможностей, направленных на формирование готовности к принятию решения о выборе будущей профессии.

Профориентационная деятельность в старших классах должна быть системной, комплексной, целостной и непрерывной. Включение старшеклассников в деятельность по профессиональному самоопределению должна быть на добровольной основе. Уровень профессиональной ориентации старшеклассников повысится при условии организации в образовательных учреждениях социально-педагогической деятельности по данному направлению. Социально-педагогическая работа со старшеклассниками по профессиональной ориентации должна в полной мере учитывать актуальные возрастные потребности учащихся и противоречия, возникающие при их реализации.

Список использованной литературы: 1.Резапкина, Г.В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника [Текст] / Г. В. Резапкина. - М. : Генезис, 2012. - 140 с.

2.Черникова, Т.В. Профориентация старшеклассников [Текст] / Т.В. Черникова. - М. : Волгоград, 2013. - 120 с.

© Е В. Астрицова, Махова А. В. 2015

УДК 378.147

Буров Иван Петрович

канд. техн. наук, доцент НОУ ВПО «ВИЭСП»,

г. Волгоград, РФ E-mail: [email protected]

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ АКАДЕМИЧЕСКИХ БАКАЛАВРОВ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ

Аннотация

На основе анализа данных проведенных автором НИР в ряде образовательных учреждений ВПО г. Волгограда построены характеристические кривые предложенного показателя уровня развития информационной компетентности обучаемых, позволяющие прогнозировать результативность поставленного образовательного процесса и обосновать необходимость соответствующих корректирующих действий.

Ключевые слова

Информационная компетентность, показатель качества обучения, средства информационных

технологий.

_международный научный журнал «символ науки» №6/2015 issn 2410-700х_

Жизненная необходимость перехода страны на путь развития отечественных импортозамещающих технологий и доминирования науко- и интеллектуальноемкой экономики определяют значительную роль кадров высшей квалификации, владеющих современными информационными технологиями, в социально-экономической жизни общества, особенно четко обозначают актуальность проблемы развития информационной компетентности студентов экономического вуза, осознающих, что их будущая деятельность не является социально-нейтральной, а может оказать значительное влияние на положение общества в целом, что требует существенного обновления содержания учебного процесса таким образом, чтобы студенты, выпускники и преподаватели вузов обладали подготовкой, позволяющей им реагировать на изменяющиеся потребности быстро развивающегося общества [1, с. 117].

В отечественной системе образования принято считать, что информационная компетентность как качество выпускника учебного заведения, представляющее собой совокупность знаний, умений и ценностного отношения к эффективному осуществлению различных видов информационной деятельности и использованию новых информационных технологий для решения профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях отечественной экономики [2, с. 41], является слагаемым результативно-целевой основы компетентностного подхода в образовании [3, с. 25], который в условиях ФГОС ВПО предполагает прежде всего ориентацию на результаты образования, т.е. ожидаемые и измеряемые конкретные достижения студентов и выпускников, выраженные на языке знаний, умений, навыков, способностей, компетенций, которые описывают, что будет в состоянии делать студент по завершении всей или части образовательной программы, и означает стремление достичь большей точности в определении того, чем завершится образовательный процесс для каждого студента.

В течение последних лет автором проведены исследования в рамках научно-исследовательских работ по темам «Разработка содержания и педагогического обеспечения целостного учебного процесса вуза в системе многоуровневого образования», «Модели и методы оценивания знаний в педагогическом тестировании», «Методологическое обеспечение текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов в условиях ФГОС ВПО» в ряде образовательных учреждений высшего профессионального образования города Волгограда. В ходе изысканий в качестве теоретико-методологической стратегии развития информационной компетентности академических бакалавров автором был выбран аксиологический подход [4, с. 121] как интегрирующая стратегия профессионального образования, направляемая на принятие ценностей познавательной и профессиональной деятельности, организацию личностного взаимодействия студентов с техническими средствами обучения, интериоризацию общественных и профессиональных ценностей, становление активной социальной и профессиональной позиции академического бакалавра.

В настоящее время квалификационные требования к выпускникам вузов предполагают обладание ими ряда общепрофессиональных, профессиональных или профессионально-прикладных компетенций, связанных с использованием средств вычислительной техники и телекоммуникаций в будущей деятельности. Компьютерные технологии в процессе обучения, с одной стороны, являются предметом изучения в цикле дисциплин информатики, а с другой - инструментом образовательной деятельности в ходе всего обучения в вузе. Этот благоприятствующий успеху и результативности познавательной практики студента факт позволяет имитировать реальные профессиональные экономические, социальные и бизнес-ситуации, в условиях которых преподаватель и студенты выступают одновременно в качестве источников и потребителей информации в ходе целенаправленного интерактивного взаимодействия, воспринимая, осмысливая и оценивая значительный объем данных. Ход поставленной автором педагогической практики в рамках исследований подтверждает сформулированные ранее выводы о том, что современные средства информационных технологий, используемые в учебном процессе, обеспечивают не только применение активных методов обучения, интерактивное взаимодействие участников учебного процесса, при котором студент становится лицом воспринимающим и синтезирующим информацию, но и профессиональное самоопределение бакалавров соответствующего профиля подготовки, а также высокую мотивацию приобретения высшего образования. Главной задачей преподавателя в этом случае является устранение

международный научный журнал «символ науки»

№6/2015

issn 2410-700х

психологического барьера, препятствующего пониманию учебного материала, и раскрытие в примерах процессов и явлений предметной области [5, с. 85].

Как показано в работах, выполненных автором, современные средства информационных технологий позволяют обеспечивать и непрерывный мониторинг, оценку знаний, умений и навыков, приобретенных студентами в ходе обучения, с использованием тестирующих систем, спроектированных в соответствии с выбранной квалиметрической моделью контроля качества образовательного процесса, позволяющей дать наиболее объективные результаты тестирования и гарантирующей надежность, содержательную и критериальную валидности тестовых заданий [6, с. 31]. При этом проявление компетентности оценивается на основе сформированной у студента совокупности умений, отражающих эту компетентность, и его психологических реакций, проявляющихся в разнообразных ситуациях, максимально приближенных к будущей профессиональной деятельности.

Разработанная автором система тестов в соответствии с аксиологическим подходом и использованием логистической модели нечеткого оценивания знаний с условно-постоянным уровнем трудности задания по дисциплинам подготовки в сфере информационных технологий включает в себя два набора тестовых заданий закрытой и открытой форм. В разработанной системе использована теория параметризации педагогических тестов по Г. Рашу [7, с. 144], которая обеспечила построение метрической шкалы выставочных баллов и переход от формального ранжирования участников тестирования к измерению уровня развития информационной компетентности студентов.

На основе анализа данных проведенного автором исследования предложен эмпирический обобщенный показатель уровня развития информационной компетентности обучаемых: Р = (М + Q - К - L) / 2L,

где: М - семестровый рейтинг; Q - рейтинг экзамена; К - рейтинг ЕГЭ;

L - рейтинг входного контроля; и построены его характеристические кривые в зависимости от рейтинга входного контроля Р = а ■ е Ь'1 на основе обобщения результатов подготовки студентов 1 курса направлений «Прикладная информатика» и «Экономика» по дисциплинам «Информационные системы и технологии» и «Информационные технологии» при параметрах соответственно: а = 5,7, Ь = -6,2 и а = 2,7, Ь = -3,3 (рисунок 1).

Рисунок 1 - Характеристические кривые показателя уровня развития информационной

компетентности обучаемых

Полученная экспоненциальная зависимость показателей качества обучения предоставила возможность эффективного прогнозирования результативности поставленного образовательного процесса, а также обоснование необходимости корректирующих действий в отношении информационной компетентности студента при реализации индивидуальных или групповых траекторий обучения.

Проведенные автором исследования, опыт применения информационных технологий в подготовке студентов экономических направлений бакалавриата в Волгоградском филиале Российского государственного торгово-экономического университета, Волгоградском государственном социально-

международный научный журнал «символ науки»

№6/2015

issn 2410-700х

педагогическом университете, Волгоградском институте экономики, социологии и права позволяют заключить, что процесс формирования информационной компетентности бакалавров имеет наибольшую эффективность и результативность при использовании активных и интерактивных форм и методов обучения, достижений современной теории педагогических измерений, опирающихся на применение компьютерных и телекоммуникационных средств и стимулирующих развитие способности обучаемых в создавшихся новых экономических условиях критически воспринимать и квалифицированно анализировать причины неудач, кроющихся внутри нас самих, готовых к активно-деятельностной самореализации на благо Родины. Список использованной литературы:

1. Байденко В.И. Гуманистическая направленность подлинных болонских реформ (статья третья) // Высшее образование в России. 2009. №10. С.116-126.

2. Буров И.П. Формирование информационной компетентности выпускников вузов по группе направлений подготовки «Экономика и управление» // Национальная ассоциация ученых (НАУ). 2015. № 2 (7). Часть 5. С. 41-43.

3. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. - 2004. - 41 с.

4. Буров И.П. Реализация аксиологического подхода в процессе формирования информационной компетентности выпускников экономического вуза. Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2015. № 16. С. 121-123.

5. Буров И.П. Твердотельное компьютерное моделирование в базовой графической подготовке инженерных кадров // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2005. № 4. С. 84-88.

6. Буров И.П. Перспективы применения информационных технологий для формирования компетенций студентов экономических направлений подготовки // Перспективы развития науки и образования: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 28 февраля 2015 г.: в 13 частях. Часть 5. Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2015. С. 30-32.

7. Нейман Ю.М., Хлебников В.А. Введение в теорию моделирования и параметризации педагогических тестов/ Ю.М.Нейман, В.А.Хлебников - Москва, 2000. - 168 с. с табл. и ил.

© И.П. Буров, 2015

УДК 372.853

Воронина Ольга Владиславовна,

канд. пед. наук, доцент ОмГПУ, Булатова Айнура Саматовна, студентка 5 курса МИФиТ ОмГПУ

г. Омск, РФ E-mail: [email protected]

СРЕДА ГРАФИЧЕСКОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ LABVIEW КАК СРЕДСТВО КОМПЬЮТЕРНОЙ ВИРТУАЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЛАБОРАТОРНОГО

ПРАКТИКУМА ПО ФИЗИКЕ

Аннотация

В статье рассмотрены вопросы использования виртуальных компьютерных технологий в учебном процессе на примере задачи школьного физического лабораторного практикума в среде Labview.

Ключевые слова

информационные технологии, виртуальные компьютерные технологии, лабораторная работа,

переменный ток.

259

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.