Научная статья на тему 'Социокультурные и аксиологические основания создания учебных планов профильных классов'

Социокультурные и аксиологические основания создания учебных планов профильных классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
32
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
учебный план / профильная школа / содержание общего образования / curriculum / specialized school / content of education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суханова Татьяна Владимировна

Статья посвящена описанию социокультурных и аксиологических оснований административно-управленческих решений об определении профиля обучения, отражающихся в учебных планах профильных классов. Методологической основой исследования является системный подход, теоретической основой — культурологический подход к содержанию образования. Исследование построено на количественных и качественных данных, полученных в 2023 году в фокус-группах с участием педагогов (8 фокус-групп, 62 участника), и результатов статистического анализа более 27 тыс. учебных планов. Изучены региональные и локальные факторы влияния на целеполагание в процессе создания учебных планов профильных классов. Показано, что ценностный вектор формирования учебных планов профильных классов задается в результате анализа данных о региональной социально-экономической ситуации, о социальном заказе, о традициях образовательной организации. Проанализированы факторы, определяющие ресурсную готовность к реализации учебного плана профиля. Доказано, что ресурсная обеспеченность является значимым, но не ключевым фактором при принятии решений, касающихся характеристик учебного плана. В выборе вариативных параметров учебного плана определяющими являются социокультурные и аксиологические основания: желание обучающихся связать профессиональное развитие с родным краем; необходимость создания специальных условий для развития способностей обучающихся; образовательные запросы обучающихся и их родителей (законных представителей), связанные с индивидуальными склонностями подростков и их планами на получение в дальнейшем профессионального образования; значительную роль играют традиции образовательной организации, связанные с достижениями в изучении отдельных учебных предметов на углубленном уровне, и позиция учредителя по отношению к профильному обучению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Суханова Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOCULTURAL AND AXIOLOGICAL FOUNDATIONS FOR CREATING OF CURRICULUM FOR SPECIALIZED CLASSES

The article is devoted to the description of the sociocultural and axiological foundations of school principals’ decisions on determining the profile of education and drawing up curricula for specialized classes. The systematic approach is the methodological basis of the study, the cultural approach to the content of education is the theoretical basis of the study. The study is based on quantitative and qualitative data obtained in 2023 in focus groups with the participation of teachers (8 focus groups, 62 participants), and the results of a statistical analysis of 27,428 curriculum of specialized classes. The author studied regional and local factors influencing goal setting in the process of creating curriculum for specialized classes. The article shows that the value basis of the curriculum for specialized classes is formed on data about the regional socio-economic situation, about social order, and about the traditions of the educational organization. The article describes the readiness of school resources to implement the profile curriculum. The study provides evidence that resource endowment is a significant but not a key factor in decisions regarding curriculum characteristics. The article characterizes the sociocultural and axiological foundations for choosing variable parameters of the curriculum, firstly, it is Russian civic identity, which is students’ awareness of the regional socio-economic situation and the desire to connect professional development with their native land; secondly, these are the individual interests and inclinations of students, requiring the creation of special conditions for development; thirdly, these are the educational needs of students and their parents (legal representatives) related to plans for further professional education; fourthly, these are the traditions of the educational organization associated with achievements in in-depth study of individual academic subjects; and finally, this is the position of the founder on ways to develop specialized education.

Текст научной работы на тему «Социокультурные и аксиологические основания создания учебных планов профильных классов»

ТРИ «М»: МЕТОД — МЕТОДИКА — МЕТОДОЛОГИЯ

Ценности и смыслы. 2023. № 6 (88). С.33-45. Values and Meanings. 2023. No. 6 (88). P. 33-45. УДК 371.214

doi: 10.24412/2071-6427-2023-6-33-45

Социокультурные и аксиологические основания создания учебных планов профильных классов

Суханова Татьяна Владимировна

Кандидат педагогических наук, директор Института стратегии развития образования, г. Москва, Россия E-mail: info@instrao.ru http://orcid.org/0009-0004-0570-4899

Т. В. Суханова

Аннотация. Статья посвящена описанию социокультурных и аксиологических оснований админи-стративно-управленческихрешений об определении профиля обучения, отражающихся в учебных планах профильных классов. Методологической основой исследования является системный подход, теоретической основой — культурологический подход к содержанию образования. Исследование построено на количественных и качественных данных, полученных в 2023 году в фокус-группах с участием педагогов (8 фокус-групп, 62 участника), и результатов статистического анализа более 27 тыс. учебных планов. Изучены региональные и локальные факторы влияния на целеполагание в процессе создания учебных планов профильных классов. Показано, что ценностный вектор формирования учебных планов профильных классов задается в результате анализа данных о региональной социально-экономической ситуации, о социальном заказе, о традициях образовательной организации. Проанализированы факторы, определяющие ресурсную готовность к реализации учебного плана профиля. Доказано, что ресурсная обеспеченность является значимым, но не ключевым фактором при принятии решений, касающихся характеристик учебного плана.

В выборе вариативных параметров учебного плана определяющими являются социокультурные и аксиологические основания: желание обучающихся связать профессиональное развитие с родным краем; необходимость создания специальных условий для развития способностей обучающихся; образовательные запросы обучающихся и их родителей (законных представите-

© Суханова Т. В., 2023

33

лей), связанные с индивидуальными склонностями подростков и их планами на получение в дальнейшем профессионального образования; значительную роль играют традиции образовательной организации, связанные с достижениями в изучении отдельных учебных предметов на углубленном уровне, и позиция учредителя по отношению к профильному обучению.

Ключевые слова: учебный план, профильная школа, содержание общего образования.

Для цитирования: Суханова Т. В. Социокультурные и аксиологические основания создания учебных планов профильных классов // Ценности и смыслы. 2023. № 6 (88). С.33-45.

SOCIO CULTURAL AND AXIOLOGICAL FOUNDATIONS FOR CREATING OF CURRICULUM FOR SPECIALIZED CLASSES

Tatyana V. Suhanova

PhD in Education, Director, the Institute for Strategy of Education Development, Moscow, Russia

E-mail: info@instrao.ru; http://orcid.org/0009-0004-0570-4899

Abstract: The article is devoted to the description of the sociocultural and axiological foundations of school principals' decisions on determining the profile of education and drawing up curricula for specialized classes. The systematic approach is the methodological basis of the study, the cultural approach to the content of education is the theoretical basis of the study. The study is based on quantitative and qualitative data obtained in 2023 in focus groups with the participation of teachers (8 focus groups, 62 participants), and the results of a statistical analysis of27,428 curriculum of specialized classes. The author studied regional and local factors influencing goal setting in the process of creating curriculum for specialized classes. The article shows that the value basis of the curriculum for specialized classes is formed on data about the regional socio-economic situation, about social order, and about the traditions of the educational organization. The article describes the readiness of school resources to implement the profile curriculum.

The study provides evidence that resource endowment is a significant but not a key factor in decisions regarding curriculum characteristics. The article characterizes the sociocultural and axiological foundations for choosing variable parameters of the curriculum, firstly, it is Russian civic identity, which is students' awareness of the regional socio-economic situation and the desire to connect professional development with their native land; secondly, these are the individual interests and inclinations of students, requiring the creation of special conditions for development; thirdly, these are the educational needs of students and their parents (legal representatives) related to plans for further professional education; fourthly, these are the traditions of the educational organization associated with achievements in in-depth study of individual academic subjects; and finally, this is the position of the founder on ways to develop specialized education.

Keywords: curriculum, specialized school, content of education.

For citation: Sukhanova T. V. Sociocultural and axiological foundations for creating of curriculum for specialized classes // Values and Meanings. 2023. No.6 (88). P.3 3-45. (In Rus).

Введение

Обновление нормативной базы среднего общего образования актуализировало исследования новых подходов к формированию учебных планов профильных классов. Известно, что введение профильного обучения в 2000-х гг. стало средством «дифференциации и индивидуализации, когда за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования» [2, с. 163]. Первоначально планировалось «подготовить концепцию профильной школы, в которой нужно отразить вопросы наименования, содержания профилей, преемственности с высшим профессиональным образованием, взаимодействия с начальным и средним профессиональным образованием, развития предпрофильной подготовки в основной школе, уточнения понятий в этой сфере» [1, с. 20]. Однако реализация разработанной концепции [3] шла одновременно с созданием первых вариантов государственных образовательных стандартов общего образования и серьезно повлияла на содержание общего образования. В Базисном учебном плане доля инвариантного компонента уменьшилась за счет выбора ряда учебных предметов из образовательных областей. В последние годы педагоги и родительская общественность неоднократно отмечали, что прогрессивная идея повышения вариативности содержания образования на практике привела к нарушению системности освоения образовательных программ на старшей ступени школы и — как следствие — к снижению доступности качественного образования.

Новые подходы к обеспечению вариативности профильного образования были реализованы в федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования (далее — ФГОС СОО) и в федеральной образовательной программе среднего общего образования (далее — ФОП СОО): с 2023/24 учебного года ФГОС СОО определяет перечень обязательных учебных предметов. Учебные планы профиля обучения в 10 классе и (или) индивидуальный учебный план должны включать 13 обязательных учебных предметов, при этом предусматривать изучение не менее 2 учебных предметов на углубленном уровне. «Часть, формируемая участниками образовательных отношений», и программа внеурочной деятельности должны быть направлены на поддержку

образовательных запросов и интересов обучающихся в соответствии с выбранным профилем обучения. В ФОП СОО определено 5 профилей (универсальный, гуманитарный, социально-экономический, технологический, естественно-научный).

Вопросы организации профильного обучения, в том числе направления дифференциации содержания образования, организационно-управленческие условия и вопросы ресурсного обеспечения профильного обучения, освещены в педагогике достаточно подробно. Анализ опыта организации профильного обучения, полученного сначала в форме экспериментальной проверки педагогических идей, а затем получившего широкое распространение, позволил выявить основные тенденции в отношении учебных планов профилей.

Следует отметить, что школьный учебный план рассматривается современной дидактикой не столько на конкретно-практическом уровне (как нормативный документ, включающий «сетку часов»), но, в первую очередь, как результат «педагогической интерпретации социального заказа, выделяющей то главное в образовании, что и определяет <...> совокупность учебных предметов, их состав и структуру» [4, с. 83]. Такой взгляд наследует теоретико-педагогическим представлениям о содержании общего образования, сформированным научными исследованиями в рамках культурологического подхода (В. В. Краевский, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин), системно-деятельностного подхода (А. А. Кузнецов, В. С. Леднев), бинарно-интегративного подхода (Л. М. Перминова). Теории содержания образования — фундаментальная основа федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и федеральных рабочих программ по учебным предметам, в том числе программ углубленного уровня. В настоящее время ФОП СОО содержит более 70 федеральных рабочих программ по учебным предметам «Родной язык» и «Литература на родном языке», а также 36 федеральных рабочих программ по другим учебным предметам. Это количество программ принципиально избыточно по отношению к «сетке часов» образовательной организации, так как предполагает выбор, подчиненный логике создания учебного плана профильного класса.

При этом не до конца изученными остаются факторы, которые влияют на «педагогическую интерпретацию социального заказа» и на принятие администрацией образовательной организации решений, предшествующих непосредственному распределению аудиторной учебной нагрузки.

Научный интерес представляет исследование процесса проектирования содержания общего образования на «уровне педагогической действительности» (В. В. Краевский, И. Я. Лернер), когда теоретическая и нормативная модели учебного плана среднего общего образования приобретают конкретные параметры учебного плана профильного класса.

Цель статьи: выявление социокультурных и аксиологических оснований определения профиля обучения и создания учебных планов профильных классов.

Методология и методы исследования. Методологической основой исследования является системный подход, теоретической основой — культурологический подход к содержанию образования. Содержание общего образования рассматривается как система, представленная на нескольких взаимосвязанных уровнях, при этом на всех уровнях представления структура содержания образования включает накопленные культурой знания о природе, обществе, технике, человеке, способах деятельности, искусстве, соотносимые с предметными областями современного учебного плана среднего общего образования [5, с. 74]. Исследование проведено на «уровне педагогической действительности», где содержание среднего общего образования представлено в форме учебного плана профильного класса. В основе исследования лежит метод моделирования, позволяющий описать структуру исследуемого объекта, связи и отношения его структурных элементов на основе выделения доминирующих принципов.

Исследование построено на количественных и качественных данных, полученных в 2023 году в фокус-группах с участием учителей и руководителей образовательных организаций (8 фокус-групп, 62 участника), с применением результатов статистического анализа 27 428 учебных планов среднего общего образования на 2023/24 уч. г., созданных педагогами с помощью онлайн-сервиса «Конструктор учебных планов» [7].

Результаты

В теоретической модели учебных планов профильных классов мы выделяем целевой, ресурсный, организационно-содержательный и контрольный блоки. Целевой блок в обобщенном виде отражает факторы, влияющие на целеполагание при принятии решения о выборе профиля в образовательной организации, и организационно-управленческие условия целеполагания. Ресурсный блок модели определяет направления оценки готовности образовательной организации к реализации профиля.

Организационно-содержательный блок определяет порядок формирования учебного плана. Контрольный блок модели задает параметры соответствия учебного плана требованиям ФГОС СОО и санитарных норм.

Создание учебного плана носит творческий и нелинейный характер, отличается взаимным пересечением этапов, постоянным уточнением принятых решений и корректировкой значений параметров. Работа по распределению аудиторной учебной нагрузки между обязательными учебными предметами и курсами (модулями), реализуемыми по выбору участников образовательных отношений, в настоящее время может осуществляться с помощью онлайн-сервиса для педагогов «Конструктор учебных планов», размещенного на федеральном портале «Единое содержание общего образования».

Однако далеко не все процессы создания учебного плана профильного класса могут быть автоматизированы. Составлению итогового документа предшествует проектирование учебного плана данного профиля — большая работа по сбору и анализу данных, на основе которых администрация образовательной организации принимает решения об открытии профильного класса, о выборе учебных предметов, изучаемых на углубленном уровне, о распределении учебного времени между предметами и курсами (модулями).

Наше исследование показало, что в большинстве (75%) образовательных организаций существует практика коллективного выбора профиля и учебных предметов для углубленного изучения. Только в четверти образовательных организаций решения принимаются руководителем (директором) без обсуждений в коллективе. Как правило, это небольшие школы, в которых традиционно реализуются одни и те же профили. В других случаях (более 60%) распространена практика обсуждения проекта учебного плана для старших классов на педагогическом совете, которому предшествуют совещания администрации и/или заседания методических объединений. В ряде случаев решение о выборе профиля выносится с учетом мнения управляющего совета.

В обобщенном виде создание учебного плана профильного класса в образовательной организации может быть представлено в виде следующей последовательности действий:

1. Целеполагание — изучение социального заказа на профильное обучение, актуализация сведений о региональной социально-экономической ситуации.

2. Оценка ресурсных возможностей образовательной организации.

3. Определение профиля обучения для данного класса.

4. Выбор учебных предметов обязательной части учебного плана, изучаемых на углубленном уровне, и предметов (курсов, модулей) части, формируемой участниками образовательных отношений.

5. Составление проекта учебного плана профиля.

6. Проверка значений параметров учебного плана на соответствие нормативным требованиям и корректировка (при необходимости).

При всем многообразии реальных практик создания учебных планов профильных классов они, как правило, начинаются с целеполагания: выявления региональных и локальных (возникающих на уровне школы) факторов влияния, вызовов и возможностей.

Мы и наши респонденты относим к значимым региональным факторам социально-экономическое положение и стратегию развития региона в целом, условия для профессионального образования, ситуацию на региональном рынке труда, перспективы развития актуальных для региона отраслей экономики. Кадровые запросы развитых в регионе отраслей экономики, востребованность профессий, условия труда оказывают сильнейшее (при этом часто имплицитное) влияние на акторов процесса целеполагания. Возможности построения траекторий профессионального развития в своем регионе, кадровые потребности родного края должны приниматься во внимание в первую очередь — и становиться основой профориентационной работы со школьниками.

При этом этот фактор парадоксальным образом порой не учитывается педагогами. В результате профориентационная работа ведется формально, данные о региональной социально-экономической ситуации, которыми располагают участники образовательных отношений, оказываются неполными, неточными или искаженными. В этих случаях в представлении школьников актуальные для региона профессии проигрывают «модным» профессиям. Подобная проблема отсутствует в образовательных организациях, которые укрепляют партнерские связи с предприятиями реального сектора экономики и системно реализуют программы профориентации — такие как «Билет в будущее», «Россия — мои горизонты»,— с учетом региональной социально-экономической ситуации.

К числу наиболее значимых для администрации образовательной организации локальных факторов, влияющих на целеполагание при проектировании учебного плана профиля, относится социальный заказ,

понимаемый как запрос на дифференциацию содержания образования со стороны обучающихся и их родителей (законных представителей). Участники фокус-групп назвали интересы и образовательные запросы обучающихся ключевым фактором выбора профиля и формирования учебного плана на уровне среднего общего образования. Социальный заказ изучается путем сбора данных о намерениях и предпочтениях обучающихся 9-х классов и их родителей (законных представителей) относительно желаемой будущей сферы профессиональной деятельности старшеклассников. Сбор данных происходит, как правило, в форме опроса или анкетирования на родительских собраниях (около 90%), на «классных часах» (более 60%), в ходе индивидуальных бесед и консультаций (50%). В ряде школ сбор информации идет по широкому спектру параметров, педагоги организуют системную профориентационную работу и помогают обучающимся в проектировании образовательной траектории в соответствии с их интересами, склонностями и способностями. Отметим при этом, что достаточно часто (примерно в половине случаев) акцент делается на будущем поступлении в университет и на перечне учебных предметов, по которым ученик планирует сдавать ЕГЭ.

Существенным для целеполагания фактором являются социокультурные традиции образовательной организации, в том числе традиционно реализуемые образовательные программы углубленного уровня и программы внеурочной деятельности, поддерживающие углубленное изучение отдельных учебных предметов в форме проведения предметных недель, профильных выездных лагерей, образовательных путешествий и др. [6]. Около 40% школ из года в год по традиции открывает классы одного и того же профиля. Многие общеобразовательные организации имеют в местном сообществе формируемую годами репутацию «математических», «биологических», «языковых» и т.д. Репутация, подкрепленная наличием достижений учеников в интеллектуальных соревнованиях (олимпиадах, конкурсах), способствует привлечению старшеклассников из других образовательных организаций, создает условия для проведения конкурсного отбора поступающих в профильные классы.

Заметное влияние на целеполагание может оказывать решение учредителя образовательной организации об административных или ресурсных мерах поддержки увеличения числа классов того или иного профиля. Так, в г. Москве приобрели широкую известность и общегородской масштаб проекты «Инженерный класс», «ИТ-класс», «Медицинский класс»

и т.д., инициированные и поддержанные городским Департаментом образования и науки.

Результаты комплексного анализа перечисленных социокультурных и аксиологических факторов дают администрации образовательной организации возможность обоснованного определения профиля (профилей) обучения и задают ценностно-целевой вектор формирования учебных планов профильных классов.

Целеполаганию сопутствует оценка (самооценка) ресурсной готовности образовательной организации к введению того или иного профиля, к обеспечению реализации образовательных программ на углубленном уровне и к внеурочной деятельности, поддерживающей профиль. Ресурсная база — комплекс условий, определяющих возможность дать полноценный ответ на образовательные запросы обучающихся, достичь цели профильного обучения, обеспечить стабильную работу педагогического коллектива.

Для администрации образовательной организации значимыми факторами являются следующие.

1. Наличие педагогических кадров, готовых к реализации образовательных программ по учебным предметам на углубленном уровне, программ дополнительных предметов, курсов (модулей) по выбору участников образовательных отношений, программ внеурочной деятельности, содержательно поддерживающих профиль. В каждой четвертой образовательной организации (25%) уровень квалификации учителей-предметников влияет на принятие решения о выборе того или иного профиля.

2. Возможность формирования класс-комплектов данного профиля. В связи с особенностями нормативно-подушевого финансирования у образовательной организации далеко не всегда есть возможность поддержать интересы и образовательные запросы всех будущих старшеклассников. Сетевое взаимодействие образовательных организаций может снять эту проблему лишь частично. Вероятно, поэтому при комплектовании профильных классов механизмы конкурсного отбора используются чаще (50%), чем учет мнения обучающихся (25%).

3. Наличие разработанных программ предметов, курсов и модулей по выбору участников образовательных отношений и программ внеурочной деятельности, поддерживающих профиль и способствующих достижению планируемых результатов достижения основной образова-

тельной программы среднего общего образования. В настоящее время такие программы создаются на региональном и федеральном уровнях, растет их доступность и повышается разнообразие.

4. Наличие инфраструктурных и материально-технических условий реализации образовательных программ выбранного профиля. Например, для технологического профиля это:

— наличие учебных кабинетов по соответствующим учебным предметам, комплектов наглядных пособий, карт, учебных макетов, специального лабораторного оборудования, обеспечивающего проведение лабораторных работ и опытно-экспериментальной деятельности в соответствии с программой по учебному предмету;

— наличие учебников, учебных пособий, электронных образовательных ресурсов и иных средств обучения, используемых в образовательном процессе и доступных для обучающихся;

— наличие возможности партнерского (в том числе сетевого) взаимодействия с учреждениями дополнительного образования детей, с организациями высшего образования, с промышленными предприятиями и другими социальными партнерами в реализации образовательных программ технологического профиля.

Таким образом, по результатам исследования выявлено, что ограничения в ресурсных возможностях оказывают сдерживающее, но не критическое влияние на принятие решений в процессе формирования учебных планов профильных классов. В первую очередь на принятие решений влияют ключевые ценности, разделяемые педагогическим коллективом: интересы, склонности, образовательные запросы обучающихся и традиции образовательной организации. В свою очередь, образовательные запросы обучающихся формируются во многом под воздействием особенностей региональной социально-экономической ситуации и могут быть скорректированы в ходе профориентационной работы со школьниками.

Обсуждение

В условиях массовой школы к числу ключевых ценностей, разделяемых большинством педагогов, относится доступность качественного образования. Видимо, поэтому достаточно часто (по нашим данных — в 48% случаев) образовательные организации создают 10-е классы универсального профиля, включают в учебный план для изучения на углубленном уровне 2-3 предмета, вызывающие у обучающихся наибольший интерес, и создают дополнительные условия для поддержки индивидуальных

склонностей и способностей за счет части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, и плана внеурочной деятельности. За счет этих встроенных в современный учебный план механизмов обеспечивается возможность гибкого педагогического реагирования на изменение социального запроса, более полного удовлетворения образовательных потребностей обучающихся.

Число возможных комбинаций значений параметров, которые в качестве нормативной модели допускает федеральный учебный план среднего общего образования, в конкретно-практической реализации учебных планов профилей очень велико. Оно значительно вырастает при делении класса на группы и реализации программ различных направленностей одного и того же профиля. Так, при наличии ресурсных возможностей, в том числе посредством сетевого взаимодействия образовательных организаций, в классе естественно-научного профиля с углубленным изучением биологии и химии могут быть организованы, к примеру, группы биотехнологической, агротехнологической, медицинской или академической направленности. В рамках любого профиля может быть создана группа психолого-педагогической направленности для обучающихся, планирующих связать профессиональную деятельность с педагогикой.

В профильных классах могут быть поддержаны разнообразные интересы и образовательные запросы обучающихся. Так, в классе технологического профиля могут быть организованы группы инженерной и информационно-технологической направленности. Программа внеурочной деятельности группы инженерной направленности может включать такие курсы, как «3D-моделирование, 3D-печать и VR/AR-технологии», «Инновации умного города», «Прикладная физика», «Энергия будущего. Цифровая энергетика». Для обучающихся группы информационно-технологической направленности будут актуальны курсы внеурочной деятельности, позволяющие познакомиться с основами бионики, социального инжиниринга, схемотехники, а курс «Интеллектуальные робототехнические системы, беспилотные аппараты» (Комментарий 1), очевидно, будет представлять интерес для обеих групп.

Заключение

В выборе вариативных параметров учебного плана определяющими являются социокультурные и аксиологические основания: желание обучающихся связать профессиональное развитие с родным краем; необходимость создания специальных условий для развития способ-

ностей обучающихся; образовательные запросы обучающихся и их родителей (законных представителей), связанные с индивидуальными склонностями подростков и их планами на получение в дальнейшем профессионального образования. Значительную роль играют традиции образовательной организации, связанные с достижениями в изучении отдельных учебных предметов на углубленном уровне, и позиция учредителя по отношению к профильному обучению. Деятельность администрации образовательной организации по целеполаганию включает сбор данных, анализ и сопряжение перечисленных аксиологических и социокультурных оснований.

Результаты исследования показывают, что в теоретической модели учебных планов профильных классов целевой блок является системообразующим по отношению к другим блокам, в том числе к ресурсному. В первую очередь наполнение и содержательные характеристики учебного плана соответствуют ценностно-целевому вектору, сформированному в результате целеполагания. Ресурсная обеспеченность профиля является значимым, но не ключевым фактором при принятии решений, касающихся характеристик учебного плана.

В поддержку реализации социального запроса и построения индивидуальной образовательной траектории школьников лучшие педагогические коллективы используют в организации профильного обучения потенциал части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, и плана внеурочной деятельности, реализуют профориентационные программы с акцентом на региональной социально-экономической ситуации и возможностях будущего профессионального развития в условиях родного края.

Комментарии

1) Использованы примеры с сайта Департамента образования и науки г. Москвы.

Литература

1. Иванова С. В. Практика организации профильного обучения в общеобразовательных учреждениях и перспективы развития профильной школы // Проблемы профессионального обучения в контексте непрерывного образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Под общей редакцией С. В. Ивановой, М. В. Наяновой. Самара: Научный центр РАН, 2002. 324 с. С. 16-24.

2. Кузнецов А. А., Филатова Л. О. Базисный учебный план старшего звена школы в условиях введения профильного обучения // Вопросы образования. 2004. № 3. С. 162-192.

3. Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени

общего образования / Приказ Минобразования России от 18 июля 2002 г. № 2783 // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/901837067 (дата обращения 0l.O9.2023).

4. Осмоловская И. М. Дидактика: от классики к современности: монография. М., СПб.: Нестор-История, 2020. 248 с.

5. ПерминоваЛ. М. Методологические основания предметности обучения // Инновации в образовании. 2012. № 11. С. 71-85.

6. ПоташникМ. М., Левит М. В. Как помочь учителю в освоении ФГОС. М.: Педагогическое общество России, 2014. 320 с.

7. Суханова Т. В. Цифровой «Конструктор учебных планов» для школ России // Информатизация образования и методика электронного обучения: цифровые технологии в образовании: материалы VII Междунар. науч. конф. Красноярск, 19-22 сентября 2023 г. / под общ. ред. М. В. Носкова. Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, 2023. 1450 с. С. 899-902.

References

• Ivanova S. V. Praktika organizacii profil'nogo obuchenija v obshheobrazovatel'nyh uchrezh-denijah i perspektivy razvitija profil'noj shkoly // Problemy professional'nogo obuchenija v kontekste nepreryvnogo obrazovanija: Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konfer-encii / Pod obshhej redakciej S. V. Ivanovoj, M. V Najanovoj. Samara: Nauchnyj centr RAN, 2002, 324 p., pp. 16-24. [In Rus].

• Kuznetsov A. A., Filatova L. O. Bazisnyy uchebnyy plan starshego zvena shkoly v usloviyakh vvedeniya profil'nogo obucheniya // Voprosy obrazovaniya. 2004. № 3, pp. 162-192. [In Rus].

• Ob utverzhdenii Kontseptsii profil'nogo obucheniya na starshey stupeni obshchego obrazovaniya / Prikaz Minobrazovaniya Rossii ot 18 iyulya 2002 g. № 2783 // Elektronnyy fond pra-vovykh i normativno-tekhnicheskikh dokumentov [Elektronnyy resurs]. URL: https://docs. cntd.ru/document/901837067 (data obrashcheniya 01.09.2023). [in Rus].

• Osmolovskaya I. M. Didaktika: ot klassiki k sovremennosti: monografiya. M., SPb.: Nestor-Istoriya, 2020, 248 p. [In Rus].

• Perminova L. M. Metodologicheskie osnovaniya predmetnosti obucheniya // Innovatsii v ob-razovanii. 2012. № 11, pp. 71-85. [In Rus].

• PotashnikM. M., LevitM. V. Kak pomoch' uchitelyu v osvoenii FGOS. M.: Pedagogicheskoe obshchestvo Rossii, 2014, 320 p. [In Rus].

• Sukhanova T. V. Tsifrovoy «Konstruktor uchebnykh planov» dlya shkol Rossii // Informatizatsiya obrazovaniya i metodika elektronnogo obucheniya: tsifrovye tekhnologii v obrazovanii: materialy VII Mezhdunar. nauch. konf. Krasnoyarsk, 19-22 sentyabrya 2023 g. / pod obshch. red. M. V Noskova. Krasnoyarsk: Krasnoyarskiy gosudarstvennyy pedagogiches-kiy universitet im. V P. Astaf'eva, 2023, 1450 p, pp. 899-902. [In Rus].

Статья поступила в редакцию 22.10.2023; одобрена после рецензирования

30.10.2023; принята к публикации 03.11.2023.

The article was submitted 22.20.2023; approved after reviewing 30.10.2023; accepted

for publication 03.11.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.