Научная статья на тему 'К АНАЛИЗУ НЕКОТОРЫХ ПОДХОДОВ К ПРИНЯТИЮ РЕШЕНИЙ В ПЕРИОД МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

К АНАЛИЗУ НЕКОТОРЫХ ПОДХОДОВ К ПРИНЯТИЮ РЕШЕНИЙ В ПЕРИОД МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
модернизация / принятие решений / научно-педагогические исследования / профильное обучение / базисный учебный план / modernization / decision-making / scientific and pedagogical research / specialized training / basic curriculum

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Назарова В. В.

Период модернизации российской системы общего образования характеризуется проведением исследований на основе формирующих педагогических экспериментов, к работе привлекаются представители научного сообщества, специалисты органов управления в системе общего образования, педагогические работники. Для модернизационных процессов характерно принятие решений на нескольких уровнях управления системой образования. В рамках статьи проведен анализ некоторых нормативных правовых актов, регламентировавших процесс модернизации российского образования с точки зрения теоретико-методологических подходов к принятию решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYZING SOME APPROACHES TO DECISION-MAKING DURING THE MODERNIZATION OF RUSSIAN EDUCATION

Modernization of the Russian system of education is characterized by conducting research on the basis of formative pedagogical experiments. We notice the collaboration of the scientific community, governmental representatives, teaching staff. Modernization processes are characterized by decision-making at several levels of educational management. The article analyzes some normative legal acts regulating the process of modernization of Russian education. We look at the system from the point of view of theoretical and methodological approaches to decision-making.

Текст научной работы на тему «К АНАЛИЗУ НЕКОТОРЫХ ПОДХОДОВ К ПРИНЯТИЮ РЕШЕНИЙ В ПЕРИОД МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ СТРЕМИТЕЛЬНО МЕНЯЮЩЕГОСЯ МИРА

Назарова

Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 2, № 4 (86). С. 52-62. Domestic and foreign pedagogy. 2022. Vol. 2, no. 4 (86). P. 52-62.

Научная статья УДК 37.014

doi: 10.24412/2224-0772-2022-

52-62

К АНАЛИЗУ НЕКОТОРЫХ ПОДХОДОВ К ПРИНЯТИЮ РЕШЕНИЙ В ПЕРИОД МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Виктория Витальевна Назарова

Институт стратегии развития образования РАО, Москва, Россия, polkovodec93@mail.ru

Аннотация. Период модернизации российской системы общего образования характеризуется проведением исследований на основе формирующих педагогических экспериментов, к работе привлекаются представители научного сообщества, специалисты органов управления в системе общего образования, педагогические работники. Для модернизацион-ных процессов характерно принятие решений на нескольких уровнях управления системой образования. В рамках статьи проведен анализ некоторых нормативных правовых актов, регламентировавших процесс модернизации российского образования с точки зрения теоретико-методологических подходов к принятию решений.

Ключевые слова: модернизация, принятие решений, научно-педагогические исследования, профильное обучение, базисный учебный план

Для цитирования: Назарова В. В. К анализу некоторых подходов к принятию решений в период модернизации российского образования // Отечественная и зарубежная пе-дагогика.2022. Т. 2, № 4 (86). С. 52-62. аок 10.24412/2224-0772-2022-86-52-62

© Назарова В. В., 2022

Original article

Analyzing some approaches to decision-making during the modernization of Russian education

Victoria V. Nazarova

Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia, polkovodec93@mail.ru

Abstract. Modernization of the Russian system of education is characterized by conducting research on the basis of formative pedagogical experiments. We notice the collaboration of the scientific community, governmental representatives, teaching staff. Modernization processes are characterized by decision-making at several levels of educational management. The article analyzes some normative legal acts regulating the process of modernization of Russian education. We look at the system from the point of view of theoretical and methodological approaches to decision-making.

Keywords: modernization, decision-making, scientific and pedagogical research, specialized training, basic curriculum

For citation: Nazarova V. V. Analyzing some approaches to decision-making during the modernization of Russian education. Domestic and Foreign Pedagogy. 2022;2(4):52-62. (In Russ.). https://doi. org/10.24412/2224-0772-2022-86-52-62

Принятие решений, в том числе управленческих, характерно для любой социальной сферы, в частности для образования. Решения принимаются на всех уровнях — и в образовательных организациях, и в федеральных органах исполнительной власти. При этом чем выше уровень принятия решения, тем на большее количество неопределенных лиц оно распространяется. Определения терминов «принятие решений», «принятие управленческих решений», связанных в рамках данной работы, предлагаются различными энциклопедическими ресурсами из области психологии, социологии, экономики и т.д. Характеризуются указанные термины в том числе «выработкой и применением нормативных правил принятия решений», выбором решения задачи, действий, которые приводят к поставленным целям [9].

Безусловно, принятие решений происходит систематически в рамках управления различными системами. При реформировании же систем принимать решения приходится чаще в связи с появлением новых обстоятельств, в которых будет в дальнейшем функционировать система, необходимостью изменения составных ее частей для достижения целей,

ради которых проводится реформирование.

Очерчивая рамку исследования системой образования с точки зрения принятия решений, целесообразно проследить данное явление на примере модернизации системы образования, происходившей в начале XXI века, в связи с тем, что в обозначенный период российская система общего образования переживала мощные преобразования, получала направления для исследования и развития. Характеризуется период модернизации и применением формирующего педагогического эксперимента [1], результаты которого использовались в числе прочего для выработки государственной политики в сфере образования, что тесным образом связано с принятием решений.

В данной статье мы сосредоточимся на исследовании вопроса теоретических аспектов принятия решений на примере некоторых из модер-низационных процессов, происходивших в системе общего образования России в начале XXI века. Для исследования данного вопроса проведем анализ некоторых нормативных правовых актов, разработанных и принятых в рамках реализации модернизации отечественного образования. Исследованию указанного вопроса посвящены труды Г. В. Сориной (с точки зрения теоретико-методологического подхода) и С. В. Ивановой (анализ специфики и описание опыта принятия решений в конце XX — начале XXI века).

В двухтысячные годы сохраняются социально-экономические проблемы, связанные с последствиями периода перестройки, вместе с тем в новом тысячелетии усиливаются тенденции к глобализации, влияние технологий, темпы развития общества, что, без сомнения, оказывает влияние на сферу образования. Изменения, произошедшие на политической арене, приводят к укреплению государственной власти, ее возврату к управлению системой образования. Формируются концепции развития образования, модернизации системы, основой для принятия решений становятся формирующие педагогические эксперименты [1].

Для исследования вопроса модернизации отечественной системы образования, а именно оснований для принятия решений, обратимся к некоторым аспектам, связанным с совершенствованием структуры и содержания образования.

В процессе проведения широкомасштабного эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования, который проводился с 2001 года, в том числе в соответствии с Федеральным зако-

ном от 10.04.2000 № 51-ФЗ «Об утверждении Федеральной программы развития образования», постановлением Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 № 224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» было выделено отдельное направление — эксперимент по профильному обучению. Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2003 № 334 «О проведении эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования» было согласовано предложение, поступившее от Министерства образования Российской Федерации и «согласованное с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, о проведении эксперимента по введению профильного обучения учащихся» [3].

В ходе эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования, был разработан ряд нормативных правовых актов, регламентировавших переход к профильному обучению на старшей ступени общего образования [3; 6].

Г. В. Сорина указывает, что механизмы принятия решений находятся в тесной связи с политическим курсом, определяющим принятие решений. Автор выделяет несколько классификаций в области принятия решений[11]. Так, по видам принятия решений Г. В. Сорина выделяет следующие: инструктивные, неинструктивные, инновационные. Наличие правил и регламентирующих нормативных актов, определяющих процедуру принятия решений, является критерием инструктивного решения. Неинструктивные решения характеризуются наличием новых подходов к принятию тех или иных решений, а также решений, которые ранее не были регламентированы в соответствующих документах. Инновационные решения являются формой решений, неинструктивных по своему виду [11].

Анализируя нормативную правовую обеспеченность эксперимента по введению профильного обучения в соответствии с классификацией Г. В. Сориной, принятие решений в области указанного эксперимента, учитывая степень его регламентированности, по виду принятия решений является инструктивным.

Г. В. Сорина указывает на то, что инструктивные решения могут

быть долговременными и кратковременными в соответствии с временным периодом, в котором инструктивное решение будет действовать. Говоря об эксперименте, который проводился в течение нескольких лет и имел свое нормативное и методологическое развитие, полагаем целесообразным отнести его к долговременному инструктивному решению. В поддержку данного тезиса следует привести и то обстоятельство, что возможность организации образовательной деятельности по образовательным программам на основе дифференциации содержания характерна для двух федеральных законов об образовании: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» и предшествовавший ему Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» содержат положения о возможности реализации профильного обучения, что также характеризует указанное направление как долговременное инструктивное решение.

Г. В. Сорина выделяет два уровня принятия решений — профессиональный и обыденный [11]. Реализация проекта по профильному обучению имеет уровень профессионального приятия решений. При этом данный уровень может быть детализирован по нижеследующим основаниям.

Так, Г. В. Сорина называет три вида принятия решений в зависимости от признака действия на основе известных правил: стратегический, оперативный и тактический [11]. Эксперимент по профильному обучению характеризуют как минимум два уровня принятия решений: оперативный и тактический.

В рамках оперативного уровня принятия решений, что подразумевает под собой координацию деятельности по отдельным элементам системы, выделим в качестве примера подготовку рекомендаций по предпро-фильной подготовке учащихся в рамках эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования [5]. Администрирование отдельной составляющей по предпрофильной подготовке учащихся в рамках проведения всего эксперимента позволил организовать дополнительную подготовку всех субъектов образовательного процесса к реализации значимого для российского образования эксперимента по профильному обучению, утвержденного в качестве Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования [6].

Тактический уровень принятия решений необходим для реализа-

ции конкретных задач, обеспечивающих функционирование отдельных составных частей системы. В рамках реализации эксперимента по профильному обучению в качестве примеров можно указать создание специализированных ресурсных центров, организацию обучения для учителей [10]. Отмечаем, что анализ ресурсного обеспечения профильного обучения в 2007 году продемонстрировал нехватку кадрового и учебно-методического обеспечения, недостаточное финансирование

[10], что, в свою очередь, связано с материально-технической оснащенностью образовательных организаций, в которых осуществлялся эксперимент по профильному обучению. Отметим, что указанные проблемы не могли быть полноценно решены на тактическом уровне принятия решений в связи с их большим объемом.

Г. В. Сорина считает, что эффективная прямая и обратная связь между субъектами и объектами политики, а также ее продуктивность с «точки зрения влияния информации, заложенной в системе коммуникации, на характер принимаемых решений, их корректировке или отмене»

[11] представляют собой принципы системности принятия решений на государственном уровне.

В рамках указанного принципа системности принятия решений можно выделить принятие управленческих решений федеральных, региональных и муниципальных органов управления образованием: принятие решения об участии в соответствующем эксперименте, выбор подходящей формы реализации профильного обучения, учет потребностей рынка труда в субъектах Российской Федерации, организация повышения квалификации педагогов и администрации, принятие мер по обеспечению школ соответствующими учебными пособиями и др. С точки зрения эффективности обратной связи следует выделить исследование общественного мнения, результаты которого продемонстрировали позитивное отношение к профильному обучению. Распространенность идей профилизации, их жизнеспособность и преемственность в нормативно-правовом аспекте в числе прочего косвенно характеризуют принцип системности в принятии решения.

В числе прочего проводилась работа по утверждению экспериментального Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 6 марта 2001 г. № 834, разработанного в рамках эксперимента по совершенствованию структуры и содержания

общего образования [8]. Работа над указанным Базисным учебным планом осуществлялась совместно коллегией Министерства образования Российской Федерации и научным коллективом Российской академией образования. Одобрение указанного документа было получено от Федерального координационного совета по общему образованию. Немаловажным является состав координационного совета, который включал представителей, рекомендованных «Правительством Российской Федерации, Комитетом Государственной Думы по образованию и науке, Комитетом Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии, Министерством образования Российской Федерации, Российской академией наук, Российской академией образования» [4]. Не менее 50% от общего числа членов указанного координационного совета составляли педагогические работники и руководители общеобразовательных учреждений России. Данный подход характеризуется связью педагогической науки и управления, что обеспечивало возможность принимать нормативные правовые акты на основе данных, получаемых научным сообществом, и учета мнения педагогического сообщества: практикующих педагогов и руководителей.

Как для проведения эксперимента по профильному обучению, так и эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования, характерен учет мнения практиков образования (педагогов и руководителей образовательных учреждений). В качестве одного из примеров предлагается рассмотреть Положение о порядке проведения федерального эксперимента по изменению структуры и содержания общего образования в Санкт-Петербурге на период 2002-2006 гг., утвержденное распоряжением Комитета по образованию Администрации Санкт-Петербурга от 8 июля 2002 г. № 36-р (далее — Распоряжение) [7], с учетом предлагаемых Г. В. Сориной аспектов принятия решений.

Распоряжением устанавливалось, что во время проведения эксперимента будут апробированы «варианты экспериментального учебного плана, новые общеобразовательные программы, учебно-методические комплекты, современные подходы к оценке качества подготовки обучающихся, формы организации образовательного процесса, здоровьесбе-регающие педагогические технологии» [7].

По виду принятия решений в соответствии с классификацией Г. В. Сориной [11] работа над экспериментальным учебным планом является кратковременным инструктивным решением, что подтверждается

четкой регламентацией процедуры принятия решения. Совокупность правил работы, в том числе над экспериментальным учебным планом, включающих перечисление лиц, проводящих эксперимент по изменению структуры и содержания общего образования, места проведения эксперимента и определение полномочий уровней власти, четко обозначена в указанном Распоряжении [7]. Сама форма принятого нормативного правового акта (распоряжение), ограниченный срок его применения (2002-2006 гг.) свидетельствуют о его кратковременном характере. Решение о работе над экспериментальным учебным планом относится к уровню субъекта Российской Федерации.

Проведение эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования в Санкт-Петербурге осуществлялось при четком соблюдении логики и правил федеральных нормативных правовых актов, регламентировавших указанный эксперимент. Распоряжение Комитета по образованию Администрации Санкт-Петербурга задает рамку как для организационно-методической, так и учебно-методической работы и, более того, четко определяет профессиональную деятельность педагогических работников, полномочия общеобразовательных учреждений, территориальных органов управления образованием, Санкт-Петербургского государственного университета педагогического мастерства (обеспечение научного подхода к эксперименту), Комитета по образованию Санкт-Петербурга, обеспечивающего установленные Распоряжением условия проведения эксперимента и одновременно осуществляющего взаимодействие с Министерством образования Российской Федерации, в том числе путем направления аналитических отчетов о ходе и результатах эксперимента. Согласно Распоряжению, принятие решения об участии в эксперименте осуществлялось на уровне общеобразовательных учреждений, таким образом, решения принимались на разных уровнях и не носили исключительно ведомственный характер. Научно-методическая работа осуществлялась педагогическими работниками, также указанным нормативным правовым актом регламентирована возможность педагогов вносить предложения по совершенствованию образовательного процесса, что обеспечивало принцип системности принятия решений (наличие прямой и обратной связи).

С. В. Иванова давала предварительную оценку достигнутых результатов и перспектив широкомасштабного эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования [2]. К 2004 году

базисный учебный план находился на стадии развития. Благодаря проведению эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования в большинстве регионов России были получены результаты введения базисных учебных планов, собраны материалы для использования при подготовке нового федерального базисного учебного плана.

Подводя итог, отметим, что модернизация российской системы общего образования характеризуется своей многоступенчатой проработкой. В проведение эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования были вовлечены представители педагогической науки, управления, общественные институты. Принятие решений, начиная с решения об участии в эксперименте и заканчивая процедурами его фактической реализации, требовало вовлеченности широкого круга лиц и институтов власти. Приведенные примеры нормативных правовых актов как федерального, так и регионального значения, позволяют сделать вывод о том, что в ходе модернизации применялись аспекты принятия решений, которые были классифицированы Г. В. Сориной. Полагаем, что практика проведения экспериментов, сложившаяся в ходе эксперимента по профильному обучению и эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования, может быть использована и в современной системе общего образования, не утратили своей актуальности и подходы к принятию решений в сфере образования.

Список источников

1. Иванова С. В. О специфике принятия решений в отечественной системе образования с учетом внешних условий в 80-90 гг. XX в.— 2000-е гг. XXI в. // Принятие решений в системе образования: монограф. сб. / под общ. ред. С. В. Ивановой. М.: Издательский центр АНОО «ИЭТ», 2014. С. 176-198.

2. Иванова С. В. О широкомасштабном эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования (предварительная оценка достигнутых результатов и перспективы) // Вопросы образования. 2004. № 3. С. 240-251.

3. «О проведении эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования». Постановление Правительства Российской Федерации от 09.06.2003 № 334 [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/185955/ (дата обращения: 24.07.2022).

4. «О создании Федерального координационного совета по общему образованию». Приказ Министерства образования Российской Федерации от 22 февраля 2000 г. № 529 [Электронный ресурс]. URL: https://internet.garant.rU/#/document/1583882/paragraph/1419:0 (дата обращения: 25.07.2022).

5. «Об организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в рамках эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учрежде-

ниях, реализующих программы среднего (полного) общего образования, на 2003/2004 учебный год». Письмо Министерства образования Российской Федерации от 20 августа 2003 г. № 03-51-157ин/13-03 [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/6146412/ (дата обращения: 25.07.2022).

6. «Об утверждении концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования». Приказ Министерства образования Российской Федерации от 18 июля 2002 г. № 2783 [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/184895/ (дата обращения: 25.07.2022).

7. «Об утверждении Порядка проведения федерального эксперимента по изменению структуры и содержания общего образования в Санкт-Петербурге на период 2002-2006 гг.». Распоряжение Комитета по образованию Администрации Санкт-Петербурга от 8 июля 2002 г. № 36-р. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.rU/document/901783722#64U0IK (дата обращения: 10.04.2022).

8. «Об утверждении экспериментального Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации». Приказ Министерства образования Российской Федерации от 6 марта 2001 г. № 834 [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/183331/ (дата обращения: 25.07.2022).

9. Принятие решений [Электронный ресурс]. URL: https://dic.academic.ru/searchall.php? SW ord=%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B5+%D1%80%D0%B5% D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9&stype=0&btype=1&p=0 (дата обращения: 10.04.2022).

10. Профильное обучение в старшей школе в субъектах Российской Федерации: опыт регионов — 2007 / В. В. Вержбицкий, Ю. Ю. Власова, А. С. Михайлова, М. Л. Пустыльник, И. А. Трубина, Е. А. Шардуба; Под ред. Ю. Ю. Власовой. М.: Просвещение-регион, 2007. 256 с. URL: http://window. edu.ru/resource/046/52046/files/14916.pdf (дата обращения 25.07.2022).

11. Сорина Г. В. Принятие решений: теоретико-методологический подход и практическое применение // Принятие решений в системе образования: монограф. сб. / под общ. ред. С. В. Ивановой. М.: Издательский центр АНОО «ИЭТ». 2014. С. 9-30.

References

1. Ivanova S. V. O specifike prinyatiya reshenij v otechestvennoj sisteme obrazovaniya s uchetom vneshnih uslovij v 80-90 gg. XX v.— 2000-e gg. XXI v. // Prinyatie reshenij v sisteme obrazovaniya: monograf. sb. / pod obshch. red. S. V. Ivanovoj. M.: Izdatel'skij centr ANOO «IET», 2014. S. 176-198. [In Rus].

2. Ivanova S. V. O shirokomasshtabnom eksperimente po sovershenstvovaniyu struktury i soder-zhaniya obshchego obrazovaniya (predvaritel'naya ocenka dostignutyh rezul'tatov i perspektivy) // Voprosy obrazovaniya. 2004. № 3. S. 240-251. [In Rus].

3. «O provedenii eksperimenta po vvedeniyu profil'nogo obucheniya uchashchihsya v obshcheobrazovatel'nyh uchrezhdeniyah, realizuyushchih programmy srednego (polnogo) obshchego obrazovaniya». Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 09.06.2003 № 334 [Elektronnyj resurs]. URL: https://base.garant.ru/185955/ (data obrashcheniya: 24.07.2022). [In Rus].

4. «O sozdanii Federal'nogo koordinacionnogo soveta po obshchemu obrazovaniyu». Prikaz Ministerstva obrazovaniya Rossijskoj Federacii ot 22 fevralya 2000 g. № 529 [Elektronnyj resurs]. URL: https://internet.garant.ru/#/document/1583882/paragraph/1419:0 (data obrashcheniya: 25.07.2022). [In Rus].

5. «Ob organizacii predprofil'noj podgotovki uchashchihsya osnovnoj shkoly v ramkah eksperimenta po vvedeniyu profil'nogo obucheniya uchashchihsya v obshcheobrazovatel'nyh uchrezhdeniyah, realizuyushchih programmy srednego (polnogo) obshchego obrazovaniya, na 2003/2004 uchebnyj god». Pis'mo Ministerstva obrazovaniya Rossijskoj Federacii ot 20 avgusta 2003 g. № 03-51-157in/13-03 [Elektronnyj resurs]. URL: https://base.garant.ru/6146412/ (data obrashcheniya: 25.07.2022). [In Rus].

6. «Ob utverzhdenii koncepcii profil'nogo obucheniya na starshej stupeni obshchego obrazovani-ya». Prikaz Ministerstva obrazovaniya Rossijskoj Federacii ot 18 iyulya 2002 g. № 2783 [Elektronnyj resurs]. URL: https://base.garant.ru/184895/ (data obrashcheniya: 25.07.2022). [In Rus].

7. «Ob utverzhdenii Poryadka provedeniya federal'nogo eksperimenta po izmeneniyu struktury i soderzhaniya obshchego obrazovaniya v Sankt-Peterburge na period 2002-2006 gg.». Rasporyazhenie Komiteta po obrazovaniyu Administracii Sankt-Peterburga ot 8 iyulya 2002 g. № 36-r. [Elektronnyj resurs].

URL: https://docs.cntd.ru/document/901783722#64U0IK (data obrashcheniya: 10.04.2022). [In Rus].

8. «Ob utverzhdenii eksperimental'nogo Bazisnogo uchebnogo plana obshcheobrazovatel'nyh uchrezhdenij Rossijskoj Federacii». Prikaz Ministerstva obrazovaniya Rossijskoj Federacii ot 6 marta 2001 g. № 834 [Elektronnyj resurs]. URL: https://base.garant.ru/183331/ (data obrashcheniya: 25.07.2022). [In Rus].

9. Prinyatie reshenij [Elektronnyj resurs]. URL: https://dic.academic.ru/searchall.php? SWord=% D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B5+%D1%80%D0%B5%D1%8 8%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9&stype=0&btype=1&p=0 (data obrashcheniya: 10.04.2022). [In Rus].

10. Profil'noe obuchenie v starshej shkole v sub"ektah Rossijskoj Federacii: opyt regionov — 2007 / V. V. Verzhbickij, YU.YU.Vlasova, A. S. Mihajlova, M. L. Pustyl'nik, I. A. Trubina, E.A.SHarduba; Pod red. YU.YU.Vlasovoj. M.: Prosveshchenie-region, 2007. 256 s. URL: http://window.edu.ru/re-source/046/52046/files/14916.pdf (data obrashcheniya 25.07.2022). [In Rus].

11. Sorina G. V. Prinyatie reshenij: teoretiko-metodologicheskij podhod i prakticheskoe primen-enie // Prinyatie reshenij v sisteme obrazovaniya: monograf. sb. / pod obshch. red. S. V. Ivanovoj. M.: Izdatel'skij centr ANOO «IET». 2014. S. 9-30. [In Rus].

Информация об авторе

В.В.Назарова — аспирант

Information about the author

V. V. Nazarova — postgraduate student

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.