Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ЗАНЯТИИ СПОРТИВНЫМ ПЛАВАНИЕМ НА ОРГАНИЗМ ШКОЛЬНИКОВ 9—15 ЛЕТ'

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ЗАНЯТИИ СПОРТИВНЫМ ПЛАВАНИЕМ НА ОРГАНИЗМ ШКОЛЬНИКОВ 9—15 ЛЕТ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
28
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HYGIENIC ASSESSMENT OF THE EFFECT EXERCISED BY SPORTIVE SWIMMING ON THE BODY OF HIGH-SCHOOL STUDENTS AGED 9 TO 15 YEARS

The article gives a hygienic assessment of the effect of sportive swimming on the body of high-school students, taking as the basis the records showing immediate influence of training and athletic competitions on health improvement, physical development and academic progress of students engaged in sporting activities. The changes in health, in physical development and in functional capacities of young athletes point to the favourable effect of one year of training in swimming. Reduced functional capacity of the body observed in individual students may be due to overstrain, since there is no special training regimen set up for children, who sustained some disease in the immediate past. The article contains some recommendations as to the loading-rate in training and sporting events.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ЗАНЯТИИ СПОРТИВНЫМ ПЛАВАНИЕМ НА ОРГАНИЗМ ШКОЛЬНИКОВ 9—15 ЛЕТ»

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ЗАНЯТИЙ СПОРТИВНЫМ ПЛАВАНИЕМ НА ОРГАНИЗМ ШКОЛЬНИКОВ 9—15 ЛЕТ

Аспирант Ф. А. Иорданская

Из Московского научно-исследовательского института санитарии и гигиены имени Ф. Ф. Эрисмана Министерства здравоохранения РСФСР

Переход детей в группу взрослых при занятиях плаванием осуществляется в 16 лет, а не в 18—19 лет, как в большинстве видов спорта, вследствие чего изучение влияния применяемых нагрузок на орга* низм юных спортсменов приобретает особое значение.

В настоящей работе поставлена задача дать гигиеническую оценку влияния занятий плаванием на организм школьников 9—15 лет. Под наблюдением было 44 юных пловца (23 девочки и 21 мальчик) в основном из состава сборной команды детской спортивной школы со стажем занятий плаванием от 1 года (11 детей) до 4 лет. Дети имели •II—III или юношеский спортивные разряды, были практически здоровыми, среднего или выше среднего физического развития.

Гигиеническая оценка основывалась: 1) на учете непосредственного влияния тренировочных занятий и соревнований на организм юных пловцов; 2) на учете сдвигов в состоянии здоровья и физического развития детей за период систематической годичной учебно-тренировочной работы по плаванию; 3) на изучении режима дня и динамики годовой успеваемости юных спортсменов.

Работа проводилась на базе детской спортивной школы. Бассейн длиной 25 м, рециркуляционной системы очистки и обеззараживания воды. Температура воздуха в среднем 27°, относительная влажность 91%, температура воды 26,7°; содержание остаточного хлора в воде в пределах 0,3—0,45 мг/л.

Занятия плаванием в детской спортивной школе проводились для большинства детей 3 раза в неделю, а в отдельных случаях — 4, 5 и даже 6 раз в неделю. Тренировочные занятия включали занятия в зале продолжительностью 20—25 минут, а затем занятия в воде продолжительностью 1 — 11/2 часа.

Нагрузка, определяемая количеством метров, которые юный спортсмен проплывал за одно занятие, составляла в подготовительном периоде для детей младшего возраста 700—900 м, для старшего возраста — 1000—1400 м. при этом упражнения, направленные на- развитие быстроты, редко включались в тренировку. В основном периоде тренировки объем работы за одно тренировочное занятие увеличился для детей младшего возраста до 1000—1300 м, среднего возраста — до 1000—2500 м и старшего — до 1400—3000 м, причем скоростная работа для последних составляла '/з общего объема тренировочной работы.

Тренировочные занятия были условно разделены на три группы: 1) с малыми нагрузками объемом до 1000 м; 2) с большими нагрузками— свыше 1000 м (в среднем 1600 м); 3) тренировки, включающие скоростные упражнения.

Исследовано 161 тренировочное занятие, нагрузки в которых распределялись следующим образом (см. таблицу).

Возрастная Количество Объем раСоты за одно занятие Тренировочные

группа детей исследований до 1000 м свыше 1000 м скоростной работой

9—10 лет 10 50 19 26 5

11—12 » 17 51 16 29 6

13—15 » 17 60 — 30 30

У детей младшего возраста в большинстве исследований пульс учащался на 140—200°/п к исходному; у 11 — 15-летних учащение было бо-

лее выраженным (170—200% и выше), при этом у 13—15-летних в тренировочных занятиях со скоростной работой учащение в 65э/о исследований было свыше 200% к исходному. "Иными словами, чем старше возраст и больше нагрузка, тем интенсивнее реакция пульса на нагрузку. Пульсовая амплитуда увеличивалась преимущественно на 40—70 мм ртутного столба по сравнению с исходной, а у 13—15-летних при тренировочных занятиях со скоростной работой в у1\ наблюдений пульсовую амплитуду нельзя было определить из-за феномена бесконечного тона минимального давления. Частота дыхания в среднем составляла 27—30 в минуту. Указанные сдвиги в функции сердечно-сосудистой ы дыхательной системы сохранялись и после заключительной части занятия. Спустя 10 минут после окончания занятия в 85—95% исследований восстановления функции сердечно-сосудистой системы все еще не наступало. Отмечалось даже снижение систолического давления ниже исходного и уменьшение пульсовой амплитуды. Эта реакция отмечается обычно после большей физической нагрузки.

Изменения показателей электрокардиограмм, снятых при тренировочных занятиях (617 электрокардиограмм), указывали на напряженную работу сердечной мышцы юных пловцов. Степень этих изменении в значительной мере определялась величиной ¡нагрузки и интенсивностью ее выполнения.

У 9—10-летних пловцов в тренировках с объемом работы свыше 1000 м на высоте занятия (т. е. в момент, когда пульс достигал максимума) изменения в миокарде и проводниковой системе сердца были более выраженными по сравнению с тренировочными занятиями, включающими меньший объем работы (значительно чаще отмечалось удлинение интервала Р—С; 'превышение должной величины систолы на 0,05 секунды, снижение вольтажа зубцов Р и особенно Т).

У 11 — 15-летних пловцов характер сдвигов в показателях электрокардиограмм был в основном таким же, как и у 9—10-летних, с той лишь разницей, что изменения после окончания тренировочных занятий были значительнее.

Мышечная сила кисти после тренировочных занятий у наиболее юных пловцов часто снижалась на 1—5 кг, а 'при тренировочных занятиях с большими нагрузками и выше. Объяснить это можно более быстрой утомляемостью детей младшего возраста в связи с недостаточной координацией при выполнении плавательных движений. Возможно, это обусловлено и определенной слабостью процессов торможения и большой иррадиацией процессов возбуждения при физической нагрузке.

Юные пловцы 11 —15 лет нередко проплывали за одно занятие 2000—2500 м и выше. Пловцы 13—15 лет, хорошо физически развитые и подготовленные, оправлялись с этим заданием. Что касается 11—12-летних, то выполнение такого объема задания (2000 м и выше) сопровождалось реакцией со стороны всех исследуемых функций, свидетельствующих о нагрузке, граничащей с'пределом функциональных возможностей организма.

Применяя повышенные нагрузки при тренировке юных пловцов, следует помнить о потенциальных возможностях их организма, иначе такие тренировочные занятия приведут не к повышению работоспособности, а к ее снижению (в некоторых случаях после года систематической тренировки отмечалось ухудшение приспособляемости к мышечной работе).

Так как тренировочные занятия с большими нагрузками предъявляют к организму очень высокие требования, то важна методика построения занятий. Наблюдения показали, что не следует давать скоростные упражнения после большого по объему тренировочного занятия. Имеет значение и режим тренировки. Для большинства детей тренировочные занятия происходили 3 раза в неделю. К следующей трениров-

ке обычно наступало полное восстановление функций сердечно-сосудистой и дыхательной системы. Но среди юных пловцов были и такие, которые тренировались 4—5 и даже 6 раз в неделю. Недельное наблюдение за тремя спортсменками показало, что при тренировке 5 раз в неделю полного восстановления функций не наступало после 4-го и 5-го занятия. По-видимому, имеющийся отдых был недостаточным для восстановления исходного уровня работоспособности, что привело к увеличению времени проплывания основной дистанции даже после года тренировки.

В связи с пандемией гриппа 1956—1957 гг. отмечалась заболеваемость гриппом и среди детей, посещающих детскую спортивную школу (из 44 наблюдаемых пловцов 17 болели в этом периоде гриппом). Девять юных спортсменов, у которых был грипп средней тяжести, исследовались в первый день посещения бассейна после болезни: 3 детей — на 1—4-й день, 3 — на 4—7-й день и 3 детей — на 7—10-й день. Восемь из них были включены в общую тренировку. К концу занятия все они отмечали усталость, чего не наблюдалось обычно даже после интенсивных и больших по объему работы тренировок. У двоих к концу тренировки появилась аритмия пульса и значительно повысилось минимальное давление (до 85—90 мм). У одной спортсменки в ходе тренировки отмечался феномен бесконечного тона (хотя скоростных упражнений в занятии не было), к концу тренировки систолическое давление снизилось ниже исходной величины, очень редкими стали пульс (54) и дыхание (12), на электрокардиограмме отмечено увеличение интервала Р—С} на 0,04 секунды, превышение должной величины систолы на 0,07 секунды, снижение интервала 5—Т, т. е. имело место значительное утомление.

Известно (С. В. Висковский), что грипп приводит к ухудшению условий питания сердечной мышцы из-за сужения коронарных сосудов и к нарушению иннервации сердца. В периоде же реконвалесценции отмечается лабильность сердечно-сосудистой системы, поэтому большая тренировочная нагрузка не всегда может пройти бесследно. Не говоря уже о необходимости обязательного соблюдения установленных сроков начала занятий спортом после болезни, каждая детская спортивная школа должна иметь для перенесших заболевание специальный режим тренировки, построенный на принципе постепенного включения в работу.

Нами было проведено 151 электрокардиографическое исследование при соревнованиях на дистанции 25, 50, 100, 200 и 400 м.

Оценка электрокардиографических показателей на 2—3-й минуте после финиша показала, что сдвиги после соревнований на дистанцию 25 и 50 м могут расцениваться как благоприятные. Что касается остальных дистанций, то почти в половине наблюдений отмечалось замедление предсердно-желудочковой и внутрижелудочковон проводимости, удлинение систолы сердца, снижение интервала 5—Т, уменьшение вольтажа зубца Такие изменения свидетельствуют о напряженной работе сердца (Л. И. Фогельсон, С. П. Летунов, Р. Е. Мотылянская, М. И. Губина и др.).-Особенно значительные изменения со стороны сер-дечно-сосудистой системы вызывали соревнования на дистанцию 100 м у детей 9—10 лет. Из протоколов соревнований видно, что уже на первый год занятий в бассейне дети участвуют в среднем в 5—6 соревнованиях и стартуют на различные дистанции 7—8 раз, причем наиболее часто на 100 м. Через 15 и 30 минут после финиша ряд данных все еще свидетельствовал о значительных сдвигах в функциональном состоянии сердца.,В ряде исследований даже через 24 часа не наступало полного восстановления функции сердечно-сосудистой системы. Отсюда следует, что старт на второй день соревнования нужно назначать осторожно, особенно если речь идет о дистанции на 100 или 200 м.

Относительно стартов 2 раза в день с интервалами в 20—30 минут можно сказать следующее: у 3 из 7 детей после второго старта (дистанция 50 м) изменения в сердечной мышце были более выраженными, чем при первом старте, и расценивались нами как неблагоприятные.

Изучение режима дня школьников-спортсменов, проведенное анкетным способом (собрано 1306 анкет), показало, что режим дня юных пловцов в дни занятий в бассейне, как правило, отклоняется от гигиенической нормы: у части школьников, особенно занимающихся в шко-

4 Гигиена и санитарня, № 1

49

ле во вторую смену, сокращено время пребывания на воздухе, приготовления уроков, время ночного сна.

Что касается успеваемости юных пловцов, то в целом она высокая. Однако анализ успеваемости 20 школьников 4—10-х клаосов показал, что в период соревнований количество хороших и отличных отметок снижалось, а количество удовлетворительных и даже неудовлетворительных возрастаьло. Так, у учащихся 8—9—10-х классов количество хороших и отличных отметок падало почти на 16% за счет увеличения удовлетворительных и неудовлетворительных.

Как же отразилась большая тренировочная работа на состоянии здоровья и на физическом развитии юных пловцов?

Год регулярной тренировки привел к улучшению спортивных показателей юных пловцов. Все юные спортсмены стали быстрее проплывать основную дистанцию, за исключением одной спортсменки 13 лет. Повысилась и их спортивная квалификация.

Физическое развитие юных спортсменов после года систематической тренировки улучшилось. Если в начале исследования у 19 из 44 детей было среднее физическое развитие (М±1 а), а у 25—выше среднего, то после года наблюдений у 4 юных пловцов, имеющих ранее среднее физическое развитие, оно стало выше среднего (оценка проводилась по стандартам для московских школьников 1950—1951 гг. Д. И. Арон).

При первом исследовании у 38 из 44 юных пловцов жизненная емкость легких превышала средние данные (Н. А. Шалков, 1952). По истечении года она значительно превысила средние цифры, установ ленные у школьников, не занимающихся спортом. При этом средний годовой прирост жизненной емкости легких составил у детей 9—Шлет 520 см3, у 11 — 12-летних — 440 см3, у 13—15-летних девочек — 260 см* и у мальчиков — 480 см3. У 6 детей первоначальные цифры спирометрии были несколько ниже средних данных, годовой прирост у них составлял 300—900 см3 и в дальнейшем жизненная емкость легких достигла средних величин для данного возраста.

Систематические занятия спортом привели к значительному нарастанию мышечной силы. Средний годовой прирост силы правой кисти составил у детей 9—10 лет 6,5 кг, у детей 11 —12 лет—6 кг, у 13—15-летних девочек — 3,4 кг и у мальчиков — 9,2 кг.

Особенно значительным был средний годовой прирост становой силы: у 9—10-летних — на 27 кг, у 11 — 12-летних —на 25 кг, у девочек 13—15 лет —на 24 кг и у мальчиков — на 49 кг. Высокий прирост становой силы можно объяснить тем, что в систему физических упражнений при подготовке юных пловцов входят упражнения с гантелями, набивными мячами, способствующими развитию мышц спины.

Усиленная работа сердца при применении больших нагрузок требует тщательного изучения состояния сердечно-сосудистой системы у юных спортсменов. Функциональное состояние сердечной мышцы большинства юных пловцов, по данным электрокардиографии, после года учебно-тренировочных занятий улучшилось. Кровяное давление и частота дыхания в покое изменились незначительно, оставаясь в пределах возрастной нормы.

Легочная вентиляция1 у большинства детей (27) увеличилась и особенно существенно у детей 9—12 лет, причем увеличение легочной вентиляции происходило в основном за счет увеличения дыхательной амплитуды, т. е. более глубокого дыхания. Увеличение легочной вентиляции за счет более глубокого дыхания вместе с замедлением сокращений сердца можно объяснить, с одной сгороны, возрастным фактором

1 О легочной вентиляции мы судим косвенно по величине, полученной от умножения частоты дыхания в минуту на глубину дыхательной амплитуды (в миллиметрах на пневмограмме).

(Н. А. Шалков, М. С. Маслов и др.), с другой — тренировкой, поскольку редкий пульс и более глубокое дыхание являются наиболее целесообразными при повышенных требованиях.

Проба с задержкой дыхания при регистрации времени задержки и степени насыщения крови кислородом (на отечественном оксигемогра-фе 0-36) показала, что продолжительность задержки дыхания на вдохе после года тренировки у 37 из 44 юных спортсменов увеличилась. Сопоставление возрастной кривой продолжительности задержки дыхания и средних величин, полученных нами при первом исследовании и после года тренировки, показало, что продолжительность задержки дыхания юных пловцов через год значительно превысила данные (3. П. Коваленко), полученные на здоровых детях, не занимающихся спортом (см. рисунок).

Изменилась не только длительность задержки дыхания, но и другие показатели оксигемограммы. Так, фаза устойчивого состояния оксигенации (время, в течение которого организм стремится удержать постоянство насыщения артериальной крови кислородом) у 37 из 44 юных пловцов возросла (в среднем на 11 секунд). У детей9—Шлет она составила в среднем 40,6 секунды, у 11 — 12-летних—45,5 секунды и у 13—15-летних — 50,4 секунды. Фаза устойчивого состояния оксигенации у здоровых молодых людей составляет 30—40 секунд (Б. В. Ильинский, Т. С. Киселева), а у взрослых регулярно тренирующихся спортсменов—60 секунд (С. Б. Тихвинский). Степень падения насыщения крови кислородом у 26 юных пловцов стала меньше, чем при первом иследовании. Время восстановления оксигенации до исходных величин у 29 школьников стало короче.

После года тренировочной работы у юных ¡пловцов улучшилась приспособляемость к физическим нагрузкам, о чем говорят результаты комбинированной функциональной пробы С. П. Летунова, использованной нами в методике динамического обследования. При первом исследовании нормотонический тип реакции, свидетельствующий о хорошей приспособляемости сердечно-сосудистой системы к нагрузке, наблю-дэчтся у 37 детей, а у 7 детей были атипические реакции. После года тренировки нормотонический тип реакции отмечен у 43 юных спортсменов и только у одной девочки была обнаружена дистоническая реакция.

Улучшился характер восстановительных процессов у большинства юных пловцов.

Переход атипических реакций в нормотонические и более быстрое восстановление сердечно-сосудистой системы свидетельствуют как об улучшении приспособляемости к мышечной работе, так и об общем улучшении восстановительных процессов, достигнутых тренировкой.

При проведении комбинированной функциональной пробы мы изучали насыщение артериальной крови кислородом. После годичной систематической тренировки степень падения насыщения крови кислородом стала меньше у большинства детей. У некоторых детей младшего возргста отмечено даже повышение оксигенации (выше 96%) при выполнении пробы. Меньшее снижение оксигенации крови сочеталось с такими сдвигами пульса, кровяного давления и дыхания, которые сви

4

ъ

ц г

70 60 50 40 30 20 10 о

3 Ю // >г и И 15 лет

Средние величины продолжительности задержки дыхания юных пловцов (первое исследование и после года тренировки) и детей, не занимающихся спортом (данные 3. П. Коваленко). 1—средние данные задержки дыха.шя по Коваленко; 2— средние данные задержки дыхания (I исследование); 3— средние дан!ые задержки дчханим (росле года тренировки).

4

51

детельствовали о повышении компенсаторных возможностей этих функций, о более экономном протекании окислительных процессов в организме юных спортсменов. И только у 6 юных пловцов усиленное потребление кислорода при мышечной работе не привело к усилению легочной вентиляции, учащению пульса и подъему кровяного давления, что свидетельствовало о снижении компенсаторных возможностей этих функций. Был проведен анализ тренировочного режима, посещаемости занятий и заболеваемости этих школьников. В результате выяснено, что ухудшение их функционального состояния можно поставить в связь либо с участием в соревнованиях без достаточной подготовки, либо тренировочными занятиями больше трех раз в неделю с чрезмерно большим объемом работы в тренировочных занятиях.

Иными словами, несмотря на хорошие спортивные результаты в соревнованиях и неплохую технику выполнения плавательных движений, у отдельных юных спортсменов отмечалось некоторое ухудшение в функциональном состоянии организма. Это подтверждает, что развитие несложных двигательных навыков у детей происходит порой быстрее, чем повышение их функциональных возможностей (Р. Е. Моты-лянская).

В ы в о д ы

1. Врачебными наблюдениями установлено, что регулярная тренировка по плаванию в целом оказывает благоприятное воздействие на физическое развитие и состояние здоровья юных пловцов 9—15 лет.

2. Учитывая раннее начало занятий спортивным плаванием и применение все возрастающих нагрузок, необходим тщательный медицинский контроль за юными пловцами.

3. Как показало изучение непосредственного воздействия тренировочных занятий по плаванию, у 11 — 12-летних детей плавательная нагрузка в 2000 м и выше за одно занятие оказывают весьма значительное воздействие, их можно применять только для достаточно подготовленных детей.

4. Детские спортивные школы должны иметь специальный тренировочный режим для детей, перенесших заболевание, построенный на принципе постепенного включения в работу.

5. Объем соревновательной нагрузки в силу значительного воздействия соревнований следует сократить и удлинить период подготовки.

6. Соревнования на дистанцию 100 м у 9—10-летних детей вызывают значительные изменения в сердечной мышце. Поэтому необходимо пересмотреть нормы соревновательных нагрузок, исключив дистанцию 100 м для детей 9—10 лет. Повторный старт в один и тот же день соревнования недопустим.

Режим учебных занятий в общеобразовательной школе и в детской спортивной школе должен быть построен так, чтобы он не нарушал режим дня школьника-спортсмена.

ЛИТЕРАТУРА

Ильинский Б. В., Киселева Т. С. Тер. арх., 1952, т. 25, в. 4, стр. 45. — Коваленко 3. П., Г р и д и н а Л. И. Педиатрия, 1937, № 9, стр. 35. — Летунов С. П. Электрокардиография во врачебно-спортивной практике. М.—Л., 1950. — М о-тылянская Р. Е. В кн.: Проблемы юношеского спорта. М., 1958, стр. 203. — Тихвинский С. Б. В кн.: Клннико-физиологические методы исследования спортсменов. М., 1958, стр. 179. — Шалков И. А. Вопросы физиологии и патологии дыхания у детей. М., 1957.

Поступила 17/11 1959 г.

HYGIENIC ASSESSMENT OF THE EFFECT EXERCISED BY SPORTIVE

SWIMMING ON THE BODY OF HIGH-SCHOOL STUDENTS AGED 9 TO

15 YEARS

F. A. Yordanskaya

The article gives a hygienic assessment of the effect of sportive swimming on the body of high-school students, taking as the basis the records showing immediate influence of training and athletic competitions on health improvement, physical development and academic progress of students engaged in sporting activities.

The changes in health, in physical development and in functional capacities of young athletes point to the favourable effect of one year of training in swimming.

Reduced functional capacity of the body observed in individual students may be due to overstrain, since there is no special training regimen set up for children, who sustained some disease in the immediate past.

The article contains some recommendations as to the loading-rate in training and sporting events.

ft ft ft

А. Н. СЫСИН

Е. А. Кустова

Из Института организации здравоохранения и истории медицины имени Н. А. Семашко

Недавно исполнилось 80 лет со дня рождения А. Н. Сысина.

А. Н. Сьтсин — один из крупнейших представителей отечественной санитарной организации — в течение 48 лет непрерывного творческого труда в тяжелые годы царизма и особенно после Великой Октябрьской социалистической революции был в первых рядах деятелей гигиенической науки и санитарной практики. Он принимал активное участие в разработке организационных основ санитарного дела и его строительстве, в развитии гигиенической науки, особенно коммунальной гигиены, и в подготовке санитарных кадров для страны и повышении их квалификации.

А. Н. Сысин родился 17 октября 1879 г. в Нижнем Новгороде в семье служащего. Окончив в 1897 г. Нижегородскую классическую гимназию, он поступил на медицинский факультет Московского университета.

За участие в студенческом революционном движении А. Н. Сысина неоднократно исключали из университета и высылали из Москвы. В 1902 г. за работу в Нижегородокой социал-демократической организации он был арестован и находился в течение года в тюрьме, а затем был выслан в Якутскую губернию. Лишь в 1906 г. А. Н. Сысин вновь поступил в Московский университет, который окончил в 1908 г.

Врачебную деятельность А. Н. Сысин начал земским врачом в Саратовской губернии, затем в Екатеринославском, Вологодском, Нижегородском земствах, а с 1913 г. — санитарным врачом в Москве. За период работы в земстве и городских медико-санитарных организациях А. Н. Сысиным написано и опубликовано свыше 20 работ по гигиене сельского и городского водоснабжения, гигиене жилищ, санитарному благоустройству населенных мест и пр.

Уже в те годы А. Н. Сысин, изучив санитарные условия жизни широких масс населения, выдвигал необходимость улучшения санитарного состояния страны и в этой связи организации местных санитарно-тсхнических бюро, учреждения особой жилищно-санитарной инспекции; издания обязательных санитарных постановлений и строительных правил, организации фабрично-санитарного надзора и пр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.