даже открывание самих дверей. Двустороннее расположение учебных помещений относительно коридора шириной 1,6 м (школа на 2352 учащихся г. Тольтти) способствует образованию задержек движения, так как при открытой двери создается местное сужение участка пути до 0,7 м.
Устройство дверей на качающихся петлях, отсутствие защитных планок на уровне низа остекленной части дверного полотна может привести к травмам.
Таким образом, результаты натурных наблюдений позволяют считать, что при проектировании школ нового типа необходимо учитывать характер движения потоков школьников как фактор, определяющий целесообразную функциональную организацию здания в целом и его отдельных элементов.
Поступила 23/V 1978 г.
DESIGNING OF SCHOOL BUILDINGS WITH DUE REGARD FOR FEATURES OF SCHOOLCHILDREN'S MOVEMENT
M. A. Eremchenko
Registration and detailed analysis of the movement of schoolchildren inside the building and from the building to the school lot made it possible to substantiate definite recommendations for revision of the existing standard especially, in respect to the size and designing of recreation rooms, staircases, cloak-rooms, etc.
УДК 613.e-0£7.875<322>
Профессора JI. Т. Антонова и Ю. Д. Жилое, канд. мед. наук E.H. Шубочкина
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РЕЖИМОВ ТРУДА И ОТДЫХА В СТУДЕНЧЕСКИХ СТРОИТЕЛЬНЫХ ОТРЯДАХ
Институт гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения
СССР, Москва
В III трудовом семестре участвует все возрастающее число учащихся вузов и техникумов. В 1977 г. Всесоюзный студенческий строительный отряд насчитывал более 600 ООО человек, работавших в различных районах страны. В Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению организации летних работ студенческих отрядов» от 26/V 1976 г. подчеркивается важная роль студенческих строительных отрядов в воспитании учащихся как активных строителей коммунизма. Вместе с тем в постановлении отмечается ряд еще имеющихся недостатков в организации летнего труда, в том числе и его режима, в студенческих строи-, тельных отрядах.
Для учащейся молодежи характерно сочетание напряженной умственной деятельности и нервно-эмоционального напряжения в экзаменационные периоды с недостаточной физической активностью (Э. Э. Саркисянц и соавт., и др.). В связи с этим смена деятельности и активный физический труд в строительных отрядах могут иметь важное значение для профилактики умственного переутомления, повышения функциональных возможностей организма учащихся, их физической тренированности. i
Специфика работы в строительных отрядах определяется не только предшествующей большой учебной нагрузкой, изменением условий жизни (быта, характера питания, часто и климата), но и включением в непривычную трудовую деятельность. В этих условиях особенно важное значение приобретает правильная организация летнего труда, в том числе организация рациональных режимов труда и отдыха студентов, которые должны учитывать указанные особенности III трудового семестра.
В настоящее время режимам труда и отдыха в студенческих строительных отрядах уделяется еще недостаточное внимание. Наши материалы, по-
, лученные при обследовании бойцов отрядов, работавших на строительстве в Красноярском крае, Казахстане, Смоленской области, а также данные t других авторов (Ю. А. Тамарин и соавт.; И. И. Пономаренко и соавт.) показали, что в отрядах нередко встречаются нарушения режима труда, выражающиеся в сокращении числа выходных дней, удлинении рабочего дня, что приводит к нарушению режима питания и сокращению времени на отдых. Режимы труда составляются без учета характера выполняемых работ. В режиме дня не всегда учитываются такие дополнительные факторы, как непривычные климатические условия и измененный часовой пояс. Работа в таких условиях сопровождается более высокими показателями заболеваемости и травматизма и может вести к ухудшению функционального состояния учащихся (А. Н. Зуев, П. В. Каретников, Г. А. Шилин). В то же время труд в условиях нормальной продолжительности рабочего дня к концу III трудового семестра ведет к повышению физической работоспособностн и функциональных возможностей ведущих систем организма студентов (И. К. Никитин и А. М. Веригин).
Многообразие видов работ, выполняемых в III трудовом семестре, и различные климатические условия исключают создание единого типового режима труда и отдыха для всех студенческих строительных отрядов. Однако можно выделить те основные положения, которые должны использоваться при организации режима труда студентов.
При организации режимов труда и отдыха в студенческих строительных отрядах, помимо обязательного соблюдения общих законодательных положений, составляющих основу любого режима труда (установленная продолжительность рабочего дня, предоставление еженедельных дней отдыха, укорочение длительности рабочего дня для лиц моложе 18 лет и др.), необходимо руководствоваться существующими физиолого-гигиеническими рекомендациями по составлению рациональных режимов труда и отдыха, а также учитывать указанные выше особенности летнего труда студентов.
Рациональный режим труда, отвечающий физиолого-гигиеническим требованиям, должен обеспечивать правильное чередование периодов труда и отдыха в соответствии с характером и тяжестью труда, способствовать поддержанию устойчивой работоспособности, обеспечивать высокую производительность труда, повышать тренированность организма. С этой целью на протяжении рабочего дня вводятся регламентированные перерывы на отдых; число и длительность перерывов, время их начала зависят от конкретного вида труда. При этом общая продолжительность перерывов на отдых должна увеличиваться при более тяжелых видах работ. Однако регламентированные перерывы на отдых не должны совпадать с периодами наиболее высокой работоспособности и тем самым нарушать создавшийся рабочий стереотип.
В студенческих строительных отрядах распространены столярные и плотницкие работы, кирпичная кладка. Согласно нашим наблюдениям, в этих процессах интенсивность труда при отсутствии регламентированных перерывов значительно снижается через 3 ч в первой половине и после 2— 21/, ч во второй половине рабочего дня, что связано со снижением работоспособности в результате развивающегося утомления. В связи с этим при указанных работах регламентированные перерывы на отдых (длительность 10—15 мин) должны устанавливаться в периоды, предшествующие снижению работоспособности, т. е. через 2V2 ч от начала рабочего дня и через 2 ч после обеденного перерыва. При более тяжелых видах труда, например ручном приготовлении бетона, земляных и бетонных работах, переносе камня, кирпича и др., 10—15-минутные перерывы необходимо вводить после каждого часа работы. При выполнении однообразных, повторяющихся операций (на кирпичных и рыбоконсервных заводах) для снятия отрицательного влияния монотонности рекомендуются непродолжительные (5 мин) перерывы после каждого часа работы.
2 Гигпена и санитария NV 1
33
Правильное чередование труда и отдыха должно соблюдаться не только во время рабочего дня, но и в течение суток и недели, что предполагает обеспечение в режиме дня ночного отдыха достаточной продолжительности (не менее 8 ч) и предоставление дней отдыха не позже чем через 5—6 дней' деятельности в соответствии с динамикой недельной работоспособности. Более длительные рабочие периоды утомительны и малопроизводительны. Рациональный режим труда должен обеспечивать равномерный характер нагрузки, так как он создает основу для высокой производительности и делает работу менее утомительной (М. И. Виноградов, и др.). Простои, неравномерный характер нагрузки, «авралы» отрицательно влияют на работоспособность и функциональное состояние работающих. При организации труда важно предусмотреть возможность чередования его тяжелых видов с более легкими или отличающимися по характеру нагрузки.
Уже отмечалось, что такие особенности летнего труда студентов, как предшествующая учебная нагрузка, необходимость адаптации к непривычному характеру и условиям труда, также должны учитываться при организации режима в строительных отрядах. В соответствии с этими особенностями в режимах труда студенческих строительных отрядов необходимо соблюдать принцип постепенного включения в непривычную трудовую деятельность и подходить дифференцированно к местным.климатогеографическим условиям. Исследования показывают, что в начальном периоде III трудового семестра под влиянием непривычной нагрузки и условий труда у бойцов строительных отрядов могут снизиться функциональные возможности организма. Так, по нашим данным, наиболее выраженные изменения состояния сердечно-сосудистой системы отмечаются в конце рабочего дня в первую неделю работы в отряде. На этот же период приходится большая часть случаев травматизма (В. П. Тищенко и А. А. Громович).
С целью постепенного увеличения нагрузки в начальном периоде работы в отрядах необходимо в течение первых 7—10 дней устанавливать сокращенную (на 1—2 ч) продолжительность рабочего дня, увеличивать число и длительность регламентированных перерывов на отдых с постепенным повышением производственной нагрузки. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 26/У 1976 г. разрешает бойцам студенческих строительных отрядов, как и молодым рабочим, снижать нормы выработки, что является реальной основой для регламентации трудовой нагрузки.
Большое число студенческих отрядов во время III трудового семестра выезжает на летние работы в отдаленные районы страны (в Сибирь, Казахстан, на Дальний Восток и др.), отличающиеся климатическими условиями и часовым поясом. Значительная разница во времени между местом постоянного проживания и местом работы отрядов требует перестройки суточного стереотипа функций и сопровождается явлениями десинхроноза (ухудшение общего состояния, снижение работоспособности, жалобы на утомляемость, сонливость и др.). Адаптация к новым временным условиям завершается для разных систем организма в различные сроки. Например, в условиях 4-часовой разницы во времени перестройка суточного стереотипа в основном завершается через 2—3 нед (В. Л. Ярославцев и С. Л. Дрозденко). В наших исследованиях у московских студентов при 3-часовой разнице во времени улучшение самочувствия и уменьшение жалоб на трудность раннего пробуждения наступали через 7 дней со дня выезда из Москвы.
Таким образом, при переезде студенческих отрядов на восток и юго-восток в начальном периоде работы в режиме трудового дня необходимо учитывать, помимо указанных выше рекомендаций, и процесс перестройки организма к новому суточному стереотипу. В условиях измененного часового пояса в первые дни пребывания следует составлять график работы с более поздним (на 1—2 ч) началом работы. Длительность использования этого режима зависит от конкретных условий: при 3—4-часовой разнице во времени такой график должен соблюдаться примерно 10 дней, так как на этот период приходятся наиболее выраженные проявления десинхроноза.
Среди различных климатических условий, в которых работают студенческие строительные отряды, особенно важными в плане режима являются условия жаркого климата, которые в сочетании с физической нагрузкой могут оказывать выраженное неблагоприятное влияние на функциональное состояние и работоспособность студентов при нерациональном режиме труда. В условиях жаркого климата для ограничения времени работы в часы наибольшей инсоляции и предупреждения явлений перегревания обычно рекомендуется использовать режим с началом рабочего дня в ранние утренние часы и увеличивать регламентированные перерывы на отдых, особенно во второй половине рабочего дня. Для отдыха следует отводить специально оборудованные места, защищенные от прямых солнечных лучей. Если студенты приезжают в Казахстан и Среднюю Азию из Европейской части СССР, условия жаркого климата сочетаются также с изменением поясного времени. В связи с этим режим труда с ранним началом рабочего дня для въездных студенческих строительных отрядов может использоваться не ранее указанного выше периода адаптации к новым временным условиям.
Условия с температурой выше 33°С, выделяющиеся как зона значительного теплового напряжения для строительных рабочих (А. Бабаев); требуют дополнительных изменений в режиме рабочего дня. В наших исследованиях у московских студентов, работавших в Казахстане, в наиболее жаркие дни при температуре воздуха 35—38°С отмечалось значительное напряжение сердечно-сосудистой системы и системы терморегуляции. Пульс при выполнении земляных работ в этих условиях учащался до 140 в минуту, ухудшались процессы регуляции сердечно-сосудистой системы. Кожная температура повышалась до 34,5—35°С с выравниванием показателей различных участков тела. Эти данные указывают на необходимость ограничения работ на открытых строительных площадках при температуре выше 33°С, что согласуется с рекомендациями других авторов, обследовавших бойцов местных отрядов, работавших в аналогичных условиях (Т. А. Симонович и соавт.). При наличии таких условий можно вводить в режим рабочего дня 4—5-часовой перерыв в часы наибольшей инсоляции.
Приведенные рекомендации могут быть положены воснову построения рациональных режимов труда в студенческих строительных отрядах. Их использование позволит организовать режим, соответствующий характеру и условиям летнего труда. Правильная организация деятельности в студенческих строительных отрядах является необходимым условием для обеспечения высокой работоспособности студентов и их физической тренированности и повышает важную социальную и воспитательную роль III трудового семестра.
ЛИТЕРАТУРА. Бабаев А. — Гиг, и сан., 1967, № 4, с. 45—47. — Виноградов М. И. Физиология трудовых процессов. 2-е изд. М., 1966. — Никитин И. К., В е р и г и н А. М. — В кн.: Всесоюзная науч.-практ. конф. по проблемам медико-санитарного обеспечения студенческих отрядов и школьных трудовых коллективов. 2-я. Материалы. Томск, 1976, с. 116—119. —П о и о м а р е н-ко И. И., Цветкова Л. И., И щ е н к о В. Н. и др. — Там же, с. 81—83. — С а р к и с я н ц Э. Э., Д о с к и н В. А., Миннибаев Т. 111. и др. — Гиг. и сан., 1972, № 11, с. 56—59. —Симон.ович Т. Д., А л и м о в М. Т., К у р -банова X. LU. — В кн.: Всесоюзная науч.-практ. конф. по проблемам медико-санитарного обеспечения студенческих отрядов и школьных трудовых коллективов. 2-я. Материалы. Томск, 1976, с. Д35—137. — Тамарин Ю. А., Патрее-в а В. А., Я р ы г и н а В. А. — Там же. Томск, 1976, с. 92—94. — Т и щ е н -к о В. П., Г р о м о в и ч А. А. — Там же, с. 155—157. — Я р о с л а в ц е а В. Л., Дрозденко С. Л. — Там же, с. 132—134.
— Поступила 8/VI 1978 г.
HYGIENIC RECOMMENDATIONS FOR ORGANIZATION OF LABOUR AND REST REGIMENS IN THE GROUPS OF STUDENTS-BUILDERS L. T. Antonova, Yu. D. Zhilov, E. I. Shubochkina '
Main hygienic recommendations for organization of labour regimen in groups of students" builders are presented; they were compiled in conformity with the general physiological and hygienic requirements for a rational labour regimen and with due regard for the features of the third labour term.
2*
35