Научная статья на тему 'Нравственное воспитание сотрудников уголовно-исполнительной системы в процессе профессиональной подготовки. Исторический аспект'

Нравственное воспитание сотрудников уголовно-исполнительной системы в процессе профессиональной подготовки. Исторический аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
367
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Афанасьева С. И.

Раскрываются вопросы становления и развития нравственного воспитания пенитенциарных специалистов, всесторонний анализ которых позволяет обеспечить научный подход к текущему и перспективному решению задач по подготовке кадров для российской уголовно-исполнительной системы. Определены периоды нравственно-профессиональной подготовки сотрудников с точки зрения их влияния на педагогический процесс: становление в дореволюционной России, осуществление в буржуазно-демократической России, развитие советской школы, современный этап, что обуславливает возможность экстраполяции положительного опыта прошлого на деятельность современных учебных центров Федеральной службы исполнения наказаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нравственное воспитание сотрудников уголовно-исполнительной системы в процессе профессиональной подготовки. Исторический аспект»

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ. ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

© Афанасьева С.И.*

Учебный центр Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Саха (Якутия),

Академии Федеральной службы исполнения наказаний России, г. Якутск

Раскрываются вопросы становления и развития нравственного воспитания пенитенциарных специалистов, всесторонний анализ которых позволяет обеспечить научный подход к текущему и перспективному решению задач по подготовке кадров для российской уголовноисполнительной системы. Определены периоды нравственнопрофессиональной подготовки сотрудников с точки зрения их влияния на педагогический процесс: становление в дореволюционной России, осуществление в буржуазно-демократической России, развитие советской школы, современный этап, что обуславливает возможность экстраполяции положительного опыта прошлого на деятельность современных учебных центров Федеральной службы исполнения наказаний.

Изучая вопросы совершенствования нравственного воспитания специалистов УИС, нельзя оставить без внимания историю становления и развития ведомственной профессиональной подготовки, так как анализ соответствующей работы в прошлом позволит более широко оценить современные проблемы, увидев как их истоки, так и пути решения.

Научный подход к текущему и перспективному исполнению воспитательных задач требует последовательного рассмотрения исторических моментов с точки зрения их влияния на педагогический процесс: периодов становления профессиональной подготовки тюремного персонала в дореволюционной России, ее осуществления в буржуазно-демократической России, развития советской школы профессиональной подготовки сотрудников мест лишения свободы, современного этапа профессионального обучения специалистов пенитенциарной системы.

Вопрос о профессиональной подготовке тюремных чинов в Российской империи решался весьма сложно и неоднозначно. Тюрьма в государстве все это время оставалась, по образному выражению Ф.М. Достоевского, «мертвым домом». По свидетельству выдающегося русского криминалиста и исследователя российской тюремной системы XIX в. И.Я. Фойницкого,

* Старший преподаватель, аспирант Академии управления и права ФСИН России.

первые предложения о возможной подготовке персонала для работы в тюрьмах следует отнести к концу XVIII в. [1].

Серьезной причиной, влияющей на профессиональную подготовку кадров для пенитенциарного ведомства того времени, является отсутствие специального подразделения, осуществляющего систему отбора и обучения собственных кадров. Вместе с тем уже в первой половине 90-х гг. XIX в. руководство Главного тюремного управления приходит к выводу, что не каждый сотрудник по своим служебным и моральным качествам подходит для работы в тюрьме. Особенно, если офицер оставил службу в воинском ведомстве «не по собственному желанию, а по предложению начальства или за поступки, не совместимые с понятиями о воинской чести» [2].

Говоря об образованности низшего тюремного персонала той эпохи можно вести речь лишь об элементарной нравственной воспитанности и грамотности. Своеобразным начинанием в этом ответственном деле выступило открытие школы тюремных надзирательниц в марте 1899 г. в Мо -скве, где были определены два принципа обучения: сообщение сведений профессионального характера, нравственное и умственное развитие. Вполне естественно, что даже одиннадцатилетний опыт такой работы не решил проблему профессионального образования и нравственного воспитания тюремных работников, тем более, что школа подготовки руководящего состава фактически отсутствовала.

Учреждение тюремных курсов, занятия на которых начались 1 марта 1912 г., явилось первым шагом по использованию научных знаний в практике обучения и воспитания руководящего состава пенитенциарных учреждений дореволюционной России.

Следующие шаги по этому пути были предприняты Временным правительством. Для тюремной системы это был период переоценки многих устоявшихся положений, касающихся отношения к преступнику. При назначении на вакантные должности тюремного персонала немалую роль играла политическая благонадежность, которая выражалась, прежде всего, в принятии нового режима и гуманном отношении к заключенным.

Начальник тюремного ведомства А.А. Жижиленко осуществлял планомерную политику, сконцентрированную на повышении образовательного уровня сотрудников пенитенциарной системы, способных решать новые задачи в рамках осуществления тюремной реформы. «Имеющийся в настоящее время тюремный персонал, - говорилось в приказе по Главному тюремному управлению от 17 марта 1917 г. № 2, - воспитанный в атмосфере бесправия и неуважения к человеческой личности и усвоивший навыки прежнего строя, должен быть признан в общем мало пригодным» [3]. Ведомственное профессиональное образование в постсамодержавной России ознаменовалось открытием 1 мая 1917 г. краткосрочных курсов тюрьмове-дения, что внесло весомый вклад в дело развития профессиональной подготовки специалистов пенитенциарного дела.

В советский период специфические условия исполнения наказания в виде лишения свободы по-прежнему требовали особого внимания к подбору сотрудников мест лишения свободы. Весной 1925 г. после длительной паузы в развитии подготовки пенитенциарных сотрудников, вызванной Гражданской войной, ВЦИК и СНК РСФСР утверждают Устав службы по местам заключения, который вновь не предъявляет требований, касающихся профессиональной образовательной и соответствующей нравственной подготовки. Однако вскоре НКВД издал Инструкцию по службе работников административно-строевого состава мест заключения, в кото -рой раскрываются особые требования, предъявляемые ко всем работникам мест заключения и к руководителям пенитенциарных учреждений в частности. Основными нравственными качествами служащих мест заключения указываются уважительное отношение к заключенным, неукоснительное соблюдение законности, сдержанность, настойчивость и требовательность. Для начальника мест заключения данный перечень существенно дополняется и включает в себя разумную требовательность, справедливость, отзывчивость и вежливость в общении. Безусловно, Инструкция отчасти определила ряд существенных требований к сотрудникам, но не решила проблему обеспеченности пенитенциарной системы высоконравственными специалистами.

Вопрос о кадрах по-прежнему стоял остро. Московские пенитенциарно-педагогические курсы открылись 27 февраля 1926 г. Курс был рассчитан на три месяца. В преподавании участвовали работники Наркомпроса, что обеспечивало использование новых подходов к развитию у сотрудников высоких нравственных качеств, позволяющих умело выстраивать отношения с осужденными.

Действующая система краткосрочных курсов не могла удовлетворить потребности государства ни по численности обучаемых, ни по уровню подготовки. Серьезно назрела необходимость создания стационарного учебного заведения. Таким учреждением по праву можно считать организованные в соответствии с постановлением Совнаркома РСФСР от 8 июня 1928 г. Высшие курсы по исправительно-трудовому делу НКВД, впоследствии объединенные с открывшимся 1 октября 1930 г. Московским институтом административного строительства в Центральную высшую школу.

В середине-конце 30-х гг. лица, находящиеся в местах лишения свободы, стали рассматриваться как враги народа, среди сотрудников культивировались жестокость и карательные меры воздействия. В это время в учебные заведения, готовящие кадры для пенитенциарной системы, как правило, конкурса не было и комплектовать их приходилось с большим трудом и из числа тех лиц, которые не смогли поступить в другие учебные заведения, в результате чего в ИТУ во многих случаях работали профессионально непригодные и нравственно неустойчивые к такой специфической работе.

За годы Великой Отечественной войны, внесшей коррективы в еще не окрепшую систему профессионально-нравственной подготовки, качественный состав кадров ИТУ также значительно ухудшился. Это объясняется, прежде всего, привлечением на работу лиц, не подлежащих призыву в армию по состоянию здоровья и возрасту, а также женщин.

Решая задачи укрепления послевоенного состава сотрудников пенитенциарных учреждений, в 1952 г. МВД СССР поставило задачу по оздоровлению обстановки в исправительно-трудовых лагерях. Новые требования вновь вызвали необходимость повышения профессионального и нравственного уровня сотрудников. В этих целях с 1956 по 1958 гг. численность специальных школ милиции, в которых также готовились кадры для пенитенциарной системы, увеличилась с 12 до 25. В стране действовали 9 школ переподготовки начальствующего состава. В 1956 г. вводится обязательная трехмесячная профессиональная подготовка лиц, принимаемых на должности сотрудников ИТУ [4]. В это время руководство стало больше уделять внимания формам обучения, которые должны были обеспечивать последовательность и доступность изложения материала, тесную увязку теории с практикой, воспитание у работников высоких нравственных качеств.

Наметился перелом в отношении к профессиональному обучению сотрудников, вновь принимаемых на службу. Этот процесс не прошел гладко. Так, к началу 1976 г. в МВД страны насчитывалось 38 учебных пунктов и 67 школ подготовки. В 1980 г. количество учебных пунктов сократилось до 24, что в основном было связано с тем, что на их базе создавались школы с численностью переменного состава от 150 до 600 человек. Всего количество школ за десятую пятилетку увеличилось до 82 [5].

В эти годы значительно совершенствуется организация управления учебным процессом в образовательных учреждениях МВД СССР. Было создано Управление учебных заведений и научно-исследовательских учреждений МВД СССР, которое занималось организацией профессиональной и нравственной подготовки вновь принятых сотрудников. В 80-е гг. построено 93 новых учебных комплекса и вновь создано 10 учебных центров в городах Березники, Нижневартовске, Калинине, Ленинграде, Харькове и др.

С трудностями совершенно другого плана пришлось столкнуться на современном этапе организации профессионального обучения сотрудников УИС в годы перестройки, одна из которых - дестабилизация кадров. Возникший кадровый голод пытались устранить за счет снижения требований при профессиональном отборе сотрудников, что отрицательно сказалось на успешности выполнения ими служебных обязанностей.

В 1994 г. из внутренних войск в УИС была передана функция надзора, а затем - охраны. Численность начальствующего состава УИС составила

239 тыс. человек. Новые, расширенные функции и постоянное осложнение условий деятельности УИС обусловили принятие неотложных мер по совершенствованию подготовки сотрудников.

Для обеспечения начального профессионального образования приказом ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15 июня 1994 г. № 18 создан учебный центр службы по исправительным делам и социальной реабилитации, который с 1996 г. реорганизован в Межрегиональный учебный центр ГУИН МВД России (ныне - Санкт-Петербургский институт повышения квалификации). В этом же году образованы учебные центры ГУИН по Ивановской, Липецкой, Нижегородской, Саратовской областям, Республикам Башкортостан, Татарстан.

В 1995 г. созданы учебные центры ГУИН Красноярского, Краснодарского краев; по Волгоградской, Иркутской, Ростовской, Кемеровской, Мурманской, Новосибирской, Орловской, Ростовской, Самарской, Тамбовской областям. В 1996 г. - по Калининградской, Челябинской областям; Республике Чувашия. В 1997 г. - по Республике Коми, Пермскому краю; Пензенской, Рязанской областям. В 1998 г. - по Белгородской, Курской областям; Республикам Дагестан, Карелия, Марий Эл, Хакасия. В 1999 г. -по Архангельской, Владимирской, Камчатской, Московской областям, Республикам Алтай, Калмыкия, Удмуртия, Краснодарскому краю.

Преобразования пенитенциарной системы России вновь предопределили необходимость поиска новых подходов к системе подготовки кадров для УИС теперь уже на базе собственных 74 учебных центров (пунктов), созданных приказом Минюста России от 29 августа 2000 г. № 258 «Об организационно-штатных вопросах по учебным центрам и учебным пунктам при территориальных органах УИС Минюста России».

Деятельность современных учебных центров (пунктов) призвана обеспечивать не только высокий уровень профессиональной подготовки слушателей, но и органическое единство процесса обучения и воспитания.

Список литературы:

1. Фойницкий И.Я. Учение о наказании в связи с тюрьмоведением. -СПб: Тип. М-ва пут. сообщ.,1889. - 514 с.

2. Тюремный вестник. - 1893. - № 10. - С. 432-433.

3. Зубков А.И. Уголовно-исполнительное право России: теория, законодательство, международные стандарты, отечественная практика конца XIX - начала XX в. - М.: Издательство НОРМА, 2005. - С. 262

4. Волошин Д.В. Становление и развитие дополнительного профессионального образования сотрудников пенитенциарной системы России. -Томск, 2006. - С. 66-67.

5. Информационное письмо УУЗ и НИУ МВД России. - 1980.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.