Научная статья на тему 'О ВЛИЯНИИ ГИГИЕНИЧЕСКИХ НОРМ НА ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ РОССИЙСКИХ ШКОЛ'

О ВЛИЯНИИ ГИГИЕНИЧЕСКИХ НОРМ НА ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ РОССИЙСКИХ ШКОЛ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
учебный план / школа / содержание образования / гигиенические нормы / история педагогики / curriculum / school / content of education / hygienic standards / history of pedagogy

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Т.В. Суханова

Статья посвящена изучению влияния гигиенических норм, которые определяют предельные объемы учебной нагрузки, на формирование учебных планов российской школы. Представлены результаты ретроспективного анализа динамики предельно допустимых объемов учебной нагрузки школьников за 1966–2023 гг.; показана неустойчивость, и зафиксированы существенные колебания значений показателя. Автор вводит понятие «емкость учебного плана», которое понимается как предельный (максимальный) объем учебного времени на освоение всех образовательных программ по учебным предметам и курсам в течение некоторого учебного периода. Доказано, что гигиенические норм учебной нагрузки оказывают влияние как на отбор содержания общего образования, так и на распределение учебного времени между учебными предметами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE INFLUENCE OF HYGIENIC STANDARDS UPON THE CURRICULUM OF RUSSIAN SCHOOLS

The article reveals the influence of hygienic standards, which determine the maximum volume of teaching load, on the formation of Russian school curricula. The author presented results of a retrospective analysis of the dynamics of the indicator of the maximum permissible volume of educational workload for schoolchildren for 1966–2023. The article shows instability and significant fluctuations in the values of this indicator. The author introduces a concept of “curriculum capacity,” which is understood as the maximum allowable amount of instructional time for studying all school subjects during a certain academic period. Hygienic standards of teaching load influence both the selection of educational content at school and the distribution of educational time between school subjects.

Текст научной работы на тему «О ВЛИЯНИИ ГИГИЕНИЧЕСКИХ НОРМ НА ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ РОССИЙСКИХ ШКОЛ»

7. Lodatko E.A. Tipologiya pedagogicheskih modelej. Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika, psihologiya. Tol'yatti, 2014; № 1 (16): 126-128.

8. Mel'nichuk I.A. Trudovoe i professional'noe vospitanie mladshih shkol'nikov: posobie dlya pedagogov uchrezhdenij obschego sred nego obrazovaniya s belorusskim i russkim yazykami obucheniya. Minsk: Nacional'nyj institut obrazovaniya, 2022.

9. Oparina S.A. Razvitie poznavatel'nogo interesa mladshih shkol'nikov vo vneurochnoj deyatel'nosti. Nachal'naya shkola. 2018; № 12: 37-41.

10. Ostapenko A.A. Modelirovanie mnogomernojpedagogicheskoj real'nosti: teoriya i tehnologii. Moskva: Narodnoe obrazovanie, 2007.

11. Glinskij B.A. Modelirovanie kak metod nauchnogo issledovaniya: gnoseologicheskij analiz. Moskva: Izdatel'stvo MGU, 1965.

12. Kuznecov Yu.F. Deyatel'nostnyj podhod k ucheniyu i osnovnye kategorii pedagogiki. Special'noe obrazovanie. 2006; № 6.

13. Chernikova T.A. Rol' deyatel'nostnogo podhoda v sovremennyh obrazovatel'nyh tehnologiyah. Uspehi sovremennogo estestvoznaniya. 2005; № 5: 33-34.

Статья поступила в редакцию 12.01.24

УДК 371.214

Sukhanova T.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), doctoral postgraduate, The Herzen State Pedagogical University of Russia (Saint Petersburg, Russia),

E-mail: tv.sukhanova@mail.ru

ON THE INFLUENCE OF HYGIENIC STANDARDS UPON THE CURRICULUM OF RUSSIAN SCHOOLS. The article reveals the influence of hygienic standards, which determine the maximum volume of teaching load, on the formation of Russian school curricula. The author presented results of a retrospective analysis of the dynamics of the indicator of the maximum permissible volume of educational workload for schoolchildren for 1966-2023. The article shows instability and significant fluctuations in the values of this indicator. The author introduces a concept of "curriculum capacity," which is understood as the maximum allowable amount of instructional time for studying all school subjects during a certain academic period. Hygienic standards of teaching load influence both the selection of educational content at school and the distribution of educational time between school subjects.

Key words: curriculum, school, content of education, hygienic standards, history of pedagogy

Т.В. Суханова, канд. пед. наук, докторант, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург,

E-mail: tv.sukhanova@mail.ru

О ВЛИЯНИИ ГИГИЕНИЧЕСКИХ НОРМ НА ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ РОССИЙСКИХ ШКОЛ

Статья посвящена изучению влияния гигиенических норм, которые определяют предельные объемы учебной нагрузки, на формирование учебных планов российской школы. Представлены результаты ретроспективного анализа динамики предельно допустимых объемов учебной нагрузки школьников за 1966-2023 гг.; показана неустойчивость, и зафиксированы существенные колебания значений показателя. Автор вводит понятие «емкость учебного плана», которое понимается как предельный (максимальный) объем учебного времени на освоение всех образовательных программ по учебным предметам и курсам в течение некоторого учебного периода. Доказано, что гигиенические норм учебной нагрузки оказывают влияние как на отбор содержания общего образования, так и на распределение учебного времени между учебными предметами.

Ключевые слова: учебный план, школа, содержание образования, гигиенические нормы, история педагогики

При обсуждении школьных учебных планов к числу актуальных вопросов, наиболее остро воспринимаемых педагогической общественностью, традиционно относится распределение аудиторной учебной нагрузки между учебными предметами. Эта прикладная проблема является производной от фундаментальной научной проблемы структурирования содержания общего образования. В ключевых отечественных теоретико-методологических разработках, посвященных структуре содержания общего образования (В.В. Краевский, В.С. Леднев, И.Я. Лернер, Л.М. Перминова, М.Н. Скаткин и др.) [1, с. 47], несмотря на различие концептуальных подходов, прослеживается идея первичности структуры содержания образования по отношению к структуре учебного плана. Так, по мнению И.К. Журавлева, распределение учебных часов должно быть детерминировано «ролью и значением учебного предмета» [2, с. 190] в достижении целей образования. При этом представители всех научных школ едины в признании объективной необходимости ограничить объем содержания общего образования определенными рамками. «Конструирование содержания образования как педагогически адаптированной модели культуры, <...> опредмечивание замысла о целях обучения» [3, с. 22] всегда сопряжено с противоречием между стремлением к точности, полноте модели - и закономерностями развития обучающихся (в частности, особенностями когнитивного развития). Известно, что повышение качества образования не находится в прямой зависимости от расширения его содержания. В связи с этим при формировании школьных учебных планов учитываются гигиенические нормы, ограничивающие объем учебной нагрузки в соответствии с возрастными физиологическими возможностями растущего человека.

В ходе исследования мы зафиксировали различные наименования документов, регулирующих организацию образовательного процесса («Санитарные правила по устройству и содержанию общеобразовательных школ», «Гигиенические требования к условиям обучения школьников», «Санитарно-эпидемиологические требования» и пр.). В рамках статьи для обозначения объекта исследования мы используем понятие «гигиенические нормы». Объект исследования: гигиенические нормы учебной нагрузки в российских школах. Предмет исследования: показатели предельно допустимого объема учебной нагрузки обучающихся (далее - предельная учебная нагрузка).

Цель исследования: изучить влияние гигиенических норм учебной нагрузки на учебный план российской школы.

В ходе проведенного исследования решались задачи анализа показателей предельной учебной нагрузки школьников, их ретроспективного сопоставления, выявления их влияния на школьные учебные планы.

Научная новизна исследования заключается в рассмотрении гигиенических норм учебной нагрузки на общетеоретическом уровне в качестве фактора

влияния на школьный учебный план и (косвенно) на содержание образования. Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании введения понятия «емкость учебного плана», практическая значимость работы заключается в изучении динамики показателей гигиенических норм учебной нагрузки школьников.

Исследования в сфере школьной гигиены начались в XIX в.; физиолог и гигиенист Ф.Ф. Эрисман одним из первых обратил внимание на отрицательное влияние учебных перегрузок на физическое развитие и состояние здоровья школьников. На основе проведенных наблюдений и экспериментальных исследований он зафиксировал, что «...число уроков слишком велико и учащиеся чрезвычайно завалены приготовительными работами ...» [4, с. 22-23] и предложил меры по упорядочиванию учебных занятий. В дальнейшем были разработаны шкала дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся, шкала трудности учебных предметов и требования к организации образовательного процесса, в том числе гигиенические нормативы аудиторной образовательной нагрузки. В 1974 году в СССР впервые утверждены санитарные правила, нормирующие отдельные аспекты организации образовательного процесса, с течением времени показатели предельной учебной нагрузки школьников постоянно пересматривались.

Решения об изменении этих показателей обосновывались физиологами (в Научном центре охраны здоровья детей, подростков и молодежи РАМН традиционно проводятся лонгитюдные исследования влияния учебных нагрузок на здоровье школьников [5]), принимались с учетом мнения Академии педагогических наук (Российской академии образования), при этом и сегодня механизм определения показателей предельной учебной нагрузки не прозрачен, преемственности в инструментарии измерений и оценки не наблюдается. Несмотря на предпринимаемые усилия по оптимизации предельной нагрузки, к этим показателям остается много вопросов.

Сегодня в России гигиенические нормы учебной нагрузки в школах закрепляются в форме нормативных документов и регламентируют, в частности, следующие параметры образовательного процесса: продолжительность учебной недели, предельный (максимальный) недельный объем аудиторной образовательной нагрузки и внеурочной деятельности, продолжительность урока и требования к составлению расписания, объем времени для выполнения домашних заданий [6].

Для анализа влияния гигиенических норм учебной нагрузки на учебный план российской школы в своем исследовании мы вводим понятие «емкость учебного плана». Это расчетный показатель, определяющий предельный (максимально допустимый) объем учебного времени на освоение всех образователь-

ных программ по учебнымпредмегам икурсамвтечение некоторого учебного периода (учебная неделя, учебный год, учебный семестр или четверть, уровень ыЧщепо обрыоооания и т.е.).

Емкость учебного плана - количественная характеристика объема содер-женняоКпречо ееровоныпку, кбычкечающая возможность включения в учебный план определенного количества учебных предметов (курсов) обязательной и вариативной частей учебного плана, каждый из которых изучается в течение определенного количества академических часов (1).

F = (И1ХТ1 + N2 ХТ2+... + МХГ,) + (к/ Х1 к2 Х12+... + ктХ^)

(1),

где ¥ - емкость учебного плана,

N 2 i - учебные предметы (курсы) обязательной части учебного плана, к1 '2 ,_учебнмы п^меыхЦру^ы) вармхкивнеочучппнчобоо^оклннм, Т - время на освоение обязательной части учебного плана, ^ - вречя нм отиоеипехарилтпиное мести утеХ^(^1^ег^р^оно. Емкость учебного плана находится в прямой зависимости от нормативно установленнте внччечнйтеоозателоЧ чпончо^ч^оОч^кп^Ннс^е иогопчкы. ч°ч этом введение понятия «емкость учебного плана» позволяет проводить теоретический анализ впиянит гчгиеннкеопиxпoрм н^п^^о^но еещп. Наотимер в|гамках культурологической теории содержания образования понятие «емкость учебного плана» уточняет условия перехода от уровня общего теоретического представления к конкретно-практическим уровням и к уровню педагогической действительности [7, с. 82].

Резулетекы прметденного ынчи реирюсерктивного анечвна емкосикфеде-ральных (типовых, базисных, рекомендуемых) учебных планов за 1966-2023 гг мкидетеентти.ют oкнaоп°pльыыxсoме0бнияxзпaчeнчипокмооиe°о. В1лх6-1967 уч. г предельная учебная нагрузка в ^Х1 классах была снижена в целях устра-ыенич перептлзкн ычомопикон [е];одначо ^ы^чэрЧГ^Чо^ гоы^^пг^^р^^-^члпнхопнОп^к^р пересмотрены (табл. 1). В дальнейшем на протяжении 50 лет наблюдаются коле-бинияинaеокуИкoкехaтeмм.

Таблица 1

Объемы предельной учебной нагрузки в У-Х1 классах в 1966-2021 гг (нигиeнечетчиeнoемщlчло Ы-епркпс^г1уч)^(^чой нчмухт-

В период 1966-2021 гг зафиксирован тренд на увеличение емкости учебного плана, при этом показатель был максимальным в 1993 году, в 1997 г несколько снизился, а впоследствии вновь вырос. В годовом выражении (без учета периодов каникул и экзаменов продолжительность учебного года составляет около 34 учебных недель) различия в показателях емкости учебного плана ^-Х! классов составляли в этот период от 68 до 259 акад. ч. в год (в пересчете на 34 учебные недели) (табл. 2).

Различия между предельными показателями емкости учебных планов в различные годы свидетельствует о подвижности оснований определения гигиенических норм. Данные табл. 1 и 2 иллюстрируют значительные изменения этого показателя. В своих предыдущих публикациях [9] мы уже анализировали вариативность показателей учебной нагрузки, однако не рассматривали связь емкости учебных планов с содержанием образования.

Анализ педагогической документации показывает, что в основном учебные планы общеобразовательных организаций наполняются в соответствии с емкостью, а в отдельных случаях превышают этот показатель. Закономерным следствием пересмотра гигиенических норм является необходимость пересмотра учебных планов. Зафиксированная разность между предельными показателями в 1966-2023 гг. столь значительна, что при пересмотре учебного плана речь идет

Библиографический список

Таблица 2

Динамика емкости учебного плана V—XI классов в 1966-2021 гг. (при 6-дневной учебной неделе)

Класс Емкость учебного плана (в неделю), акад. ч. Разность между предельными показателями (дельта)

Min Max в неделю, акад. ч. в год, акад. ч. %

V 30 32 2 68 6,6%

VI 30 33 3 102 10,0%

VII 30 35 5 170 16,6%

VIII 30 36 6 204 23,3%

IX 30 36 6 204 23,3%

X 30 37 7 238 20,0%

XI 30 37 7 238 20,0%

о сокращении или добавлении содержания образования в объеме, сопоставимом в V-VI классах с содержанием отдельного учебного предмета, а в VII—XI классах - с содержанием двух-трех учебных предметов.

Помимо этого, для объективной оценки изменения объема учебной на-нпузкншкепнтикев отметим, что в течение последнего десятилетия произошло скрытое увеличение емкости учебного плана за счет изменения статуса внеу-ропнлй деяромнпости. В нормативных документах, определяющих предельный объем аудиторной учебной нагрузки, до 2015 г было регламентировано, что «часы факультативных, групповых и индивидуальных занятий должны входить в е°ебм мегеималчно допустимой нагрузки» [10]. Общий показатель включал суммарный норматив для урочной и внеурочной деятельности. В 2015 году в связи с иемщреоиемхopм ативного поля учебный план стал включать два отдельных показателя - первый регламентировал максимально допустимый недельный объ-гн нчдыоорнкн чагрузки, второй - максимально допустимый недельный объем внеурочной деятельности, реализуемой во внеаудиторных («отличных от уроч-PPЙ») фермах, в том числе в каникулярное время [11]. С 2015 г. на внеурочную деятельность дополнительно выделяется до 10 акад. ч. в неделю. Современная нормативная база предусматривает возможность организовывать внеурочную деятельности в форме аудиторных занятий. Таким образом, внеурочная деятельность может выступать в качестве дополнительного ресурса учебного времени и содержательно поддерживать освоение основных образовательных программ общего образования. Следовательно, становится принципиально возможным учет этого объема времени при определении емкости учебного плана. Однако данный вопрос требует дополнительного изучения.

Результаты нашего исследования подтверждают, что гигиенические нормы учебной нагрузки школьников являются одним из факторов, оказывающих существенное влияние на школьные учебные планы. Показатели предельно допустимой учебной нагрузки определяют емкость учебного плана общеобразовательной организации, оказывая влияние на структуру и объем содержания общего образования. Как увеличение, так и уменьшение емкости учебных планов приводит к их корректировке или структурной перестройке, к сокращению или увеличению количества учебных предметов, к перераспределению учебного времени. В свою очередь, это вызывает необходимость пересмотра содержания образования на уровне учебного предмета, то есть редактирования, переработки или разработки новых образовательных программ и учебников. Такая жесткая детерминированность содержания общего образования гигиеническими нормами учебной нагрузки позволяет отнести гигиенические нормы учебной нагрузки к числу внешних факторов влияния на учебные планы и предполагает обоснованность установленных показателей. Однако проведенное нами ретроспективное сопоставление и анализ динамики показателей показывает значительные колебания их значений. В связи с этим можно сделать вывод о целесообразности открытого междисциплинарного обсуждения методики определения предельно допустимого объема учебной нагрузки школьников для повышения объективности и обоснованности гигиенических норм.

В условиях действия жестких нормативных рамок, ограничивающих емкость школьных учебных планов, для интенсификации образования педагогам необходимо шире использовать методические ресурсы интеграции содержания образования в межпредметных связях и проектной деятельности.

Класс ОДъем лраЭнльиой унебнойннирмзаи (погодам),акад. ч. в неделю

1966 1970 1974 1986 1993 1997 2004 2021

V 30 30 30 30 32 31 31 32

VI 30 30 30 30 33 32 32 33

VII 30 30 30 30 35 34 34 35

VIII 30 30 30 30 35 35 35 36

IX 30 32 32 31 36 35 35 36

X 30 32 32 31 38 36 37 37

XI 30 32 32 31 38 36 37 37

1. Селиверстова Е.Н. Развивающая функция обучения: современный дидактический взгляд. Педагогика. 2006; № 4: 45-52.

2. Теоретические основы содержания общего среднего образования. Москва: Педагогика, 1983.

3. Перминова Л.М. Методологические основы предметности обучения. Проблемы современного образования. 2012; № 3: 11-23.

4. Эрисман Ф.Ф. Избранные произведения. Москва: Медгиз, 1959; Т. II.

5. Степанова М.И., Седова А.С. О проблеме учебных перегрузок в российских школах. Отечественная и зарубежная педагогика. 2023; № 6: 65-78.

6. Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»: постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28. Available at: https://www. rospotrebnadzor.ru/files/news/SP2.4.3648-20_deti.pdf

7. Осмоловская И.М. Дидактика: от классики к современности. Москва; Санкт-Петербург: Нестор-История, 2020.

8. О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы: Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 ноября 1966 г. N 874. Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. Available at: https://docs.cntd.ru/document/765711527

9. Суханова Т.В. К вопросу о вариативности учебных планов российских школ. Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. 2023; № 210: 109-116.

10. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях: Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.1178-02: утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, Первого заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации от 28 ноября 2002 г. N 44. Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. Available at: https://docs.cntd.ru/document/901835064

11. О внесении изменений N 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях»: Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 ноября 2015 г. N 81. Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. Available at: https://docs.cntd.ru/document/4203244277markep64U0IK

References

1. Celiverstova E.N. Razvivayuschaya funkciya obucheniya: sovremennyj didakticheskij vzglyad. Pedagogika. 2006; № 4: 45-52.

2. Teoreticheskie osnovy soderzhaniya obschego srednego obrazovaniya. Moskva: Pedagogika, 1983.

3. Perminova L.M. Metodologicheskie osnovy predmetnosti obucheniya. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2012; № 3: 11-23.

4. 'Erisman F.F. Izbrannyeproizvedeniya. Moskva: Medgiz, 1959; T. II.

5. Stepanova M.I., Sedova A.S. O probleme uchebnyh peregruzok v rossijskih shkolah. Otechestvennaya izarubezhnaya pedagogika. 2023; № 6: 65-78.

6. Ob utverzhdenii sanitarnyh pravil SP 2.4.3648-20 «Sanitarno-'epidemiologicheskie trebovaniya k organizaciyam vospitaniya i obucheniya, otdyha i ozdorovleniya detej i molodezhi»: postanovlenie Glavnogo gosudarstvennogo sanitarnogo vracha Rossijskoj Federacii ot 28 sentyabrya 2020 g. № 28. Available at: https://www.rospotrebnadzor.ru/ files/news/SP2.4.3648-20_deti.pdf

7. Osmolovskaya I.M. Didaktika: otklassiki ksovremennosti. Moskva; Sankt-Peterburg: Nestor-Istoriya, 2020.

8. O merah dal'nejshego uluchsheniya raboty srednej obscheobrazovatel'noj shkoly: Postanovlenie Ck KPSS i Soveta Ministrov SSSR ot 10 noyabrya 1966 g. N 874. 'Elektonnyj fond pravovyh i normativno-tehnicheskih dokumentov. Available at: https://docs.cntd.ru/document/765711527

9. Suhanova T.V. K voprosu o variativnosti uchebnyh planov rossijskih shkol. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta imeni A.I. Gercena. 2023; № 210: 109-116.

10. Gigienicheskie trebovaniya k usloviyam obucheniya v obscheobrazovatel'nyh uchrezhdeniyah: Sanitarno-'epidemiologicheskie pravila SanPiN 2.4.2.1178-02: utverzhdeny postanovleniem Glavnogo gosudarstvennogo sanitarnogo vracha Rossijskoj Federacii, Pervogo zamestitelya Ministra zdravoohraneniya Rossijskoj Federacii ot 28 noyabrya 2002 g. N 44. 'Elektonnyj fond pravovyh i normativno-tehnicheskih dokumentov. Available at: https://docs.cntd.ru/document/901835064

11. O vnesenii izmenenij N 3 v SanPiN 2.4.2.2821-10 «Sanitarno-'epidemiologicheskie trebovaniya k usloviyam i organizacii obucheniya, soderzhaniya v obscheobrazovatel'nyh organizaciyah»: Postanovlenie Glavnogo gosudarstvennogo sanitarnogo vracha Rossijskoj Federacii ot 24 noyabrya 2015 g. N 81. 'Elektronnyj fond pravovyh i normativno-tehnicheskih dokumentov. Available at: https://docs.cntd.ru/document/4203244277marker=64U0IK

Статья поступила в редакцию 22.01.24

УДК 378.011.33:687.01

Tarasyuk O.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Russian State Vocational Pedagogical University (Ekaterinburg, Russia), E-mail: tarasyuk.olga2012@yandex.ru

Krayukhina O.E., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Head of Department of Style and Image, Russian State Vocational Pedagogical University (Ekaterinburg, Russia), E-mail: o.e.krayukhina@gmail.com

Krel D.F., senior teacher, Russian State Vocational Pedagogical University (Ekaterinburg, Russia), E-mail: kartell72@mail.ru Starkova A.M., senior teacher, Russian State Vocational Pedagogical University (Ekaterinburg, Russia), E-mail: anna.stark@mail.ru

DEVELOPMENT OF THE CREATIVE POTENTIAL OF FUTURE TEACHERS OF PROFESSIONAL TRAINING IN THE FIELD OF CREATIVE FASHION INDUSTRY. The article examines issues of developing the creative potential of future teachers of professional training in the field of creative fashion industry as a process of transition from sketchy artistic and creative activity to practical design and execution of design objects in the material. The article substantiates the need to develop the creative potential of a teacher in the field of design by performing creative works in such disciplines as "Drawing with the basics of plastic anatomy", "Painting with the basics of color science", "Fundamentals of composition" in the framework of classes in the open air, the learning process of decorative still life and academic drawing with techniques of drawing a human figure. In the future, when forming professional skills in the field of fashion industry, these abilities help in the process of developing for-sketches and artistic sketches of clothing models of the projected collection and its subsequent implementation in the material, taking into account the approaches of color formation and shaping.

Key words: creative potential, creative fashion industry, vocational education teacher

О.В. Тарасюк, канд. пед. наук, проф., Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург, E-mail: tarasyuk.olga2012@yandex.ru

О.Е. Краюхина, канд. пед. наук, доц., зав. каф. стиля и имиджа Российского государственного профессионально-педагогического университета, г. Екатеринбург, E-mail: o.e.krayukhina@gmail.com

Д.Ф. Крель, ст. преп., Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург, E-mail: kartell72@mail.ru А.М. Старкова, ст. преп., Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург, E-mail: anna.stark@mail.ru

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБЛАСТИ КРЕАТИВНОЙ ИНДУСТРИИ МОДЫ

В статье рассматриваются вопросы развития творческого потенциала будущих педагогов профессионального обучения в области креативной индустрии моды как процесса перехода от эскизной художественно-творческой деятельности к практическому проектированию и выполнению объектов дизайна в материале. Обосновывается необходимость развития творческого потенциала педагога в сфере дизайн-проектирования путем выполнения творческих работ на таких дисциплинах, как «Рисунок с основами пластической анатомии», «Живопись с основами цветоведения», «Основы композиции» в рамках занятиях на пленэре, процессе обучения декоративному натюрморту и академическому рисунку с приемами рисования человеческой фигуры. В дальнейшем при формировании профессиональных умений в области индустрии моды данные способности помогают в процессе разработки фор-эскизов и художественных эскизов моделей одежды проектируемой коллекции и последующей ее реализации в материале с учетом подходов цветообразования и формообразования. Ключевые слова: творческий потенциал, креативная индустрия моды и красоты, педагог профессионального обучения

Актуальность работы определяется тем, что современный рынок труда, развитие креативной экономики требуют специалистов в области креативных ин-дустрий, а это значит, что необходима подготовка педагогов профессионального обучения, не только владеющих предметной составляющей будущей профессиональной деятельности, но и способных развивать творческий потенциал будущих специалистов в области креативной индустрии моды.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Целью работы является исследование особенностей развития творческого потенциала будущих педагогов профессионального обучения как основы про-

фессионально-педагогической деятельности в области креативной индустрии моды.

Задачи исследования:

- выявление особенностей развития творческого потенциала будущих педагогов профессионального обучения в области индустрии моды;

- значимость формирования творческих способней будущих педагогов профессионального обучения в процессе проектирования в индустрии моды и красоты;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.