Научная статья на тему 'Основные этапы развития профессионального образования сотрудников уголовноисполнительной системы России'

Основные этапы развития профессионального образования сотрудников уголовноисполнительной системы России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
135
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные этапы развития профессионального образования сотрудников уголовноисполнительной системы России»

ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

института ФСИН России. Рабочую группу возглавляет заместитель директора Федеральной службы исполнения наказаний Смирнов Александр Александрович. Основными задачами рабочей группы являются: взаимодействие ФСИН России с Управлением статистики населения и Центром переписи населения Росстата, подготовка необходимых информационных и методических материалов, а также материалов для заседаний Комиссии Правительства Российской Федерации по проведению Всероссийской переписи населения.

В настоящее время рабочей группой ФСИН России подготовлен план-график мероприятий по проведению всероссийской переписи спецконтингента, определены категории спецконтингента, подлежащие переписи, подготовлен проект Инструкции по проведению переписи в УИС. В территориальные органы ФСИН России направлены телеграммы о создании рабочих групп для проведения переписи.

Данные Всероссийской переписи населения планируется использовать для повышения эффективности деятельности органов государственной власти, разработки прогнозов и программ социально-экономического развития Российской Федерации и информационного обеспечения общества. Результаты переписи спецконтингента будут использованы для совершенствования деятельности учреждений и органов УИС в условиях дальнейшего ее реформирования. Кроме того, в целом данные предстоящей Всероссийской переписи населения 2010 года войдут составной частью в итоги мировой переписи населения, проводимой по Всемирной программе переписей населения и жилищного фонда.

Материал подготовил начальник лаборатории НИИ ФСИН России полковник внутренней службы С. А. Бажанов

1 См.: ФЗ РФ от 25.01. 2002 № 8-ФЗ «О Всероссийской переписи населения» (с изменениями), распоряжения Правительства Российской Федерации от 11.01.2006 № 7-р и постановление Правительства Российской Федерации от 23.12.2009 № 1074 «Об организации Всероссийской переписи населения».

Система профессионального образования пенитенциарного персонала в России берет свое начало еще со времен правления императора Александра II. В те годы тюремная система испытывала серьезные трудности с комплектованием кадров, и связано это было не только с низкой престижностью службы и отсутствием в связи с этим должного денежного содержания, но и с недостатком квалифицированных служащих всех звеньев тюремной кадровой иерархии.

Одной из основных причин, влияющих на кадровую политику и профессиональную подготовку кадров для пенитенциарного ведомства, рассматривалось отсутствие надлежащей и четкой регламентации профессиональной деятельности, а также отсутствие в центральном аппарате специального подразделения, осуществляющего и курирующего систему отбора и подготовки собственных кадров.

Первым инициатором в решении этой проблемы выступил Московский дамский тюремный благотворительный комитет, предпринявший в 1897 году попытку учредить специальное учебное заведение для подготовки тюремного персонала в России - общинную школу тюремных надзирательниц. Членами данной общественной организации был даже выработан проект Устава этой специальной школы для профессиональной подготовки именно младших тюремных чинов (причем, как видно из предложенного комитетом названия, женского пола).

Предполагалось, что поступающие будут проходить профессиональную подготовку и профессиональный отбор в два периода: обучение в общине и испытание в тюрьме. Первый период планировалось проводить в течение одного года. Кто не обучался в начальной школе, должны были освоить ее программу. Кроме этого, всем сестрам (так должны были называться ученицы школы) необходимо было изучить инструкции Министерства юстиции для надзирателей и надзирательниц и первоначальные медицинские сведения. Прошедшие курс обучения по решению комиссии в составе председательницы Московского дамского благотворительного тюремного комитета, Московского тюремного инспектора и попечительницы получали диплом со званием тюремной надзирательницы и специально установленный знак1.

Полковник внутренней службы А. ВАРУШКИН, заместитель начальника Санкт-Петербургского ИПКР ФСИН России, кандидат юридических наук

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

О внимании российского правительства к подготовке профессионалов тюремного дела говорит тот факт, что инициатива Московского дамского благотворительного тюремного комитета была поддержана, но вместо предполагаемой общины мнение его склонилось в сторону учреждения казенной школы тюремных надзирательниц, которая, впрочем, должна была функционировать на основаниях, заложенных в проекте Устава общинной школы.

16 мая 1898 года Министр юстиции утвердил Устав школы, а 31 июля того же года начальник Главного тюремного управления - программу обучения, включавшую в себя изучение Закона Божьего, русского языка, географии России, истории Отечества, законоведения, тюрьмоведения, математики, а также медицинский уход за больными и рукоделье. Желающие обучаться принимались без вступительных экзаменов, но должны были уметь читать и писать.

Открытие школы тюремных надзирательниц состоялось в марте 1899 года в Москве в присутствии сестры императрицы - великой княгини Елизаветы Федоровны. Первый набор состоял из шести учениц2.

Школа просуществовала 11 лет, с 1899 по 1910 годы, выпустила 58 надзирательниц, которые служили в различных губернских тюрьмах, и была закрыта в связи с прекращением субсидирования. Бессменной попечительницей школы состояла княгиня З. Н. Юсупова, оказывавшая школе и ученицам постоянную личную материальную помощь3.

В начале XX века Главным тюремным управлением высказывалась мысль о создании образовательного заведения для тюремного персонала. В 1904 году инспектор Главного тюремного управления Н. Ф. Лучинский выступил инициатором создания в Санкт-Петербурге двухлетнего тюремного лицея закрытого типа при образцовой одиночной тюрьме (на Выборгской стороне), куда принимались бы молодые люди, окончившие средние учебные заведения, преимущественно военные, а также состоящие на службе офицеры. Целью лицея ставилась основательная подготовка будущих тюремных деятелей к тюремной службе. Ключевой идеей выдвигалось их ознакомление с областью научных понятий о преступлении и наказании, с историческими и настоящими системами уголовного наказания, а также обучение слушателей искусству управления тюрьмой.

Предполагаемая численность выпускников ежегодно составляла 50 человек, «что было бы вполне достаточно для нужд тюремного дела»4.

В развитие своих начинаний Главное тюремное управление в 1909 году разработало проекты законодательных актов об учреждении в Санкт-Петербурге высших тюремных курсов и школы старших тюремных надзирателей, а в Москве - школы тюремных надзирательниц.

Первостепенное значение в данном образовательном проекте отводилось высшим тюремным курсам, при которых планировалось устройство особого музея и библиотеки. Предполагалось, что курсы будут посещать не только тюремные служащие, но и все желающие должным образом подготовиться к тюремной службе, окончившие высшие или средние учебные заведения, юристы и военные.

Самое активное участие в создании высших тюремных курсов

принимали представители отечественной науки, в частности, профессор Петербургского императорского университета А. А. Жижиленко, впоследствии один из основоположников пенитенциарного права России.

Ученый высказал свои предложения по организации учебного процесса и изучению различных предметов на курсах тюрьмоведения. А. А. Жижиленко считал, что занятия необходимо было проводить не менее двух раз в день в течение года; учебное время следует разбить на два семестра - осенний и весенний, при этом набор слушателей должен составлять не менее 60 человек.

Признавалось целесообразным проведение лекций и собеседований по отдельным отраслям тюремного управления и хозяйства, по антропометрии и дактилоскопии, общим вопросам пенитенциарной науки с приглашением лиц, не состоящих преподавателями курсов, т. е. практических работников. Практическая подготовка предполагалась при тюрьме. По окончании курсов каждый слушатель обязан был представить краткий обзор полученных знаний.

Однако руководство Главного тюремного управления шло в своих планах гораздо дальше, чем только лишь курсовая подготовка квалифицированного персонала для нужд ведомства. Обозначенные курсы рассматривались как первоначальная ступень (в современном понимании - опытно-педагогическая площадка) для создания в будущем высшего пенитенциарного учебного заведения.

Тюремные курсы были рассчитаны на то, чтобы в возможно короткие сроки (определяемые сроком до 1,5 месяцев) осуществить дополнительную профессиональную подготовку работников тюремного ведомства.

Число слушателей определялось начальником Главного тюремного управления ежегодно. Из общего числа обучаемых можно выделить две группы: лица, уже занимающие штатные должности, и лица, желающие впервые поступить на службу в тюремное ведомство. Для первых - курсы были возможностью повысить свою квалификацию, а вторые посредством курсов получали первоначальную пенитенциарную подготовку. При этом преимуществом зачисления на курсы пользовались лица, имеющие высшее юридическое образование или состоящие на действительной военной службе в офицерском чине. За слушателями, состоящими на службе, сохранялось денежное до-

вольствие по месту службы, а успешно закончившие обучение имели преимущество при продвижении по служебной лестнице.

Первые занятия на высших тюремных курсах в Санкт-Петербурге начались 1 марта 1912 года и продолжались до 10 июля 1912 года.

Среди преподавателей преобладали сотрудники Главного тюремного управления, которые свои лекции посвящали вопросам истории и современного состояния пенитенциарных учреждений в России и за рубежом, рассмотрению проекта общей тюремной инструкции, правам и обязанностям тюремного персонала, тюремному хозяйству и строительству, воспитательно-исправительным заведениям для несовершеннолетних, тюремной гигиене5.

Санкт-Петербургская школа для подготовки кандидатов на должности старших тюремных надзирателей состояла при Санкт-Петербургских местах заключения. Непосредственное руководство данной школой осуществлял начальник, назначаемый руководителем Главного тюремного управления. Именно он лично устанавливал внутренний распорядок школы, издавая соответствующие правила, определял учебную программу, а также назначал преподавателей.

Курс обучения был рассчитан на четыре месяца по два набора в год: с 15 января по 15 августа и с 15 августа по 15 декабря. В школу принимались исключительно младшие тюремные надзиратели, которые прослужили в тюрьме не менее двух лет. Направляемые в школу лица получали пособие на проезд и суточные на время в пути. В период обучения за слушателями сохранялось их служебное денежное содержание, и сверх того они обеспечивались продуктами и квартирой. После окончания выпускники школы пользовались преимуществом при замещении вакантных должностей старших надзирателей.

Первый выпуск школы старших тюремных надзирателей состоялся 18 декабря 1913 года в Санкт-Петербурге. Данному событию уделялось достаточно большое внимание со стороны правительства, о чем свидетельствует состав экзаменационной комиссии. В качестве Председателя - Санкт-Петербургский губернский инспектор, действительный статский советник С. П. Благовещенский; члены комиссии: начальник Главного тюремного управления, действительный статский советник П. К. Гран; Санкт-Петербургский губернатор, шталмей-

стер двора граф А. В. Адлерберг; инспектор Главного тюремного управления действительный статский советник Н. Ф. Лучинский.

Школа тюремных надзирательниц в Москве состояла при Московской женской тюрьме. Поэтому должность начальника школы отсутствовала, и непосредственное руководство данным учебным заведением осуществлял начальник тюрьмы и его помощница.

Курс обучения в школе был рассчитан на шесть месяцев - с 1 сентября по 1 марта. Число учащихся составляло 25 человек. Были установлены требования, предъявляемые к абитуриентам. Ими могли быть лица женского пола в возрасте не моложе 21 года, пригодные по состоянию здоровья к службе в тюремной страже, окончившие как минимум низшее учебное заведение или выдержавшие соответствующее испытание при приеме в школу.

Обучение было бесплатным, и все ученицы получали пособие (практически аналог современной стипендии, получаемой студентами или курсантами) в размере 50 копеек в сутки. Выпускницы пользовались преимуществами при зачислении на вакантные должности по тюремному ведомству.

В числе преподавательского состава имелись как теоретики, так и практики тюремной деятельности. Так, например, курс теоретического тюрьмоведения преподавал известнейший ученый, один из основателей российского пенитенциарного права, профессор юридического факультета Московского университета С. В. Познышев.

Надзирательницы первого выпуска оказались так хорошо подготовленными к несению службы, «что фактически заняли положение не простых только надзирательниц, а помощниц начальника тюрьмы»6.

Российское правительство, прекрасно осознавая необходимость специальной ведомственной подготовки кадрового состава, прилагало к этому немало усилий, начиная создавать школы и курсы для кадровых служащих пенитенциарных учреждений, а также для всех желающих посвятить себя тюремному делу.

Именно в описываемые годы были созданы качественные предпосылки для последующей подготовки квалифицированных работников для пенитенциарной системы, а опыт тюремных курсов царской России был не только не забыт, но и успешно использован в дальнейшем, в частности, при профессиональной подготовке

тюремных служащих в период между двух революций в феврале-октябре 1917 года.

Намерения Временного правительства обеспечить преемственность старых и новых структур исполнения уголовного наказания, эволюционный путь развития тюремной системы привели к конкретным шагам в вопросах подготовки новых тюремных специалистов.

В этой связи в журнале «Вестник пенитенциарных знаний» публикуется материал, где проводится мысль о необходимости в тюремной сфере «подготовить новых деятелей, снабдив их специальными знаниями»7.

Руководство тюремного ведомства продолжает осуществлять, насколько это было возможно в то время, планомерную политику, сконцентрированную на повышении профессионального образовательного уровня сотрудников пенитенциарной системы, способных решать новые задачи в рамках осуществления тюремной реформы. «Имеющийся в настоящее время тюремный персонал, - говорилось в приказе по Главному тюремному управлению от 17 марта 1917 г. № 2, -воспитанный в атмосфере бесправия и неуважения к человеческой личности и усвоивший навыки прежнего строя, должен быть признан в общем малопригодным для осуществления тех задач внутреннего тюремного переустройства, которые постоянно выдвигаются условиями обновления государственного строя и свободной общественной жизни»8.

В числе приоритетных задач приказом были определены:

подбор на управленческие должности лиц, имеющих специальное профессиональное образование;

учреждение с данной целью курсов профессиональной пенитенциарной подготовки;

безусловное (в перспективе) предварительное профессиональное обучение всех работников мест заключения на курсах теоретической подготовки.

Начало ведомственного дополнительного профессионального пенитенциарного образования в постсамодержавной России ознаменовалось открытием 1 мая 1917 года пенитенциарных курсов. Они начали функционировать в соответствии с постановлением Временного правительства от 7 апреля 1917 г. и являли собой один из первых шагов совместной работы практиков и теоретиков тюремного дела.

Непосредственное руководство деятельностью курсов возлагалось на начальника Главного

ш 1=1

£ и

Пэ]

тюремного управления, он же лично устанавливал лимит наполняемости курсов слушателями. Финансировались курсы за казенный счет, являясь тем самым первым государственным учебным заведением зарождающейся новой российской пенитенциарной системы.

Слушатели за время обучения (а занятия на курсах проводились в течение трех месяцев) сочетали получение теоретических знаний с обязательными практическими занятиями и написанием рефератов, а по специальному распоряжению начальника Главного управления мест заключения могли быть откомандированы в конкретные тюремные учреждения для практического изучения условий предстоящей службы, а также в целях усиления тюремной администрации.

Успешно закончившим обучение выдавались свидетельства и предоставлялось преимущественное право на занятие должностей в тюремной администрации.

Вполне естественно, что во время Гражданской войны и последующие несколько лет, по объективным причинам, вопросам профессиональной подготовки пенитенциарных работников уделялось недостаточно внимания, однако все же шли интенсивные поиски форм подготовки нового тюремного руководящего персонала на различного рода краткосрочных курсах: от недельных до одиннадцатимесячных, от региональных до межрегиональных.

Уже в 1918-1919 годы организовывались первые краткосрочные пенитенциарные курсы в Москве и некоторых губерниях. Так, в марте 1919 года в Москве были открыты подготовительные курсы младших начальников (инструкторов) конвойной стражи. Эти столичные пенитенциарные курсы в 1926 году были реорганизованы в курсы по подготовке командного состава мест заключения, положив тем самым начало практической подготовке пенитенциарных сотрудников в советское время.

Таким образом, в начале и середине 20-х годов прошлого века одной из наиболее сложных проблем в сфере управленческой деятельности государства по-прежнему являлась проблема профессиональной компетентности сотрудников мест заключения. На их низкий профессиональный уровень обращалось внимание в решении коллегии НКВД от 16 декабря 1924 года. Главному управлению мест заключения предлагалось безотлагательно приступить к разработке мер по закреплению

работников на службе в местах заключения, организации их обучения, повышению их профессионального уровня.

Выход виделся в организации для сотрудников курсов по повышению уровня знаний теории и практики исправительно-трудового дела, а также вопросов общеполитического характера. Поэтому на совещании работников ГУМЗ РСФСР 6 января 1925 года было принято решение об организации при Главном управлении местами заключения специальных занятий (трехмесячных курсов подготовки командного состава мест заключения) по политико-образовательным и пенитенциарным вопросам, а также вопросам уголовного права. Указанное решение было закреплено в приказе Главного управления мест заключения от 10 января 1925 г. № 109. Он обязывал всех начальников столичных исправительных учреждений и их помощников, а также заведующих рабочими и учебно-воспитательными частями посещать занятия.

Помимо курсов подготовки командного состава, открытых в Москве и в Ленинграде, организовывается подготовка сотрудников мест заключения в образовательных учреждениях рабоче-крестьянской Красной армии и при специальных милицейских школах.

Считается, что эта инициатива зародилась в 1925 году в Хабаровске, где в такой школе пенитенциарные работники были приняты на младшее и старшее отделения. На последнем была сформирована группа по подготовке работников мест заключения с полугодичным сроком обучения по специальной программе, где теоретическая подготовка сочеталась с прохождением практики в краевом изоляторе специального назначения.

Данный опыт интересен тем, что достаточно четко проводилась линия на разграничение общей подготовки и специализации в конкретной должности. Кроме того, был сделан еще один важный шаг: при распределении выпускников решающим было мнение педагогического совета школы - с учетом отношения курсантов к учебе и личностных качеств он определял конкретную руководящую должность на будущем месте работы.

Несомненно, это было прогрессивное решение проблемы подготовки сотрудников пенитенциарной системы. Приобретенный опыт помог открыть в 1927 году отделения по подготовке работников мест заключения при шко-

лах милиции в городах Ленинграде, Саратове, Свердловске, Воронеже, Новосибирске, Омске.

Однако становилось понятным, что действующая система краткосрочных курсов и школ начальствующего состава не может удовлетворить потребности государства ни по численности обучаемых, ни по уровню их подготовки.

Решение было найдено вторым Всероссийским съездом административных работников, состоявшемся в 1928 году, где среди прочих поднимался вопрос о сотрудниках мест заключения и проблемах их профессиональной подготовки. В частности, съездом была принята следующая резолюция: «Констатируя тяжелые условия службы работников мест заключения и считая, что материальное их положение отстает от работников милиции, что ведет к крайней текучести личного состава и низкому квалифицированному уровню, съезд считает безусловно необходимым принять все необходимые меры к повышению их зарплаты с введением прогрессивных надбавок, к улучшению квартирных условий и быта вообще, а также повышению их квалификации путем организации временных и постоянных курсов»10.

Объединенные усилия практиков и ученых привели к созданию первого стационарного учебного заведения для подготовки кадров мест заключения, о целесообразности создания которых говорилось на протяжении 20-х годов прошлого века.

Таким учебным заведением можно по праву считать организованные в соответствии с постановлением Совнаркома РСФСР от 8 июня 1928 года Высшие курсы по исправительно-трудовому делу НКВД, непосредственно подчинявшиеся деканату педагогического факультета второго Московского государственного университета.

Административное отделение осуществляло подготовку высшего командного состава: помощников начальников административных отделов по местам заключения, начальников мест заключения и их помощников по административной работе и хозяйственной части.

Педагогическое же отделение готовило заведующих учебно-воспитательной частью пенитенциарных учреждений и их заместителей. На курсах устанавливался полуторагодичный срок обучения. В течение первого года слушатели изучали общие дисциплины, на втором -

специальные. Слушатели административного отделения, в числе прочего, углубленно изучали особенности управления местами заключения и пенитенциарную статистику.

Спустя год, в 1929 году, организацию подготовки и переподготовки работников высшей квалификации для органов НКВД, в том числе для пенитенциарной системы, Совет народных комиссаров РСФСР возложил на НКВД РСФСР. Вследствие этого административное и педагогическое отделения Высших курсов были реорганизованы в Объединенные курсы усовершенствования работников старшего начальствующего состава милиции и исправительно-трудовых учреждений.

1 октября 1930 года в столице открывается Институт административного строительства с факультетами: административно-милицейским, научно-технической экспертизы и расследования, исправительно-трудовым. В последующем Институт и Высшие курсы объединены в Центральную высшую школу для усовершенствования старшего начсостава и переподготовки высшего начсостава НКВД, где функционировали два факультета: по подготовке работников милиции и по подготовке пенитенциарных работников.

Начало следующего десятилетия было ознаменовано двумя событиями, оказавшими немалое влияние на дальнейшее развитие системы профессионального пенитенциарного образования в России.

Во-первых, это постановление Всероссийского центрального исполнительного комитета РСФСР от 20 апреля 1931 года «О мероприятиях по подготовке и переподготовке кадров работников советского строительства», предусматривающее организацию в системе Наркомата юстиции РСФСР сети юридических учебных заведений. В числе обучающихся там студентов и слушателей (как правило, это работники прокуратуры и суда) около 10% составляли слушатели шестимесячных курсов по переподготовке работников исправительно-трудовых учреждений, осуществляющие обучение без отрыва от производства.

Во-вторых, утверждение 10 сентября 1931 года нового Устава службы в исправительно-трудовых учреждениях РСФСР. Согласно штатному расписанию тех лет только руководящий состав замещался кадровыми сотрудниками мест заключения. На эти должности, как правило, назначались выпускники

ш 1=1

£ и

специальных школ НКВД страны, в том числе выпускники Центральной школы ГУЛАГ. На остальных - хозяйственных, инженерных и технических должностях - могли использоваться заключенные, часть из которых проходила подготовку на специальных курсах, организованных для осужденных.

Великая Отечественная война внесла свои коррективы в еще не окрепшую систему профессиональной подготовки пенитенциарных работников. Уже в первые дни войны в Красную армию было мобилизовано более 70% рядового и командного состава военизированной охраны.

Следовало прежде всего заняться воспитанием и обучением кадров, что стало возможно только с улучшением общей обстановки на фронтах. В 1943 году с целью подготовки специалистов для пенитенциарных учреждений организуется ряд специальных ведомственных школ: Северодвинская, Ухтоижемская, Магнитогорская, Свердловская,

Куйбышевская, Владимирская.

В короткое время были организованы школы и курсы по подготовке командного состава охраны и руководящего состава исправительно-трудовых учреждений. К 1 июля 1944 года посредством таких школ и курсов было подготовлено около 10 тыс. специалистов, в том числе 2 400 лиц старшего и среднего командного состава охраны, 3 200 - младшего начальствующего состава, 850 начальников лагерных подразделений и частей, 2 800 человек инспекторского состава.

В качестве одной из форм обучения в те годы получают распространение учебно-инструктивные сборы в исправительно-трудовых лагерях, их управлениях и объединениях, а также в управлениях НКВД, на которых изучались директивные указания и приказы, проходил обмен опытом работы среди начальников лагерных подразделений и их заместителей, начальников надзиратель-ной службы. Сборы завершались проведением совещаний по актуальным проблемам пенитенциарной системы.

Наряду с обучением в специальных школах и на курсах в годы войны и в конце 40-х годов прошлого века широко применялась индивидуальная подготовка сотрудников ИТУ непосредственно в практических органах, когда в качестве наставников к молодым работникам прикреплялись более опытные.

Окончание Великой Отечественной войны и переход к мирному строительству потребовал перестройки деятельности всей жизни государства, его пенитенциарной системы и системы профессионального образования сотрудников пенитенциарного ведомства страны.

Решая задачи укрепления состава сотрудников пенитенциарных учреждений, МВД СССР в июле 1951 года утвердило план подготовки и переподготовки офицерских кадров. В соответствии с этим документом в ближайшие два года на базе ведомственных специальных образовательных учреждений МВД предстояло обучить около шести с половиной тысяч пенитенциарных работников, из них 600 начальников лагерных подразделений и их заместителей и 150 дежурных помощников начальников тюрем. Приоритет в переподготовке руководящего состава исправительно-трудовых лагерей возлагался на Высшую школу МВД СССР.

Несмотря на относительный прогресс в деле подготовки специалистов для пенитенциарных учреждений, 12 марта 1954 года выходит постановление ЦК КПСС, требующее признать воспитательную работу МВД в исправительно-трудовых лагерях неудовлетворительной. Среди основных причин называется тот факт, что в исправительно-трудовых учреждениях огромная масса практических работников просто не имеет никакого специального образования. Система нуждается в квалифицированных специалистах, которым действительно под силу оздоровить обстановку в исправительно-трудовых лагерях и наладить воспитательную работу с осужденными.

Существующий порядок подготовки специалистов для пенитенциарной системы уже не удовлетворял запросам государства, сотрудники ИТУ не могли перестроиться к работе в новых условиях, ибо не были подготовлены ни профессионально, ни психологически. В этой связи в июне 1954 года выходит постановление Политбюро ЦК КПСС и Совета Министров СССР об организации подготовки и переподготовки начальствующего состава исправительно-трудовых лагерей и органов внутренних дел. Увеличивается число специальных школ МВД, задачей которых являлась переподготовка начальствующего состава непосредственно для пенитенциарной системы.

В сентябре 1954 года создается Рязанская школа переподготовки начальствующего состава ГУЛАГ МВД СССР.

Первоначально для получения специального образования в школе были организованы кратковременные курсы: сначала трехмесячные, шестимесячные, затем одиннадцатимесячные.

На переподготовку направлялись работники исправительно-трудовых лагерей с 15-20-летним стажем практической работы за плечами, не имеющие должной теоретической подготовки. Именно нехватка теоретических знаний у начальствующего состава ИТУ явилась первопричиной создания учебных заведений для переподготовки.

Руководство школы пришло к единственно верному в сложившейся ситуации решению: немедленно начать прохождение стажировок преподавателями специальных дисциплин непосредственно в исправительно-трудовых лагерях, что принесло непосредственную пользу в решении такой существенной проблемы, как организация учебного процесса по предметам, ранее не изучавшимся в Рязанской школе милиции МВД СССР.

В эти же годы в связи с расширением существующих и ростом числа новых колоний возникает потребность не просто в кадрах, а в профессионалах высокого уровня. В этой связи в апреле 1957 года на Коллегии МВД СССР обсуждается вопрос об улучшении подготовки и переподготовки кадров для исправительно-трудовых колоний и лагерей МВД СССР.

Коллегия приняла решение об организации трехлетнего обучения в Львовской и Ленинградской специальных школах МВД СССР взамен двухлетнего с условием приема практических работников, имеющих образование в объеме семи классов. В Вильнюсской специальной школе МВД СССР предполагалось готовить сотрудников оперативных подразделений и руководящего состава ИТУ, в Куйбышевской школе - начальников лагерных подразделений.

За следующие два десятилетия был накоплен огромный практический опыт подготовки сотрудников для пенитенциарной системы СССР, оказавшийся весьма полезным в 80-х годах прошлого столетия. К примеру, в течение 1980-1985 годов на базе учебных заведений прошли первоначальную профессиональную подготовку 2 890 начальников отрядов и 1 853 инженера по организации труда осужденных в отряде. За этот же период окончили курсы повышения квалификации 1 425 на-

чальников отрядов и 1508 инженеров по организации труда11.

Из особенностей развития системы дополнительного образования в пенитенциарном ведомстве России безусловным знаковым моментом является создание Республиканского института повышения квалификации работников МВД СССР для обучения сотрудников МВД (в том числе и сотрудников уголовно-исполнительной системы) по 150 должностным категориям (постановление Совета Министров СССР от 6 июня 1967 г. № 515 и приказ МВД СССР от 28 ноября 1972 г. № 639).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Глобальные изменения, начавшиеся с середины 80-х годов прошлого века в стране в целом и в системе образования в частности, вызвали также необходимость перестройки деятельности ведомственной подготовки специалистов для УИС.

Основными документами, определяющими этот процесс, стали «Комплексная программа перестройки системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в МВД СССР» (1987-1990 гг.) и «Программа совершенствования подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для ИТУ в высших, специальных средних школах МВД СССР и учебных центрах МВД, УВД крайобли-сполкомов» (1988 г.).

Опираясь на положения этих документов, в целях создания качественно нового уровня профессиональной подготовки работников ИТУ МВД СССР, преподавательский состав ведомственных образовательных учреждений принимает активные меры по совершенствованию образовательного процесса.

К чтению лекций приглашаются ученые и практики, имеющие большой опыт работы в пенитенциарной системе. Преподаватели стали шире применять активные формы ведения занятий: дискуссии, круглые столы, проблемные семинары, деловые игры и т. д.

В то же время на Всесоюзный институт повышения квалификации руководящих работников исправительно-трудовых учреждений МВД СССР (ранее называвшийся и Высшие курсы повышения квалификации, и Республиканский институт повышения квалификации работников МВД СССР) возлагается миссия по переподготовке и повышению квалификации руководителей учреждений УИС, а также функции учебно-методического руководства системой повышения квалифи-

ш 1=1

£ и

кации; вводится конкурсное замещение должностей профессорско-преподавательского состава и их стажировка на руководящих должностях в пенитенциарных учреждениях.

В 1991 году на Коллегии МВД РСФСР принимается «Программа развития системы учебных заведений и совершенствования подготовки кадров для органов внутренних дел РСФСР». Она констатирует, что в России имеется достаточно разветвленная сеть ведомственных учебных заведений, которая нуждается в серьезном упорядочении. Коренного пересмотра в начале 90-х годов прошлого века требовали, бесспорно, также содержание и методика обучения.

Указанный документ официально определял основные учебные заведения, ведущие подготовку специалистов для исправительно-трудовых учреждений: Рязанская и Уфимская высшие школы МВД, Ростовская, Барнаульская, Вологодская и Владимирская средние специальные школы МВД.

Учитывая данное обстоятельство, в марте 1995 года принимается важный документ, во многом предопределивший дополнительное образование в УИС до момента ее передачи из МВД в Минюст России.

В нем, в частности, указывалось, что реализация утвержденной в феврале 1993 года «Программы дальнейшего совершенствования профессиональной подготовки кадров на 1993-1997 годы» способствовала созданию единой системы профессиональной подготовки в МВД России, количественному росту образовательных заведений министерства, однако коренных изменений в системе подготовки кадров, особенно в содержательной части, не произошло.

Социальные и политические процессы, социально-психологические изменения, происходящие в последние десятилетия в России, потребовали новых подходов к организации специального образования в пенитенциарной системе и обучения специалистов.

В январе 1996 года Президент России Б.Н. Ельцин одобряет Концепцию реорганизации уголовно-исполнительной системы МВД России на период до 2005 года, где в числе приоритетных задач пенитенциарного ведомства значится такая, как установление высокого официального статуса и общественного престижа работника УИС. Разработчики данной Концепции, признавая, что «УИС испытывает острый дефицит квалифицированных сотруд-

ников»12, особое внимание обращают на необходимость осуществления тщательного отбора сотрудников уголовно-исполнительной системы, учитывающего их личные качества и компетентность.

В конце 90-х годов прошлого века состоялся переход уголовно-исполнительной системы из состава МВД России в ведение Министерства юстиции Российской Федерации. Данная передача была обусловлена рядом факторов, например, таких как: расширение полномочий органов управления УИС, ранее отнесенных к компетенции МВД; проведение работы по концентрации функций, необходимых для комплексного решения задач, связанных с исполнением уголовных наказаний; создание (путем передачи из МВД) собственных образовательных учреждений для подготовки специалистов для УИС.

Преобразования пенитенциарной системы России вновь предопределили необходимость поиска новых современных подходов к системе отбора и подготовки кадров для УИС на базе теперь уже собственных образовательных учреждений.

1 июля 1999 года в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.03.1999 № 343 «О передаче ряда образовательных учреждений Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации» и совместным приказом МВД России и Минюста России от 07.05.1999 № 156/341 состоялась передача некоторых учебных заведений из ведения МВД России в ведение Минюста России для обеспечения деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы. Особо стоит отметить, что пенитенциарная система России до этого никогда не имела собственных высших и средних учебных заведений.

Совершенствование и реформирование деятельности образовательных учреждений российской уголовно-исполнительной системы и сегодня требуют своего дальнейшего развития. Об этом говорит и Концепция федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы (2007-2016 годы)», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 07.06.2006 № 839-р, и Концепция развития кадрового обеспечения ФСИН России на период до 2011 года, утвержденная директором ФСИН России 14.09.2007.

Содержанием обеих Концепций определены основные направления совершенствования

деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а эффективная реализация поставленных задач в решающей мере зависит от комплектования российской пенитенциарной системы профессионально подготовленными, образованными, культурными, психологически устойчивыми сотрудниками.

Профессиональное образование специалистов для УИС также в значительной мере обусловлено изменившимися потребностями общества и государства: иметь не только квалифицированного работника и патриота-гражданина, но и высокоразвитую личность. Таким образом, тенденция перехода от идеологизации социального портрета сотрудника уголовно-исполнительной системы в процессе образования к его социализации исторически закономерна и сформирована требованиями современного российского общества, его социальным заказом на сотрудника пенитенциарной системы - профессионала.

Анализ профессиональной подготовки кадрового состава для уголовно-исполнительной системы в специальном учебном заведении, изменений специфики их трудовой деятельности показывает, что сложилась позитивная тенденция на актуализацию в деятельности сотрудников пенитенциарных учреждений общеюридических и психолого-педагогических знаний. Это обусловливается тем, что специфика их работы направлена на улучшение состояния правопорядка, профилактику и раскрытие преступлений и требует формирования у специалистов, работающих в исправительных учреждениях, особых профессиональных качеств, развитие и проявление которых возрастало бы сообразно требованиям современности. Закономерно встает вопрос о подготовке специалистов для УИС на основе новых государственных стандартов и реалий сегодняшнего дня.

Сейчас принимаются активные меры по сохранению профессионального ядра сотрудников, действует многоуровневая система профессиональной подготовки кадров для уголовно-исполнительной системы, включающая в себя восемь образовательных учреждений высшего профессионального образования с семью филиалами, Санкт-Петербургский институт повышения квалификации работников ФСИН России, 52 учебных центра и 23 учебных пункта. В них обучается 16,5 тысяч курсантов и слушателей, ежегодно проходят по-

вышение квалификации 36 тысяч сотрудников. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 24.10.2007 № 232-Ф3 проводится работа по переходу образовательных учреждений ФСИН России на двухуровневую систему подготовки специалистов высшей квалификации для учреждений и органов УИС (бакалавр, магистр, специалист).

В современных условиях становятся все более востребованными те профессионально подготовленные кадры, которые владеют новыми, современными способами труда, компьютерными технологиями, имеют развитые коммуникативные способности, а поэтому особое значение приобретает проблема развития и функционирования системы профессионального образования кадров вообще и в уголовно-исполнительной системе в частности. Несмотря на дифференцированное рассмотрение всех вопросов формирования высокопрофессионального ядра уголовно-исполнительной системы, они являются элементами единой системы проблематики обучения ее сотрудников, в силу чего их решение требует комплексного и системного подхода при разработке и реализации мер по совершенствованию организации обучения сотрудников ФСИН России.

1 Проект Устава Московской общины тюремных надзирательниц. М., 1897.

2 Школа тюремных надзирательниц в Москве (18991910) // Тюремный вестник. 1911. № 8-9. С. 951.

3 Тюремный вестник. 1905. № 3. С. 954.

4 Лучинский Н.Ф. Основы тюремного дела // Тюремный вестник, СПб, 1904. С. 18.

5 Опыт систематических чтений по тюрьмоведению при Главном тюремном управлении // Тюремный вестник. 1912. № № 6-7. С. 1207-1208.

6 РГИА, ф. 1405, оп. 539, д. 721, л. 8.

7 Вестник пенитенциарных знаний. 1917. Февраль-июль. С. 4.

8 ГАРФ, ф. 7420, оп. 1, д. 122, л. 61.

9 ГАРФ, ф. 4042, оп. 2, д. 252, л. 300.

10 Резолюция второго Всероссийского съезда административных работников // Административный вестник. 1928. № 6. С. 33.

11 Детков М. Отряд осужденных как основное звено в структуре исправительного учреждения // Преступление и наказание. 2003. № 11. С. 67.

12 Концепция реорганизации уголовно-исполнительной системы МВД России на период до 2005 года. М.: ГУИН МВД России, 1996. С. 6.

и О

ш 1=1

£ и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.