МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»
№6/2015
ISSN 2410-700Х
что высказываются и негативные отзывы по поводу проведенного занятия, недостаточной, по мнению обучающихся, помощи преподавателя или неактуальности проблемы, вынесенной на обсуждение [1,с.64].
Учет описанных выше психолого-педагогических условий организации интерактивного обучения позволит наиболее полно реализовать его развивающий и образовательный потенциал, а также осуществить субъект - субъектный подход в организации учебных взаимодействий.
Таким образом интерактивное обучение — несомненно, интересное, творческое, перспективное направление образования. Оно изменяет требования к работе педагога как на этапе подготовки к занятию, когда требуется подготовить большое количество материала, так и во время самого занятия. Если приоритетным становится процесс освоения материала самими обучающимися в совместной деятельности, то информативность как критерий анализа деятельности преподавателя и оценки эффективности занятий становится не столь значимой. Наиболее важными качествами и умениями преподавателя, успешно работающего в интерактивном режиме, становятся:коммуникабельность, развитые коммуникативные умения, позволяющие найти подход к каждому участнику, заинтересованно и внимательно выслушать его, быть естественным, толерантным;умение организовать учебное пространство, располагающее к диалогу, вести диалог, анализировать и корректировать ход обсуждения в группе;умение создавать специальные ситуации, побуждающие обучающихся к интеграции усилий для решения поставленной задачи и др.
Список использованной литературы:
1. Гаджиева П.Д. «Интерактивные методы обучения в образовании»: учебное пособие для студентов и учителей-правоведов. - М.: «Парнас», 2012. - 187 с.
2. Панина Т.С. «Современные способы активизации обучения»: учебное пособие для студентов высших учебных заведений - М.: «Академия», 2006. - 176 с.
© П.Д. Гаджиева, 2015
УДК 378
Гаинцева Ольга Ильинична
аспирант кафедры педагогики УралГУФК
г. Челябинск, РФ E-mail: ogainceva@mail.ru Карпова Ольга Леонидовна д-р пед. наук, профессор УрСЭИ (филиал) ОУП ВО «АТиСО»
г. Челябинск, РФ E-mail: olga.ursei@mail.ru Найн Альберт Яковлевич д-р пед. наук, профессор, зав. кафедрой педагогики УралГУФК, Заслуженный деятель науки РФ г. Челябинск, РФ
МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА КАК ЗАЛОГ УСПЕШНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА ВУЗА
Аннотация
В статье рассматривается мотивация учебной деятельности как система факторов, вызывающих активность и определяющих направленность поведения и деятельности студента. Обозначены технологические приемы и принципы усиления мотивационного эффекта обучения, выявленные и апробированные в опытной работе. Показана организация на занятиях мотивационного эффекта,
263
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2015 ISSN 2410-700Х_
позволяющая определить картину заинтересованности учащихся, выявить проблемные зоны и наметить пути изменения ситуации по воспитанию мотивации учебной деятельности как фактора успешной профессиональной подготовки выпускников вуза.
Ключевые слова
Мотивация. Студенты. Учебная деятельность. Профессиональная подготовка.
В условиях перманентных преобразований в российском образовании одной из приоритетных проблем становится мотивация учебной деятельности обучающихся. Она, по мнению И. П. Ильина, является сегодня фундаментальной в психолого-педагогической науке [2, с. 179-180]. Это требует иных подходов к организации подготовки выпускников вуза.
Деятельность преподавателя становится все более сложной. Работать со студентами методами стимуляции и даже серьезное рейтинговое поощрение не всегда приводит к достижению цели [5, с. 74]. Поэтому необходимо иметь более эффективные технологии. Одной из таковых является, как показал опыт [1; 3; 6] мотивация учебной деятельности обучающихся.
Мотивация, это важный процесс психической регуляции, влияющий на деятельность, мобилизуемой для выполнения конкретной учебной задачи. Мотив - это гипотетический конструкт, понятие, которое используется для объяснения индивидуальных различий в деятельности, осуществляющейся в идентичных условиях [2, с. 197]. Мы рассматриваем мотивацию как систему факторов, вызывающих активность и определяющих направленность поведения и деятельности студента.
Анализируя содержание дефиниции «учебная деятельность», можно заметить, что она используется достаточно наукоемко и широко: для обозначения и ситуативных образований, инициирующих конкретную деятельность или отдельные действия и устойчивых психологических образований, мотивирующих выбор целей, средств и способов действий, формирующих смысл деятельности и первопричин поведения субъекта.
В «Кратком словаре иностранных слов» [4], понятие «мотивация учебной деятельности» трактуется как совокупность внешних побуждений, индивидуальных стремлений и рациональных доводов, определяющих принятие человеком аргументированного решения о продолжении учебной деятельности; персонифицированный процесс формирования внутренней готовности к принятию такого решения, обусловленный социальными обстоятельствами и личностными качествами человека, определяющими и стимулирующими его учебно-познавательную активность.
Как верно, на наш взгляд утверждает О. В. Вильгаук, одной из эффективных технологий работы по мотивации учебной деятельности с учащимися становится определение их познавательных, социальных потребностей и способов удовлетворения. В этом случае достаточно, по мнению автора, использовать понятие «внутренний клиент». Так как с учащимися преподаватель работает как с клиентами - определяет их мотивацию учебной деятельности и старается ее активизировать и качество изменять согласно социальному заказу общества [1, с. 67-69].
Проблема мотивации учебной деятельности заключается не в том, чтобы заставить студента делать «как все», а в том, чтобы найти технологии, удовлетворяющие социальный заказ общества - подготовка выпускника вуза, конкурентоспособного на рынке труда. Признавая ценность образования, современное общество подвергает сомнению содержание образовательных программ. Очень часто приходится слышать мнения о ненужности некоторых тем, разделов и даже дисциплин. Это достаточно упрощенный подход.
В условиях рыночной экономики практически каждому человеку приходится не только часто менять место работы, но на протяжении трудовой жизни в среднем 5-6 раз менять профессию. И, как утверждает Л. В. Львов, любая специализация, профилизация на ранних этапах становления личности, ведет к сужению возможностей личности, к «профессиональному идиотизму». Ни общее образование без профессионального, ни профессиональное образование без общего не могут быть полноценными - это две стороны медали, которые невозможно разъединить [5, с. 29-30]. Но если общее образование должно быть для всех, если оно должно принадлежать всему обществу, то и определять его структуру и содержание должно все общество. То есть при разработке программ, планов участвуют как «узкие» специалисты - преподаватели в определенной области образования, так и представители различных слоев общества, которые потребляют продукцию образования, то есть приглашают на работу выпускников, предоставляют им рабочие места.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2015 ISSN 2410-700Х_
Для усиления мотивационного эффекта обучения в нашей опытной работе апробированы следующие технологические приемы:
• убеждения, предполагающие разумные убеждения какого-то понятия, нравственной позиции, оценки происходящего. Для учащихся это означает оценивание информации, и либо они утверждаются в своих взглядах, позициях и корректируют их, либо, убеждаясь в правоте сказанного формируют новую, личностно значимую систему взглядов на мир, общество, социальные отношения;
• различные формы моделирования возможных последствий: исторические аналогии, отрывки из литературных источников, биографии профессионального становления, как позитивные, так и негативные, выпускников колледжа;
• внушение значимости учебной деятельности осуществляется путем многократного эмоционального повторения словесных конструктов;
• создание на занятиях «ситуаций успеха». Эта технология представляет собой выстраивание цепочки ситуаций, в которых студент добивается хороших результатов и это ведет к возникновению у него чувства уверенности в своих силах (А. С. Белкин, 2004).
Наиболее эффективной технологией для обеспечения успеха обучающихся является процессуальная теория ожидания [4, с. 689]. В случае анализа мотивации к учебной деятельности эта теория выделяет важность следующих взаимосвязей: ожидания соотношения между затраченными усилиями и полученными результатами; ожидания определенного вознаграждения или поощрения в ответ на достигнутый уровень результатов и предполагаемая степень удовлетворения. Согласно этой теории ожидания, если значение любого из этих факторов будет мало то, следовательно, будет слабой мотивация учебной деятельности в целом.
Следуя этим особенностям, организация ситуации успеха должна исходить из ожиданий учащегося. Для этого необходимо наблюдать за состоянием студента и определить его активные ожидания. Важно спрогнозировать успех для тех, кто ориентирован на надежды и ожидания. Важно при этом отметить успех обучающихся, которые достигают реальных достижений.
Для достижения эффективности мотивации учебной деятельности важно использовать ряд апробированных в опытной работе принципов:
• принцип паритетного сотрудничества, который проявляется в отношениях между преподавателем и обучающимися. В этих отношениях признается неповторимость личности обучающегося, уважение к его мыслям и, следовательно, признается право на сотрудничество. Оно проявляется во взаимном уважении личностей, готовности помогать самореализации возможностей студента;
• принцип планомерного повышения трудности в усвоении учебного материала: успех, который дается преодолением трудностей (например, при решении проблемной задачи) воспринимается как заслуженный результат, а успех без преодоления трудностей вызывает самоуспокоение и не способствует закреплению мотивации;
• принцип «преодоления себя» состоит в том, что задания, решаемые учащимися, должны быть посильными для него, не трудными и не легкими. Посильные задания стимулируют, выявляют по мере того, как учащийся с ними справляется, повышающийся уровень доступных ему достижений, и повышают тем самым уровень его притязаний, готовность и охоту браться за дальнейшие, все более трудные задачи.
Эффективной технологией мотивации учебной деятельности является организация на занятиях мотивационного эффекта. Для этого можно использовать следующий тест «Десять критериев, мотивирующих мотивацию» [1, с. 67-69]. Методом интроспекции (самонаблюдения) педагог может на достаточно высоком уровне определить мотивацию учебной деятельности обучающихся.
1. Критерий смысла. Любые действия должны быть осмысленными. Уверены ли Вы, что Ваши учащиеся понимают, что и зачем они делают на занятиях при изучении материала?
2. Критерий достижения. Каждый учащийся на уроке в разной степени активности, но обязательно хочет показать, на что он способен и что он сделал. Заниженные требования снижают мотивацию. Уровень требований, предъявляемых к учащемуся, позволяет ему проявить себя? Какие дополнительные функции, задания могли бы обогатить его работу?
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2015 ISSN 2410-700Х_
3. Критерий личного результата. Каждый учащийся стремится выразить себя в труде и быть причастным к его результатам. Обезличивание (это относится и к отдельному учащемуся, и к группе) снижает мотивацию. Как оцениваются личные результаты труда?
4. Критерий значимости. Студентам нравится ощущать свою значимость, ощущать как важен их учебный труд для общего успеха себя, группы и преподавателя. Знает ли каждый учащийся, как важен его учебный труд для общего успеха? Как именно Вы даете ему понять это?
5. Критерий личного участия. Учащийся вложит больше личной энергии в реализацию тех целей, в формулировании которых он принимал личное участие. Какое участие могут принимать студенты в обсуждении, формулировке и конкретизации целей урока, учебной дисциплины?
6. Критерий признания. Успех без признания приводит к разочарованию. Каждый хорошо успевающий студент с полным правом рассчитывает на признание и поощрение - и материальное, и моральное. В какой форме производится поощрение у Вас?
7. Критерий информации. По тому, каким способом, в какой форме и с какой скоростью учащиеся получают информацию, они оценивают, какова их реальная значимость в глазах преподавателей и управляющих вообще. Если их доступ к информации затруднен, если информацию они получают с опозданием, они чувствуют себя приниженными. В результате снижается их готовность к учебной деятельности. Имеют ли ваши студенты ту информацию, которую они хотят получить, и которая нужна им для дальнейшей полноценной учебной работы? Насколько своевременно они получают эту информацию?
8. Критерий обратной связи. Каждому требуется информация о качестве собственного труда. Она должна быть оперативной, чтобы учащийся мог вносить коррективы в собственные действия. Как измеряется качество труда у вас? Сформулированы ли параметры, с помощью которых оценивается учебная деятельность студентов?
9. Критерий развития. Как правило, учащиеся стремятся в процессе занятия приобрести новые знания. Повышенные требования, дающие шанс дальнейшего развития, принимаются гораздо охотнее, чем заниженные. Вы соизмеряете уровень требования с реальными возможностями обучающихся и их потребностей в развитии?
10. Критерий справедливого распределения учебной нагрузки. Учащиеся остро реагируют, если их старания и полученные ими лучшие результаты приводят не только к тому, что их еще больше нагружают. Особенно, если это никак не компенсируется. Так убивают инициативу. Какие критерии вы используете при распределении учебной нагрузки?
Ответив объективно на предложенные вопросы теста, в итоге получается определенная картина заинтересованности учащихся, становятся очевидными проблемные зоны, и появляется возможность наметить пути изменения ситуации по воспитанию мотивации учебной деятельности обучающихся.
Выводы. Мотив, как известно, напрямую связан с эмоциями. Обучающийся эффективнее действует, когда он мотивирован, но и чаще испытывает положительные эмоции, если его деятельность совпадает по направленности с его внутренними побуждениями. Негативные эмоции (раздражение, гнев, грусть и даже депрессия) сигнализируют о том, что студент «утратил путь», двигается не туда, куда надо. Поэтому на занятиях, где все строится только на принуждении и контроле (даже если это позитивная балльная стимуляция) присутствуют напряжение, раздражение, тоска и т.д., а там, где основой побуждения к учебному труду является мотивация, положительный эмоциональный настрой становится успешной профессиональная подготовка выпускника вуза.
Список использованной литературы
1. Вильгаук, О. В. Проблема мотивации в процессе становления студентов колледжа / О. В. Вильгаук // Профессиональная педагогика обучающихся колледжа : матер. науч.-практич. конф. - Магнитогорск : МГППК, 2007. - С. 67-69.
2. Ильин, Е. П. Мотивация в учебной деятельности студентов : учеб. пособие для вузов / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2008. - 2840 с.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»
№6/2015
ISSN 2410-700Х
3. Карпова, О. Л. Целостный подход как методологическая основа медиаобразования // Целостный подход к профессиональной подготовке выпускников вуза : монография : Отв. ред. А. Я. Найн / О. Л. Карпова,. А. Я. Найн, В. А. Анисимова и др. - Челябинск : Изд-во УралГУФК, 2015. - Глава V. - С. 90-116.
4. Локшина, С. М. Краткий словарь иностранных слов / С. М. Локшина. - 9-е изд., испр. - М. : Рус. Яз., 1988. - 632 с.
5. Львов, Л. В. Учебно-профессиональная компетентность : сущность, содержание и оценка : монография / Л. В. Львов. - Челябинск ; Магнитогорск : УралГУФК ; МаГУ, 2007. - 116 с.
6. Найн, А. Я. Теоретические основы рефлексивного управления образовательным учреждением : монография / А. Я. Найн. - Челябинск : Уральская Академия, 2014. - 292 с.
© О.И. Гаинцева, О.Л. Карпова, А.Я. Найн, 2015
УДК 372.881.1
Женовачев Илья Алексеевич
канд. филол. наук., доцент ОмГПУ,
г. Омск, РФ
Email: komrad.morozov2013@yandex.ru ИНТЕНСИВНЫЕ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
Аннотация
Изучение иностранных языков в современном обществе стало неотделимой составляющей подготовки специалистов всех уровней. В статье предпринимается краткий обзор частных методик обучения иноязычной коммуникативной компетенции студентов.
Ключевые слова
Интенсивная методика, иностранные языки, иноязычная коммуникативная компетенция, учебник
английского языка.
Существующие учебники и учебные пособия, по которым училось несколько поколений студентов, сыграли существенную роль. Сегодня стало очевидным, что многие учебники и учебные пособия оторваны от действительности функционирования изучаемого языка, они замкнуты и искусственны характеру иноязычного общения. Не может быть универсального учебника по иностранному языку, как и универсальной методики преподавания иностранного языка для всех вузов. И те учебники, которых выпускается достаточно много, не могут использоваться во всех вузах даже одного профиля, поскольку каждый современный вуз имеют свою специфику.
Говоря об учебниках и методиках преподавания иностранных языков, следует уточнить, что они должна соответствовать условиям обучения вуза данного профиля. Если создавать единый учебник, то нужно учитывать существенное расхождение в количестве часов, которые отводятся на изучение иностранного языка. Важно учитывать тенденцию к сокращению количества аудиторных занятий и увеличению количества часов, отводимых на самостоятельную работу. Следует стимулировать мотивацию студентов к изучению иностранного языка.
В настоящее время преподаватели вузов используют информационные и коммуникационные технологии и разрабатывают учебные ресурсы, учебники и электронные учебные пособия.
Существует множество интенсивных методик и концепций обучения иностранным языкам [1-10].
Существующие методики и подходы к изучению языка имеют свои плюсы и минусы. Наиболее сбалансированная система, безусловно, должна сочетать в себе элементы всего наработанного за многие десятилентия, а главное - предоставлять не только возможности изучения слов и грамматических правил, но и давать возможность постоянно использовать живой язык, закрепляя навыки понимания и говорения.