Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ВАРИАТИВНОСТИ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ РОССИЙСКИХ ШКОЛ'

К ВОПРОСУ О ВАРИАТИВНОСТИ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ РОССИЙСКИХ ШКОЛ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
история образования / содержание образования / школа / дифференциация / учебный предмет / учебный план / history of education / content of education / differentiation / school / academic subject / curriculum

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суханова Татьяна Владимировна

Учебный план является одним из инструментов обеспечения всестороннего развития личности в процессе общего образования. Цель статьи — ретроспективный анализ вариативности ключевых параметров учебных планов российских школ. Исследование проведено методом сравнительного анализа учебных планов, разработанных на государственном уровне в Российской империи, в СССР, в Российской Федерации. Доказано, что современные учебные планы имеют исторически сложившуюся форму, стабильный состав ключевых параметров. Вариативность учебных планов понимается как предоставленная образовательным организациям возможность определять конкретное значение параметров учебного плана в нормативно установленном диапазоне. В исторической ретроспективе рассмотрены вариативные значения ключевых параметров учебного плана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Суханова Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VARIABILITY OF CURRICULA IN RUSSIAN SCHOOLS

A school curriculum is a document that helps ensure the comprehensive development of an individual in the process of receiving general education. The article presents a retrospective analysis of the variability of key parameters of the curricula of Russian schools. The study was carried out using the method of comparative analysis of curricula developed for Russian schools at the state level in different historical periods. The article provides evidence that modern curricula have a historically established structure and a stable set of key parameters. The curriculum variability is seen as an opportunity given to schools to determine the specific value of curriculum parameters within the statutory range. The article examines the variable values of key parameters of the curriculum in historical retrospect.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ВАРИАТИВНОСТИ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ РОССИЙСКИХ ШКОЛ»

УДК 371.214 EDN SQDISM

https://www.doi.org/10.33910/1992-6464-2023-210-109-116

К ВОПРОСУ О ВАРИАТИВНОСТИ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ РОССИЙСКИХ ШКОЛ

Т. В. Суханова

Аннотация. Учебный план является одним из инструментов обеспечения всестороннего развития личности в процессе общего образования. Цель статьи — ретроспективный анализ вариативности ключевых параметров учебных планов российских школ. Исследование проведено методом сравнительного анализа учебных планов, разработанных на государственном уровне в Российской империи, в СССР, в Российской Федерации. Доказано, что современные учебные планы имеют исторически сложившуюся форму, стабильный состав ключевых параметров. Вариативность учебных планов понимается как предоставленная образовательным организациям возможность определять конкретное значение параметров учебного плана в нормативно установленном диапазоне. В исторической ретроспективе рассмотрены вариативные значения ключевых параметров учебного плана.

Ключевые слова: история образования, содержание образования, школа, дифференциация, учебный предмет, учебный план

VARIABILITY OF CURRICULA IN RUSSIAN SCHOOLS

T. V. Sukhanova

Abstract. A school curriculum is a document that helps ensure the comprehensive development of an individual in the process of receiving general education. The article presents a retrospective analysis of the variability of key parameters of the curricula of Russian schools. The study was carried out using the method of comparative analysis of curricula developed for Russian schools at the state level in different historical periods. The article provides evidence that modern curricula have a historically established structure and a stable set of key parameters. The curriculum variability is seen as an opportunity given to schools to determine the specific value of curriculum parameters within the statutory range. The article examines the variable values of key parameters of the curriculum in historical retrospect.

Keywords: history of education, content of education, differentiation, school, academic subject, curriculum

Введение

Учебный план — тип школьной документации, который возник в период становления массовой школы и дошел до наших дней, сохранив свои основные характеристики. В общеобразовательных организациях учебные планы входят в число основных инструментов обеспечения всестороннего развития личности в процессе общего образования.

В современной школе учет интересов и удовлетворение образовательных потребностей обучающихся становится возможным благодаря дифференциации содержания образования, организационно-управленческим и ресурсным возможностям школ, которые рамоч-но фиксируются в школьных учебных планах.

Актуальность нашего исследования определяется противоречием между востребованностью новых подходов к обеспечению

равных возможностей для удовлетворения разнообразных образовательных потребностей обучающихся в условиях единого образовательного пространства России — и недостаточностью системного историко-педагогического анализа школьных учебных планов как инструмента решения этих задач.

В статье мы рассматриваем в историко-педагогическом аспекте ключевые параметры школьных учебных планов, регламентирующих «перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), <...> временные затраты на их освоение» [25, с. 219]. Состав этих параметров стабилен, а их значения варьируются. Цель статьи — ретроспективный анализ вариативности ключевых параметров учебных планов общеобразовательных организаций России.

В педагогике термин «вариативность» многозначен. Вариативность в отечественной дидактике связывается с условиями разностороннего развития личности и обеспечения индивидуальных образовательных потребностей (В. В. Краевский, И. Я. Лер-нер, М. Н. Скаткин, И. М. Осмоловская), в том числе за счет реализации принципов личностно-ориентированного образования (В. В. Сериков), уровневой и профильной дифференциации содержания образования (И. К. Журавлев, А. А. Кузнецов, Н. М. Шах-маев). Вариативность содержания общего образования в организационно-управленческом аспекте рассматривается через подходы к поддержке индивидуальных образовательных траекторий, к обеспечению образования детей с особыми образовательными потребностями, в том числе одаренных детей, в последние десятилетия — в контексте развития профильного обучения.

Учебные планы на протяжении десятков лет в целом сохраняют исторически сложившуюся форму и функционал, но каждый параметр школьных учебных планов в процессе развития системы образования претерпевал определенные изменения, гибко реагируя

на изменяющиеся запросы общества и государства, на развитие наук о человеке изменением организационной рамки для планирования образовательного процесса.

Мы понимаем вариативность учебных планов как предоставленную образовательным организациям возможность определять конкретное значение параметров учебного плана в нормативно установленном диапазоне. Вариативность определяет уникальность и своеобразие учебных планов образовательных организаций.

Методы и методология

Исследование проведено методом сравнительного анализа документов с применением методов обобщения и интерпретации. Источниковой базой послужили учебные планы, разработанные на государственном уровне в Российской империи до 1917 г., в СССР в 1922-1991 гг., в Российской Федерации в 1992-2023 гг. В ходе исследования в исторической ретроспективе рассмотрена вариативность следующих параметров учебного плана:

— продолжительность учебного года, учебной недели;

— объем учебной нагрузки школьника;

— перечень учебных предметов (курсов, модулей);

— распределение учебного времени по предметам (курсам, модулям).

За рамками настоящей статьи оставлены вопросы промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, которые также находят отражение в учебных планах общеобразовательных организаций, но нуждаются в отдельном рассмотрении.

Результаты и обсуждение

Исследование показало, что значения всех ключевых параметров учебных планов российских школ подвержены изменениям в процессе развития системы образования.

Продолжительность учебного года,

учебной недели

Продолжительность учебной недели в различные исторические периоды могла состав-

лять от пяти до семи дней. «Семидневки» практиковались в сельской школе для интенсификации обучения в осенне-зимний период. Продолжительность 1935/1936 учебного года составляла (в зависимости от класса) в городских школах от 42 до 45 шестидневок, в сельских школах — от 36 до 38 семидневок; в 1937/1938 учебном году продолжительность учебного года была сокращена и составляла в городских школах «40 шестидневок, в сельских школах — 34 семидневки» [21, с. 3]. В начале XXI в. «в V-IX классах по решению органов управления образованием и образовательных учреждений продолжительность учебного года могла быть изменена в пределах от 34 до 37 учебных недель» [8], в современной российской школе продолжительность учебного года составляет 34 недели (в 1-м классе — 33 недели), а продолжительность учебной недели — 5 или 6 дней.

Объем учебной нагрузки школьника

В современной России нормативные документы устанавливают верхний предел недельной аудиторной учебной нагрузки [5], а также верхний и нижний пределы аудиторной учебной нагрузки по каждому уровню общего образования [1; 2; 3; 9; 10; 11]; значения определяются с учетом возрастных физиологических возможностей обучающихся, на основе санитарных правил для общеобразовательных организаций. На протяжении почти полувека гигиенические нормативы аудиторной учебной нагрузки, закрепленные в СанПиН, принципиально не изменились. В более ранней истории российской школы есть примеры, когда установление предельных значений учебной нагрузки являлось вынужденным педагогическим ответом на социально-экономические условия: в 1920 г. Отдел Единой трудовой школы разработал два варианта учебного плана для I и II ступени: «...один с минимальным числом недельных часов, а другой с максимальным числом недельных часов» [17, с. 5]. Необходимость разработки вариантов, существенно различающихся объемом учебной нагрузки и содержанием образова-

ния, обосновывалось отсутствием «достаточного питания, одежды и обуви, учебных пособий, книг, наглядных пособий, станков, машин, приборов и инструментов для мастерских, лабораторий и кабинетов» [17, с. 5]. При этом пояснялось, что планы-минимум «есть нежелательные пределы, но к великому сожалению эти пределы должны быть поставлены, чтобы иметь отправные педагогические этапы при современных явлениях окружающей жизни» [17, с. 6], а максимальные планы были названы «оптимальными (желательными)».

Перечень учебных предметов (курсов,

модулей)

Состав предметных областей и учебных предметов относится к числу ключевых параметров учебного плана, наиболее часто подвергаемых пересмотру. В перечне учебных предметов, как правило, выделяют обязательную (инвариантную) и вариативную части. В обязательной части современного учебного плана «большинство учебных предметов являются традиционными для отечественной школы, и обоснованность их включения в учебный план доказана временем» [26, с. 21]. Вариативная часть включает учебные предметы, курсы (модули) по выбору участников образовательных отношений; статус вариативной части и ее доля в общем объеме учебной нагрузки не являются постоянными.

Уже в проекте Устава общеобразовательных учебных заведений, опубликованном в 1862 г., предусмотрено, что только желающие изучают в прогимназиях иностранные языки [14, с. 19], в гимназиях — рисование [14, с. 26]; в женских училищах к числу «необязательных» предметов были отнесены французский и немецкий языки, музыка и «танцование» [14, с. 41]. Идея дифференциации содержания образования в старших классах общеобразовательных организаций и фуркации, т. е. построения учебных планов с «уклонами» (гуманитарный, естественно-математический, технический, сельскохозяйственный и т. п.), обсуждалась в педагогике еще в начале XX в., но возможности ее

полноценной реализации появились в стране существенно позже.

В советское время в учебных планах список обязательных учебных предметов дополнялся факультативами. Так, факультативы предусмотрены, например, учебными планами 1923 г. («Кроме обязательных предметов в число изучаемых в школе могут быть введены и факультативные предметы, каждый раз с разрешения Областного Комиссариата» [13, с. 12]), 1966 г. («Для углубления знаний по физико-математическим, естественным и гуманитарным наукам, а также развития разносторонних интересов и способностей учащихся проводить в школах, начиная с седьмого класса, факультативные занятия по выбору учащихся» [4, с. 220]), в 1970 г. [16, с. 229], в 1985 г. [7] и т. д. Исследователи рассматривают дифференциацию образования как «систему, обеспечивающую развитие личности каждого школьника с учетом его возможностей, интересов, склонностей и способностей» [23, с. 12]. В связи с этим представляется закономерным, что в предвоенные годы (начиная с 1935 г.) состав учебных предметов в школьных учебных планах был полностью инвариантным [18; 19; 20; 21]. В послевоенные годы актуализация и развитие идеи дифференциации обучения привела к становлению в СССР трех основных «форм дифференцированного обучения: факультативные занятия по выбору учащихся, классы с углубленным изучением ряда предметов и специализированные школы» [27, с. 289]. Учебные планы этих классов и школ существенно различались перечнем учебных предметов. Современные федеральные учебные планы включают резерв времени, который по выбору обучающихся и их родителей (законных представителей) «может быть использован на увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных предметов обязательной части, <.> введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и потребности участников образовательных отношений, в том числе этнокультурные; другие виды <...> деятельности обучающихся» [9].

Объем вариативной части перечня учебных предметов может достигать полярных значений. Максимум отмечен в 1920-е гг. в комплексных программах ГУСа, исключающих предметное преподавание («задачей школьного совета является построение учебного плана в тесной связи с местным производством» [15]). Одним из примеров минимального значения является учебный план политехнической школы (1933), в соответствии с которым «всю свою учебную и воспитательную работу школа проводит по программам и учебным планам, установленным НКПросом РСФСР» [6].

Педагогическая практика доказала необходимость установления разумного баланса между обязательной и вариативной частями учебного плана. Обязательная часть обеспечивает системное и планомерное достижение планируемых образовательных результатов; часть, формируемая участниками образовательных отношений, придает учебным планам образовательных организаций уникальность, направлена на возможно более полное удовлетворение интересов и потребностей обучающихся. В 1998 г., когда Базисный учебный план закреплял лишь обязательные образовательные области, а «их наполнение учебными предметами школа осуществляла самостоятельно с учетом рекомендаций Министерства образования и региональных органов управления образованием» [22, с. 14], чрезмерная дифференциация образования создала угрозу разрушения единства образовательного пространства России. В современных федеральных учебных планах среднего общего образования, ориентированных на обеспечение уров-невой и профильной дифференциации содержания образования, эта ошибка исправлена: обязательная часть учебного плана включает 13 учебных предметов, изучаемых во всех школах и классах вне зависимости от выбранного профиля обучения. Распределение учебного времени по предметам (курсам, модулям) На протяжении двух столетий [24, с. 49] учебные планы регламентируют объем часов,

рекомендованных для освоения образовательной программы по конкретному учебному предмету (курсу, модулю) в определенный период (учебный год, семестр, триместр, четверть); для некоторых учебных предметов, осваиваемых на базовом и углубленном уровне, в типовых (федеральных) учебных планах устанавливается рекомендованный диапазон часов. На этой функциональной особенности учебного плана основывается планирование работы образовательной организации, определение учебной нагрузки педагогов, формирование расписания. Распределение учебного времени по предметам фиксируется в учебном плане образовательной организации или в индивидуальном учебном плане в соответствии с выбранной формой дифференциации образования, с уровнем освоения образовательной программы по предмету, со значениями, установленными федеральным (региональным) учебным планом и иными нормативными документами. Эти значения подвержены заметным вариациям с течением времени. Например, на изучение химии в городских школах типовой учебный план в 1935 г. отводил 378 часов (за четыре года обучения), в 1937 г. — 360 часов, в 1938 г. — 351 час. В современной федеральной рабочей программе по химии рекомендованный объем учебного времени за четыре года вариативен: диапазон со-

ставляет от 204 часов на базовом уровне до 476 часов на углубленном уровне. И по другим учебным предметам значения этого параметра заметно варьируются с течением времени.

Заключение

Проведенное исследование показывает, что современные учебные планы российских школ имеют исторически сложившуюся форму, сохраняют стабильный состав своих ключевых параметров. На каждом историческом этапе отдельные параметры школьных учебных планов характеризуются вариативностью, которая проявляется как количественный и/или качественный диапазон допустимых значений параметра. В статье рассмотрены вариативные значения ключевых параметров учебного плана: продолжительность учебной недели, учебного года; объем учебной нагрузки школьника; перечень учебных предметов (курсов, модулей); распределение учебного времени по предметам (курсам, модулям). Показано, что ценностно-целевые установки педагогического коллектива образовательной организации, ресурсы, интересы и запросы участников образовательных отношений оказывают влияние на выбор значения вариативного параметра из допустимого диапазона, определяют уникальность учебных планов общеобразовательных организаций.

ИСТОЧНИКИ

1. О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18 июля 2022 г. № 569. [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202208170032 (дата обращения 01.08.2023).

2. О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18 июля 2022 г. № 568. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/351504220?marker (дата обращения 01.08.2023).

3. О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12 августа 2022 № 732. [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202209120008 (дата обращения 01.08.2023).

4. О внесении частичных изменений в статью 4 закона «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР». Указ Президиума Верховного Совета СССР от 14 марта 1966 г. // Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов. 1917-1973 гг. / сост. А. А. Абакумов, Н. П. Кузин, Ф. И. Пузырев, Л. Ф. Литвинов. М.: Педагогика, 1974. С. 219-225.

5. Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rospotrebnadzor.rU/files/news/SP2.4.3648-20_deti.pdf (дата обращения 01.08.2023).

6. Об утверждении Устава советской политехнической школы. Постановление Совета народных комиссаров РСФСР от 19 сентября 1933 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www. consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?req=doc&md=AKhxg&base=ESU&n=24134&dst=100005&field=134#4vZD3oT0WujtOP8T1 (дата обращения 01.08.2023).

7. Об утверждении учебных планов средних общеобразовательных школ РСФСР на 1986-1990 учебные годы. Приказ Министерства просвещения РСФСР от 23 декабря 1985 г. № 350. Приложение 2. Учебный план средних общеобразовательных школ РСФСР на 1986/87 учебный год. [Электронный ресурс]. URL: https://slovesnik.org/images/docs/prikaz-minprosa-rsfsr-ot-23.pdf (дата обращения 01.08.2023).

8. Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/901895864 (дата обращения 01.08.2023).

9. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287. [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027 (дата обращения 01.08.2023).

10. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286. [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050028 (дата обращения 01.08.2023).

11. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413. [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu.ru/documents/view/60641/ (дата обращения 01.08.2023).

12. Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г. № 370. [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202307140040 (дата обращения 01.08.2023).

13. Примерные программы, учебные планы и другие материалы для Единой школы первой ступени. Чита: Изд-во Министерства просвещения ДВР, 1923. 148 с.

14. Проект Устава общеобразовательных учебных заведений Министерства народного просвещения. СПб.: Типография Императорской Академии Наук, 1862. 98 с.

15. Устав единой трудовой школы. Декрет Совета народных комиссаров РСФСР от 18 декабря 1923 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=18588# M12D3oTP4nCwMt6A (дата обращения 01.08.2023).

16. Устав средней общеобразовательный школы. Одобрен постановлением Совета Министров СССР 8 сентября 1970 г. // Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов. 1917-1973 гг. / сост. А. А. Абакумов, Н. П. Кузин, Ф. И. Пузырев, Л. Ф. Литвинов. М.: Педагогика, 1974. С. 228-237.

17. Учебные планы Наркомпроса 1920 года. Екатеринодар: Издание государственного издательства (Кубанско-Черноморское отделение), 1920. 12 с.

18. Учебные планы начальной, неполной средней и средней школы. 2-е изд. М.: Учпедгиз, 1936. 31 с.

19. Учебные планы начальной, неполной средней и средней школы. М.: Учпедгиз, 1935. 31 с.

20. Учебные планы начальной, неполной средней и средней школы. М.: Наркомпрос РСФСР, 1940. 8 с.

21. Учебные планы неполной средней и средней школы. М.: Наркомпрос РСФСР, 1937. 12 с.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

22. Борытко Н. М., Кузибецкий А. Н. Учебный план: школьный компонент. Волгоград: Перемена, 1995. 96 с.

23. КувшиноваГ. А. Дифференциация обучения в отечественной педагогике: 1946-1991 гг.: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Владикавказ, 2006. 24 с.

24. Петухова И. В. Российское образовательное право. Проблемы законодательного регулирования содержания школьного отечественного образования: (Новое и Новейшее время). Щелково: ОнтоПринт, 2012. 215 с.

25. Полонский В. М. Образование и педагогика: большой тематический словарь. М.: МастерПринт, 2021. 812 с.

26. Учебные планы школ России / под ред. М. В. Рыжакова. 2-е изд. М.: Дрофа, 2013. 204 с.

27. Шахмаев Н. М. Дифференциация обучения в средней общеобразовательной школе // Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики / под ред. М. Н. Скаткина. 2-е изд. М.: Просвещение, 1982. С. 269-296.

SOURCES

1. O vnesenii izmenenij v federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obshchego obra-zovaniya, utverzhdennyj prikazom Ministerstva prosveshcheniya Rossijskoj Federatsii ot 31 maya 2021 g. № 286. Prikaz Ministerstva prosveshcheniya Rossijskoj Federatsii ot 18 iyulya 2022 g. № 569. [Elektronnyj resurs]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202208170032 (data obrashcheniya 01.08.2023).

2. O vnesenii izmenenij v federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obshchego ob-razovaniya, utverzhdennyj prikazom Ministerstva prosveshcheniya Rossijskoj Federatsii ot 31 maya 2021 g. № 287. Prikaz Ministerstva prosveshcheniya Rossijskoj Federatsii ot 18 iyulya 2022 g. № 568. [Elektronnyj resurs]. URL: https://docs.cntd.ru/document/351504220?marker (data obrashcheniya 01.08.2023).

3. O vnesenii izmenenij v federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego obshchego ob-razovaniya, utverzhdennyj prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federatsii ot 17 maya 2012 g. № 413. Prikaz Ministerstva prosveshcheniya Rossijskoj Federatsii ot 12 avgusta 2022 № 732. [Ele-ktronnyj resurs]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202209120008 (data obrashcheniya 01.08.2023).

4. O vnesenii chastichnykh izmenenij v stat'yu 4 zakona "Ob ukreplenii svyazi shkoly s zhizn'yu i o dal'nej-shem razvitii sistemy narodnogo obrazovaniya v SSSR". Ukaz Prezidiuma Verkhovnogo Soveta SSSR ot 14 marta 1966 g. // Narodnoe obrazovanie v SSSR. Obshcheobrazovatel'naya shkola. Sbornik dokumentov. 1917-1973 gg. / sost. A. A. Abakumov, N. P. Kuzin, F. I. Puzyrev, L. F. Litvinov. M.: Pedagogika, 1974. S. 219-225.

5. Ob utverzhdenii sanitarnykh pravil SP 2.4.3648-20 "Sanitarno-epidemiologicheskie trebovaniya k organi-zatsiyam vospitaniya i obucheniya, otdykha i ozdorovleniya detej i molodezhi". Postanovlenie Glavnogo gosu-darstvennogo sanitarnogo vracha Rossijskoj Federatsii ot 28 sentyabrya 2020 g. № 28. [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.rospotrebnadzor.ru/files/news/SP2.4.3648-20_deti.pdf (data obrashcheniya 01.08.2023).

6. Ob utverzhdenii Ustava sovetskoj politekhnicheskoj shkoly. Postanovlenie Soveta narodnykh komis-sarov RSFSR ot 19 sentyabrya 1933 g. [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc&rnd=AKhxg&base=ESU&n=24134&dst=100005&field=134#4vZD3oT0WujtQP8T1 (data obrashcheniya 01.08.2023).

7. Ob utverzhdenii uchebnykh planov srednikh obshcheobrazovatel'nykh shkol RSFSR na 1986-1990 ucheb-nye gody. Prikaz Ministerstva prosveshcheniya RSFSR ot 23 dekabrya 1985 g. № 350. Prilozhenie 2. Uchebnyj plan srednikh obshcheobrazovatel'nykh shkol RSFSR na 1986/87 uchebnyj god. [Elektronnyj resurs]. URL: https://slovesnik.org/images/docs/prikaz-minprosa-rsfsr-ot-23.pdf (data obrashcheniya 01.08.2023).

8. Ob utverzhdenii federal'nogo bazisnogo uchebnogo plana i primernykh uchebnykh planov dlya obra-zovatel'nykh uchrezhdenij Rossijskoj Federatsii, realizuyushchikh programmy obshchego obrazovaniya. Prikaz Ministerstva obrazovaniya Rossijskoj Federatsii ot 9 marta 2004 g. № 1312. [Elektronnyj resurs]. URL: https://docs.cntd.ru/document/901895864 (data obrashcheniya 01.08.2023).

9. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta osnovnogo obshchego obrazovaniya. Prikaz Ministerstva prosveshcheniya Rossijskoj Federatsii ot 31 maya 2021 g. № 287. [Elektronnyj resurs]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027 (data obrashcheniya 01.08.2023).

10. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta nachal'nogo obshchego obrazovaniya. Prikaz Ministerstva prosveshcheniya Rossijskoj Federatsii ot 31 maya 2021 g. № 286. [Elek-tronnyj resurs]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050028 (data obrashcheniya 01.08.2023).

11. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta srednego (polnogo) obshchego obrazovaniya. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federatsii ot 17 maya 2012 g. № 413. [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.edu.ru/documents/view/60641/ (data obrashcheniya 01.08.2023).

12. Ob utverzhdenii federal'noj obrazovatel'noj programmy osnovnogo obshchego obrazovaniya. Prikaz Ministerstva prosveshcheniya Rossijskoj Federatsii ot 18 maya 2023 g. № 370. [Elektronnyj resurs]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202307140040 (data obrashcheniya 01.08.2023).

13. Primernye programmy, uchebnye plany i drugie materialy dlya Edinoj shkoly pervoj stupeni. Chita: Izd-vo Ministerstva prosveshcheniya DVR, 1923. 148 s.

14. Proekt Ustava obshcheobrazovatel'nykh uchebnykh zavedenij Ministerstva narodnogo prosveshcheniya. SPb.: Tipografiya Imperatorskoj Akademii Nauk, 1862. 98 s.

15. Ustav edinoj trudovoj shkoly. Dekret Soveta narodnykh komissarov RSFSR ot 18 dekabrya 1923 g. [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=18588#M1 2D3oTP4nCwMt6A (data obrashcheniya 01.08.2023).

16. Ustav srednej obshcheobrazovatel'nyj shkoly. Odobren postanovleniem Soveta Ministrov SSSR 8 sentya-brya 1970 g. // Narodnoe obrazovanie v SSSR. Obshcheobrazovatel'naya shkola. Sbornik dokumentov. 19171973 gg. / sost. A. A. Abakumov, N. P. Kuzin, F. I. Puzyrev, L. F. Litvinov. M.: Pedagogika, 1974. S. 228-237.

17. Uchebnye plany Narkomprosa 1920 goda. Ekaterinodar: Izdanie gosudarstvennogo izdatel'stva (Kuban-sko-Chernomorskoe otdelenie), 1920. 12 s.

18. Uchebnye plany nachal'noj, nepolnoj srednej i srednej shkoly. 2-e izd. M.: Uchpedgiz, 1936. 31 s.

19. Uchebnye plany nachal'noj, nepolnoj srednej i srednej shkoly. M.: Uchpedgiz, 1935. 31 s.

20. Uchebnye plany nachal'noj, nepolnoj srednej i srednej shkoly. M.: Narkompros RSFSR, 1940. 8 s.

21. Uchebnye plany nepolnoj srednej i srednej shkoly. M.: Narkompros RSFSR, 1937. 12 s.

REFERENCES

22. Borytko N. M., Kuzibetskij A. N. Uchebnyj plan: shkol'nyj komponent. Volgograd: Peremena, 1995. 96 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Kuvshinova G. A. Differentsiatsiya obucheniya v otechestvennoj pedagogike: 1946-1991 gg.: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Vladikavkaz, 2006. 24 s.

24. Petukhova I. V. Rossijskoe obrazovatel'noe pravo. Problemy zakonodatel'nogo regulirovaniya soderzha-niya shkol'nogo otechestvennogo obrazovaniya: (Novoe i Novejshee vremya). Shchelkovo: OntoPrint, 2012. 215 s.

25. Polonskij VM. Obrazovanie i pedagogika: bol'shoj tematicheskij slovar'. M.: MasterPrint, 2021. 812 s.

26. Uchebnye plany shkol Rossii / pod red. M. V. Ryzhakova. 2-e izd. M.: Drofa, 2013. 204 s.

27. Shakhmaev N. M. Differentsiatsiya obucheniya v srednej obshcheobrazovatel'noj shkole // Didaktika srednej shkoly: Nekotorye problemy sovremennoj didaktiki / pod red. M. N. Skatkina. 2-e izd. M.: Prosve-shchenie, 1982. S. 269-296.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

СУХАНОВА Татьяна Владимировна — Tatyana V. Sukhanova

Академия Минпросвещения России, Москва, Россия.

Academy of the Ministry of Education of Russia, Moscow, Russia.

SPIN-код: 5801-7180, ORCID: 0009-0004-0570-4899, e-mail: tv.sukhanova@mail.ru

Кандидат педагогических наук, и. о. ректора.

Поступила в редакцию: 18 августа 2023. Прошла рецензирование: 18 сентября 2023. Принята к печати: 26 октября 2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.