Научная статья на тему 'Организация технической инспекции в студенческих строительных отрядах (на примере Бурятии)'

Организация технической инспекции в студенческих строительных отрядах (на примере Бурятии) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
259
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКИЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ ОТРЯДЫ / ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ / ОБУЧЕНИЕ / ОХРАНА ТРУДА / СТУДЕНЧЕСКАЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ ИНСПЕКЦИЯ / STUDENT BRIGADES / OPERATIONAL SAFETY / TRAINING / LABOUR PROTECTION / STUDENTS TECHNICAL INSPECTION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бадмаев Андрей Захарович

Показано, как не новая идея общественного контроля, борьбы за качество выпускаемой продукции в деятельности студенческих строительных отрядов нашла воплощение в создании студенческой технической инспекции. Анализируется процесс формирования нового подразделения в составе ССО. Установлен первый состав инспекции. Исследуются особенности его повседневной деятельности. Оценены основные формы работы по обучению студентов технике безопасности в подготовительный период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organisation of technical inspection in student construction brigades (a case study of Buryatia)

The article analyses the way a general idea (of public control, of striving for a higher quality of released products, etc.) found its practical implementation in the creation of the student technical inspection for student construction brigades (SCB). The archival documents provide information for tracking the growth of popularity and increase of the number of SCBs. By the end of the 1960s students of training colleges who joined brigades selected from students of higher education institutions, organization of special-purpose student brigades (i.e. logging, power engineering, transport, etc.) and stricter requirements and responsibility for health and lives of students during the summer labour semester attracted great attention of the local SCB headquarters and forced them to create a technical inspection promptly. The author focuses his attention on the selection process of candidates for the inspection which was designed scrupulously to make sure the future inspectors would provide for a thorough implementation of operational safety rules and secure labour conditions, as well as secure living at construction objects. The analysis of available data proved that the regional headquarters observed strictly the practical training of SCBs in the operational safety rules. During this period a large scale operational safety training was launched. The training programme was designed for future technical inspectors and SCB members, and was implemented by technical instructors, as well as by professional engineers and skilled workers who represented construction groups and departments. It was a typical fact that the new subdivision within the structure of SCBs confronted not only violations of rules specified for the sphere of labour relations, but also an obsolete thinking of some managers of construction objects. Such managers viewed students as low skilled labour force capable of accessory work only. The study revealed that daily activities of the technical inspection proved its potential in resolving conflicts between the employer and students, in settling issues concerning production processes and daily life, revealed its most significant positive results. This allowed in a short-term perspective to determine the ways and means to make the work of the technical inspection more efficient, to analyse the accumulated data and present the arguments to the organizations and departments whose trust was to be earned. The author comes to a conclusion that measures undertaken by the regional SCB headquarters to introduce a compulsory safety training to students in the preliminary period, to create a new students' service (technical inspection), and efforts to ensure its activity remain an actual and paramount goal.

Текст научной работы на тему «Организация технической инспекции в студенческих строительных отрядах (на примере Бурятии)»

Вестник Томского государственного университета. 2016. № 410. С. 34-40. DOI: 10.17223/15617793/410/6

УДК 378.183(571.54)

А.З. Бадмаев

ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНСПЕКЦИИ В СТУДЕНЧЕСКИХ СТРОИТЕЛЬНЫХ ОТРЯДАХ (НА ПРИМЕРЕ БУРЯТИИ)

Показано, как не новая идея общественного контроля, борьбы за качество выпускаемой продукции в деятельности студенческих строительных отрядов нашла воплощение в создании студенческой технической инспекции. Анализируется процесс формирования нового подразделения в составе ССО. Установлен первый состав инспекции. Исследуются особенности его повседневной деятельности. Оценены основные формы работы по обучению студентов технике безопасности в подготовительный период.

Ключевые слова: студенческие строительные отряды; техника безопасности; обучение; охрана труда; студенческая техническая инспекция.

На этапе становления студенческих строительных отрядов (ССО) в Бурятской АССР план подготовительного периода к летнему трудовому семестру в каждом вузе или техникуме обязательно включал цикл лекций и практические занятия по технике безопасности (ТБ). С августа 1969 г. стал ежегодно публиковаться приказ по областному штабу ССО, адресованный руководителям передвижных механических колонн, строительно-монтажных предприятий, хозяйств о принятии необходимых мер по пресечению случаев нарушения техники безопасности. Командирам ССО предписывалось принять экстренные меры по усилению контроля над соблюдением устава ССО, правил техники безопасности; обеспечить максимальную дисциплину; запретить выход на работу без предварительного инструктажа и подготовки рабочего места; запретить купание в не отведенных для этого местах. Обращалось внимание на личную недисциплинированность бойцов и безответственность руководителей отрядов [1. Л. 3]. В соответствии с постановлением центрального штаба ССО в процессе подготовки студентов к самостоятельному обращению со сложным техническим оборудованием и допуска к работе с ним неизменным стало проведение «недели техники безопасности» [2. Л. 100]. В республиканском ССО к 1970 г. объективно назрела необходимость создания инженерно-технической службы или инспекции труда. Нарастающие популярность и численность ССО, примкнувшие к вузовскому стройотрядовскому движению учащиеся техникумов, формирование специальных студенческих отрядов (лесосплавных, энергетиков, транспортных), связанные с этим возросшие требования и ответственность за здоровье и жизнь студентов, частая травматичность среди студентов, а порой и их гибель во время летнего трудового семестра обусловили повышенное внимание к ним областного штаба и оперативное принятие решения об организации технической инспекции ССО.

В апреле 1970 г. (в разгар подготовительного периода) вопрос о необходимости создания студенческой технической инспекции был включен в повестку дня на областном семинаре командиров и комиссаров студотрядов республики. 5 мая состоялось совещание с участием руководителей строительных организаций и учебных заведений, на котором обсуждался порядок формирования техинспекции [3. Л. 2]. Ректоратам, дирекциям техникумов в соответствии с планом ком-

плектования новой службы были направлены предложения: до 15 мая осуществить подбор наиболее подготовленных и грамотных студентов для работы в инспекции. Призыв областного штаба ССО представителями вузов и техникума не был услышан и подбор кандидатов в техническую инспекцию затянулся. В некоторых учебных заведениях (Восточно-Сибирский технологический институт, БГПИ им. Д. Башарова, электротехникум связи) подбор кандидатов был осуществлен формально: из 13 человек, рекомендованных для технической инспекции, только 7 соответствовали заявленным требованиям. О серьезности подхода к выбору кандидатур, которые будут обеспечивать соблюдение правил техники безопасности и условий труда на производстве и в быту, в целом безопасность жизнедеятельности отрядов на объектах, свидетельствуют скупые биографические данные кандидатов - 6 мужчин и 1 девушки [3. Л. 14].

Во-первых, это были не юнцы, год рождения которых варьировался от 1932 до 1948 г. (из 7 только 4 человека являлись студентами). Несложный подсчет (самому старшему кандидату было 38 лет, самым молодым - 22 и 23 года) позволяет утверждать, что рекомендованные люди в подавляющем большинстве имели жизненный и, возможно, армейский опыт.

Во-вторых, об их становлении говорит солидное резюме: 2 коммуниста, 1 кандидат в члены КПСС, 2 комсомольца. Самый старший в этой команде В.Н. Шадонов (38 лет) являлся инженером-технологом машиностроения в авиатехникуме и в учебном заведении был ответственным за производственную практику, имел опыт работы командиром ССО. А.И. Черняев (33 года) был студентом лесотехнического техникума, В. А. Семенов (29 лет) работал в должности преподавателя физической культуры и был рекомендован кандидатом в члены КПСС. Коммунисты: секретарь комсомольской организации индустриально-педагогического техникума Ю. Иванов (25 лет) и студент III курса ВСТИ Н.С. Макуха (23 года). Все кандидаты имели опыт и стаж работы в ССО от года до трех лет. Они прошли трехдневный курс обучения и сдали экзамены. Технические инспекторы вошли в состав формирующейся инженерно-технической службы Бурятского областного штаба ССО. Новое подразделение возглавил главный инженер областного студенческого строительного отряда З.Р. Карпиеня (инженер-строитель). Ему подчинялись

инженер по технике безопасности Ветошников, инженер по снабжению В. Хоженоев (студент IV курса ВСТИ), технические инспекторы, общественные инспекторы из отрядных студентов [4. Л. 4].

На заседаниях областного штаба ССО были трижды поставлены вопросы практической организации обучения всего личного состава ССО технике безопасности. 11 апреля состоялось совещание группы инженеров и командиров объединенных отрядов. Обсуждался вопрос об организации учебы по ТБ всех членов ССО. Штабам, формирующим отряды, были даны инструкции по организации учебы бойцов. В середине апреля началась разъяснительная работа среди руководителей ССО, мастеров, бригадиров, студентов-отрядников [Там же. Л. 4-5]. Для специальных отрядов (лесосплавных, энергетиков, транспортных) программы обучения были переработаны с учетом специфики их деятельности. Строительные организации (тресты) и ведомства проявили активную заинтересованность и с готовностью выделили по разнарядке инженеров для обучения членов ССО. Обучение технике безопасности приобретало массовый характер. Программа обучения включала четыре раздела: общие вопросы по культуре производства и безопасности труда; техника безопасности; техника безопасности в стройотрядах; промышленная санитария [3. Л. 21-23]. В подготовке будущих техинспек-торов и членов ССО было задействовано 23 лектора

Наиболее организованно и оперативно прошла учеба в авиационном техникуме, отрядах «Энергия» ВСТИ. В дальнейшем бойцы этих отрядов на местах дислокации оправдали ожидания областного штаба ССО, показали пример высокой дисциплины и серьезного подхода в организации работ. Однако в целом уровень организации учебы по технике безопасности в ряде студенческих отрядов областным штабом был признан неудовлетворительным. Слабая организованность отрядов на подготовительном этапе отрицательно отразилась на их работе в трудовом семестре. Такими отрядами оказались «Котокель», «Исинга» (ВСТИ), «Старт» (БГПИ), «Строитель» железнодорожного техникума, отряды Иволгинского мелиоративного техникума [5. Л. 6].

от 15 организаций: главные и старшие инженеры (18 чел.) - представители строительных трестов и ведомств, 5 преподавателей технических дисциплин [3. Л. 17]. Статус экзаменационной комиссии по технике безопасности также был достаточно высок. В ее работе участвовали 2 технических инспектора областных советов профсоюзов строительных рабочих и рабочих лесопромышленности Бычков и Ю.М. Кривошеин и 5 инженеров из строительных организаций. Старшие инженеры Ю.Я. Габрусевич (трест «Бурводстрой») и М.Б. Сотнич («Мехколонны-56) были отмечены областным штабом как преподаватели, обеспечившие активное и четкое проведение учебы по технике безопасности [5. Л. 5].

Вместе с тем областной штаб ССО столкнулся с проблемой будущего трудоустройства технических инспекторов. Во-первых, отсутствовали вакансии для новой единицы в штате строительных организаций. Во-вторых, в некоторых трестах и строительных управлениях должность техинспектора не «дотягивала» до контрольных цифр необходимого количества студентов-строителей [3. Л. 2]. Также выяснилось, что часть учебных заведений приняла завышенные показатели по обучению студентов технике безопасности или пыталась организовать учебный процесс за один день перед началом трудового семестра (табл. 1). Областной штаб счел такую практику неприемлемой.

Т а б л и ц а 1

Центральный штаб ССО к началу подготовительного периода снабдил областной штаб печатными материалами по технике безопасности. В апреле, к началу работы областного семинара командиров и комиссаров ССО, были подготовлены папки и материалы для его участников: «Охрана труда и ТБ», памятка «Береги свою жизнь», инструкция по организации обучения ТБ и порядок проведения экзамена по ТБ в студстройотряде, положения об общественном и техническом инспекторах. В республиканской типографии были заказаны и отпечатаны три тысячи талонов ТБ (разрешение студенту для зачисления в отряд после сдачи экзамена по ТБ). Все районные штабы ССО получили талонную продукцию. Студенческим техинспекторам были вручены: а) Положение об об-

Учебные заведения, формирующие строительные отряды Сроки проведения обучения Число бойцов, обучающихся ТБ

по плану фактически по плану фактически

Восточно-Сибирский технологический институт 3-30 мая 10 мая - 19 июня 850 805

Восточно-Сибирский государственный институт культуры 11-30 мая 20 июня - 10 июля 110 80

Бурятский государственный педагогический институт им. Д. Банзарова 4-15 мая 15 мая - 25 июня 380 260

Бурятский государственный сельскохозяйственный институт 11-30 мая Не было 150 -

Индустриально-педагогический техникум 4-30 мая Май 205 205

Электротехникум связи 15 мая - 10 июня Июнь 180 110

Железнодорожный техникум 15-30 мая Июнь 150 140

Авиационный техникум 11-25 мая 10-20 мая 175 175

Сельскохозяйственный техникум 15-30 мая Июнь 150 110

Лесотехнический техникум - Май 165 125

Улан-Удэнский индустриальный техникум 4-20 мая Май 30 30

Селенгинский индустриальный техникум 4-25 мая Июнь 100 70

Иволгинский гидромелиоративный техникум 15-30 мая Июнь 90 50

Итого: 2 735 2 190

Источник: [3. Л. 20].

щественном и техническом инспекторах; б) бланки «Протокола о несчастном случае»; в) бланки «Предписания». Преподаватели и подготовительные штабы отрядов получили программы занятий по ТБ [3. Л. 4].

Был опубликован перечень рабочих профессий, предусматривающий повышенные требования по технике безопасности, специальное обучение, испытание и выдачу спецудостоверения на право управления техникой и право производства работ [Там же. Л. 26]. К примеру, перечень включал следующие специальности: монтажники конструкций (верхолазы), слесари-монтажники, кислотоупорщики, трубоклады, изолировщики, маляры (использующие материалы с токсичными свойствами), операторы строительно-монтажного пистолета, работники (применяющие радиоактивные вещества, бензин), землекопы, кровельщики, транспортные рабочие, плотники (занятые пропиткой древесины антисептическими и огнезащитными составами) и др.

Обращает на себя внимание тот факт, что содержательная часть протокола о несчастном случае включала подробный механизм рассмотрения произошедшего. Он состоял из следующих пунктов: информация мастера о несчастном случае; причины; виновные лица в произошедшем, по мнению докладчика; объяснения пострадавшего, очевидцев; принятие постановления с указанием причин несчастного случая и рекомендуемых мероприятий [Там же. Л. 32-33]. Следует признать, что в изданных приказах и директивах областного штаба ССО, различных ведомств карательный намек в тексте протокольных бланков указывал на высокую степень ответственности и дисциплины всех участников трудового семестра. Но это не застраховало повседневную деятельность отрядов от проявлений халатности и банальной невнимательности. Уже в ближайшей перспективе они обернулись трагедиями и травмами.

Областной штаб обеспечил безопасную перевозку автотранспортом 95% личного состава стройотрядов на места дислокации. Технические инспекторы приступили к текущей проверке объектов ССО. За свой первый рабочий период в июле-августе студенческая техническая инспекция провела 53 тщательные проверки соблюдения правил охраны труда и ТБ в студстройотрядах. Принципиальность и профессионализм в контроле правил по охране труда и за соблюдением мер по технике безопасности проявили инспекторы-студенты Н. Тихонова (индустриально-педагогический техникум), А. Михайлов (БГПИ). При наличии нарушений технические инспекторы не ограничивались формальным указанием на недостатки, а в большинстве случаев добивались их немедленного устранения [5. Л. 6].

В совхозе «Большелугский» (Кяхтинский район) студенты перед началом работ на строительном объекте не были проинструктированы прорабом ответственной организации. Инструктаж провел командир отряда на неудовлетворительном уровне, так как сам был недостаточно подготовлен в вопросах ТБ. На объекте «Сельсовет» в Дондо-Кирети Бичурского района подмости для студенток-отделочниц не отвечали техническим требованиям. По договорным обя-

зательствам за устройство подмостей отвечал заказчик студотряда «Бичурская строительная организация». Предписание студенческого техинспектора Н. Тихоновой устранить недостатки заказчик проигнорировал. Руководство Байкальской лесоперевалочной базы не проявляло особого рвения в создании безопасных условий жизнедеятельности строительного отряда. Техинспектор А. Черняев обнаружил ряд неисправностей в механизмах, с которыми работали студенты лесотехникума. Мастер-руководитель лесоперевалочных работ после указаний техинспектора частично устранил неисправности.

Характерно, что почти все закрепленные за студенческими отрядами мастера не имели заключенных договоров с областным штабом ССО. Они не стремились ознакомить бойцов отрядов с дополнительными условиями, связанными со спецификой их работы. Основные требования к обеспечению безопасности студентов-строи-телей не выполнялись. Допустимо предположить, что мастера просто руководствовались принципом «делай, как я», считая соблюдение студентами элементарных мер техники безопасности само собой разумеющимся. В 36 отрядах студенты на строящихся объектах были вынуждены заниматься транспортировкой стройматериалов или подготовкой древесины к переработке на пилорамах. Строительство 6 объектов было связано с демонтажем и переносом сооружений. Руководство совхозов и колхозов, где были задействованы студенты индустриально-педагогического техникума, явно недооценивало бойцов ССО, имеющих 4-5-й разряды специалистов и опыт строительных работ. Во всех отрядах в жаркую погоду фиксировались нарушения требований к рабочей экипировке. Юноши работали в плавках, девушки зачастую находились на объектах в босоножках. Это распространенное явление способствовало увеличению случаев мелкого травматизма. К примеру, в отряде «Прометей» ВСТИ студент поранил оголенную (не обутую в сапог) ногу топором. При подготовке студентов, управляющих бетономешалками, транспортерами, ответственные лица ограничились инструктажем без соответствующего экзамена и выдачи удостоверения машиниста, подтверждающего допуск к работе с техникой [3. Л. 4-5].

Почти во всех отрядах по требованию командиров были проведены текущие инструктажи и собрания, на которых был установлен жесткий распорядок дня. До бойцов были доведены требования по перевозке студентов. В отрядах «Романтик», «Байкал», «Транспорт-1», «Транспорт-2», «Амалат» были строго распределены места и установлен порядок купания. Техническая инспекция обратила внимание на тот факт, что некоторые командиры и бригадиры не прониклись ответственностью за жизни стройотрядовцев, и их требовательность к созданию безопасных условий труда для членов отряда была на недостаточном уровне. Так, в отряде «Бригантина» в связи с отсутствием автокрана приспособили экскаватор для укладки железобетонных плит в каналах оросительных систем. В отряде «Математик», занятом на строительстве грязелечебницы в Ки-ране (Кяхтинский район), установленные трапы не отвечали требованиям: были узкими, не имели ограждений.

Фиксировались не единичные случаи, когда руководители отрядов не проверяли документы об исправности транспорта, о квалификации водителей [3. Л. 6]. В отряде «Энергия-2» автомобиль, предназначенный для перевозки бойцов, не был полностью оборудован. Инспектор Н. Макуха дал предписание мастеру участка, и оборудование машины привели в соответствие с правилами безопасной перевозки людей. На объекте отряда «Романтик» (авиатехникум) подъемник «Пионер» был установлен на краю чердачного перекрытия и не имел ограждения. По требованию студинспектора ограждение соорудили. Бойцы отряда «Прометей», работающие на кирпичном заводе, превышали нормы переноски тяжестей. Инспектор В. Шадонов провел разъяснительную беседу со студентами, добился снижения веса переносимых тяжестей до нормативов. В целом правила ТБ в студот-рядах соблюдались. В необходимых случаях было выдано 6 предписаний мастерам и командирам. Нарушения правил ТБ и охраны труда были обнаружены в 16 из 83 действующих отрядов. После проверки всех отрядов студенческие технические инспекторы на отрядных собраниях обсуждали случаи тяжелого травматизма в областном отряде. Дополнительно разъясняли правила охраны труда и техники безопасности. В этом отношении особенную активность проявили техинспекторы Н. Тихонова и В. Шадонов [Там же. Л. 8].

Общим недостатком всех организаций (особенно колхозов и совхозов) являлось отсутствие на объектах иллюстративного материала по технике безопасности: плакатов, объявлений, предупредительных надписей. Как выяснилось, плакатами и инструкциями по ТБ и производственной санитарии областной штаб не рас-

Следует отметить, что бойцы этих (с самым длинным рабочим циклом) стройотрядов самостоятельно установили продолжительность рабочего дня и техническая инспекция, по всей видимости, не увидела возражения несоблюдением режима. Кроме молодежного энтузиазма не последним доводом являлось стремление студентов при эффективном использовании светового дня максимально заработать.

Соблюдение правил техники безопасности в 2 из 7 студотрядов, действующих в системе комбината «Забайкаллес», контролировал техинспектор областного профсоюза рабочих лесной промышленности И.А. Сикерин. За рабочий период только один отряд был проверен техинспектором Бычковым от профсоюза рабочих строительства. Вместе с тем отмечалось, что контакт между областным штабом ССО и област-

полагал. 74 отряда из 83 были снабжены требованиями и памяткой «Береги свою жизнь!». В строительных организациях плохо было поставлено снабжение отрядов материалами по ТБ. Только в 12 отрядах имелись памятки, листки, плакаты по ТБ. В число обеспеченных плакатными наборами попали отряды, работавшие в системе Бурятского управления строительства треста «Бурятцелинстрой» и «Мехколонны-56». Наилучшим образом, по оценке технической инспекции и областного штаба, охрана правил труда и техники безопасности пропагандировалась в отрядах «Энергия-1», «Энергия-2», работающих в «Мехко-лонне-56». Инженер по ТБ тов. М. Сотнич провел «Неделю по ТБ», оборудовал стенды ТБ в каждом из отрядов «Энергия» [3. Л. 6].

Представленные в табл. 2 данные отражают нор-мированность рабочего дня (продолжительность рабочей смены), установленную в студенческих отрядах. Видно, что в отрядах, занимающихся транспортным строительством, лесосплавом, обработкой рыбы и шерсти, рабочий день не превышал 8 часов. Студенты-энергетики ежедневно работали около 10 часов. Наиболее продолжительный рабочий день был характерен для 11 отрядов, выполняющих плотничные работы. Строительство деревянных жилых домов, кошар ежедневно занимало около 11-12 часов. Сказывались невысокая производительность труда, обусловленная низким уровнем механизации сельского строительства, громоздкость поставленных задач на селе (без учета реальной обстановки и численности отрядов) и неравномерное снабжение объектов строительными материалами.

ным советом профсоюзов не был установлен. Областной штаб не проявил должной настойчивости в организации проверки строительных отрядов техническими инспекторами от профсоюзов. Но все строительные организации, принимающие студенческие отряды, обеспечили обязательное проведение инструктажа по технике безопасности. Несмотря на возросшую посещаемость студенческих отрядов инженерами по ТБ из разных строительных подразделений, некоторые нарушения на объектах имели устойчивый характер. К примеру, при копке котлована с вертикальными стенками не применялись технологии раскрепления стенок. Трапы, настилы лесов по ширине и ограждению не отвечали правилам безопасного ведения работ. Техническая инспекция зачастую упускала эти нарушения. Бытовые условия на некоторых объектах

Т а б л и ц а 2

Характер основных работ по студотряду 8-часовой (стандартный) рабочий день 9-10-часовой рабочий день 11-12-часовой рабочий день

Кол-во отрядов Кол-во бойцов Кол-во отрядов Кол-во бойцов Кол-во отрядов Кол-во бойцов

Транспортные работы 9 412 - -

Строительство ЛЭП, линий связи - - 8 258 - -

Плотничные, бетонные, отделочные работы 12 330 36 1249 11 215

Обработка рыбы, обработка шерсти 4 125 - -

Лесосплавные работы 3 146 - -

Итого 28 1013 44 1507 11 215

Источник: [3. Л. 7].

не отвечали установленным нормам: 530 стройотрядовцев проживали в палатках. В свою очередь, это отражалось на здоровье бойцов областного отряда (имели место простудные заболевания, кожные воспаления и др.) и временных простоях. Из спецодежды многие бойцы ССО получили только верхонки. Студенты-строители ЛЭП были дополнительно экипированы сапогами и куртками. В 19 специальных отрядах (лесосплавные, энергетиков, строителей железных дорог) соблюдение правил техники безопасности при проведении работ не вызывала нареканий. Для наблюдения за бригадами студентов были прикреплены опытные рабочие, бойцы постоянно инструктировались мастерами и бригадирами. Единственное нарушение, зафиксированное у лесосплавщиков, коснулось неисправности багров [3. Л. 8-10].

В республике в 1965-1966 гг. в составе Улан-Удэнской механизированной колонны-56 работал студенческий отряд «Энергия» Московского энергетического института. В 1967 г. к ним примкнул местный отряд «Энергия» (ВСТИ). На строительные объекты «Мехколонны-56» ежегодно стали прибывать студенческие отряды общей численностью до 200 человек. В 1970 г. в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР (от 26 мая 1970 г. № 483) и решением секретариата ЦК ВЛКСМ (от 3 ноября 1969 г.) на строительные объекты Министерства энергетики и электрификации СССР были направлены студенческие строительные отряды общей численностью свыше 20 тысяч человек. В стране в организациях «Главсельэлектросетьстроя» на строительстве сельских электросетей работали студенческие строительные отряды общей численностью около 10 тысяч человек. На объекты строительства «Мехко-лонны-56» прибыли 146 бойцов студотрядов «Энергия-70» (ВСТИ) и «Кабель-70» Бурятского сельскохозяйственного техникума [5. Л. 20]. Строительно-монтажные работы по сооружению высоковольтных линий сопряжены с серьезным риском для здоровья и жизни исполнителя. Поэтому в подготовительный период отдел техники безопасности «Мехколонны-56» уделял большое внимание обучению и инструктажу студентов. До прибытия отрядов на объекты строительства в аудиториях учебных учреждений проводились занятия со студентами по специально разработанной программе обучения с последующим принятием зачетов по технике безопасности. По прибытии на место дислокации со всеми студентами инженером по ТБ был проведен вводный инструктаж, который дополнялся демонстрацией целевых кинофильмов по ТБ (что тогда было редким явлением). Для лучшего усвоения наглядной агитации по вопросам техники безопасности отрядам выделили плакаты, памятки по ТБ, оформили уголки по ТБ в группах. Начальники участков, прорабы, мастера, бригадиры провели производственный инструктаж непосредственно на рабочем месте. Ими была осуществлена демонстрация безопасных приемов в работе при соблюдении технических правил и норм, учитывая каждое изменение в характере выполняемых работ [5. Л. 21].

Необходимо отметить, что работа студотрядов на объектах «Мехколонны» была сопряжена с преодоле-

нием горных участков местности, покрытых густым лесным массивом. Бойцы отряда «Энергия-1» в Окин-ском районе Бурятии столкнулись с неоднократными переходами бурных потоков горных рек. На местности они были ограничены в применении средств механизации, многие виды работ, особенно связанные со скальным грунтом и болотистой местностью, приходилось выполнять вручную. С не меньшими трудностями боролся и отряд «Энергия-2» в Хоринском районе республики. Как выяснилось, многие студенты не имели производственного опыта и качественной подготовки (не знали элементарных правил техники безопасности), несмотря на обучение в вузе. И все же отряды энергетиков выполнили повышенный объем работ на сумму 210 тыс. рублей. Этому способствовал четкий контроль производства работ, охраны труда, налаженный инженерами «Мехколонны-56». Руководство «Мехколонны-56» укомплектовало студенческие отряды опытными электромонтажниками-бригадирами, звеньевыми, которые обеспечивали технический контроль производства работ студентами и несли персональную ответственность за соблюдение правил техники безопасности. Нарушения, допущенные в ходе строительно-монтажных работ, в тот же день обсуждались трудовым коллективом в бригадах и отрядах. С целью тщательной проверки технического состояние машин и механизмов, грузоподъемных средств и приспособлений, инструментов, соблюдения правил техники безопасности, состояния дисциплины и условий студенческого быта осуществлялась однодневная остановка (день прекращения работ) студенческих стройотрядов. Во время остановки отрядов проводились внеочередные инструктажи с разбором несчастных случаев, зафиксированные в областном отряде. Качественные усилия руководства «Мехколон-ны» в организации и устройстве быта студентов, в обеспечении их продуктами питания, постельными принадлежностями, культурным и спортивным инвентарем также способствовали минимизации рисков на производстве. На подведомственных строительных объектах на протяжении нескольких лет бойцы ССО в составе «Мехколонны» не допустили ни одного несчастного случая [5. Л. 22]. Существенную помощь в обеспечении безопасных условий производства работ, перевозок студентов оказал представитель главка «Главсельэлектросетьстрой» Чеблаков. Он проверил состояние техники безопасности в отрядах, работающих на электрификации объектов [3. Л. 8].

В 1970 г. в летнем трудовом семестре студенты стройотрядов получили 124 травмы. 32 случая были связаны с потерей трудоспособности. Тот год для студенческих отрядов был омрачен трагическими событиями. Произошли 2 смертельных случая в отрядах «Елочка» ВСТИ (с. Леоновка Кижингинского района) и «Колос» БГСХИ (с. Мухоршибирь), связанных с дорожно-транспортными происшествиями. В первом случае причиной трагических событий стало нарушение правил дорожного движения водителем грузовика, протаранившим мотоцикл с двумя представителями ССО и мастером участка. Во втором случае при транспортировке песка из карьера на объект автомо-

биль потерял управление из-за неисправности рулевого механизма. Машина опрокинулась, и два студента, находящихся в кузове, получили травмы (один -смертельные). Анализ травматизма личного состава ССО за этот период позволил установить основные его причины, которые носили в большей степени производственный характер [6. Л. 4, 15; 18-19]. Показательно, что и за летний семестр 1971 г. бойцы ССО получили 162 травмы, 35 из них были связаны с потерей трудоспособности. Подавляющие цифры - 3/4 от общего количества травм - носили производственный характер, что объяснялось незнанием элементарных правил техники безопасности, пренебрежительным отношением к изучению этих правил, восприятием их как формальности [7. Л. 6]. В этой связи был издан приказ «О мерах по усилению контроля за выполнением правил техники безопасности», доведенный до всех отрядов. Практически на каждом итоговом республиканском слете ССО звучали серьезные рекомендации всем заинтересованным ведомствам по усилению профессиональной подготовки юношей и девушек, акцентировалось внимание на их обучении технике безопасности.

По каждому случаю серьезного травматизма или гибели бойца отряда областной штаб принимал предупредительные меры. На место трагического происшествия (с. Леоновка) выехали секретарь областного комитета ВЛКСМ В. Подлеснов и главный инженер областного штаба ССО. До всех студенческих отрядов был немедленно доведен приказ № 1 (от 23 июля 1970 г.) по соблюдению правил техники безопасности. Дополнительно были высланы «Требования к командиру, комиссару и мастеру отряда», памятки «Береги свою жизнь!», нормы выдачи инструментов, перечень особо опасных работ. Приказ № 2 (от 14 августа 1970 г.) по технике безопасности был опубликован в связи со вторым трагическим случаем. В адрес организаций, курировавших отряды, поступили телеграммы о трагическом случае, были переданы рекомендации о проведении дня остановки отрядов. Всем районным комитетам ВЛКСМ было рекомендовано способствовать студенческим отрядам в проведении мероприятий по технике безопасности. Технические инспекторы получили задание обсудить приказ на собраниях проверяемых отрядов и организовать проведение дня остановки. В результате произошедшие в областном отряде несчастные случаи были обсуждены на отрядных собраниях, бойцы ССО проработали памятку «Береги свою жизнь!». В 65 отрядах был проведен день остановки отрядов, 7 отрядов не получили распоряжение о проведении дня остановки, 11 отрядов выехали с мест дислокации до выхода распоряжения [3. Л. 6].

Ведомства также отреагировали на трагические события, произошедшие в областном ССО. Комбинат «Забайкаллес» представил справку о мерах, принимавшихся для обеспечения безопасности работ ССО (от 2 сентября 1970 г.). В ней сообщалось, что до начала трудового семестра руководителям предприятий было дано специальное указание (письмо от 16 июня 1970 г. № 15-3) с каждым бойцом ССО про-

вести документированный инструктаж. Наличие у студента талона по технике безопасности не влияло на проведение инструктажа. Предписывалось установить постоянный квалифицированный технический надзор за работой и выполнением студентами отрядов безопасных приемов труда [Там же. Л. 35]. После несчастного случая в Хандагатайском леспромхозе, повлекшего смерть студентки, вышел приказ комбината (от 7 августа № 128). Он был разослан всем предприятиям для обсуждения обстоятельств и причин несчастного случая в студенческих отрядах. Всем руководителям предприятий было предложено принять меры, исключающие использование личного транспорта с нарушением правил перевозки рабочих (студентов) к месту работы и обратно. Материал по несчастному случаю с заключением технической инспекции был передан в следственные органы для привлечения виновных лиц к ответственности. Водитель автомобиля «Сельхозтехника» Сивко, виновный в столкновении с мотоциклом (где находились мастер и студентки), был привлечен к уголовной ответственности. Мастеру Витошникову, получившему тяжелую травму в дорожно-транспортном происшествии, обвинение на тот момент предъявлено не было [Там же. Л. 36]. Работники комбината «Забайкаллес» взяли на контроль условия работы стройотрядовцев на лесосплавных работах в Удинской сплавной конторе и Хандагатайском леспромхозе.

По второму несчастному случаю с трагическими последствиями был издан приказ начальника строительного управления «Буркоопсоюза» Бернаева (от 1 сентября 1970 г. № 101 «в»). В нем кратко излагалась суть произошедшего 12 августа 1970 г., и за допущение грубого нарушения техники безопасности на своем строительном участке прорабу Мухоршибир-ского строительного участка В.Н. Гуслякову был объявлен строгий выговор. Приказ обязывал и.о. главного инженера Ц.Б. Бадмаева, прорабов и мастеров управления в том же сентябре провести дополнительную проверку состояния техники безопасности на всех строительных участках управления, инструктаж всех рабочих, занятых на строительстве, с занесением в журнал учета [3. Л. 37]. Начальник строительного управления «Буркоопсоюза» приказал устранить выявленные проверкой недочеты и упущения, усилить на строительных участках наглядную агитацию из имеющихся резервов. Он категорически запретил всем производителям работ использовать студентов и «других неопытных лиц» на заготовке и вывозе строительного материала (камня, леса, песка, гравия), использовать технически неисправный автотранспорт, предписал строго соблюдать установленные правила перевозки людей [3. Л. 38].

Итак, к концу 1960-х гг. областной штаб студенческих строительных отрядов стал уделять вопросам безопасности жизнедеятельности студентов особое внимание. Трудовая практика была постоянно связана с определенными рисками для жизни и здоровья молодых людей. Введение новой студенческой службы -технической инспекции, новые формы отчетности и контроля, включая печатную продукцию, централизо-

ванное обучение инспекторов и бойцов отрядов, отражали процесс постепенного усиления контроля за соблюдением правил охраны труда и техники безопасности в деятельности ССО. По всей видимости, студенческая техническая инспекция активно приступила к исполнению возложенных на нее областным штабом ССО обязанностей. Мастера, бригадиры на участках строительных объектов вынуждены были обращать внимание на выявленные ею недостатки и исправлять их. Но если технические нарушения требований безопасности студентов во время производства устранялись достаточно оперативно, то собственная невнимательность, отсутствие дисциплины и пренебрежение студентов своей безопасностью, ослабление контроля со стороны ответственных лиц, командиров отрядов в завершающий период работ только увеличивали риск травматизма.

Первые отчеты студенческой инспекции дали богатый материал, анализ и обобщение которого позволили областному штабу ССО наметить меры по улучшению организации службы техники безопасности в следующем 1971 г. и представить лишний аргумент таким организациям, как трест «Бурводстрой», Бурятское управление строительства и стройуправление ТЭЦ, которые еще не доверяли новому студенческому подразделению. В подготовительный период 1970 г. обучением правилам техники безопасности в вузах и техникумах было охвачено почти 2 400 студентов. Первый опыт работы технической инспекции подтвердил, что обучение бойцов ССО технике безопасности должно прочно войти в практику как необходимый элемент серьезного и правильного формирования отрядов. Доказать эффективность работы студенческой технической инспекции в качестве нового подразделения ССО предстояло в последующие годы.

1. Государственный архив Республики Бурятия (далее

2. ГАРБ. ФП. 36. Оп. 4. Д. 38.

3. ГАРБ. ФП. 36. Оп. 5. Д. 26.

4. ГАРБ. ФП. 36. Оп. 5. Д. 23.

5. ГАРБ. ФП. 36. Оп. 5. Д. 10.

6. ГАРБ. ФП. 36. Оп. 5. Д. 27.

7. ГАРБ. ФП. 36. Оп. 6. Д. 7.

Статья представлена научной редакцией «История» 20 июля 2016 г.

ЛИТЕРАТУРА

- ГАРБ). ФП. 36. Оп. 4. Д. 36.

ORGANISATION OF TECHNICAL INSPECTION IN STUDENT CONSTRUCTION BRIGADES (A CASE STUDY OF BURYATIA)

Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal, 2016, 410, 34-40. DOI: 10.17223/15617793/410/6

Andrey Z. Badmaev, Buryat State University (Ulan-Ude, Russian Federation). E-mail: badmaevaz@yandex.ru Keywords: student brigades; operational safety; training; labour protection; students technical inspection.

The article analyses the way a general idea (of public control, of striving for a higher quality of released products, etc.) found its practical implementation in the creation of the student technical inspection for student construction brigades (SCB). The archival documents provide information for tracking the growth of popularity and increase of the number of SCBs. By the end of the 1960s students of training colleges who joined brigades selected from students of higher education institutions, organization of specialpurpose student brigades (i.e. logging, power engineering, transport, etc.) and stricter requirements and responsibility for health and lives of students during the summer labour semester attracted great attention of the local SCB headquarters and forced them to create a technical inspection promptly. The author focuses his attention on the selection process of candidates for the inspection which was designed scrupulously to make sure the future inspectors would provide for a thorough implementation of operational safety rules and secure labour conditions, as well as secure living at construction objects. The analysis of available data proved that the regional headquarters observed strictly the practical training of SCBs in the operational safety rules. During this period a large scale operational safety training was launched. The training programme was designed for future technical inspectors and SCB members, and was implemented by technical instructors, as well as by professional engineers and skilled workers who represented construction groups and departments. It was a typical fact that the new subdivision within the structure of SCBs confronted not only violations of rules specified for the sphere of labour relations, but also an obsolete thinking of some managers of construction objects. Such managers viewed students as low skilled labour force capable of accessory work only. The study revealed that daily activities of the technical inspection proved its potential in resolving conflicts between the employer and students, in settling issues concerning production processes and daily life, revealed its most significant positive results. This allowed in a short-term perspective to determine the ways and means to make the work of the technical inspection more efficient, to analyse the accumulated data and present the arguments to the organizations and departments whose trust was to be earned. The author comes to a conclusion that measures undertaken by the regional SCB headquarters to introduce a compulsory safety training to students in the preliminary period, to create a new students' service (technical inspection), and efforts to ensure its activity remain an actual and paramount goal.

REFERENCES

1. State Archive of the Republic of Buryatia (GARB). Fund 36.

2. State Archive of the Republic of Buryatia (gARb). Fund 36.

3. State Archive of the Republic of Buryatia (gARb). Fund 36.

4. State Archive of the Republic of Buryatia (GARB). Fund 36.

5. State Archive of the Republic of Buryatia (gARb). Fund 36.

6. State Archive of the Republic of Buryatia (gARb). Fund 36.

7. State Archive of the Republic of Buryatia (GARB). Fund 36.

List 4. File 36. (In Russian). List 4. File 38. (in Russian). List 5. File 26. (In Russian). List 5. File 23. (In Russian). List 5. File 10. (In Russian). List 5. File 27. (In Russian). List 6. File 7. (In Russian).

Received: 20 July 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.