УДК 34 ББК 67.5
DOI 10.24412/2414-3995-2021-1-188-191 © М.И. Венедиктов, 2021
Научная специальность 12.00.12 - криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность
МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ, СВЯЗАННЫМ С НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИЕЙ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН
Михаил Игоревич Венидиктов,
адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)
E-mail: mvenidiktov@bk.ru
Аннотация. Рассматривается оперативно-разыскные меры противодействия преступлениям, связанным с незаконной миграцией иностранных граждан. Затрагиваются наиболее актуальные вопросы противодействия незаконной миграции иностранных граждан. Автор структурирует свою позицию по ключевым вопросам соответствующей тематики. Важно отметить, что автор не только рассматривает понятие оперативно-разыскного противодействия, но еще и предлагает различные актуальные меры, направленные на уменьшение преступной активности криминального миграционного элемента. Особое внимание уделяется системе мер предупреждения незаконной миграции иностранных граждан.
Ключевые слова: миграция, иностранный гражданин, незаконная миграция, оперативно-разыскные меры противодействия, противодействие, предупреждение.
MEASURES TO COUNTER CRIMES RELATED TO THE ILLEGAL MIGRATION OF FOREIGN NATIONALS
Mikhail I. Venidiktov,
Adjunct of the Faculty of Training Scientific, Pedagogical and Scientific Personnel Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)
Abstract. Considered operational-search measures to counter crimes related to the illegal migration of foreign citizens. Addressed the most pressing issues of countering the illegal migration of foreign citizens. The author structures his position on the key issues of the relevant topic. It is important to note that the author not only considers the concept of operational-search counteraction, but also proposes various relevant measures aimed at reducing the criminal activity of the criminal migration element. Particular attention is paid to the system of measures to prevent the illegal migration of foreign citizens.
Keywords: migration, foreign citizen, illegal migration, operational-search countermeasures, counteraction, prevention.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Венидиктов М.И. Меры противодействия преступлениям, связанным с незаконной миграцией иностранных граждан. Вестник экономической безопасности. 2021;(1):188-91.
Оперативно-разыскное противодействие - это совокупность мер оперативно-разыскной профилактики, комплекса оперативно-разыскных мер по выявлению, пресечению раскрытию и, несомненно, расследованию преступлений с использованием оперативно-разыскных сил и средств. В свою очередь, оперативно-разыскное противодействие, которое осуществляется с использованием сил и методов оперативно-разыскной деятельности, направлено на преодоление различного криминального противодействия [1, с. 47].
Оперативно-разыскные меры противодействия преступлениям, связанным с незаконной миграции иностранных граждан, несомненно, требуют объем-
ного комплекса чрезвычайно эффективных и, безусловно, своевременных мер, которые выступают в качестве основного барьерного элемента на пути распространения различных отрицательных социально ориентированных явлений в этой среде.
В системной структуре мер предупреждения незаконной миграции иностранных граждан ключевая роль, по нашему мнению, принадлежит специальному предупреждению. При этом общесоциальные меры предупреждения незаконной миграции являются регулятором внешних условий стабильного развития общества и государства.
Одной из таких мер является совершенствование правовых механизмов, регулирующих противо-
действие незаконной миграции, которое включает в себя мероприятия, направленные на подготовку и принятие необходимых нормативных актов, внесение изменений и дополнений в действующие нормативные правовые акты, регламентирующие противодействие незаконной миграции.
К основным направлениям совершенствования правовых механизмов противодействия незаконной миграции относятся:
- формирование эффективных правовых барьеров, затрагивающих организаторов незаконной миграции, занимающихся трафиком незаконных мигрантов;
- современные меры правового регулирования в сфере противодействия незаконной миграции иностранных граждан должны быть взаимосвязаны с федеральными и, несомненно, региональными программами по предупреждению негативного развития миграционных процессов;
- противодействие незаконной трудовой деятельности незаконных мигрантов.
Важнейшей общесоциальной мерой предупреждения незаконной миграции иностранных граждан является формирование механизмов межгосударственного сотрудничества и взаимодействия в области осуществления режимных мероприятий правоохранительного характера.
Стоит сказать, что одной из основных форм противодействия незаконной миграции иностранных граждан является осуществление федерального государственного контроля в сфере миграции.
С нашей точки зрения, целесообразно проработать вопрос о внесении изменений в Федеральный закон от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ (ред. 28.11.2015) «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации». Необходимо закрепить в статье 9 «Перечень сведений, фиксируемых при осуществлении миграционного учета» в качестве обязательных сведений - информационной составляющей о лицах, которые привлечены в зарубежном государстве к уголовной или административной ответственности. Новация, несомненно, позволит своевременно и грамотно отреагировать на попытку проникновения в страну данной категории лиц, позволит предпринять различные необходимые меры в случае их нахождения на территории России. Также стоит внести изменение в Соглаше-
ния стран участников СНГ о сотрудничестве государств-участников в борьбе с незаконной миграцией, закрепив в статье 6 необходимость создания централизованного учета банка данных, который будет содержать сведения об иностранных гражданах осуществляющих миграционную активность, либо осуществлять передачу данной информации миграционным подразделениям стран СНГ. Кроме того, в статье 5 Соглашения о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся закрепить, что при осуществлении въезда работников на территорию Страны трудоустройства иностранный гражданин или представляющие его компетентные органы должны предоставить сведения о привлечении в иностранном государстве к уголовной и (или) административной ответственности, данные изменения в соглашениях положительным образом скажутся на противодействии незаконной миграции.
По данным Судебного департамента при Верховном суде России, за год за фиктивную регистрацию приезжих на своей жилплощади были осуждены 1200 граждан (хозяева «резиновых» квартир и родственники). Пленум Верховного суда указал, что гражданин может быть освобожден от уголовной ответственности по статье 322.2 УК РФ, если он способствовал раскрытию этого преступления и в его действиях нет иного состава преступления (организация каналов перевозки нелегалов через границу, подделка документов и др.) При этом Пленум Верховного суда пояснил, что «Под способствованием раскрытию преступления следует понимать действия лица, совершенные как до возбуждения уголовного дела, так и после возбуждения уголовного дела в отношении конкретного лица либо по факту совершения преступления и направленные на оказание содействия в установлении органами предварительного расследования времени, места, способа и других обстоятельств совершения преступления, участия в нем самого лица, а также в изобличении соучастников преступления. Вопрос о наличии либо об отсутствии основания для освобождения лица от уголовной ответственности по каждому уголовному делу решается судом в зависимости от характера, содержания и объема совершенных лицом действий, а также их значения для установления обстоятельств преступле-
ния и изобличения лиц, его совершивших, с приведением в судебном решении мотивов принятого решения» [2].
Пленум Верховного суда дает возможность оперативному сотруднику наиболее грамотно осуществлять свою деятельность в рамках пресечения указанной противоправной деятельности. Интересным представляется то, что при различной помощи, оказанной оперативному сотруднику, лицо, осуществляющее ранее преступные действия, связанные с фиктивной регистрации приезжих на своей жилплощади, может быть освобождено от уголовной ответственности. При этом, оперативный сотрудник может получить достаточно значимую информацию, не только затрагивающую рассмотренный нами выше состав преступления, но и иные сведения, представляющие интерес для противодействия незаконной миграции.
Системный анализ правовых основ позволяют утверждать, что ст. 2 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» (далее также ФЗ об ОРД), допуская осуществление ОРД только для достижения целей и задач, предусмотренных законодательством, определяет и содержание задач ОРД в сфере противодействия незаконной миграции и организации незаконной миграции иностранных граждан, а именно:
- выявление, пресечение и раскрытие преступлений, связанных с незаконной миграцией, а также лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
- осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания;
- сбор и анализ информации об преступлениях, связанных с незаконной миграцией иностранных граждан.
В структурном отношении меры противодействия преступлениям, связанным с незаконной миграции иностранных граждан, можно рассмотреть с позиции системно-структурного деления ОРД на уровни.
На организационно-управленческом уровне используются меры организационного и психологического характера и ресурсного обеспечения работы оперативно-разыскных служб и подразделений, управления оперативно-разыскными силами и
средствами, обеспечения законности и конспирации в оперативно-разыскном процессе:
- изучение и оценка оперативной обстановки, связанной с незаконной миграцией иностранных граждан (информационно-аналитическая работа);
- оптимальное организационно-структурное и функциональное построение оперативно-разыскных подразделений, занимающимся противодействием преступлениям, связанным с незаконной миграцией иностранных граждан;
- планирование использования сил, средств и методов оперативно-разыскной деятельности на управленческом уровне;
- организация координации и взаимодействия оперативно-разыскных подразделений и иных служб органов внутренних дел;
- организация межведомственной координации и взаимодействия оперативно-разыскных подразделений субъектов ОРД и международного сотрудничества;
- организация информационного обеспечения деятельности оперативно-разыскных подразделений, занятых в сфере противодействия незаконной миграции иностранных граждан.
Организационно-тактический уровень ОРД включает в себя такие оперативно-разыскные действия как:
- неотложное реагирование на информацию о преступлениях, связанных с незаконной миграцией иностранных граждан и лицах, причастных к их совершению;
- выявление лиц и фактов, связанных с незаконной миграцией иностранных граждан, представляющих оперативный интерес для оперативных подразделений, занимающихся проблемой незаконной миграции;
- производство оперативной проверки информации, касающейся незаконной миграции;
- проведение профилактических мероприятий в целях выявления и устранения причин и условий, способствующих совершению преступлений и правонарушений, связанных с незаконной миграцией иностранных граждан;
- проверка конкретных лиц по оперативно-справочным и разыскным учетам;
- реализация различного профилактического воздействия на лиц, состоящих на учетах ОВД в
связи с имеющимися признаками их противоправного поведения.
Содержание оперативно-тактического уровня ОРД определяется оперативно-разыскной тактикой осуществления оперативно-разыскных мероприятий, исчерпывающий перечень которых содержится в законе «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации».
Тактические приемы оперативной работы формируются с учетом криминогенной ситуации и, несомненно, с учетом тенденций и факторов, влияющих на распространение незаконной миграции и организации незаконной миграции иностранных граждан.
В рамках противодействия преступлениям, связанным с незаконной миграцией иностранных граждан, следует продумать создание автоматизированной системы, определяющей «шкалу доверия» к мигранту в балльных значениях. Для установления социального ранга мигранта предлагается предусмотреть создание цифрового профиля мигранта, содержащего наиболее полную информацию, которая касается его социально-правового статуса, биометрические данные, в том числе сведения об отсутствии опасных инфекционных заболеваний, социально-криминологическую характеристику -криминальное правовое досье о ранее совершенных преступлениях, административных правонарушениях, склонности к деструктивному поведению. Это касается всех иностранцев, совершивших административные правонарушения или преступления, находящихся под административным надзором, склонных к совершению особо опасных посягательств или иных действий, создающих угрозу безопасности Российской Федерации, находящихся на ее территории с нарушением установленного порядка пребывания и уклоняющихся от процедуры
легализации, урегулирования своего социально-правового статуса.
Безусловно, предложенный цифровой мониторинг будет существенным образом способствовать противодействию незаконной миграции, так как у сотрудников ОВД будет в наличие достаточно полная информация о мигранте, а самое главное - возможность осуществлять необходимый контроль за потенциально опасной категорией лиц. Данная новация повлияет и на организацию незаконной миграции, существенно упростив работу сотрудникам оперативных служб.
Приведенные меры противодействия преступлениям, связанным с незаконной миграцией иностранцев, позволяют активизировать деятельность оперативных подразделений ОВД в сфере организационно-управленческих и организационно-тактическом уровне ОРД.
Предложенные оперативно-разыскные меры противодействия преступлениям, связанным с незаконной миграцией иностранных граждан, являются достаточно важными. Стоит сказать, что аспекты, прописанные в статье, требуют особого внимания ученого сообщества в связи с тем, что проблема незаконной миграции и разработки качественной системы противодействия ей фундаментальна и глобальна.
Литература
1. Никитин А.В. Оперативно-розыскное противодействие преступности: понятие, сущность. Вестник Восточно-сибирского института МВД России. 2010.
2. Поймают на жильца // Российская Газета -Федеральный выпуск от 09.07.2020 № 150 (8204) [Электронный ресурс] URL: https://rg.ru/2020/07/09/ verhovnyj-sud-prestupleniya-sfera-migracii.html.