Научная статья на тему 'История развития дополнительного профессионального образования сотрудников уголовно-исполнительной системы'

История развития дополнительного профессионального образования сотрудников уголовно-исполнительной системы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТА ЗАКЛЮЧЕНИЯ / САМОПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROFESSIONAL EDUCATION / ТЮРЕМНЫЙ ПЕРСОНАЛ / PRISON PERSONNEL / НКВД / PEOPLE'S COMMISSARIAT FOR INTERNAL AFFAIRS / DETENTION CENTERS / SELF-PREPARATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гуриц С.Д.

Данное исследование отражает формирование и развитие системы профессионального образования сотрудников мест заключения России в XX веке. В статье описаны периоды развития, особенности профессионального образования сотрудника мест заключения. В исследовании представлены ранее не использовавшиеся архивные материалы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

History of development of additional professional education of employees of a penal correction system

This research reflects formation and development of system of professional education of staff of prisons of Russia in the 20th century. In the article the author gives periods of development, features of professional education of the employee of jails are described. In the research the author gives archival materials earlier not used.

Текст научной работы на тему «История развития дополнительного профессионального образования сотрудников уголовно-исполнительной системы»

С. Д. гуриц S. D. GURITS

старший преподаватель кафедры кадровой, воспитательной и психологической работы в УИС ФКУ ДПО Кировский ИПКР ФСИН России, майор внутренней службы

История развития дополнительного профессионального образования сотрудников уголовно-исполнительной системы

History of development of additional professional education of employees of a penal correction system

Аннотация. Данное исследование отражает формирование и развитие системы профессионального образования сотрудников мест заключения России в XX веке. В статье описаны периоды развития, особенности профессионального образования сотрудника мест заключения. В исследовании представлены ранее не использовавшиеся архивные материалы.

Ключевые слова: места заключения, самоподготовка, профессиональное образование, тюремный персонал, НКВД.

Abstract. This research reflects formation and development of system of professional education of staff of prisons of Russia in the 20th century. In the article the author gives periods of development, features of professional education of the employee of jails are described. In the research the author gives archival materials earlier not used.

Key words: detention centers, self-preparation, professional education, prison personnel, People's Commissariat for Internal Affairs.

При исполнении своих обязанностей сотрудники уголовно-исполнительной системы имеют право применять спецсредства, оружие и физическую силу [1]. Данная специфика работы предполагает прохождение профессиональной подготовки для несения службы в учреждениях, исполняющих уголовные наказания [2].

Профессиональное образование сотрудников исполнения наказаний в советский период было тесно связано с ведомством внутренних дел. Только с 2000-х годов профессиональная подготовка была разделена по подведомственности уголовно-исполнительной системы и органов внутренних дел [3].

Профессиональное образование сотрудников учреждений исполнения уголовных наказаний осуществлялось в таких формах, как самоподготовка, профессиональное подготовка.

Данные формы обучения являются взаимодополняющими и не исключают одна другую. Впервые процесс создания образовательных учреждений для мест заключения был предпринят в 1917 году после Февральской революции. Главным управлением мест заключения (ГУМЗ), которое возглавлял профессор А. Жижиленко, 08.03.1917 был издан приказ № 1, в котором подчеркивалось, что «главная задача наказания -перевоспитание человека... и для достижения этой задачи необходимо проявлять гуманность к заключенным, уважать их гражданское достоинство» [4]. Нововведениями данного приказа были запреты на применение телесных наказаний и наложение кандалов на арестантов. В связи с этим появилась потребность в подготовке сотрудников учреждений мест заключения, целью которой было соблюдение необходимого уровня гарантий прав заключенных.

Кандидат на должность начальника тюрьмы должен был знать в совершенстве тюремное дело и иметь опыт практической работы. Его назначению обязательно должна была предшествовать работа в течение определенного времени в должности помощника начальника тюрьмы, он должен был иметь высшее юридическое образование, обладать организаторскими способностями и руководящими навыками. Перед назначением претендент на должность начальника проходил аттестацию, предполагалось его обучение в специализированном учебном заведении, но таковых в тот период еще не было создано.

Принятые новшества необходимо было довести до персонала мест заключения, вследствие чего приказом Временного правительства от 17.03.1917 № 2 [5] стали создаваться пенитенциарные курсы переподготовки всего персонала по обновленным программам. Программа курсов включала следующие дисциплины: «Система преступлений и наказаний», «Преступления и наказания зарубежных стран», «Представления о психологии и физиологии личности преступника и способах его исправления», «Система государственной власти», включая «Систему судопроизводства» и «Систему ГУМЗ». Длительность курса составляла полтора месяца. На курсы рекомендовалось отправлять лиц офицерского состава, а также лиц с высшим юридическим образованием. Обучение осуществлялось без прекращения службы в учреждениях. Прошедшие обучение сотрудники имели преимущество при назначении на вышестоящие должности, также они получали право на работу в центральном ведомстве. Однако из-за непродолжительности существования власти Временного правительства проекту не довелось осуществиться.

Период становления системы профессионального образования в органах внутренних дел, в том числе и для исправительно-трудовой системы, связан с НКВД РСФСР. 21.03.1919 был издан декрет ВЦИК, который стал юридической основой для создания концентрационных лагерей, подведомственных ВЧК. 15.04.1919 ВЦИК принимает постановление «О лагерях принудительных работ». Для общего руководства ими в НКВД РСФСР был создан отдел принудительных работ. Организация охраны лагерей также находилась в структуре НКВД. С 31.01.1920 охрана лагерей принудительных

работ возложена на войска внутренней охраны. Профессиональное обучение было закреплено во временной инструкции «О лишении свободы, как мере наказания, и о порядке отбывания такового» [6], принятой в 1918 году.

Важная веха профессионального образования сотрудников НКВД связана с началом работы Всероссийской школы подготовки руководящего состава 19.09.1919. Школа была организована при Главном управлении милиции (далее - главк) со сроком обучения три месяца [7]. Система профессионального образования НКВД основывалась на требованиях приказов, распоряжений и инструкций главка. Так, в апреле 1921 года на основании приказа главка № 69 в губерниях были созданы командные курсы, на которые могли поступить рабочие и крестьяне, достигшие 18-летнего возраста [8].

Кроме занятий на курсах существовала самоподготовка. Такой вид обучения был и остается важнейшим способом самосовершенствования сотрудника, но в период становления Советского государства она выполняла функции профессионального образования. Директивой наркома внутренних дел утверждалась программа подготовки, которая рассылалась по всем регионам [9]. Как система образования она предполагала очно-заочное обучение.

Задача организации самоподготовки в каждом уезде и волости возлагалась на территориальные органы. Сотрудники административного отдела управлений НКВД на местах назначали лиц, ответственных за доведение заданий для подготовки до отделений и учреждений, а затем проводили зачеты по заданным темам. Решение о назначении ответственных за проведение очных занятий лиц принималось отдельным приказом. В основном это были представители территориального органа. Сотрудники (весь личный состав учреждений) самостоятельно готовились по заданным темам и затем сдавали зачеты. Заканчивался курс самоподготовки экзаменами. Экзаменационные ведомости готовились в УНКВД, чьи представители входили в состав экзаменационных комиссий. В случае неудовлетворительных оценок назначались пересдачи.

Потребность в проведении подготовки через самоподготовку была значительной. Формировалась новая государственность и вместе с ней система норм права. Шел процесс обнов-

ления законодательства, в том числе уголовного и уголовно-исполнительного. Но реальных задач в образовании самоподготовка не решала. Результаты проводимых зачетов показывали очень слабые знания обучающихся, поэтому процедура самоподготовки повторялась ежегодно.

Подводя итог обзору развития профессионального образования сотрудников мест заключения в 1920-е годы, можно сделать следующие выводы. Революция 1917 года изменила социальную обстановку в системе государственной службы. Прежняя система формирования государственных служащих утратила свое значение. Новый штат сотрудников учреждений НКВД создавался из состава революционной народной массы. Потребность в кадрах на замещение должностей в системе мест заключения должна была пополняться из бывших военных и лиц с высшим юридическим образованием, но фактически выполнить это возможно было только для руководящего состава территориального органа и главка.

На местах на службу в учреждения приходили в подавляющем большинстве бывшие солдаты и крестьяне, что соответствовало политике пролетарского государства. Данный состав сотрудников не только не имел представлений о системе законов молодого Советского государства, но и практически полностью был безграмотен. Также был высок уровень текучести кадров. Пройдя обучение во Всероссийской школе подготовки руководящего состава, сотрудник не всегда возвращался на работу в учреждение, так как ни достойной зарплаты, ни льгот служба в учреждении не давала [10]. Не имело практической эффективности и проведение регулярной самоподготовки.

Еще более обострилась ситуация с нехваткой кадров в годы Великой Отечественной войны. В связи с этим в 1943 году для пенитенциарных учреждений организуются специальные ведомственные школы (Северодвинская, Ух-тоижемская, Магнитогорская, Свердловская, Куйбышевская, Владимирская), а также курсы по подготовке командного состава охраны и руководящего состава исправительно-трудовых учреждений. Действенной во время войны системой обучения были сборы в исправительно-трудовых лагерях руководителей и старшего начальствующего состава учреждений, на которых изучались приказы по пенитенци-

арной системе, а также была возможность обмена опытом [11].

После войны профобразование личного состава УИС осуществляло Министерство внутренних дел СССР. В 1951 году был утвержден план подготовки офицерского состава. Руководящий состав учреждений УИС готовился в Высшей школе МВД СССР. Позже создаются школы для переподготовки руководящего состава исправительно-трудовых учреждений. С 1970 года начинают действовать межобластные школы переподготовки младшего и среднего начальствующего состава исправительно-трудовых учреждений. В числе таковых была Межобластная школа переподготовки младшего и среднего начальствующего состава исправительно-трудовых учреждений УВД Исполкома Кировского областного совета депутатов трудящихся. Школа стала единственным в уголовно-исполнительной системе ведомственным учебным заведением, которое специализировалось на повышении квалификации специалистов инженерно-технических, а также финансово-экономических служб ГУИН и УИН МВД СССР.

С 1972 года профобразование осуществлялось учреждениями высшего профессионального образования. Сотрудников уголовно-исполнительной системы принимает на обучение Республиканский институт повышения квалификации работников МВД СССР [12].

Подготовка специалистов пенитенциарной системы в учебных заведениях органов внутренних дел продолжалась вплоть до 2000 года по межведомственному соглашению. Основными документами, определяющими этот процесс, стали Комплексная программа перестройки системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в МВД СССР (1987-1990) и Программа совершенствования подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для ИТУ в высших, специальных средних школах МВД СССР и учебных центрах МВД, УВД крайоблисполко-мов (1988) [13].

В 1991 году на Коллегии МВД РСФСР принимается Программа развития системы учебных заведений и совершенствования подготовки кадров для органов внутренних дел РСФСР. Документ официально определял основные учебные заведения, ведущие подготовку специалистов для исправительно-трудовых учреждений

(Рязанская и Уфимская высшие школы МВД, Ростовская, Барнаульская, Вологодская и Владимирская средние специальные школы МВД).

Завершающим этапом разделения профессионального образования МВД и УИС стало постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.1999 № 343 «О передаче ряда образовательных учреждений Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации». Система профессионального образования сотрудников УИС продолжила самостоятельное развитие в условиях реализации уголовно-исполнительной политики Российской Федерации. На сегодняшний день профессиональную подготовку и повышение квалификации личного состава осуществляют семь образовательных организаций высшего образования, три института повышения квалификации, два межрегиональных учебных центра [14].

Мы рассмотрели историю развития профессионального образования сотрудников уголовно-исполнительной системы. В XX веке система образования сотрудников пенитенциарных учреждений была тесно связана с деятельностью ведомства внутренних дел. Но постепенно создавались условия самостоятельной системы профессиональной подготовки сотрудников учреждений исполнения наказаний: с конца 1940-х годов появляются ведомственные учебные заведения и курсы подготовки, с 1970 года действует Межобластная школа переподготовки младшего и среднего начальствующего состава исправительно-трудовых учреждений УВД Исполкома Кировского областного совета депутатов трудящихся. В 1991 году появились основные учебные заведения, ведущие подготовку специалистов для исправительно-трудовых учреждений. В 1999 году окончательно произошло разделение двух систем образования. ^

1. Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы : закон Рос. Федерации от 21.07.1993 № 5473-1. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

2. Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы : приказ Минюста России от 27.08.2012 № 169. Доступ из СПС «Кон-сультантПлюс».

3. О передаче ряда образовательных учреждений Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации : пост. Правительства Рос. Федерации от 29.03.1999 № 343. Доступ из СПС «Консультант-Плюс».

4. Детков М. Г. Тюрьмы, лагеря и колонии России (к 120-летию Главного тюремного управления России). М. : Вердикт-lM, 1999. С. 38.

5. Там же. С. 39.

6. О лишении свободы, как о мере наказания, и о порядке отбывания такового (временная инструкция) : пост. Народного комиссариата юстиции РСФСР от 23.07.1918. URL: http://www.alppp. ru/law/ugolovnoe-pravo--ispolnenie-nakazanij/17 /postanovlenie-narkomyusta-rsfsr-ot-23-07-1918.pdf (дата обращения: 27.09.2016).

7. Кожевина М. А. Милицейское образование в Советской России: организация и правовое регулирование (1918-1991 гг.) : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2005. С. 48.

8. Гуриц С. Д., Девонина В. А. Кировский институт повышения квалификации работников ФСИН России: история, настоящее, будущее // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2015. № 11. С. 23.

9. Объявляется программа зачетных занятий с милиционерами и комсоставом : приказ начальника адмотдела Вятского губисполкома - начальника милиции губернии по учреждениям, ему подведомственным, от 26.01.1926. // ГАКО (Государственный архив Кировской области). Ф. 1258. Оп. 1. Ед. хр. 964. Л. 17-21.

10. Протокол совещания вятского губернского административного отдела от 29.01.1926 / Матер. по Вятской губернской школе комсостава милиции (протоколы, доклады, планы, акты, ведомости, списки) // ГАКО. Ф. 1258. Оп. 1. Ед. хр. 1399. Л. 3-7.

11. Белевитин С. О. История становления и развития системы дополнительного профессионального образования сотрудников пенитенциарной системы в России // Дополнительное профессиональное образование: состояние, проблемы, перспективы : материалы международной научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 17-18 июня 2015 г.). СПб. : Санкт-Петербургский ИПК работников ФСИН России, 2015. С. 392.

12. Варушкин А. А. Основные этапы развития профессионального образования сотрудников уголовно-исполнительной системы России // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2010. № 4. C. 23.

13. Гуцев О. В. Историко-педагогический анализ становления профессиональной подготовки сотрудников пенитенциарной системы России // История государства и права. 2012. № 5. С. 36.

14. Образовательные организации // ФСИН России : [сайт]. URL: http://фсин.рф/organization /educate/ (дата обращения: 29.09.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.