Д.В. Пивень,
д.м.н., профессор, эксперт по вопросам нормативно-правового регулирования деятельности здравоохранения, г. Санкт-Петербург, Россия, e-mail: [email protected] И.С. Кицул,
д.м.н., профессор, профессор РАН, заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения Иркутской государственной медицинской академии последипломного образования - филиала ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России, г. Иркутск, Россия, e-mail: [email protected] И.В. Иванов,
к.м.н., Генеральный директор Федерального государственного бюджетного учреждения «Центр мониторинга и клинико-экономической экспертизы» Росздравнадзора, г. Москва, Россия, e-mail: [email protected]
Q
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИИ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ОСНОВАХ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» ПО ВОПРОСАМ КЛИНИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ: ЧТО ДЕЛАТЬ И ЧЕГО ЖДАТЬ МЕДИЦИНСКИМ ОРГАНИЗАЦИЯМ
УДК 614.2
Пивень Д.В., Кицул И.С., Иванов И.В. О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» по вопросам клинических рекомендаций: что делать и чего ждать медицинским организациям (г. Санкт-Петербург, г. Иркутск, г. Москва, Россия)
Аннотация. В статье представлен анализ отдельных положений законодательства о здравоохранении в связи с изменениями, внесёнными в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» по вопросам клинических рекомендаций». В контексте принятых изменений авторы последовательно и чётко обосновывают обязательность соблюдения медицинскими организациями как стандартов медицинской помощи, так и действующих в настоящее время клинических рекомендаций (протоколов лечения). Подчёркнута и обоснована значительно возросшая роль критериев оценки качества медицинской помощи, утверждаемых Минздравом России.
Ключевые слова: организация медицинской помощи, медицинская организация, клинические рекомендации, стандарты медицинской помощи, критерии оценки качества медицинской помощи, экспертиза качества медицинской помощи.
Как известно, в конце 2018 года в главный медицинский отраслевой закон - Федеральной закон от 21.11.2011 № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее Основы) - были внесены принципиально значимые изменения, касающиеся наиболее важных аспектов организации медицинской помощи. При этом, с одной стороны, следует отметить весьма значительный объём внесённых изменений, и в то же время, с другой стороны, очевидно и непростое содержание данных изменений, которое уже вызывает многочисленные вопросы в медицинских организациях. И если ранее в наших публикациях мы уже неоднократно обращались и рассматривали самые разные аспекты организации медицинской помощи в контексте обеспечения и контроля качества и безопасности медицинской деятельности [1-14], то сегодня эта тема получила своё дальнейшее развитие. В связи с внесёнными в законодательство изменениями многих руководителей сейчас волнуют, как минимум, два очень важных вопроса:
1. На чём следует сконцентрировать своё внимание здесь и сейчас?
2. Чего следует ожидать и к чему необходимо готовиться в ближайшем будущем?
© Д.В. Пивень, И.С. Кицул, И.В. Иванов, 2019 г.
1енеджер № 4
здравоохранения 2019
Ответам на эти вопросы и посвящена данная публикация.
Конкретно остановимся на Федеральном законе от 25.12.2018 № 489-ФЗ «О внесении изменений в статью 40 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» по вопросам клинических рекомендаций».
Главным событием среди внесённых в законодательство об охране здоровья граждан изменений следует отметить появление изложенной в новой редакции статьи 37 Основ. Значимо изменилось не только содержание статьи 37, но теперь она приобрела и новое название: «Статья 37. Организация оказания медицинской помощи». Ранее указанная статья называлась так: «Статья 37. Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи». То есть базовые принципы организации медицинской помощи в Российской Федерации теперь сконцентрированы именно в этой статье, что требует от руководителей абсолютно всех медицинских организаций страны её детального изучения в буквальном смысле с карандашом в руках. А разбираться здесь, безусловно, есть в чём.
В новой редакции часть 1 статьи 37 Основ гласит:
«1. Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается:
1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями;
3) на основе клинических рекомендаций;
4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти».
Итак, в пункте 1 части 1 статьи 37 теперь указано, что «1. Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается:
1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается
уполномоченным федеральным органом исполнительной власти».
Следует отметить, что ранее схожий, но отнюдь не тождественный представленному выше тезис был записан в части 5 статьи 32 Основ: «Положение об организации оказания медицинской помощи по видам, условиям и формам оказания». Теперь же обращает на себя внимание то, что положение об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи отнесено к важнейшим компонентам организации медицинской помощи. Кроме того, если в предыдущей редакции данного тезиса речь шла об организации оказания медицинской помощи по видам, условиям и формам оказания, то теперь в Основах говорится о том, что Положение об организации оказания медицинской помощи касается именно видов медицинской помощи, а не условий и форм, как это было указано ранее. В этой связи напомним, что в соответствии с частью 2 статьи 32 Основ «к видам медицинской помощи относятся:
1) первичная медико-санитарная помощь;
2) специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь;
3) скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь;
4) паллиативная медицинская помощь».
Таким образом, в ближайшее время, помимо
уже действующих соответствующих порядков оказания медицинской помощи, должны появиться утверждённые Минздравом России:
- Положение, регламентирующее организацию оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи;
- Положение, регламентирующее организацию оказания паллиативной медицинской помощи.
Кроме этого, весьма вероятно, что будут пересмотрены и скорректированы Положения об организации оказания медицинской помощи по тем видам, по которым они уже ранее были приняты. В совокупности всё эти изменения непосредственно коснутся практически всех без исключения медицинских организаций Российской Федерации.
В связи с внесёнными в Основы коррективами значительные изменения произошли в части нормативно-правового регулирования разработки и применения стандартов медицинской помощи.
Ранее в части 4 статьи 37 Основ было записано, что «стандарт медицинской помощи разрабатывается в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти,
С
•КС
Менедже,
в соответствии с номенклатурой медицинских услуг и включает в себя усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения...». Теперь же часть 14 статьи 37 Основ гласит следующее: «Стандарт медицинской помощи разрабатывается на основе клинических рекомендаций, одобренных и утвержденных в соответствии с настоящей статьей, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и включает в себя усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения.». Очевидно, что теперь, когда мы говорим о стандартах медицинской помощи, речь идёт о совершенно иных документах, нежели это были стандарты медицинской помощи, разработанные и утверждённые до внесения в Основы рассматриваемых в настоящей статье изменений. Новая этапность разработки стандартов медицинской помощи, если представлять её кратко, выглядит следующим образом. В первую очередь должны быть разработаны и утверждены в соответствии с новыми правилами клинические рекомендации. Затем, также после внесения необходимых изменений в Порядок разработки стандартов медицинской помощи, на основе утверждённых клинических рекомендаций должны быть разработаны и утверждены стандарты медицинской помощи. То есть теперь разработка стандартов медицинской помощи прямо увязана с клиническими рекомендациями. Следует отметить, что такой шаг совершенно оправдан, так как он должен обеспечить максимальную преемственность между этими документами. Пока же практические врачи нередко задают вопросы об имеющих место нестыковках между клиническими рекомендациями (протоколами лечения) и стандартами медицинской помощи. Новый механизм разработки стандартов медицинской помощи, в том числе направлен и на решение этой проблемы.
Как уже было указано выше, в новой редакции статьи 37 Основ сказано, что медицинская помощь организуется и оказывается «с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти». В предыдущей редакции данной статьи формулировка о стандартах медицинской помощи была изложена так: «Медицинская помощь организуется и оказывается . на основе стандартов медицинской помощи». То есть, если раньше медицинская помощь должна была организовываться и оказываться «на основе», то теперь она должна организовываться и оказываться «с учётом» стандартов медицинской помощи. При этом в отличие
от порядков оказания медицинской помощи, об обязательности исполнения которых прямо говорилось в предыдущей и говорится в действующей редакции статьи 37 Основ, каких-либо непосредственных указаний на обязательность исполнения стандартов медицинской помощи в данной статье не было и нет. А это по-прежнему вызывает многочисленные вопросы со стороны руководителей медицинских организаций, в первую очередь касающиеся обязательности/необязательности соблюдения стандартов медицинской помощи.
Последовательно и развёрнуто отвечаем на этот важнейший вопрос.
Стандарты медицинской помощи однозначно обязательны для соблюдения всеми медицинскими организациями как в настоящее время, так и в среднесрочной перспективе. И основанием для этого является следующее.
Пункт 3 части 2 статьи 88 Основ гласит, что государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности включает в себя, в том числе «проведение проверок применения медицинскими организациями ... стандартов медицинской помощи». А проверить, как известно, можно лишь то, что является обязательным для применения, но никак ни рекомендательным. Возможно, что у кого-либо могут возникнуть возражения в части обязательности соблюдения стандартов медицинской помощи после 01.01.2022 г. Такие возражения могут быть связаны с тем, что с 01.01.2022 г. вступает в силу новая редакция указанного выше пункта 3 части 2 статьи 88 Основ, в которой слова «стандарты медицинской помощи» будут заменены словами «соответствие оказываемой медицинскими работниками медицинской помощи критериям оценки качества медицинской помощи». То есть при осуществлении государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности будут проводиться не проверки применения «стандартов медицинской помощи», а проверки «соответствия оказываемой медицинскими работниками медицинской помощи критериям оценки качества медицинской помощи». В ответ на возможные возражения подчеркнём, что вступающая с 01.01.2022 г. в силу редакция пункта 3 части 2 статьи 88 Основ ни в коей мере не отменяет обязательности соблюдения стандартов медицинской помощи, как минимум, по двум причинам!
Во-первых, в соответствии с приказом Минздрава России от 10.05.2017 № 203н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи»»
енеджер № 4
здравоохранения 2019
применение стандартов медицинской помощи является одним из критериев оценки качества медицинской помощи. Так, данный приказ чётко указывает, что одним из критериев оценки качества медицинской помощи является установление клинического диагноза, в том числе «на основании данных ... осмотра, данных лабораторных, инструментальных и иных методов исследования, результатов консультаций врачей-специалистов, предусмотренных стандартами медицинской помощи.». Соблюдение этого критерия проверяется сейчас и будет проверяться в дальнейшем надзорными органами при осуществлении государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
Во-вторых, в части 15 статьи 37 Основ сказано, что «назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи . допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии». Иными словами законодательством предусмотрена очень ограниченная, а точнее минимальная возможность отступления от стандартов медицинской помощи: только при индивидуальной непереносимости и по жизненным показаниям. И при этом должно быть соблюдено весьма жёсткое условие, т.е. даже указанное выше минимальное отступление от стандартов медицинской помощи возможно исключительно по решению врачебной комиссии.
Теперь обратимся к клиническим рекомендациям.
Как уже было отмечено выше, в новой редакции статьи 37 Основ сказано, что медицинская помощь организуется и оказывается «на основе клинических рекомендаций». То есть клинические рекомендации наряду с положениями об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, порядками оказания медицинской помощи и стандартами медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, теперь являются важнейшим компонентом организации медицинской помощи в Российской Федерации.
Кроме того, внесённые в Основы изменения дополнили статью 2 пунктом 23, раскрывающим содержание понятия «клинические рекомендации»:
«Клинические рекомендации - документы, содержащие основанную на научных доказательствах структурированную информацию по вопросам профилактики, диагностики, лечения
и реабилитации, в том числе протоколы ведения (протоколы лечения) пациента, варианты медицинского вмешательства и описание последовательности действий медицинского работника с учетом течения заболевания, наличия осложнений и сопутствующих заболеваний, иных факторов, влияющих на результаты оказания медицинской помощи».
Необходимо отметить, что клинические рекомендации (протоколы лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, утвержденные медицинскими профессиональными некоммерческими организациями до дня вступления в силу рассматриваемых изменений в Основы, применяются до их пересмотра и утверждения, но не позднее 31 декабря 2021 года. И это положение закреплено законом. То есть сейчас и до появления новых клинических рекомендаций необходимо руководствоваться действующими клиническими рекомендациями (протоколами лечения).
Тем не менее у руководителей медицинских организаций возникали и продолжают появляться вопросы, связанные с применением действующих в настоящее время клинических рекомендаций (протоколов лечения). И, прежде всего, как и в случае со стандартами медицинской помощи, эти вопросы касаются обязательности/необязательности соблюдения клинических рекомендаций (протоколов лечения).
Отвечаем.
В соответствии с уже упомянутым приказом Минздрава России от 10.05.2017 № 203н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи» применение клинических рекомендаций (протоколов лечения) является одним из критериев оценки качества медицинской помощи. Так, данный приказ чётко указывает, что одним из критериев оценки качества медицинской помощи является «установление клинического диагноза на основании данных . клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи». Соблюдение данного критерия проверяется сейчас и будет проверяться в дальнейшем надзорными органами при осуществлении государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
Кроме того, в части 15 статьи 37 Основ теперь сказано, что «назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей
С
•КС
Менедже,
клинической рекомендацией допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии». То есть, как и в случае с соблюдением стандартов медицинской помощи, законодательством предусмотрена минимальная и при этом очень чётко оговоренная возможность отступления от клинических рекомендаций. И при этом выдвигается важное условие -«по решению врачебной комиссии».
Таким образом, обязательность соблюдения сейчас клинических рекомендаций (протоколов лечения), а в перспективе клинических рекомендаций не вызывает никаких сомнений.
Отметим важный аспект, который в связи с последними изменениями в законодательстве о здравоохранении необходимо учесть медицинским организациям, работающим в системе обязательного медицинского страхования. С 01.01.2022 г. вступает в силу новая редакция части 6 статьи 40 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». И если пока данная часть гласит, что «экспертиза качества медицинской помощи - выявление нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценка своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата», то с 01.01.2022 г. она дополняется предложением следующего содержания: «Экспертиза качества медицинской помощи проводится на основании критериев оценки качества медицинской помощи, утвержденных в соответствии с частью 2 статьи 64 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Хотелось бы обратить внимание медицинских организаций, работающих в системе ОМС, что вступление данного положения в силу с 01.01.2022 г. отнюдь не означает, что утверждённые приказом Минздрава России от 10.05.2017 № 203н критерии оценки качества медицинской помощи не следует строго соблюдать до 01.01.2022 г. Выполнение требований данного приказа в части соблюдения медицинскими организациями критериев оценки качества медицинской помощи было, есть и будет обязательным для всех медицинских организаций без исключения. Кроме того, напомним, что в соответствии с пунктом 11 приказа Минздрава России от 16 мая 2017 г. № 226н «Об утверждении Порядка
осуществления экспертизы качества медицинской помощи.» при проведении экспертизы качества медицинской помощи осуществляется проверка соответствия предоставленной пациенту медицинской помощи критериям оценки качества медицинской помощи, утверждаемым Министерством здравоохранения Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 64 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». В свою очередь, проведение данной экспертизы выполняется при осуществлении государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности, а также ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности. То есть вступающее в действие с 01.01.2022 г. дополнение части 6 статьи 40 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», касающееся того, что экспертиза качества медицинской помощи проводится на основании критериев оценки качества медицинской помощи, будет распространяться только на экспертизу качества медицинской помощи, проводимую страховыми медицинскими организациями и фондами обязательного медицинского страхования, в остальном же критерии оценки качества медицинской помощи активно используются экспертами Росздравнадзо-ра и органов управления здравоохранения уже сегодня, и касается это всех медицинских организаций страны независимо от их участия/неучастия в системе ОМС.
Следует обратить внимание руководителей медицинских организаций, что в связи с принятием изменений в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» по вопросам клинических рекомендаций существенно возросли роль и значение критериев оценки качества медицинской помощи, утверждаемых Минздравом России. И, прежде всего, это касается применения указанных критериев надзорными органами как инструмента контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Яркой иллюстраций этого факта является то, что на момент подготовки данной публикации по поручению Правительства Российской Федерации подготовлен и размещён на федеральном портале проектов нормативных правовых актов законопроект, предусматривающий внесение в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях изменений, устанавливающих
енеджер № 4
здравоохранения 2019
административную ответственность за невыполнение медицинской организацией обязанности создавать условия, обеспечивающие соответствие оказываемой медицинской помощи критериям оценки качества медицинской помощи. Конкретно в законопроекте указано, что «невыполнение медицинской организацией обязанности создавать условия, обеспечивающие соответствие оказываемой медицинской помощи критериям оценки качества медицинской помощи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти до семидесяти тысяч рублей».
И ещё одно важное изменение Основ коснулось содержания статьи 90. Ранее редакция данной статьи была следующей: «Органами, организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения осуществляется внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности в порядке, установленном руководителями указанных органов, организаций». После внесения рассматриваемых изменений статья 90 Основ гласит: «Органами, организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения осуществляется внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности в соответствии с требованиями к его организации и проведению, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти». То есть Минздравом России будут утверждены единые требования
к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, которые должны будут исполнять все медицинские организации.
Таким образом, можно резюмировать, что закреплённые в новой редакции статьи 37 Основ такие компоненты организации медицинской помощи как порядки оказания медицинской помощи, клинические рекомендации и стандарты медицинской помощи, утверждаемые уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, являются обязательными для соблюдения всеми медицинскими организациями Российской Федерации и соответственно должны быть предметом внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности. При этом не менее обязательными для соблюдения медицинскими организациями являются и будут являться в дальнейшем критерии оценки качества медицинской помощи, утверждённые приказом Минздрава России от 10.05.2017 № 203н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи». Следовательно, именно на организации работы по выполнению положений Основ, регламентирующих применение/соблюдение порядков оказания медицинской помощи, клинических рекомендаций, а до их принятия клинических рекомендаций(протоколов лечения), стандартов медицинской помощи, критериев оценки качества медицинской помощи, утверждённых Минздравом России, необходимо сконцентри ровать своё внимание руководителям всех без ис ключения медицинских организаций.
1. Кицул И.С., Пивень Д.В. Структура и содержание положения о внутреннем контроле качества и безопасности медицинской деятельности // Заместитель главного врача. - 2013. - № 12 С. 50-56.
2. Кицул И.С., Пивень Д.В. Работа врачебной комиссии и контроль качества и безопасности медицинской деятельности // Здравоохранение. - 2015. - № 7. - С. 74-79.
3. Кицул И.С., Пивень Д.В. Методические подходы к созданию системы оценки качества деятельности медицинских организаций, ее структурных подразделений и медицинских работников, участвующих в оказании медицинских услуг // Заместитель главного врача. - 2014. - № 1. - С. 40-46.
4. Пивень Д.В., Кицул И.С. О формировании новой системы контроля качества и безопасности медицинской деятельности в здравоохранении Российской Федерации // Менеджер здравоохранения. -2013. - № 2. - С. 16-26.
5. Пивень Д.В., Кицул И.С. Контроль качества и безопасности медицинской деятельности: монография. - М.: Издательский дом «Менеджер здравоохранения», 2014. - 172 с.
6. Пивень Д.В., Кицул И.С. Содержание внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации: каким оно должно быть и что этому мешает // Менеджер здравоохранения. - 2014. - № 11. - С. 6-10.
С
«КС
Менедже,
7. Пивень Д.В., Кицул И.С. О формировании нового содержания работы руководителя медицинской организации по обеспечению и контролю качества и безопасности медицинской деятельности // Менеджер здравоохранения. - 2015. - № 10. - С. 18-25.
8. Пивень Д.В., Кицул И.С., Иванов И.В. Нормативно-правовое регулирование внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности // Менеджер здравоохранения. - № 5. - 2016. - С. 38-46.
9. Пивень Д.В., Кицул И.С., Иванов И.В. Новые задачи и направления работы врачебной комиссии в системе обеспечения и контроля качества и безопасности медицинской деятельности // Менеджер здравоохранения. - № 2. - 2017. - С. 6-13.
10.Пивень Д.В., Кицул И.С, Иванов И.В. Стандарты медицинской помощи: обязательны ли они для соблюдения медицинскими организациями // Менеджер здравоохранения. - № 8. - 2017. - С. 6-12.
11.Пивень Д.В., Кицул И.С, Иванов И.В. Критерии оценки качества медицинской помощи: что надо учесть и как обеспечить их соблюдение в медицинской организации // Менеджер здравоохранения. - № 10. -2017. - С. 7-12.
12.Пивень Д.В., Кицул И.С., Иванов И.В. Роль и значение критериев оценки качества медицинской помощи, утверждённых приказом Минздрава России от 10.05.2017 г. № 203н, для медицинских организаций, функционирующих в системе ОМС // Менеджер здравоохранения. - № 4. - 2018. - С. 6-13.
13. Пивень Д.В., Кицул И.С., Иванов И.В. Проверочные листы Росздравнадзора по контролю качества и безопасности медицинской деятельности: новые задачи медицинских организаций // Менеджер здравоохранения. - № 5. - 2018. - С. 13-19.
14.Пивень Д.В., Кицул И.С, Иванов И.В. Должностные обязанности врача и контроль качества и безопасности медицинской деятельности: что необходимо учесть в медицинской организации // Менеджер здравоохранения. - № 8. - 2018. - С. 6-12.
UDC 614.2
Piven D. V, Kitsul I.S., Ivanov I. V. Amendments to the Federal law "On the basics of public health in the Russian Federation" on matters of clinical guidelines: what to do and what to expect medical organizations (St. Petersburg, Irkutsk, Moscow, Russia)
Abstract. The article deals with an analysis of certain provisions of the legislation on health care in connection with the changes made to the Federal law "on the basics of public health in the Russian Federation" on clinical guidelines." In the context of the adopted changes, the authors consistently and clearly justify the obligation of medical organizations to comply with both the standards of medical care and the current clinical recommendations (treatment protocols). The significantly increased role of criteria for assessing the quality of medical care, approved by the Ministry of health of Russia, is emphasized and justified.
Keywords: organization of medical care, medical organization, clinical guidelines, standards of medical care, criteria for assessing the quality of medical care, examination of the quality of medical care.
Здравоохранение-2019
В РОССИИ ПОЯВИЛАСЬ АССОЦИАЦИЯ БИОБАНКИНГА
России при поддержке Минздрава РФ создана первая Национальная ассоциация биобанков и специалистов по биобанкированию (НАСБио).
«Ассоциация нацелена на развитие в России сети биобанков в соответствии с задачей Министерства здравоохранения РФ по созданию к 2020 году в стране полноценной сети биобанков, депозитариев и коллекций биоматериалов», - говорится в сообщении.
По мнению вице-президента НАСБио, руководителя рабочей группы по информатизации и гармонизации баз данных Сергея Анисимова, создание сети биобанков поможет эффективно вести поиск новых терапевтических и диагностических методов, идентифицировать биомаркеры, определяющие эффективность и безопасность некоторых методов лечения.
Источник: https://vademec.ru/news/2019/04/09/v-rossii-poyavilas-assotsiatsiya-biobankinga/
енеджер № 4
здравоохранения 2019