Научная статья на тему 'Формирование профессиональных компетенций у студентов-логопедов на основе использования электронной обучающей программы по построению индивидуального маршрута развития ребенка с нарушениями речи'

Формирование профессиональных компетенций у студентов-логопедов на основе использования электронной обучающей программы по построению индивидуального маршрута развития ребенка с нарушениями речи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
592
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННАЯ ОБУЧАЮЩАЯ ПРОГРАММА / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / БАКАЛАВРЫ / СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ / E-LEARNING PROGRAM / INDIVIDUAL DEVELOPMENTAL ROUTE FOR A CHILD WITH SPEECH DISORDERS / PROFESSIONAL COMPETENCES / BACHELORS / MODERN EDUCATIONAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шилова Елена Анатольевна, Квашнин Александр Юрьевич

В статье рассматривается вопрос о формировании у студентов-логопедов профессиональных компетенций в области коррекционно-педагогической и диагностико-консультативной деятельности с использованием IT-технологий. В качестве одного из методов обучения предлагается электронная обучающая программа по построению индивидуального маршрута развития ребенка с нарушениями речи. В основе построения маршрута развития ребенка с нарушениями речи учитываются как индивидуальные особенности ребенка (возрастные, психофизиологические), так и современные возможности коррекционно-развивающей среды с учетом взаимодействия специалистом разных отраслей (педагогика, психология, медицина и др.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шилова Елена Анатольевна, Квашнин Александр Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES AMONG FUTURE SPEECH THERAPISTS ON THE BASIS OF THE USE OF E-LEARNING PROGRAMS TO BUILD AN INDIVIDUAL DEVELOPMENTAL ROUTE FOR A CHILD WITH SPEECH DISORDERS

The article considers the issue of formation of the future speech therapists’ professional competences in the field of pedagogical correction and diagnostic and advisory activities with the use of IT-technologies. As one of the teaching methods, an e-learning program is offered to build an individual developmental route for a child with speech disorders. The development of this route is based on the individual characteristics of the child (age, psycho-physiological), as well as modern capabilities of the corrective-developing environment, taking into account the interaction of specialists in different fields (pedagogy, psychology, medicine, and others.)

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональных компетенций у студентов-логопедов на основе использования электронной обучающей программы по построению индивидуального маршрута развития ребенка с нарушениями речи»

1УДК 376 ББК 74.3

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ-ЛОГОПЕДОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ОБУЧАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ПО ПОСТРОЕНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОГО МАРШРУТА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Е. А. Шилова, А. Ю. Квашнин

Аннотация. В статье рассматривается вопрос о формировании у студентов-логопедов профессиональных компетенций в области коррекционно-педагогической и диагностико-консульта-тивной деятельности с использованием ^-технологий. В качестве одного из методов обучения предлагается электронная обучающая программа по построению индивидуального маршрута развития ребенка с нарушениями речи. В основе построения маршрута развития ребенка с нарушениями речи учитываются как индивидуальные особенности ребенка (возрастные, психофизиологические), так и современные возможности коррекционно-развивающей среды с учетом взаимодействия специалистом разных отраслей (педагогика, психология, медицина и др.)

Ключевые слова: электронная обучающая программа, индивидуальный маршрут развития ребенка с речевыми нарушениями, профессиональные компетенции, бакалавры, современные образовательные условия.

FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES AMONG FUTURE SPEECH THERAPISTS ON THE BASIS OF THE USE OF E-LEARNING PROGRAMS TO BUILD AN INDIVIDUAL DEVELOPMENTAL ROUTE FOR A CHILD WITH SPEECH DISORDERS

Е. А. Shilova, А. Yu. Kvashnin

Abstract. The article considers the issue of formation of the future speech therapists' professional competences in the field of pedagogical correction and diagnostic and advisory activities with the use of IT-technologies. As one of the teaching methods, an e-learning program is offered to build an individual developmental route for a child with speech disorders. The development of this route is based on the individual characteristics of the child (age, psycho-physiological), as well as modern capabilities of the corrective-developing environment, taking into account the interaction of specialists in different fields (pedagogy, psychology, medicine, and others.)

Keywords: e-learning program, individual developmental route for a child with speech disorders, professional competences, bachelors, modern educational conditions.

Современное состояние образования РФ характеризуется изменениями на всех его уровнях: дошкольном, школьном, вузовском. Необходимость проведения преобразований вызвана требованиями времени, которые нашли свое отражение в статьях Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. [1]. В документе впервые был законодательно закреплен индивидуальный подход к каждому ре-

бенку, который позволяет максимально раскрыть его личностный потенциал [1, ст. 2].

Определение индивидуального маршрута развития невозможно без использования современных технологий. Это важный тезис также подкрепляется положениями ФЗ «Об образовании». О разработке и внедрении инновационных образовательных ресурсов, ориентированных на совершенствование научного, методического, организационного компонен-

тов личностно-ориентированного подхода, говорится в статье 20 ФЗ «Об образовании» [1, ст. 20]. Определение траектории индивидуального маршрута имеет большое значение для полноценного развития, реабилитации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В Российской Федерации за последние 3 года увеличилось количество детей с ОВЗ и инвалидностью на 15,5% (с 137 673 детей в 2013 до 159 125 в 2015) [2].

Данные Федеральной службы государственной статистики свидетельствуют, что в 2010 г. численность таких детей составляла 37879 чел., в 2013 г. - 46456 чел. [3]. По данным Всероссийской детской диспансеризации (2005), повышение частоты и распространенности нервно-психических заболеваний увеличилось на 24% по отношению к 1995 г. Увеличение перинатальной патологии (патологии новорожденных) привело к тому, что от 70 до 80% детей имеют неврологическую патологию. У 6% новорожденных отмечается сочетание сенсорных, эмоционально-волевых, интеллектуальных нарушений [2].

Значимой компетенцией педагога в области специального (дефектологического) образования на современном этапе является умение на основе результатов диагностического обследования прогнозировать содержание личностного развития ребенка в условиях комплексного подхода. Основной задачей в системе высшего образования является подготовка специалиста с учетом современных требований. Построение индивидуальной развивающей программы на основе результатов психолого-педагогической диагностики лиц с ОВЗ является профессиональной задачей, которую должен уметь решать выпускник программы бакалавриата по направлению подготовки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование» [4]. Это определило необходимость разработки и внедрения в учебный процесс подготовки студентов-логопедов обучающей программы по построению индивидуального маршрута развития ребенка с нарушениями речи. Использование электронной программы в учебном процессе было направлено на решение учебных задач по формированию у студентов следующих умений в соответствии с профессиональными компетенциями [4]:

• определять диагностические и прогностические показатели психического и психоречевого развития детей дошкольного возраста;

• проектировать коррекционно-развиваю-щий процесс с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей детей с речевыми нарушениями;

• определять условия взаимодействия специалистов в процессе реализации коррек-ционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного подхода к детям с речевыми нарушениям;

• осуществлять организацию и анализ собственной образовательно-коррекционной деятельности.

Обучающая программа представляет собой приложение для компьютеров и мобильных устройств и не требует установки дополнительных компонентов (рис. 1).

Программа по построению индивидуального маршрута развития ребёнка с нарушениями речи

Нажмите кнопку «Приступить» для продолжения

Рис. 1. Программа

Программа реализована на основе достижений современных информационных технологий, использование которых способствует эффективному формированию профессиональных компетенций в области коррекцион-но-педагогической и диагностико-консульта-тивной деятельности.

На данный момент в отечественной практике, для специальной психолого-педагогической поддержки детей с проблемами в развитии имеются методические разработки с использования компьютерных технологий. Это, прежде всего, разработанные сотрудниками ИКП РАО Е. Л. Гончаровой, Т. К. Королевской, О. И. Кукушкиной компьютерные программы «Мир за твоим окном», «Календарь», «Лента времени», «Звучащий мир» и др., направленные на развитие жизненной компетенции детей с ОВЗ, слухового восприятия окружающей

среды, формирования у ребенка полноценно осмысленной картины мира [5-7].

Об использовании компьютерных технологий в процессе профессиональной подготовки студентов-логопедов говорится в работе Е. Е. Ки-тик, Т. В. Николаевой [8; 9].

Однако следует отметить, что на данный момент в теории и практике логопедии отсутствуют 1Т-программы, содержанием которой является построение индивидуального маршрута развития речи ребенка на основе логопедической диагностики.

Компьютерная обучающая программа по построению индивидуального маршрута развития ребенка с нарушениями речи была разработана и апробирована в процессе преподавания бакалаврам (38 студентов) профиля «Логопедия» по направлению подготовки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование» курсов «Фонетико-фонематическое нарушение речи», «Общее недоразвитие речи».

Программа использовалась на практических занятиях и являлась одним из методов формирования знаний и умений в профессиональной области. Работая с программой, студенты показывали степень освоения материала по изучаемым курсам, а также актуализировали знания по ранее изученным дисциплинам «Дислалия», «Дизартрия», «Ринолалия», «Заикание», «Психолого-педагогическая диагностика».

Использование разработанной программы в экспериментальном обучении студентов было направлено на создание методических условий для усвоения следующих профессиональных компетенций в области диагностико-консультативной и коррекционно-педагогиче-ской деятельности в соответствии с ФГОС ВО:

• способности к проведению психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ, анализу результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития;

• способности к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентирован-ного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ;

• готовности к планированию образова-тельно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья;

• готовности к организации коррекцион-но-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррек-ционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты [4].

Базисом программы стал научный подход, в основе которого лежат закономерности речевого онтогенеза и вариативность дизонтегене-за речи. Также были учтены и методологические подходы отечественной специальной психологии и педагогики соответствия структуры нарушения и формы коррекционной помощи [10].

Программа построена в иерархической структуре и включает 570 слайдов. Каждый слайд представляет собой или информационный слайд, в котором формулируется некое суждение, подводятся промежуточные итоги, или слайд с вопросом, в котором необходимо сделать соответствующий выбор. Программа объединила ключевые компоненты, необходимые при построении индивидуального маршрута развития ребенка с нарушениями речи. Основными шагами при построении маршрута являются:

• диагностика речевого развития ребенка и определение формы логопедической помощи;

• построение коррекционно-развивающей среды для ребенка с нарушениями речи;

• межотраслевое взаимодействие специалистов.

Итогом пошагового выполнения заданий программы является разработка 36 вариантов индивидуальных маршрутов развития ребенка с нарушениями речи в возрасте от 3 до 7 лет.

В основе подбора заданий программы лежит логическая последовательность постепенного выявления картины речевого дизонтоге-неза речи ребенка и определение условий образовательной среды, позволяющей эффективно решать задачу развития ребенка. Студенты переходят к дальнейшему построению индивидуального маршрута при условии правильного

решения задач на соответствие психофизиологических возрастных закономерностей ребенка и структуры речевого нарушения, формы логопедической помощи и содержания кор-рекционно-развивающего воздействия с участием разных специалистов.

В содержание шага 1 входит 7 базовых заданий. Началом построения маршрута является задание на выбор возраста ребенка в диапазоне от 3 до 7 лет (рис. 2).

Выберите возраст ребенка

О 3 тода

О

О

О 6«т

Далее

Рис. 2. Выбор возраста ребенка

На следующем этапе студентам в соответствии с возрастом необходимо выбрать заключение по психолого-педагогической классификации (рис. 3).

Выберите в соответствии с возрастом ребёнка заключение по психолого-педагогической классификации (автор классификации P.E. Левина)

О OHR I уровня

О ОНРИуровик О Онр Iii уровня О ОНР IV уровня

О Заполни* О *®Н

О Отсутствие долючения по психолого-педагогиыесяои слассчфнмции

Рис. 3. Выбор заключения по психолого-педагогической классификации

Правильно установленное соответствие, например:

• 3 года - ОНР I уровня или 3 года - заикание;

• 4 года - ОНР II уровня или 4 года - заикание;

• 5 лет - ОНР III уровня, или 5 лет - заикание, или 5 лет - ФФН;

• 6 лет - ОНР IV уровня, или 6 лет - заикание, или 6 лет - ФФН, -

позволит студентам перейти к следующему заданию, а также закладывает психолого-педагогические основы для построения индивидуаль-

ного маршрута развития ребенка при обучении в группе компенсирующего вида.

Выбор ответа - отсутствие заключения по психолого-педагогической классификации -будет соответствовать индивидуальной форме логопедической помощи в условиях группы комбинированного вида на основе заключения по клинико-педагогической классификации.

Формированию профессиональных компетенций в области диагностико-консультатив-ной деятельности подчинено выполнение задания следующего слайда, когда студенту в соответствии с выстроенной логической цепочкой: возраст и психолого-педагогический уровень развития речи - следует определить вид возможного речевого нарушения по клинико-педагогической классификации (дислалия, дизартрия, ринолалия, тахилалия, брадилалия, заикание, алалия и т. д.). Промежуточным результатом шага 1 являются варианты логопедический заключений, как закономерный итог учета всех предыдущих показателей.

Приведем примеры возможных вариантов логопедических заключений ребенка в возрасте 5 лет:

• ОНР III уровня. Дизартрия.

• ОНР III уровня. Ринолалия.

• Заикание.

• ФФН. Дислалия.

• ФФН. Стертая дизартрия.

или

• Дислалия.

• Дизартрия.

• Заикание.

Вариант логопедического заключения представлен на рис. 4.

Первый шаг будет считаться окончательно пройденным после выполнения заданий, на-

Промежуточный результат Шага 1

Возраст ребенка: В года

Логопедическое заключение: ОНР I уровня. Алалия

Рис. 4. Промежуточный результат шага 1

правленных на выбор для ребенка в соответствии с логопедическим заключением группы в ДОУ и определения рекомендованного в соответствии с СанПиН [2] количества детей в данной группе. Пример возможного варианта выполнения шага 1 представлен на рис. 5.

Результат выполнения шага I »Диагностика речевого развития ребенка и определение формы логопедической помощи»

Возраст ребенка:" года

Логопедическое заключение: ОН*11 уровня. Алания Рекомендованная группа в ДОУ: группа компенсирующей направленности для детой с ТНР

Рекомендованное количество детой в группе в соответствии с СэнПиН: Юдетем

Скачать результаты Шага 1

Рис. 5. Результат выполнения шага 1

Цель заданий второго шага - обучение закономерностям построения коррекционно-развивающей среды для ребенка с нарушениями речи. В данном блоке представлено 5 базовых заданий для детей четырех возрастных групп, имеющих 36 вариантов логопедических заключений, отражающих разную структуру речевого нарушения.

На втором шаге представлены следующие задания:

• На основании результатов шага 1 выберите форму логопедических занятий с ребенком;

• Выберите методическое обеспечение логопедических занятий;

• Выберите вид логопедических занятий в соответствии с предыдущими показателями;

• Выберите направления работы, определяющие содержание логопедической работы;

• В соответствии с предыдущими показателями выберите план логопедической работы.

Итогом прохождения этого шага является модель построения коррекционно-развиваю-щей среды для ребенка с нарушениями речи, представленная на рис. 6.

Далее студенты переходят к выполнению заданий третьего блока. Результатом прохождения этого шага является выбор специалистов: логопеда, воспитателя, врачей-специалистов, рекомендованных для осуществления эффективного коррекционно-развивающего воздействия в условиях межотраслевого взаимодействия. Верное решение задач этого блока позволяет подойти к итоговому результату - индивидуальному маршруту развития ребенка с нарушениями речи. Он представлен на рис. 7.

Сам маршрут можно распечатать и использовать в качестве логопедической документации в процессе прохождения практики.

Анализ результатов тестового контроля знаний в конце изучения курсов «Фонетико-фонематическое нарушение речи», «Общее недоразвитие речи» показал более высокий уровень сформированности необходимых для будущего учителя-логопеда профессиональных умений и навыков в области коррекционно-пе-дагогической и диагностико-консультативной деятельности у студентов, участвовавших в экспериментальном обучении, в отличие от студентов, которые не принимали участие в экспериментальной программе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, электронная обучающая программа по построению индивидуального маршрута развития ребенка с нарушениями речи может использоваться в качестве одного из эффективных методов обучения в процессе формирования профессиональных компетенций у студентов (бакалавров) логопедов.

Индивидуальный маршрут развития ребенка с нарушениями речи на основе результатов

Шага 1, Шага 2, Шага 3

Воараст ребенка: 3 года

Лосопгдичмкое ааилючение - ОНР I уровня. Алалий

Рекомендованная группа а ДОУ - группа компенсирующей направленности для детей с ТНР

Р»КОменДОЫниО* количество детей к группе - 10 человек Методическое обеспечение логопедических занятий:

Программ логопедической работы по преодолению ОНР у детей (¿вторы Т.Б. Филинма, Г В Чиркина Г.6. Туманова}

Формы логопедической работы: пэдгрупповые, индивидуальные Вид логопедически! ннятий: мнишя по ра}витию речи

Направления логопедической работы: рДМиТИе СЛОМрИ. грамматического строя

Рис. 6. Результат выполнения шага 2

Рис. 7. Индивидуальный маршрут

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». - URL: https://rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения: 24.10.2016).

2. Первое заседание Совета Минобрнауки России по вопросам образования лиц с ОВЗ и инвалидов // Вестник образования России. -2015. - № 13. - URL: http://vestniknews.ru/ index.php?option=com_content&task=view& id=1352 (дата обращения: 20.10.2016).

3. Семья, материнство и детство // Федеральная служба государственной статистики. -URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/ motherhood/ (дата обращения: 27.10.2016).

4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование» (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 1 октября 2015 г. № 1087).

5. Помощь ребенку в дифференциации и осмыслении картины мира в контексте новых стандартов образования детей с ОВЗ / Н. Н. Малофеев, О. С. Никольская, О. И. Кукушкина, Е. Л. Гончарова // Специальная поддержка формирования картины мира ребенка с ОВЗ средствами компьютерных технологий: «Лента времени»: альманах Института коррекционной педагогики РАО. - 2013. - № 17. - URL: http://alldef.ru/ru/articles/ almanah-17/pomosch-rebenku-v-differenciacii-i (дата обращения: 27.20.2016).

6. Королевская Т. К. Учимся слушать и слышать: компьютерная программа «Звучащий мир» // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2010. - № 5. -С. 33-42.

7. Кукушкина О. И., Королевская Т. К., Гончарова Е. Л. Мир за твоим окном: специализированная обучающая компьютерная программа. - М.: Полиграф сервис, 1996. - 1 CD-ROM.

8. Китик Е. Е. Применение информационных технологий в процессе подготовки логопедов: обучающая компьютерная программа «Артикуляционный уклад звуков в норме» // Дефектология. - 2007. - № 3. - С. 73-82.

9. Николаева Т. В. Новый электронный инструмент обучения сурдопедагогов - виртуальная практика // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2016. - № 1. -С.53-57.

10. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. - СПб.: Союз, 2004.

11. Постановление Главного санитарного врача РФ от 10.07.2015 г. Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15.

REFERENCES

1. Federalnyy zakon Rossiyskoy Federatsii ot 29 Dec. 2012 No. 273-FZ "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii". Available at: https://rg. ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (accessed: 24.10.2016).

2. Pervoe zasedanie Soveta Minobrnauki Rossii po voprosam obrazovaniya lits s OVZ i invali-dov. Vestnik obrazovaniya Rossii. 2015, No. 13. Available at: http://vestniknews.ru/index.php? option=com_content&task=view&id=1352 (data obrashcheniya: 20.10.2016).

3. Semya, materinstvo i detstvo. Federalnaya slu-zhba gosudarstvennoy statistiki. Available at: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ main/rosstat/ru/statistics/population/mother-hood/ (data obrashcheniya: 27.10.2016).

4. Federalnyy gosudarstvennyy obrazovatelnyy standart vysshego obrazovaniya po napravleni-yu podgotovki 44.03.03 "Spetsialnoe (defekto-logicheskoe) obrazovanie" (utv. prikazom Min-isterstva obrazovaniya i nauki RF ot 1 Oct. 2015 No. 1087).

5. Malofeev N. N., Nikolskaya O. S., Kukushki-na O. I., Goncharova E. L. Pomoshch rebenku v differentsiatsii i osmyslenii kartiny mira v kontekste novykh standartov obrazovaniya detey s OVZ. Spetsialnaya podderzhka formirovaniya kartiny mira rebenka s OVZ sredstvami kompyuternykh tekhnologiy: "Lenta vremeni". Almanakh Instituta korrektsion-noy pedagogiki RAO. 2013, No. 17. Available at: http://alldef.ru/ru/articles/almanah-17/po-mosch-rebenku-v-differenciacii-i (data obrash-cheniya: 27.20.2016).

6. Korolevskaya T. K. Uchimsya slushat i slyshat: kompyuternaya programma "Zvuchashchiy mir". Vospitanie i obuchenie detey s narusheni-yami razvitiya. 2010, No. 5, pp. 33-42.

7. Kukushkina O. I., Korolevskaya T. K., Goncha-rova E. L. Mir za tvoim oknom: spetsializirovan-naya obuchayushchaya kompyuternaya programma. Moscow: Poligraf servis, 1996. 1 CD-ROM.

8. Kitik E. E. Primenenie informatsionnykh tekh-nologiy v protsesse podgotovki logopedov: obuchayushchaya kompyuternaya programma "Artikulyatsionnyy uklad zvukov v norme". Defektologiya. 2007, No. 3, pp. 73-82.

9. Nikolaeva T. V. Novyy elektronnyy instrument obucheniya surdopedagogov - virtualnaya praktika. Vospitanie i obuchenie detey s narush-eniyami razvitiya. 2016, No. 1, pp. 53-57.

10. Vygotskiy L. S. Voprosy detskoy psikhologii. St. Petersburg: Soyuz, 2004.

11. Postanovlenie Glavnogo sanitarnogo vracha RF ot 10.07.2015 Ob utverzhdenii SanPiN 2.4.2.3286-15.

Шилова Елена Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой логопедии Московского государственного областного университета e-mail: shilova.ea@yandex.ru

Shilova Elena A., PhD in Education, Associate professor, Chairperson, speech therapy Department, Moscow Region State University e-mail: shilova.ea@yandex.ru

Квашнин Александр Юрьевич, кандидат физико-математических наук, директор центра электронного обучения и образовательных технологий Московского государственного областного университета e-mail: a.kvashnin@mgou.ru

Kvashnin Alexander Yu., PhD in Physics and Mathematics, Director, Center of e-learning and educational technologies, Moscow Region State University e-mail: a.kvashnin@mgou.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.