Научная статья на тему 'Становление и развитие системы подготовки сотрудников УИС(исторический аспект)'

Становление и развитие системы подготовки сотрудников УИС(исторический аспект) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЮРЬМА / PRISON / ТЮРЕМНАЯ СИСТЕМА / PRISON SYSTEM / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROFESSIONAL EDUCATION / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / EDUCATIONAL INSTITUTIONS / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / STAFF TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жирякова Евгения Анатольевна, Ощепкова Ольга Владимировна

В статье рассматриваются наиболее значимые периоды в истории развития профессионального образования сотрудников уголовно-исполнительной системы с начала ХІХ в. до настоящего времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жирякова Евгения Анатольевна, Ощепкова Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE PENITENTIARY SERVICEEMPLOYEES TRAINING SYSTEM

In this article the most significant periods in the history of the professional educationdevelopment for thepenitentiary system employees from the beginning of the XIX century up to the present day are examined.

Текст научной работы на тему «Становление и развитие системы подготовки сотрудников УИС(исторический аспект)»

УДК 93:343.8

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ УИС

(ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

© 2014 Е. А. Жирякова, О. В. Ощепкоиа

Аннотация. В статье рассматриваются наиболее значимые периоды в истории развития профессионального образования сотрудников уголовно-исполнительной системы с начала XIX в. до настоящего времени.

Ключевые слова: тюрьма, тюремная система, профессиональное образование, образовательные учреждения, подготовка кадров,

FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE PENITENTIARY SERVICEEMPLOYEES

TRAINING SYSTEM

© 2014 E. Zhiryakova, O. Oshchepkova

Summary. In this article the most significant pcriods in the history of the professional edu-cationdevelopment for thepenitentiary system employees from the beginning of the XIX century up to the present day are examined.

Keywords: a prison, prison system, professional éducation, educational institutions, staff training.

Сегодня ни y кого не вызывает сомнений тот факт, что сотрудник ФСИН России - это квалифицированный специалист, способный на высоком профессиональном уровне решать задачи, встающие перед учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы, обладающий рядом востребованных личностных качеств, отвечающих специфике службы в органах уголовно-исполнительной системы; это компетентный профессионал, отвечающий гуманистическим требованиям и велениям современного развитого правового общества, коррелируемого этапом его развития и политикой государства в сфере исполнения наказаний.

Однако так было не всегда. В дореволюционной тюремной системе, описанной H. М. Ядринцевым в книге «Русская община в тюрьме и ссылке» (1867), надзиратели и надсмотрщики характеризовались как «...грубые по натуре, любившие осуществлять приказания силою, эти смотрители внушали затаенную ненависть к себе и вызывали явную оппозицию. Вышедшие из писарей военных и гражданских, а нередко из солдат, они не вынесли ничего, кроме грубого эмпиризма, к какому способен неразвитый ум: невежественные, жестокие сердцем, как они могли влиять на арестантов?»1.

При этом кадровые проблемы тюремной системы возникли вовсе не в XIX в., что констатирует H. М, Ядринцев, а намного раньше, при Петре I, то есть в первой четверти XVIII в. Профессиональной подготовки тюремных и полицейских кадров в XVIII в. не проводилось, а перестройка государства на западноевропейский манер требовала новых форм и методов исполнения наказаний. Поэтому всем чиновникам было предписано читать и перечитывать законы и распоряжения не менее одного часа ежедневно.

Большое внимание уделялось нравственно-религиозному воспитанию тюремного персонала и полиции. К личностным качествам тюремного надзирателя предъявлялись следующие требования: беспорочность поведения, здравый рассудок в деле,

добрая воля к службе, точность в исполнении, беспрекословие при наложении взысканий, прилежание к должности, человеколюбие, честность и бескорыстие'.

Однако на практике было по-другому, В социальном плане профессия «тюремщик» в любой ее модификации в России не была престижной, и в уголовно-исполнительную систему люди шли работать в основном не из желания удовлетворить духовные потребности и раскрыть свои творческие способности, а в силу необходимости. Поэтому кадры этой системы комплектовались с большим трудом, обычно из числа лиц, которые в силу обстоятельств не могли приложить свои силы в другом месте. В результате такого положения в учреждениях тюремной системы часто работали люди, профессионально непригодные к этой специфической деятельности'1.

Становление системы профессионального образования начинается со времен правления императора Александра II (1855-1881 гг.). После отмены крепостного права проводимая им тюремная реформа стала одной из основных и имела важнейшее значение. До реформы в России отсутствовало централизованное управление местами заключения. 12 марта 1879 г. императором Александром II был подписан Указ о создании Главного тюремного управления в составе Министерства внутренних дел, послуживший образованию единой государственной тюремной системы в России,

Проводимая реформа способствовала выявлению серьезных проблем в тюремной системе, к которым следует отнести низкий образовательный уровень сотрудников тюремной системы ввиду отсутствия специальных образовательных учреждений, осуществляющих подготовку кадров для этой системы; отсутствие сильной правовой базы; слабое материальное обеспечение; дефицит тюремных помещений.

Учитывая сложившуюся ситуацию, по инициативе Московского дамского тюремного благотворительного комитета создается специализированное образовательное учреждение для подготовки тюремного персонала в России - общинная школа тюремных надзирательниц для подготовки младших тюремных чинов женского пола. Устав школы был утвержден 16 мая 1898 г, министром юстиции, а 31 июля 1898 г. начальником Главного тюремного управления была утверждена программа обучения.

Программа школы предусматривала двухэтапную систему обучения: первый этап - обучение в общине в течение одного года для лиц, не имеющих начального школьного образования; второй - испытание в тюрьме. Все ученицы школы должны были изучить инструкции Министерства юстиции для надзирателей и надзирательниц, освоить первоначальную медицинскую помощь. После окончания курса обучения ученицам, прошедшим его, решением комиссии, в составе которой были председательница Московского дамского благотворительного тюремного комитета, московский тюремный инспектор и попечительница, вручались диплом со званием тюремной надзирательницы и специальный знак.

Школа просуществовала 11 лет (с 1899 по 1910 гг.) и выпустила 58 надзирательниц, служивших в губернских тюрьмах, однако была закрыта в связи с отсутствием субсидирования.

В начале XX в. Главное тюремное управление продолжало испытывать потребность в квалифицированных кадрах. Инспектор и главный идеолог тюремного управления Н. Ф, Лучинский предложил организовать ряд учебных заведений для подготовки к службе младшего тюремного персонала. Так, в Санкт-Петербурге, при образцовой одиночной тюрьме (на Выборгской стороне) было предложено открыть тюремный лицей, «куда должны были бы приниматься молодые люди, окончившие курс средних учебных заведений, преимущественно военных, а равно и состоящие на действительной службе офицеры, и где они могли изучить как теоретически, так и практически тюремное дело, а вместе с тем и близко соприкасающиеся с ним другие отрасли знания, и основательно подготовиться к тюремной службе»4, В лицее предлагалось ввести преподавание специальных предметов, в основном юридических. Преподавание должно было включать два основных раздела: теоретический (энцик-

лопедия права, уголовное право, психология и психопатология, история уголовного наказания, история тюремных систем) и прикладной (отечественное судопроизводство, судопроизводство уголовное, действующее законодательство, современная тюремная практика). К сожалению, предложение Н. Ф. Лучинского о создании лицея не нашло поддержки у руководства, и все ограничилось созданием школы для обучения надзирателей.

Преподавательский состав школы старших тюремных надзирателей в основном состоял из сотрудников ГТУ, читавших лекции по истории и современному состоянию пенитенциарных учреждений в России и за рубежом, правам и обязанностям тюремного персонала, по тюремному хозяйству и строительству, по воспитательно-исправительным заведениям для несовершеннолетних.

Первый выпуск школы старших тюремных надзирателей состоялся 18 декабря 1913 г. в Санкт-Петербурге. Это событие имело большое значение, привлекло внимание правительства. В состав экзаменационной комиссии входили: председатель -санкт-петербургский губернский инспектор действительный статский советник С. П. Благовещенский; члены комиссии: начальник Главного тюремного управления действительный статский советник П. К. Грант; санкт-петербургский губернатор шталмейстер двора граф А. В. Адлерберг; инспектор Главного тюремного управления действительный статский советник Н. Ф. Лучинский,

Однако школа старших тюремных надзирателей не могла покрыть дефицит кадров для тюремной системы. Поэтому в связи насущной потребностью в квалифицированных кадрах Постановлением Временного правительства от 7 апреля 1917 г. утверждаются тюремные курсы по подготовке работников мест заключения новой формации, работающие под непосредственным руководством начальника ГТУ. Тюремные курсы были рассчитаны на получение дополнительной профессиональной подготовки работников тюремного ведомства в достаточно короткие сроки (1,5 мес.).

После Октябрьской революции в 1917 г. была объявлена амнистия политическим и частично уголовным заключенным. Созданное 1879 г. Главное тюремное управление было переименовано в Главное управление мест заключения (ГУМЗ). Руководителем этого учреждения был назначен профессор уголовного права Санкт-Петербургского университета А. А. Жижиленко, который сразу предпринял меры но реформированию тюремной системы, предложив изменить содержание понятия наказания путем замены его возмездного характера на исправительный5.

Руководство ГУМЗ было убеждено в том, что только новые кадры смогут решить новые задачи, а «имеющийся в настоящее время тюремный персонал, воспитанный в атмосфере бесправия и неуважения к человеческой личности и усвоивший навыки прежнего строя, должен быть признан в общем малопригодным для осуществления тех задач внутреннего тюремного переустройства, которые постоянно выдвигаются условиями обновления государственного строя и свободной общественной жизни»6.

Однако кадровый вопрос не был решен и в середине 20-х гг. прошлого века и представлял собой одну из сложнейших проблем в сфере управленческой деятельности Советского государства. Профессиональная компетентность сотрудников мест заключения по-прежнему оставалась на низком уровне, в связи с чем ГУМЗ РСФСР 6 января 1925 г. принимает решение об организации при ГУМЗ специальных трехмесячных курсов подготовки командного состава мест заключения по политико-образовательным и пенитенциарным вопросам, а также вопросам уголовного права. Указанное решение было закреплено в приказе ГУМЗ от 10 января 1925 г. № 109. Он обязывал всех начальников столичных исправительных учреждений и их помощников, а также заведующих рабочими и учебно-воспитательными частями посещать эти курсы.

Но этих мер было недостаточно. Действующая система краткосрочных курсов и школ начальствующего состава не могла удовлетворить потребности государства ни по численности обучаемых, ни по уровню их подготовки, В соответствии с постановлением Совнаркома РСФСР от 8 июня 1928 г. были организованы Высшие курсы по исправительно-трудовому делу НКВД, непосредственно подчинявшиеся деканату педагогического факультета второго Московского государственного университета. Сотрудники по исправительно-трудовому делу НКВД готовились на административном и педагогическом отделении педагогического факультета. Педагогическое отделение также готовило заведующих учебно-воспитательной частью исправительно-трудовых учреждений и их заместителей. На курсах устанавливался полуторагодичный срок обучения. В течение первого года слушатели изучали общие дисциплины, на втором — специальные. Слушатели административного отделения, в числе прочего, углубленно изучали особенности управления местами заключения и статистику.

1 октября 1930 г. в столице открывается Институт административного строительства с факультетами: административно-милицейским, научно-технической экспертизы и расследования, исправительно-трудовым. В последующем институт и высшие курсы были объединены в Центральную высшую школу для усовершенствования старшего начальствующего состава и переподготовки высшего начальствующего состава НКВД.

В 1943 г. с целью подготовки специалистов для исправительно-трудовых учреждений организуется ряд специальных ведомственных школ: Северодвинская, Ух-тоижемская, Магнитогорская, Свердловская, Куйбышевская, Владимирская.

К 1 июля 1944 г. посредством таких школ и курсов было подготовлено около 10 тыс. специалистов, в том числе 2 400 лиц старшего и среднего командного состава охраны, 3 200 - младшего начальствующего состава, 850 начальников лагерных подразделений и частей, 2 800 человек инспекторского состава. В качестве одной из форм обучения в те годы получают распространение учебно-инструктивные сборы в исправительно-трудовых лагерях, их управлениях и объединениях, а также в управлениях НКВД.

В послевоенные годы увеличивается число специальных школ МВД, задачей которых являлась переподготовка начальствующего состава непосредственно для уголовно-исправительной системы. Так, в сентябре 1954 г. создается Рязанская школа переподготовки начальствующего состава ГУЛАГ МВД СССР. На переподготовку направлялись работники исправительно-трудовых лагерей с 15-20-летним стажем практической работы, не имеющие должной теоретической подготовки. Было принято решение об организации трехлетнего обучения в Львовской и Ленинградской специальных школах МВД СССР (взамен двухлетнего) с условием приема практических работников, имеющих образование в объеме семи классов. В Вильнюсской специальной школе МВД СССР предполагалось готовить сотрудников оперативных подразделений и руководящего состава ИТУ, в Куйбышевской школе - начальников лагерных подразделений. За следующие два десятилетия был накоплен огромный практический опыт подготовки сотрудников для уголовно-исполнительной системы СССР.

Весьма значимым было создание Республиканского института повышения квалификации работников МВД СССР для обучения сотрудников МВД (в том числе и сотрудников уголовно-исполнительной системы) по 150 должностным категориям (постановление Совета Министров СССР от 6 июня 1967 г. № 515 и приказ МВД СССР от 28 ноября 1972 г. № 639).

Глобальные изменения, начавшиеся с середины 80-х гг. прошлого века в стране в целом и в системе образования в частности, вызвали также необходимость перестройки деятельности ведомственной подготовки специалистов для УИС. Основными документами, определяющими этот процесс, стали Комплексная программа перестройки системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в

МВД СССР (1987—1990 гг.) и Программа совершенствования подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для ИТУ в высших, специальных средних школах МВД СССР и учебных центрах МВД, УВД крайоблисполкомов (1988 г.). Опираясь на положения этих документов, в целях создания качественно нового уровня профессиональной подготовки работников ИТУ МВД СССР преподавательский состав ведомственных образовательных учреждений принимает активные меры по совершенствованию образовательного процесса.

В 1991 г, на Коллегии МВД РСФСР принимается Программа развития системы учебных заведений и совершенствования подготовки кадров для органов внутренних дел РСФСР. Она констатирует, что в России имеется достаточно разветвленная сеть ведомственных учебных заведений, которая нуждается в серьезном упорядочении. Коренного пересмотра в начале 90-х гг. прошлого века требовали, бесспорно, также содержание, формы и методы обучения. Указанный документ официально определял основные учебные заведения, ведущие подготовку специалистов для исправительно-трудовых учреждений: Рязанская и Уфимская высшие школы МВД, Ростовская, Барнаульская, Вологодская и Владимирская средние специальные школы МВД.

Реализация утвержденной в феврале 1993 г. Программы дальнейшего совершенствования профессиональной подготовки кадров на 1993-1997 гг. способствовала созданию единой системы профессиональной подготовки в МВД России, количественному росту образовательных заведений министерства, однако коренных изменений в системе подготовки кадров, особенно в содержательной части, пе произошло. Социальные и политические процессы, социально-психологические изменения, происходящие в период перестройки в России, потребовали новых подходов к организации специального образования в пенитенциарной системе и обучения специалистов. Президент России Б. Н. Ельцин в январе 1996 г. одобрил Концепцию реорганизации уголовно-исполнительной системы МВД России на период до 2005 г., где в числе приоритетных задач пенитенциарного ведомства значится установление высокого официального статуса и общественного престижа работника УИС. Разработчики данной Концепции, признавая, что «УИС испытывает острый дефицит квалифицированных сотрудников», особое внимание обращают па необходимость осуществления тщательного отбора сотрудников уголовно-исполнительной системы, учитывающего их личные качества и компетентность.

В конце 90-х гг. прошлого века состоялся переход уголовно-исполнительной системы из состава МВД России в ведение Министерства юстиции Российской Федерации. Данная передача была обусловлена рядом факторов: расширение полномочий органов управления УИС, ранее отнесенных к компетенции МВД; проведение работы по концентрации функций, необходимых для комплексного решения задач, связанных с исполнением уголовных наказаний; создание (путем передачи из МВД) собственных образовательных учреждений для подготовки специалистов для УИС. Необходимо отметить, что уголовно-исполнительная система России до этого никогда не имела собственных высших и средних учебных заведений.

Утвержденная распоряжением Правительства РФ от 14.10.2010 (ред. 31.05.2012) № 1772-р7 Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года определяет основные направления, формы и методы совершенствования деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, выполнение задач которой напрямую зависят от качества подготовки и профессионализма ее сотрудников. Кроме того, современные реалии требуют от сотрудника УИС быть высокоразвитой личностью, чтобы поднять престиж уголовно-исполнительной системы. Эти преобразования предопределяют необходимость поиска новых современных подходов к системе отбора и подготовки кадров для УИС на базе теперь уже собственных ведомственных образовательных учреждений. Реализа-

ция этой цели — основа дальнейших исследований в сфере подготовки кадров для пенитенциарной системы России.

1 Ядринцев Н, М, Русская община в тюрьме и ссылке / Н. М. Ядринцсв. - СПб., 1872. - С. 703, ~ Ковтуненко Л. В. Педагогические условия профессионально-педагогического становления сотрудников службы исполнения наказаний в ведомственном образовательном учреждении: автореф. дис. ... канд. пед. наук. -Воронеж, 2006,

3 Детков М. Г. Научное и организационно-правовое обеспечение исполнения уголовных наказаний в виде лишения свободы в Российском государстве: исторический аспект и современность: монография / М. Г. Детков. - М,, 1998. - С. 294.

4 Варушкин А. Основные этапы развития профессионального образования сотрудников уголовно-исполнительной системы России // Ведомости УИС. - № 4. - 2010. - С. 18-19,

5 Лучииский Н, Ф, Основы тюремного дела // Тюремный вестник, - СПб., 1904, - С, 19-21.

Варушкин А. Основные этапы развития профессионального образования сотрудников уголовно-исполнительной системы России // Ведомости УИС. - № 4. - 2010. - С. 20-22.

' Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 14.10.2010 (ред. 31.05.2012) № 1772-р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.