Научная статья на тему 'САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ТРУДА И БЫТА НА МОРСКИХ СУДАХ В ТРОПИЧЕСКИХ ПЛАВАНИЯХ'

САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ТРУДА И БЫТА НА МОРСКИХ СУДАХ В ТРОПИЧЕСКИХ ПЛАВАНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Химические технологии»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по химическим технологиям , автор научной работы — П.А. Просецкий

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SANITARY AND HYGIENIC CONDITIONS OF WORK AND LIFE ON BOARD OF SEA-GOING SHIPS NAVIGATING IN TROPICS

When navigating in tropics (Bombay, Singapore, Haiphong, Jakarata) Soviet seamen develop pronounced changes in their cardio-vascular and nervous systems due to disturbed thermoregulation. These changes occurred with the seamen staying in cabins (temperature 34—36°C), in service compartments and rooms (50—58°C) and during wokr on open decks under sun rays. Dehydration and overheating of the body was noted in some members of the crews, especially, in those without long service record. The prevention of overheating and other disturbances was most effectively attained by means of such measures as, air-conditioning, the use of deck tents, swimming pools and organization of rational working, dietary and water intake regimen.

Текст научной работы на тему «САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ТРУДА И БЫТА НА МОРСКИХ СУДАХ В ТРОПИЧЕСКИХ ПЛАВАНИЯХ»

DETERMINATION OF PRELIMINARY MAXIMUM PERMISSIBLE CONCENTRATIONS (BY CALCULATIONS) OF ORGANIC SUBSTANCES IN THE

AIR OF WORK PREMISES

E. /. Lublina, Doctor of Medical Sciences

The author proposes an empirically obtained formula for preliminary estimation of approximate maximum permissible concentrations of organic compounds, which do not produce any specific effect. The formula reads as follows: lg C=—0.005 boiling t°—1.1. where C is the estimated maximum permissible concentration and t°—boiling point of the nonelectrolyte. In an instance of substances with specific toxicity, the concentrations calculated by this method may be considerably overestimated. By means of simple tests for determining the 50% lethal dose for white mice after exposition for 2 hours,, it is possible to obtain the value of general toxicity and include it into the present estimation. Thus, the author proposes the maximum permissible concentration to be calculated as follows:

lg C = 0.8 lg L Ceo —2.54

If the maximum permissible concentrations of the substances homologous to that under investigation are already known, it is recommended to estimate the concentrations sought by means of interpolation of known values. The difference between the results of the estimation made according to the boiling point and that after lethal concentration indicates the significance of the specific toxicity of the substance.

it it it

САНИТАРНО ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ТРУДА И БЫТА НА МОРСКИХ СУДАХ В ТРОПИЧЕСКИХ ПЛАВАНИЯХ

П. А. Просецкий

Из Московского научно-исследовательского института санитарии и гигиены имени Ф. Ф. Эрисмана Министерства здравоохранения РСФСР и кафедры школьной гигиены .Московского педагогического института имени В. И. Ленина

Условия труда и быта на морских судах в тропических плаваниях до настоящего времени не получили должного освещения в отечественной литературе. Между тем расширение экономических связей Советского Союза со странами Азии, Африки и Южной Америки сопровождается увеличением грузоперевозок по морским путям, и плавания советских судов в тропики стали обычным делом. Кроме того, на судах, плавающих в тропиках, проходят производственную практику учащиеся мореходных училищ. Это обстоятельство ставит перед гигиенистами вопрос о необходимости разработки оздоровительных мероприятий для судов, плавающих в тропиках, так как члены экипажа (как с большим стажем, так и без него) нередко с трудом переносят воздействие тропического климата.

В литературе имеются данные о влиянии жаркого климата на организм человека (И. А. Кассирский, 1935; В. А. Нови, 1947; Э. Адольф. 1952; НгиЬа, Бкоркоуа, БшгЬа, 1953; Роира, 1954). Однако рекомендованные оздоровительные мероприятия не рационально внедрять на отечественных судах без специальных исследований на советских моряках непосредственно в тропиках, так как климат тропиков значительно отличается от сухого, жаркого климата.

Наши исследования в тропиках мы проводили на советских судах различной постройки в разные периоды года. Первое исследование было проведено с 6 октября 1957 г. по 16 января 1958 г. на сухогрузном судне «Белоруссия», оборудованном естественной вентиляцией, в рейсе Одесса—Бомбей—Одесса. Второе исследование проведено с 15 мая по 10 августа 1958 г. на теплоходе «Н. Бурденко», оборудованном искусственной вентиляцией, в рейсе Одесса—Визакгапатнам—Синга-

пур—Хайфон—Джакарта—Варна—Одесса. Метеорологические условия плавания зависели от сезона года, а также от района плавания. Так, температура наружного воздуха при переходе из умеренных широт в тропические выраженно изменялась (см. таблицу).

В осенне-зимний период во время рейса «Белоруссии» температура наружного воздуха (в 12 часов дня) колебалась от 2 до 38°, относительная влажность — от 45 до 90%, скорость движения воздуха достигала

30 м/сек, солнечная радиа-Температура (максимальная и минимальная) колебалась от 0 6 ДО

наружного воздуха в зависимости от района | . /2/ '

плавания и времени года ' ,4^ККал/СМ /МИН.

В летний период во время рейса «Н. Бурденко» температура воздуха колебалась в пределах 20—42°, в отдельные дни доходя до 46°, а относительная влажность держалась в пределах от 30 до 85%; скорость движения воздух? достигала 25 м/сек, солнечная радиация колебалась от 1,4 до 1,7гдоал/см2/мин.

Метеороло гические условия на судне с естественной вентиляцией менялись соответственно изменениям наружной среды. Так, при температуре наружного воздуха 36—38° температура в машинно-котельном отделении (МКО) достигала 55—58°, скорость движения воздуха на рабочих местах в зависимости от силы ветра колебалась от 0,5 до 3,5 м/сек. Температура в жилых каютах соответствовала наружной и колебалась от 22 до 38° (рис. 1) при незначительной скорости движе-

/

Температура

Море и порт стоянки

зима лето

Черное море....... 2—4° 20—26°

Средиземное море..... 8—16° 24—28°

Порт-Саид........ 16—20° 28—32°

Красное море....... 28—36° 33—40:

Индийский океан..... 30—34° 32—38°

Бомбей.......... 30—38° _

Визакгапатнам....... _ 34—45°

Сингапур......... — 32—38°

Южно-Китайское море . . . .— 32—36°

Хайфон ......... — 34—43°

Джакарта......... — 26—32°

Варна .......... 2-10° 20—28°

$ ¿0'

*

* N

Р 'Г

]}•

& ЗГ

л'

гг

1 /Г

но

/го

НО

%ГОО

3

«5

1

| 80

л

* 70

60

¡г"

/¡' га' м' и* V

Рис. 1. Температура воздуха в машино-котельном отделении (МКО) и каютах в зависимости от вида вентиляции.

1 — температура в МКО при естественной вентиляции; 2— то же при искусственной вентиляции: 3 — температура воздуха в каютах при естественной вентиляции: 4 — то же при искусственной вентиляции.

¿У' М* Ю' V

Температура наружного ¿/»¿уха

Рис. 2. Частота пульса в зависимости от наружной температуры в тропиках.

/— у моряков со стажем 1 год; 2—у моряков со стажем 5 лет; 3— у моряков со стажем 10 лет.

ния воздуха (0,5 м/сек). Следует отметить, что на судне с естественной вентиляцией неблагоприятные метеорологические условия усугубляются недостаточной подвижностью воздуха.

Метеорологические условия на судне с искусственной вентиляцией также зависели от окружающей среды. Так, при температуре наружного воздуха 40—45° температура в МКО достигала 48—50°, скорость движения воздуха на рабочих местах была постоянной — 2,5 м/сек.

Температура воздуха в жилых каютах достигала 39°, скорость движения воздуха (в зависимости от места нахождения в каюте) колебалась от 0,8 до 1,2 м/сек.

Условия труда и объем физических работ на судах зависят от района плавания, состояния судна и от вида операций, производимых на нем. Трудовая деятельность здесь разнообразна. При стоянке в порту палубные матросы заняты перешвартовкой судна, принимают участие в погрузо-разгрузочных работах. Во время плавания матросы занимаются ремонтом такелажа, покрасочными работами, обивкой ржавчины от металлических частей. Другие члены палубной команды (штурманы, радисты и др.) не выполняют физической работы. Работники машинной команды также не занимаются тяжелым физическим трудом: их деятельность сводится к наблюдениям за механизмами. При стоянке в порту члены машинной команды производят ремонтные работы, связанные иногда с перемещением тяжести. В целом же объем физической нагрузки для работников палубной и машинной команд можно считать одинаковым.

Наши исследования проводились над членами экипажей морских судов. Под наблюдением находилось 100 человек во время двух тропических рейсов общей продолжительностью около 7 месяцев.

Перед исследованием все наблюдаемые на каждом судне были разбиты на три группы (по 5 человек в каждой): в первую группу вошли моряки (матросы 18—19 лет, практиканты — учащиеся мореходных училищ 17—18 лет), попавшие в тропики впервые, во вторую — моряки со стажем (в возрасте 25 лет), совершившие в тропики 5 рейсов, и в третью группу вошли моряки (до 30 лет), плававшие в тропики не менее 10 раз.

Исследования проводили над моряками всех трех групп с целью выявления особенностей приспособления организма подростков и взрослых при первичном и повторном воздействии тропического климата. Если учесть, что объем физической работы на судах во время плавания для исследуемых всех трех групп экипажа был почти постоянен, то все физиологические сдвиги, выявляемые в тропическом рейсе, можно отнести за счет изменения метеорологического фактора.

Так, частота пульса после 4-часовой вахты в условиях умеренного климата при температуре окружающего воздуха 20° у наблюдаемых всех трех групп находилась в пределах нормы, а при повышении окружающей температуры на 5 и 10° она увеличивается на 10 и 20 ударов в минуту. Наибольшая частота пульса наблюдается при 45°, при этом у моряков, плававших в тропиках не менее 10 раз, эта величина значительно ниже, чем у лиц, попавших в тропики впервые (рис. 2).

Аналогичные изменения были получены при определении кровяного давления (рис. 3). Так, при температуре окружающего воздуха 20—25° кровяное давление у всех наблюдаемых не претерпевало выраженных изменений, в то время как при повышении окружающей температуры отмечается тенденция к его снижению, при этом к наиболее значительному у молодых моряков, попавших в тропики впервые.

Характерные закономерности отмечались и в других физиологических реакциях организма моряков со стажем и без него на воздействие тропического климата. Так, температура кожи и тела повышалась с нарастанием окружающей температуры, влажности воздуха и интенсивности солнечной и тепловой радиации. Если повышение температуры тела в умеренных широтах при выполнении средней по тяжести физической работы повышается на десятые доли градуса, то уже при

30—35° это повышение колеблется от 0,8 до 2° при относительной влажности воздуха 90%. При этом наиболее выраженное повышение температуры тела (до 38,5°) отмечалось у моряков, не имеющих стажа, особенно при наружной температуре 40—45°.

Следует отметить, что температура тела, повысившись днем, часто во время ночного сна в тропиках (при температуре 36°) не возвращается к исходной величине и остается повышенной до следующего утра. Это свидетельствует о кумуляции тепла в организме и, следовательно, о явлениях хронического перегревания.

Перегревание организма происходит при явлениях профузного потоотделения. Интенсивность потоотделения мы определяли путем вззе-шивания тела. В период между двумя взвешиваниями у наблюдаемых

I

1/47

\

<$/00 %

5 80 \

») 60

% 40,

V Я' 30" 33° 40" Температура яоер-***гяггг

36 34

% 30 I гв %ге

| 14

1гг

I"

У в

/о го 30 *0 м 00

¿2ни лре0ы0амш> 0 /пралила*-

Рис. 3. Кровяное давление в зависимости от наружной температуры в тропиках.

А — минимальное: Б — максимальное; / — у моряков со стажем 1 год: 2 — у моряков со стажем 5 лет: 3 — у моряков со стажем 10 лет.

Рис. 4. Ощущение зоны комфорта в зависимости от времени пребывания в тропиках.

не было диуреза и приема жидкости внутрь. Количество пота, теряемого в один час при высокой температуре в тропиках, достигало значительных величин. Так, при окружающей температуре 40—45° потоотделение составляет 1 л/час. При этом у моряков без стажа отмечается более интенсивное потоотделение. С ростом относительной влажности интенсивность потоотделения возрастает.

Условия труда на судах в тропиках по тяжести одинаковы как для работников машинной команды, так и для членов палубной команды.

Метеорологические условия на судах различной постройки мало отличаются друг от друга. В известной мере на судах с естественной вентиляцией складываются более неблагоприятные условия труда и быта не только в связи с высокой температурой в жилых и рабочих помещениях, но и недостаточным воздухообменом в них. На судах с искусственной вентиляцией метеорологические условия были несколько лучше благодаря достаточной подвижности воздуха, однако при температуре наружного воздуха свыше 36° (т. е. выше температуры человеческого тела) искусственная вентиляция производит дополнительный нагрев тела, поэтому при высоких температурах воздуха она также недостаточно эффективна.

Постоянное пребывание и физическая работа в условиях высокой температуры и влажности воздуха, интенсивной тепловой радиации на палубе, а также в жилых и рабочих помещениях сопровождаются и другими значительными изменениями в организме моряков. За од-£у 4-часовую вахту члены машинной и палубной команд выпивают до 4 л воды, теряют до 4,5 л пота каждый, причем вес тела за это время снижается на 1,5 кг. Работа в условиях высоких температур и недостаточ-

ной подвижности воздуха приводит к перенапряжению сердечно-сосудистой и нервной систем, к нарушению процессов терморегуляции. Это имело место на судах как с естественной, так и с искусственной вентиляцией.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Чрезвычайно сложным и недостаточно изученным в настоящее время является вопрос о рациональной одежде для моряков, плавающих в тропиках. В связи с отсутствием единых рекомендаций по качеству материала и форме одежды для экипажей судов моряки в тропиках используют самую разнообразую одежду. Многие матросы во время работы предпочитают обходиться без одежды и работают в одних трусах, другие носят обычную одежду (длинные брюки и рубашки с длинными рукавами) или приобретают в портах стоянки одежду, которой пользуются местные жители в тропиках (короткие выше колен брюки и рубашки с короткими рукавами). В этой связи мы произвели сравнительную оценку состояния организма при использовании различной одежды и при работе без нее.

При работе на открытой палубе в условиях интенсивной солнечной радиации при скорости движения воздуха свыше 3 м/сек раздетый человек теряет значительно больше пота, чем одетый, причем интенсивность потоотделения различна в зависимости от формы одежды и качества ткани. Так, потоотделение у лиц без одежды составляет в среднем 810 г/час, у лиц, одетых в длинные брюки и рубашки с длинными рукавами,—620 г/час, а у матросов, одетых в короткие брюки и рубашки с короткими рукавами, интенсивность потоотделения в среднем не превышает 400 г/час (мы исследовали свойства хлопчатобумажной ткани цвета хаки). Таким образом, для тропиков наиболее приемлемым можно считать ношение коротких брюк и рубашки с короткими рукавами, однако качество материала требует более тщательного обоснования.

Большая нагрузка на организм в тропиках увеличивается из-за отсутствия на судах рационального режима труда. Так, палубные матросы проводят свой 8-часовой рабочий день на открытой палубе в условиях высокой температуры и интенсивной солнечной радиации. За время часового обеденного перерыва физиологические сдвиги не возвращаются к исходной величине, в связи с чем к концу рабочего дня имеет место обезвоживание и перегревание организма. Если же начинать работу ранним утром и прекращать ее в жаркое время дня (как это делает местное население в тропиках), то перегревания организма не наступает.

Кроме того, существующий режим питания на судах также не приемлем для тропических плаваний. В связи со снижением аппетита и появлением в первое время отвращения к жирной пище экипаж судов в тропиках не употребляет горячих и жирных блюд в жаркое время суток, а в вечерне-ночное время, когда появляется аппетит, экипаж по существующему на судах режиму питания не получает горячей пищи. В связи с этим некоторые члены экипажа за один тропический рейс теряют в весе до 3—4 кг.

Наши исследования показали, что если в обед употреблять первое блюдо в охлажденном виде (окрошка, борщ), а второе блюдо горячим и ужин перенести (с 17 часов) на более позднее время (20 часов), то усвояемость пищи возрастает и не наблюдается выраженного снижения веса тела.

Вопросы питания на морских судах при плавании в тропиках чрезвычайно актуальны и требуют дальнейшего исследования. Нам удалось проследить некоторые процессы акклиматизации организма к тропическому климату. В первые дни пребывания в тропиках независимо от величины температуры окружающего воздуха зона комфорта для чело века остается в пределах 18—22°. Но уже к концу первой недели по-

стоянного пребывания в условиях тропического климата по теплоощу-щениям исследуемых лиц зона комфорта перемещается в сторону более высоких температур (22—25°), а к концу месячного пребывания в тропиках моряки считают комфортной еще более высокую температуру. Так, в середине 2-го месяца плавания в тропиках при 34—42° зона комфорта настолько сместилась в область высоких температур, что при внезапном падении температуры в Джакарте 14 июля 1958 г. 50 моряков следующим образом оценивали свои теплоощущения: 60% температуру 31° оценивали как «тепло», 29° — «хорошо», 27° — «приятно» и 25° — «холодно».

При этом все надели теплые вещи: кители и свитера. Систематический опрос 100 наблюдемых в течение 7 месяцев и физиологические исследования при внезапных снижениях температуры позволили установить, что к 40-му дню пребывания в тропиках температура 26° при скорости движения воздуха до 0,5 м/сек и 30°, но при большей скорости движения воздуха (до 2 м/сек) ощущается как комфорт (рис. 4).

В настоящее время ряд предложенных по результатам этой работы мероприятий, приведенных ниже, внедрен в практику при плавании судов в тропиках.

Выводы

1. Во время плавания в тропических широтах на судах различной постройки создаются неблагоприятные метеорологические условия (высокая температура в рабочих и жилых помещениях) независимо от вида вентиляции. На судах, плавающих в тропиках, отсутствует рациональный режим труда, соответствующий специфическим условиям тропического климата.

2. В связи с неблагоприятными условиями труда и быта у членов экипажа судов отмечаются значительные физиологические сдвиги в организме (перенапряжение сердечно-сосудистой системы, нарушение терморегуляции и др.), свидетельствующие о явлениях перегревания и обезвоживания организма. Наиболее выраженные сдвиги отмечаются в организме моряков без стажа (учащиеся мореходных училищ 17—'19 лет) и менее выраженные — у моряков со стажем, что зависит от физиологических особенностей организма и его тренированности к воздействию тропического климата.

В процессе длительного тропического плавания происходит адаптация организма к высокой температуре (смещение зоны комфорта в сторону более высоких температур). Это необходимо учитывать при разработке оздоровительных мероприятий, в частности при создании рациональной температуры в судовых помещениях при кондиционировании -воздуха.

3. На всех судах, плавающих в тропиках, должно быть внедрено кондиционирование воздуха в жилых помещениях и в машинно-котельном отделении в виде отдельного оазиса.

В первую декаду плавания в тропиках температура воздуха в судовых помещениях не должна 'превышать 24°, во вторую — 26°, в третью—28°. При плавании свыше одного месяца она не должна быть ниже 25° и выше 30°.

4. В целях создания на судне комфортных метеорологических условий необходимо использовать не один какой-либо стабильный перепад температуры между наружным и внутренним воздухом, а постоянно менять перепады в процессе изменения наружной температуры и наступления акклиматизации моряков. При этом перепад не должен превышать установленную гигиеническую величину (10—12°).

5. В целях борьбы с перегреванием организма в тропиках на ;у-дах необходимо оборудовать брезентовые тенты над палубами и бассейны для купания.

Для экипажей морских судов необходимо разработать тропическую форму одежды: короткие выше колен брюки и рубашки с короткими рукавами.

6. На судах необходимо внедрить специальный тропический режим труда для работников палубной команды, предусматривающий прекращение работ на палубе в жаркое время дня (с 11 по 15 часов) с более ранним началом и более поздним окончанием работы.

7. Для экипажей судов при плавании в тропиках необходимо внедрить рациональный питьевой режим, обеспечивающий профилактику обезвоживания и перегревания организма.

ЛИТЕРАТУРА

Адольф Э. (ред.). Физиология человека в пустыне. М., 1952.—Кассир-с к и й И. А. Очерки гигиены жаркого климата в условиях Средней Азии. Ташкент, 1935. — Нови В. А. В кн.: Сборник рефератов научн. работ Киевск. ин-та гигиены труда и профзаболеваний. 1947, стр. 46. - Н г u b а М., Skopkova М, Smrha О., Sbornik pro pathofysiologii traveni a vyzivy, 1953, т. 7, N 1—4, стр. 62.

Поступила 8/VI 1959 г.

SANITARY AND HYGIENIC CONDITIONS OF WORK AND LIFE ON BOARD OF SEA-GOING SHIPS NAVIGATING IN TROPICS

P. A. Prosetsky

When navigating in tropics (Bombay, Singapore, Haiphong, Jakarata) Soviet seamen develop pronounced changes in their cardio-vascular and nervous systems due to disturbed thermoregulation. These changes occurred with the seamen staying in cabins (temperature 34—36°C), in service compartments and rooms (50—58°C) and during wokr on open decks under sun rays. Dehydration and overheating of the body was noted in some members of the crews, especially, in those without long service record. The prevention of overheating and other disturbances was most effectively attained by means of such measures as, air-conditioning, the use of deck tents, swimming pools and organization of rational working, dietary and water intake regimen.

it ■i A

О ТОКСИЧНОСТИ ГЕРБИЦИДА ОКТИЛОВОГО ЭФИРА 2,4-ДИХЛОРФЕНОКСИУКСУСНОЙ КИСЛОТЫ i

М. К. Винокурова Из Саратовского института гигиены и профессиональной патологии

Из гербицидов, применяемых в настоящее время, большое распространение получили синтетические органические соединения — производные феноксиуксусных кислот, в частности производные 2,4-дихлор-феноксиуксусной кислоты (2,4-Д). В связи с применением последних для уничтожения сорной растительности на полях и водоемах изучали токсичность для теплокровных животных и рыб как 2,4-Д, так и некоторых ее производных.

В литературе [А. А. Егорова, 1955; Ю. И. Шиллингер и Л. П. Наумова, 1957; Бьорн и Нортхем (Björn а. Northern, 1948] приведена сравнительно невысокая токсичность этих соединений при введении в организм через рот, не установлено при этом и выраженного кумулятивного действия их.

1 Доложено на сессии, посвященной вопросам медицинской науки и практики здравоохранения в химической промышленности. Горький, 1959.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.