Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ ТРЕНИРОВОЧНЫХ НАГРУЗОК ПЛОВЦОВ В ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИХ СПОРТИВНЫХ ШКОЛАХ'

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ ТРЕНИРОВОЧНЫХ НАГРУЗОК ПЛОВЦОВ В ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИХ СПОРТИВНЫХ ШКОЛАХ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
24
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HYGIENIC STANDARDIZATION OF TRAINING LOADS OF SWIMMERS IN CHILDREN SPORTS SCHOOLS

The paper deals with hygienic standardize ticn of training leads in the training of 9 to 10 yr old swimmers. The standardization of these loads was carried cut cn the basis of a complex assessment of the functioning of the cardiovascular system, the nonspecific immunologic reactivity, the fermentative activity of leucocytes, that of the sympathico-adrenaline system and the level of glycolytic processes. The author substantiates the principle of correspondence of the amount and intensity of the training loads to functional abilities of the growing body and attaining thereby a high resistance of the body to the action of unfavorable environmental factors.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ ТРЕНИРОВОЧНЫХ НАГРУЗОК ПЛОВЦОВ В ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИХ СПОРТИВНЫХ ШКОЛАХ»

Учитываемые единичные гигиенические показатели: уровень освещенности — освещенность демонстрационной панели, необходимость специального подсвета и его уровень, размещение прибора по отношению к искусственным и естественным источникам света; уровень вентилируемости: загрязняет ли прибор воздух; требуется ли специальная вентиляционная установка для эксплуатации прибора; требуется ли вентиляция самого прибора; уровень температуры: нагревает ли прибор окружающий воздух в процессе работы с ним; уровень влажности: изменяет ли уровень влажности в помещении использование прибора; уровень напряженности магнитного и электрического полей; уровень радиации; уровень токсичности и степень загрязнения среды при работе без вытяжного шкафа; уровень шума (в де-цибеллах) и продолжительность использования прибора; уровень вибрации, создаваемый при работе прибора.

По тем же показателям должны оцениваться лабораторные приборы для фронтальных занятий, лабораторные приборы для физического практикума, вспомогательные приборы и принадлежности.

Установление номенклатуры гигиенических показателей позволяет разрабатывать требования к средствам обучения как факторам внешней среды. Соответствие средств обучения гигиеническим требованиям будет учитываться по множественным показателям в соответствии с их номенклатурой.

Выводы

1. Средства обучения играют в процессе обучения двоякую роль: как факторы внешней среды и как орудия труда в деятельности ученика и учителя.

2. Все средства обучения должны оцениваться по степени соответствия гигиеническим требованиям в соответствии с их номенклатурой на всех этапах создания и использования средств обучения.

Поступила 11/XII 1975 г.

POSSIBILITY OF IMPROVING THE TEACHING PROCESSING BY USE OF VARIOUS

TEACHING MEANS

N. B. Karaiaeva

The teaching means may be assessed positively from the hygienic point of view if they meet the hygienic standards and requirements. In assessing the teaching means according to the extent of their compliance with hygienic requirements it is necessary to determine the compliance of individual indices, such as the level of lighting, the extent of airing, the temperature, the humidity etc. For the purpose of drawing a nomenclature of hygienic requirements, the author analysed the fund of teaching means and carried out their expert assessment by means of laboratory tests. These means should be evaluated at all the stages of their elaboration and production, and, besides, in course of their use in the teaching process.

УДК 371.73:613.735

А. Г. Сухарев, JI. А. Симонова, H. H. Суханова, В. Е. Карасик, М. С. Осипова

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ ТРЕНИРОВОЧНЫХ НАГРУЗОК ПЛОВЦОВ В ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИХ СПОРТИВНЫХ ШКОЛАХ

Институт гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР

В нашей стране существует сеть детских учреждений, где занимается тем или иным видом спорта. К таким учреждениям относятся детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ), школы высшего спортивного мастерства и др.

Анализ учебно-тренировочных планов этих учреждений показал, что годовой объем физических нагрузок спортсменов в 6—10 раз выше, чем у

школьников, занимающихся по программе физического воспитания общеобразовательных школ. Особенно выделяется плавание как спорт юных и с наибольшим объемом нагрузок.

Так, для пловцов ДЮСШ на 1-м году занятий планом предусматривалось 312 академических часов на тренировку. Для учащихся общеобразовательных школ всех возрастных групп, как известно, на учебные занятия по физкультуре отводится 70 ч в год.

Нашей задачей явилось гигиеническое нормирование тренировочных нагрузок при подготовке пловцов ДЮСШ. Исследования пловцов в возрасте 9—11 лет проводились 2 года. Изучение режима дня показало, что систематические занятия спортивным плаванием существенно влияют на произвольную двигательную активность спортсменов.

Систематические ежедневные тренировочные занятия юных пловцов увеличивают длительность динамического компонента в их суточном бюджете времени. На 1-м году наблюдения у пловцов динамический компонент составляет 21,3%, на 2-м году — 27,7%, а у школьников, не занимающихся спортом, — 18,5%.

Вместе с тем высокий уровень тренировочных нагрузок снижает неорганизованную двигательную активность спортсменов. Среднесуточная произвольная двигательная активность у пловцов ниже, чем у школьников-неспортсменов.

С возрастанием объема и интенсивности тренировочных нагрузок, отмечающихся в соревновательном периоде, число произвольных ло-комоций спортсменов уменьшается. Среднесуточное число шагов в подготовительном периоде у пловцов составляет 18 тыс., а в соревновательном — лишь 14 тыс.

Снижение произвольной двигательной активности при увеличении организованных занятий физической культурой и спортом связано со способностью детского организма к саморегуляции активности для обеспечения ее оптимальной суточной величины. Тщательный хронометраж тренировочных занятий по специально разработанным картам выявил разнообразие тренировочных нагрузок, применяемых в подготовке спортсменов.

Оценку нагрузкн проводили по объему, интенсивности и двигательной плотности отдельных тренировок. Под объемом плавания понимают суммарное количество километров, проплываемых за время тренировки, под интенсивностью — отношение времени проплывания отдельных дистанций к лучшему времени, показанному на тех же дистанциях в условиях соревнования, под двигательной плотностью — отношение времени, затраченного на выполнение физических упражнений, к общей продолжительности тренировки.

На основе этих показателей, а также рабочей частоты пульса и уровня молочной кислоты крови выделены 3 группы тренировочных нагрузок. К 1-й группе отнесены тренировки с суммарным объемом плавания 2,5—2,9 км двигательной плотностью менее 65%, с интенсивностью, не превышающей 75% максимальной скорости плавания. При этом рабочая частота сердечных сокращений ниже 160 в минуту, а концентрация молочной кислоты в крови после тренировки не превышает 48 мг%. Ко 2-й группе отнесены тренировки с суммарным объемом плавания 2,7—2,9 км, двигательной плотностью 65—75% и интенсивностью 75—85% при рабочей частоте сердечных сокращений 160—175 в минуту и уровне молочной кислоты в крови 48—52 мг%. К 3-й группе отнесены тренировки с суммарным объемом плавания 2,3— 2,7 км, двигательной плотностью более 75% и интенсивностью свыше 85% при рабочей частоте сердечных сокращений, превышающей 175 в минуту. и уровне молочной кислоты в крови выше 52 мг%,

Результаты исследований показывают, что воздействие тренировочных нагрузок вызывает разную степень напряжения изучаемых систем. Реакция сердечно-сосудистой системы на различные тренировочные нагрузки про-

UJl

Соотношение типов реакции фагоцитарной активности лейкоцитов после различных тренировочных

нагрузок (в %). А — первая нагрузка; Б — вторая нагрузка: В — 1 — I тип — активная; 2 — II тип —

третья нагрузка

компенсация;

3 — III тип — угнетение.

слежена по частоте пульса, изменению артериального давления и электрокардиографическим показателям. Частота пульса, измеряемая за первые 10 с, имела тенденцию к увеличению в среднем на 13,2 удара после выполнения первой нагрузки и на 15,9 и 15,5 ударов после выполнения второй и третьей нагрузок. При выполнении первой нагрузки пульс учащался с улучшением времени

проплывания отдельных дистанций, т. е. наблюдалась адекватная реакция на нагрузку. При выполнении же третьей нагрузки зарегистрировано рассогласование между скоростью проплывания последних дистанций и частотой пульса, что, по-видимому, обусловлено наступлением утомления и истощения резервных возможностей сердечно-сосудистой системы.

При анализе сдвигов артериального давления выявлено, что с ростом нагрузки происходило незначительное изменение систолического давления и значительное увеличение диастолического. При этом пульсовое давление снижалось от первой нагрузки к третьей в среднем на 15 мм рт. ст.

Для более полной физиологической оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы была дана характеристика процесса восстановления частоты сердечных сокращений после проплыва 50-метрового отрезка в максимальном темпе до и после тренировки. Установлено, что с ростом нагрузки интенсивность восстановительных процессов снижалась, средний процент неполного восстановления частоты сердечных сокращений к 3-й минуте отдыха увеличивался с 16 при первой нагрузке до 40 при третьей.

Выполнение различных тренировочных нагрузок сопровождалось изменением процессов де- и реполяризации в сердечной мышце, что четко выявлялось на электрокардиограммах пловцов. Так, с ростом нагрузки нарастало число случаев снижения вольтажа зубца R, причем значительное снижение (свыше 0,4 мВ) определялось только после выполнения третьей нагрузки. Электрическая систола желудочков после второй и третьей нагрузок удлинялась в 2—3 раза чаще, чем после выполнения первой нагрузки.

Изменение общей иммунологической реактивности после выполнения различных тренировочных нагрузок выявлено по показателям фагоцитарной активности лейкоцитов (ФАЛ) крови. При действии первой нагрузки в большом проценте случаев наблюдалось повышение ФАЛ, а при действии второй и третьей — снижение ее. После выполнения третьей нагрузки снижение фагоцитоза отмечалось у большинства спортсменов с неполным восстановлением показателей к 30-й минуте отдыха. Сопоставление показателей фагоцитоза позволило выявить 3 типа реакции на нагрузку: I тип (активация), характеризующийся однонаправленными в сторону повышения сдвигами показателей ФАЛ; II тип (компенсация), сопровождающийся разнонаправленными сдвигами; III тип (угнетение), выражающийся в реакциях снижения фагоцитоза. При воздействии первой нагрузки преобладал (42% случаев) I тип реакции, несколько реже встречался II (33%) и III тип (25%) реакции ФАЛ (см. рисунок). Вторая нагрузка в 60% случаев вызывала II тип реакции, реже встречался III тип (35%) и лишь в единичных случаях — I тип. Выполнение третьей нагрузки в 90% случаев сопровождалось реакцией угнетения и лишь в 10% — реакцией компенсации, что свидетельствует о значительном напряжении неспецифического иммунитета после выполнения третьей нагрузки.

ФАЛ крови при действии различных тренировочных нагрузок изменялась следующим образом. С ростом нагрузки преобладающими станови-

лись реакции снижения активности миелопероксидазы, сукцинатдегидроге-назы и а-глицерофосфатдегидрогеназы. При выполнении первой нагрузки корреляционная зависимость между ферментами нарастала (г — 0,5), с ростом нагрузки степень сопряженности ослабевала (г=—0,1). Учащение случаев снижения активности ферментов и сопряженности между ними расценивается нами как неблагоприятный фактор, свидетельствующий об угнетении функциональных возможностей лимфоидной и миелоидной тканей.

При изучении симпатико-адреналовой системы отмечено, что с ростом нагрузки чаще снижался уровень экскреции катехоламинов и их предшественников. Так, после выполнения первой нагрузки лишь в 20% случаев отмечалось снижение экскреции адреналина и в 10% — норадреналина. После выполнения третьей нагрузки снижение экскреции катехоламинов наблюдалось в 22% случаев. Учащение случаев снижения экскреции катехоламинов, по-видимому, связано со снижением функциональных возможностей симпатико-адреналовой системы. Снижение экскреции ДОФА, вызванное действием третьей нагрузки, говорит об угнетении синтеза катехоламинов и снижении резервных возможностей симпатико-адреналовой системы.

В наших исследованиях с ростом нагрузки обнаруживалось повышение содержания молочной кислоты в крови и увеличение процента ее неполного восстановления к 30-й минуте отдыха. Для юных пловцов наиболее тяжелой была третья нагрузка, которая вызвала повышение уровня молочной кислоты и его неполнее восстановление к 30-й минуте отдыха.

Выводы

1. Тренировочные нагрузки с суммарным объемом плавания 2,5— 2,9 км и интенсивностью менее 75% при рабочей частоте сердечных сокращений ниже 160 в минуту (первая нагрузка) вызывают умеренное напряжение изучаемых систем организма, повышая фагоцитарную и ферментативную активность лейкоцитов крови. Эта нагрузка оказывает оздоровительное воздействие на организм юных пловцов.

2. Тренировочные нагрузки с суммарным объемом плавания 2,7—2,9 км и интенсивностью 75—85% при рабочей частоте сердечных сокращений 160—175 в минуту (вторая нагрузка) вызывают значительное напряжение изучаемых систем организма. С гигиенической точки зрения такие нагрузки можно считать допустимыми для юных пловцов с высокими функциональными возможностями.

3. Тренировочные нагрузки с суммарным объемом плавания 2,3—2,7 км и интенсивностью более 85% при рабочей частоте сердечных сокращений свыше 175 в минуту (третья нагрузка) вызывают чрезмернее напряжение детского организма. Такие нагрузки не обеспечивают оздоровительного эффекта и способствуют снижению неспецифической иммунологической реактивности организма, на фоне которой могут возникать предпатологи-ческие и патологические состояния.

4. Применение при подготовке юных пловцов в соревновательном периоде третьей нагрузки значительно снижает их произвольную двигательную активность, что служит дополнительным критерием чрезмерности нагрузки для детского организма.

Поступила 26/1 1976 г.

HYGIENIC STANDARDIZATION OF TRAINING LOADS OF SWIMMERS IN CHILDREN SPORTS SCHOOLS

A. G. Sukharev, L. A. Simonova, N. N. Sukhanova, V, E. Karasik, M. S. Osipota

The paper deals with hygienic standardiz- tien of training leads in the training of 9 to 10 yr old swimmers. The standardization of thes. loads was carried cut en the basis of a ccm-plex assessment of the functioning of the cardiovascular system, the ncnspecific iirirtnologic reactivity, the fermentative activity of leucocytes, that of the sympathico-adrenaline system

and the level of glycolytic processes. The author substantiates the principle of correspondence of the amount and intensity of the training loads to functional abilities of the growing body and attaining thereby a high resistance of the body to the action of unfavorable environmental factors.

УДК 613.646(213.5):624:613.98

К- М. Мамедов

РЕАКЦИЯ ПОДРОСТКОВ-СТРОИТЕЛЕЙ НА ФИЗИЧЕСКУЮ РАБОТУ В УСЛОВИЯХ ЖАРКОГО КЛИМАТА

Узбекский научно-исследовательский институт санитарии, гигиены и профессиональных заболеваний и Ферганский педагогический институт им. Улугбека

Производственная практика подростков — учащихся строительных ПТУ в Узбекистане, как правило, происходит на строительной площадке, при жарком климате. Строительные работы относятся к категории работ средней тяжести; люди, занятые ими, подвергаются воздействию различных изменений погоды, высокой инсоляции и температуры воздуха и т. д. В Узбекистане строители 60% времени проводят на воздухе при температуре выше 30°, а г/3 часть времени — при температуре выше 35°. Изучение условий труда подростков-строителей на рабочей площадке в целях нормирования физической нагрузки с учетом возраста, физической подготовленности и степени адаптированности к местному климату летом является актуальной задачей. Учащиеся ПТУ во время практики осваивают различные элементы производственной операции — простые и технически сложные. Напряженная работа в летнюю жару без научно обоснованного режима труда и отдыха может неблагоприятно отразиться на состоянии здоровья и трудоспособности подростков, привести к их быстрой утомляемости.

Правильное нормирование труда подростков с учетом климата и погоды дает возможность адаптироваться им к нагрузкам, сохранить их творческие и физические силы, любовь к труду, живой интерес и жажду постоянного совершенствования знаний, обогатить трудовой опыт.

Учитывая важность этой проблемы, мы решили заняться изучением ее. Для этого выбрали 10 подростков 17 лет из ПТУ № 52 Ферганы, проходивших летнюю производственную практику на строительной площадке. Нашей задачей было выяснение характера физиологических реакций, возникающих у них под влиянием высокой температуры окружающего воздуха при выполнении физической нагрузки, когда они подвергаются воздействию потока прямых и отраженных солнечных лучей.

В таблице показаны температура, влажность и движение воздуха, при которых проводились исследования.

Подростки во время наших исследований выполняли на открытом воздухе различные строительные работы. Мы измеряли у них пульс, артериальное давление, в 5 точках — кожную температуру и потоотделение, определяли скрытые реакции организма с помощью хронорефлексометра, измеряли силу мышц кисти путем динамографии и проводили хронометраж рабочего дня. Исследование проводили 4 раза: до начала работы, перед обеденным перерывом, после обеда и по окончании работы в течение 3 дней в одно и то же время.

По нашим данным, почти у всех исследуемых во всех точках, кроме стопы, отмечалось значительное повышение кожной температуры — в среднем до

Температура, влажность и движение воздуха

Время Температура воздуха, градусы Влажность воздуха, % Движение воздуха, м/с

9 ч утра 27,1 43 1

12 ч дня 35,8 33 2

15 ч » 32,4 28 2

18 ч вечера 33,1 27 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.