Научная статья на тему 'Мотивация учебной деятельности студента как залог успешной профессиональной подготовки выпускника вуза'

Мотивация учебной деятельности студента как залог успешной профессиональной подготовки выпускника вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
763
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ. СТУДЕНТЫ. УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаинцева Ольга Ильинична, Карпова Ольга Леонидовна, Найн Альберт Яковлевич

В статье рассматривается мотивация учебной деятельности как система факторов, вызывающих активность и определяющих направленность поведения и деятельности студента. Обозначены технологические приемы и принципы усиления мотивационного эффекта обучения, выявленные и апробированные в опытной работе. Показана организация на занятиях мотивационного эффекта, позволяющая определить картину заинтересованности учащихся, выявить проблемные зоны и наметить пути изменения ситуации по воспитанию мотивации учебной деятельности как фактора успешной профессиональной подготовки выпускников вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мотивация учебной деятельности студента как залог успешной профессиональной подготовки выпускника вуза»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»

№6/2015

ISSN 2410-700Х

что высказываются и негативные отзывы по поводу проведенного занятия, недостаточной, по мнению обучающихся, помощи преподавателя или неактуальности проблемы, вынесенной на обсуждение [1,с.64].

Учет описанных выше психолого-педагогических условий организации интерактивного обучения позволит наиболее полно реализовать его развивающий и образовательный потенциал, а также осуществить субъект - субъектный подход в организации учебных взаимодействий.

Таким образом интерактивное обучение — несомненно, интересное, творческое, перспективное направление образования. Оно изменяет требования к работе педагога как на этапе подготовки к занятию, когда требуется подготовить большое количество материала, так и во время самого занятия. Если приоритетным становится процесс освоения материала самими обучающимися в совместной деятельности, то информативность как критерий анализа деятельности преподавателя и оценки эффективности занятий становится не столь значимой. Наиболее важными качествами и умениями преподавателя, успешно работающего в интерактивном режиме, становятся:коммуникабельность, развитые коммуникативные умения, позволяющие найти подход к каждому участнику, заинтересованно и внимательно выслушать его, быть естественным, толерантным;умение организовать учебное пространство, располагающее к диалогу, вести диалог, анализировать и корректировать ход обсуждения в группе;умение создавать специальные ситуации, побуждающие обучающихся к интеграции усилий для решения поставленной задачи и др.

Список использованной литературы:

1. Гаджиева П.Д. «Интерактивные методы обучения в образовании»: учебное пособие для студентов и учителей-правоведов. - М.: «Парнас», 2012. - 187 с.

2. Панина Т.С. «Современные способы активизации обучения»: учебное пособие для студентов высших учебных заведений - М.: «Академия», 2006. - 176 с.

© П.Д. Гаджиева, 2015

УДК 378

Гаинцева Ольга Ильинична

аспирант кафедры педагогики УралГУФК

г. Челябинск, РФ E-mail: ogainceva@mail.ru Карпова Ольга Леонидовна д-р пед. наук, профессор УрСЭИ (филиал) ОУП ВО «АТиСО»

г. Челябинск, РФ E-mail: olga.ursei@mail.ru Найн Альберт Яковлевич д-р пед. наук, профессор, зав. кафедрой педагогики УралГУФК, Заслуженный деятель науки РФ г. Челябинск, РФ

МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА КАК ЗАЛОГ УСПЕШНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА ВУЗА

Аннотация

В статье рассматривается мотивация учебной деятельности как система факторов, вызывающих активность и определяющих направленность поведения и деятельности студента. Обозначены технологические приемы и принципы усиления мотивационного эффекта обучения, выявленные и апробированные в опытной работе. Показана организация на занятиях мотивационного эффекта,

263

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2015 ISSN 2410-700Х_

позволяющая определить картину заинтересованности учащихся, выявить проблемные зоны и наметить пути изменения ситуации по воспитанию мотивации учебной деятельности как фактора успешной профессиональной подготовки выпускников вуза.

Ключевые слова

Мотивация. Студенты. Учебная деятельность. Профессиональная подготовка.

В условиях перманентных преобразований в российском образовании одной из приоритетных проблем становится мотивация учебной деятельности обучающихся. Она, по мнению И. П. Ильина, является сегодня фундаментальной в психолого-педагогической науке [2, с. 179-180]. Это требует иных подходов к организации подготовки выпускников вуза.

Деятельность преподавателя становится все более сложной. Работать со студентами методами стимуляции и даже серьезное рейтинговое поощрение не всегда приводит к достижению цели [5, с. 74]. Поэтому необходимо иметь более эффективные технологии. Одной из таковых является, как показал опыт [1; 3; 6] мотивация учебной деятельности обучающихся.

Мотивация, это важный процесс психической регуляции, влияющий на деятельность, мобилизуемой для выполнения конкретной учебной задачи. Мотив - это гипотетический конструкт, понятие, которое используется для объяснения индивидуальных различий в деятельности, осуществляющейся в идентичных условиях [2, с. 197]. Мы рассматриваем мотивацию как систему факторов, вызывающих активность и определяющих направленность поведения и деятельности студента.

Анализируя содержание дефиниции «учебная деятельность», можно заметить, что она используется достаточно наукоемко и широко: для обозначения и ситуативных образований, инициирующих конкретную деятельность или отдельные действия и устойчивых психологических образований, мотивирующих выбор целей, средств и способов действий, формирующих смысл деятельности и первопричин поведения субъекта.

В «Кратком словаре иностранных слов» [4], понятие «мотивация учебной деятельности» трактуется как совокупность внешних побуждений, индивидуальных стремлений и рациональных доводов, определяющих принятие человеком аргументированного решения о продолжении учебной деятельности; персонифицированный процесс формирования внутренней готовности к принятию такого решения, обусловленный социальными обстоятельствами и личностными качествами человека, определяющими и стимулирующими его учебно-познавательную активность.

Как верно, на наш взгляд утверждает О. В. Вильгаук, одной из эффективных технологий работы по мотивации учебной деятельности с учащимися становится определение их познавательных, социальных потребностей и способов удовлетворения. В этом случае достаточно, по мнению автора, использовать понятие «внутренний клиент». Так как с учащимися преподаватель работает как с клиентами - определяет их мотивацию учебной деятельности и старается ее активизировать и качество изменять согласно социальному заказу общества [1, с. 67-69].

Проблема мотивации учебной деятельности заключается не в том, чтобы заставить студента делать «как все», а в том, чтобы найти технологии, удовлетворяющие социальный заказ общества - подготовка выпускника вуза, конкурентоспособного на рынке труда. Признавая ценность образования, современное общество подвергает сомнению содержание образовательных программ. Очень часто приходится слышать мнения о ненужности некоторых тем, разделов и даже дисциплин. Это достаточно упрощенный подход.

В условиях рыночной экономики практически каждому человеку приходится не только часто менять место работы, но на протяжении трудовой жизни в среднем 5-6 раз менять профессию. И, как утверждает Л. В. Львов, любая специализация, профилизация на ранних этапах становления личности, ведет к сужению возможностей личности, к «профессиональному идиотизму». Ни общее образование без профессионального, ни профессиональное образование без общего не могут быть полноценными - это две стороны медали, которые невозможно разъединить [5, с. 29-30]. Но если общее образование должно быть для всех, если оно должно принадлежать всему обществу, то и определять его структуру и содержание должно все общество. То есть при разработке программ, планов участвуют как «узкие» специалисты - преподаватели в определенной области образования, так и представители различных слоев общества, которые потребляют продукцию образования, то есть приглашают на работу выпускников, предоставляют им рабочие места.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2015 ISSN 2410-700Х_

Для усиления мотивационного эффекта обучения в нашей опытной работе апробированы следующие технологические приемы:

• убеждения, предполагающие разумные убеждения какого-то понятия, нравственной позиции, оценки происходящего. Для учащихся это означает оценивание информации, и либо они утверждаются в своих взглядах, позициях и корректируют их, либо, убеждаясь в правоте сказанного формируют новую, личностно значимую систему взглядов на мир, общество, социальные отношения;

• различные формы моделирования возможных последствий: исторические аналогии, отрывки из литературных источников, биографии профессионального становления, как позитивные, так и негативные, выпускников колледжа;

• внушение значимости учебной деятельности осуществляется путем многократного эмоционального повторения словесных конструктов;

• создание на занятиях «ситуаций успеха». Эта технология представляет собой выстраивание цепочки ситуаций, в которых студент добивается хороших результатов и это ведет к возникновению у него чувства уверенности в своих силах (А. С. Белкин, 2004).

Наиболее эффективной технологией для обеспечения успеха обучающихся является процессуальная теория ожидания [4, с. 689]. В случае анализа мотивации к учебной деятельности эта теория выделяет важность следующих взаимосвязей: ожидания соотношения между затраченными усилиями и полученными результатами; ожидания определенного вознаграждения или поощрения в ответ на достигнутый уровень результатов и предполагаемая степень удовлетворения. Согласно этой теории ожидания, если значение любого из этих факторов будет мало то, следовательно, будет слабой мотивация учебной деятельности в целом.

Следуя этим особенностям, организация ситуации успеха должна исходить из ожиданий учащегося. Для этого необходимо наблюдать за состоянием студента и определить его активные ожидания. Важно спрогнозировать успех для тех, кто ориентирован на надежды и ожидания. Важно при этом отметить успех обучающихся, которые достигают реальных достижений.

Для достижения эффективности мотивации учебной деятельности важно использовать ряд апробированных в опытной работе принципов:

• принцип паритетного сотрудничества, который проявляется в отношениях между преподавателем и обучающимися. В этих отношениях признается неповторимость личности обучающегося, уважение к его мыслям и, следовательно, признается право на сотрудничество. Оно проявляется во взаимном уважении личностей, готовности помогать самореализации возможностей студента;

• принцип планомерного повышения трудности в усвоении учебного материала: успех, который дается преодолением трудностей (например, при решении проблемной задачи) воспринимается как заслуженный результат, а успех без преодоления трудностей вызывает самоуспокоение и не способствует закреплению мотивации;

• принцип «преодоления себя» состоит в том, что задания, решаемые учащимися, должны быть посильными для него, не трудными и не легкими. Посильные задания стимулируют, выявляют по мере того, как учащийся с ними справляется, повышающийся уровень доступных ему достижений, и повышают тем самым уровень его притязаний, готовность и охоту браться за дальнейшие, все более трудные задачи.

Эффективной технологией мотивации учебной деятельности является организация на занятиях мотивационного эффекта. Для этого можно использовать следующий тест «Десять критериев, мотивирующих мотивацию» [1, с. 67-69]. Методом интроспекции (самонаблюдения) педагог может на достаточно высоком уровне определить мотивацию учебной деятельности обучающихся.

1. Критерий смысла. Любые действия должны быть осмысленными. Уверены ли Вы, что Ваши учащиеся понимают, что и зачем они делают на занятиях при изучении материала?

2. Критерий достижения. Каждый учащийся на уроке в разной степени активности, но обязательно хочет показать, на что он способен и что он сделал. Заниженные требования снижают мотивацию. Уровень требований, предъявляемых к учащемуся, позволяет ему проявить себя? Какие дополнительные функции, задания могли бы обогатить его работу?

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2015 ISSN 2410-700Х_

3. Критерий личного результата. Каждый учащийся стремится выразить себя в труде и быть причастным к его результатам. Обезличивание (это относится и к отдельному учащемуся, и к группе) снижает мотивацию. Как оцениваются личные результаты труда?

4. Критерий значимости. Студентам нравится ощущать свою значимость, ощущать как важен их учебный труд для общего успеха себя, группы и преподавателя. Знает ли каждый учащийся, как важен его учебный труд для общего успеха? Как именно Вы даете ему понять это?

5. Критерий личного участия. Учащийся вложит больше личной энергии в реализацию тех целей, в формулировании которых он принимал личное участие. Какое участие могут принимать студенты в обсуждении, формулировке и конкретизации целей урока, учебной дисциплины?

6. Критерий признания. Успех без признания приводит к разочарованию. Каждый хорошо успевающий студент с полным правом рассчитывает на признание и поощрение - и материальное, и моральное. В какой форме производится поощрение у Вас?

7. Критерий информации. По тому, каким способом, в какой форме и с какой скоростью учащиеся получают информацию, они оценивают, какова их реальная значимость в глазах преподавателей и управляющих вообще. Если их доступ к информации затруднен, если информацию они получают с опозданием, они чувствуют себя приниженными. В результате снижается их готовность к учебной деятельности. Имеют ли ваши студенты ту информацию, которую они хотят получить, и которая нужна им для дальнейшей полноценной учебной работы? Насколько своевременно они получают эту информацию?

8. Критерий обратной связи. Каждому требуется информация о качестве собственного труда. Она должна быть оперативной, чтобы учащийся мог вносить коррективы в собственные действия. Как измеряется качество труда у вас? Сформулированы ли параметры, с помощью которых оценивается учебная деятельность студентов?

9. Критерий развития. Как правило, учащиеся стремятся в процессе занятия приобрести новые знания. Повышенные требования, дающие шанс дальнейшего развития, принимаются гораздо охотнее, чем заниженные. Вы соизмеряете уровень требования с реальными возможностями обучающихся и их потребностей в развитии?

10. Критерий справедливого распределения учебной нагрузки. Учащиеся остро реагируют, если их старания и полученные ими лучшие результаты приводят не только к тому, что их еще больше нагружают. Особенно, если это никак не компенсируется. Так убивают инициативу. Какие критерии вы используете при распределении учебной нагрузки?

Ответив объективно на предложенные вопросы теста, в итоге получается определенная картина заинтересованности учащихся, становятся очевидными проблемные зоны, и появляется возможность наметить пути изменения ситуации по воспитанию мотивации учебной деятельности обучающихся.

Выводы. Мотив, как известно, напрямую связан с эмоциями. Обучающийся эффективнее действует, когда он мотивирован, но и чаще испытывает положительные эмоции, если его деятельность совпадает по направленности с его внутренними побуждениями. Негативные эмоции (раздражение, гнев, грусть и даже депрессия) сигнализируют о том, что студент «утратил путь», двигается не туда, куда надо. Поэтому на занятиях, где все строится только на принуждении и контроле (даже если это позитивная балльная стимуляция) присутствуют напряжение, раздражение, тоска и т.д., а там, где основой побуждения к учебному труду является мотивация, положительный эмоциональный настрой становится успешной профессиональная подготовка выпускника вуза.

Список использованной литературы

1. Вильгаук, О. В. Проблема мотивации в процессе становления студентов колледжа / О. В. Вильгаук // Профессиональная педагогика обучающихся колледжа : матер. науч.-практич. конф. - Магнитогорск : МГППК, 2007. - С. 67-69.

2. Ильин, Е. П. Мотивация в учебной деятельности студентов : учеб. пособие для вузов / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2008. - 2840 с.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»

№6/2015

ISSN 2410-700Х

3. Карпова, О. Л. Целостный подход как методологическая основа медиаобразования // Целостный подход к профессиональной подготовке выпускников вуза : монография : Отв. ред. А. Я. Найн / О. Л. Карпова,. А. Я. Найн, В. А. Анисимова и др. - Челябинск : Изд-во УралГУФК, 2015. - Глава V. - С. 90-116.

4. Локшина, С. М. Краткий словарь иностранных слов / С. М. Локшина. - 9-е изд., испр. - М. : Рус. Яз., 1988. - 632 с.

5. Львов, Л. В. Учебно-профессиональная компетентность : сущность, содержание и оценка : монография / Л. В. Львов. - Челябинск ; Магнитогорск : УралГУФК ; МаГУ, 2007. - 116 с.

6. Найн, А. Я. Теоретические основы рефлексивного управления образовательным учреждением : монография / А. Я. Найн. - Челябинск : Уральская Академия, 2014. - 292 с.

© О.И. Гаинцева, О.Л. Карпова, А.Я. Найн, 2015

УДК 372.881.1

Женовачев Илья Алексеевич

канд. филол. наук., доцент ОмГПУ,

г. Омск, РФ

Email: komrad.morozov2013@yandex.ru ИНТЕНСИВНЫЕ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

Аннотация

Изучение иностранных языков в современном обществе стало неотделимой составляющей подготовки специалистов всех уровней. В статье предпринимается краткий обзор частных методик обучения иноязычной коммуникативной компетенции студентов.

Ключевые слова

Интенсивная методика, иностранные языки, иноязычная коммуникативная компетенция, учебник

английского языка.

Существующие учебники и учебные пособия, по которым училось несколько поколений студентов, сыграли существенную роль. Сегодня стало очевидным, что многие учебники и учебные пособия оторваны от действительности функционирования изучаемого языка, они замкнуты и искусственны характеру иноязычного общения. Не может быть универсального учебника по иностранному языку, как и универсальной методики преподавания иностранного языка для всех вузов. И те учебники, которых выпускается достаточно много, не могут использоваться во всех вузах даже одного профиля, поскольку каждый современный вуз имеют свою специфику.

Говоря об учебниках и методиках преподавания иностранных языков, следует уточнить, что они должна соответствовать условиям обучения вуза данного профиля. Если создавать единый учебник, то нужно учитывать существенное расхождение в количестве часов, которые отводятся на изучение иностранного языка. Важно учитывать тенденцию к сокращению количества аудиторных занятий и увеличению количества часов, отводимых на самостоятельную работу. Следует стимулировать мотивацию студентов к изучению иностранного языка.

В настоящее время преподаватели вузов используют информационные и коммуникационные технологии и разрабатывают учебные ресурсы, учебники и электронные учебные пособия.

Существует множество интенсивных методик и концепций обучения иностранным языкам [1-10].

Существующие методики и подходы к изучению языка имеют свои плюсы и минусы. Наиболее сбалансированная система, безусловно, должна сочетать в себе элементы всего наработанного за многие десятилентия, а главное - предоставлять не только возможности изучения слов и грамматических правил, но и давать возможность постоянно использовать живой язык, закрепляя навыки понимания и говорения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.