Научная статья на тему 'Проблемы развития компетентностных коммуникаций будущих специалистов индустрии моды в условиях внедрения новых образовательных стандартов'

Проблемы развития компетентностных коммуникаций будущих специалистов индустрии моды в условиях внедрения новых образовательных стандартов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБУЧАЮЩЕЕ ПРОСТРАНСТВО / ДИЗАЙН-ПРОЕКТ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА / ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОДЕЖДЫ / КОДИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ / ИНФОГРАФИКА / ОБРАЗОСТРОЕНИЕ / ИНЖЕНЕРНОЕ МЫШЛЕНИЕ / COMPETENCE-BASED LEARNING / LEARNING SPACE / DESIGN PROJECT / TECHNOLOGICAL MAP / DESIGN OF CLOTHS / ENCODING OF INFORMATION / INFOGRAPHICS / IMAGE MAKING / ENGINEERING THINKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Еремина Н. А.

Включение принципов производства в структуру практической обучающей среды определено новыми образовательными стандартами. Профессиональные коммуникации являются важной составляющей компетенций специалиста. Регулирование профессиональной коммуникации в системе дизайн-проектов реализуется с помощью основного документа технологической карты. Обучение будущих специалистов правилам коммуникации через кодирование информации в технологических картах является важным для формирования основной коммуникационной компетенции. В статье обоснована необходимость развития интегрированных навыков художественного и инженерного мышления для освоения специфики коммуникативных компетентностных качеств специалиста индустрии моды. Представлен опыт формирования навыка кодирования информации для технологических карт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Еремина Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of Developing Competence Communications of Future Fashion Industry Specialists within Implementing the New Educational Standards

The incorporation of production principles into the structure of a practical learning environment is determined by the new educational standards. Professional communications are an important component of specialist’s competencies. Regulation of professional communication in the system of projects is implemented with the help of the main document the technological map. Teaching future specialists to the rules of communication through encoding information in technological maps is important for the formation of the main communication competence. The article substantiates the need to develop integrated skills of artistic and engineering thinking in order to master the specifics of the communicative competence qualities of a fashion industry specialist. The experience of the formation of information coding skills for technological maps is presented.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития компетентностных коммуникаций будущих специалистов индустрии моды в условиях внедрения новых образовательных стандартов»

УДК 377.36 ББК 74.47

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНЫХ КОММУНИКАЦИЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ИНДУСТРИИ МОДЫ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

I Н.А. Еремина

Аннотация. Включение принципов производства в структуру практической обучающей среды определено новыми образовательными стандартами. Профессиональные коммуникации являются важной составляющей компетенций специалиста. Регулирование профессиональной коммуникации в системе дизайн-проектов реализуется с помощью основного документа — технологической карты. Обучение будущих специалистов правилам коммуникации через кодирование информации в технологических картах является важным для формирования основной коммуникационной компетенции. В статье обоснована необходимость развития интегрированных навыков художественного и инженерного мышления для освоения специфики коммуникативных компетентностных качеств специалиста индустрии моды. Представлен опыт формирования навыка кодирования информации для технологических карт. 55

Ключевые слова: компетентностное обучение, обучающее пространство, дизайн-проект, технологическая карта, проектирование одежды, кодирование информации, инфографика, образостроение, инженерное мышление.

PROBLEMS OF DEVELOPING COMPETENCE COMMUNICATIONS OF FUTURE FASHION INDUSTRY SPECIALISTS WITHIN IMPLEMENTING THE NEW EDUCATIONAL STANDARDS

I N.A. Eremina

Abstract. The incorporation of production principles into the structure of a practical learning environment is determined by the new educational standards. Professional communications are an important component of special-

ist's competencies. Regulation of professional communication in the system of projects is implemented with the help of the main document — the technological map. Teaching future specialists to the rules of communication through encoding information in technological maps is important for the formation of the main communication competence. The article substantiates the need to develop integrated skills of artistic and engineering thinking in order to master the specifics of the communicative competence qualities of a fashion industry specialist. The experience of the formation of information coding skills for technological maps is presented.

Keywords: competence-based learning, learning space, design project, technological map, design of cloths, encoding of information, infographics, image making, engineering thinking.

Современное профессиональное образование активно модернизируется под влиянием социально-экономических реформ. Вступающие в силу образовательные стандарты профессионального обучения (ФГОС) ориентированы на соединение двух идей — академической квалификации и профессиональной квалификации. Последняя будет характеризоваться степенью соответствия приобретаемых компетенций профессио-г„ нальным стандартам [1]. Новая пара-56 дигма профессионального образования инспирирует формирование инновационных подходов к организации образовательной среды и разработке содержания обучающих программ. Определяемое превалирование практических занятий (60%) над теоретическими (40%) влечет необходимость изменения результативности лабораторного практикума. Причем, в направлении адаптирования учебных (имитационных) деятель -ностных установок к требованиям реальных технических и производственных заданий. Это — вызов для сформировавшейся дидактики практических упражнений и мощная мо-

тивация к активному совершенствованию обучающих технологий, поиску форм обучающего пространства, детерминирующего особенности проектного производственного цикла или максимального приближенного к его принципам [2].

Проектный производственный цикл в современной фэшн-индустрии выстраивается относительно реализуемых дизайн-проектов:

1. Стафф-дизайн или промышленное проектирование. Реализуется стандартной проектной группой с четкой иерархией и разделением обязанностей в соответствии с этапами, обозначенными единой системой конструкторской документации (ЕСКД).

2. Персональный дизайн-проект. Ориентирован на мини и микросерии, индивидуального заказчика. Реализуется укрупненной проектной группой.

3. Частный дизайн-проект (квази-проект). Ориентирован на единичные заказы и индивидуального заказчика. Реализуется одним дизайнером-разработчиком.

Цели и задачи дизайн-проектов определяются в соотношении пожела-

ний заказчика с нормативными требованиями, обеспечивающими качество разработки эстетически определенной, конструктивно целесообразной, конкурентоспособной модели (изделия).

Нормативно-одобряемые профессиональные действия в системе дизайн-проекта реализуются в коллективной деятельности специалистов смежных профессий: дизайнеров, конструкторов, технологов, экономистов. Современное предприятие индустрии моды представляет собой информационно избыточную полиструктурную систему, которая способна к быстрой перестройке под условия заказа благодаря профессиональным компетенциям персонала и внедряемым интеллектуальным технологиям.

Точность и четкость освоения дизайн-проекта обеспечиваются определенной последовательностью и стандартизованностью операций, качество выполнения которых координируется внутренней информационной коммуникацией. Посредником в ней является проектная (рабочая) документация с описанием регламентов деятельности. Гарантированная эффективность проектного процесса будет возможна при условии одинакового понимания информации всеми участниками. Умение составлять и читать проектную (рабочую) техническую документацию определяет основу унифицированной системы профессиональных коммуникаций [3].

Важным организационно-технологическим документом в пакете проектной (рабочей) документации является технологическая карта. Прототипом технологической карты можно считать технические листы, разработанные методическим отде-

лом Общесоюзного Дома моделей одежды в 30-х годах XX века. Удачный опыт компактного комплектования на едином формате базовой технической информации о моделях одежды для индустриального производства или тиражирования среди широких масс населения был подхвачен индустриальным сектором многих стран [4].

Технологическая карта содержит все необходимые сведения и инструкции для выполнения:

а) определенного проектного действия (проинформировать о...; нарисовать...),

этапа проекта (разработать конструкцию модели.),

б) завершенного проектного цикла (изготовить макет/прототип/модель изделия.) в последовательности от предыдущего этапа к следующему.

При проектировании коммерческих коллекций используются виды технологических карт:

• карта композиционно-художественной структуры (ХКС) модели

• карта материалов и фурниту- 57 ры (конфекционная)

• карта конструктивной структуры модели одежды

• карта технологической структуры модели одежды

• карта процесса изготовления модели одежды.

На этапе художественного проектирования одежды разрабатывается первая технологическая карта среди прочих в комплекте проектной (рабочей) документации — Карта композиционно-художественной структуры (ХКС) модели одежды или информационный эскиз. Информационный эскиз позволяет сформиро-

вать устойчивое представление о проектном образе модели через обобщенные графические эквиваленты художественной идеи модельера-конструктора (дизайнера).

Карта ХКС позволяет выполнить проектные действия:

• формировать целевую аудиторию ритейла (продаж)

• разработать эскизы-предложения коллекций моделей с изменением фасона по типу «Серия» и «Линия»

• разработать эскизы-предложения для единичного заказа или персонального предложения

• отработать внешний вид изделия на этапе экспериментального макетирования

• сформировать начальные сведения для разработки базовых и модельных конструкций изделия

• сформировать начальные сведения для разработки технологических конструкций (технологических схем) для изготовления модели.

Кодирование информации в карте в большей степени осуществляется с помощью графического рисунка, 58 стиль которого выбирается в зависимости от специфики дизайн-проекта:

а) творческие (авторские) эскизы — визуальное воплощение темы автором идеи;

б) рабочие (технические) эскизы — точные выразители технической информации о модели: силуэте, пропорциях, членениях, видах отделки, особенностях конструкции и конфигурации всей формы;

в) конструктивные схемы — стандартизованные изображения чертежа модели (деталей) и конструкции технологических узлов изделия.

Современная постиндустриальная культура кардинально меняет требо-

вания к стилю транслирования информации, в том числе, в нормативно одобренных формах коммуникации, принятых профессиональными сообществами [5]. Фэшн-индустрия, как феномен промышленной среды, неотрывна от динамики эстетических, технических, инфокоммуникационных достижений и оперативно включает их в свои технологические процессы и системы. Информационно-коммуникативная реальность диктует унифицированный стиль общения. И не важно, транслирован он единичным дизайнером или коллективом крупного предприятия. Форма и содержание технологических карт корректируются под влиянием установок технического прогресса. И если ранее градация рабочей документации по стадиям производственного цикла была положительным моментом, то сегодня это, скорее, признак отставания от прогрессивного переустройства общества.

Компьютеризация уровней деятельности от отдела дизайнера до отдела сбыта актуализирует создание компактной формы нормативного документа, который априорно будет опираться на принципы алгоритмизации и инфографики, апеллируя к проектным условиям в целом. Внедрение систем автоматизированного проектирования, оптимизирующего архивирование проектной информации; актуализация производства базовых вещей и коллекций Contemporary Fashion (современная мода) и Latest Trends (новейшие тренды) — самых «острых» новинок в сегменте «быстрой моды», которые через сезон уже не наденешь; возникшая форма деятельности «фриланс», предполагающая обязательное понимание предложений дизайнера заказчиком, где

бы он ни находился, определяют новый стиль профессиональной коммуникации и, как следствие, новые правила составления технологических карт. Необходимость лучшего обеспечения вербального содержания карты, позволяющего быстро довести техническую информацию до уровня практической реализации, диктует принцип компонования информации в границах современной технологической карты:

а) максимально лаконично, преимущественно на одном формате А-4 или странице компьютерной программы для удобства прочтения обобщенных информационных данных;

б) информационно доступно для понимания содержания на дальнейших этапах проекта;

в) стилистически точно для привлечения внимания целевой аудитории ритейла (продажи).

Стоит заметить, что переход к новым принципам кодирования и оформления информации в технологических картах должен быть плавным. Традиционные шаблоны промышленной документации, разработанные в свое время под плановое хозяйство и принимаемые сегодня рядом предприятий как эталон, в условиях быстро меняющихся запросов фэшн-рынка тормозят инженерно-конструкторскую подготовку запуска новых моделей. Однако инноватика в промышленном секторе в первую очередь должна коснуться технологий и внедрения новых знаний, но не трансформирования и преобразования уже существующих ценностей профессиональной коммуникации. Даже в улучшенных образцах коммуникативных модулей (технологических карт) необходимо сохранять

ключевые принципы производственной культуры, наработанные предшественниками. По мнению О.П. Белой и В.И. Горовой, поспешность модернизации и внедрения новых технологий является признаком невысокой инновационной практики [6].

Диапазон изысканий педагогических и технологических ресурсов подготовки специалистов индустрии моды должен охватить навык выражения проектной мысли через систему точных клише и шаблонов, достоверно отражающих инженерное и художественное строение проектируемого объекта. Опираясь при этом на динамично формирующиеся инфо-коммуникационные правила и ориентируясь на традиционные условия профессионального общения по ходу проектного цикла. Эта задача может успешно реализовываться в процессе практического освоения различий кодирования символов в структуре технологической карты (карт), подготавливаемой под разные дизайн-проекты.

Профессиональное обучение бакалавра моды сопровождается развитием у обучающегося умения целевого ориентирования в специальных аксиоматических сведениях. Оно последовательно приращивается по мере освоения практических заданий, проявляясь при разборе проектных условий в рамках имитационных кейсов на учебных дисциплинах профессиональных и общепрофессиональных циклов [7]. И дальше — навыка визуализации полученных (освоенных) теоретических сведений посредством эскизов моделей, зарисовок технических узлов изделия, структурных схем, таблиц, инфографики (технологического графа).

59

Учебные упражнения необходимо ориентировать в первую очередь на формирование умения отображать художественные и инженерные мыслеобразы, т.к. графический язык технологического документа нацелен на компактную передачу информационного компонента, позволяющего воспринять сведения о проектной структуре или действии однозначно. Назревшая необходимость в информативном и выразительном рисунке для информационной технологической карты направляет на поиск методических новаций для развития когнитивных и графических способностей специалистов индустрии моды.

Опыт показывает, что начинать обучение специальной графической коммуникации (специальному рисунку) лучше с освоения правил образо-строения. Образ — основа формотворчества. Восприятие любого объекта основано на оценке и «узнавании» формы, которые становятся первыми слагаемыми образа. Далее включаются цветовые и фактурные ощуще-60 ния. Форма (силуэт), цвет и фактурные решения обязательно коррелиру-ются или «изобретаются» под влиянием эмоции, транслируемой проектантом. В фэшн-индустрии понятие эмоции оформляется в тренд-бук в разделе «Lifestyle trends» или «Дух времени». Обучить будущего специалиста умению транслировать эмпатические тренды в реальные вербальные формы: эскиз и макет, значит, сформировать наиважнейшую проектную компетенцию, формулируемую ФГОС как «ПК 1.2. Осуществлять процесс дизайнерского проектирования с учетом современных тенденций в области дизайна» [8].

В первых учебных задачах лучше исключить ориентир на индустриальные проекты. Отработку приемов формирования мыслеобразов и их визуализации с помощью графических символов лучше выполнять, привлекая методы креативной мыследеятельно-сти: ассоциацию, гротеск, трансформацию, карикатуру. Успешно освоить эти приемы позволяет апеллирование к личным эстетическим переживаниям проектанта. Целью подобных упражнений становится обучение составлять мыслеобразы и далее — фор-мообразы по типу голографического моделирования, необходимого дизайнеру как основа профессиональной мыследеятельности [9].

Освоение цепочки «эмпатическое переживание — мыслеобраз — графический символ» упрощает переход к клише технологической карты. Иконографика технического рисунка становится преемственной. Обучающийся разнообразнее решает задачи пластического и фасонного моделирования в пределах установленной формы (даже стандартной). Практически, у обучающегося нивелируется страх перед собственной проектной смелостью, повышается уровень понимания личной ответственности за результат и, как следствие, констатируются признаки проектной воли и творческой свободы. Знакомство с технологией дизайн-проектирования швейного изделия «от креативного к реальному» обеспечивает обучающемуся достижение лучших проектных предложений в системе контактных аудиторных занятий и в ходе производственных практик.

В процессе подготовки бакалавра индустрии моды необходимо ориен-

тироваться не только на креативное мышление, но и на компетенции инженерного мышления, т.к. кодирование технической информации в технологических картах напрямую связано с его принципами. Инженерное мышление отражает владение специальной лексикой для сосредоточения на технической составляющей проектного задания, умение комплектовать интегральный модуль содержания деятельности с привлечением предметных и метапредмет-ных информационных источников. Н.И. Иванов, характеризуя инженерное мышление, называет специфическую практику активного отражения морфологических и функциональных взаимосвязей предметных структур основополагающей для процесса создания технических объектов и организации технологий [10]. Основной задачей инженера является преобразование вещества, энергии и информации в техническую форму. Инженер создает техноструктуры и организует технологии на основе свойств объектов предметной деятельности. В проектном процессе он использует накопленный технический опыт, мастерство, обширное естественнонаучное и техническое знание [11].

Инженерное мышление логически изменяет действительность по установленному алгоритму проектной деятельности, в основе которого определено точное понятие проектного задания и использование результатов отработанных технологических решений. Индивидуальными признаками деятельности будут проявляемые находчивость и изобретательность в ходе перенесения теоретических вербальных положений в область практических действий [12].

В свете перехода к образовательным стандартам нового поколения, декларирующим обучение в единстве со стандартами профессии, включение принципов инженерного мышления в освоение стиля специальной коммуникации становится важным компонентом, определяющим качество компетентностного профессионального образования бакалавров моды и дизайна. Проектные упражнения на основе индустриальных требований к процессу разработки одежды и качеству дизайн-объектов обязательны в пуле лабораторно-практических работ на старших курсах обучения. Симбиоз навыка креативного и инженерного мышления должен быть проявлен в ходе самостоятельной работы над проблемами курсового проектирования и выпускной квалификационной работы, включающей этапы разработки проектной документации, а значит и современных технологических карт.

Актуализация формирования специфического коммуникативного навыка определена критериями компе-тентностного обучения, сформулиро- 61 ванными в рамках «Программы международной оценки компетенций учащихся» [13]. Проект «Определение ключевых компетенций и выбор», изложенный в программе, на первое место ставит «коммуникативную компетенцию», проявляющуюся в способности к интерактивному использованию знаний и информации, и «технологическую компетенцию» как способность к интерактивному применению технологий.

Освоение специфики коммуникации на основе традиционных проектных ценностей и в динамике новаций позволит молодому специалисту

точнее проявлять профессиональную идентичность, моделировать проектные процессы в соответствии с принятой системой нормативной документации. Владение новыми комму-

никативными навыками будет характеризовать уровень подготовленности молодого специалиста к самореализации в условиях современной компетентностной среды.

62

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Блинов, В.И., Батрова, О.Ф., Есенина, Е.Ю., Факторович, А.А. Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования четвертого поколения (проект). URL: www.science-education.ru/119-15137 (дата обращения: 11.03.2019).

2. Адольф, В.А., Ковалевич, И.А., Чурляева, Н.П. Проектирование системы профессионального образования в условиях комплекса «Школа-Вуз-Предприятие» // Казанский педагогический журнал. 2011. № 4 (88). С. 77-87. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19006487 (дата обращения: 25.02.2019).

3. Грачева, И.И. Роль и специфика профессиональных коммуникаций в управлении организаций // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 15. С. 1811-1815. URL: http://e-koncept.ru/2016/96281.htm (дата обращения: 21.12.2018).

4. Картавая, М.Н. Российские дома моды: история и современность // Молодой ученый. 2017. №6. С. 373-375. URL: https://moluch.ru/archive/140/39535/ (дата обращения: 10.03.2019).

5. Уэбстер, Ф. Теории информационного общества. М.: Аспект-Пресс, 2004.

6. Белая, О.П., Горовая, В.И. Инновационное образовательное пространство и инновационная культура общества: диалектика взаимовлияния // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2010. № 3. С. 15-19. URL: https://www.vestnik-mgou.ru/Articles/Doc/7541 (дата обращения: 07.02.2019).

7. Еремина, Н.А. Стратегия моделирования новой образовательной среды для формирования навыков проектной деятельности дизайнеров одежды // Путь науки. Международный научный журнал. 2015. № 6 (16). С. 84-86.

8. ФГОС СПО по специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям). URL: https://ytk.edu.ru/ download/main_doc/fgos/FGOS54. 02.01.pdf (дата обращения: 17.03.2019).

9. Степучев, Р.А. Костюмографика / учеб. пособие по направлению «Худож. проектирование изделий текстильной и легкой промышленности». М.: Академия, 2008.

10. Иванов, Н.И. Философские проблемы инженерной деятельности. Теоретические и методические аспекты. Тверь: Тверской государственный университет, 1995.

11. Никитаев, В.М. Инженерное мышление и инженерное знание (логико-методологический анализ) // Философия науки. Вып. 3: Проблемы анализа знания. М.: Изд-во ИФ РАН, 1997. URL: https://iphras.ru/page53183050.htm (дата обращения: 20.08.2017).

12. Пукшанский, Б.Я. Инженерное мышление, техническая картина мира, мировоззрение инженера // Записки Горного института. СПб.: Санкт-Петербургский горный университет. Т. 187. URL: http://pmi.spmi.ru/index.php/pmi/article/view/1620/0 (дата обращения: 25.08.2017).

13. Гогленков, А.М. Компетентностная модель современного молодого специалиста: российский и европейский подходы. URL: http://www.gup.ru/events/smi/detail.php?ID=167280 (дата обращения: 01.03.2019).

REFERENCES

1. Adolf V.A., Kovalevich I.A., Churlyaeva N.P. Proektirovanie sistemy professionalnogo obra-zovaniya v usloviyakh kompleksa «Shkola-Vuz-Predpriyatie», Kazanskii pedagogicheskii zhurnal, 2011, No. 4 (88), pp. 77-87, available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=19006487 (accessed: 25.02.2019). (in Russian)

2. Belaya O.P., Gorovaya V.I. Innovatsionnoe obrazovatelnoe prostranstvo i innovatsionnaya kultura obshchestva: dialektika vzaimovliyaniya, Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo uni-versiteta. Seriya: Pedagogika, 2010, No. 3, pp. 15-19, available at: https://www.vestnik-mgou.ru/ Articles/Doc/7541 (accessed: 07.02.2019). (in Russian)

3. Blinov V.I. Kontseptsiya Federalnykh gosudarstvennykh obrazovatelnykh standartov srednego professionalnogo obrazovaniya chetvertogo pokoleniya (proekt), available at: http://www.pmedu. ru/res/2013_4_1.pdf (accessed: 11.03.2019). (in Russian)

4. Eremina N.A. Strategiya modelirovaniya novoi obrazovatelnoi sredy dlya formirovaniya navykov proektnoi deyatelnosti dizainerov odezhdy, Put nauki, 2015, No. 6 (16), pp. 84-86. (in Russian)

5. FGOS SPO po spetsialnosti 54.02.01 Dizain (po otraslyam), available at: ytk.edu.ru/download/ main_doc/fgos/FG0S54.02.01.pdf (accessed: 17.03.2019). (in Russian)

6. Goglenkov A.M. Kompetentnostnaya model sovremennogo molodogo spetsialistA: rossiiskii i ev-ropeiskii podkhody, available at: http://www.gup.ru/events/smi/detail.php?ID=167280 (accessed: 01.03.2019). (in Russian)

7. Gracheva I.I. Rol i spetsifika professionalnykh kommunikatsii v upravlenii organizatsii, Nauchno-metodicheskii ehlektronnyi zhurnal «Kontsept», 2016, Vol. 15, pp. 1811-1815, available at: http://e-koncept.ru/2016/96281.htm (accessed: 21.12.2018). (in Russian)

8. Ivanov N.I. Filosofskie problemy inzhenernoi deyatelnosti. Teoreticheskie i metodicheskie aspekty. Tverskoi gosudarstvennyi universitet, Tver, 1995. (in Russian)

9. Kartavaya M.N. Rossiiskie doma mody: istoriya i sovremennost, Molodoi uchenyi, 2017, No. 6, pp. 373-375, available at: https://moluch.ru/archive/140/39535/ (accessed: 10.03.2019). (in Russian)

10. Nikitaev V.M. Inzhenernoe myshlenie i inzhenernoe znanie (logiko-metodologicheskii analiz), Fi-losofya naukI, Vol. 3: Problemy analiza znaniya. Moscow, IF RAN, 1997, available at: https:// iphras.ru/page53183050.htm (accessed: 20.03.2019). (in Russian)

11. Pukshanskii B.Ya. Inzhenernoe myshlenie, tekhnicheskaya kartina mira, mirovozzrenie inzhen-erA, Nauchnyi zhurnal "Zapiski Gornogo instituta", Vol. 187, available at: http://pmi.spmi.ru/ index.php/pmi/article/view/1620/0 (accessed: 20.03.2019). (in Russian)

12. Stepuchev R.A. Kostyumografika, Moscow, Akademiya, 2008. (in Russian)

13. Uehbster F. Teorii informacionnogo obshhestva, Moscow, Aspekt-Press, 2004. (in Russian)

63

Еремина Наталья Александровна, старший преподаватель, кафедра индустрии моды и художественных технологий, Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, член Союза дизайнеров России, [email protected] Eremina N.A., Senior Lecturer, Department of Fashion Industry and Art Technologies, Nizhny Novgorod State University of Engineering and Economics, Member of the Union of Designers of Russia, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.