Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ'

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1417
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дети с ограниченными возможностями здоровья / дети-инвалиды / специальное образование / образовательная среда / здоровьесберегающие технологии / нормативноправовая база / гигиеническая оценка / children with special needs and disabilities / special education / educational environment / health-protective technologies / legal and regulatory framework / hygienic assessment

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гончарова Галина Альбертовна, Лазуренко Светлана Борисовна, Голубчикова Анастасия Валентиновна.

В статье представлены результаты нормативно-правовой и гигиенической оценки, проведенной на основании мониторингового исследования и анализа действующих санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию, оборудованию, режиму работы и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Ранжированы проблемы в обеспечении безопасной и безбарьерной среды. Указано, что оптимизация ситуации требует комплексных решений: усовершенствования материально-технической и нормативно-правовой базы, регламентации психолого-педагогического сопровождения, повышения качества медицинской помощи детям с ОВЗ и инвалидностью и экспертно-аналитической работы в педагогических и медицинских организациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гончарова Галина Альбертовна, Лазуренко Светлана Борисовна, Голубчикова Анастасия Валентиновна.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL ENVIRONMENT FOR CHILDREN WITH SPECIAL NEEDS AND DISABILITIES IN A MODERN SCHOOL

The article presents the results of regulatory and hygienic assessment which was carried out based on the monitoring and analysis of the current sanitary and epidemiological requirements for arrangement, content, equipment and schedule in educational institutions which implement adapted general educational programmes for children with disabilities. The article identifies and ranks the problems related to ensuring a safe and barrier-free environment. It is maintained that that a multisectoral approach and coordinated work of all interested parties are key to success. The identified problems are related to development of material and technical resources, legal and regulatory framework, improvement of psycho-pedagogical support, medical care for children with special needs and disabilities, and expert and analytical work in educational institutions and healthcare organisations.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ»

https://www.doi.org/10.33910/1992-6464-2021-200-7-17

Г. А. Гончарова, С. Б. Лазуренко, А. В. Голубчикова

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

В статье представлены результаты нормативно-правовой и гигиенической оценки, проведенной на основании мониторингового исследования и анализа действующих санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию, оборудованию, режиму работы и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Ранжированы проблемы в обеспечении безопасной и безбарьерной среды. Указано, что оптимизация ситуации требует комплексных решений: усовершенствования материально-технической и нормативно-правовой базы, регламентации психолого-педагогического сопровождения, повышения качества медицинской помощи детям с ОВЗ и инвалидностью и экспертно-аналитической работы в педагогических и медицинских организациях.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, специальное образование, образовательная среда, здоровьесберегающие технологии, нормативно-правовая база, гигиеническая оценка.

G. Goncharova, S. Lazurenko, Л. Golubchikova

EDUCATIONAL ENVIRONMENT FOR CHILDREN WITH SPECIAL NEEDS AND DISABILITIES IN A MODERN SCHOOL

The article presents the results of regulatory and hygienic assessment which was carried out based on the monitoring and analysis of the current sanitary and epidemiological requirements for arrangement, content, equipment and schedule in educational institutions which implement adapted general educational programmes for children with disabilities. The article identifies and ranks the problems related to ensuring a safe and barrier-free environment. It is maintained that that a multisectoral approach and coordinated work of all interested parties are key to success. The identified problems are related to development of material and technical resources, legal and regulatory framework, improvement ofpsycho-pedagogical support, medical care for children with special needs and disabilities, and expert and analytical work in educational institutions and healthcare organisations.

Keywords: children with special needs and disabilities, special education, educational environment, health-protective technologies, legal and regulatory framework, hygienic assessment.

Введение

Реализация приоритетных национальных проектов и демографической политики предполагает, что субъектами Российской Федерации должны быть приняты исчерпывающие меры организационно-правового характера, отнесенные к их компетенции, обеспечивающие возможность и успешность образования детей с ограниченными возможностями

здоровья (ОВЗ), как главное условие последовательной социализации и самореализации, а также профессиональной деятельности обучающихся.

Изменения нормативно-правовых основ обучения лиц с ОВЗ, гарантирующих общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего, среднего общего и профессионального образования в государствен-

ных или муниципальных образовательных организациях, нашли свое отражение в ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ, представляющем совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ (АООП) начального общего образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность [17].

В этой связи чрезвычайно актуальными становятся вопросы обучения и воспитания детей с ОВЗ и детей-инвалидов, в том числе создания специальных безопасных условий, которые оказывают влияние на здоровье и качество усвоения образовательной программы.

Реализация дифференцированного и индивидуального подходов в обучении детей с ОВЗ и инвалидностью — большая и сложная задача в силу значительного количества объективных причин: роста числа детей с комплексными и тяжелыми нарушениями развития, несоответствия средовых условий вариативным образовательным потребностям обучающихся данной категории, а также проблем материально-технического, информационно-методического и кадрового обеспечения образовательных организаций, обучающих детей по АООП.

Современная школа характеризуется большой вариативностью организации учебного процесса, наряду с многофакторностью причин и характера нарушения здоровья обучающихся. Для изучения совокупности факторов и условий, оказывающих влияние на состояние здоровья детей с инвалидностью и ОВЗ, обучающихся по АООП в отдельных образовательных организациях, а также обеспечения качественного сопровождения учебного процесса нами было проведено мониторинговое исследование.

Целью данного исследования было комплексное изучение безопасности среды и условий здоровьесбережения в образовательной организации, осуществляющей обучение детей с инвалидностью и ОВЗ по адаптированным основным общеобразова-

тельным программам для повышения эффективности управленческих решений по ее оптимизации.

Материалы и методы

Мониторинговое исследование проведено в 30 отдельных образовательных организациях, осуществляющих обучение по АООП в различных регионах РФ. Выбор организаций осуществлялся случайным образом. Для мониторинга была разработана анкета, включающая в себя набор параметров и показателей, а также процедуру их измерения, методику сбора данных.

Процедура мониторинга была направлена на изучение следующих основных параметров безопасной среды образовательной организации: безопасной инфраструктуры, обеспечивающей нормативные санитарно-гигиенические условия обучения и воспитания обучающихся; рациональной организации учебно-воспитательного процесса, гигиенического контроля методов и средств обучения и воспитания; условий для занятий физической культурой и спортом обучающихся.

Для комплексного оценивания эффективности безопасной среды образовательной организации, осуществляющей обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам, в анкете были выделены вопросы-индикаторы, описывающие каждый из ресурсов. Анализ данных мониторинга осуществляли 6 экспертов: 4 эксперта с высшим образованием в области дефектологии (специальной педагогики и психологии), 2 эксперта с высшим медицинским образованием с опытом практической и научной деятельности более 10 лет. Число и полное соответствие образовательных организаций направлению, цели и задачам исследования, высокая квалификация экспертов, осуществляющих анализ полученных в ходе мониторинга данных, позволяют считать результаты достоверными и надежными. Количественный и качественный анализ результатов проводился посредством частотного распределения,

критерия х2 с поправкой Йетса в программе Statisticaver 10.0.

Результаты и их обсуждение

На основании анализа действующих нормативно-правовых документов Министерства здравоохранения, Министерства образования и науки за период с 2012-2020 гг. были выявлены актуальные проблемы правоприменения законодательных инициатив в сфере охраны здоровья и образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в различных образовательных учреждениях [10-12; 17-21].

Значительные различия в состоянии здоровья, характере и степени тяжести ограничений, особых образовательных потребностей детей с ОВЗ требуют достаточной гибкости при организации учебного процесса. Дифференцированный подход в большей степени реализован в содержании примерной адаптированной основной образовательной программы (ПрАООП), утвержденных ФГОС для следующих категорий обучающихся: с нарушением слуха, зрения, интеллекта, речи, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, задержкой психического развития, тяжелыми множественными нарушениями развития [2; 11]. В других нормативных документах представлены общие рекомендации по организации обучения детей с ОВЗ, включая особенности реализации содержания основной образовательной программы и программы коррекци-онной работы, внеурочной деятельности, самостоятельной работы при выполнении домашнего задания, а также регламентируются продолжительность и число перемен и время, отведенное для отдыха [11].

Обязательным компонентом нормативного сопровождения образовательных стандартов АООП является система гигиенических требований к условиям реализации образовательных программ, которая предполагает создание безопасной и комфортной образовательной среды [9]. В образовательной среде при всей совокупности программ, методов, технологий и технических средств обучения

(ТСО) важны также условия, в которых она реализуется, включая вопросы организации двигательной активности, питания и досуга. В связи с этим были проанализированы гигиенические требования к условиям реализации, содержащие нормативы и регламенты тех факторов, которые формируют образовательную среду: архитектурно-планировочных решений здания, участка образовательной организации, светового режима и воздушно-теплового климата, организации учебных мест с использованием соответствующей мебели, использования учебных изданий, ТСО и др. Важнейшей составляющей условий обучения является также организация учебного процесса, включающая в себя объемы учебных нагрузок, а также организацию школьного питания и медицинского обеспечения учащихся [3; 13].

Качественная и количественная обработка данных по мониторингу, полученных по вышеназванным параметрам, выявила ряд недостатков.

Известно, что на территории строящихся и реконструируемых зданий для обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов в соответствии с планом реализации государственной программы РФ «Доступная среда» предусматриваются мероприятия по созданию доступной, «безбарьерной» среды и предупреждению затруднений в пространственной ориентации.

Проведенный анализ данных показал, что во всех организациях имелся специально оборудованный участок для физкультурно-спортивных занятий и подвижных игр и отдыха (100%). Вместимость образовательного учреждения в 70% (21) случаев соответствовала проектному решению, а в 30% (9) учреждений была меньше возможной. Все организации имели отапливаемые помещения и переходы (100%). Только 1 (3,3%) образовательная организация была размещена в цокольном этаже жилого дома, причем требования безопасности передвижения детей по улице в непосредственной близости от нее не были соблюдены.

Важным условием организации пространства для детей с ОВЗ, в первую очередь с нарушениями зрения, является безопасность и постоянство предметно-пространственной среды, что предполагает определенную организацию (свободные проходы к партам, входным дверям, отсутствие выступающих углов и другое) и предметное наполнение школьных помещений, оснащение в соответствии с особыми образовательными потребностями школьных помещений и территории специальными ориентирами и оборудованием (тактильные таблички, звуковые маяки и т. д.). На территории учебного заведения и за ее пределами вдоль дорожек устанавливаются бетонные бордюры. По этим показателям соответствие было зафиксировано в 90% (27) организаций. Стрелочные указатели, установленные на территории образовательного учреждения, показывающие направление движения, имели место в 76,6% (23) образовательных объектах.

Необходимая справочная информация о расписании учебных занятий должна быть выполнена крупным (высота прописных букв не менее 7,5 см) рельефно-контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне), в учреждениях для детей с нарушением зрения продублирована шрифтом Брайля. Данное требование соблюдалось в 86,6% (26) образовательных организациях. Диаграмма, отражающая вышеперечисленные показатели, представлена на рисунке 1.

Для создания условий, обеспечивающих свободное перемещение детей в зданиях и помещениях («безбарьерная» среда), предусматриваются устройства с ограждающими конструкциями, разноуровневые перила, пандусы, лифты, специально оборудованные санузлы, достаточные по ширине входы в учебные и другие помещения, одноуровневые полы во всех помещениях, отсутствие порогов. Для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития необходимо

Рис. 1. Результаты оценки среды образовательной организации (в %)

предусмотреть дополнительные специальные условия и приспособления, например сборные перила в коридорах и на лестничных маршах по ходу следования [16]. Данные требования в полной мере учтены в 56,6% (17) образовательных организаций.

Оборудование гардеробов для слепых и слабовидящих детей во всех образовательных организациях (100%) соответствовало требованиям СанПиН 2.4.2.3286-15 и имело соответствующую маркировку [9].

Обобщение имеющихся сведений выглядит следующим образом: 36,8% (11) образовательных организаций полностью соответствуют вышеперечисленным требованиям; 56,6% (17) — частично; 6,6% (2) не соответствуют (см. рис. 2). В качестве объяснений несоответствия образовательной организации требованиям Паспорта доступности объекта социальной инфраструктуры руководители указывали следующие причины: завершение работ и полное обеспечение доступности к 2030 году; недостаток финансирования из регионального бюджета; расположение организации в зданиях постройки прошлого века с несоответствующими современным нормам типовыми решениями — 16,6% (5). Таким образом, согласно анализу отчетной документации, 63,6% образовательных организаций имели ограничения в отношении

доступности и безопасности для детей с ОВЗ и инвалидностью, из которых не менее 20% обучали детей, имеющих снижение зрения или ограничения движений.

Аналогичная ситуация наблюдалась в отношении обеспечения образовательных организаций учебными кабинетами. В достаточном количестве были представлены кабинеты для индивидуальной и групповой работы учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога (100%). В большинстве учреждений имелись сенсорные комнаты/кабинеты для психокоррекци-онных занятий — 60% (18) организаций. Однако оснащение кабинетов не в полной мере соответствовало требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10 [8] в 63,3% (19) организаций, а полное соответствие, согласно анализу отчетов организаций, имело место в 36,7% (11) школ. Чаще всего такое соответствие было обнаружено в образовательных организациях, реализующих обучение детей с умственной отсталостью, при условии ограниченного числа детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР), которые преимущественно находились на надомной форме обучения. Для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, ТМНР не была предусмотрена специальная учебная мебель, пространство для

Рис. 2. Соответствие показателей «Доступная среда» требованиям СанПиН (в %)

отдыха, методические и дидактические пособия, средства ре-/абилитации, отсутствовали технические средства ре-/абилитации (ТСР). Кроме того, условия беспрепятственного доступа обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА) были созданы в организациях чаще всего только на первых этажах зданий. Применение критерия %2 Пирсона с поправкой Йетса при анализе показателя обеспеченности специальным учебным оборудованием детей, обучающихся по различным вариантам АООП, показало, что существуют значимые различия (Х2 = 24,96, p = 0,001).

Необходимо отметить, что в тех школах, где обучались дети с различными нарушениями психического развития по разным вариантам АООП, оснащение кабинетов осуществлялось в соответствии с основным профилем образовательной организации. В связи с этим специальные образовательные условия для детей с сочетанными нарушениями развития отсутствовали, что может оказывать негативное влияние на состояние здоровья и ограничивать возможность освоения учебного материала. Наиболее остро стоит проблема для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС), ТМНР. Применение критерия х2 с поправкой Йетса показало, что существуют значимые различия в несоответствии специализированных кабинетов особым образовательным потребностям обучающихся этих двух категорий (Х2 = 12,6, p = 0,001).

Еще одним важным показателем является соответствие особым образовательным потребностям детей с ОВЗ учебного оборудования, технического оснащения образовательного процесса.

По мнению респондентов (педагогов образовательных организаций), а также исходя из анализа сведений, представленных в отчетных документах, специальными учебными средствами и аппаратурой в достаточном объеме были обеспечены две категории обучающихся: дети со снижением зрения и дети со снижением слуха. Недостаток специальной

мебели, технических средств и оборудования наблюдался при обеспечении детей с НОДА, в том числе детей с ТМНР.

В отношении обеспеченности учебной и методической литературой отмечалась следующая ситуация. Учебная литература для детей с умственной отсталостью, нарушением зрения и слуха без снижения интеллекта представлена в полном объеме. Недостаток и трудности с организацией образовательного процесса возникали при обучении детей с сочетанными нарушениями развития: РАС с умственной отсталостью, нарушениями восприятия с умственной отсталостью, значительными ограничениями движений (с диагнозом «Детский церебральный паралич 3-5 ст.»), тяжелыми множественными нарушениями в развитии.

В связи с вышеизложенным, ситуацию в отношении обеспеченности специальным оборудованием, учебными материалами, техническими средствами и дидактическими пособиями педагоги образовательной организации оценивали так: оптимальная — 30% респондентов; удовлетворительная — 46,6%; неудовлетворительная — 24,4%.

Одним из направлений по сохранению и укреплению здоровья обучающихся с ОВЗ и инвалидностью является спортивно-оздоровительная деятельность. К сожалению, данное направление было реализовано лишь в 23,3% (7) образовательных организаций, т. е. только в каждой четвертой. Распределение по видам спортивно-оздоровительной деятельности следующее: теннис — 10% (3), остальные виды занимают 3,3% (1) — ритмика, шашки, танцы, нейройога, т. е. были представлены в единичных случаях.

Таким образом, необходимо усилить информирование руководителей образовательных организаций относительно роли спортивно-оздоровительной деятельности в сохранении и укреплении здоровья обучающихся с ОВЗ и инвалидностью. Следует организовать исследование по изучению образовательных потребностей, потенциальных возможностей и ограничений детей с ОВЗ

и инвалидностью для участия в различных видах спортивно-оздоровительной деятельности, после чего разработать учебно-методические пособия и включить наиболее подходящие виды спортивно-оздоровительной деятельности в АООП для каждой категории детей.

Создание оптимальных условий для образования детей с ОВЗ и инвалидностью с учетом их психофизических особенностей следует рассматривать в качестве основной задачи в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья.

Пребывание детей с ОВЗ, включая детей-инвалидов, и обеспечение сопровождения обучающихся регламентируются СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по АООП для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» [9]. Вместе с тем, согласно полученным результатам и данным статистических опросов и других научных исследований, не во всех образовательных организациях созданы условия безопасной среды для охраны здоровья обучающихся с ограниченными возможностями и инвалидностью [7; 14].

В определенной степени ситуация обусловлена наличием у детей данной категории как общих, так и специфических особых образовательных потребностей, характер которых определяется видом и тяжестью заболевания, которое привело к ограничению жизнедеятельности или инвалидности.

Вариативность социальных последствий у каждой категории детей с ОВЗ должна быть учтена при создании специальных образовательных условий во всех ресурсных сферах (материально-техническое обеспечение, включая архитектурно-планировочные решения, кадровое обеспечение, информационное обеспечение, программно-методическое обеспечение и др.) [1; 5; 15].

Целостная система специальных условий обучения детей с ОВЗ включает общие, которые создаются для всех обучающихся без исключения, и специфические специальные образовательные условия, требующие предоставления определенных средств и технологий для удовлетворения особых образовательных потребностей, содействующих усвоению программного материала, в том числе социализации конкретной категории обучающихся с ОВЗ. В дополнение к первым двум необходимо предусмотреть возможность учета индивидуальных психологических особенностей и состояния здоровья обучающегося, если таковые имеются [4; 13; 15].

Однако единые нормы учебной нагрузки и организации образовательной деятельности для всех категорий детей с ОВЗ ограничивают возможности реализации дифференцированного содержания АООП и учета особых образовательных потребностей ребенка с тем или иным нарушением, характером и степенью ограничения жизнедеятельности, обусловившего инвалидность. При этом отсутствуют методические указания и образцы вариативной организации образовательного процесса, в том числе при инклюзивной форме обучения, когда в классе наравне со здоровыми сверстниками обучаются 2-3 ребенка с ОВЗ, в соответствии с рекомендациями ФГОС [9; 17].

Недостаточное нормативное и методическое обеспечение реальной образовательной практики вызывает большие трудности в реализации здоровьесбережения детей с ОВЗ как особой и достаточно вариативной категории обучающихся [2; 6].

Проведенный анализ нормативных документов современной ресурсной базы школьного здравоохранения, образования и санитарно-эпидемиологического благополучия обучающихся с ОВЗ и инвалидностью выявил потребность в ее оптимизации. Наряду с этим недостаточная укомплектованность образовательных организаций медицинскими работниками не позволяет осуществлять сопровождение процесса образования

обучающихся в соответствии с утвержденным регламентом. В совокупности это приводит к недостаточному соблюдению санитарно-гигиенических норм и правил, в том числе касающихся безопасной среды, организации учебного процесса, физического воспитания и др.

В соответствии с планом реализации государственной программы РФ «Доступная среда» должны быть определены мероприятия по совершенствованию условий беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения маломобильных групп населения. В настоящее время только в 56,6% образовательных организаций в полном объеме обеспечены доступ к учреждениям образования и мобильность внутри здания для детей с ОВЗ и инвалидностью.

В целях создания благоприятных и безопасных условий для проведения занятий физической культурой, отдыха и игр обучающихся территория организации для детей с ОВЗ должна быть благоустроена, озеленена и ограждена. Пришкольный участок может использоваться как обучающее и развивающее пространство, озеленение пришкольной территории и рациональное зонирование обеспечивают условия для повышения двигательной активности, что приобретает особое значение при недостаточной реализации данного направления в образовательных организациях (реализовано только в каждой четвертой — 23,3%). Биологическая потребность обучающихся в движениях в течение всего дня велика; регулярная физическая активность значительно улучшает физическое здоровье, особенно состояние опорно-двигательной, сердечно-сосудистой, иммунной систем, повышает общий тонус организма, что является особенно актуальным для реабилитации и профилактики заболеваний у детей с ОВЗ и инвалидностью.

Заключение

Результаты проведенного мониторинга свидетельствуют о наличии проблем в реализации дифференцированного и индиви-

дуального подходов в обучении и создании безопасной (безбарьерной) среды.

Рекомендательный характер нормативно-правовых документов не позволяет органам исполнительной власти субъектов в сфере образования и здравоохранения, ссылаясь на объективные трудности, принимать действенные меры в части обеспечения безопасной и безбарьерной среды и развития обучения для детей с ОВЗ и инвалидностью в целом.

Кроме того, нормативно-правовые документы содержат большое количество ограничений в реализации дифференцированного и индивидуального подходов в обучении детей с ОВЗ и инвалидностью.

Важным фактором, негативно влияющим на состояние здоровья детей данной категории, является несоответствие средовых условий особым образовательным потребностям обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, поскольку безопасная среда является частью здоровьесберегающей среды, необходимой для оптимизации их здоровья и развития.

Полностью соответствуют выполнению санитарно-эпидемиологических правил и норм (СанПиН 2.4.2.2821-10) и (СанПиН 2.4.2.3286-15) [8, 9] только 37% школ, 64% школ имеют ограничения в отношении доступности и безопасности для детей с ОВЗ и инвалидностью, из которых не менее 20% образовательных организаций обучают детей, имеющих снижение зрения или ограничения движений.

Совершенствование материально-технической базы требует дополнительного финансирования мероприятий по обеспечению условий и организации безопасной (безбарьерной) среды для обучения и воспитания детей с ОВЗ и инвалидностью: архитектурно-планировочных решений, микроклимата и освещенности, соответствия мебели росту обучающегося, расписания занятий и внеурочной деятельности, организации адаптивной физкультуры, трудового обучения, питания, информатизации школьных служб.

Сопоставление и анализ показателей безопасной среды образовательных

организаций для различных категорий детей (детей с умственной отсталостью, детей с нарушениями слуха (глухие и слабослышащие), детей с нарушениями зрения (слепые и слабовидящие), детей с нарушениями речи и др.) показал, что необходим комплексный подход и системная организация работы всех звеньев профилак-

тических и коррекционных мероприятий, а также целенаправленная совместная деятельность руководителей образовательного учреждения, педагогического коллектива, медицинского персонала, поддержка родителей, социальных партнеров, методической службы и органа управления образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агеева Л. Ф., Вольтов А. В., Матюхина Е. В. Актуальные здоровьесберегающие технологии для использования в условиях высокотехнологичной среды образовательного учреждения: Аналитический обзор. Вып. 1. СПб.: ГБС (К)ОУ школа-интернат № 9, 2014. 117 с.

2. Зарубина А. В., Цыбикова С. Г. Реализация права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в общеобразовательной школе (проблемные аспекты) // Сопровождение социализации детей с особыми образовательными потребностями: теория и практика. Сборник научных трудов по итогам Всероссийской научно-практической конференции 20-21 марта 2020 г. / под ред. Е. Л. Ин-денбаум. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2020. С. 44-49.

3. Кучма В. Р., Сухарева Л. М., Степанова М. И. Гигиенические проблемы школьных инноваций. М.: Научный центр здоровья детей РАМН, 2009. 240 с.

4. Левченко И. Ю. Некоторые вопросы подготовки специалистов для работы в психолого-медико-педагогических комиссиях // Коррекционная педагогика: теория и практика. 2018. № 2 (76). С. 11-17.

5. Левченко И. Ю., ЖигореваМ. В. В помощь дефектологу дошкольной образовательной организации: методические подходы к проектированию адаптированной основной образовательной программы для детей раннего возраста с тяжелыми множественными нарушениями развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2018. № 4. С. 23-28.

6. Пац И. А. Прокурорский надзор за соблюдением конституционного права детей-инвалидов на образование //Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации: проблемы реализации и защиты: Материалы межвузовской (ежегодной) студенческой конференции. Иркутск: Иркутский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России), 2019. С. 95-99.

7. Положение инвалидов. Детская инвалидность // Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gks.ru/folder/13964 (дата обращения: 14.12.2020).

8. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"». [Электронный ресурс]. URL: http://46.rospotrebnadzor.ru/sites/default/files/sanpin2_4_2_2821-10.rtf (дата обращения: 16.11.2020).

9. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"». [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201508180014 (дата обращения: 16.11.2020).

10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс]. URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=334303 (дата обращения: 23.11.2020).

11. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70862366/ (дата обращения: 16.11.2020).

12. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 сентября 2017 г. № 514н «O Порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних» (с изменениями на 13 июня 2019 года). [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/71748018/ (дата обращения: 16.11.2020).

13. Рапопорт И. К., Кучма В. Р., Сухарева Л. М., Храмцов П. И., Звездина И. В. и др. Руководство по гигиене детей и подростков, медицинскому обеспечению обучающихся в образовательных организациях: модель организации, федеральные рекомендации оказания медицинской помощи обучающимся / под ред. В. Р. Кучмы. М.: ФГАУ «НЦЗД» Минздрава России, 2016. 610 с.

14. Cемья, материнство и детство // Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gks.ru/folder/13807 (дата обращения: 14.12.2020).

15. Издание специальных условий для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в общеобразовательных учреждениях: Методический сборник / под ред. Е. В. Cамсоновой. М.: МГППУ, 2012. 64 с.

16. СтепановаМ. И., Воронова Б. З., Шумкова Т. В. O новых санитарных правилах для школ, обучающих детей с ограниченными возможностями здоровья // Российский педиатрический журнал. 2016. T. 19. № 1. C. 35-38.

17. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598). [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201502060025 (дата обращения: 23.11.2020).

18. Федеральный закон <Юб основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» № 323-ФЗ от 21 ноября 2011 г. (ред. от 01.04.2020). [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/902312609 (дата обращения: 23.11.2020).

19. Федеральный закон «O ратификации Конвенции о правах инвалидов» № 46-ФЗ от 3 мая 2012 г. [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/902344657 (дата обращения: 23.11.2020).

20. Федеральный закон ^б образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. (с изменениями на 24 марта 2021 года). [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/902389617 (дата обращения: 24.03.2021).

21. Федеральный закон «O внесении изменений в Федеральный закон "O6 образовании в Российской Федерации"» № 313-ФЗ от 03 июля 2016 г. [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201607040089 (дата обращения: 23.11.2020).

REFERENCES

1. AgeevaL. F., Vol 'tovA. V., MatyuhinaE. V. Aktual'nye zdorov'esberegayushchie tehnologii dlya ispol'zovaniya v usloviyah vysokotehnologichnoy sredy obrazovatel'nogo uchrezhdeniya: Analiticheskiy obzor. Vyp. 1. SPb.: GBS (K)OU shkola-internat № 9, 2014. 117 s.

2. ZarubinaA. V., Tsybikova S. G. Realizatsiya prava na obrazovanie detey s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya i detey-invalidov v obshcheobrazovatel'noy shkole (problemnye aspekty) // Soprovozhdenie sotsializatsii detey s osobymi obrazovatel'nymi potrebnostyami: teoriya i praktika. Sbornik nauchnyh trudov po itogam Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii 20-21 marta 2020 g. / pod red. E. L. Indenbaum. Irkutsk: Izd-vo IGU, 2020. S. 44-49.

3. Kuchma V. R., SuharevaL. M., StepanovaM. I. Gigienicheskie problemy shkol'nyh innovatsiy. M.: Nauchnyj tsentr zdorov'ya detey RAMN, 2009. 240 s.

4. Levchenko I. Yu. Nekotorye voprosy podgotovki spetsialistov dlya raboty v psihologo-mediko-pedagogicheskih komissiyah // Korrektsionnaya pedagogika: teoriya i praktika. 2018. № 2 (76). S. 11-17.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Levchenko I. Yu., Zhigoreva M. V. V pomoshch' defektologu doshkol'noy obrazovatel'noy organizatsii: metodicheskie podhody k proektirovaniyu adaptirovannoy osnovnoy obrazovatel'noy programmy dlya detey rannego vozrasta s tyazhelymi mnozhestvennymi narusheniyami razvitiya // Vospitanie i obuchenie detey s narusheniyami razvitiya. 2018. № 4. S. 23-28.

6. Pats I. A. Prokurorskiy nadzor za soblyudeniem konstitutsionnogo prava detey-invalidov na obrazovanie // Konstitutsionnye prava i svobody cheloveka i grazhdanina v Rossiyskoy Federatsii: problemy realizatsii i zashchity: Materialy mezhvuzovskoy (ezhegodnoy) studencheskoy konferentsii. Irkutsk: Irkutskiy institut (filial) VGUYu (RPA Minyusta Rossii), 2019. S. 95-99.

7. Polozhenie invalidov. Detskaya invalidnost' // Federal'naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki. [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.gks.ru/folder/13964 (data obrashcheniya: 14.12.2020).

8. Postanovlenie Glavnogo gosudarstvennogo sanitarnogo vracha Rossiyskoy Federatsii ot 29 dekabrya 2010 g. № 189 'Ob utverzhdenii SanPiN 2.4.2.2821-10 "Sanitarno-epidemiologicheskie trebovaniya k usloviyam i organizatsii obucheniya v obshcheobrazovatel'nyh uchrezhdeniyah"'. [Elektronnyj resurs]. URL: http://46.rospotrebnadzor.ru/sites/default/files/sanpin2_4_2_2821-10.rtf (data obrashcheniya: 16.11.2020).

9. Postanovlenie Glavnogo gosudarstvennogo sanitarnogo vracha Rossiyskoy Federatsii ot 10 iyulya 2015 g. № 26 'Ob utverzhdenii SanPiN 2.4.2.3286-15 "Sanitarno-epidemiologicheskie trebovaniya k usloviyam i organizatsii obucheniya i vospitaniya v organizatsiyah, osushchestvlyayushchih obrazovatel'nuyu deyatel'nost' po adaptirovannym osnovnym obshcheobrazovatel'nym programmam dlya obuchayushchihsya s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya"'. [Elektronnyj resurs]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/ View/0001201508180014 (data obrashcheniya: 16.11.2020).

10. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 30 avgusta 2013 g. № 1015 'Ob utverzhdenii Poryadka organizatsii i osushchestvleniya obrazovatel'noy deyatel'nosti po osnovnym obshcheobrazovatel'nym programmam — obrazovatel'nym programmam nachal'nogo obshchego, osnovnogo obshchego i srednego obshchego obrazovaniya' (s izmeneniyami i dopolneniyami). [Elektronnyj resurs]. URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=334303 (data obrashcheniya: 23.11.2020).

11. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 19 dekabrya 2014 g. № 1598 'Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta nachal'nogo obshchego obrazovaniya obuchayushchihsya s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya'. [Elektronnyj resurs]. URL: https://base.garant.ru/70862366/ (data obrashcheniya: 16.11.2020).16

12. Prikaz Ministerstva zdravoohraneniya Rossiyskoy Federatsii ot 10 sentyabrya 2017 g. № 514n 'O Pory-adke provedeniya profilakticheskih meditsinskih osmotrov nesovershennoletnih' (s izmeneniya-mi na 13 iyunya 2019 goda). [Elektronnyj resurs]. URL: https://base.garant.ru/71748018/ (data obrashcheniya: 16.11.2020).

13. Rapoport I. K., Kuchma V. R., Suhareva L. M., Hramtsov P. I., Zvezdina I. V. i dr. Rukovodstvo po gigiene detey i podrostkov, meditsinskomu obespecheniyu obuchayushchihsya v obrazovatel'nyh organiza-tsiyah: model' organizatsii, federal'nye rekomendatsii okazaniya meditsinskoy pomoshchi obuchayushchimsya / pod red. V. R. Kuchmy. M.: FGAU 'NTsZD' Minzdrava Rossii, 2016. 610 s.

14. Sem'ya, materinstvo i detstvo // Federal'naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki. [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.gks.ru/folder/13807 (data obrashcheniya: 14.12.2020).

15. Sozdanie spetsial'nyh usloviy dlya detey s narusheniyami oporno-dvigatel'nogo apparata v obshcheobrazovatel'nyh uchrezhdeniyah: Metodicheskiy sbornik / pod red. E. V. Samsonovoy. M.: MGPPU, 2012. 64 s.

16. StepanovaM. I., Voronova B. Z., Shumkova T. V O novyh sanitarnyh pravilah dlya shkol, obuchayushchih detey s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya // Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2016. T. 19. № 1. S. 35-38.

17. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obshchego obrazovaniya obuchayushchihsya s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya (utv. prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 19 dekabrya 2014 g. № 1598). [Elektronnyj resurs]. URL: http://publication. pravo. gov.ru/Document/View/0001201502060025 (data obrashcheniya: 23.11.2020).

18. Federal'nyj zakon 'Ob osnovah ohrany zdorov'ya grazhdan v Rossiyskoy Federatsii' № 323-FZ ot 21 noyabrya 2011 g. (red. ot 01.04.2020). [Elektronnyj resurs]. URL: http://docs.cntd.ru/document/902312609 (data obrashcheniya: 23.11.2020).

19. Federal'nyj zakon 'O ratifikatsii Konventsii o pravah invalidov' № 46-FZ ot 3 maya 2012 g. [Elektronnyj resurs]. URL: http://docs.cntd.ru/document/902344657 (data obrashcheniya: 23.11.2020).

20. Federal'nyj zakon 'Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii' № 273-FZ ot 29 dekabrya 2012 g. (s izmeneniyami na 24 marta 2021 goda). [Elektronnyj resurs]. URL: http://docs.cntd.ru/document/902389617 (data obrashcheniya: 24.03.2021).

21. Federal'nyj zakon 'O vnesenii izmeneniy v Federal'nyj zakon "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii"' № 313-FZ ot 03 iyulya 2016 g. [Elektronnyj resurs]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/ View/0001201607040089 (data obrashcheniya: 23.11.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.