Научная статья на тему 'Историко-педагогические аспекты подготовки сотрудников подразделений охраны уголовно-исполнительной системы'

Историко-педагогические аспекты подготовки сотрудников подразделений охраны уголовно-исполнительной системы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ПОДГОТОВКА КАДРОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / PENAL SYSTEM / СОТРУДНИКИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОХРАНЫ / TRAINING OF PENAL SYSTEM / STAFF OF DIVISIONS OF PROTECTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вотинов Александр Андреевич, Михеенков Егор Геннадьевич

В статье рассматриваются историко-педагогические аспекты подготовки сотрудников охраны уголовно-исполнительной системы, создание системы профессионального образования ФСИН России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вотинов Александр Андреевич, Михеенков Егор Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Historical and pedagogical aspects of preparation of staff of divisions of protection of penal system

In article historical and pedagogical aspects of preparation of security guards of criminal and executive system, creation of system of professional education of FPS of Russia are considered.

Текст научной работы на тему «Историко-педагогические аспекты подготовки сотрудников подразделений охраны уголовно-исполнительной системы»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ

The professional education in Penal System

УДК 343.83

А. А. Вотинов, Е. Г. Михеенков

ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ

СОТРУДНИКОВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОХРАНЫ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

A. A. Votinov, E. G. Mikheenkov

HISTORICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF PREPARATION

OF STAFF OF DIVISIONS OF PROTECTION OF PENAL SYSTEM

В статье рассматриваются историко-педагогические аспекты подготовки сотрудников охраны уголовно-исполнительной системы, создание системы профессионального образования ФСИН России.

In article historical and pedagogical aspects of preparation of security guards of criminal and executive system, creation of system ofprofessional education of FPS of Russia are considered.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, сотрудники подразделений охраны, подготовка кадров уголовно-исполнительной системы

Key words: penal system, staff of divisions ofprotection, training ofpenal system.

История формирования и развития уголовно-исполнительной системы (УИС) в последнее время всё больше привлекает внимание исследователей. Особое место в истории УИС занимает изучение системы подготовки сотрудников к выполнению возложенных на них обязанностей, в частности, подразделений охраны.

Создание отдельных подразделений охраны пенитенциарной системы в составе армейских подразделений относится к периоду царствования Александра I, который своим Указом от 3 июля 1811 г. утвердил «Положение о внутренней страже». В частности, в её обязанности вменялась охрана и восстановление внутреннего порядка в губерниях, действия «во исполнение закона и приговора суда, принятие и препровождение рекрутов, преступников, арестантов и пленных», создание караулов присутственных мест, тюрем, острогов, а также сопровождение преступников на казнь1.

С момента образования Отдельного корпуса внутренней стражи в его подразделениях начинается процесс обучения сотрудников. Так, М. К. Сутулин в «Летописи 210-го Перекопского пехотного резервного полка (1811-1911 гг.)» отмечал, что обучение рекрутов началось с середины 1840-х годов. При этом, обучение новобранцев проводилось как в групповой, так и индивидуальным формам2.

1 Толкачев А. Н., Некрасов В. Ф., Некрасова В. Ф. Внутренняя и конвойная стража России 18111917. Документы и материалы. - М.: Изд-во Экзамен XXI, 2002. - С. 52.

2 Там же. - С. 470.

Однако вскоре выяснилась довольно слабая огневая подготовка личного состава, что требовало дополнительных усилий по его обучению. Поэтому с 1858 г. вместо 10 патронов, положенных для проведения учебных стрельб, выдавалось по 18 на каждые стрельбы. Для повышения боеспособности подразделений его сотрудники обучались артиллерийскому делу. Таким образом, после обучения личный состав указанной части мог с успехом нести службу как в мирное время по охране пенитенциарных учреждений, так и в случае войны действовать в составе регулярных войск1.

Вместе с тем лишь занятий по строевой и огневой подготовки для сотрудников подразделений охраны было явно недостаточно, поскольку без правовых знаний применений оружия, принципов несения караульной службы, знания основ внутреннего распорядка пенитенциарных подразделений эффективность несения службы значительно снижалась. На это, в частности, обращалось внимание в приказе по Санкт-Петербургскому военному округу генерал-майором Санедецким2.

В последующие годы процесс обучения сотрудников был продолжен под руководством Главного тюремного управления, учредившего для обучения сотрудников специальные курсы.

Перед тюремными курсами ставилась цель: в возможно короткие сроки осуществить профессиональную подготовку руководящих работников тюремного ведомства. Состав слушателей курсов определялся начальником Главного тюремного управления. При этом преимуществом зачисления на курсы пользовались лица, имевшие высшее юридическое образование или состоявшие на действительной военной службе в офицерском чине. Окончившие обучение на курсах сотрудники имели право более быстрого продвижения по службе как в центральном аппарате ведомства, так и на местах.

Программа курсов включала широкий круг вопросов: изучение основ уголовного права; учения о наказаниях; сравнительный анализ пенитенциарных систем различных стран и др.3. Однако создание системы обучение сотрудников пенитенциарной системы в специализированных учебных заведениях было продолжено лишь в советский период.

27 марта 1919 г. Совет Народных Комиссаров (СНК) разрешил открыть в Москве подготовительные курсы младших начальников (инструкторов) конвойной стражи. В 1926 г. курсы были преобразованы в школу младшего командного состава конвойной стражи СССР с повторным отделением среднего командного состава (курсы переподготовки)4. В дальнейшем подготовка специалистов охраны исправительных учреждений велась через систему военных училищ НКВД. Наряду с этим, кадры для уголовно-исполнительной системы готовились в академиях Красной Армии, на

1 Толкачев А. Н., Некрасов В. Ф., Некрасова В. Ф. Внутренняя и конвойная стража России 18111917. - С. 481.

2 Там же. - С. 494.

3 Детков М. Г. Тюрьмы, лагеря и колонии России. - М. : Вердикт-1М, 1999. - С. 71.

4 Органы и войска МВД России: краткий исторический очерк. - М., 1996. - С. 303.

военных факультетах гражданских вузов. Однако количество обучающихся в академиях РККА сотрудников уголовно-исполнительной системы было небольшим: в 1933-1942 гг. академию им. М. В. Фрунзе окончило 58 офицеров конвойных войск НКВД СССР1.

Военно-учебные заведения имели хорошую по тому времени материально-техническую базу, были оснащены новейшими образцами военной техники, имели оборудованные лаборатории. Располагали они и опытным профессорско-преподавательским составом.

Сотрудники, занимавшие ответственные посты в исправительно-трудовых учреждениях (например, на уровне заместителей начальника по охране), имели возможность проходить обучение на исправительно-трудовом факультете Центральной высшей школы рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР, ставшей в дальнейшем Академией МВД СССР2. В последующие годы накопленный опыт обучения сотрудников исправительных учреждений был применён в специализированных школах усовершенствования начальствующего состава МВД.

Так, в плане подготовки и переподготовки офицерских кадров для МВД на 1953-1954 учебный год предполагалось обучить 950 политработников, 600 начальников лагерных подразделений и их заместителей, 1100 оперативных работников, 1250 работников культурно-воспитательных частей, 600 работников отделов спецчастей лагерей и колоний, 100 офицеров надзорной службы, 1500 интендантских и финансовых работников, 250 воспитателей детских колоний и 150 сотрудников дежурных помощников начальников тюрем. Подобное обучение было осуществимо лишь в специализированных учебных заведениях. В связи с этим в Вильнюсской школе предполагалось подготовить 400 сотрудников оперативных подразделений и руководящего состава исправительно-трудовых лагерей, в Куйбышевской -200 начальников лагерных подразделений, 200 человек в Казанском военно-политическом училище, порядка 300 сотрудников в Высшей школе МВД СССР . Таким образом, в 1950-х гг. руководством МВД и ГУЛАГа был предпринят комплекс мер для профессиональной подготовки сотрудников различных ведомств и служб для мест лишения свободы с целью повышения уровня их деятельности.

В дальнейшем охрана исправительных учреждений была возложена на внутренние войска

МВД СССР4. Следовательно, подготовка кадров различных подразделений проходила с одной стороны - в специализированных военных училищах МВД СССР, а также Военной академии им. М. В. Фрунзе и военно-политической академии

1 Органы и войска МВД России: краткий исторический очерк. - С. 304.

2 Академия управления МВД России. 1974-1999. - М., 1999. - С. 2.

3 Уголовно-исполнительное право России: теория, законодательство, международные стандарты, отечественная практика конца XIX - начала XXI века : учебник для вузов / под ред. А. И. Зубкова. - М.: Норма, 2005. - С. 121-122.

4 Академия права и управления Минюста России. - Рязань, 2002. - С. 67.

им. В. И. Ленина1, имевших превосходную материально-техническую и научную базу для подготовки высококвалифицированных специалистов, а с другой - в специализированных учебных заведениях, сфера деятельности которых была сосредоточена на первоначальной подготовке, переподготовке и повышения квалификации сотрудников исправительных учреждений.

В 1970 г. создается Рязанская высшая школа МВД СССР , а согласно Постановлению Совета Министров СССР от 6 июня 1967г. № 515 и приказу МВД СССР № 639 от 28 ноября 1972 г. создается Республиканский институт повышения квалификации (РИПК) работников МВД, обучавший сотрудников по 150 должностным категориям, включая и сотрудников уголовно-исполнительной системы .

С 1992 г. в Томске на базе школы усовершенствования начальствующего состава лесных исправительно-трудовых учреждений МВД СССР создается филиал РИПК МВД РФ4, целью которого являлась первоначальная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников исправительных учреждений. Пройдя длительный путь развития в качестве Томского филиала Академии права и управления ФСИН России, Томского филиала Кузбасского института ФСИН России, распоряжением Правительства РФ от 27 февраля 2013 г. был создан Томский институт повышения квалификации работников ФСИН России в качестве самостоятельного учебного заведения.

В качестве одного из направлений деятельности данного учебного заведения по-прежнему остались специальное первоначальное обучение и повышение квалификации сотрудников подразделений охраны.

В настоящее время уголовно-исполнительная система ФСИН России располагает достаточно развитой сетью образовательных учреждений, осуществляющих профессиональную подготовку для пенитенциарных учреждений, в том числе подразделений охраны. Это Академия права и управления ФСИН России; шесть институтов (во Владимире, Вологде, Воронеже, Новокузнецке, Самаре, Перми), три института повышения квалификации работников ФСИН России в Санкт-Петербурге, Томске и Кирове.

Подводя итоги развития системы подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы, можно сделать следующие выводы.

1. Активное развитие системы подготовки и обучения сотрудников пенитенциарных учреждений происходит в советский период развития Российского государства.

2. В данный период времени происходит создание необходимой материально-технической базы (оборудованные лабораторий, новые образцы оружия и техники), комплектование высококвалифицированным

Органы

и войска МВД России: краткий исторический очерк. - С. 331.

2 Академия права и управления Минюста России. - С. 3.

3 Республиканский институт повышения квалификации работников МВД России. - Домодедово, 2003. - С. 3.

4 Киселев М. В., Михеенков Е. Г. К юбилею Томского филиала Академии ФСИН России // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2007. - № 4. - С. 6-10.

профессорско-преподавательским составом.

3. С конца прошлого столетия акцентируется внимание на повышении квалификации и переподготовки начальствующего состава уголовно-исполнительной системы; формирование системы

практикоориентированного обучения.

Литература

1. Академия права и управления Минюста России. - Рязань, 2002. - 23 с.

2. Академия управления МВД России. 1974-1999. - М., 1999. - 56 с.

3. Детков М. Г. Тюрьмы, лагеря и колонии России. - М. : Вердикт-1М, 1999. -448 с.

4. Киселев М. В., Михеенков Е. Г. К юбилею Томского филиала Академии ФСИН России // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2007. - № 4. - С. 610.

5. Органы и войска МВД России: краткий исторический очерк. - М., 1996. - 448 с.

6. Республиканский институт повышения квалификации работников МВД России. - Домодедово, 2003. - 27 с.

7. Толкачев А. Н., Некрасов В. Ф., Некрасова В. Ф. Внутренняя и конвойная стража России 1811-1917. Документы и материалы. - М.: Изд-во Экзамен XXI, 2002. - 575 с.

8. Уголовно-исполнительное право России: теория, законодательство, международные стандарты, отечественная практика конца XIX - начала XXI века : учебник для вузов / под ред. А. И. Зубкова. - М.: Норма, 2005. -720 с.

УДК 343.83

А. Г. Упоров

ПРИМЕНЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ФСИН РОССИИ

A. G. Uporov

APPLICATION PROFESSIONAL THE FOCUSED EDUCATIONAL TECHNOLOGIES OF TRAINING IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION OF FPS OF RUSSIA

В статье рассматривается вопрос применения профессионально-ориентированных образовательных технологий обучения в образовательных учреждениях высшего профессионального образования ФСИН России, формирующих специальные компетенции курсантов.

In article the question of application professional the focused educational technologies of training in educational institutions of higher education of FPS of Russia, cadets forming special competences is considered.

Ключевые слова: профессионально-ориентированные образовательные технологии, специальные компетенции, организационно-педагогические условия.

Key words: professional the focused educational technologies, special competences, organizational and pedagogical conditions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.