Научная статья на тему 'Организация внеурочной деятельности в общеобразовательных организациях Российской Федерации: результаты комплексного мониторинга'

Организация внеурочной деятельности в общеобразовательных организациях Российской Федерации: результаты комплексного мониторинга Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
406
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
внеурочная деятельность / комплексный мониторинг / федеральный государственный образовательный стандарт / федеральная основная общеобразовательная программа / анкетирование / extracurricular activities / comprehensive monitoring / general educational organizations / federal state educational standard / federal basic general education program / survey

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гукаленко Ольга Владимировна, Ускова Ирина Владимировна, Сериков Владислав Владиславович, Сухин Игорь Георгиевич

В статье представлены результаты комплексного мониторинга реализации внеурочной деятельности в образовательных организациях Российской Федерации, включающего анкетирование и опрос в фокус-группах педагогических работников, реализующих внеурочную деятельность, анализ сайтов образовательных организаций Российской Федерации в части представления информации об организации внеурочной деятельности, анализ сайтов институтов повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования и сайта Академии Минпросвещения Российской Федерации в части предложений педагогическим работникам программ повышения квалификации по реализации внеурочной деятельности, анализ информированности родительской общественности о реализации внеурочной деятельности в организациях, в которых учатся их дети. Всего в комплексном мониторинге приняли участие более 43000 респондентов из 89 регионов Российской Федерации. В ходе комплексного мониторинга выявлены проблемы, трудности, дефициты в решении задач организации внеурочной деятельности образовательными организациями, а также осуществлен анализ данных с целью обеспечения ее эффективности. В статье показано, что целостность образовательного процесса в общеобразовательной организации обеспечивается единством урочной и внеурочной деятельности, что организация внеурочной деятельности должна носить системный характер, основываться на единых подходах, быть взаимосвязанной со школьным уроком и программой воспитания. На основе анализа результатов проведенного мониторинга сделаны выводы о необходимости обеспечения системности внеурочной деятельности, адаптивности ее моделей, расширения вариативности ее содержания, форм и методов, которые должны обеспечивать реализацию ее особого воспитательного потенциала, учитывать интересы, возрастные и индивидуальные особенности обучающихся, а также субъектный потенциал других институтов социализации — социальных партнеров школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гукаленко Ольга Владимировна, Ускова Ирина Владимировна, Сериков Владислав Владиславович, Сухин Игорь Георгиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES IN GENERAL EDUCATION ORGANIZATIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION: RESULTS OF COMPREHENSIVE MONITORING

The article presents the results of the comprehensive monitoring of the implementation of extracurricular activities in educational organizations of the Russian Federation, including questionnaires and focus group interviews with teaching staff implementing extracurricular activities, analysis of the websites of educational organizations of the Russian Federation in terms of presenting information about the organization of extracurricular activities, analysis of the websites of the institutes for professional development and professional retraining of education workers and the website of the Academy of the Ministry of Education in terms of extracurricular activities. In total, more than 43,000 respondents from 89 regions of the Russian Federation took part in the comprehensive monitoring. The comprehensive monitoring revealed problems, difficulties, deficits in solving the problems of organizing extracurricular activities by educational organizations, as well as analyzed the data in order to ensure its effectiveness. The article shows that the integrity of the educational process in a general educational organization is ensured by the unity of classroom and extracurricular activities, that the organization of extracurricular activities should be systematic, based on common approaches, interrelated with the school lesson and education program. Based on the analysis of the monitoring results, conclusions were made about the need to ensure the systematic nature of extracurricular activities, adaptability of its models, expansion of the variability of its content, forms and methods, which should ensure the realization of its special educational potential, take into account the interests, age and individual characteristics of students, as well as the subjective potential of other institutions of socialization — social partners of the school.

Текст научной работы на тему «Организация внеурочной деятельности в общеобразовательных организациях Российской Федерации: результаты комплексного мониторинга»

ТРИ «М»: МЕТОД — МЕТОДИКА — МЕТОДОЛОГИЯ

О. В. Гукаленко

И. В. Ускова

В. В. Сериков

Ценности и смыслы. 2023. № 6 (88). С. 46-71. Values and Meanings. 2023. No.6 (88). P. 46-71. УДК 371.1

doi: 10.24412/2071-6427-2023-6-46-71

Организация внеурочной деятельности в общеобразовательных

организациях Российской Федерации: результаты комплексного мониторинга*

Гукаленко Ольга Владимировна1, Ускова Ирина Владимировна2, Сериков Владислав Владиславович3, Сухин Игорь Георгиевич4

1Доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, главный научный сотрудник лаборатории дидактики общего и профессионального образования Института стратегии развития образования, г. Москва, Россия E-mail: olga_gukalenko@mail.ru http://orcid.org/0000-0002-5964-6901 2Кандидат педагогических наук, начальник управления научно-исследовательской деятельности — ученый секретарь Института стратегии развития образования, г. Москва, Россия E-mail: irina.uskova@mail.ru http://orcid.org/0000-0001-6477-1777 3Доктор педагогических наук, профессор, академик Российской академии образования, главный научный сотрудник лаборатории дидактики общего и профессионального образования Института стратегии развития образования, г. Москва, Россия E-mail: vladislav.cerikoff@yandex. ru http://orcid.org/0000-0002-5872-3979

4Кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории сравнительного образования и истории педагогики Института стратегии развития образования, г. Москва, Россия E-mail: suhin_i@mail.ru http://orcid.org/0000-0002-9612-4168

И. Г. Сухин

* Статья подготовлена в рамках государственного задания № 073-00008-23-07 от 28.07.2023 на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов по теме «Научно-педагогический анализ реализации внеурочной деятельности в общеобразовательных организациях Российской Федерации».

© Гукаленко О.В., Ускова И.В., Сериков В.В., Сухин И.Г., 2023

Аннотация. В статье представлены результаты комплексного мониторинга реализации внеурочной деятельности в образовательных организациях Российской Федерации, включающего анкетирование и опрос в фокус-группах педагогических работников, реализующих внеурочную деятельность, анализ сайтов образовательных организаций Российской Федерации в части представления информации об организации внеурочной деятельности, анализ сайтов институтов повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования и сайта Академии Минпросвещения Российской Федерации в части предложений педагогическим работникам программ повышения квалификации по реализации внеурочной деятельности, анализ информированности родительской общественности о реализации внеурочной деятельности в организациях, в которых учатся их дети. Всего в комплексном мониторинге приняли участие более 43000 респондентов из 89 регионов Российской Федерации. В ходе комплексного мониторинга выявлены проблемы, трудности, дефициты в решении задач организации внеурочной деятельности образовательными организациями, а также осуществлен анализ данных с целью обеспечения ее эффективности. В статье показано, что целостность образовательного процесса в общеобразовательной организации обеспечивается единством урочной и внеурочной деятельности, что организация внеурочной деятельности должна носить системный характер, основываться на единых подходах, быть взаимосвязанной со школьным уроком и программой воспитания. На основе анализа результатов проведенного мониторинга сделаны выводы о необходимости обеспечения системности внеурочной деятельности, адаптивности ее моделей, расширения вариативности ее содержания, форм и методов, которые должны обеспечивать реализацию ее особого воспитательного потенциала, учитывать интересы, возрастные и индивидуальные особенности обучающихся, а также субъектный потенциал других институтов социализации — социальных партнеров школы.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, комплексный мониторинг, федеральный государственный образовательный стандарт, федеральная основная общеобразовательная программа, анкетирование.

Для цитирования: Гукаленко О. В. Ускова И. В., Сериков В. В., Су хин И. Г. Организация внеурочной деятельности в общеобразовательных организациях Российской Федерации: результаты комплексного мониторинга // Ценности и смыслы. 2023. № 6 (88). С. 46-71.

ORGANIZATION OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES IN GENERAL EDUCATION ORGANIZATIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION: RESULTS OF COMPREHENSIVE

MONITORING

Olga V. Gukalenko1, Irina V. Uskova2, Vladislav V. Serikov3, Igor G. Sukhin4 'Dr.Sc. (Education), Professor, Corresponding Member RAO, Chief Researcher of the Laboratory of Didactics of General and Vocational Education, Institute for Strategy of Education Development, Moscow, Russia

E-mail: olga_gukalenko@mail.ru; http://orcid.org/0000-0002-5964-6901

2PhD in Education, Head of the Department of Research Activities — Scientific Secretary,

Institute for Strategy of Education Development, Moscow, Russia

E-mail: irina.uskova@mail.ru; http://orcid.org/0000-0001-6477-1777

3Dr.Sc. (Education), Professor, Academician Russian Academy of Education, Chief

Researcher at the Laboratory of Didactics of General and Professional Education,

Institute for Strategy of Education Development, Moscow, Russia

E-mail: vladislav.cerikoff@yandex.ru; http://orcid.org/0000-0002-5872-3979

4PhD in Education, Senior Researcher at the Laboratory of Comparative Education and

the History of Pedagogy, Institute for Strategy of Education Development, Moscow,

Russia

E-mail: suhin_i@mail.ru; ttp://orcid.org/0000-0002-9612-4168

Abstract. The article presents the results of the comprehensive monitoring of the implementation of extracurricular activities in educational organizations of the Russian Federation, including questionnaires and focus group interviews with teaching staff implementing extracurricular activities, analysis of the websites of educational organizations of the Russian Federation in terms of presenting information about the organization of extracurricular activities, analysis of the websites of the institutes for professional development and professional retraining of education workers and the website of the Academy of the Ministry of Education in terms of extracurricular activities. In total, more than 43,000 respondents from 89 regions of the Russian Federation took part in the comprehensive monitoring. The comprehensive monitoring revealed problems, difficulties, deficits in solving the problems of organizing extracurricular activities by educational organizations, as well as analyzed the data in order to ensure its effectiveness. The article shows that the integrity of the educational process in a general educational organization is ensured by the unity of classroom and extracurricular activities, that the organization of extracurricular activities should be systematic, based on common approaches, interrelated with the school lesson and education program. Based on the analysis of the monitoring results, conclusions were made about the need to ensure the systematic nature of extracurricular activities, adaptability of its models, expansion of the variability of its content, forms and methods, which should ensure the realization of its special educational potential, take into account the interests, age and individual characteristics of students, as well as the subjective potential of other institutions of socialization — social partners of the school.

Keywords: extracurricular activities, comprehensive monitoring, general educational organizations, federal state educational standard, federal basic general education program, survey.

For citation: Gukalenko О. V., Uskova I. V., Serikov V V, Igor G. Sukhin I. G. Organization of extracurricular activities in general education organizations of the Russian Federation: results of comprehensive monitoring// Values and Meanings. 2023. No.6 (88). P. 46-71. (In Rus).

Введение

Государственная политика в сфере общего образования направлена на повышение качества общего образования и укрепление единого образовательного пространства на территории Российской Федерации. Решение этих задач стало возможным в условиях обновления подходов к реализации всех компонентов образовательного процесса, в том числе внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность — «образовательная деятельность, направленная на достижение планируемых результатов освоения основных

образовательных программ (предметных, метапредметных и личностных), осуществляемая в формах, отличных от урочной» [6]. Реализации внеурочной деятельности в общеобразовательных организациях (ОО) Российской Федерации уделено особое внимание в нормативно-правовых документах сферы общего образования [7; 8; 9; 10; 11; 12]. В федеральных государственных образовательных стандартах [10; 11; 12] зафиксирована возможность выбора «участниками образовательных отношений учебных курсов внеурочной деятельности из перечня, предлагаемого Организацией», тем самым определяется, что внеурочная деятельность должна способствовать не только достижению планируемых результатов обучения, но и обеспечить индивидуальные потребности обучающихся на основе их интересов, склонностей и возможностей.

Значительное внимание уделяется внеурочной деятельности в федеральной общеобразовательной программе (ФООП) [7; 8; 9], реализующейся всеми образовательными организациями страны с 1 сентября 2023 года. В ФООП зафиксировано, что внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной ее частью, тем самым показана важность вовлечения в нее всех обучающихся. Также в программе указано, что целостность системы функционирования образовательной организации обеспечивается единством урочной и внеурочной деятельности.

В ФООП описаны организационные и содержательные направления ее реализации. Приведем основные из них:

1. Организация внеурочной деятельности. План внеурочной деятельности предусматривает на уровне начального общего образования до 1320 часов; основного общего образования — до 1750 часов; среднего общего образования — до 700 часов. В неделю может быть реализовано не более 10 часов внеурочной деятельности, один из которых рекомендуется отводить на внеурочное занятие «Разговоры о важном» (понедельник, 1-й урок), один — на профориентационное занятие «Россия — мои горизонты» (четверг) и один час на занятие по функциональной грамотности (день по выбору образовательной организации). Реализация плана внеурочной деятельности может выполняться с использованием ресурсов других организаций (в том числе в сетевой форме).

Формы реализации внеурочной деятельности образовательными организациями могут определяться самостоятельно, при этом они должны предусматривать активность и самостоятельность обучающихся, сочетать индивидуальную и групповую работу; обеспечивать гибкий режим

занятий (продолжительность, последовательность), переменный состав обучающихся, проектную и исследовательскую деятельность (в том числе экспедиции, практики), экскурсии (в музеи, парки, на предприятия и другие), походы, деловые игры и другое [5].

2. Содержательное наполнение внеурочной деятельности. Часы внеурочной деятельности рекомендуется использовать на социальное, творческое, интеллектуальное, общекультурное, физическое, граждан-ско-патриотическое развитие обучающихся, создавая условия для их самореализации и осуществляя педагогическую поддержку в преодолении ими трудностей в обучении и социализации. Обязательным условием организации внеурочной деятельности является ее воспитательная направленность, соотнесенность с рабочей программой воспитания образовательной организации [5].

На всех уровнях образования часы внеурочной деятельности целесообразно использовать через реализацию одной из трех моделей планов с преобладанием того или иного вида деятельности: учебно-познавательной деятельности (внимание к учебным предметам и формированию функциональной грамотности), с преобладанием педагогической поддержки обучающихся и обеспечения их благополучия в пространстве школы, с преобладанием деятельности ученических сообществ и воспитательных мероприятий. Данные планы должны выбираться с учетом предложений педагогов, родительской общественности, интересов и запросов детей.

В настоящее время внеурочная деятельность является важнейшим компонентом общего образования на всех его уровнях. Содержание внеурочной деятельности ориентировано на запросы участников образовательных отношений и учитывает разные сферы развития ребенка. От качества внеурочной деятельности зависит качество и целостность образовательного процесса, мотивация обучающихся к обучению, их желание проводить время в школе.

Постановка проблемы и цель исследования

Анализ портала «Единое содержание общего образования» (ЕДСОО) показывает, что основная часть его контента направлена на помощь учителю в организации урока, а внеурочная деятельность поддерживается материалами к занятиям «Разговоры о важном» (https://razgovor. edsoo.ru/), видеолекциями и методическими рекомендациями к ним, а также программами внеурочной деятельности (https://edsoo.ru/mr-

упеигосЬпауа^еуа1е1по81:/; https://edsoo.ru/ rabochie-programmy/). Также на портале размещены материалы, которые могут быть использованы при проведении внеурочных занятий по функциональной грамотности (https://edsoo.ru/metodicheskie-seminary/ms-funkcziona1naya-gramotnost/). Для внеурочного занятия «Россия — мои горизонты» разрабатывается контент, размещенный на официальном сайте проекта (Ы^://ЬуЬ-И>. ru/?section=vneurochnaya-deyate1nost).

Выбор программ и разработка содержания для реализации других направлений внеурочной деятельности остается на усмотрение образовательной организации. Однако именно эта не регламентированная и не обеспеченная на федеральном уровне часть внеурочной деятельности является основой реализации главных идей внеурочной деятельности — ее направленности на формирование личностных и метапредметных результатов в условиях реализации дифференцированного и индивидуального подходов, помощи в достижении обучающимися предметных результатов с учетом их возможностей и способностей, тем самым способствуя повышению качества образования и мотивации школьников к обучению. Эта часть внеурочной деятельности направлена на профилактику девиантного поведения, организует свободное время школьников в соответствии с его интересами в сопровождении педагогов, имеет огромное социальное значение, снижая уровень тревожности родителей за школьников во второй половине дня. Организация внеурочной деятельности должна носить системный характер, реализовывать единые подходы к ее организации, быть связанной с деятельностью урока, дополняя и обогащая ее. В то же время выработка единых подходов к реализации внеурочной деятельности возможна только на основе проведения анализа организации внеурочной деятельности в общеобразовательных организациях Российской Федерации [1, 2, 3].

В связи с вышеизложенным одной из целей исследования реализации внеурочной деятельности в образовательных организациях является проведение комплексного мониторинга реализации внеурочной деятельности, анализ его результатов и формулирование выводов и предложений по формированию единых подходов к реализации внеурочной деятельности в общеобразовательных организациях.

Цель статьи — представление результатов комплексного мониторинга реализации внеурочной деятельности в образовательных организациях

и основных выводов, сделанных на основе проведенного комплексного мониторинга.

Методология и инструментарий исследования

При подготовке и проведении комплексного мониторинга авторы опирались на определение мониторинга А. Н. Майорова, который определили его как «систему сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления, позволяющая судить о состоянии объекта в любой момент времени и дающая прогноз его развития» [4, с. 424].

Комплексный мониторинг в данном исследовании понимается как система сбора и обработки информации о реализации внеурочной деятельности в общеобразовательных организациях Российской Федерации, учитывающая разные группы данных (анкетирование педагогических работников, анализ сайтов общеобразовательных организаций, институтов повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, интервьюирование педагогов в фокус-группах, анализ мнения родителей).

Задачи комплексного мониторинга:

1. Выявление особенностей понимания педагогами целей, задач и содержания внеурочной деятельности в общеобразовательных организациях.

2. Выявление специфики организации и реализации внеурочной деятельности в общеобразовательных организациях.

3. Выявление форм методической поддержки педагогических работников, реализующих внеурочную деятельность в общеобразовательных организациях.

4. Определение перспективных направлений развития внеурочной деятельности (по мнению педагогических работников).

Также было проведено сравнение результатов комплексного мониторинга с зафиксированными в нормативно-правовых документах положениями по организации и реализации внеурочной деятельности в общеобразовательных организациях, сделаны выводы и предложения.

Организация проведения и инструментарий комплексного мониторинга.

Комплексный мониторинг проводился с 1 сентября 2023 года по 31 октября 2023 года и обеспечивал сбор данных по пяти направлениям:

1. Анкетирование педагогических работников образовательных организаций.

Респонденты. В анкетировании приняли участие представители администрации образовательных организаций, методисты, педагоги всех предметов и педагоги дополнительного образования, работающие в 1-11 классах; всего — 43034 респондента из 76 регионов Российской Федерации, включая новые регионы: Луганскую Народную Республику, Херсонскую и Запорожскую области. Из них: 75% респондентов — это учителя-предметники, более 45% респондентов имеют стаж работы в системе общего образования более 25 лет; а также 50% респондентов имеют стаж реализации внеурочной деятельности более 5 лет.

Инструментарий. Для проведения анкетирования были разработаны три комплекта инструментария для педагогических работников начального общего, основного общего и среднего общего образования, содержащие 20, 22 и 19 вопросов соответственно. Инструментарий исследования включал вопросы закрытого типа с выбором одного или нескольких ответов.

Организация проведения анкетирования. Платформой для проведения опроса являлся сервис «Анкетолог» (https://anketo1og.rU/s/764796/ qpevpIPf) (с серверами на территории Российской Федерации), обеспечивающий быстрое получение результата, имеющий низкую стоимость проведения опроса, безопасный, доступный онлайн на всех современных устройствах, имеющий простую процедуру запуска опроса, оперативные сроки получения ответов и полную статистику опроса с возможностью выгрузки данных. Анкетирование было доступно с 1 сентября по 1 октября 2023 года.

2. Мониторинг официальных сайтов общеобразовательных организаций.

В ходе мониторинга сайтов, отобранных методом случайной выборки, были проанализированы 534 сайта образовательных организаций из 89 регионов Российской Федерации, из которых 258 сайтов принадлежат сельским школам и 276 сайтов — городским. Количество обучающихся в школах, сайты которых были проанализированы, составляет от 18 до 2977 человек. Мониторинг каждого сайта проводился на основе разработанного инструментария, позволяющего провести анализ организации внеурочной деятельности на уровне начального общего образования по 23 параметрам, основного общего образования по 28 параметрам

и среднего общего образования по 28 параметрам. Целью мониторинга сайтов стало выявление полноты представления информации об организации внеурочной деятельности в конкретной школе, анализ содержания представленной информации и сопоставление результатов этого анализа с результатами анкетирования педагогических работников.

3. Анализ сайтов институтов повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, институтов развития образования).

В ходе мониторинга были проанализированы программы дополнительного профессионального образования, размещенные на 13 официальных сайтах институтов повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования из 13 регионов 8 федеральных округов РФ и на сайте «Академии Минпросвещения». Целью анализа стало выявление программ, способствующих повышению качества внеурочной деятельности, их доли среди других программ дополнительного профессионального образования, специфики содержания.

4. Опрос педагогических работников в фокус-группах.

Проведены опросы педагогических работников в фокус-группах,

включавших представителей образовательных организаций в рамках Форума «Миссия педагогического образования» 28-30 сентября 2023 года, а также с экспертами в ходе проведения секции — круглого стола по реализации традиционных ценностей при подготовке будущего учителя в высшей школе на Всероссийской научно-практической конференции «Научные основы реализации государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей через систему воспитательной работы вуза» 18-19 сентября 2023 года в Российской академии образования.

5. Анализ информированности родительской общественности о реализации внеурочной деятельности в организациях, в которых учатся их дети.

В рамках комплексного мониторинга проводился анализ информированности родительской общественности о возможностях внеурочной деятельности в общеобразовательных организациях, в которых учатся их дети. Анализировались сообщения из чата родителей в телеграм-ка-налах (например, t.me/vneuroch), на сайтах для родителей (например, https://www.babyblog.ru/) опрашивались родители в родительских чатах.

Цель анализа — выяснение степени информированности родителей о возможностях образовательной организации компенсировать потребности обучающихся в обучении по интересующим их программам в рамках внеурочной деятельности.

Разработка инструментария проведения комплексного мониторинга была выполнена на основе положений основных нормативно-правовых документов, регулирующих внеурочную деятельность в образовательных организациях Российской Федерации [7; 8; 9].

Результаты исследования

В результате комплексного мониторинга были получены следующие результаты.

Первая группа результатов связана с выявлением особенностей понимания педагогами целей, задач и содержания внеурочной деятельности в общеобразовательных организациях (рис. 1).

Понятие "внеурочная детеяльность"

Любая совместная деятельность учителя и обучающихся вне урока

Образовательная деятельность, направленная на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ Дополнительные образовательные программы реализуемые 00 во внеурочное время

О 5 10 15 20 25 30 35 40 45 50 Респонденты, %

ШСОО ШООО ИН00

Рисунок 1. Понимание «внеурочной деятельности» как особой образовательной деятельности, реализуемой школой (по мнению педагогов)

Понимание внеурочной деятельности педагогами как образовательной деятельности, направленной на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ (предметных, метапред-метных и личностных), осуществляемой в формах, отличных от урочной, что соответствует ФООП, есть только у менее 50% опрошенных. Вторая половина педагогов понимает внеурочную деятельность как

реализацию дополнительных образовательных программ во внеурочное время и как любую совместную деятельность учителя и обучающихся вне урока (рис. 1).

Вместе с тем мнения педагогов разделились в отношении понимания, является ли внеурочная деятельность обязательной частью организационного раздела основной образовательной программы, а рабочие программы — обязательной частью содержательного раздела основной образовательной программы (рис. 2). Это говорит о том, что почти 30% педагогов внеурочная деятельность не понимается как обязательный элемент образовательного процесса, не рассматривается как продолжение урочной деятельности, поддерживающей достижение планируемых результатов обучения.

Рисунок 2. Мнение педагогов о том, является ли внеурочная деятельность обязательной частью организационного раздела основной образовательной программы, а рабочие программы — обязательной частью содержательного раздела основной образовательной программы

На вопрос, в чем главный смысл внеурочной деятельности в школе, были получены следующие ответы педагогов:

— в начальной школе: наибольшее количество респондентов (69,4%) выбрали вариант «в воспитании обучающихся, создании условий для развития личности в разных видах творческой деятельности, расширении у младших школьников опыта общения, сотрудничества, самореализации»; наименьшее число ответов (6,5%) набрал ответ — «в дополнительных часах для повышения успеваемости, проведения дополнительных занятий в продолжение школьного урока для того, чтобы обеспечить освоение всеми детьми образовательной программы». Два ответа получили 11,4%

(в организации свободного времени обучающихся, их досуговой деятельности, сокращении рисков их бесконтрольного пребывания на улице, перед экраном телевизора, в сети Интернет и т.д.) и 12,6% (в дополнительных возможностях для педагога выбрать актуальное для конкретного класса, групп обучающихся содержание деятельности в целях комплексного решения задач обучения, воспитания, развития личности младшего школьника);

— в основной школе: так же как и в начальной школе, наибольшее количество респондентов (70,5%) выбрали вариант — «в воспитании обучающихся, создании условий для развития личности в разных видах творческой деятельности, расширении у подростков позитивного опыта общения, сотрудничества, самореализации, формировании просоциаль-ного поведения подростков»; наименьшее количество респондентов (7,2%) ответили — «в дополнительных часах для повышения успеваемости». Ответ «в организации свободного времени обучающихся, их досуговой деятельности, сокращении рисков бесконтрольного пребывания подростков на улице, перед экраном телевизора, в сети «Интернет», обеспечении профилактики социальных девиаций и т.д.» набрал 12,9%, а 9,4% голосов сказали, что это дополнительные возможности для педагога выбрать актуальное для конкретного класса, групп обучающихся содержание деятельности в целях комплексного решения задач обучения, воспитания, развития личности подростка;

— в старшей школе: наибольшее количество отвечающих (37,7%) выбрали вариант — «в создании условий для развития личности старшеклассников в разных видах творческой деятельности, формировании готовности к проявлению лидерских качеств, коммуникативных навыков, организаторских способностей, сотрудничеству в коллективе, формирование просоциального поведения и гражданской позиции». Далее ответы расположены по мере убывания: «в профессиональной ориентации старшеклассников, помощи в проектировании дальнейшего профессионально-образовательного маршрута» — 17,4%; «в подготовке к ЕГЭ, в дополнительных часах для повышения успеваемости» — 10%; «в дополнительных возможностях для педагога выбрать актуальное для конкретного класса, групп обучающихся содержание деятельности в целях комплексного решения задач обучения, воспитания, развития личности старшеклассника» — 4,9%; «в организации свободного времени обучающихся, их досуговой деятельности, обеспечении профилактики социальных девиаций» — 3,1%; «в подготовке к вузовским экзаменам,

т.е. в углубленном изучении предметов по выбору старшеклассников» — 2,2%. И во всем вышеперечисленном — ответили 24,5% респондентов.

Вторая группа результатов связана с выявлением специфики организации и реализации внеурочной деятельности в общеобразовательных организациях.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализ организации внеурочной деятельности в образовательной организации начинался с вопроса о наличии плана внеурочной деятельности на текущий учебный год. 99% педагогов ответили, что такой план имеется, однако только на 10% официальных сайтов ОО этот план был опубликован; в половине случаев он был рубрицирован по уровням обучения. Расписание внеурочных занятий представлено на менее 20% сайтов. Программы внеурочной деятельности размещены на 25% сайтов: в начальной школе от 3 до 30 программ, в основной — от 5 до 54, в старшей — от 2 до 20.

В ходе мониторинга важно было выяснить, какая модель плана реализуется в общеобразовательных организациях (рис. 3).

Модель плана, реализуемая ОО

План с преобладанием деятельности ученических сообществ и воспитательных мероприятий

План с преобладанием педагогической поддержки обучающихся и работы по обеспечению их благополучия в пространстве школы

План с преобладанием учебно-познавательной деятельности, когда наибольшее внимание уделяется внеурочной деятельности по учебным предметам и формированию функциональной грамотности

О 10 20 30 40 50 60 70 80 Респонденты, %

■ СОО иооо ИНОО

Рисунок 3. Выбор модели плана внеурочной деятельности, реализуемого общеобразовательной организацией

Особой стала группа вопросов, касающаяся проведения внеурочных занятий по внеурочной деятельности в формах, отличных от урока. Напрямую с этим был связан вопрос: «в какой мере в реальной практике отличается внеурочная деятельность обучающихся от школьного урока и в чем ее основное отличие»? В начальной и основной школе были пред-

ложены одинаковые варианты ответов, а для педагогов старшей школы были предложены два дополнительных варианта ответа, размещенных последними в Таблице 1.

Таблица 1. Ответы респондентов о формах проведения внеурочной деятельности

Ответы НОО ООО СОО

Почти ничем не отличается, внеурочка — продолжение урока, дополнительные часы на предмет для повышения успеваемости 3,8% 4,1% 6,5%

Отличается содержанием, т.к. содержание подбирается под конкретных детей, а по форме — почти не отличается от урока, разве что больше вариативности в методах обучения 10,1% 11,4% 12,8%

Существенно отличается и по форме, и по содержанию, т.к. предполагает включение детей в разные виды творческой деятельности, подготовку и проведение творческих мероприятий, поддержку творческих инициатив детей, их творческую самореализацию 73,7% 71,0% 37,7%

Иногда отличается, иногда — нет, все зависит от содержания программ внеурочной деятельности и от педагога 12,4% 13,4% 13,4%

Во внеурочной деятельности со старшеклассниками доминирует профориентация — экскурсии, встречи, посещение вузов, курсы / факультативы от вузов, то есть во внеурочной деятельности идет активный поиск, подготовка обучающихся к реализации дальнейших профессионально-образовательных маршрутов - - 18,8%

Во внеурочной деятельности со старшеклассниками доминирует работа органов школьного самоуправления, работа ученических советов, общественных организаций, социальные проекты, волонтерство, то есть социальные практики, открывающие для обучающихся перспективы социального роста, успешной самореализации в жизни - - 10,8%

Несмотря на то, что большинство респондентов ответили, что внеурочная деятельность существенно отличается от урочной и по форме, и по содержанию, при анкетировании были изучены ответы на другие вопросы, опровергающие данный ответ. На это указывает, во-первых, то, что школы выбирают модель плана с преобладанием учебно-познавательной деятельности (см. рис. 3), во-вторых, на вопрос о формах реализации

внеурочной деятельности в конкретной образовательной организации был получен ответ, что преобладает внеурочная деятельность, организованная как еще один урок — так ответили более 40% опрошенных (рис. 4), в-третьих, осуществляют внеурочную деятельность в основном учителя-предметники, что является исключительно косвенным показателем (рис. 5).

Рисунок 4. Формы реализации внеурочной деятельности

Рисунок 5. Ответы педагогов о субъекте реализации внеурочной деятельности

Следующий блок вопросов был связан с выявлением программ, по которым реализуется внеурочная деятельность в общеобразовательных организациях. Большинство педагогов ответили, что работают по программам, размещенным на портале «Единое содержание общего образования» (НОО — 37,3%; ООО — 41,3%; СОО — 42,6%) (рис. 6), также педагоги имеют опыт написания собственных программ (НОО — 10,6%; ООО — 15,3%; СОО — 16,4%). Название программ внеурочной деятельности на сайтах также крайне разнообразно, некоторые из них имеют названия, на основе

которых сложно понять цель ее реализации (например, рабочая программа внеурочной деятельности «Безопасное колесо» (для детей 12-14 лет); «Воспитание позитивного аспекта деятельности школьника» (1-9 кл.); программа внеурочной деятельности «С приветом по планетам» (5 кл.); программа внеурочной деятельности по черчению для детей младшего школьного возраста «Черчение юных» и др.). Также в настоящее время выбор и реализация программ остается на усмотрение образовательной организации, именно поэтому на официальных сайтах можно найти множество разнообразных программ. Родители школьников указывают на то, что администрация образовательных организаций в основном не советуется с ними при составлении плана внеурочной деятельности и отборе образовательных программ для него.

Рисунок 6. Программы, по которым реализуется внеурочная деятельность в ОО

На вопрос о наличии в образовательной организации списка учебных пособий, информационно-цифровых ресурсов и обеспечении доступности использования информационно-методических ресурсов были получены ответы, представленные на рисунке 7. Вместе с тем данный список на сайтах общеобразовательных организаций не размещался.

Рисунок 7. Наличие списка учебных пособий, информационно-цифровых ресурсов в ОО для реализации внеурочной деятельности

Рисунок 8. Использование ресурсов социальных организаций для реализации внеурочной деятельности

Одной из задач реализации внеурочной деятельности является проведение занятий не в стенах школы, а на базе разнообразных социальных институтов, учреждений и организаций с целью расширения школьниками опыта деятельности. В связи с этим выяснялось, ресурсы каких организаций используются школами.

Третья группа результатов связана с выявлением форм методической поддержки педагогических работников, реализующих внеурочную дея-

тельность в общеобразовательных организациях Российской Федерации.

При анализе результатов комплексного мониторинга выяснилось, что педагогам необходима методическая поддержка реализации внеурочной деятельности, отвечающая задачам современного образовательного процесса. Так, педагогам не хватает программ внеурочной деятельности в соответствии с рекомендованными направлениями, описаний методик их реализации в формах, отличных от традиционного урока, практик проведения внеурочной деятельности на базе других организаций. Анализ сайтов институтов повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования и сайта «Академии Минпросвещения» показал, что внеурочной деятельности уделяется недостаточное внимание при реализации программ дополнительного профессионального образования (ДПО). Практически нет программ ДПО, посвященных только внеурочной деятельности; внеурочная деятельность включается в программы как дополнение к реализации урочной (например, КПК «Формирование учебной деятельности младшего школьника» (36 ч.): одна из тем — «Реализация требований ФГОС во внеурочной деятельности» (2 ч.), Республика Коми; КПК «Достижение личностных, предметных и метапредметных результатов при изучении предметов «Русский язык» и «Литература» (72 ч.): одна из тем — «Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования в урочной и внеурочной деятельности», Республика Башкортостан). Структура программ внеурочной деятельности часто не соответствует требованиям к структуре программ, заявленных в ФООП. Содержание части программ отражает личное представление автора о ее реализации. Значительная часть программ, реализуемых ОО в рамках внеурочной деятельности, является копией программ, размещенных в открытых ресурсах сети Интернет.

При этом анализ официальных сайтов образовательных организаций показал, что только на 10% из них размещен план внеурочной деятельности, на 15% представлено расписание внеурочных занятий, на 25% — программы внеурочной деятельности; в планах работы методических советов не содержится информация по проведению мероприятий, направленных на улучшение качества реализации внеурочной деятельности, нет сведений о включении вопросов реализации внеурочной деятельности в тематику педагогических советов, в план работы методических объединений.

В то же время педагоги отмечают качество, разнообразие и количество материалов для проведения обязательных внеурочных занятий

«Разговоры о важном» и «Россия — мои горизонты».

Четвертая группа результатов связана с выявлением перспективных направлений развития внеурочной деятельности (по мнению педагогических работников).

Рисунок 9. Направления внеурочной деятельности, которые необходимо усилить в начальной школе

По мнению педагогов, внеурочная деятельность имеет особое воспитательное значение. На вопрос, какие направления внеурочной деятельности необходимо усилить в начальной школе лидировали три ответа: патриотическое воспитание — 35,6%, общественно-полезная трудовая деятельность — 27,5% и нравственно-этическое воспитание (26,4%) (рис. 9).

В основной школе лидируют те же три ответа, но с другими процентами (рис. 10)

I!Пп ■1и-1_1

■ патриотическое воспитание, патриотически ориентированная деятельность подростков в ■ нравствен но-этическое воспитание / школа этикета / правила позитивного общения

■ экологическая культура / экологически ориентированная творческая и природоохранная

■ информационная деятельность ■ общественно полезная трудовая деятельность ■ туристско-краеведческая деятельность ■ школа лидера / организатора ■ техническое творчество для мальчиков и домоводство для девочек ■ чтение / детская художественная литература ■ другие направления ■ не нужно добавлять / менять направления внеурочной деятельности - перечень оптимален

Рисунок 10. Направления внеурочной деятельности, которые необходимо усилить в основной школе

В старшей школе самым важным стало профориентационное направление внеурочной деятельности (56,6%), спортивно-оздоровительное (52,2%) и «Разговоры о важном», диспуты, деловые игры, беседы, общение, коммуникативная деятельность (44,9%).

Рисунок 11. Направления внеурочной деятельности, которые необходимо усилить в старшей школе

Основные выводы

На основе результатов комплексного мониторинга были сделаны выводы о состоянии реализации внеурочной деятельности в общеобразовательных организациях и предложения.

На федеральном уровне:

в настоящее время внеурочная деятельность в образовательной организации регулируется ФООП и письмами Министерства просвещения Российской Федерации, в которых описаны основные идеи реализации внеурочной детальности. Однако на федеральном уровне был выявлен ряд дефицитов, которые требуют решения:

1. Недостаточность качественных программ внеурочной деятельности.

На сайте ЕДСОО размещены 23 программы внеурочной деятельности для трех уровней образования, выполненные в соответствии с требованиями к данным программам, что является недостаточным для обеспечения потребностей участников образовательных отношений.

2. Программы внеурочной деятельности, разрабатываемые ОО, должны отвечать требованиям к структуре и содержанию программ, реализация которых возможна в ОО. В настоящее время наблюдается разнообразие подходов к составлению и наполнению содержанием программ, скачивание программ с открытых ресурсов сети Интернет, использование программ без учета специфики расположения образовательной организации, ее возможностей и ресурсов, контингента обучающихся.

3. Выявлена необходимость формирования представления у всех участников образовательных отношений о внеурочной деятельности как о об обязательном компоненте образовательного процесса, являющегося продолжением урочной деятельности, обладающим мощным потенциалом поддержки достижения планируемых результатов обучения, организации свободного времени школьников в соответствии с их интересами и запросами, профилактики девиантного поведения, повышения уровня учебной мотивации.

4. Необходима разработка методик реализации внеурочной деятельности через формы, отличные от форм реализации традиционного урока.

5. Необходима комплексная поддержка внеурочной деятельности на федеральном уровне: увеличение количества программ повышения квалификации педагогов, выпуск пособий, рекомендаций и программ внеурочной деятельности.

6. В организациях педагогического образования целесообразно обеспечить формирование у молодых специалистов готовности к организации внеурочной деятельности обучающихся как важнейшей профессиональной компетенции.

7. Необходимо содействие развитию социального партнерства общеобразовательных организаций с другими социальными институтами, включение задач по развитию внеурочной деятельности в межведомственные программы и/или создание специализированных межведомственных программ, которые позволили бы школе активнее использовать ресурсы учреждений культуры, спорта, общественных организаций в организации внеурочной деятельности обучающихся

8. На федеральном уровне необходимо содействие обеспечению событийности внеурочной деятельности, чему могут способствовать объявленные Всероссийские мероприятия — конкурсы, фестивали детского творчества, интеллектуальные викторины и др.— по основным направлениям внеурочной деятельности.

На уровне субъектов Российской Федерации:

9. Внеурочная деятельность — мощный инструмент реализации регионального компонента, поэтому требуется систематизация и оптимизация этой работы на уровне региона на основе выявленных дефицитов, в старшей школе — в части профориентационной работы школы и реализации профильного обучения.

На уровне общеобразовательной организации и педагогов:

10. Необходима целенаправленная и системная работа по информированию участников образовательных отношений о реализации внеурочной деятельности в образовательной организации: работа с родителями, полнота представления информации на официальных сайтах (планов и расписания внеурочной деятельности, программ).

11. Рекомендуется расширить в целях реализации внеурочной деятельности взаимодействие с разными социальными институтами, учреждениями и организациями региона (учебными, культурными, социальными, научными и др.).

12. Целесообразно усилить адресность, вариативность, адаптивность моделей внеурочной деятельности, в рамках которых осуществлялось бы проектирование пространств самореализации обучающихся, поддержка их социальных инициатив, развитие детского самоуправления, которые предоставляли бы обучающимся возможность выбора содержания, форм, методов, творческих объединений для самореализации в разных видах внеурочной деятельности.

13. Необходимо создавать в большей степени открытые модели организации внеурочной деятельности, в которых будет востребован и реализован потенциал других институтов социализации, включая семью, образовательные организации дополнительного образования детей, детские и молодежные общественные организации, учреждения культуры, спорта и др.

Обсуждение

Первичные результаты мониторинга обсуждены в ходе всероссийских мероприятий: в рамках проведенной на базе Российской академии обра-

зования 18-19 сентября 2023 года Всероссийской научно-практической конференции «Научные основы реализации государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей через систему воспитательной работы вуза», в рамках проведенного на базе Южного федерального университета 28-30 сентября 2023 года Форума «Миссия педагогического образования».

Заключение

Проведенный комплексный мониторинг внеурочной деятельности показывает специфику ее реализации в общеобразовательных организациях; его результаты могут стать основой для обновления подходов к реализации внеурочной деятельности, направленной на повышение качества общего образования и формирование единого образовательного пространства на территории страны.

Авторский вклад

Указанным коллективом авторов проводился комплексный мониторинг, который включал работу на всех его этапах: разработка идеи комплексного мониторинга, инструментария, проведение и контроль за его ходом, обобщение результатов, подготовка отчета по результатам комплексного мониторинга (РИД) и подготовка данной статьи.

Литература

1. Иванова С. В., Иванов О. Б. Образовательное пространство как модус образовательной политики: монография. М.: ООО «Русское слово — учебник», 2020. 160 с.

2. Гукаленко О. В., Сериков В. В., Ускова И. В. Внедрение федеральных общеобразовательных программ в условиях единого образовательного пространства: научные основы и практика // Отечественная и зарубежная педагогика. 2023. Т. 1, № 5 (95). С. 7-21.

3. Гукаленко О. В., Сериков В. В., Ускова И. В. Приобщение обучающихся к ценностям культуры и культурного наследия российского народа в курсе внеурочной деятельности «Разговоры о важном». М.: Институт стратегии развития образования Российской академии образования, 2022. 27 с.

4. Майоров А. Н. Мониторинг в образовании. 3-е изд., испр. и доп. М.: Интеллект-Центр, 2005. 424 с.

5. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 05.07.2022 № ТВ-1290/03 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Информационно-методическим письмом об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования»). [Электронный ресурс]. URL: https://www.consuItant.ru/document/cons_doc_LAW_423032/ (дата обращения: 08.11.2023).

6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020

№ 61573). [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/74993644/ (дата обращения: 09.11.2023).

7. 7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования» (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74229). [Электронный ресурс]. URL: https://edsoo.ru/normativnye-dokumenty/ (дата обращения: 08.11.2023).

8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования» (Зарегистрирован 12.07.2023). [Электронный ресурс]. URL: https://edsoo. ru/normativnye-dokumenty/ (дата обращения: 08.11.2023).

9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 371 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования» (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74228). [Электронный ресурс]. URL: https://edsoo.ru/normativnye-dokumenty/ (дата обращения: 08.11.2023).

10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100) с Приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 569 от 18.07.2022 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» (Зарегистрирован 17.08.2022 № 69676). [Электронный ресурс]. URL: https://edsoo.ru/normativnye-dokumenty/ (дата обращения: 08.11.2023).

11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101) с Приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 568 от 18.07.2022 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования» (Зарегистрирован 17.08.2022 № 69675). [Электронный ресурс]. URL: https://edsoo.ru/normativnye-dokumenty/ (дата обращения: 08.11.2023).

12. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (Зарегистрирован 07.06.2012 № 24480) с Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413» (Зарегистрирован 12.09.2022 № 70034). [Электронный ресурс]. URL: https://edsoo.ru/normativnye-dokumenty/ (дата обращения: 08.11.2023).

References

• Ivanova S. V., Ivanov O. B. Obrazovatel'noe prostranstvo kak modus obrazovatel'noj politiki: monografiya. M.: OOO «Russkoe slovo — uchebnik», 2020. 160 s. [In Rus].

• Gukalenko O. V., Serikov V. V., Uskova I. V. Vnedrenie federal'nyh obshcheobrazovatel'nyh programm v usloviyah edinogo obrazovatel'nogo prostranstva: nauchnye osnovy i praktika // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2023. T. 1, № 5 (95). S. 7-21. [In Rus].

• Gukalenko O. V., Serikov V. V., Uskova I. V. Priobshchenie obuchayushchihsya k cennosty-am kul'tury i kul'turnogo naslediya rossijskogo naroda v kurse vneurochnoj deyatel'nosti «Razgovory o vazhnom». M.: Institut strategii razvitiya obrazovaniya Rossijskoj akademii ob-razovaniya, 2022. 27 s. [In Rus].

• Majorov A. N. Monitoring v obrazovanii. 3-e izd., ispr. i dop. M.: Intellekt-Centr, 2005. 424 s. [In Rus].

• Pis'mo Ministerstva prosveshcheniya Rossijskoj Federacii ot 05.07.2022 № TV-1290/03 «O napravlenii metodicheskih rekomendacij» (vmeste s «Informacionno-metodicheskim pis'mom ob organizacii vneurochnoj deyatel'nosti v ramkah realizacii obnovlennyh federal'nyh gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov nachal'nogo obshchego i osnovnogo obshchego

obrazovaniya»). [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_423032/ (data obrashcheniya: 08.11.2023). [In Rus].

• Postanovlenie Glavnogo gosudarstvennogo sanitarnogo vracha RF ot 28.09.2020 № 28 «Ob utverzhdenii sanitarnyh pravil SP 2.4.3648-20 «Sanitarno-epidemiologicheskie trebovani-ya k organizaciyam vospitaniya i obucheniya, otdyha i ozdorovleniya detej i molodezhi» (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 18.l2.2020 № 61573). [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74993644/ (data obrashcheniya: 09.11.2023). [In Rus].

• Prikaz Ministerstva prosveshcheniya Rossijskoj Federacii ot 18.05.2023 № 372 «Ob utverzhdenii federal'noj obrazovatel'noj programmy nachal'nogo obshchego obrazovaniya» (Zaregistrirovan 12.07.2023 № 74229). [Elektronnyj resurs]. URL: https://edsoo.ru/norma-tivnye-dokumenty/ (data obrashcheniya: 08.11.2023). [In Rus].

• Prikaz Ministerstva prosveshcheniya Rossijskoj Federacii ot 18.05.2023 № 370 «Ob ut-verzhdenii federal'noj obrazovatel'noj programmy osnovnogo obshchego obrazovaniya» (Zaregistrirovan 12.07.2023). [Elektronnyj resurs]. URL: https://edsoo.ru/normativnye-doku-menty/ (data obrashcheniya: 08.11.2023). [In Rus].

• Prikaz Ministerstva prosveshcheniya Rossijskoj Federacii ot 18.05.2023 № 371 «Ob ut-verzhdenii federal'noj obrazovatel'noj programmy srednego obshchego obrazovaniya» (Zaregistrirovan 12.07.2023 № 74228). [Elektronnyj resurs]. URL: https://edsoo.ru/norma-tivnye-dokumenty/ (data obrashcheniya: 08.11.2023). [In Rus].

• Prikaz Ministerstva prosveshcheniya Rossijskoj Federacii ot 31.05.2021 № 286 «Ob utverzh-denii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta nachal'nogo obshchego ob-razovaniya» (Zaregistrirovan 05.07.2021 № 64100) s Prikazom Ministerstva prosveshcheniya Rossijskoj Federacii № 569 ot 18.07.2022 «O vnesenii izmenenij v federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obshchego obrazovaniya» (Zaregistrirovan 17.08.2022 № 69676). [Elektronnyj resurs]. URL: https://edsoo.ru/normativnye-dokumenty/ (data obrashcheniya: 08.11.2023). [In Rus].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Prikaz Ministerstva prosveshcheniya Rossijskoj Federacii ot 31.05.2021 № 287 «Ob utverzh-denii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta osnovnogo obshchego ob-razovaniya» (Zaregistrirovan 05.07.2021 № 64101) s Prikazom Ministerstva prosveshcheniya Rossijskoj Federacii № 568 ot 18.07.2022 «O vnesenii izmenenij v federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obshchego obrazovaniya» (Zaregistrirovan 17.08.2022 № 69675). [Elektronnyj resurs]. URL: https://edsoo.ru/normativnye-dokumenty/ (data obrashcheniya: 08.11.2023). [In Rus].

• Prikaz Minobrnauki Rossii ot 17.05.2012 № 413 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarst-vennogo obrazovatel'nogo standarta srednego obshchego obrazovaniya» (Zaregistrirovan 07.06.2012 № 24480) s Prikazom Ministerstva prosveshcheniya Rossijskoj Federacii ot 12.08.2022 № 732 «O vnesenii izmenenij v federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego obshchego obrazovaniya, utverzhdennyj prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 17.05.2012 № 413» (Zaregistrirovan 12.09.2022 № 70034). [Elektronnyj resurs]. URL: https://edsoo.ru/normativnye-dokumenty/ (data obrashcheniya: 08.11.2023). [In Rus].

Статья поступила в редакцию 10.11.2023; одобрена после рецензирования

16.11.2023; принята к публикации 20.11.2023.

The article was submitted 10.11.2023; approved after reviewing 16.11.2023; accepted for publication 20.11.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.