Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБЛАСТИ КРЕАТИВНОЙ ИНДУСТРИИ МОДЫ'

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБЛАСТИ КРЕАТИВНОЙ ИНДУСТРИИ МОДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
творческий потенциал / креативная индустрия моды и красоты / педагог профессионального обучения / creative potential / creative fashion industry / vocational education teacher

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — О.В. Тарасюк, О.Е. Краюхина, Д.Ф. Крель, А.М. Старкова

В статье рассматриваются вопросы развития творческого потенциала будущих педагогов профессионального обучения в области креативной индустрии моды как процесса перехода от эскизной художественно-творческой деятельности к практическому проектированию и выполнению объектов дизайна в материале. Обосновывается необходимость развития творческого потенциала педагога в сфере дизайн-проектирования путем выполнения творческих работ на таких дисциплинах, как «Рисунок с основами пластической анатомии», «Живопись с основами цветоведения», «Основы композиции» в рамках занятиях на пленэре, процессе обучения декоративному натюрморту и академическому рисунку с приемами рисования человеческой фигуры. В дальнейшем при формировании профессиональных умений в области индустрии моды данные способности помогают в процессе разработки фор-эскизов и художественных эскизов моделей одежды проектируемой коллекции и последующей ее реализации в материале с учетом подходов цветообразования и формообразования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — О.В. Тарасюк, О.Е. Краюхина, Д.Ф. Крель, А.М. Старкова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE CREATIVE POTENTIAL OF FUTURE TEACHERS OF PROFESSIONAL TRAINING IN THE FIELD OF CREATIVE FASHION INDUSTRY

The article examines issues of developing the creative potential of future teachers of professional training in the field of creative fashion industry as a process of transition from sketchy artistic and creative activity to practical design and execution of design objects in the material. The article substantiates the need to develop the creative potential of a teacher in the field of design by performing creative works in such disciplines as “Drawing with the basics of plastic anatomy”, “Painting with the basics of color science”, “Fundamentals of composition” in the framework of classes in the open air, the learning process of decorative still life and academic drawing with techniques of drawing a human figure. In the future, when forming professional skills in the field of fashion industry, these abilities help in the process of developing for-sketches and artistic sketches of clothing models of the projected collection and its subsequent implementation in the material, taking into account the approaches of color formation and shaping.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБЛАСТИ КРЕАТИВНОЙ ИНДУСТРИИ МОДЫ»

8. О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы: Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 ноября 1966 г N 874. Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. Available at: https://docs.cntd.ru/document/765711527

9. Суханова Т.В. К вопросу о вариативности учебных планов российских школ. Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. 2023; № 210: 109-116.

10. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях: Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.1178-02: утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, Первого заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации от 28 ноября 2002 г. N 44. Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. Available at: https://docs.cntd.ru/document/901835064

11. О внесении изменений N 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях»: Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 ноября 2015 г. N 81. Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. Available at: https://docs.cntd.ru/document/4203244277markep64U0IK

References

1. Celiverstova E.N. Razvivayuschaya funkciya obucheniya: sovremennyj didakticheskij vzglyad. Pedagogika. 2006; № 4: 45-52.

2. Teoreticheskie osnovy soderzhaniya obschego srednego obrazovaniya. Moskva: Pedagogika, 1983.

3. Perminova L.M. Metodologicheskie osnovy predmetnosti obucheniya. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2012; № 3: 11-23.

4. 'Erisman F.F. Izbrannyeproizvedeniya. Moskva: Medgiz, 1959; T. II.

5. Stepanova M.I., Sedova A.S. O probleme uchebnyh peregruzok v rossijskih shkolah. Otechestvennaya izarubezhnaya pedagogika. 2023; № 6: 65-78.

6. Ob utverzhdenii sanitarnyh pravil SP 2.4.3648-20 «Sanitarno-'epidemiologicheskie trebovaniya k organizaciyam vospitaniya i obucheniya, otdyha i ozdorovleniya detej i molodezhi»: postanovlenie Glavnogo gosudarstvennogo sanitarnogo vracha Rossijskoj Federacii ot 28 sentyabrya 2020 g. № 28. Available at: https://www.rospotrebnadzor.ru/ files/news/SP2.4.3648-20_deti.pdf

7. Osmolovskaya I.M. Didaktika: otklassiki ksovremennosti. Moskva; Sankt-Peterburg: Nestor-Istoriya, 2020.

8. O merah dal'nejshego uluchsheniya raboty srednej obscheobrazovatel'noj shkoly: Postanovlenie Ck KPSS i Soveta Ministrov SSSR ot 10 noyabrya 1966 g. N 874. 'Elektonnyj fond pravovyh i normativno-tehnicheskih dokumentov. Available at: https://docs.cntd.ru/document/765711527

9. Suhanova T.V. K voprosu o variativnosti uchebnyh planov rossijskih shkol. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta imeni A.I. Gercena. 2023; № 210: 109-116.

10. Gigienicheskie trebovaniya k usloviyam obucheniya v obscheobrazovatel'nyh uchrezhdeniyah: Sanitarno-'epidemiologicheskie pravila SanPiN 2.4.2.1178-02: utverzhdeny postanovleniem Glavnogo gosudarstvennogo sanitarnogo vracha Rossijskoj Federacii, Pervogo zamestitelya Ministra zdravoohraneniya Rossijskoj Federacii ot 28 noyabrya 2002 g. N 44. 'Elektonnyj fond pravovyh i normativno-tehnicheskih dokumentov. Available at: https://docs.cntd.ru/document/901835064

11. O vnesenii izmenenij N 3 v SanPiN 2.4.2.2821-10 «Sanitarno-'epidemiologicheskie trebovaniya k usloviyam i organizacii obucheniya, soderzhaniya v obscheobrazovatel'nyh organizaciyah»: Postanovlenie Glavnogo gosudarstvennogo sanitarnogo vracha Rossijskoj Federacii ot 24 noyabrya 2015 g. N 81. 'Elektronnyj fond pravovyh i normativno-tehnicheskih dokumentov. Available at: https://docs.cntd.ru/document/4203244277marker=64U0IK

Статья поступила в редакцию 22.01.24

УДК 378.011.33:687.01

Tarasyuk O.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Russian State Vocational Pedagogical University (Ekaterinburg, Russia), E-mail: tarasyuk.olga2012@yandex.ru

Krayukhina O.E., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Head of Department of Style and Image, Russian State Vocational Pedagogical University (Ekaterinburg, Russia), E-mail: o.e.krayukhina@gmail.com

Krel D.F., senior teacher, Russian State Vocational Pedagogical University (Ekaterinburg, Russia), E-mail: kartell72@mail.ru Starkova A.M., senior teacher, Russian State Vocational Pedagogical University (Ekaterinburg, Russia), E-mail: anna.stark@mail.ru

DEVELOPMENT OF THE CREATIVE POTENTIAL OF FUTURE TEACHERS OF PROFESSIONAL TRAINING IN THE FIELD OF CREATIVE FASHION INDUSTRY. The article examines issues of developing the creative potential of future teachers of professional training in the field of creative fashion industry as a process of transition from sketchy artistic and creative activity to practical design and execution of design objects in the material. The article substantiates the need to develop the creative potential of a teacher in the field of design by performing creative works in such disciplines as "Drawing with the basics of plastic anatomy", "Painting with the basics of color science", "Fundamentals of composition" in the framework of classes in the open air, the learning process of decorative still life and academic drawing with techniques of drawing a human figure. In the future, when forming professional skills in the field of fashion industry, these abilities help in the process of developing for-sketches and artistic sketches of clothing models of the projected collection and its subsequent implementation in the material, taking into account the approaches of color formation and shaping.

Key words: creative potential, creative fashion industry, vocational education teacher

О.В. Тарасюк, канд. пед. наук, проф., Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург, E-mail: tarasyuk.olga2012@yandex.ru

О.Е. Краюхина, канд. пед. наук, доц., зав. каф. стиля и имиджа Российского государственного профессионально-педагогического университета, г. Екатеринбург, E-mail: o.e.krayukhina@gmail.com

Д.Ф. Крель, ст. преп., Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург, E-mail: kartell72@mail.ru А.М. Старкова, ст. преп., Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург, E-mail: anna.stark@mail.ru

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБЛАСТИ КРЕАТИВНОЙ ИНДУСТРИИ МОДЫ

В статье рассматриваются вопросы развития творческого потенциала будущих педагогов профессионального обучения в области креативной индустрии моды как процесса перехода от эскизной художественно-творческой деятельности к практическому проектированию и выполнению объектов дизайна в материале. Обосновывается необходимость развития творческого потенциала педагога в сфере дизайн-проектирования путем выполнения творческих работ на таких дисциплинах, как «Рисунок с основами пластической анатомии», «Живопись с основами цветоведения», «Основы композиции» в рамках занятиях на пленэре, процессе обучения декоративному натюрморту и академическому рисунку с приемами рисования человеческой фигуры. В дальнейшем при формировании профессиональных умений в области индустрии моды данные способности помогают в процессе разработки фор-эскизов и художественных эскизов моделей одежды проектируемой коллекции и последующей ее реализации в материале с учетом подходов цветообразования и формообразования. Ключевые слова: творческий потенциал, креативная индустрия моды и красоты, педагог профессионального обучения

Актуальность работы определяется тем, что современный рынок труда, развитие креативной экономики требуют специалистов в области креативных ин-дустрий, а это значит, что необходима подготовка педагогов профессионального обучения, не только владеющих предметной составляющей будущей профессиональной деятельности, но и способных развивать творческий потенциал будущих специалистов в области креативной индустрии моды.

Целью работы является исследование особенностей развития творческого потенциала будущих педагогов профессионального обучения как основы про-

фессионально-педагогической деятельности в области креативной индустрии моды.

Задачи исследования:

- выявление особенностей развития творческого потенциала будущих педагогов профессионального обучения в области индустрии моды;

- значимость формирования творческих способней будущих педагогов профессионального обучения в процессе проектирования в индустрии моды и красоты;

- определение форм и методов формирования творческого потенциала педагога профессионального обучения в современных условиях.

Теоретическая значимость состоит в том, что результаты исследования используются в определении основных направлений развития подготовки педагогов профессионального обучения в области креативной индустрии моды.

Практическая значимость связана с возможностью использования результатов исследования для совершенствования процесса подготовки будущих педагогов профессионального обучения в области креативной индустрии моды.

Современное развитие креативной экономики нуждается в специалистах новой формации с культурными ценностями, накопленными в результате творческой деятельности людей. Насколько успешными эти специалисты будут в профессиональной деятельности, зависит от педагогов профессиональной школы, которые будут не только преподавать дисциплины, но и развивать творческий потенциал будущих специалистов в области креативных индустрий как необходимое и достаточное условие их подготовки. При этом творчество играет очень важную роль и в подготовке самих будущих педагогов профессионального обучения. В нашем исследовании мы рассматриваем творчество педагога как высшую форму его активности и самостоятельности в профессионально-педагогической деятельности, одним из основополагающих результатов которой является создание условий для проектирования и реализации образовательного процесса подготовки специалистов по новым специальностям и профессиям среднего профессионального образования, отличающегося неповторимостью, оригинальностью, например, специалистов в области креативной индустрии моды.

Детерминантом творческого процесса - необходимой предпосылкой и результатом любой деятельности творческого характера - является творческий потенциал. «Творческий потенциал педагога - это система личностных способностей (изобретательность, воображение, критичность ума, открытость ко всему новому), позволяющих оптимально менять приемы действий в соответствии с новыми условиями, и знаний, умений, убеждений, определяющих результаты деятельности (новизну, оригинальность, уникальность подходов субъекта к осуществлению деятельности), в итоге побуждающих личность к творческой самореализации и саморазвитию» [1].

Большую роль в подготовке будущих педагогов профессионального обучения в области креативных индустрий играет творческий потенциал студентов. Рассмотрение результатов различных исследований, проводимых в данной области, позволяет сделать вывод о том, что творческий потенциал выпускников вуза как будущих педагогов профессионального обучения - это совокупность возможностей в области профессиональной педагогики и креативной индустрии моды, которые существуют в скрытом виде и в определенных условиях способны проявиться с качественно новыми результатами профессионально-педагогической деятельности. Так, воображение и фантазия помогают педагогам выразить профессиональную индивидуальность, что помогает им достичь успеха как в педагогической, так и творческой деятельности.

При этом прежде, чем говорить о формировании творческого потенциала и его реализации в области профессиональной деятельности педагога профессионального обучения в области креативной индустрии моды, важно сформировать у него потребность в творческой деятельности в предметной области, а именно -в индустрии моды.

Это связано со спецификой профессиональной деятельности специалиста в области индустрии моды, которая предполагает владение широким спектром профессиональных умений: составление пакета технологической документации, сопровождающей швейные изделия; разработка конструкторской документации, работа на современном оборудовании с учетом его функциональных возможностей; оценка характеристик современных материалов и возможностей их сочетания, потребностей, которые существуют в современном обществе, реали-зовывать их в соответствии с запросами потребителей одежды, которая будет востребована на рынке фэшн-индустрии. Для создания будущим педагогам профессионального обучения условий для овладения самим этой деятельностью необходимо развитие у них творческих способностей и творческого потенциала, начиная с первого курса обучения, путем выстраивания преемственной системы творческих практик, направленных на поиск авторского индивидуального творческого почерка будущего профессионала в части эскизной подачи моделей проектируемой одежды.

Сегодня будущие педагоги профессионального обучения, подготовка которых осуществляется в рамках ФГОС ВО направления «Профессиональное обучение (по отраслям)» по образовательной программе «Технологии имиджа в индустрии моды и красоты» кафедры стиля и имиджа Российского государственного профессионально-педагогического университета, готовятся к осуществлению профессионально-педагогической деятельности в области креативной индустрии моды, к созданию корпоративного и персонального имиджа с использованием современных технологий проектирования одежды, парикмахерского и визажного искусства.

Основным видом профессиональных задач, заявленных в реализуемой образовательной программе, является проектный, который предполагает педагогическое проектирование и проектирование дизайнерского продукта в области индустрии моды. Это обусловлено спецификой профессионально-педагогической деятельности педагога профессионального обучения в области креативной индустрии моды.

Проектная деятельность студентов - будущих педагогов профессионального обучения в области креативной индустрии моды - ориентирована на развитие интереса обучающегося к активной познавательной деятельности, раскрытие его личности и индивидуальной профессиональной направленности, а также на развитие его интеллектуальных и творческих способностей в процессе систематического решения актуальных проблем в выбранной предметной области в ходе учебной деятельности.

Для подготовки к профессионально-педагогической деятельности в образовательный процесс, кроме дисциплин психолого-педагогического характера, последовательно включены дисциплины художественно-творческого и конструк-торско-технологического содержания, что способствует развитию творческих способностей студентов - будущих педагогов профессионального обучения в предметной области, его проектной культуры, профессиональному становлению в сфере проектирования востребованной и модной одежды. При этом основной задачей выдвигается стимулирование творческой активности личности каждого студента. В основе реализации образовательной программы заявлен проектный подход, который требует таких форм и методов обучения, которые будут стимулировать профессиональный интерес обучающихся, их мотивацию к развитию творческого потенциала через сознательное усвоение необходимых знаний и освоение профессиональных компетенций.

Начиная с первых дней обучения в вузе, студенты в соответствии с учебным планом подготовки бакалавра по данной образовательной программе приступают к освоению творческой деятельности в сфере дизайн-проектирования путем выполнения творческих работ на таких дисциплинах, как «Рисунок с основами пластической анатомии», «Живопись с основами цветоведения», «Основы композиции», которые изучаются в первом и втором семестрах первого курса обучения. Осваивая содержание вышеназванных творческих дисциплин, каждый студент постигает не только эстетическую составляющую будущей профессиональной деятельности, но и пути самовыражения через различные художественные материалы и методы, что является одной из основных задач не только указанных дисциплин, но и всей образовательной программы. Это объясняется отчасти тем, что именно в юношеском возрасте, в котором находятся студенты первого курса, происходит важный этап понимания сущности изобразительного искусства, его значения в формировании мировоззрения обучающихся. Одна из наиболее актуальных возможностей подготовки будущих профессионалов к творческой деятельности еще на первом курсе обучения в вузе является обращение к первоисточнику творческого вдохновения - к природе. «Творческая деятельность на природе учит обучающихся созерцать и понимать ее красоту, способствует развитию эстетических представлений об окружающем мире и является важным аспектом в формировании художественных способностей. Значение работы на пленэре с этой точки зрения трудно переоценить. Цель работы на пленэре - закрепление и расширение полученных знаний и навыков, выработка умения творчески применять их на открытом пространстве в условиях естественного освещения. Рисование на пленэре обогащает положительными эмоциями, приносит радость познания красоты и многообразия окружающего мира, воспитывает живой интерес к его изучению, бережное отношение к природе» [2].

Само понятие «пленэр» (от фр. епрУпа^ - «на открытом воздухе») подразумевает «занятие живописью на открытом воздухе в любое время года. Целью художника в данном случае выступает максимально точная визуализация в рамках этюда полного спектра изменений цвета, связанных с естественными условиями освещённости, спецификой пространства и воздуха, погодными условиями, временем суток, сезоном и прочими значимыми для отображения натуры факторами» [3].

В этот период обучающиеся осваивают и воспринимают различные цвета относительно друг друга, начинают понимать, что нет ни одного самостоятельного цвета, который существовал бы отдельно от других. Цвет перестает быть просто свойством поверхности, а становится объемным и многогранным под влиянием освещения, окружающих предметов и атмосферы. Студенты учатся видеть природную красоту формы и цвета, переходы оттенков и возможные красочные сочетания. Именно на пленэре есть уникальная возможность понять насыщенность цветов, их влияние друг на друга, различать яркость, тональность и хроматичность основных и дополнительных цветов.

Таким образом, можно сформулировать основные значимые результаты учебной деятельности студентов на данном этапе работы:

- умение изображать объекты в пространственной среде;

- умение применять знания о построении художественной формы;

- умение последовательно вести работу над композицией;

- умение анализировать увиденное;

- умение владеть приемами выполнения живописных работ;

- умение находить для решения творческой задачи оригинальные пластические приемы.

Помимо этого, необходимо нарабатывать навыки:

- использования средств живописи;

- проведения сбора целевого подготовительного материала для творческой работы;

- выбора изобразительных средств решения задачи;

- работы последовательной над композицией.

Имея данные знания, умения и навыки, студенты начинают с самой простой постановки, поэтомумастерствопреподавателязакпючается в грамотной постановке с четко поставленными задачами. Для первокурсников, например, предлогеетсо темо«Зарисэкки распеноо», но иэеррмкннитжелауеоьзо деоань вместе с окружающей средой. Выполняя простые задания, студенты изучают особенности растения, определяют форму, его закономерности строения и пла-стик-Постепеннэ «оснановкн^ложмяются, предоагаетррмуно^утой воткм, затем стволов деревьев, при этом усложняются задачи от изучения строения, вы-явлемия осо^^тмст^л, и отш^к^К, ж^тпд -отзеродтчн о^и^о» к постепенному пермхюдук выполнению рисунков и набросковживотныхи птиц в статисе, акатежк в длиамио. Е^ьмс^лмеся кратко-рекенуыетмсенки оттрея до пятнадцати минцг,пци эоомстудеуыил^к^вают се;

тают нозыжкертдочп анатомичисккя ,орпти.

этапвм явюяствявутолнонив раиюриоро та. Натюрморт ставится на открытом воздухе. При этом студенты наблюдают и оценивэюж млнонте вэз^шно^рэды, влияние цветовых рефлексов, мягкость контуров орвоп|кедолннооиосвещенмсноидошной среда.

Подготовклнтыо нтоденто» учтсю г^л^н^н^^ нас-ораются вжколкети-ем этюдов сложного июи пийыржс. Обвеса ивыпчл-

нени-кошвма с одноT итж жлттчри, зо вразноевремя сртрк,в тазлирзыо погодных рсвооиих.Даое псрврет, вь^^с^ло^н^иав^^вм озасолз це пдказииает громлрнке ноТсотдета цттт, згра стекотсни мтиЖмта^т ФаР-

тастическое значение. Практика показывает, что только на пленэре можно передать наиб—ее вочно,юово иаовкооцоДеоноети цвсиаимривде - раннж удж зака^ <^отн°^ ^^^рттприсч^^ы^ дсзтО^елиес п^здо^а практике -оивесьнь 1м эффект с^^д^^^м—в-

возникаетсон^1^аное^етотозово-фндьь

Неаоотрязамиос<аутмо то^<^житилоы отдо праведединпмен эра, сту-денттl-коpзoиyмьззктчтллкквaютсутпeиымтяжтм ьaмpудзрзтй.котoрыe оПук словливаются следующими моментами: необходимостью передавать большие простразстно то п^м-дира^л-ч№1х xyдoмecявеззы-гтюфивeрмид ктдсов; зз-менчивостью освещенности изображаемых объектов и погодных условий; различными пуинагатьдопопниведкни.енслия при ^гаки^^ц^и рэ^негрктста. Плэкомьпмийoдгoмoвкeп п^веджниидакзрй формы пракввческих зониввС ^по^^вэт^г^дм сса должзм Дни вщаволнио про-думанс о врпютепо в о-оо^^^^л^н^ый пмoйпcж,зoрипьлтчмocжзо ориентирсвднну|й хсрекоер с оиооо й ш о^ы^иж^^^лмып сскбеноосвик^>вдоо студзнта -свэ. 1).

видеть и изображать особенности фигуры с учетом одежды, позы, центра тяже-ся», ппасттккжонмыи тр«гит хокактэрзых деталей

Наброски могут быть выполнены различными графическими материалами, тжкими к«к кголя, сепия,тa»гвзal тцрь, акварольв разл»чные мар-

керы. Набросок обычно выполняется быстро и свободно, без особого внимания к деталям. Техника исполнения в материале зависит от поставленной задачи.

■афтски мтгжгeмвьлкн е^юми, воаовымз элв цзeпоуыми.оlинeйные наброски выполняются с использованием только линий различной толщины и ха-яакжерлотрзовыт а л т^з ^л^н^рю отвотозвё и пявнт га к инстру-

монпов|сажения гуз^швоипе^иешвы, а цмесавую - с импельзнв^н^и^кл цееоа дяк п е росачи сжстояквя и хапнкрерт ар и роды илитинв е ко.

Мцвн ии поостыхв Д^с^^^^^и^^х мнабоомкюв яжlвжтця гиэфвж^^ьд трранмаш. Оз позволяет леио вткснвь узмeвпвтявтзcрвoк и дает нозкюжность (^^^кав^т^^лдо^^^ пмроходы м^ждр^т^^нгамж Нараннршинцгц быть твердыми или мягкими, что позволяет художнику свободно владеть необходимой интенсивностью линий.

Длянaбвмcоoц фыуры человека хорошо подходят мягкие материалы, та-квлкокгастель, yгoмЬ[PeьвPl Озр да— ^^к^^^у^, плавзлж льзкю.нооеоодящую в пякно, в емоют хоиошуФкpаюжyюcпеcобнopтььуяаыpуpсгp в ^^¡^^/^н^пв фк^ж свпт^г^овя стокх взееаалезой в воблюдe^^вз.

Вытоли^л^ыо pтyнeстамвзaбооpив могут бьыь к^^пс^ь^^с^мннс кaитaюooта-нскусство, ствeпPйготов»тeйьнэгт магеоза для бо-

лее крупных работ, например, для фэшн-иллюстраций. Эскизы помогают молодо-ау спе^алорту заМсковцоватьфцрму, дивюуувр,гpапоpсви, псаитмхх кротома в а тлкжэ ^зптьм^в впвд■<в в жтхрвке pндoкaнвр Шш■2й

Дааеепрв «Opоpзыкымнозмцвн» oЮичюющиоcунно-

иpмдтпяp фэш^ю»ллюpпpмтвойтзpвемомк c■гимизaцжд ф^^^з! челрвека, изображением фактуры и пластики тканей с учетом технического рисунка. Студенты олюя^ют oунозныотpнтмывпl»oлзeзия одвeфвмрнpм ктмкpйнж»и с учетом предлагаемых задач:

о кемпoмсснтбозфoиoуoгoолдозия;

- фигура в ракурсе;

- риeтpвpнaльвые рлшeнииЩигyонoй кюпоувовв;

- фв^та в тростинстюст^этор^^^ ршеэв^л^.

След^к^^м эс^пам с^^^цеты в ьтомн^уютод^т^у котореяпыерссмктвввсат адтн^с^мс^с^к^е с оет^лл ^^меекy^eта фона. ОРрчоющхеоядцлжны в^^к (^иraДжатр иам^н^нсй фоомат, юр геакнн 4)игррав ннвр. в нeскдды<вg ^(^в^тж в тю^|тcоx ^юк вм

Рве. 1. Работы, выполненные на пленэре

Далее обучающиеся приступают к одному из самых важных этапов худо-жественно-пцоeктнoгoабучeния -вскусстшшрвуунка: выпилеевво гнФи-ческих работ: набросков и эскизов с натуры. Используя свои навыки и знания пластичеекмй aнртеюнм, стсдв»срl а^ншзя cызжaгaт^ быртсые н рочннл зозвуоот с учетом пропорций человеческой фигуры. Основной целью данных упражнений явля-тся резвнтте умонвй r^eсe^^кт ¡^зрактерныз

возможность предложить интересное и оригинальное решение организации ком-лвиов.

На последующем курсе обучения развитию творческого потенциала буду-щфго отч^тога ммюЮыccт(^^^диужкю -еочэнмя в оолссим иpоен^^м(^м моды способствует изучение целого ряда профильных дисциплин с учетом глиоярл«. Тноти д^<^вкплин^л^и пюф^J^мньши дисци-

Рис.3. Поиск авторскогопочеркавпроцессеработынадфор-эскизами припркедюфоганди одесы-ляграв хенрин

смелость и неординарность при выполнении комбинирования стилей и подсти-лей в одежде.

5 эдоисефлод сытудвн-ол -быдфщих пиофгсииохаливдрюасигнкй индустрии моды продолжает формироваться индивидуальный, авторский почерк, ко-тхрыйвыховытся чхрел усыные грамотсо т^сВо^^"^^ с ыаклвчлымлыхтдниалами (линеры, ручки, карандаши, фломастеры и т. п.) и использование разнообразных тдхиик,вкючиющи1104лави сдв11минные графиывские копро-граммы.

На основе всего изученного материала обучающийся оценивает эстетиче-икуф иы-а4итеп1нсссь,4елпс1ность, га-моничпосты,сдответутвие раз|таботан-ных фор-эскизных решений первоначальному замыслу (концепции) и создает художектЕ!-нлые эсквзы

Художественные (творческие) эскизы - детально проработанные изобра-жлсия 1\лои^лле с^д^о<де1ы нвкте, сокедиищи- оеторохиы пич^р^ы дпзийккза. Де этом этапе обучающийся уже предметно может описать проектируемую кол-лссдхю одсждс: саквы хдсжриииы ^лвнипеел иссохлзФВФК т каботе; вто Сщео являться композиционными акцентами, какие аксессуары будут применяться в раленейшей доЗете. дакее виыи/^лдорг^е^^ныр деделяо он пхюдирипз е|оимзнияо, чти будет я^л^т^ыся ведащимимыслпрымиэлемиртсми.

Зееepшеюpим ытспво Е(пр^1^п^(^юадолесинно-творческого поиска является выполнение техничесдого рисунда. Техничесдий рисунод, являясь нагляд-

Рие Ы Рл^г^Сытха фор-эскизовприпр^^ыти|^с^^^ианл^^ж^1^1 лояправославныхженщин

Рис.5.Разработкахудожественныхэскизовприпроектированииодеждыдля православныхженщин

плинами в области технологии моды являются «Материаловедение швейного производства», «Технологии швейных изделий», «Основы профессионального мастерства» и др. Их изучение позволяет направлять формирование и развитие творческих способнос ей студентов в область практического применения в проек-тирывании нову|х,влсирс4овлнныxм4дeодйддe>Аы. Првитом уссаыапхиваессы связь между художес^Е^анн^-^^Е^^^!^едоаоыдом обсызоыы ре,нипипрэртк-чисним проектированием, переходя от образного, композиционного решения к выполнению и дррыботде фор-асеизов, эсдизов тдкн^!^есдаго

рисунка с учетом требований, предъявляемых к проектируемым моделям одежды.

Фор-эскиа -отoфадcaциреepыpнаэaтьнpro оадтсла, Ыдзы ырседтерде-миграздеыдя.Ыыфе вкего эерИырввыю даДирыда, додориекозволяюр рт/дедту передать основную мысль, идею, замысел объекта проектирования. Фор-эски-зы - это большое чартепоесковой ра прлояотря с

деыхю нсгрыдегак а пырввч7р-фадрал1-а офалного ришенил ы .слрд п ие^дл-чи основного зомысла апезарояет определить аеневыут концепдтатул идею будущей коллекции моделей проектируемой одежды.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Очень вао^ь^^м вдаДотсаа декнсм эеапе раквотия террчекдого потекциалп обучающихся является «насмотренность» будущего профессионала в креативной индустрии оодр1, ее всенаязамеаать азменеыао Фрорр1,дррпорыио, цветиа объёмов в коллекциях современных дизайнеров одежды, способность проявлять

Рис. 6. Выполнение технического рисунка при проектировании одежды для православныхженщин

ным изображением проектируемой модели одежды, способом ее детальной про-рисовкиитехнической фикса ции в двух проекциях (со стороны переда и спинки), позволяетобъединить выбра нный дизайн швейного изделия, его конструктивные и технологические особенности с учетом всех современных производственных требриаиири г^ыдыочтншыот.е^толею тем саоым оиеспмивчя гюслодуси щий переход к процессу изготовления одежды в условиях предприятий креатив-нои ювд°стииимыды.

На основании технического рисунка возможно оценить силуэтное решение овдеыиылткоилекиии отеждюотдяыотквевичиюр нрилогонияоделадокфиииые, проанализировать пропорциональное соотношение видов одежды; определить рысвов митыриовов и оложнеить коисореттсвне-ыеииооогинеского вошентя.

Рис.7. Воплощениеэскизныхрешенийвматериале при проектировании одежды для православных женщин

Следовательно, весь процесс развития творческих способностей будущих педагогов профессионального обучения связан в первую очередь с особенностями предметной области дисциплин подготовки специалистов в области креативной индустрии моды, которые должны соответствовать основным этапам художественно-творческой проектной деятельности, связанной с эскизированием проектируемой одежды (единичных изделий, семейств моделей или их коллекций). Все это, начиная от поиска источника вдохновения и приобретения опыта применения художественно-изобразительных средств на пленэре, выработки подходов в понимании цветообразования и формообразования, до выполнения технических рисунков проектируемых моделей одежды как части конструкторско-технологической документации на внедрение и выпуск швейного изделия в условиях современного производства способствует развитию творческого потенциала студента. Так, цветовые композиции, поисковые решения в части рисования фор-эскизов, художественные эскизы, технические рисунки являются основой дальнейшего творческого процесса проектирования современных и востребованных моделей одежды, включая:

- выбор материалов, их фактур, эргономических показателей с учетом назначения конкретной одежды и условий ее эксплуатации;

- разработку конструкции швейного изделия и его моделирование с использованием современного программного обеспечения;

- выбор способов обработки деталей и узлов швейных изделий в соответствии с использованием обобранных материалов;

- выбор оборудования с учетом его технологических возможностей.

Таким образом, развитие творческого потенциала будущих педагогов профессионального обучения в области креативной индустрии моды происходит с первых дней их обучения в вузе при последовательном погружении в художественно-творческую деятельность, которая направлена на формирование индивидуального творческого почерка, уникальных способностей видеть образные решения в процессе изучения как дисциплин композиционно-графической, так и технологической направленности.

Библиографический список

1. Привалова ГФ. Развитие творческого потенциала педагога в конкурсах профессионального мастерства. Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры, 2012.

2. Лукина А.В. Развитие творческих способностей детей средствами проведения пленэрных мероприятий. Санкт-Петербург: Академия развития творчества ООО «Центр Развития Педагогики», 2019.

3. Кузнецов Е.Ф., Кузнецов М.Е. Пленэрная практика как неотъемлемая часть образовательной программы обучения будущих специалистов творческих специальностей: дизайнеров, архитекторов, градостроителей. Педагогический журнал. 2020; № 2-1: 340-347.

4. Депсамес Л.П., Бузина Н.О. Развитие креативности в проектной деятельности студентов-дизайнеров. Проблемы современного педагогического образования, 2022; №75-2:104-107.

5. Тарасюк О.В., Краюхина О.Е. Основные подходы к опережающей подготовке педагогов профессионального обучения в области стиля и имиджа. Среднее профессио-нальноеобразование.2021;№5:23-27.

6. Тарасюк О.В., Краюхина О.Е. Креативные индустрии моды как ориентир развития профессионально-педагогического образования. Высшее образование сегодня, 2023; № 1:50-55.

References

1. Privalova G.F. Razvitie tvorcheskogo potencíala pedagoga v konkursah professional'nogo masterstva. Kemerovo: Kemerovskij gosudarstvennyj institut kul'tury, 2012.

2. Lukina A.V. Razvítíe tvorcheskíh sposobnostejdetejsredstvamí provedeníya plen'ernyh meropríyatíj. Sankt-Peterburg: Akademiya razvitiya tvorchestva OO0 «Centr Razvitiya Pedagogiki», 2019.

3. Kuznecov E.F., Kuznecov M.E. Plen'ernaya praktika kak neot'emlemaya chast' obrazovatel'noj programmy obucheniya buduschih specialistov tvorcheskih special'nostej: dizajnerov, arhitektorov, gradostroitelej. Pedagogícheskíj zhurnal. 2020; № 2-1: 340-347.

4. Depsames L.P., Buzina N.O. Razvitie kreativnosti v proektnoj deyatel'nosti studentov-dizajnerov. Problemy sovremennogo pedagogícheskogo obrazovaníya, 2022; №75-2: 104-107.

5. Tarasyuk O.V., Krayuhina O.E. Osnovnye podhody k operezhayuschej podgotovke pedagogov professional'nogo obucheniya v oblasti stilya i imidzha. Sredneeprofessíonal'noe obrazovaníe. 2021;№5:23-27.

6. Tarasyuk O.V., Krayuhina O.E. Kreativnye industrii mody kak orientir razvitiya professional'no-pedagogicheskogo obrazovaniya. Vysshee obrazovaníe segodnya, 2023; № 1:50-55.

Статья поступила в редакцию 16.01.24

УДК 37.032

TereshchenkoE.I., teacher, EnglishLanguageDepartment5,MGIMO(Moscow, Russia), E-mail: e.tereshchenko@inno.mgimo.ru

THE TEACHER'S ROLE IN DEVELOPING STUDENTS' INFORMATION COMPETENCE. The article provides an in-depth analysis of how teachers influence students' information competence within the educational process. The study focuses on analyzing theoretical approaches to the role of the teacher, the correlation with the concept of "pedagogical support," and highlighting the key functions of the teacher in shaping students' information skills. The research provides an analysis of the evolution of the teacher's roles in the context of education, with a concentration on the classical approach and its transformations within the framework of forming information competence. The study reveals a rethinking of the educational process, portraying it as an individualized and adaptive approach. The author emphasizes a new perspective on education, oriented towards the unique needs and characteristics of each student. The obtained results offer key principles for transforming the teacher's role in the modern educational environment, considering the rapid development of information technologies and the requirements for students' information competence.

Key words: teacher's role, information competence, educational process, transformation of roles, pedagogical support, evolution of education

Е.И. Терещенко, преп., Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России, г. Москва,

E-mail: e.tereshchenko@inno.mgimo.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.