and the level of glycolytic processes. The author substantiates the principle of correspondence of the amount and intensity of the training loads to functional abilities of the growing body and attaining thereby a high resistance of the body to the action of unfavorable environmental factors.
УДК 613.646(213.5):624:613.98
К- М. Мамедов
РЕАКЦИЯ ПОДРОСТКОВ-СТРОИТЕЛЕЙ НА ФИЗИЧЕСКУЮ РАБОТУ В УСЛОВИЯХ ЖАРКОГО КЛИМАТА
Узбекский научно-исследовательский институт санитарии, гигиены и профессиональных заболеваний и Ферганский педагогический институт им. Улугбека
Производственная практика подростков — учащихся строительных ПТУ в Узбекистане, как правило, происходит на строительной площадке, при жарком климате. Строительные работы относятся к категории работ средней тяжести; люди, занятые ими, подвергаются воздействию различных изменений погоды, высокой инсоляции и температуры воздуха и т. д. В Узбекистане строители 60% времени проводят на воздухе при температуре выше 30°, а г/3 часть времени — при температуре выше 35°. Изучение условий труда подростков-строителей на рабочей площадке в целях нормирования физической нагрузки с учетом возраста, физической подготовленности и степени адаптнрованности к местному климату летом является актуальной задачей. Учащиеся ПТУ во время практики осваивают различные элементы производственной операции — простые и технически сложные. Напряженная работа в летнюю жару без научно обоснованного режима труда и отдыха может неблагоприятно отразиться на состоянии здоровья и трудоспособности подростков, привести к их быстрой утомляемости.
Правильное нормирование труда подростков с учетом климата и погоды дает возможность адаптироваться им к нагрузкам, сохранить их творческие и физические силы, любовь к труду, живой интерес и жажду постоянного совершенствования знаний, обогатить трудовой опыт.
Учитывая важность этой проблемы, мы решили заняться изучением ее. Для этого выбрали 10 подростков 17 лет из ПТУ № 52 Ферганы, проходивших летнюю производственную практику на строительной площадке. Нашей задачей было выяснение характера физиологических реакций, возникающих у них под влиянием высокой температуры окружающего воздуха при выполнении физической нагрузки, когда они подвергаются воздействию потока прямых и отраженных солнечных лучей.
В таблице показаны температура, влажность и движение воздуха, при которых проводились исследования.
Подростки во время наших исследований выполняли на открытом воздухе различные строительные работы. Мы измеряли у них пульс, артериальное давление, в 5 точках — кожную температуру и потоотделение, определяли скрытые реакции организма с помощью хронорефлексометра, измеряли силу мышц кисти путем динамографии и проводили хронометраж рабочего дня. Исследование проводили 4 раза: до начала работы, перед обеденным перерывом, после обеда и по окончании работы в течение 3 дней в одно и то же время.
По нашим данным, почти у всех исследуемых во всех точках, кроме стопы, отмечалось значительное повышение кожной температуры — в среднем до
Температура, влажность и движение воздуха
Время Температура воздуха, градусы Влажность воздуха, % Движение воздуха, м/с
9 ч утра 27,1 43 1
12 ч дня 35,8 33 2
15 ч » 32,4 28 2
18 ч вечера 33,1 27 3
33,7±0,14°, а температура кожи стопы оказалась на 2—3° ниже, чем в остальных точках. Подобное состояние мы расцениваем как повышенную чувствительность организма подростков к высокой температуре окружающего воздуха. После 3-часовой работы при температуре выше 35—36° у них кожная температура во всех точках, включая и стопу, повысилась до 35,5±0,11°.
В 12 ч дня у строителей-подростков появились заметные гемодинами-ческие сдвиги. Как известно, процесс терморегуляции во многом определяется функциональным состоянием системы кровообращения. У всех наблюдаемых в 12 ч 30 мин зарегистрировано учащение пульса до 86±0,66, снижение максимального артериального давления до 66±1,04 мм рт. ст., уменьшение пульсового давления до 32±0,83 мм рт. ст., а также заметное снижение работоспособности. Все это служит свидетельством неблагоприятного влияния физической нагрузки и повышенной температуры воздуха на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы подростков. После обеденного перерыва заметных изменений гемодинамики не произошло. Пульс составлял 82±Ю,4, максимальное артериальное давление— 66±1,16 мм рт. ст., пульсовое давление — 35±0,64 мм рт. ст.; показатели были достоверны (Р < 0,001). Одночасовой отдых послужил благоприятным условием для выделения тепла из организма. Это указывает на мобилизацию организма в течение рабочего дня всех функциональных резервов на теплоотдачу, с целью удержания терморегуляции организма на одном уровне при физической нагрузке в условиях высокой температуры окружающего воздуха.
В конце рабочего дня пульс оставался учащенным (85±1,36), максимальное артериальное давление — повышенным (103±1,04 мм рт. ст.) и минимальное артериальное давление — несколько повышенным (70± ±1,13 мм рт. ст.), пульсовое давление — уменьшенным (34±1,06мм рт. ст.), определялось незначительное повышение периферического сопротивления (Р <. 0,005). Заметно снизились темпы работы, возникали частые паузы, уменьшилась выносливость и продуктивность работы, появились признаки утомления и связанные с ними нарушения биоэлектрической активности сердца, изменения биохимических процессов сердечной мышцы, гипоксия миокарда, ослабление его сократительной способности. Все это привело к нарушению терморегуляции и снижению производительности труда.
Кожная температура почти у всех обследованных до начала работы была повышенной. Самая высокая температура груди составляла 34±13°, низкая температура во всех точках кожи повысилась на 1°, а температура стопы с 31,9±0,11° повысилась до 33,18±0,11° (Р < 0,005). Во всех точках высокая температура кожи в течение рабочего дня была стабильной, не имела существенных колебаний. Такое состояние мы считаем усугубляющим влиянием конвекционного тепла на организм. Особое значение имел радиационный фактор, который усилил тепловую нагрузку на организм, поэтому повышение температуры кожи у подростков было устойчивым не только в рабочее время, но и после работы. Наши результаты совпадают с данными многих авторов. Очевидно, до начала работы микроклимат на строительной площадке был благоприятным, при этом терморегуляция протекала без особого напряжения.
Через 2—3 ч микроклимат стал неблагоприятным. Нагрев воздуха, стройматериалов и оборудования на строительной площадке, с которыми соприкасаются рабочие, затруднил теплоотдачу и привел к перегреванию организма подростков, к снижению продуктивности их работы и утомляемости, к обильному потоотделению кожных покровов (500—600 г в час).
При высокой температуре окружающей среды и жарком климате пото-потеря через кожу является основным условием, поддерживающим равновесие между теплопродукцией и теплопотерей. Продуцируемое потоотделение тесным образом связано с температурой окружающей среды. Об этом можно судить, если сравнить температуру кожи лба в 9 ч утра (33,66±
±0,Н°) и данные электрокожного сопротивления 9,00, 12,00±1,3. В состоянии покоя в данном случае нет физического напряжения. Если сравнить температуру кожи лба и потопотерю после 4-часовой работы, то можно заметить высокую зависимость выделения пота от температуры окружающей среды и физической нагрузки; так, в 13 ч температура кожи составляла 24,5±0,12° и потопотеря — 62,6±2,8 г. С повышением температуры воздуха и увеличением физической нагрузки кожа нагревается больше и выделение пота удерживается на высоком уровне в течение рабочего дня во всех точках (Р < 0,001).
Потовыделение оставалось стабильно высоким при всех последующих измерениях по сравнению с тем, каким оно было до начала работы (Р < < 0,001), и не снижалось после прекращения работы. Это указывает на непрекращавшееся потопродуцирование кожи и накопление большого количества тепла в организме в течение дня. Несмотря на общее нарушение терморегуляции организма, обследованные справились со своей задачей путем обильного потовыделения, разница в его показателях между отдельными точками сохранилась и в последующих измерениях постепенно уменьшалась. Снижение потовыделения в отдельных точках указывает на угрожающее наступление перегрева организма.
У наблюдаемых отмечались признаки перенапряжения терморегуляции и угроза перегревания организма в конце рабочего дня. Это выразилось снижением темпа работы, появлением признаков физической усталости, увеличением продолжительности отдыха, частыми микропаузами, особенно после обеденного перерыва. Динамографические исследования показали, что у подростков постепенно ослабевала мышечная выносливость с повышением температуры воздуха после 3-часовой работы. Если мышечная выносливость утром до начала работы при 20—27° была равна 76 с, то при повышении внешней температуры до 30—35° она снизилась до 55 с (Р < 0,05). В конце смены мышечная выносливость была ниже 40,45 с (Р < 0,05). Эти данные позволяют заключить, что недостаточно научно разработанный режим труда приводит к снижению выносливости нервно-мышечной и сосудистой систем молодых строителей, приводит к снижению их работоспособности и потере продуктивности работы, к быстрой утомляемости. Проведенные нами определения в латентный период зрительно-моторной реакции показали, что у исследуемых время скрытой реакции достоверно увеличено. Сравнивая данные, полученные до начала работы и после прекращения 3-часовой работы при повышенной температуре окружающей среды, мы нашли, что у подростков достоверно увеличивалось время скрытой реакции на световой раздражитель на 38 мс (Я < 0,001). Следовательно, физическая работа при высокой температуре снижает лабильность нервных процессов. Увеличение времени скрытой реакции наблюдалось даже после прекращения работы.
Таким образом, результаты исследований и наблюдений доказывают неблагоприятное влияние высокой температуры на организм подростков при режиме труда, характерном для производственной практики учащихся строительных ПТУ в условиях жаркого климата.
Подростки-строители нуждаются в выработке нового графика производственной практики летом с учетом жарких климатических условий Узбекистана. Наиболее целесообразной для них мы считаем производственную практику с мая по июль, с проведением ее в 2 смены: первая смена — с 8 до 13 ч, вторая смена — с 16 до 20 ч. Нормирование труда следует привести в соответствие с жарким климатом.
Поступил 4/11 1976 г
REACTION OF ADOLESCENTS-BUILDERS TO PHYSICAL WORK UNDER CONDITIONS OF HOT CLIMATE
K. M. Mamedov
Investigation results and field observations demonstrate the unfavorable effect produced by high temperature on the body of adolescents in the labour regimen prevailing at the time of industrial training of professional technical school students under conditions of hot climate.
Социальная гигиена, история гигиены, организация санитарного дела
УДК 614.7
Профессора А. В. Быховский, М. И. Гусев и Б. М. Столбун
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ МЕТОДОЛОГИИ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ГИГИЕНИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Московский научно-исследовательский институт гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана
В течение 2 лет (1973—1975) мы ведем в Московском научно-исследовательском институте гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана в системе партийного просвещения семинар научных сотрудников и руководителей подразделений (отделов гигиены планировки населенных мест, гигиены питания, гигиены детей и подростков, лабораторий научной информации и санитарной микробиологии) по проблеме «Философские и методологические аспекты взаимодействия общества и природы». Большую методическую помощь пропагандистам оказывает специальный семинар по этой проблеме при Доме политического просвещения МГК КПСС.
Итоги занятий, в которых постоянно принимали участие 40—50 высококвалифицированных специалистов в различных областях гигиенических знаний, позволяют наметить некоторые подходы к методологическим аспектам гигиены окружающей среды, определить то новое, что дает диалек-тико-материалистическая концепция взаимоотношения природы и общества для теории и практики гигиены, подойти к тем задачам, которые передовая философская мысль ставит перед гигиенической наукой.
При проведении семинарских занятий все рассмотренные на них темы были связаны с теорией и практикой гигиены. Марксистско-ленинская концепция диалектического единства природы и общества служит основой как понимания всей проблемы охраны окружающей среды, так и рассмотрения ее гигиенических аспектов. Темы последующих занятий: «Научно-* техническая революция и проблемы природной среды», «Социальные аспекты взаимодействия природы и общества», «Критика современных буржуазных концепций кризиса природной среды», «Перспективы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды» вызвали значительный интерес участников семинара, поскольку они по каждой из этих тем наряду с приводимыми в рекомендованной литературе данными сообщали интересные сведения из опыта своей научно-организационной и научно-исследовательской деятельности. Так, канд. мед. наук Д. Д. Браун сделал сообщение о росте народонаселения и пищевых ресурсах планеты. Канд. мед. наук Л. А. Виноградова привела конкретный материал об уча-