Научная статья на тему 'Формирование профориентационных предпочтений старшеклассников: методический аспект'

Формирование профориентационных предпочтений старшеклассников: методический аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
721
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ / ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / ГРУППОВЫЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Астрицова Елена Вячеславовна

В статье рассматриваются основные цели и задачи профориентационной работы в старших классах. Анализируются методики, используемые для выбора будущей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование профориентационных предпочтений старшеклассников: методический аспект»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2015 ISSN 2410-700Х_

УДД 37.047

Астрицова Елена Вячеславовна

студентка 4 курса бакалавриата направления подготовки «Педагогическое образование», профиль «Экономика» «Кубанский Государственный университет» филиал в г. Славянске-на-Кубани, Российская федерация

lena.astritsova@mail.ru Махова А. В. - научный руководитель доцент кафедры социально-экономических дисциплин,

кандидат экономических наук

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ:

МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Аннотация

В статье рассматриваются основные цели и задачи профориентационной работы в старших классах. Анализируются методики, используемые для выбора будущей профессиональной деятельности.

Ключевые слова

Профориентационные предпочтения, профориентационная деятельность, профессиональная диагностика, профессиональное просвещение, групповые коррекционно-развивающие занятия, профессиональная

консультация.

На сегодняшний день, по мнению ряда исследователей, образовательная среда школы, особенно создаваемая при профориентации старших школьников, может и должна претендовать на место ядра, которое содержательными линиями распространяется на всю бытийную образовательную среду. Существуют различные подходы к определению профессиональной ориентации. Рассмотрим один из них.

Профессиональная ориентация - это обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических, производственно - технических мер, направленных на оказание помощи учащимся и молодежи в профессиональном самоопределении [2, с. 111].

Определим основные цели профессиональной ориентации [1, с.95]:

1.Обеспечение социальных гарантий в сфере свободного выбора профессии, формы занятости и путей самореализации личности в условиях рыночных отношений;

2.Достижение сбалансированности между профессиональными интересами человека, его психофизиологическими особенностями и возможностями рынка труда;

3.Прогнозирования профессиональной успешности в какой-либо сфере трудовой деятельности;

4.Содействия непрерывному росту профессионализма личности как важнейшего условия ее удовлетворенности трудом и собственным социальным статусом, реализации индивидуального потенциала, формирования здорового образа жизни и достойного благосостояния.

Рассмотрим основные задачи профессиональной ориентации:

- постепенное формирование у школьников внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению перспектив своего профессионального развития;

- воспитание положительного отношения к труду

- развитие познавательного интереса к трудовой деятельности;

- оказание социально-психологической поддержки учащихся;

- формирование целеустремленности, предприимчивости, деловитости;

- диагностика ценностных ориентаций, установок в выборе профессии, профессиональной предрасположенности;

- создание программы реализации профессионального выбора учащегося.

Модель работы в средней школе по профессиональной ориентации старшеклассников включает такие составные компоненты как:

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2015 ISSN 2410-700Х_

- Профессиональную диагностику.

- Профессиональное просвещение.

- Групповые коррекционно-развивающие занятия.

- Профессиональную консультацию.

Проанализируем каждый из компонентов подробнее.

Профессиональная диагностика. Для того чтобы выбрать профессию ученику необходимо определится какими трудовыми качествами он обладает и чем он в будущем планирует заниматься. С помощью различных диагностических методик и тестов можно определить интересы и предпочтения ученика, мотивы выбора им той или иной профессии, некоторые особенности его характера, личности, имеющие значение для выбора профессии. Конечно, полученные результаты е дадут однозначного ответа какую профессию выбрать, однако они могут дать направления дальнейшей работы по поиску наиболее подходящей трудовой деятельности. Считаем, что на данном этапе необходимо проводить групповые занятия, в ходе которых учащиеся проходят различные тесты и диагностические методики, призванные определить профессиональный тип личности, характерологические особенности личности, мотивы выбора ими той или иной профессии. Рассмотрим диагностические методики и тесты.

Таблица 1

Диагностические методики

Вид методики Пример

Методика Л.А.Иовайши Методика направлена на определение типа склонностей к работе: с людьми, умственного характера, на производстве, склонность к эстетике и искусству, к подвижным видам деятельности, к планово-экономическим видам работ. Респондентам предлагается 30 вопросов с двумя вариантами ответа, необходимо выбрать наиболее предпочтительный. Обработка результатов: по ключу к методике подсчитываются баллы для каждого типа склонностей.

Профориентационная анкета Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова. Методика содержит 2 блока: «Я хочу» и «Я могу». В каждом блоке респондентам предлагается 7 миниблоков утверждений по 5 в каждом. Каждое утверждение надо оценить по 4-балльной системе (от 0 до 4). Обработка результатов: подсчитываются баллы по каждому миниблоку, и определяется, к какому типу профессий, разделенных по предмету труда и по характеру труда, наиболее расположен респондент;

«Есть ли у вас деловая хватка». Методика предназначена для определения уровня развития деловой хватки. Респондентам предлагается 8 вопросов с тремя вариантами ответов в каждом. Обработка результатов: по ключу к методике подсчитываются баллы, и определяется уровень развития деловой хватки;

Рассмотренные диагностические методики имеют общую целевую направленность, а именно, личность изучается по проявлениям активности (в том числе при выборе профессии). Качества личности проявляются во всех областях жизнедеятельности, в том числе в профессиональной деятельности и при выборе профессии. При этом в выборе профессии основополагающее значение принадлежит системе ценностей человека, определяемых его глубокими, коренными потребностями.

Профессиональное просвещение - ознакомление школьников с различными видами труда в обществе, разнообразием и особенностями профессий, тенденциями их развития, потребностями в кадрах хозяйства страны и конкретного региона, путями получения профессии, особенностями трудоустройства и последующего профессионального роста.

Целью профессионального просвещения является создание реальных представлений о мире профессий в целом, осознание содержания и качественных особенностей основных трудовых задач, функций, прогнозирования работы по конкретным профессиям.

На данном этапе целесообразно проводить различные профориентационные игры. Приведем наиболее подходящие, на наш взгляд, примеры профориентационных игр.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2015 ISSN 2410-700Х_

Таблица 2

Примеры профориентационных игр

Пример Основная цель

«Пришельцы» Помочь подростку в осознании труда как человеческой и общественной ценности.

«Остров» Знакомство с потребностями народного хозяйства в кадрах, с проблемой непрестижных профессий и осознание учащимися своей гражданской зрелости.

«Три судьбы» Помочь учащимся разобраться в основных смыслах трудовой жизни применительно к различным стереотипам людей: труженика, лентяя, бездарности.

Актуальная особенность приведенных профориентационных игр заключается в создание более непринужденной, доброжелательной и естественной, чем обычно, атмосферы работы со старшеклассниками, а также в моделировании отдельных элементов профессионального, жизненного и личностного самоопределения.

Тренинговые занятия предназначены для более четкого определения предпочтительной профессии, для расширения знаний учащихся о профессиях, информационной и психологической подготовки их к вступительным экзаменам и прохождению собеседования при приеме на работу, для осознания учащимися возможных препятствий на пути к профессиональным достижениям.

Для данного вида занятия используется игровой метод. Ознакомимся с примерами методик для проведения тренинговых занятий.

Таблица 3

Примеры методик

Пример Основная цель

«Перекресток» Определения наиболее предпочтительных для учащихся предметов (сфер) труда и средств труда, а также определение наиболее привлекательного для учащихся уровня профессионального образования и уровня самостоятельности в труде.

«Я - компаньон» Ознакомление старшеклассников с особенностями коммерческой деятельности, с взаимоотношениями между компаньонами.

«Торг» Смоделировать некоторые действия, связанные с достижением различных жизненных благ и ценностей.

«Защита профессии перед родителями» Научить обучающихся аргументировано отстаивать свой профессиональный выбор перед обществом.

Данные методики повышают уровень ориентации в мире профессионального труда и способствуют лучшему осознанию особенностей профессий, связанных с престижностью, повышают уверенность в выборе будущей профессии и знакомят учащихся с особенностями рынка труда.

Профессиональная консультация - действенная помощь в трудовом самоопределении учащихся, основанная на индивидуальном изучении личности.

В ходе профконсультации учащиеся получают информацию о производственных, социальных и материальных условиях, в которых они будут находиться в связи с выбором ими соответствующей профессии.

Помимо этого, на консультации учащимся предоставляется информация о показаниях и противопоказаниях к профессиям, различных методиках и способах диагностирования, чтобы в необходимых случаях выполнить эту процедуру. Рассмотрим примеры игр для успешного проведения профессиональной консультации.

Таблица 4

Примеры игр

Пример Основная цель

«Человек-судьба-черт» Моделирование жизненной и профессиональной перспективы учащегося.

«Профессьянс «Формула-5», Оперативный поиск наиболее привлекательной для клиента профессии,а также знакомство с основными группами характеристик профессионального труда.

«Профконсультационные перечни» Технологизировать процесс индивидуальной профконсультации, используя для этого специальную систему подсказок для консультанта и клиента в виде «перечней» совместно обсуждаемых и выбираемых объектов (различных характеристик профессии, факторов выбора и т.п.). В основе этой методики лежит развернутая схема построения личной профессиональной перспективы.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»

№6/2015

ISSN 2410-700Х

Рассмотренные примеры профориентационных игр в проведении профессиональной консультации, по нашему мнению, позволят повысить у игроков уровень готовности осознанно выстраивать свои жизненные и профессиональные перспективы, выделяя и логически связывая основные события собственной жизни.

Рассмотренные и проанализированные методики по профориентации старших школьников сводятся к показателям готовности старшеклассников к профессиональной подготовки. Показателями познавательного критерия являются: наличие необходимых знаний о мире труда, себе, общих и специальных умениях, навыках, знание профессий, их содержания, общественной значимости. Ценностно-ориентационный критерий включает такие показатели: наличие мотива выбора пути перспективного обучения, положительное отношение к ситуации его выбора, активная позиция принятия решения, умение оценивать свои способности и реальные возможности при выборе будущей профессии. Деятельностно-преобразовательный критерий раскрывается через следующие показатели: умение ставить цель выбора профиля обучения, самоанализ выбора будущей профессии, самоконтроль и коррекция профессиональных планов, а также самоактулизация потенциальных возможностей, направленных на формирование готовности к принятию решения о выборе будущей профессии.

Профориентационная деятельность в старших классах должна быть системной, комплексной, целостной и непрерывной. Включение старшеклассников в деятельность по профессиональному самоопределению должна быть на добровольной основе. Уровень профессиональной ориентации старшеклассников повысится при условии организации в образовательных учреждениях социально-педагогической деятельности по данному направлению. Социально-педагогическая работа со старшеклассниками по профессиональной ориентации должна в полной мере учитывать актуальные возрастные потребности учащихся и противоречия, возникающие при их реализации.

Список использованной литературы: 1.Резапкина, Г.В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника [Текст] / Г. В. Резапкина. - М. : Генезис, 2012. - 140 с.

2.Черникова, Т.В. Профориентация старшеклассников [Текст] / Т.В. Черникова. - М. : Волгоград, 2013. - 120 с.

© Е В. Астрицова, Махова А. В. 2015

УДК 378.147

Буров Иван Петрович

канд. техн. наук, доцент НОУ ВПО «ВИЭСП»,

г. Волгоград, РФ E-mail: ivanov_00@bk.ru

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ АКАДЕМИЧЕСКИХ БАКАЛАВРОВ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ

Аннотация

На основе анализа данных проведенных автором НИР в ряде образовательных учреждений ВПО г. Волгограда построены характеристические кривые предложенного показателя уровня развития информационной компетентности обучаемых, позволяющие прогнозировать результативность поставленного образовательного процесса и обосновать необходимость соответствующих корректирующих действий.

Ключевые слова

Информационная компетентность, показатель качества обучения, средства информационных

технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.