Научная статья на тему 'О ВЛИЯНИИ COVID-19 НА УРОВЕНЬ ПРЕСТУПНОСТИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ДАННЫМ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ'

О ВЛИЯНИИ COVID-19 НА УРОВЕНЬ ПРЕСТУПНОСТИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ДАННЫМ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
110
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЕ ГРАЖДАНЕ / МИГРАНТЫ / НЕЛЕГАЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ / ПРЕСТУПНОСТЬ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН / COVID-19

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тарасова М. Ю., Контемирова Ю. В., Смагоринский Б. П.

Интеграция России в международное сообщество наряду с позитивным для нее участием в мировых процессах сопровождается негативной составляющей - усилением влияния международной преступности на внутригосударственную криминальную обстановку, чему также способствуют ускорение миграционной подвижности населения планеты и неподготовленность государственных органов страны к такой динамике в сочетании с ухудшением общей криминальной ситуации. Преступность иностранных граждан вызывает серьезный общественный резонанс, провоцирует разжигание ненависти по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии. Сложная миграционная ситуация и различные попытки, предпринимаемые государством для стабилизации обстановки в стране, являются объектом многих научных исследований на протяжении не одного десятилетия. В статье определены факторы, способствующие нелегальной миграции и совершению преступлений иностранными гражданами. Выделены последствия ограничительных мер, связанных с дальнейшим распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19, отразившиеся на уровне жизни мигрантов. Проанализированы возможные пути выхода из сложившейся кризисной ситуации с оптимистическим и пессимистическим исходами. Дана оценка предложенным Международной полицейской ассоциацией мерам по усилению контроля за миграционной ситуацией, отмечена необходимость использования всего потенциала сил, средств и методов оперативно-разыскной деятельности и повышения уровня взаимодействия между ведомствами и службами, занимающимися вопросами миграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE RELATED TO THE INFLUENCE OF COVID-19 ON THE MIGRATION SITUATION IN RUSSIA

Along with Russia's positive participation in the world processes its integration into the international community is accompanied with a negative component that is the increased influence of international crime on the inner state criminal situation. This fact is also facilitated by acceleration of the migration mobility of the planet's population and unpreparedness of the country's state bodies for such dynamics combined with aggravation of the general criminal situation. Crime committed by foreign citizens causes a serious public response, provokes incitement of hatred related to gender, race, nationality, language, origin, attitude to religion. Difficult migration situation and various attempts made by the state to stabilize situation in the country have been the object of many researches for more than one decade. Factors that contribute to illegal migration and crimes committed by foreign citizens are represented in the given article. The authors identify consequences of the restrictive measures related to the further spreading of a new coronavirus infection of COVID-19 that influence standard of living of migrants; as well as analyze possible ways out of the acting crisis situation; evaluate the proposed measures to strengthen control over migration situation; point out the necessity to use full potential of forces, means and methods of detective activity and to increase the level of cooperation among the departments and services dealing with migration problems.

Текст научной работы на тему «О ВЛИЯНИИ COVID-19 НА УРОВЕНЬ ПРЕСТУПНОСТИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ДАННЫМ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ»

УДК 343.9

doi: 10.25724/VAMVD.ZGHI

О ВЛИЯНИИ COVID-19

НА УРОВЕНЬ ПРЕСТУПНОСТИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН

И ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ДАННЫМ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ

Мария Юрьевна Тарасова*, Юлия Владиславовна Контемирова**, Борис Павлович Смагоринский***

Волгоградская академия МВД России, Волгоград, Россия

* tarasovawo.mariya@yandex.ru, ** contemirova@yandex.ru, *** volakdm@va-mvd.ru

Аннотация. Интеграция России в международное сообщество наряду с позитивным для нее участием в мировых процессах сопровождается негативной составляющей — усилением влияния международной преступности на внутригосударственную криминальную обстановку, чему также способствуют ускорение миграционной подвижности населения планеты и неподготовленность государственных органов страны к такой динамике в сочетании с ухудшением общей криминальной ситуации. Преступность иностранных граждан вызывает серьезный общественный резонанс, провоцирует разжигание ненависти по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии. Сложная миграционная ситуация и различные попытки, предпринимаемые государством для стабилизации обстановки в стране, являются объектом многих научных исследований на протяжении не одного десятилетия.

В статье определены факторы, способствующие нелегальной миграции и совершению преступлений иностранными гражданами. Выделены последствия ограничительных мер, связанных с дальнейшим распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19, отразившиеся на уровне жизни мигрантов. Проанализированы возможные пути выхода из сложившейся кризисной ситуации с оптимистическим и пессимистическим исходами. Дана оценка предложенным Международной полицейской ассоциацией мерам по усилению контроля за миграционной ситуацией, отмечена необходимость использования всего потенциала сил, средств и методов оперативно-разыскной деятельности и повышения уровня взаимодействия между ведомствами и службами, занимающимися вопросами миграции.

Ключевые слова: иностранные граждане, мигранты, нелегальная миграция, преступность иностранных граждан, COVID-19

Для цитирования: Тарасова М. Ю., Контемирова Ю. В., Смагоринский Б. П. О влиянии COVID-19 на уровень преступности иностранных граждан и противодействии данным преступлениям // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2022. № 1 (60). С. 141—147. doi: 10.25724/VAMVD.ZGHI

ON THE ISSUE RELATED TO THE INFLUENCE OF COVID-19

ON THE MIGRATION SITUATION IN RUSSIA

Mariya Yuriyevna Tarasova*, Julia Vladislavovna Kontemirova**, Boris Pavlovich Smagorinsky***

Volgograd Academy of the Ministry of the Interior of Russia, Volgograd, Russia

* tarasovawo.mariya@yandex.ru, ** contemirova@yandex.ru, *** volakdm@va-mvd.ru

Abstract. Along with Russia's positive participation in the world processes its integration into the international community is accompanied with a negative component that is the increased influence of international crime on the inner state criminal situation. This fact is also facilitated by acceleration of the migration mobility of the planet's population and unpreparedness of the country's state bodies for such dynamics combined with aggravation of the general criminal situation. Crime committed by foreign citizens causes a serious public response, provokes incitement of hatred related to gender, race, nationality, language, origin, attitude to religion. Difficult migration situation and various attempts made by the state to stabilize situation in the country have been the object of many researches for more than one decade.

Factors that contribute to illegal migration and crimes committed by foreign citizens are represented in the given article. The authors identify consequences of the restrictive measures related to the further spreading of a new corona-

© Тарасова М. Ю., Контемирова Ю. В., Смагоринский Б. П., 2022

141

virus infection of COVID-19 that influence standard of living of migrants; as well as analyze possible ways out of the acting crisis situation; evaluate the proposed measures to strengthen control over migration situation; point out the necessity to use full potential of forces, means and methods of detective activity and to increase the level of cooperation among the departments and services dealing with migration problems.

Keywords: foreign citizens, migrants, illegal migration, crime committed by foreign citizens, COVID-19 For citation: Tarasova M. Yu., Kontemirova J. V., Smagorinsky B. P. On the issue related to the influence of COVID-19 on the migration situation in Russia. Journal of the Volgograd Academy of the Ministry of the Interior of Russia, 141—147, 2022. (In Russ.). doi: 10.25724/VAMVD.ZGHI

Миграционные процессы являются одной из важнейших проблем современности. Несмотря на позитивное влияние внедрения России в международное сообщество наблюдается и отрицательная составляющая — распространение международной преступности на криминальную обстановку внутри страны. Миграция — это не просто передвижение населения через государственные границы, это сложный процесс интеграции, требующий научного подхода в изучении. Любой факт противоправного поведения иностранных граждан вызывает широкий общественный резонанс, провоцирует ксенофобские настроения и дестабилизирует социальную обстановку.

Примером может служить значительное количество резонансных преступлений, совершенных в период с 2019 по 2021 г. в России: зверское изнасилование молодой женщины в Якутии гражданином Республики Киргизия, убийство в г. Москве из хулиганских побуждений спортсмена, пытавшегося заступиться за беременную женщину, шестерыми выходцами из Республики Таджикистан; убийство двух несовершеннолетних девушек во Владимирской области гражданином Республики Таджикистан; разбой и ограбление в г. Новосибирске; неоднократные массовые драки и пр.

В юридической литературе о преступности иностранных граждан встречаются такие понятия, как «иностранный гражданин», «иностранец», «лицо без гражданства», «мигрант», «нелегальный мигрант». Анализ законодательства различных государств позволяет заключить, что в юридической теории и практике понятие «иностранец» применяется довольно широко: как обобщающее для категорий «иностранный гражданин» и «лицо без гражданства» или исключительно в отношении иностранных граждан.

Правовой смысл термина «иностранец» не определен, и учеными он используется в различных значениях. В настоящее время в законодательстве имеются определения понятия «трудящийся мигрант», понятие «мигрант» в науке международного права отсутствует.

Не останавливаясь подробно на различиях между понятиями «иностранец», «иностранный гражданин», «мигрант», «трудящийся мигрант», «лицо без гражданства», «беженец», «вынужденный переселенец» и пр., в целях практического удобства в статье использованы понятия «иностранный гражданин» и «мигрант» как собирательные термины, подразумевающие лицо, которое не является гражданином Российской Федерации, состоит в гражданстве или подданстве иностранного государства, подтвержденном соответствующими документами, либо не имеет гражданства или подданства какого-либо другого государства.

Современная миграция имеет довольно сложную и, что особенно важно, подвижную структуру. Категории граждан, въезжающих на территорию Российской Федерации, разнообразны по составу, целям, мотивам, продолжительности пребывания, демографическим, социальным признакам. Определить данные категории можно по разным критериям.

Если рассматривать явление миграции с позиции правоохранительной деятельности, то можно выделить:

— легальных мигрантов;

— нелегальных мигрантов, которые, в свою очередь, прибывают для осуществления преступной, иной незаконной деятельности или скрываются от правосудия иностранного государства.

С одной стороны, сам факт въезда на территорию России может быть незаконным, с другой — законно пересекший границу мигрант может иметь целью заниматься противоправной деятельностью на территории Российской Федерации.

Исследователь проблемы преступности иностранных граждан С. Е. Метелев предложил понимать явление криминальной миграции таким образом: «Это социальное, относительно массовое, общественно опасное явление, проявляющееся в территориальном перемещении лиц в целях совершения преступлений, а также перемещении криминальных технологий» [1, с. 17].

А. Н. Шкилев определяет рассматриваемое явление следующим образом: «Под незаконной миграцией понимается территориальное перемещение

населения в физическом пространстве, вызванное социально-экономическими, политико-правовыми и национально-демографическими факторами, в нарушение действующих норм международного права и национального законодательства» [2, с. 12].

В статье 1 Соглашения о сотрудничестве государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконной миграцией1 к незаконным мигрантам отнесены граждане третьих государств и лица без гражданства, нарушившие правила въезда, выезда, пребывания или транзитного проезда через территории сторон соглашения, а также граждане, нарушившие правила пребывания на территории одной из сторон, установленные ее национальным законодательством.

Е. С. Красинец, Е. С. Кубишин, Е. В. Тюрюканова рассматривают нелегальных мигрантов как лиц, незаконно въехавших на территорию государства, должным образом не оформивших пребывание в нем и занимающихся противоправной деятельностью [3, с. 71].

Незаконная миграция поэтапно превратилась в отлаженный криминальный бизнес с разветвленной структурой, миллионным количеством вовлеченных лиц с огромным оборотом финансового капитала. В связи с невозможностью определения даже приблизительного количества нелегально находящихся в стране мигрантов и отсутствием рациональных перспектив борьбы с этим явлением, а также глобальными последствиями, разжигающими новые преступления, однозначно оценить процесс миграции более чем проблематично.

Стремительному росту количества нелегальных мигрантов за последние десятилетия способствуют эффективно действующая система диаспор, низкая себестоимость труда мигрантов, а также возможность заработка в федеральных центрах России по сравнению с невысоким экономическим уровнем регионов оттока (как правило, это государства, ранее входившие в состав СССР) [4, с. 127].

По мнению И. Л. Хромова, целью приезда иностранных граждан в Российскую Федерацию в составе преступных групп зачастую является криминальная деятельность. Жизнеспособность и сплоченность таких структур повышается ввиду этнической общности, созданной для реализации корыстных интересов. В своей противоправной дея-

тельности такие объединения мигрантов нередко используют легально действующие национальные общины, диаспоры, землячества. В то же время они сохраняют высокий уровень закрытости от посторонних и самостоятельность в решении важных внутриобщинных вопросов [5, с. 31].

В условиях современной России можно выделить следующие наиболее значимые факторы, влияющие на уровень преступности иностранных граждан:

— отсутствие ожидаемых результатов от государственной миграционной политики, реализацию которой предполагается осуществить в три этапа до 2025 г.2;

— значительное объединение мигрантов, в том числе нелегальных, в привлекательных в экономическом отношении регионах;

— слабый процесс ассимиляции мигрантов, обусловленный особенностями менталитета, религиозными убеждениями, социально-культурными и этнопсихологическими традициями, агрессивным поведением и недружелюбным настроем со стороны принимающего населения;

— неблагоприятные социально-правовые условия, в которых осуществляют свою деятельность трудовые мигранты, отсутствие социальных гарантий и правовой защиты;

— нарастание этнической организованной преступности, способствующей привлечению нелегальных мигрантов на территорию России, в том числе в связи с ограничительными мерами, связанными с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19;

— недостаточно эффективное взаимодействие, как между подразделениями МВД России, так и с другими органами, по вопросам противодействия преступности иностранных граждан;

— низкий уровень использования телерадиовещания, сети Интернет и потенциала оперативно-разыскной деятельности для решения задач по выявлению, профилактике, пресечению и раскрытию преступлений, совершаемых мигрантами.

На основании изложенного представители правоохранительных органов Российской Федерации часто воспринимают иностранных граждан как потенциальных преступников и вынуждены по возможности предпринимать дополнительные меры

1 Соглашение о сотрудничестве государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконной миграцией: ратифицировано федер. законом Рос. Федер. от 12 июля 2000 г. № 97-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2 Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Президентом Российской Федерации). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

по проверке законности их пребывания и на предмет причастности к криминальным деяниям.

Деятельность сотрудников органов внутренних дел и других ведомств осложнена особым правовым режимом международно-правового регулирования отношений с иностранными гражданами и правовым статусом самого мигранта.

С 2020 г. правовое положение иностранных граждан в России неоднократно подвергалось некоторым изменениям ввиду действия ограничительных мер, связанных с коронавирусом. В соответствии с указами Президента1 до 15 июня 2021 г. приостановлено течение сроков действия некоторых документов, связанных с пребыванием и проживанием на территории Российской Федерации, получения различных свидетельств и удостоверений, за исключением лиц, освободившихся из мест лишения свободы или представляющих какую-либо угрозу Российской Федерации.

В соответствии с последними изменениями в российском законодательстве о правовом положении иностранных граждан данные лица, прибывшие в Россию для трудоустройства и заработка, обязаны пройти процедуру государственной дактилоскопической регистрации и фотографирования в течение одного месяца со дня прибытия при обращении с различными заявлениями; в случае пребывания в Российской Федерации с иной целью иностранные граждане проходят данную процедуру в течение 3 месяцев с получением соответствующего документа.

Кроме того, с 1 января 2022 г. за незаконную трудовую деятельность иностранцы могут быть оштрафованы на 5 000 рублей и выдворены из Российской Федерации с запретом на въезд, а их работодатели оштрафованы на сумму до 800 000 рублей за каждого нелегала. Помимо этого начинают действовать новые правила оформления и стоимости патента

1 О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19): указ Президента Российской Федерации от 18 апреля 2020 г. № 274. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»; О продлении действия временных мер по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (ОО^Ю-19): указ Президента Российской Федерации от 15 декабря 2020 г. № 791. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

на работу, а также разрешение на временное проживание и вид на жительство2.

С самого начала пандемии исследователи в области миграции задавались вопросом: «Может ли сложившаяся ситуация вызвать в России рост преступности среди иностранных граждан?». С применением ограничительных мер прогнозы специалистов в области миграции были неоднозначными. Масштабы угрозы изучили в Международной полицейской ассоциации, куда входят представители 70 государств. Глава ассоциации генерал-лейтенант полиции, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист России Ю. Н. Жданов полагал, что «коронавирусная пандемия, коренным образом перевернувшая сложившийся многолетний социально-экономический уклад российского общества, представляет собой беспрецедентный „бикфордов шнур", который молниеносно спровоцировал кризисные явления в экономике, многократно усилил социальную напряженность и вполне ожидаемо для специалистов запустил цепную реакцию в виде обострения социально-экономической обстановки в стране. А это в совокупности может „сдетонировать" взрыв преступности, особенно среди мигрантов»3.

Очевидно, что иностранные граждане, попав в ситуацию, ограничивающую возможность их перемещения за границу Российской Федерации, создающую сложности с трудоустройством, отсутствием финансовых средств к нормальному существованию, вынуждены встать на преступный путь.

По мнению профессора В. С. Малахова, ситуация пандемии СОУЮ-19 обострила фактор неравенства [6], что вполне ожидаемо повысило уровень социальной напряженности в обществе.

Не приходится сомневаться в том, что вернуться к прежнему, «допандемическому» укладу жизни будет довольно сложно. Особенно для мигрантов, основной целью приезда в Россию которых является заработок. Известно, что определенную нишу рабочих мест российские граждане не желают

2 О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и Федеральный закон «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации»: федер. закон от 1 июля 2021 г. № 274-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3 Жданов Ю. Н. «Коронавирус может вызвать в России рост преступности среди мигрантов»: интервью с Ю. Ждановым // Российская газета. 2020. 7 июня. URL: https:// news.rambler. ru/other/44310210/?utm_content=news_media& utm_medium=read_more&utm source=copylink.

занимать, поэтому без труда мигрантов не обойтись. Ряд ограничительных мер заставил мигрантов уйти в «теневую» занятость или временно покинуть пределы Российской Федерации.

Прогнозы исследователей в данной области неоднозначны, поэтому предполагается развитие ситуации в двух направлениях. Положительный исход возможен в том случае, если после окончания действия ограничительных мер правительство Российской Федерации будет активно поддерживать спрос покупательской способности, а также спрос на труд иностранных граждан, что даст им больше возможностей для законного трудоустройства и будет способствовать притоку высококвалифицированных работников при условии рационального упрощения отдельных процедур в миграционном законодательстве. Эти меры позволят восстановить миграционный поток в прежних масштабах.

Противоположный исход возможен, если не удастся сохранить платежеспособный спрос, если уровень действительной безработицы будет стремительно расти, что спровоцирует мигрантов податься в направлении теневой экономики. Государственные механизмы управления миграционной системой поразит коррупция. Либерализация миграционного законодательства замедлится.

Такой печальный сценарий, безусловно, отразится не только на уровне жизни мигрантов, но и на настроениях российского населения. Социологические исследования, отраженные в статье Н. В. Ла-товой, подтверждают пессимистичный и даже негативный настрой российских граждан относительно сложившейся ситуации [7].

Выступление Министра внутренних дел Российской Федерации генерала полиции В. А. Коло-кольцева на расширенном заседании коллегии МВД России: «...Реализованные мероприятия позволили избежать ухудшения социальной и санитарно-эпидемиологической ситуации, в том числе в регионах с массовым пребыванием мигрантов. Не допущен рост криминальных проявлений как со стороны иностранных граждан, так и в отношении них...»1, а также интервью заместителя Секретаря Совета безопасности Российской Федерации А. Н. Гребенкина, отметившего, что «правоохранительным органам удалось не допустить

1 Расширенное заседание коллегии МВД России. URL: http://www.kremlin.ru/catalog/persons/310/events/65090 (дата обращения: 09.01.2022).

2

роста преступности в миграционной сфере» позволяют утверждать, что введенные правоохранительными органами ограничения, осуществляемый контроль за въездом мигрантов на территорию позволяют сдерживать криминальные проявления иностранных граждан.

Официальные статистические данные МВД России подтверждают вышеуказанное утверждение: в 2019 г. иностранными гражданами и лицами без гражданства, в том числе гражданами государств — участников СНГ, были совершены 31 010 преступлений. В 2020 г. — 30 835 и в 2021 г. на 7,5 % меньше, чем АППГ — 28 520 преступлений3.

Важно учесть, что речь идет об официальной статистике, о выявленных и зарегистрированных преступлениях, совершенных иностранными гражданами.

Ввиду того что с апреля 2020 г. въезд на территорию России иностранным граждан был запрещен, ожидаемо было стремительное снижение количества совершаемых мигрантами преступлений. Но их количество снизилось незначительно4. Этот факт заставляет обратить внимание на то, что миграционный поток снизился, а количество совершаемых иностранными гражданами преступлений осталось практически на том же уровне.

Глава Международной полицейской ассоциации Ю. Н. Жданов сообщил о мерах, предпринимаемых экспертами в данной области. Для контроля за миграционной ситуацией, профилактики противоправных действий, поддержания деловых и информационных связей с лидерами мигрантских сообществ, увеличения уровня правовой культуры иностранных граждан была создана специальная рабочая группа «миграционный штаб». Работа данной группы направлена также на оказание медицинской помощи и временного трудоустройства5.

Рассматривается вопрос о создании автоматизированной системы, определяющей «шкалу

2 Гребенкин А. «В России не зафиксирован рост преступности среди мигрантов в условиях пандемии»: интервью заместителя секретаря Совета безопасности Российской Федерации Александра Гребенкина «Российской газете». URL: https://tass.ru/obschestvo/8523709 (дата обращения: 09.01.2022).

3 Официальный сайт МВД России. URL: http:// www.mvd.ru (дата обращения: 09.01.2022).

4 Там же.

5 О продлении действия временных мер по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)...

доверия» к мигранту в баллах, которая включает в себя необходимую медицинскую информацию и некое криминально-правовое досье. Однако реализация данной меры подвергается сомнению ввиду необходимости наличия современного средства связи с определенным набором функций для установления мобильного приложения. Очевидно, что далеко не каждый мигрант обладает таким устройством.

В научном мире характеризуют миграцию как отрицательно, так и положительно. Безусловно, на современном этапе развития российского общества без мигрантов не обойтись. Рассмотрение положительной стороны явления миграции — объект самостоятельного исследования. В свою очередь, отрицательные стороны миграции сказываются на уровне преступности в России и последствиях, возникающих в результате противоправных деяний иностранных граждан.

Найти тот самый рациональный выход, который не допустит спада потока мигрантов на территорию

1. Метелев С. Е. Крим инальная миграция: характеристика и предупреждение: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 1996.

2. Шкилев А. Н. Миграция: уголовно-правовые и криминологические аспекты: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Нижний Новгород, 2006.

3. Красинец Е. С., Кубишин Е. С., Тюрюканова Е. В. Нелегальная миграция в Россию. Москва, 2000.

4. Тарасова М. Ю. Оперативно-разыскная характеристика убийств и умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, совершаемых иностранными гражданами // Труды академии управления МВД России. 2016. № 1. С. 124—128.

5. Хромов И. Л. Оперативно-розыскные основы борьбы с преступностью иностранных граждан: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Москва, 2007.

6. Малахов В. С. От сообществ к пространству: исследуя изменения городской среды под влиянием миграций // Журнал исследований социальной политики. 2020. Т. 18, № 4. С. 561—576.

7. Латова Н. В. Ситуация в стране и перспективы ее развития через призму общественного мнения в период пандемии // Социологические исследования. 2021. № 4. С. 37—49.

России при условии обеспечения проверки законности их пребывания на территории страны и попытки сдерживать их криминальные проявления - многогранная и сложная задача для различных сфер деятельности государства.

Предложенные ассоциацией меры по усилению контроля за миграционной ситуацией в Российской Федерации позволяют заключить, что без реализации функций и задач правоохранительной деятельности на должном уровне, и главное — без использования всего арсенала оперативно-разыскных методов и средств, трудно представить дальнейшую работу по противодействию преступности иностранцев. Только комплексный подход, включающий взаимодействие всех заинтересованных служб, ведомств и организаций, способен сдерживать криминальные проявления мигрантов, а в идеальном представлении — снижать уровень преступлений, совершаемых иностранными гражданами и в отношении них.

1. Metelev S. Ye. Criminal migration: characteristics and prevention. Abstract of dissertation of candidate of juridical sciences. Omsk; 1996. (In Russ.).

2. Shkilev A. N. Migration: criminal-legal and crimi-nological aspects. Abstract of dissertation of candidate of juridical sciences. Nizhny Novgorod; 2006. (In Russ.).

3. Krasinets Ye. S., Kubishin Ye. S., Tyuryuka-nova Ye. V. Illegal migration to Russia. Moscow; 2000. (In Russ.).

4. Tarasova M. Yu. Detective characteristics of murders and heavy bodily harm committed intentionally by foreign citizens. Works of the Academy of Management of the Interior Ministry of Russia, 124—128, 2016. (In Russ.).

5. Khromov I. L. Detective fundamentals to fight crime committed by foreign citizens. Abstract of dissertation of candidate of juridical sciences. Moscow; 2007. (In Russ.).

6. Malakhov V. S. From communities to space: examining changes of the urban environment influenced with migration situation. Journal of Social Policy Research, 561—576, 2020. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Latova N. V. Situation in the country and prospects for its development in the context of public opinion during the pandemic. Sociological Research, 37—49, 2021. (In Russ.).

Тарасова Мария Юрьевна,

доцент кафедры

оперативно-разыскной деятельности и специальной техники Волгоградской академии МВД России, кандидат юридических наук; tarasovawo.mariya@yandex.ru

Контемирова Юлия Владиславовна,

доцент кафедры

оперативно-разыскной деятельности и специальной техники Волгоградской академии МВД России, кандидат юридических наук; contemirova@yandex.ru

Tarasova Maria Yurevna,

associate professor at the department

of operative and detective activity

and special technic equipment

of the Volgograd Academy

of the Ministry of the Interior of Russia,

candidate of juridical sciences;

tarasovawo.mariya@yandex.ru

Kontemirova Yulia Vladislavovna,

associate professor at the department

of operative and detective activity

and special technic equipment

of the Volgograd Academy

of the Ministry of the Interior of Russia,

candidate of juridical sciences;

contemirova@yandex.ru

Смагоринский Борис Павлович,

профессор кафедры криминалистики учебно-научного комплекса по предварительному следствию в органах внутренних дел, доктор юридических наук, профессор; e-mail: volakdm@va-mvd.ru

Smogorinsky Boris Pavlovich,

professor at the department of criminalistics of the training and scientific complex of preliminary investigation in law-enforcement bodies of the Volgograd Academy of the Ministry of the Interior of Russia, doctor of juridical sciences, professor; volakdm@va-mvd.ru

Статья поступила в редакцию 12.01.2022; одобрена после рецензирования 04.02.2022; принята к публикации 10.02.2022.

The article was submitted 12.01.2022; approved after reviewing 04.02.2022; accepted for publication 10.02.2022.

* * *

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.