Научная статья на тему 'О ВЛИЯНИИ ОРГАНИЗОВАННОГО ЛЕТНЕГО ТРУДА СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА СОСТОЯНИЕ ИХ ЗДОРОВЬЯ'

О ВЛИЯНИИ ОРГАНИЗОВАННОГО ЛЕТНЕГО ТРУДА СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА СОСТОЯНИЕ ИХ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
18
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECT OF ORGANIZED WORK ACTIVITIES DURING SUMMER ON THE HEALTH STATUS OF SENIOR SCHOOLCHILDREN

Physical examinations and a questionnaire survey were conducted among members of summer work teams of senior schollchildren in the Latvian SSR to find out how the current regimens of work and rest affect their health. Recommendations are given aimed at providing optimal conditions for labor education of schoolchildren.

Текст научной работы на тему «О ВЛИЯНИИ ОРГАНИЗОВАННОГО ЛЕТНЕГО ТРУДА СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА СОСТОЯНИЕ ИХ ЗДОРОВЬЯ»

УДК 371.7.035.3-053.6

А. Ю. Авот

О ВЛИЯНИИ ОРГАНИЗОВАННОГО ЛЕТНЕГО ТРУДА СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА СОСТОЯНИЕ ИХ ЗДОРОВЬЯ

Рижский медицинский институт

В Латвийской ССР основной формой участия ' школьников старших классов в организованной деятельности в народном хозяйстве республики стала работа в латвийском отряде труда и отдыха старшеклассников (ЛОТОС), численность которого к 1978 г. достигла 12 000 человек.

Задачей наших исследований являлось обоснование оптимального режима труда и отдыха школьников в ЛОТОС, способствующего сохранению и укреплению их здоровья при высокой производительности труда, а также разработка санитарно-гигиенических требований к условиям проживания, питания и быта бойцов ЛОТОС, отвечающим современным условиям.

Осуществлено 264 эксперимента по изучению динамики функционального состояния организма школьников на протяжении рабочего дня, рабочей недели и всего трудового периода. У каждого испытуемого определяли такие показатели, как артериальное давление и частоту пульса в покое и при пробе Мартинэ, частоту дыхания, скорость зри-тельно-моторной реакции на световое раздражение с дифференцировкой, температуру и электрическое £ сопротивление кожи в 3 точках, силу и выносливость мышц кисти и разгибателей туловища. Выполнено 376 исследований почасовой динамики пульса и артериального давления в процессе труда школьников, медицинский осмотр с антропометрией 357 учащихся, составлены хронометрические карты 36 рабочих дней, изучены условия проживания, питания и быта, факторы внешней среды в 329 лагерях ЛОТОС. Проведен социологический опрос 3500 участников трудовых отрядов, проанализирован уровень заболеваемости и травматизма за последние 3 года. Для установления режимов труда и отдыха их эффективности использовали психологические, социальные и экономические критерии (М. С. Клячкин). В качестве социальных критериев рассматривали медико-статистические данные, результаты учета производственного травматизма, материалы социологических исследований. Показатели заболеваемости мы расценивали как один из критериев эффективности применяемых режимов труда и отдыха. Показатели частоты и тяжести производственного травматизма служили одним из критериев эффективности действующего режима рабсты. Заболеваемость] и травматизм изучали по специальной форме — периодическому отчету медицинского работника ЛОТОС. В структуре заболеваемости отмечено преобладание острых респираторных инфекций и острого тонзиллита, а также гнойничковых заболеваний кожи и подкожной клетчатки.

Основной причиной данных заболеваний являлось несоблюдение в ряде случаев должных требований к условиям труда и быта бойцов ЛОТОС, отсутствие или неправильное использование в отдельных отрядах спецодежды и обуви. В результате внедрения разработанных организационных мероприятий и усиления контроля за соблюдением рекомендуемых санитарно-гигиенических требований в ЛОТОС в 1977 г. по сравнению с 1976 г. заболеваемость снизилась на 0,6 случая, травматизм — на 0,2 случая, а число дней нетрудоспособности — на 0,4 на 100 работающих.

Весьма важный и показательный критерий эффективности режимов труда и отдыха — оценка работающими данного режима. С целью выяснения их мнения мы провели анкетный опрос 3500 бойцов ЛОТОС с помощью специально разработанной карты. Она включала 30 пунктов, касающихся различных сторон труда, быта, питания и состояния здоровья учащихся. Значительное внимание уделялось субъективным ощущениям школьников в процессе и после окончания работы, сравнительной оценке питания, сна, самочувствия в ЛОТОС и до поступления в отряд. Имелись пункты, в которых можно было высказать*свои пожелания по улучшению условий труда, быта, питания, медицинского обслуживания в ЛОТОС, указать желаемый распорядок дня и чередование периодов труда и отдыха.

Предварительный анализ результатов анкетирования показал, что большинство (до 98%) участников ЛОТОС расценивают условия труда, быта и питания в отряде как хорошие и удовлетворительные. Улучшение самочувствия в ЛОТОС отмечали 33%, а улучшение сна 37,5% бойцов. Тем не менее обращает на себя внимание тот факт, что 0,5% учащихся жаловались на плохое самочувствие, 2,5% — на резко выраженную усталость после окончания работы, 3,9% — на ухудшение сна, 1% — на ухудшение общего состояния. Среди высказываемых в анкете критических замечаний наиболее часто встречались пожелания выполнять более различные работы, разнообразить меню, шире вводя свежие овощи, фрукты и молочные продукты, улучшить организацию медицинского обслуживания, санитарные условия проживания, увеличить площадь занимаемых жилых помещений, шире обеспечивать отряды спортивным инвентарем и более качественными орудиями труда. При анализе карт опроса были выявлены нарушения режима и отдыха в отрядах: увеличение продолжительности трудового дня сверх допустимых возрастных норм, отсутствие регламентированных пе-

рерывов в работе, длительные промежутки между приемами пищи (в большинстве отрядов главным образом трехразовое питание), недостаточная продолжительность сна и др.

Санитарно-гигиеническое изучение факторов внешней среды, проведенное в 329 лагерях ЛОТОС, дополнило и в основном подтвердило данные социологических исследований.

Анализ и сопоставление результатов санитарно-гигиенических и социологических исследовании позволил нам разработать и внедрить ряд конкретных мер по улучшению условий проживания, быта и питания бойцов ЛОТОС. Так, начиная с 1976 г., запрещено размещение лагерей ЛОТОС в палатках и других временных, неприспособленных помещениях. Они могут располагаться только в стационарных, специально приспособленных для этих целей помещениях (школах и школах-интернатах, жилых зданиях, спортивных комплексах, клубах и др.) при наличии всех необходимых санитарно-гигиенических условий.

Особое внимание уделяется соблюдению минимальной нормы площади спальных помещений (не менее 3 м2 на 1 человека), наличию в лагерях помещений для чистки, сушки и хранения рабочей одежды и обуви (не менее 0,2 м2 на 1 человека), оборудованных нагревательными приборами. Выполнение этого требования особенно важно в климатических условиях Латвийской ССР.

Наиболее перспективным современным направлением в улучшении жилищно-бытовых условий участников трудовых отрядов старшеклассников мы считаем строительство принимающими организациями специальных стационарных лагерей, оборудованных в строгом соответствии с существующими санитарно-гигиеническими нормами и правилами. Положительный опыт эксплуатации первого подобного лагеря, на базе которого летом 1977 г. были проведены в значительном объеме исследования, уже имеется в совхозе «Олайне» Рижского района.

При разработке на основе анализа полученных данных режима труда и отдыха в ЛОТОС мы исходили из положения о том, что рациональный режим требует обеспечения оптимальной продолжительности рабочего дня, благоприятных темпов и ритмов труда, постепенной врабатываемости, сменности операций, ограничения статистических напряжений, организации перерывов для отдыха и приема пищи, обязательного введения производственной гимнастики, создания благоприятных условий внешней производственной среды (Г. Н. Сердюковская и И. А. Арнольди).

Основываясь на принципе постепенного увеличения нагрузки, в первую неделю работы мы рекомендуем ограничить продолжительность трудового дня в отряде 5 ч, в дальнейшем она не должна превышать 6 ч. Протяженность всего рабочего периода одной смены в ЛОТОС необходимо ограничить 24 днями, поэтому следует критически

относиться к желанию отдельных учащихся остаться в лагере еще на одну смену.

Для профилактики переутомления на первой неделе работы или вообще при интенсивном физическом труде требуется установление 5-минутных регламентированных перерывов через каждые 25 мин работы, а в дальнейшем — 10-минутных перерывов через каждые 50 мин. Оказалось, что определенную роль играет не только продолжи- I тельность регламентированных перерывов, но и их содержание. Так, физкультурные паузы имели большее преимущество перед пассивным отдыхом в первую половину дня и значительно меньшее во вторую. Отдых следует рассматривать не только как способ устранения утомления, но и, главное, как способ его предупреждения.

Хотя эффект активного отдыха, ведущая роль в котором принадлежит спорту, несомненен, в режиме мы рекомендуем предусматривать и такие формы отдыха, которые не связаны с интенсивными затратами энергии, особенно в первую неделю работы в отряде и после напряженного физического труда. Необходимо учитывать, что при выраженном утомлении восстанавливающее действие пассивного отдыха значительнее, чем активного. Определенное значение в предупреждении развития утомления имеет чередование различных видов труда на протяжении рабочего дня и недели.

Из форм отдыха, не связанных с затратами энергии, эффективным средством, восстанавливающим функциональный потенциал центральной нервной . системы, является сон. Продолжительность ноч-" ного сна в отряде должна быть не менее 81/2—9 ч.

Исходя из динамики физиологических процессов, на территории Латвийской ССР рекомендуется начинать работу не ранее 8 ч утра, заканчивать ее не позднее 18 ч 30 мин.

Поскольку влияние на здоровье режима питания, калорийности, состава и качества принимаемой пищи несомненно, предложен оптимальный, с нашей точки зрения, вариант режима приема пищи и распределения суточного рациона: первый завтрак 30%, второй 10%, обед 40%, ужин 20% суточного рациона. Для организации второго завтрака, состоящего из легкоусвояемых продуктов, через 3 ч после начала работы вводится 30-минутный перерыв.

Если же по каким-либо причинам организация второго завтрака невозможна, применяется второй вариант: завтрак 30%, обед 40%, полник 10%, ужин 20% суточного рациона.

Нашими исследованиями подтверждена необходимость введения в суточный рацион свежих овощей и фруктов, различной зелени, круп (гречневой и овсяной), молочных и других продуктов, богатых витаминами и минеральными солями.

К приготовлению пищи категорически запреща-4. ется привлекать самих участников трудовых отрядов. Они могут использоваться только в качестве подсобных рабочих кухни после прохождения обязательного медицинского осмотра и при ус-

ловни, что их труд полностью исключает возможность соприкосновения с готовой пищей или продуктами питания, не подвергающимися в дальнейшем тщательной термической обработке.

Повсеместное внедрение в практику разработанных нами на основе анализа полученных данных рекомендаций позволит усилить положительное

оздоравливающее воздействие летнего труда на организм школьников и, способствуя повышению производительности^ труда, окажет старшеклассникам помощь в их стремлении самостоятельно и активно участвовать в решении практических задач коммунистического строительства.

ЛИТЕРАТУРА

Клячкин М. С. — В кн.: Вопросы гигиены села. Киев, Сердюковская Г. И., Арнольди И. А. Здоровье подростка. 1962, с. 213—215. М., 1967.

' Поступила 31/VII 1979 г

EFFECT OF ORGANIZED WORK ACTIVITIES DURING SUMMER ON THE HEALTH STATUS OF SENIOR SCHOOLCHILDREN

Yu. A. Avot

Physical examinations and a questionnaire survey were rent regimens of work and rest affect their health. Recom-conducted among members of summer work teams of senior mendations are given aimed at providing optimal conditions schollchildren in the Latvian SSR to find out how the cur- for labor education of schoolchildren.

УДК 616.12-008.1-057.876:621.941

Канд. мед. наук А. Д. Храмцова

НЕКОТОРЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ УЧАЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УЧИЛИЩ

Всесоюзный научно-исследовательский институт профессионально-технического образования

Изучение физиолого-гигиенических факторов, определяющих работоспособность учащихся, обучающихся по новым учебным планам и программам для подготовки токарей в опорных средних профессионально-технических училищах (ПТУ), проводилось в 1971/72— 1973/74 учебных годах. Исследования выполняли в условиях естественного эксперимента на базе Ленинградского среднего ПТУ № 43 металлообрабатывающего профиля в группе токарей (25 юношей в возрасте 15—17 лет). Режим учебно-производственной деятельности осуществлялся, согласно экспериментальному плану, с учебной нагрузкой до 39 ч в неделю. Учебное расписание строилось с учетом его оптимизации: рациональное время, отведенное на производственное обучение, для 1—11 курсов — среда и пятница, вторник и пятница, для III курса — понедельник, среда и пятница; чередование предметов по трудности с учётом динамики работоспособности, отсутствие «нулевых» и сдвоенных уроков, урок физкультуры в середине дня и недели, распределение учебно-недельной нагрузки в соответствии с динамикой работоспособности, наличие обеденного перерыва в середине дня продолжительностью не .менее 45 мин.

Цель исследования — изучение динамики работоспособности учащихся, обучавшихся по новым учебным планам и программам, и определение насколько обучение по новым учебным планам и

программам соответствует возрастным возможностям подростков.

Исследовали функциональное состояние сердечно-сосудистой системы (артериальное и пульсовое давление, частоту пульса) в процессе учебно-производственной деятельности. Поскольку одной из задач было отображение закономерностей проявления физиологических сдвигов в организме учащихся в процессе их учебно-производственной деятельности, исследование сердечно-сосудистой системы проводили до и после дней теоретического и производственного обучения, после каждого урока или каждого часа работы (не менее 6—8 раз в день) в течение недели, в начале и конце учебного года (сентябрь — октябрь, март — апрель). Это позволило косвенно охарактеризовать стадию врабатывания, высокой работоспособности и| ее снижения в связи с развитием утомления в разные периоды обучения. Изменение показателей физиологических функций сопоставляли с характером осуществляемой в данный момент работы. Исследования проводили в короткие промежутки времени (до 5 мин) с таким расчетом, чтобы это не искажало полученных результатов, не мешало рабочей настройке учащихся и учебно-производственной деятельности.

При анализе показателей артериального давления в динамике недели у учащихся I курса установлена некоторая^ тенденция к повышению его

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.