Усиление ответственности хозяйственных организаций за соблюдение нормативов качества питьевой воды, подаваемой населению, и четкое определение в законе, каким является ГОСТ, их обязанностей по обеспечению производственного лабораторного контроля качества питьевой воды несомненно усиливает позиции санитарных органов и будет способствовать улучшению качества воды централизованного водоснабжения городов, промышленных центров и рабочих поселков.
Проект ГОСТ на качество питьевой воды отражает современный уровень науки в области гигиены воды, использует возможности санитарной техники и стимулирует ее дальнейшее развитие. Новый ГОСТ еще лучше вооружит санитарные органы в их борьбе за улучшение санитарных условий жизни населения и повышение уровня его здоровья.
Разумеется, это вовсе не значит, что отпала необходимость дальнейшего совершенствования основного закона в области водно-санитарного законодательства — ГОСТ на качество питьевой воды. Но чтобы обеспечить дальнейший прогресс в этом деле, необходимо развивать научные исследования по гигиеническому нормированию качества питьевой воды; крайне важно, чтобы опыт применения на практике нового ГОСТ бережно накапливался местными санитарными органами и становился достоянием широкой гигиенической общественности путем систематического освещения в печати.
■А- -¡V #
В. Г. Давыдов, М. Г. Биржевая, Н. И. Иванова, 3. В. Кепова, А. Ф. Наумова, Е. Ф. Розанова, Н. И. Садковская
Гигиенические мероприятия для предупреждения перегревания организма при работе в жарких климатических условиях
Из Института гигиены труда и профессиональных заболеваний АМН СССР
Предупреждение перегревания организма при работах в жарких районах страны является одним из важных гигиенических мероприятий для создания благоприятных условий труда. Особое значение эти вопросы приобретают на больших строительствах, где, наряду с местными жителями, работает значительное количество рабочих, приехавших из других климатических районов.
Материалы экспедиции Института гигиены труда и профессиональных заболеваний АМН СССР, работавшей в 1951 и 1952 гг. в Туркменской ССР, показали, что температура воздуха по зачерненному, открыто висящему термометру в летнее время колебалась в разные дни наблюдений в следующих пределах: в 8 часов утра — от 34° до 35,5°, в 11 часов — от 36° до 40°, в 13 часов — от 36° до 45°, в 16—17 часов — от 36° до 44°. Мы приводим данные по зачерненному термометру потому, что они наиболее близки к температуре поверхности одежды у работающих на открытом воздухе. Следовательно, начиная с 11 и до 16—17 часов в летнее время, тепло с поверхности тела человека не может быть отдано в окружающую среду путем конвекции и радиации; более того, окружающая среда вызывает добавочное нагревание тела. В этих условиях единственным путем отдачи тепла телом человека является испарение воды с поверхности кожи и дыхательных путей.
Общая величина испарения достигает при этом значительной интенсивности, поэтому организация рационального питьевого и пищевого режима является одним из главных гигиенических мероприятий, обеспечивающих благоприятные условия работы в жарком климате. Для разработки рационального питьевого режима необходимо было выяснить: 1) какое количество жидкости организм теряет путем испарения в данных условиях; 2) сколько воды, в какие сроки и в каком виде нужно выпивать для восстановления потери в весе.
Наблюдения участников нашей экспедиции установили, что в естественных условиях интенсивность потоотделения человека регулируется в зависимости от ряда условий и в первую очередь от окружающей температуры и характера трудовой деятельности: у землекопов, бурильщиков, строителей-монтажников испарение составляло около 5 кг за рабочую дневную смену, у шоферов и рабочих завода стройматериалов — около 3—4 кг, у конторских работников — еще меньше. Важно при этом указать, что приспособление интенсивности потоотделения к потребности теплоотдачи при различной по тяжести работе не лишает организм тонкой регулировки потоотделения в соответствии с внешней температурой: в более прохладные дни величина потоотделения уменьшается, в первую, более прохладную половину дня потеря веса испарением почти в 2 раза меньше, чем в жаркие дневные часы, когда она достигает 700—800 мл/час.
Разумеется, деятельность терморегуляторного аппарата в определенной степени зависит и от индивидуальных особенностей рабочих. Однако при установлении среднего питьевого режима индивидуальные различия не являются ведущими. Так, при разработке 169 наблюдений над 30 строительно-монтажными рабочими в возрасте от 20 до 50 лет (данные Е. Ф. Розановой), в состав которых входили местные жители и приезжие со сроком проживания в Средней Азии от 2 до 15 лет, оказалось, что испарение до 3,5 л за рабочую смену было отмечено в 10 наблюдениях, или в 5,9%; от 3,6 до 4,5 л — в 53 наблюдениях, или в 31,4%; от 4,6 до 5,5 л — в 93 наблюдениях, или в 55%; от 5,6 до 6,5 л — в 9 наблюдениях, или в 5,3%, и от 6,6 до 7,5 л — только в 4 наблюдениях, или в 2,4%.
В то же время у одного и того же рабочего в различные дни, в зависимости от температуры воздуха и интенсивности труда, величина испарения колебалась весьма значительно, например, от 4,4 до 6,8 л. Испарение порядка 700—800 мл/час, которое наблюдается в жаркие часы дня, представляет значительную нагрузку для организма. Однако при работе на открытом воздухе такая величина испарения необходима для нормальной терморегуляции. Работа землекопа, плотника связана с образованием в теле около 300 ккал/час. К этому надо прибавить, по нашим подсчетам, около 100 ккал, получаемых от нагретого воздуха и солнца. Поскольку 1 г воды, испаряясь, связывает 0,58 ккал, получается, что для отдачи телом 400 ккал требуется испарение около 700 мл с его поверхности, что и наблюдается в действительности.
Потеря воды испарением должна быть возмещена с пищей и питьем. Для условий полупустыни, где получение пресной воды подчас затруднено, определение количества воды, необходимой для питья, приобретает важное значение.
Результаты наблюдений участников экспедиции в течение 2 лет показали, что при работах средней тяжести потребление воды непосредственно во время рабочего дня составляет в среднем от 2,5 до 3,5 л. При выполнении тяжелых операций и затрудненной теплоотдаче (например, в кабинах землеройных машин) потребление воды во время работы увеличивается до 5—6 л. Кроме того, в обеденный перерыв и после работы потребляется с пищей и питьем еще около 3 л жидкости. Таким образом,
суточное потребление жидкости составляет при работе средней тяжести 6—6,5 л, а в отдельных случаях и больше.
Потребление большого количества жидкости и значительное потоотделение являются добавочной нагрузкой в деятельности организма, поэтому нужно стремиться к тому, чтобы рабочие не пили больше, чем это требуется для целей терморегуляции. В особенности это относится к вновь прибывшим из умеренных климатических районов, поскольку вновь прибывшие первое время пьют больше местных жителей.
Исходя из общих закономерностей образования сложнорефлектор-ных актов, нужно считать, что для ускорения приспособления потоотделения и потребления воды к потребности теплоотдачи следует рекомендовать переход от беспорядочного питья к регламентированному питьевому режиму в соответствии с трудовой нагрузкой и метеорологическими условиями. Наблюдения над акклиматизированными и привычными к физическому труду рабочими позволяют отметить следующие основные черты усвоенного ими питьевого режима. Количество еоды за один прием у большинства акклиматизированных рабочих не превышает 400—500 мл как в утренние, так и в жаркие часы дня. Это выработанное практикой положение находит объяснение в опытах Журавлева, который показал, что при введении в желудок воды дробными дозами питьевая возбудимость меньше, чем при введении такого же количества воды в желудок сразу. Распределение питья по времени дня у опытных рабочих следующее: утром, до работы, они пьют по потребности; в первую половину рабочего дня, пока не очень жарко, пьют 1—2 раза по 400—500 мл за прием; во время обеденного перерыва потребляют с пищей и выпивают около 1 л воды. Во второй половине рабочего дня частота приемов воды достигает 4—6 раз, в зависимости от температуры воздуха и характера работы. Остальное количество вводимой жидкости приходится на пищу и питье после работы в зависимости от потребности.
Большое значение имеет рациональный питьевой напиток. Как известно, в горячих цехах промышленных предприятий для предупреждения обезвоживания и обессоливания организма весьма полезным оказалось применение газированной подсоленной воды. Однако было бы неправильно механически применять это мероприятие при всех работах в жарких районах, не учитывая отличий в условиях труда и реакциях организма.
Физиологические сдвиги у различных профессиональных групп обследованных участниками экспедиции, оказались значительно менее выражены, чем у рабочих в горячих цехах. Так, при выполнении работ средней тяжести температура тела обычно остается в пределах 37°, пульс 80—90, реже 100 ударов в минуту. При выполнении более тяжелых операций наблюдается повышение температуры тела до 37,4° и учащение пульса до 120 ударов в минуту. Потеря веса к концу рабочей смены, как правило, не превышала 1—2 кг и восстанавливалась к следующему дню.
Как установлено проф. Г. Е. Владимировым и проф. О. П. Молчановой, количество хлористого натрия, получаемого с пищей при рациональном питании, составляет 20—30 г в сутки и вполне возмещает потерю солей при потоотделении. Важно только правильно организовать режим питания.
Поэтому правильную организацию питьевого режима нужно рассматривать в непременной связи с правильной организацией питания как в отношении состава пищевых продуктов и соли, так и в отношении сроков питания.
Что касается подсоленной воды, то из сказанного следует, что нет основания рекомендовать ее при всех работах в жарких районах. Такое питье целесообразно применять лишь при работах, где тепловая нагрузка очень велика, например, при работе в горячих цехах ремонтных заводов и т. п.
Более целесообразно ввести в качестве основного напитка чай. Основания для этого следующие. Как мы уже указывали, желательно ограничить потребление жидкости пределами нужд терморегуляции. При жажде, вызванной высыханием слизистой рта и глотки, употребление воды не связано с необходимостью пополнения запасов жидкости в организме, а служит лишь для увлажнения и охлаждения слизистой, заменяя недостаточную деятельность слюнных желез.
Экспериментальные исследования, проведенные в нашем институте (Е. Ф. Розанова), показали, что питье как горячего, так и остуженного чая в концентрации 1 г на 1 л воды повышает слюноотделение. Увеличение слюноотделения связано главным образом с содержанием в чае тан-нина, которого особенно много содержится в зеленом чае (кок-чае). Поэтому население Средней Азии так охотно употребляет кок-чай для питья летом.
Существует представление, что утоляют жажду чаем только коренные жители Средней Азии, а приезжие из других районов страны предпочитают воду. Участники экспедиции института организовали опыт введения чая как напитка в группе строителей-монтажников, состоявшей из местных и приезжих рабочих. Местные рабочие с первого дня стали пить только чай, приезжие переходили на чай постепенно, но через 5 дней вся группа предпочитала чай обычной пресной воде. Чай давали без сахара в концентрации 1 г на 1 л воды, нагретый до 50—60°, а также остуженный до 27—30°. Этот опыт был повторен на группе бульдозеристов и скреперистов в первое лето их приезда в Среднюю Азию из района строительства Волго-Донского судоходного канала имени В.И. Ленина и также получил положительную оценку.
Помимо утоления жажды, чай, вследствие содержания в нем кофеина, повышает тонус центральной нервной системы. Исходя из 2,5% содержания кофеина в черном и зеленом чае можно подсчитать, что при концентрации 1 г чая на 1 л воды даже при питье 5 л (что наблюдается при неблагоприятных условиях) поступление кофеина за весь рабочий день не превышает однократной терапевтической дозы.
Весьма важным обстоятельством является то, что кипячение воды для чая служит радикальной мерой борьбы с кишечными заболеваниями.
Учитывая практику народов Средней Азии, благоприятный опыт применения чая на строительстве Большого Ферганского канала и результаты работы, проведенной в нашем институте, мы считаем, что чай может быть рекомендован в качестве основного напитка при работах в жарких районах страны.
Несмотря на большое значение рационального питьевого режима, было бы неправильно ограничиться только этим мероприятием. В ряде случаев нагревание может быть настолько значительным, что питье не может защитить от всех его последствий. Поэтому весьма важно разработать и применять систему мероприятий, уменьшающих нагревание.
В первую очередь следует принимать меры для защиты от солнечных лучей.
Устранение действия инсоляции значительно облегчает условия труда на открытом воздухе. Однако приходится отметить, что даже на крупных строительствах ни производственники, ни врачи не уделяют должного внимания этому вопросу. Необходимо устраивать навесы или тенты на всех постоянных местах работы (например, при подаче строительных материалов на транспортеры и других аналогичных работах). Даже легкий дощатый навес значительно уменьшает нагревающее действие солнца.
При работе под навесом рабочие пьют меньше воды, чем работая на открытом воздухе..Ючень важно создавать укрытия от солнца для использования кратковременных перерывов и в особенности во время обеденного перерыва.
Весьма важное значение имеет защита от излишнего нагревания работающих на различных землеройных механизмах. Сотрудники экспедиции (М. Г. Биржевая, Н. И. Иванова, Н. И. Садковская) произвели определение температуры воздуха и стен в кабинах бульдозеров, скреперов, экскаваторов, самосвалов, земснарядов, портовых кранов и других механизмов. Результаты этих исследований показали, что неблагоприятные метеорологические условия наблюдаются летом в машинах, оборудованных дизельными установками. Так, в машинном отделении дизельного земснаряда «Сормовец 7» общее тепловыделение составляет около 100 ккал. Естественная вентиляция, осуществляемая через фонарь, устроенный в середине машинного отделения, и через иллюминаторы, недостаточна для удаления избытков тепла. Кроме того, при сильных ветрах наружный воздух содержит много песка, поэтому для защиты от него фонарь и иллюминаторы приходится закрывать и тогда условия труда делаются особенно тягостными. Машинное отделение должно быть оборудовано вентиляционными установками с механическим побудителем, фильтрами для защиты от песка и устройствами для охлаждения воздуха.
Большое значение имеют меры для уменьшения излучения от нагретых поверхностей. На земснаряде «Сормовец 7» температура поверхности труб, отводящих газы, достигает 60—65°, несмотря на асбестовую изоляцию. Необходимо разработать более совершенную изоляцию труб.
Дизельные установки на экскаваторах небольшой емкости (0,75 м3) оказывают меньшее нагревающее действие благодаря естественному проветриванию. Однако в кабину машиниста проникают струи горячего воздуха с температурой 45—50°
В отношении кабин тракторов (С-80), бульдозеров, скреперов и грузовых автомашин следует прежде всего отметить значительное нагревание пола, доходящее до 55°, от газоотводящих труб, расположенных под полом кабины, и нагревание передних стенок от радиатора. Должна быть усилена также теплоизоляция боковых стенок и потолка кабины.
Таким образом, перед конструкторами машин, которые должны работать в содружестве с гигиенистами, стоят весьма важные задачи улучшения кабин землеройных и грузовых машин, предназначенных для работы в жарких районах страны.
В практике горячих цехов оказались весьма эффективными так называемые водо-воздушные души, т. е. обдувание рабочего воздухом, содержащим мелко распыленные капли воды. Такая установка в виде опыта была собрана, по нашему предложению, на одном из предприятий и дала хороший охлаждающий эффект. Водо-воздушные души заслуживают широкого использования в жарких областях Советского Союза.
Большое значение имеет правильный режим труда. С 11 до 16— 17 часов организм подвергается наибольшему воздействию тепла. При многосменной работе следует построить график смен так, чтобы часть знойных часов приходилась на долю одной смены, а часть — на долю другой.
Серьезное внимание должно быть обращено на правильную организацию отдыха рабочих. Не говоря уже о душе после работы, который нужно организовать возможно ближе к месту работы, необходимо создавать благоприятные условия для сна, особенно при многосменной работе. Следует затемнять окна в общежитиях устройством жалюзи и обеспечить достаточную подвижность воздуха. Это относится и к каютам персонала на земснаряде.
Практические мероприятия, разработанные институтом, утверждены Министерством здравоохранения СССР и опубликованы в виде «Указаний для медико-санитарных работников по профилактике и оказанию первой помощи при перегреваниях рабочих в жарких климатических условиях».
Необходима дальнейшая работа медицинских работников медико-са-нитарных частей и санитарно-эпидемиологических станций для детализации и уточнения ряда положений о мероприятиях по улучшению условий труда соответственно климатическим особенностям и характеру труда-
■¿г Л,
Р. В. Борисенкова
Опыт экспериментального исследования действия на организм пыли ферросилиция
Из кафедры гигиены труда I Московского ордена Ленина медицинского института
В вопросе о действии на организм пыли, не обладающей выраженным токсическим свойством и относимой по законодательству (НСП 101-51) к «нетоксической» пыли, до сих пор остается много неразрешенного.
В настоящее время известно, что пыль, содержащая двуокись кремния, при длительном вдыхании вызывает сложный патологический процесс, выражающийся в развитии склероза в легких и ряде других органов, называемый силикозом. Обширные исследования экспериментального и клинического характера, проведенные в последнее время в Советском Союзе, показали, что двуокись кремния является не единственной причиной фиброзно-склеротического процесса в легких. Было доказано, что вдыхание пыли, содержащей кремниевую кислоту в связанном состоянии в виде силикатов (оливина, нефелина и др.), вызывает развитие патологического процесса, напоминающего силикоз (М. А. Ковнацкий, Л. Э. Горн, А. И. Корниц и др.). С другой стороны, экспериментальные исследования показывают, что и алюминиевая пыль способна вызывать узелковые склеротические изменения в легких (Е. Н. Городенская). Многим ли веществам свойственно это действие и каким именно, до сих пор остается невыясненным.
В литературе мало данных о действии пыли чистого кремния, а также кремния, находящегося в сплаве с другими элементами. Совершенно неизвестно, обладает ли при длительном воздействии пыль сплавов, содержащих в своем составе большой процент кремния (например, ферросилиций), действием, подобным двуокиси кремния.
Разрешение этого вопроса имеет большое практическое значение, так как в производстве широко используется сплав ферросилиция, содержащий от 12 до 95% кремния, для получения качественных сталей, изготовления обмазки качественных электродов, получения ферросплавов и пр. При ряде процессов и операций в воздух рабочих помещений может выделяться пыль данного сплава и, следовательно, воздействовать на работающих. \
Как показали наши исследования санитарных условий труда, на ферросплавных заводах имеется ряд операций (разделка, упаковка, погрузка сплава), при которых возможно попадание в воздух грубодисперсной пыли ферросилиция в больших концентрациях. На металлургических заводах образование аэрозоля ферросилиция происходит при дроблении кусков сплава перед выплавкой, что чаще производится на щековых дробилках. Особенно много пыли выделяется при тонком измельчении сплава на шаровых мельницах.
Для решения ряда вопросов в области оздоровления условий труда при работе с ферросилицием и в первую очередь вопроса о допустимом