Научная статья на тему 'О влиянии нормативно-правовой и организационной реструктуризации пенитенциарной системы советского периода на развитие профессиональной подготовки сотрудников УИС'

О влиянии нормативно-правовой и организационной реструктуризации пенитенциарной системы советского периода на развитие профессиональной подготовки сотрудников УИС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / PROFESSIONAL TRAINING / ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ СИСТЕМА / PENITENTIARY SYSTEM / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / CORRECTIONAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тимофеева Елена Александровна

В данной статье автор предпринимает попытку рассмотреть наиболее значимые этапы в профессиональной подготовке кадров для пенитенциарной системы России советского периода, связанные с процессами нормативно-правовой и организационной реструктуризации ведомства того времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тимофеева Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE INFLUENCE OF LEGAL AND ORGANIZATIONAL RESTRUCTURING OF PRISON SYSTEM OF SOVIET PERIOD ON THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL TRAINING OF STAFF OF THE PENITENTIARY SYSTEM

In this article the author attempts to examine the most important stages in the professional training of personnel for the Russian penitentiary system of the Soviet period, related with the processes of legal and organizational restructuring department at that time.

Текст научной работы на тему «О влиянии нормативно-правовой и организационной реструктуризации пенитенциарной системы советского периода на развитие профессиональной подготовки сотрудников УИС»

УДК 378

О ВЛИЯНИИ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ И ОРГАНИЗАЦИОННОЙ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА НА РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ УИС

© 2014 Е. А. Тимофеева

Аннотация. В данной статье автор предпринимает попытку рассмотреть наиболее значимые этапы в профессиональной подготовке кадров для пенитенциарной системы России советского периода, связанные с процессами нормативно-правовой и организационной реструктуризации ведомства того времени.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, пенитенциарная система, образовательный процесс, исправительные учреждения.

ABOUT THE INFLUENCE OF LEGAL AND ORGANIZATIONAL RESTRUCTURING OF PRISON SYSTEM OF SOVIET PERIOD ON THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL TRAINING OF STAFF OF THE PENITENTIARY SYSTEM

© 2014 Е. Timofeeva

Summary. In this article the author attempts to examine the most important stages in the professional training of personnel for the Russian penitentiary system of the Soviet period, related with the processes of legal and organizational restructuring department at that time.

Keywords: professional training, penitentiary system, educational process, correctional institutions.

Важнейшей составляющей реформирования пенитенциарной системы является профессиональная подготовка кадрового состава, способного на высоком профессиональном уровне выполнять свой долг. Качественная подготовка кадров является основой для создания надежного механизма управления учреждениями и органами УИС, повышения общего уровня компетентности персонала и результативности служебной деятельности. Для определения путей совершенствования профессиональной подготовки сотрудников ФСИН России на современном этапе небезынтересным является анализ опыта, накопленного педагогической теорией по ее организации в советский период, того, что прошло испытание временем и практикой.

Уже с момента провозглашения Советского государства1 управленческая структура уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) претерпела ряд реорганизаций, отразившихся на системе профессиональной подготовки. После отстранения от занимаемых должностей чиновников тюремного ведомства, одобренных Временным правительством, управление местами заключения перешло в руки военно-революционных комитетов и Советов рабочих и солдатских депутатов. В первые же дни после Октябрьского вооруженного восстания народный комиссар юстиции направил на места телеграмму, в которой говорилось, что «распоряжением Правительства Народных Комиссаров местное заведование тюремною частью поручено губернским областным Совдепам...» . Одновременно Военно-революционный комитет назначил комиссара Главного управления домов заключения. Комиссары в местах заключения должны были осуществлять надзор за правильностью и законностью содержания осужденных, контролировать соблюдение тюремного режима и т.д. В январе 1918 г. при Народном комиссариате юстиции была учреждена тюремная коллегия, которая должна была в масштабе всей страны руководить перестройкой учреждений лишения свободы, и следственные комиссии при тюрьмах, проверявшие правильность и законность ареста содержавшихся в тюрьмах лиц.

Ранее существовавшая конвойная стража приказом Народного комиссариата по военным делам от 20 апреля 1918 г. была реорганизована. Для руководства ею была учреж-

дена Главная инспекция конвойной стражи при Наркомате юстиции РСФСР. Вскоре решением коллегии ВЧК все отряды, состоявшие при чрезвычайных комиссиях в центре и на местах, были объединены в корпус войск ВЧК, затем на базе частей ВЧК, куда входили и конвойные части, по Постановлению Совета рабоче-крестьянской обороны от 28 мая 1919 г. произошло их объединение в войска внутренней охраны Республики (ВОХР). К концу Гражданской войны данные части, вобравшие в себя караульные и некоторые местные отряды, были преобразованы в войска внутренней службы (ВНУС). После Гражданской войны войска претерпели еще ряд реорганизаций и в зависимости от названия органа, в подчинение которого они входили, именовались войсками ГПУ - ОГПУ - НКВД.

Во время Гражданской войны и последующие несколько лет по объективным причинам вопросам профессионального образования сотрудников пенитенциарной системы не уделялось достаточного внимания. Профессиональная подготовка в конвойных частях практически отсутствовала. Этот пробел восполнялся приказами ГПУ - ОГПУ и Реввоенсовета, наиболее важные выдержки из которых дублировались в приказах командиров частей.

Предпринимались определенные попытки подготовки нового тюремного персонала на различного рода краткосрочных курсах (от недели до 11 месяцев) с охватом территорий от региона до межрегиональных3. Первые такие курсы были открыты уже в 1918 г. в Москве, в 1919 г. - в других губерниях. Основанные в марте 1919 г. в столице курсы по подготовке младших начальников (инструкторов) конвойной стражи4 были призваны решить кадровые проблемы, связанные с отсутствием достаточного количества опытных специалистов. В дальнейшем курсы были преобразованы в школу младшего командного состава войск конвойной стражи СССР (курсы переподготовки)5.

В основу профессиональной подготовки пенитенциарных сотрудников того времени было положено два базовых документа: Положение о конвойной страже Республики, утвержденное 21 июня 1921 г. Главкомом и НКЮ РСФСР, и Устав конвойной службы, введенный в действие приказом Реввоенсовета Республики 26 мая 1922 г.

В 1926 г. были организованы курсы по подготовке командного состава мест заключения, что положило начало профессиональной подготовке руководящего состава сотрудников для пенитенциарной системы Советского государства.

Профессиональное образование того времени находилось в процессе становления. В пенитенциарное ведомство зачастую принимались люди, имевшие классическое юридическое образование. В связи с этим нельзя обойти вниманием вопрос о процессах, происходивших в системе высшего юридического образования.

Новой властью была осознана необходимость в подготовке специалистов с базовым юридическим образованием. Однако при организации процесса обучения возникла необходимость в привлечении к преподаванию юридических дисциплин «старой» интеллигенции, не разделявшей марксистские взгляды на право, государство, отрицавшей государство диктатуры пролетариата. В январе 1919 г. Народный комиссариат просвещения упразднил все юридические факультеты университетов и юридические вузы. На основе историко-филологических факультетов стали создаваться факультеты общественных наук (ФОН) с юридико-политическими, экономическими и историческими отделениями. К работе на них допускались только те преподаватели, которые, как признавал известный правовед Н. Н. Полянский, смогли «расстаться с теми представлениями о праве, которые они

6

десятилетиями воспринимали...» .

Важное место в профессиональной подготовке сотрудников Главного управления мест заключения имело издание 28 июля 1918 г. Наркоматом юстиции РСФСР Временной инструкции о лишении свободы как о мере наказания и о порядке отбывания такового7, в которой формулировалось положение о том, что царские уставы о содержащихся под стражей и о ссыльных потеряли силу. Тем самым был юридически закреплен фактически осуществленный слом дореволюционной тюремной системы. Инструкция отменяла деление мест заключения по тяжести наказания.

В начале и середине 20-х гг. XX в. одной из главных проблем пенитенциарной системы по-прежнему была профессиональная подготовка сотрудников для пенитенциарной системы. Практика работы советских исправительно-трудовых учреждений после издания Временной инструкции НКЮ РСФСР показала необходимость неотложного изучения в процессе профессиональной подготовки корректив, которые вносили в нормативные акты, регулировавшие деятельность этих учреждений, планов выработки конкретных правил о порядке содержания заключенных, регламентации режимных требований к ним. При профессиональной подготовке сотрудников для пенитенциарной системы особое внимание уделялось изучению изданного в ноябре 1920 г. НКЮ РСФСР Положения об общих местах заключения РСФСР, в котором в значительной мере нашли свое разрешение проблемы деятельности исправительно-трудовых учреждений.

После окончания Гражданской войны Совнарком РСФСР постановлением от 25 июня 1922 г. все места заключения передал в ведение НКВД. В октябре 1922 г. в составе НКВД РСФСР было образовано Главное управление мест заключения (ГУМЗ)8. На тот момент в ведении ГУМЗ НКВД РСФСР, которое столкнулось с обострившейся проблемой дефицита кадрового состава для эффективной работы пенитенциарной системы, уже было 105 домов заключения и тюрем, 35 сельскохозяйственных колоний, 207 исправительных домов, 4 трудовых дома для несовершеннолетних, 5 больниц. В них содержались 61 297 заключенных9.

На проблему профессиональной подготовки и правовой компетентности сотрудников пенитенциарной системы обращалось особое внимание в решении коллегии НКВД от 16 декабря 1924 г. ГУМЗ предлагалось безотлагательно приступить к разработке мер по закреплению работников на службе в местах заключения, организации их обучения, повышению их профессионального уровня. 6 января 1925 г. на совещании работников Главного управления мест заключения РСФСР было принято решение об организации при нем специальных занятий по политико-образовательным, пенитенциарным и уголовно-правовым вопросам. Это нашло отражение в приказе ГУМЗ от 10 января 1925 г. № 109, который обязывал всех начальников столичных исправительных учреждений и их помощников, а также заведующих рабочими и учебно-воспитательными частями посещать занятия10.

Вышеуказанная инициатива зародилась в 1925 г. в Хабаровске, где пенитенциарные работники были приняты в школу на младшее и старшее отделения. На последнем была сформирована группа по подготовке работников для мест заключения с полугодичным сроком обучения по специальной программе, где теоретическая подготовка сочеталась с прохождением практики в краевом изоляторе специального назначения. Данный опыт интересен четким разграничением общей профессиональной подготовки и специализации в конкретной должности. Кроме того, было введено новшество: при распределении выпускников решающее мнение выражал педагогический состав школы, который определял для каждого специалиста конкретные руководящие должности с учетом их отношения к учебе и личностных качеств.

Изменения в уголовно-исполнительной политике потребовали открытия новых отделений по подготовке работников мест заключения при школах милиции, которые и были созданы в 1927 г. в Ленинграде, Саратове, Свердловске, Воронеже, Новосибирске, Омске11. На курсах в Москве и Ленинграде, в образовательных учреждениях Рабоче-крестьянской Красной армии и при специальных милицейских школах организуется подготовка командного состава для мест заключения12. Однако система краткосрочных курсов и школ начальствующего состава не могла в полной мере удовлетворить потребности пенитенциарной системы ни по численности обучаемых, ни по уровню их подготовки.

Решение было найдено на II Всероссийском съезде административных работников, состоявшемся в 1928 г., где среди прочих поднимался вопрос о сотрудниках мест заключения и проблемах их профессионального образования. В частности, была принята следующая резолюция: «Констатируя тяжелые условия службы работников мест заключения и считая, что материальное их положение отстает от работников милиции, что ведет к крайней текучести личного состава и низкому квалифицированному уровню, съезд считает необходимым принять все необходимые меры к повышению их зарплаты с введением

прогрессивных надбавок, к улучшению квартирных условий и быта вообще, а также повышению их квалификации путем организации временных и постоянных курсов»13.

Объединенные усилия ученых и практиков привели к созданию первого стационарного учебного заведения по подготовке кадров для мест заключения - Высших курсов по исправительно-трудовому делу НКВД, организованных в соответствии с постановлением Совнаркома РСФСР от 8 июня 1928 г. Они непосредственно подчинялись деканату педагогического факультета второго Московского государственного университета14 и состояли из двух отделений - административного и педагогического. Административное отделение осуществляло подготовку высшего командного состава: помощников начальников административных отделов по местам заключения, начальников мест заключения и их помощников по административной работе и хозяйственной части. Педагогическое отделение готовило заведующих учебно-воспитательной частью пенитенциарных учреждений и их за-местителей15. На курсах устанавливался полуторагодичный срок обучения. В течение первого года слушатели изучали общие дисциплины, второго - специальные. На административном отделении в числе прочего углубленно изучались особенности управления местами заключения и пенитенциарная статистика. В 1929 г. организацию профессиональной подготовки и переподготовки работников высшей квалификации для органов НКВД, в том числе для пенитенциарной системы, Совет народных комиссаров РСФСР возложил на НКВД РСФСР. Вследствие этого административное и педагогическое отделения Высших курсов были реорганизованы в Объединенные курсы усовершенствования работников старшего начальствующего состава милиции и исправительно-трудовых учреждений16.

1 октября 1930 г. в Москве был открыт Институт административного строительства с факультетами: административно-милицейским, научно-технической экспертизы и расследования, исправительно-трудовым. В последующем институт и высшие курсы объединились в Центральную высшую школу усовершенствования старшего начсостава и переподготовки высшего начсостава НКВД, где функционировали два факультета: подготовки работников милиции и подготовки пенитенциарных работников17.

Всероссийским центральным исполнительным комитетом РСФСР 20 апреля 1931 г. было принято Постановление «О мероприятиях по подготовке и переподготовке кадров работников советского строительства», предусматривавшее организацию в системе Наркомата юстиции РСФСР нескольких юридических учебных заведений. В числе обучавшихся (как правило, работников прокуратуры и суда) около 10 % составляли слушатели 6-месячных курсов по переподготовке работников исправительно-трудовых учреждений, занимавшиеся без отрыва от производства18. А 10 сентября 1931 г. был утвержден новый Устав службы в исправительно-трудовых учреждениях РСФСР. Согласно штатному расписанию тех лет только руководящий состав замещался кадровыми сотрудниками мест заключения. На данные должности, как правило, назначались выпускники специальных школ НКВД, в том числе Центральной школы ГУЛАГа. На остальных - хозяйственных, инженерных и технических должностях - могли использоваться заключенные, часть из которых проходила подготовку на специальных курсах19.

Подготовку кадров для конвойных войск НКВД в начале 1930-х гг. стали проводить в специализированных военных школах НКВД. В апреле 1937 г. данные школы были преобразованы в четыре училища: Ново-Петергофское, Харьковское, Московское и Саратовское. Военно-учебные заведения имели хорошую по тому времени материально-техническую базу, на совершенствование которой выделялись значительные средства. «Военно-учебные заведения НКВД располагали квалифицированными преподавательскими кадрами. К 1941 г. около 70 % командно-преподавательского состава имели высшее и среднее образование.

В целом система профессиональной подготовки кадров для внутренних войск накануне Великой Отечественной войны (далее - ВОВ) отвечала предъявляемым требовани-20

ям» . В этот период происходит специализация войск НКВД по видам деятельности. В связи с этим 29 сентября 1939 г. приказом НКВД СССР был введен в действие Устав службы конвойных войск НКВД (УСКВ-39), а 20 ноября 1939 г. Нарком внутренних дел СССР утвердил Положение о конвойных войсках НКВД СССР21.

ВОВ внесла свои коррективы в еще не сформировавшуюся окончательно систему профессиональной подготовки пенитенциарных работников. В первые же дни войны в Красную армию было мобилизовано более 70 % рядового и командного состава военизированной охраны. После 1943 г. в связи со значительными успехами Красной армии соединения и части конвойных войск выполняли главным образом служебно-боевые задачи. Наиболее эффективной формой их участия стало широкое снайперское движение.

В 1943 г. с целью профессиональной подготовки специалистов для пенитенциарных учреждений были организованы специальные ведомственные школы: Северодвинская, Ухтоижемская, Магнитогорская, Свердловская, Куйбышевская, Владимирская.

В качестве одной из форм обучения в годы ВОВ получили распространение учебно-инструктивные сборы в исправительно-трудовых лагерях, их управлениях и объединениях, а также в управлениях НКВД, на которых изучались директивные указания и приказы, проходил обмен опытом работы среди начальников лагерных подразделений и их заместителей, начальников надзирательной службы22. С 1943 г. наряду с обучением на курсах и в специальных школах активно применялась и индивидуальная подготовка сотрудников исправительно-трудовых учреждений, в ходе которой за молодыми работниками закреплялись наставники для обучения и нравственного воспитания23.

При подготовке специалистов обязательно учитывалась специфика работы исправительно-трудовых учреждений, функционирование которых в соответствии с требованиями военного времени было перестроено. В годы войны деятельность пенитенциарной системы регулировалась ведомственной инструкцией «О режиме содержания и охране заключенных в исправительно-трудовых лагерях и колониях НКВД СССР в военное время», изданной в феврале 1942 г. Однако уже в первые дни войны был изменен режим отбывания наказания как в лагерях, так и в колониях. Устанавливался единый режим отбывания наказания - строгий. С началом войны прекратилось освобождение заключенных, осужденных за особо опасные преступления (шпионаж, террор, диверсии и др.)25.

В короткое время были организованы школы и курсы по профессиональной подготовке командного состава охраны и руководящего состава исправительно-трудовых учреждений. К 1 июля 1944 г. посредством таких школ и курсов было подготовлено около 10 тыс. специалистов, в том числе 2400 лиц старшего и среднего командного состава охраны, 3200 - младшего начальствующего состава, 850 начальников лагерных подразделений и частей, 2800 человек инспекторского состава.

Переход к мирному строительству потребовал перестройки всей жизнедеятельности государства, в том числе пенитенциарной системы и профессиональной подготовки ее сотрудников. В связи с необходимостью охраны большого числа военнопленных значительно увеличилась численность конвойных войск, что повлекло штатное расширение офицерского состава. Вышел в свет приказ НКВД от 4 апреля 1945 г. «Инструкция о порядке конвоирования военнопленных и интернированных частями конвойных войск НКВД», согласно которому в первые послевоенные годы в состав конвойных войск было передано несколько стрелковых дивизий и полков.

В послевоенное время деятельность сотрудников УИС регулировалась Инструкцией по режиму содержания заключенных в исправительно-трудовых лагерях и колониях МВД, объявленной приказом МВД СССР от 24 марта 1947 г., которая не просто восстанавливала довоенный порядок содержания заключенных (общий и усиленный режимы), но и вводила некоторые элементы прогрессивной системы отбывания наказания.

В 50-е гг. XX в. в связи с расширением существующих и созданием новых колоний возникала потребность не просто в кадрах, а в профессионалах высокого уровня. Решая задачи укрепления личного состава исправительно-трудовых учреждений, МВД СССР в июле 1951 г. утвердило план подготовки и переподготовки офицерских кадро, в соответствии с ним в ближайшие два года на базе ведомственных специальных образовательных учреждений МВД предстояло обучить около 6,5 тыс. пенитенциарных работников. Приоритет в выборе учебных заведений для руководящего состава исправительно-трудовых лагерей отдавался Высшей школе МВД СССР26.

Несмотря на относительный прогресс в профессиональной подготовке специалистов для пенитенциарных учреждений, 12 марта 1954 г. вышло постановление ЦК КПСС, которым воспитательная работа МВД в исправительно-трудовых лагерях признавалась неудовлетворительной. Среди основных причин назывался тот факт, что в исправительно-трудовых учреждениях огромная масса практических работников не имела специального образования. Система остро нуждалась в квалифицированных специалистах.

Существующий на тот момент порядок профессиональной подготовки специалистов для пенитенциарной системы уже не удовлетворял запросы государства, сотрудники ИТУ не могли перестроиться на работу в новых условиях ни профессионально, ни психологически. В этой связи в июне 1954 г. вышло постановление Политбюро ЦК КПСС и Совета министров СССР об организации подготовки и переподготовки начальствующего состава исправительно-трудовых лагерей и органов внутренних дел. Увеличилось число специальных школ МВД, задачей которых являлась переподготовка начальствующего состава непосредственно для пенитенциарной системы.

В сентябре 1954 г. была создана Рязанская школа переподготовки начальствующего состава ГУЛАГ МВД СССР. Первоначально для получения специального образования в школе были организованы кратковременные курсы: сначала 3- и 6-месячные, затем -11-месячные. На переподготовку направлялись работники исправительно-трудовых лагерей с 15-20-летним стажем практической работы, не имеющие должной теоретической подготовки. Именно нехватка теоретических знаний у начальствующего состава ИТУ была первопричиной создания учебных заведений по переподготовке. Руководство школы пришло к единственно верному в сложившейся ситуации решению: немедленно начать организацию стажировок для преподавателей специальных дисциплин непосредственно в исправительно-трудовых лагерях.

Решая задачи укрепления послевоенного состава сотрудников пенитенциарных учреждений, в 1952 г. МВД СССР поставило задачу по оздоровлению обстановки в исправительно-трудовых лагерях и налаживанию воспитательной работы с осужденными. Новые требования вызвали необходимость повышения уровня профессиональной подготовки сотрудников. В этих целях с 1956 по 1958 г. численность специальных школ милиции, в которых также готовились кадры для пенитенциарной системы, увеличилась с 12 до 25. В стране действовали 9 школ переподготовки начальствующего состава. В 1956 г. была введена обязательная трехмесячная профессиональная подготовка лиц, принимаемых на должности милиционеров и сотрудников ИТУ27. В это же время руководство в процессе профессиональной подготовки стало уделять больше внимания формам обучения и воспитания, которые должны были обеспечивать высокую идейность, последовательность и доступность изложения материала, тесную увязку теории с практикой, формирование у работников правовой культуры.

В этой связи в апреле 1957 г. на коллегии МВД СССР обсуждался вопрос об улучшении подготовки и переподготовки кадров для исправительно-трудовых колоний и лагерей МВД СССР. Коллегия приняла решение об организации трехлетнего обучения в Львовской и Ленинградской специальных школах МВД СССР взамен двухлетней программы с условием приема практических работников, имеющих 7-летнее образование. В Вильнюсской специальной школе МВД СССР предполагалось готовить сотрудников оперативных подразделений и руководящего состава ИТУ, в Куйбышевской школе - начальников лагерных подразделений.

К 1960 г. во внутренних войсках около 28 % командного состава составляли офицеры, ранее служившие в Советской армии. Вскоре были пересмотрены программы обучения с целью повышения их научной обоснованности. Для этого были разработаны, уточнены и внедрены в практику конвойных войск нормативы по специальной (профессиональной) подготовке. После объединения в 1960 г. двух видов конвойной охраны (охраны ИТУ и службы конвоирования) профессиональная учеба в войсках получила новый импульс.

В конвойных частях было широко распространено социалистическое соревнование, направленное на повышение боевой готовности кадров, качества их профессиональной подго-

товки, улучшение несения боевой службы, сплочение личного состава. Стал последовательно проводиться в жизнь принцип «каждый начальник учит своего подчиненного». Особое внимание уделялось обучению молодых офицеров. Перед направлением их в подразделения после прибытия из военных училищ для них в частях проводились специальные сборы. Важное место в профессиональной подготовке будущих специалистов занимал процесс привития им навыков руководства службой, обучения и воспитания личного состава и т.д. Широко практиковались шефство, наставничество, улучшились материально-бытовые условия офицеров28.

Огромный практический опыт подготовки сотрудников для пенитенциарной системы СССР, накопленный за следующие два десятилетия, отразился на отношении к профессиональному обучению сотрудников, вновь принимаемых на службу в 70-80-х гг. Однако этот процесс не шел гладко. Так, к началу 1976 г. в ОВД страны насчитывалось 38 учебных пунктов и 67 школ подготовки, а в 1980 г. количество учебных пунктов сократилось до 24, что было связано с тем, что на их базе создавались школы с численностью переменного состава от 150 до 600 человек.

Для качественного увеличения профессионального ядра конвойных войск в 1971 г. было образовано Новосибирское военное училище МВД СССР. Большое значение для дальнейшего повышения уровня профессиональной подготовки войск имел осуществлявшийся с 1974 г. поэтапный перевод военных училищ МВД СССР на программу высших учебных заведений. Наряду с Ленинградским высшим политическим училищем МВД СССР кадры для конвойных войск готовили Новосибирское, Орджоникидзовское, Саратовское высшие военные командные училища МВД СССР. С 1982 г. начало работать Пермское высшее военное командное училище МВД СССР.

Глобальные изменения в стране, начавшиеся с середины 80-х гг. прошлого века, вызвали необходимость перестройки процесса ведомственной подготовки специалистов для УИС. Принимались активные меры по совершенствованию образовательного процесса. К чтению лекций приглашались ученые и практики, имеющие большой опыт работы в пенитенциарной системе. Преподаватели стали шире применять активные формы ведения занятий: дискуссии, круглые столы, проблемные семинары, деловые игры и т. д.29 Кроме того, в эти годы совершенствуется организация управления учебным процессом в образовательных учреждениях МВД СССР. Было создано Управление учебных заведений и научно-исследовательских учреждений (УУЗ и НИУ) МВД СССР, которое занималось организацией профессиональной подготовки, нравственным воспитанием вновь принятых в ОВД сотрудников.

В 1980-е гг. были построены 93 новых учебных комплекса и вновь созданы 10 учебных центров. Профессиональная подготовка по должности согласно инструкции, утвержденной приказом МВД СССР от 11 октября 1984 г. № 215, проводилась в два этапа: индивидуальное обучение по месту службы под руководством непосредственных начальников и наставников и профессиональная подготовка в учебных заведениях МВД СССР30.

В связи с повышением требований к учебно-воспитательному процессу вновь возникли проблемы с комплектованием преподавательского состава. Часто на должности назначали лиц, не способных по своим нравственным качествам к педагогической деятельности, а порой и отрицательно зарекомендовавших себя по месту службы31.

Наметившийся во второй половине 80-х гг. XX в. сдвиг в правовом развитии общества, плюрализм, отход от официальной доктрины способствовали совершенствованию профессиональной подготовки. В общей теории государства и права активно формируется частная теория правовой культуры, оказавшая влияние на профессиональную подготовку кадрового состава для УИС. Здесь следует назвать труды Е. В. Аграмовской, В. И. Иванова, Е. А. Зорченко, Н. М. Кейзерова, А. С. Соломатина, Л. И. Суворова, Р. А. Ромашова. Одна из наиболее известных концепций правовой культуры разработана академиком В. П. Сальниковым.

В течение 1980-1985 гг. на базе учебных заведений прошли первоначальную профессиональную подготовку 2890 начальников отрядов и 1853 инженера по организации труда осужденных в отряде. За этот же период окончили курсы повышения квалификации

32

1425 начальников отрядов и 1508 инженеров по организации труда .

Создание Республиканского института повышения квалификации работников МВД СССР для обучения сотрудников МВД (в том числе сотрудников УИС) по 150 должностным категориям (постановление Совета министров СССР от 6 июня 1967 г. № 515 и приказ МВД СССР от 28 ноября 1972 г. № 639) стало знаковым моментом для становления системы дополнительного образования. С 1988 г. институт был переименован во Всесоюзный институт повышения квалификации руководящих работников исправительно-трудовых учреждений МВД СССР, на котором в том числе функционировали кафедры подготовки начальников отрядов, оперативного состава и подразделений режима и надзора пенитенциарной системы. Позднее, в 1992 г., институт был переименован в Республиканский, а впоследствии (1996 г.) и во Всероссийский институт повышения квалификации МВД России.

Подготовка специалистов для пенитенциарной системы продолжалась по межведом-

33

ственному соглашению вплоть до 2000 г. Основными документами, определяющими этот процесс, стали Комплексная программа перестройки системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в МВД СССР (1987-1990 гг.) и Программа совершенствования подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для ИТУ в высших, специальных средних школах МВД СССР и учебных центрах МВД, УВД край облисполкомов (1988 г.). В то же время на Всесоюзный институт повышения квалификации руководящих работников исправительно-трудовых учреждений МВД СССР возлагалась обязанность по переподготовке и повышению квалификации руководителей учреждений УИС, а также функции учебно-методического руководства системой повышения квалификации; были введены конкурсное замещение должностей профессорско-преподавательского состава и их стажировка на руководящих должностях в пенитенциарных учреждениях.

В целях улучшения деятельности учреждений, исполняющих наказания, 29 апреля 1988 г. МВД СССР издал приказ «О совершенствовании структуры аппаратов МВД, ГУВД, УВД по управлению учреждениями и органами, исполняющими наказания», которым управления (отделы) ИТУ МВД, ГУВД, УВД были переименованы в управления (отделы) по исправительным делам. 14 июля 1988 г. было утверждено Положение о Главном (Объединенном) управлении по исправительным делам (ГУИД) МВД СССР. В его задачи входило организационно-методическое руководство деятельностью ИТУ, лечебно-трудовых, лечебно-воспитательных профилакториев, следственных изоляторов, инспекций исправительных работ, спецкомендатур.

Одновременно шла разработка нового уголовно-исполнительного законодательства. В августе 1988 г. была подготовлена доктринальная модель Основ уголовно-исполнительного законодательства Союза ССР и союзных республик. В июле 1990 г. коллегия МВД СССР одобрила концепцию реформы УИС, предполагавшей разграничение компетенции союзных (федеральных) и республиканских органов УИС, децентрализацию руководства исполнением наказаний, разделение функций ведомственного и территориального управления. Разработанный тогда же проект Основ уголовно-исполнительного законодательства отражал процессы гуманизации и демократизации, протекавшие в общественной жизни, закреплял необходимость приведения уголовно-исполнительного законодательства в соответствие с международными актами.

1990-е гг. - сложный период реформирования УИС, острого дефицита финансирования, напряженной криминогенной обстановки как в целом на территории России, так и в исправительных учреждениях; постепенной передачи функций охраны исправительных учреждений и конвоирования спецконтингента от внутренних войск в ведение уголовно-исполнительной системы. В то же время «в связи с передачей УИС функций охраны, розыска, конвоирования, инженерно-технического обеспечения... возрастает и проблема подготовки соответствующих кадров. Сегодня из учебных заведений внутренних войск в систему не поступает ни одного выпускника при ежегодной потребности до тысячи»34.

Частично данная проблема была решена благодаря сотрудничеству служб кадровых аппаратов Главкомата внутренних войск и ГУИН за счет перевода офицеров из внутрен-

них войск в УИС. Но это лишь частично и на короткое время сгладило проблему комплектования службы охраны и конвоирования. Остро встал вопрос о профессиональной подготовке кадров для данной службы. «С этой целью, - отмечал начальник управления охраны УИН Минюста России генерал-майор внутренней службы А. Дурнев, - были переработаны Инструкция по охране исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы, Курс стрельб из стрелкового оружия и оружия ближнего боя, Положение по организации служебной подготовки рядового и начальствующего состава службы охраны, конвоирования, инженерно-технического обеспечения, связи, вооружения учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Минюста»35. По решению Управления профессионального образования, созданного для реализации политики Главного управления исполнения наказаний Минюста России в области профессионального образования и науки, данную категорию сотрудников стала готовить Самарская специальная средняя школа Минюста России (ныне Самарский юридический институт ФСИН России).

В целом анализ профессиональной подготовки специалистов для УИС в ведомственных учебных заведениях в начале 1990-х гг., изменений специфики их трудовой деятельности показывает, что в то время складывалась тенденция к актуализации в деятельности сотрудников пенитенциарных учреждений общеюридических и психолого-педагогических знаний36. В исправительной системе появилась психологическая служба, созданная в соответствии с приказом МВД РФ «О психологических лабораториях исправительно-трудовых учреждений», для кадрового обеспечения которых в 1990 г. в Рязани был открыт специальный психологический факультет.

В период распада СССР нарастает проблема общей дестабилизации кадров. В. М. Морозов писал, что в результате несвоевременности шагов по правовой и социальной защите сотрудников наблюдался процесс, не имевший аналогов в истории: если ранее увольнялись преимущественно молодые сотрудники, то теперь - в основном имевшие большой опыт, высокую квалификацию, так как им предлагали гораздо более выгодные условия работы в различных коммерческих организациях. Возникший кадровый голод зачастую пытались устранить за счет снижения требований при профессиональном отборе сотрудников, что отрицательно сказалось на успешности выполнения ими служебных обязанностей37.

С особой остротой в эти годы встает проблема профессиональной подготовки кадров для УИС в образовательных учреждениях. «С целью обеспечения потребностей уголовно-исполнительной системы в квалифицированных специалистах, - докладывал начальник управления кадров ГУИН Минюста России полковник внутренней службы Ю. Угрюмов, - стабильности работы коллективов было достигнуто соглашение МВД и Минюста России о передаче в ведение системы части базовых высших и средних учебных заведений, институтов повышения квалификации МВД России, готовящих кадры для УИС, и их реорганизации»38.

Знаковым для становления системы профессионального ведомственного образования становится выход в 1998 г. указа Президента России «О передаче уголовно-исполнительной системы МВД Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации». Указом предписывалось: передать до 1 сентября 1998 г. уголовно-исполнительную систему МВД России с входящими в ее состав по состоянию на 1 августа 1998 г. центральными и территориальными органами, учреждениями, предприятиями, организациями и имуществом, используемым ею в своей деятельности, в ведение Министерства юстиции.

Опыт подготовки кадров советского периода используется и в настоящее время. Сегодня ФСИН России подведомственна развитая сеть образовательных учреждений, осуществляющих подготовку кадров для учреждений и органов УИС по различным профилям, направлениям подготовки, специальностям научных работников. По состоянию на 1 августа 2014 г. в составе УИС действуют 7 организаций высшего профессионального образования, в том числе Академия права и управления, 3 института повышения квалификации, 32 учебных центра, научно-исследовательский институт уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательский институт информационных технологий.

1 Кузьмин С. И. Исправительно-трудовые учреждения в СССР (1917-1953 гг.). - М., 1991. - С. 21.

2 Игошин В. Г. Совершенствование профессиональной компетентности инспекторов отделов охраны УИС ФСИН России: дис. ... канд. пед. наук. - Самара, 2005. - С. 31.

3 См: Мулукаев Р. С. Организационно-правовые вопросы становления советской милиции (1917-1920 гг.). - М., 1975.

- С. 39-40.

4 См.: Органы и войска МВД России: краткий исторический очерк. - М., 1996. - С. 47; Полиция и милиция России: страницы истории. - М., 1995. - С. 71; Рассказов Л. П. Карательные органы в процессе формирования и функционирования административно-командной системы в Советском государстве (1917-1941 гг.). - Уфа, 1994. - С. 54.

5 См.: Некрасов В. Ф. На страже интересов Советского государства. - М., 1983. - С. 307.

6 Полянский Н. Н. Очерки развития советской науки уголовного процесса. - М., 1960. - С. 24.

7 См.: Сборник законодательных актов по советскому исправительно-трудовому праву. - М., 1959; Сборник законодательных документов по организации и деятельности советской милиции (1917-1934 гг.). - М., 1957.

8 Базунов В. В., Детков М. Г. Тюрьмы НКВД-МВД России в карательной системе Советского государства. - М., 2000.

- С. 38.

9 История органов внутренних дел России: библиографический указатель. - М., 2000. - С. 89-91.

10 Тимофеев В. Г. Уголовно-исполнительная система России: цифры, факты и события. - Чебоксары, 1999. - С. 104.

11 Гуцев О. В. Историко-педагогический анализ становления профессиональной подготовки сотрудников пенитенциарной системы России // http://www.center-bereg.ru/1373.html (дата обращения: 31.05.2013).

12 Шамаров В. М. Кадровая работа в милиции НКВД РСФСР. - М., 1997. - С. 48; Яковлева Е. И. Развитие исправительно-трудовых учреждений России. - М., 1995. - С. 59.

13 Резолюция II Всероссийского съезда административных работников // Административный вестник. - 1928. - № 6. -С. 33.

14 Фастов А. Г. История органов внутренних дел России: даты, факты, документы. - Волгоград, 2001. - С. 47.

15 Яковлева Е. И. Развитие исправительно-трудовых учреждений России. - М., 1995. - С. 51.

16 Петренко Н. И. Становление и развитие управления уголовно-исполнительной системой России: дис. ... д-ра юрид. наук. - Рязань, 2002. - С. 117.

17 Коровин В. В. История отечественных органов безопасности. - М., 1998. - С. 46.

18 Лосев П. М., Рагулин Г. И. Сборник нормативных актов по советскому исправительно-трудовому праву (19171959 гг.). - М., 1959. - С. 101.

19 Варушкин А. Основные этапы развития профессионального образования сотрудников уголовно-исполнительной системы России // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2010. - № 4. - С. 17-26.

20 См.: Некрасов В. Ф. На страже интересов Советского государства. - М., 1983. - С 307.

21 Игошин В. Г. Совершенствование профессиональной компетентности инспекторов отделов охраны УИС ФСИН России: дис. ... канд. пед. наук. - Самара, 2005. - С. 33.

22 Органы внутренних дел России: в 2 т. / под ред. С. И. Гирько. - М., 2002. - Т. 2. - С. 61.

23 Афанасьева С. История нравственного воспитания сотрудников УИС в процессе профессиональной подготовки // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2009. - № 4. - С. 23-26.

24 История отечественных органов внутренних дел / под ред. Р. С. Мулукаева. - М., 2005. - С. 232.

25 Фельдман Д. Чрезвычайные обстоятельства - чрезвычайные меры: о попрании законности в период сталинщины // Родина. - 1989. - № 6. - С. 73-78.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26 См.: Гуцев О. В. Историко-педагогический анализ становления профессиональной подготовки сотрудников пенитенциарной системы России // http://www.center-bereg.ru/1373.html (дата обращения: 31.05.2013).

27 См.: Волошин Д. В. Становление и развитие дополнительного профессионального образования сотрудников пенитенциарной системы России. - Томск, 2006. - С. 66-67.

28 Игошин В. Г. Совершенствование профессиональной компетентности инспекторов отделов охраны УИС ФСИН России: дис. ... канд. пед. наук. - Самара, 2005. - С. 35.

29 Ялунин В. У. Реформа уголовно-исполнительной системы современной России: проблемы, тенденции, перспективы: авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2004. - С. 10.

30 См.: Блажко А. К. Организационно-правовые вопросы формирования и подготовки кадров ИТУ. - Рязань: РВШ МВД СССР, 1986. - С. 22-23.

31 См.: Козодоев А. П. Из опыта учебно-воспитательной работы в учебных подразделениях МВД, УВД, УВДТ. - М., 1979. - С. 9.

32 См.: Детков М. Отряд осужденных как основное звено в структуре исправительного учреждения // Преступление и наказание. - 2003. - № 11. - С. 67.

33 См.: Гуцев О. В. Историко-педагогический анализ становления профессиональной подготовки сотрудников пенитенциарной системы России // http://www.center-bereg.ru/1373.html (дата обращения: 31.05.2013).

34 Там же. - С. 57.

35 См.: Ведомости УИС МЮ РФ: спецвып. - № 99. - С. 25.

36 Ялунин В. У. Реформа уголовно-исполнительной системы современной России: проблемы, тенденции, перспективы: авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2004. - С. 13.

37 См.: Морозов В. М. Социальные проблемы подготовки кадров правоохранительных органов. - Владимир, 1991.

- С. 156.

38 См.: Ведомости УИС МЮ РФ: спецвып. - № 99. - С. 48.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.