Научная статья на тему 'КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ МИГРАЦИОННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ'

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ МИГРАЦИОННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
22
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИОННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ МИГРАЦИИ / ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ МИГРАЦИИ / MIGRATION CRIMES / INFRINGEMENT OF LAW IN MIGRATION SPHERE / CRIMINAL INTELLIGENCE ACTIVITIES / CRIMINAL INTELLIGENCE ACTIONS / INTELLIGENCE INFORMATION / STATUTORY REGULATION IN MIGRATION SPHERE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Контемирова Юлия Владиславовна

В статье рассматриваются конкретные направления оперативно-разыскной деятельности органов внутренних дел по противодействию миграционной преступности, выявляются проблемы проведения отдельных оперативно-разыскных мероприятий по документированию противоправной деятельности мигрантов, устанавливаются границы правового регулирования оперативно-разыскного законодательства в данной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Контемирова Юлия Владиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL FRAMEWORK FOR CRIMINAL INTELLIGENCE ACTIVITIES OF INTERNAL AFFAIRS AUTHORITIES ON FIGHTING AGAINST MIGRATION CRIMES

The article is describe the specific areas of criminal intelligence activities performed by internal affairs authorities in terms of fighting against migration crimes, defines issues of concern on conducting particular criminal intelligence actions to record migrants` illegal activities, establishes the boundaries of the legal regulations for the intelligence law in the specified sphere.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ МИГРАЦИОННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ»

УДК 343.102 DOI 10.25724/VAMVD.JNOP

ББК 67.410.212

Ю. В. Контемирова

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ МИГРАЦИОННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

В статье рассматриваются конкретные направления оперативно-разыскной деятельности органов внутренних дел по противодействию миграционной преступности, выявляются проблемы проведения отдельных оперативно-разыскных мероприятий по документированию противоправной деятельности мигрантов, устанавливаются границы правового регулирования оперативно-разыскного законодательства в данной сфере.

Ключевые слова: миграционная преступность, правонарушения в сфере миграции, оперативно-разыскная деятельность, оперативно-разыскные мероприятия, оперативно-разыскная информация, нормативно-правовое регулирование в сфере миграции.

Yu. V. Kontemirova

CONCEPTUAL FRAMEWORK FOR CRIMINAL INTELLIGENCE ACTIVITIES

OF INTERNAL AFFAIRS AUTHORITIES ON FIGHTING AGAINST MIGRATION CRIMES

The article is describe the specific areas of criminal intelligence activities performed by internal affairs authorities in terms of fighting against migration crimes, defines issues of concern on conducting particular criminal intelligence actions to record migrants' illegal activities, establishes the boundaries of the legal regulations for the intelligence law in the specified sphere.

Key words: migration crimes, infringement of law in migration sphere, criminal intelligence activities, criminal intelligence actions, intelligence information, statutory regulation in migration sphere.

Многие кризисные явления в экономике России имеют повышенное криминогенное значение и способствуют деформации социальной сферы. В ходе нестабильной государственной политики по проведению социально-экономических реформ увеличилась численность безработных, снизился уровень жизни населения, произошла резкая социально опасная дифференциация доходов населения.

Современный анализ криминализации общества позволяет говорить о неэффективности мер, принимаемых органами государственной власти по противодействию миграционной преступности. Противоправная деятельность мигрантов — одна из актуальных проблем, для решения которой используются силы и средства оперативно-разыскной деятельности органов внутренних дел. Данные обстоятельства требуют от оперативных подразделений принятия адекватных мер, направленных на стабилизацию криминогенной обстановки в стране. В связи с этим Указ Президента Российской Федерации В. В. Путина от 31 октября 2018 г. № 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации» (далее — Кон-

цепция) был направлен на совершенствование государственного управления в сфере миграционной политики [1].

Согласно Концепции одной из задач, стоящей перед оперативными подразделениями органов внутренних дел, является создание благоприятных условий для добровольного возвращения российских граждан, вынужденно покинувших места своего постоянного проживания в России, в места их прежнего проживания. Вместе с тем необходимо последовательно совершенствовать стандарты государственных услуг в сфере миграционной политики, формировать систему миграционных правоотношений в целях создания комфортной среды для законопослушных граждан иностранных государств, которые хотят жить и работать в России, с учетом традиций, культуры и законов Российской Федерации. В то же время первостепенной задачей государства является защита прав и свобод своих граждан по всем направлениям деятельности, связанной с миграцией.

Министр внутренних дел Российской Федерации генерал полиции Российской Федерации В. А. Колокольцев на расширенном заседании коллегии МВД России отметил, что определенный объем работы выполнен подразделениями по вопросам миграции, однако сотрудникам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность, нужно активизировать оперативно-разыскную работу, направленную на борьбу с миграционной преступностью.

В настоящее время в российское законодательство внесены изменения, определяющие введение упрощенного порядка оформления разрешений на временное пребывание на территории Российской Федерации и видов на жительство иностранцам — гражданам иностранных государств, которые владеют русским языком, желают жить и работать в России и готовы соблюдать законодательные принципы и обычаи российского общества.

Квалифицированные специалисты, востребованные в различных отраслях экономики, должны проходить всестороннюю компетентную проверку оперативными подразделениями органов внутренних дел. В связи осуществлением миграционного контроля въезда на территорию страны такая проверка иностранных граждан становится все более актуальной.

Главным управлением по вопросам миграции МВД России во взаимодействии с оперативными подразделениями, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, в соответствии с задачами, поставленными Президентом, Правительством Российской Федерации и руководством МВД России, на постоянной основе проводятся оперативно-профилактические и рейдовые мероприятия, направленные на проверку соблюдения иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных условий проживания и временного пребывания на территории Российской Федерации, противодействие незаконной миграции, пресечение правонарушений и преступлений.

Планомерная деятельность правоохранительных органов Волгоградской области в рассматриваемом направлении способствует стабилизации криминогенной обстановки в регионе, но отдельные проблемы преимущественно профилактического характера остаются нерешенными.

Согласно статистическим данным Информационного центра ГУ МВД России по Волгоградской области за 7 месяцев 2019 г. иностранными гражданами и лицами без гражданства совершено 207 преступлений, из них 69 — тяжких и особо тяжких. По статье 105 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ) — 5 преступлений, ст. 111 УК РФ — 4, ст. 131 УК РФ — 2, ст. 158 УК РФ — 79, ст. 159 УК РФ — 12, 161 УК РФ — 5, ст. 162

УК РФ — 3, при этом 0,5 % преступных деяний совершены иностранными лицами, находящимися на территории Российской Федерации нелегально.

Исходя из анализа оперативной обстановки, за совершение преступлений на территории Волгоградской области за 7 месяцев 2019 г. задержаны 159 иностранных граждан (государств — участников Содружества Независимых Государств), из которых больше всего девиантному поведению подвержены граждане Узбекистана — 38, Таджикистана — 30, Азербайджана - 29 и Украины — 24 [2].

Миграционная преступность является дестабилизирующим фактором, влияющим на криминогенную обстановку в стране, предоставляет возможность для совершения тяжких и особо тяжких общеуголовных преступлений, формирования террористических и экстремистских организаций, создающих реальную угрозу безопасности России.

Изучение миграционной ситуации в Российской Федерации в целом и Волгоградской области в частности позволяет сформулировать миграционные риски, дать им криминологическую оценку и предложить меры реагирования, позволяющие своевременно выявлять новые тенденции и угрозы национальной безопасности, повышать эффективность профилактических мер, реализуемых при осуществлении миграционной политики в нашем стране.

В современных условиях становления государства необходимо иметь представление об актуальных и потенциальных угрозах национальной безопасности, исходящих от существующих миграционных потоков, оценить степень влияния миграции на состояние преступности. В связи с этим в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации говорится о том, что «обеспечение национальной безопасности в пограничном пространстве осуществляется путем развертывания на государственной границе Российской Федерации высокотехнологичных и многофункциональных пограничных комплексов и систем, повышения эффективности пограничной деятельности, совершенствования межведомственного взаимодействия и межгосударственного пограничного сотрудничества, активизации процесса международно-правового оформления государственной границы и социально-экономического развития приграничных территорий Российской Федерации» [3].

Анализ практики борьбы с миграционной преступностью дает основание полагать, что в настоящий момент действенные управленческие решения, касающиеся организации и тактики оперативно-разыскной деятельности органов внутренних дел, недостаточно урегулированы, что не позволяет оперативным подразделениям своевременно реагировать на изменение оперативной обстановки,

выявлять и пресекать миграционные преступления, т. е. необходимы изменения приоритетных направлений организации и тактики работы оперативных подразделений органов внутренних дел.

Нейтрализация миграционной преступности, принятие дополнительных мер профилактического и оперативно-разыскного характера по снижению ее активности — первостепенные задачи оперативно-разыскной деятельности органов внутренних дел, выполнение которых существенно влияет на криминогенную обстановку в стране. Для этого, на наш взгляд, нужно активизировать оперативно-разыскную работу, направленную на использование оперативной информации о незаконных мигрантах, их дислокации и сосредоточении, организовать оперативный контроль с помощью комплекса оперативно-разыскных мероприятий с применением всего имеющегося арсенала сил, средств и методов оперативно-разыскной деятельности.

Необходимо усилить работу оперативных подразделений по сбору, накоплению, систематизации и анализу оперативно-разыскной информации о критериях развития, процессах и явлениях, происходящих в миграционной среде.

Таким образом, основополагающую роль в раскрытии и расследовании преступлений рассматриваемой категории должна играть планомерная аналитическая и разведывательная деятельность, направленная на получение оперативной информации об организации незаконной миграции и концентрации незаконных миграционных процессов.

Немаловажное значение имеет и документирование фактов преступной деятельности, в том числе въезда, транзита, пребывания, а также подбор и оперативная работа с источниками получения оперативно-значимой информации. Проведение комплекса оперативно-разыскных, оперативно-поисковых и оперативно-технических мероприятий, направленных на всестороннее документирование противоправной деятельности мигрантов, осуществляется оперативными подразделениями, уполномоченными на то Федеральным законом от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» [4]. Результаты оперативно-разыскной деятельности после соответствующих процедур их рассекречивания и представления становятся основными источниками доказательственного значения в рамках расследования уголовного дела [5]; [6].

В целях эффективного противодействия миграционной преступности правоохранительные органы должны предпринимать активные меры по усилению контроля государственной границы, создавая условия по ограничению потока иностранных граждан и лиц без гражданства.

Сущность миграционного контроля заключается в том, чтобы установить незаконных мигрантов и выявить нарушителей миграционных предписаний. Всероссийская электронная база данных о лицах, пересекающих границу или передвигающихся по Российской Федерации, позволит контролировать цели и сроки пребывания их в стране.

Определенную проблему также составляет неучтенная миграционная преступность, т. е. иностранный гражданин, минуя правила миграционного законодательства, въезжает на территорию России, следствием чего может быть совершение противоправного деяния. В связи с этим, по нашему мнению, нужно усилить государственный контроль (надзор) в части, касающейся въезда в Российскую Федерацию, выезда из Российской Федерации, транзитного пересечения ее границы, временной дислокации иностранных граждан при осуществлении ими трудовой деятельности на территории Российской Федерации.

Необходимой мерой для фиксации следообра-зующей информации о лицах и фактах, представляющих оперативный интерес, в миграционной среде является процесс расширения и использования современных высокотехнологичных биометрических технологий, способных в любых условиях проводить мероприятия по идентификации личности, в том числе с применением возможностей подразделений оперативно-разыскной информации.

Нельзя забывать и о проведении оперативно-профилактических мероприятий среди лиц, предоставляющих работу мигрантам, для выявления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших преступления, лиц, находящихся в розыске, обнаружения похищенного имущества и иных предметов, запрещенных в гражданском обороте.

Таким образом, приоритетными направлениями деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел по ведению миграционной политики в целях повышения эффективности профилактики, предупреждения, выявления и пресечения правонарушений в сфере миграционного законодательства Российской Федерации являются:

— совершенствование нормативно-правового регулирования, направленного на противодействие миграционной преступности, для ужесточения ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации, в том числе представление подложных или имеющих признаки подделки документов, а также заведомо ложных сведений, либо содействие их представлению, а равно совершение фиктивных действий, направленных на получение иностранными гражданами и лицами без гражданства оснований и законных прав для въезда на территорию Российской Федерации,

временного пребывания и нахождения, осуществление трудовой деятельности на территории государства;

-- внедрение централизованных оперативно-справочных и криминалистических учетов, способствующих быстрой идентификации лиц и установлению фактов, представляющих оперативный интерес, раскрытию совершенных преступлений.

Для достоверного прогнозирования миграционных процессов и выработки на его основе оптимальных механизмов регулирования требуется проведение соответствующего мониторинга среды иностранных граждан и лиц без гражданства. Именно информационно-аналитическое обеспечение реализации миграционной политики, предусматривающее, в том числе, научно-исследовательские разработки для анализа и прогноза миграционной ситуации, мониторинга и оценки эффективности различных миграционных программ, выделено в один из разделов Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019—2025 гг. [1].

В целях дальнейшего миграционного регулирования, оптимального снижения уровня негативного влияния миграционных процессов и явлений на криминогенную обстановку в Российской Федерации необходимо:

1. Проведение профилактической работы, включающей в себя более широкое информирование иностранных граждан об их правах и обязанностях, в том числе с применением мер государственного преследования за совершение правонарушений и преступлений.

2. Обеспечение контроля в сфере оперативно-служебной деятельности правоохранительных ор-

ганов, административно-управленческого влияния организаций, органов государственной власти и местного самоуправления для пресечения злоупотребления своими полномочиями должностных лиц и работников соответствующих учреждений, излишнего бюрократизма при оформлении документов, а также профилактики коррупционных правонарушений.

3. Совершенствование инфраструктуры государственной границы Российской Федерации, а именно: оснащение ее современным техническим оборудованием, позволяющим в положенный срок выявлять и пресекать въезд на территорию страны и выезд за ее пределы мигрантов, находящихся в розыске за совершение преступлений, организовывать получение образцов для сравнительного исследования и их своевременное внесение в базы данных.

Результативность оперативно-разыскной деятельности по выявлению и пресечению преступлений в сфере миграционной преступности, документирование фактов преступной деятельности мигрантов, принятие дополнительных мер профилактического и оперативно-разыскного характера по снижению ее активности, а также установление границ правового регулирования оперативно-разыскного законодательства в данной сфере будут способствовать стабилизации криминогенной обстановки в стране. Именно применение всего комплекса оперативно-разыскных и профилактических мер со стороны правоохранительных органов поможет обеспечить надлежащий контроль и активное противодействие миграционной преступности.

1. О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019— 2025 годы: указ Президента Российской Федерации от 31 октября 2018 г. № 622. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Статистические данные ИЦ ГУ МВД России по Волгоградской области за 7 месяцев 2019 года. URL: 34.мвд.рф (дата обращения: 28.08.2019).

3. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».

4. Об оперативно-розыскной деятельности: федер. закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

1. Decree of the Russian Federation President No. 622 of 31 October 2018. "On concept of the state migration policy of the Russian Federation for the years of 2019-2025". Available from: reference and legal system "ConsultantPlus".

2. Statistical data of Information Centre of Main Directorate of Ministry of Internal Affairs of Russia for Volgograd oblast for 7 months of the year of 2019. URL: 34.MBfl.p$. Accessed: 28 August 2019.

3. Decree of the Russian Federation President No. 683 of 31 of December 2015. "On the national security strategy of the Russian Federation". Available from: reference and legal system "Consultant-Plus".

4. Federal law No. 144-FZ of 12 August 1995. "On criminal intelligence activities". Available from: reference and legal system "ConsultantPlus".

5. Инструкция о порядке предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд: утв. приказом МВД России, Минобороны России, ФСБ России, ФСО России, ФТС России, СВР России, ФСИН России, ФСКН России, СК России от 27 сентября 2013 г. № 776/703/509/507/1820/ 42/535/ 398/68. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

6. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «Консуль-тантПлюс».

© Контемирова Ю. В., 2019

5. Instruction on the procedure for providing an investigative agency, investigator or court with the criminal intelligence activities results, approved by Order No. 776/703/509/507/1820/42/535/398/68 of 27 of September 2013 issued by the Russian Federation MIA, the Ministry of Defense, the Russian Federal Security Service, Federal Guard Service, Federal Customs Service, Foreign Intelligence Service, Federal Penal Enforcement Service (FSIN), Federal Drug Control Service, Russian Investigative Committee. Available from: reference and legal system "ConsultantPlus".

6. Criminal Procedure Code of the Russian Federation No. 174-FZ of 18 of December 2001. Available from: reference and legal system "Consultant-Plus".

© Kontemirova Yu. V., 2019

Контемирова Юлия Владиславовна,

старший преподаватель кафедры оперативно-разыскной деятельности и специальной техники Волгоградской академии МВД России, кандидат юридических наук; e-mail: contemirova@yandex.ru

Kontemirova Yulia Vladislavovna,

senior lecturer at the department of operative-search activity and special equipment of the Volgograd Academy of the Ministry of the Interior of Russia, candidate of juridical sciences; e-mail: contemirova@yandex.ru

* * *

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.