Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ ТЕНДЕНЦИЯХ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В СФЕРЕ ФАЛЬШИВОМОНЕТНИЧЕСТВА И МЕРАХ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЕЕ РАЗВИТИЮ (ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНОЙ АСПЕКТ)'

О НЕКОТОРЫХ ТЕНДЕНЦИЯХ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В СФЕРЕ ФАЛЬШИВОМОНЕТНИЧЕСТВА И МЕРАХ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЕЕ РАЗВИТИЮ (ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНОЙ АСПЕКТ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
92
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАЛЬШИВОМОНЕТНИЧЕСТВО / ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ЭТНИЧЕСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ОРГАНИЗОВАННОЙ (В ТОМ ЧИСЛЕ ЭТНИЧЕСКОЙ) ПРЕСТУПНОСТИ / COUNTERFEITING / ORGANIZED CRIME / ETHNIC CRIME / CRIMINAL INTELLIGENCE ACTIVITY / CRIMINAL INTELLIGENCE ACTIONS / LEGAL AND REGULATORY FRAMEWORK IN THE SPHERE OF FIGHTING AGAINST ORGANIZED (INCLUDING ETHNIC) CRIME

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чичерин Ю. С., Лугинец Е. А.

В статье рассматриваются некоторые направления оперативно-разыскной деятельности органов внутренних дел по противодействию опасным проявлениям организованной, в том числе этнической, преступности в сфере фальшивомонетничества; освещаются проблемы нормативно-правового регулирования организационно-тактического взаимодействия оперативных и следственных подразделений Министерства внутренних дел Российской Федерации по раскрытию и расследованию фальшивомонетничества; предлагаются меры по совершенствованию ведомственного правового регулирования оперативно-разыскного законодательства в данной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT SOME TRENDS IN ORGANIZED CRIME IN THE FIELD OF COUNTERFEITING AND MEASURES AIMED AT COUNTERACTING ITS DEVELOPMENT (OPERATIONAL-SEARCH ASPECT)

The article presents some areas of criminal intelligence activities of internal affairs authorities on fighting against hazard caused by organized, including ethnic, crime in the sphere of counterfeiting; highlights the regulatory issues on organizational and tactical interaction between the criminal intelligence and investigative units of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation in terms of counterfeiting solution and investigation; suggests measures on improving departmental legal regulation of the criminal intelligence legislation in this sphere.

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ ТЕНДЕНЦИЯХ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В СФЕРЕ ФАЛЬШИВОМОНЕТНИЧЕСТВА И МЕРАХ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЕЕ РАЗВИТИЮ (ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНОЙ АСПЕКТ)»

УДК 343.102 DOI 10.25724/VAMVD.ONOP

ББК 67.410.212

Ю. С. Чичерин, Е. А. Лугинец

О НЕКОТОРЫХ ТЕНДЕНЦИЯХ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

В СФЕРЕ ФАЛЬШИВОМОНЕТНИЧЕСТВА И МЕРАХ,

НАПРАВЛЕННЫХ НА ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЕЕ РАЗВИТИЮ

(ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНОЙ АСПЕКТ)

В статье рассматриваются некоторые направления оперативно-разыскной деятельности органов внутренних дел по противодействию опасным проявлениям организованной, в том числе этнической, преступности в сфере фальшивомонетничества; освещаются проблемы нормативно-правового регулирования организационно-тактического взаимодействия оперативных и следственных подразделений Министерства внутренних дел Российской Федерации по раскрытию и расследованию фальшивомонетничества; предлагаются меры по совершенствованию ведомственного правового регулирования оперативно-разыскного законодательства в данной сфере.

Ключевые слова: фальшивомонетничество, организованная преступность, этническая преступность, оперативно-разыскная деятельность, оперативно-разыскные мероприятия, нормативно-правовое регулирование в сфере противодействия организованной (в том числе этнической) преступности.

Yu. S. Chicherin, E. A. Luginets

ABOUT SOME TRENDS IN ORGANIZED CRIME IN THE FIELD OF COUNTERFEITING

AND MEASURES AIMED AT COUNTERACTING ITS DEVELOPMENT

(OPERATIONAL-SEARCH ASPECT)

The article presents some areas of criminal intelligence activities of internal affairs authorities on fighting against hazard caused by organized, including ethnic, crime in the sphere of counterfeiting; highlights the regulatory issues on organizational and tactical interaction between the criminal intelligence and investigative units of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation in terms of counterfeiting solution and investigation; suggests measures on improving departmental legal regulation of the criminal intelligence legislation in this sphere.

Key words: counterfeiting, organized crime, ethnic crime, criminal intelligence activity, criminal intelligence actions, legal and regulatory framework in the sphere of fighting against organized (including ethnic) crime.

Слово «фальшивомонетничество» происходит от латинских «falsus» — ложный, неверный и «mone-ta» — критерий, стандарт [1]. Фальшивомонетничество дословно означает производство поддельных, подложных монет. С появлением и распространением бумажных денег под фальшивомонетничеством стали понимать изготовление и сбыт поддельных денег вообще, а также подделку некоторых ценных бумаг.

Фальшивомонетничеством в соответствии со ст. 186 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ) признается изготовление в целях сбыта, хранение, перевозка с целью сбыта или сбыт поддельных денежных знаков либо ценных бумаг в валюте Российской Федерации либо ино-

странной валюте. Ответственность за это тяжкое преступление предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до 15 лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей [2], чем подчеркивается исключительная важность для государства раскрытия данных преступлений, посягающих на экономическую безопасность России. Однако ранее уголовная ответственность за аналогичные деяния была более суровой. Уголовным кодексом РСФСР 1960 г. [3] предусматривалась ответственность в виде лишения свободы на срок до 15 лет с конфискацией имущества, а Уголовным кодексом РСФСР 1926 г. устанавливался расстрел с конфискацией имущества [4].

Опасность данного деяния главным образом обусловлена подрывом устойчивости государственной валюты — российского рубля. Именно поэтому в постановлении Верховного Суда Российской Федерации (далее — ВС РФ) «О судебной практике по делам об изготовлении или сбыте поддельных денег» указано, что «преступления данной категории приобретают повышенную общественную опасность в условиях становления рыночной экономики, подрывают устойчивость государственных денег и затрудняют регулирование денежного обращения» [5].

Несмотря на суровое наказание, рассматриваемый вид преступлений характеризуется негативной динамикой, в частности тенденцией к росту. По данным ФКУ «Главный информационно-аналитический центр МВД России» (далее — ФКУ ГИАЦ МВД России) за 2019 г., удельный вес таких преступлений в общем количестве преступлений экономической направленности составил 15,8 % (для сравнения: в 2018 г. — 14,7 %, а в 2017 г. — 15,5 %), при этом удельный вес раскрытых преступлений в сфере фальшивомонетничества составил лишь 1,6 %; в Южном федеральном округе (ЮФО) в 2019 г. — 15,8 % (в 2018 г. — 11 %, в 2017 г. - 12,7 %), а доля раскрытых преступлений — 2,5 %; на территории Волгоградской области данный показатель составил 45,2 % (в 2018 г. — 23,5 %, в 2017 г. — 18,2 %), доля раскрытых преступлений — 3 %.

За последние 5 лет произошло снижение показателей организованной преступности в сфере фальшивомонетничества, что подтверждается следующими данными статистики: в 2015 г. в составе организованных групп (преступных сообществ) (далее — ОГ (ПС)) совершено 732 тыс. преступлений, а их удельный вес в общем количестве расследованных преступлений рассматриваемой категории составил 14,6 %; в 2016 г. в составе ОГ (ПС) совершено менее 657 тыс. преступлений, их удельный вес в общем количестве расследованных преступлений рассматриваемой категории сократился до 12,3 %; в 2017 ОГ (ПС) совершено 754 тыс. преступлений, удельный вес в общем количестве расследованных преступлений составил 21 %; в 2018 г. совершено менее 471 тыс. преступлений, их удельный вес в общем количестве расследованных преступлений рассматриваемой категории сократился до 16 %; в 2019 г. удельный вес преступлений, совершенных в составе ОГ (ПС), в общем количестве расследованных преступлений в сфере фальшивомонетничества снизился до 11 % [6]. Анализ приведенных позиций свидетельствует далеко не о снижении

уровня организованной преступности, а о снижении качества раскрытия, расследования уголовных дел, совершаемых в сфере фальшивомонетничества, падении уровня профессионализма правоприменителей. Интервьюирование сотрудников оперативных и следственных подразделений органов внутренних дел (ОВД) показывает, что растет процент судебных приговоров, в которых имеет место переквалификация преступных действий обвиняемых с совершенных в составе ОГ (ПС) на совершенные группой лиц по предварительному сговору.

В результате анализа имеющихся данных становится очевидным, что преступления в сфере фальшивомонетничества совершаются организованными, в том числе этническими группами. Формирования (группы), занимающиеся фальшивомонетничеством, имеют налаженные каналы для сбыта фальсификатов в крупных размерах путем использования определенных категорий лиц (посредников и сбытчиков).

Организованные группы, занимающиеся фальшивомонетничеством, обладают высокой степенью общественной опасности. Скрытность внутренних процессов организации, многоступенчатая иерархическая структура подчиненности, наличие строго соблюдаемых «уставов», правил и мер предосторожности в сочетании с осуществлением приемов и методов противодействия оперативным и следственным подразделениям ОВД создают серьезные препятствия для планирования и проведения в отношении участников данных формирований специальных мероприятий, направленных на их изобличение, в том числе выявление и привлечение к уголовной ответственности лиц, руководящих преступной организацией, а также установление места нахождения и изъятие печатающего устройства («станка»).

Специфическим отличием современной организованной преступности является ее латентный характер, обусловленный слабой профессиональной подготовкой сотрудников оперативных подразделений ОВД, работающих по данному направлению оперативно-служебной деятельности, отсутствием взаимодействия со следственными органами в части выработки единой позиции о стратегии противодействия организованной преступности [7], а также методики и тактики текущего и перспективного планирования, подготовки и проведения следственных действий по документированию преступной деятельности участников и лидеров ОГ (ПС).

Учитывая высокую латентность данного вида преступлений, от оперативных подразделений органов внутренних дел требуются только последовательные наступательные действия, направленные на их выявление и раскрытие. Наряду с этим следует отметить, что сотрудники оперативных подразделений постоянно загружены вынесением значительного количества постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел по материалам доследственных проверок и заключений проверок по обращениям граждан, ведением самых разнообразных переписок и т.д. Подобное положение дел, несомненно, оказывает самое негативное воздействие на конечные результаты оперативно-служебной деятельности сотрудников оперативных подразделений при решении задач оперативно-разыскной деятельности по выявлению, пресечению и раскрытию преступлений, а также выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.

В настоящее время ОГ (ПС), совершающие преступления, в том числе в сфере фальшивомонетничества, используют в преступной деятельности достижения науки и техники, информационно-коммуникационные технологии, средства визуального и технического контроля. Наличие у современных организованных преступных групп прочных финансово-экономических основ усложняет процесс противодействия организованной преступности со стороны оперативных и следственных подразделений ОВД.

Указанные обстоятельства создают объективные предпосылки разрозненности действий оперативных подразделений на региональном и районном уровнях и их несоответствия складывающейся оперативной обстановке в сфере противодействия этническим ОГ (ПС) и в целом организованной преступности.

Следует иметь в виду, что подразделения ОВД решают оперативно-служебные задачи по противодействию организованной преступности, как правило, на территории своего субъекта России, руководствуясь принципом территориальности и оперативной заинтересованности относительно зоны своего оперативного обслуживания.

Не вызывает сомнений тот факт, что без выработки конкретных мер, направленных на совершенствование деятельности ОВД по противодействию организованной преступности, невозможно реализовать директивные установки государства по совершенствованию системы защиты конституционных прав, свобод и законных интересов граждан в Российской Федерации.

Основными нормативно-правовыми актами, регламентирующими взаимодействие сотрудников оперативных и следственных подразделений ОВД, при раскрытии и расследовании преступлений, совершенных в составе ОГ (ПС), являются Инструкция по организации совместной оперативно-служебной деятельности подразделений ОВД при раскрытии преступлений и расследовании уголовных дел [8] и Положение об организации межведомственного взаимодействия по противодействию преступлениям, совершаемым организованными группами и преступными сообществами [9].

Заслуживает внимания тот факт, что недостаточно организовано взаимодействие оперативных подразделений ОВД в процессе противодействия ОГ (ПС) на территории двух и более регионов России.

Анализируя нормативно-правовое регулирование организационных вопросов борьбы с организованной преступностью в нашей стране, приходим к выводу, что для совершенствования правовых основ противодействия этническим ОГ (ПС) требуется существенное изменение ведомственной нормативно-правовой базы, регламентирующей организационно-тактические аспекты деятельности и взаимодействия оперативных подразделений, в части подготовки и проведения оперативно-разыскных мероприятий по пресечению преступной деятельности членов ОГ (ПС).

Складывающаяся ситуация осложняется укреплением позиций трансграничной организованной преступности, беспрецедентным ростом нелегального проникновения на территорию России трудовых мигрантов из числа стран-участников Содружества Независимых Государств (далее — СНГ) [10].

Согласно статистическим данным Главного управления по вопросам миграции МВД России (далее — ГУВМ МВД РФ) количество поставленных на миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в 2015 г. составило 14 млн, в 2016 г. — 14,3 млн, в 2017 г. — 15,7 млн, в 2018 г. — 17,7 млн, в 2019 г. — 19,5 млн. Вместе с тем официальные данные Федеральной службы безопасности России значительно превышают эти показатели. Так, например, в 2018 г. в Россию въехало 32,6 млн иностранных граждан и лиц без гражданства [11].

Анализ миграционной статистики показывает, что подавляющее большинство иностранцев, прибывающих в Россию, — это граждане государств СНГ. При этом лидерство принадлежит Узбекистану, на втором месте Таджикистан, затем следуют Киргизия, Украина, а также Казахстан.

Основу современной организованной преступности составляют среднеазиатские и кавказские ОГ (ПС), обосновавшиеся во многих крупных регионах страны и активно втягивающие в свой состав новых участников, являющихся соотечественниками, выходцами из этнических диаспор, братств и землячеств.

Следует особо отметить, что современная организованная преступность имеет межрегиональный характер. Устойчивые преступные группы действуют не только в одном отдельно взятом городе или регионе, но и в масштабах нескольких субъектов РФ, а также всей страны.

Вот лишь некоторые примеры.

В 2014 г. на территории Нижегородской области были совершены массовые сбыты поддельных денежных билетов Банка России номиналом 5 000 (пять тысяч) рублей образца 1997 г. выпуска в фирменных сетевых магазинах розничной торговли обувью, одеждой, аксессуарами, парфюмерией и цифровой техникой, среди которых: Colinas, Ostin, Gloria Jeans, Zolla, H&M, Ooji, Zarina, Yves Rocher, «Л'Этуаль», «Детский Мир», «Спорт Мастер», «М.Видео», «Связной» и др. Все объекты предпринимательской деятельности, в инкассируемой выручке которых выявлялись фальсификаты, были расположены в крупных торгово-развлекательных центрах г. Нижнего Новгорода и Нижегородской области. В результате преступной деятельности группы злоумышленников в течение нескольких суток был осуществлен массовый сбыт фальшивых пятитысячных купюр на общую сумму свыше 300 тысяч рублей.

После реализации имеющихся оперативных материалов сотрудниками Главного управления МВД России по Нижегородской области при взаимодействии с Главным управлением экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России (далее — ГУЭБиПК МВД России) установлены и задержаны участники устойчивой этнической организованной группы: «Н», 1984 г. р. (организатор); «А», 1992 г. р.; «Э», 1986 г. р.; «М», 1993 г. р.; «У», 1996 г. р., и «Т», 1996 г. р. Указанные лица являлись гражданами Узбекистана и Киргизии, имели временную регистрацию и проживали на территории г. Москвы и г. Санкт-Петербурга.

При проведении личных обысков, обысков по местам временного проживания задержанных, а также используемого автотранспорта обнаружено и изъято имущество, приобретенное ими путем сбыта фальшивых денежных купюр в вышеуказанных торговых точках, а также изъяты поддельные денежные билеты Банка России номиналом

5 000 (пять тысяч) рублей, хранившиеся при них с целью последующего сбыта.

Результаты проведенных оперативно-разыскных мероприятий в установленном законом порядке предоставлены в СЧ СУ УМВД России по г. Нижнему Новгороду, по данным фактам возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 186 УК РФ (в последующем несколько уголовных дел по фактам сбыта фальшивок соединены в одно производство и переквалифицированы на ч. 3 ст. 186 УК РФ).

В ходе расследования основного уголовного дела была установлена причастность членов данной организованной группы к совершению серий аналогичных преступлений на территории Калужской, Тверской, Воронежской и Московской областей.

В декабре 2012 г. ГУЭБиПК МВД России совместно с Управлением внутренних дел по Юго-Восточному административному округу Главного управления МВД России по г. Москве в результате реализации оперативных материалов пресечена деятельность межрегионального этнического сообщества, занимавшегося изготовлением на территории Москвы и Московской области поддельных денежных знаков (билетов Банка России, долларов США, денежных знаков Республики Армения) и сбытом их на территориях различных субъектов Российской Федерации.

В ходе проведения проверочной закупки за совершение сбыта 100 поддельных билетов Банка России номиналом 5 000 рублей были задержаны с поличным участники преступного сообщества — гражданин Республики Армения и житель Республики Дагестан.

В результате проведения оперативно-разыскных мероприятий и следственных действий организатор преступного сообщества и четверо активных участников арестованы, двое — скрылись и объявлены в розыск. В рамках оперативного сопровождения уголовного дела, на территории Ивановской области в марте 2013 года задержан еще один активный участник преступного сообщества. Позднее установлено местонахождение изготовителя поддельных денежных знаков, скрывающегося в г. Чехове Московской области (задержан в мае 2013 г.).

Установлено, что в различных субъектах Российской Федерации по фактам сбыта подделок, изготовленных участниками указанного преступного сообщества, возбуждено свыше 100 уголовных дел, которые соединены в одно производство. Органами предварительного следствия были собраны доказательства причастности членов преступного

сообщества к совершению преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 186, чч. 1 и 2 ст. 210 УК РФ.

Как показывает практическая деятельность, ОГ (ПС), в том числе сформированные по этническому или смешанному типу, занимающиеся фальшивомонетничеством, состоят из 4—10 человек и отличаются устойчивой стабильностью своего состава. Члены группы могут быть связаны между собой как родственными, земляческими, так и приятельскими связями, в том числе возникшими в период отбывания прошлых судимостей. В подобных формированиях довольно четко прослеживается распределение обязанностей между их членами с учетом специальных знаний, способностей, возможностей и других моральных и деловых качеств, необходимых при осуществлении подделки и сбыта денежных знаков и ценных бумаг. Наиболее организованными и сплоченными этническими ОГ (ПС), занимающимися фальшивомонетничеством, являются чеченские, дагестанские, узбекские, азербайджанские и армянские.

В большинстве случаев организатор (как правило, это лицо мужского пола) является лидером преступного формирования либо инициатором его создания. В соответствии с ч. 3 ст. 33 УК РФ организатором признается лицо, организовавшее совершение преступления или руководившее его исполнением, а равно лицо, создавшее организованную группу или преступное сообщество (преступную организацию) либо руководившее ими. В крупных преступных формированиях, в которых фальшивомонетничество является лишь одним из направлений деятельности, организаторами могут являться лица, зачастую ранее судимые за другие преступления, так называемые «преступные авторитеты».

Изготовители фальшивок обладают комплексом специальных знаний относительно технологии изготовления подлинных денежных знаков, ценных бумаг и способов их защиты, профессионально занимаются подделкой российских денежных знаков и иностранной валюты, используя дорогое полиграфическое оборудование.

По нашему мнению, высокое качество подделки, способ ее изготовления и большой «тираж» могут свидетельствовать о профессионализме изготовителя и устойчивом функционировании ОГ (ПС).

В крупных ОГ (ПС) организаторов условно можно подразделить на «организаторов изготовления (либо приобретения)» и «организаторов сбыта» фальсификатов. Данные лица очень редко привлекаются к уголовной ответственности, так как подделкой денег сами не занимаются, а непо-

средственным сбытом подделок занимаются так называемые сбытчики, которым в большинстве случаев о личности организатора ничего не известно. В редких случаях они могут знать организатора в лицо.

Эти обстоятельства существенно влияют на своевременное выявление, раскрытие и расследование фальшивомонетничества, сопровождаются значительными трудностями и требуют эффективного применения следственных и оперативно-разыскных действий, профессионального использования имеющихся сил, средств, методов, приемов и методик.

Остановимся на основных проблемах и направлениях совершенствования оперативно-служебной деятельности сотрудников оперативных подразделений ОВД по борьбе с фальшивомонетничеством, совершаемым организованными, в том числе этническими преступными группами.

1. Руководители территориальных ОВД не уделяют должного внимания организации работы по борьбе с фальшивомонетничеством. К уголовной ответственности, как правило, привлекаются не организаторы, а сбытчики поддельных денежных знаков. Значительное количество фактов сбыта поддельных денежных знаков на объектах розничной торговой сети выявляется благодаря своевременным сигналам, поступившим от сотрудников предприятий торговли, о фактах сбыта или попытки сбыта фальшивых денег и последующему оперативному реагированию сотрудников дежурных частей и наружных нарядов полиции.

2. Изменился контингент лиц, занимающихся фальшивомонетничеством. К изготовлению и сбыту подключились этнические преступные формирования. В преступных группах установлена четкая иерархия и строгое распределение обязанностей. Рядовые сбытчики знают лишь своих «бригадиров» и не располагают сведениями о местах изготовления, хранения и способах перевозки фальшивок.

По нашему мнению, необходимо повышать квалификацию оперативных сотрудников, пересматривать оценку эффективности их деятельности.

3. Утратила актуальность информационная система СТРАС «Фальшивка» [12], в настоящее время учет поддельных денег ведется только по номиналам и реквизитам.

По нашему мнению, необходимо сформировать единое информационное пространство между ГУЭБиПК МВД России, ЭКЦ МВД России, территориальными ОВД (в части создания и ведения единой базы данных о преступлениях, связанных

с изготовлением в целях сбыта и сбытом поддельных денежных билетов). Представляется, что внедрение данной базы позволит активизировать работу по раскрытию фальшивомонетничества «по горячим следам», а также повысить оперативность выявления фактов сбыта аналогичных фальсификатов на территории Российской Федерации.

4. При документировании деятельности межрегиональной ОГ (ПС) фальшивомонетчиков руководитель территориального ОВД не заинтересован в выявлении всех фактов преступной деятельности за пределами территории оперативного обслуживания, поскольку существует вероятность соединения уголовных дел в одно производство и передачи их по подследственности.

Необходимо пересмотреть критерии оценки работы территориальных ОВД, сделав упор на результаты совместных мероприятий, направленных на пресечение и документирование деятельности межрегиональных ОГ (ПС) фальшивомонетчиков; при этом должна даваться оценка всем подразделениям, принимавшим участие в раскрытии преступлений.

5. Для систематизации организационных основ противодействия этнической организованной преступности необходимо создать единый информационный банк данных въехавших на территорию РФ и выезжающих с территории РФ граждан — выходцев из стран СНГ, в котором должны быть определены цели приезда, место предполагаемой регистрации, место фактического проживания и трудоустройства, сведения о судимости по месту регистрации на родине с обязательным получением образцов папиллярных узоров и результатов анализа буккального эпителия.

6. Проблемным вопросом противодействия ОГ (ПС) все еще остается недостаточное материально-

1. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка / РАН. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. М.: Азбуковник, 1997. С. 848.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 18.02.2020). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Уголовный кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 27.10.1960), (в ред. Закона РСФСР от 25.07.62; Закона РФ от 18.02.93 № 4510-1; Федерального закона от 01.07.94 № 10-ФЗ). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

техническое обеспечение оперативных подразделений, что существенно снижает потенциал их возможностей.

В целях значительного повышения уровня обеспечения оперативных подразделений, видится необходимым их целевое техническое переоснащение современными средствами радиосвязи, аудиокон-троля, видеодокументирования и наблюдения. Вместе с тем в рамках предстоящего этапа реформы МВД необходимо пересмотреть распределение единиц служебного автотранспорта и топливного лимита.

7. Для оптимизации взаимодействия сотрудников оперативных и следственных подразделений ОВД по борьбе с организованной преступностью необходимо проработать вопрос образования в структуре органов предварительного следствия профильных следственных подразделений, специализирующихся на расследовании организованной преступной деятельности, в том числе во всех регионах России. Вместе с тем необходимо создание межрегиональных следственных подразделений по расследованию организованной преступной деятельности при СУ (ГСУ) территориальных органов МВД России на региональном уровне.

В заключение отметим, что раскрытие и расследование преступлений, связанных с изготовлением, хранением, перевозкой в целях сбыта и сбытом поддельных денег, совершаемых организованными преступными формированиями, является одной из основных задач оперативных и следственных подразделений ОВД. Выработка соответствующих управленческих решений руководством МВД России по обозначенным направлениям будет способствовать повышению эффективности оперативно-разыскной деятельности по противодействию организованной, в том числе этнической преступности.

1. Ozhegov S. I., Shvedova N. Yu. Explanatory Dictionary of the Russian Language / RAS. Russian Language Institute of V. V. Vinogradov. Moscow: Azbukovnik; 1997: 848.

2. Federal law of Russian Federation No. 63-FZ of 13.06.1996 (ed. on 18 February 2020). "The Criminal Code of the Russian Federation". Available from: reference and legal system "ConsultantPlus".

3. The RSFSR Criminal Code (approved by RSFSR Supreme Court 27 October 1960), (as amended by the RSFSR Law of 25 July 62; the RF Law No. 4510-1 of 18 February 93; Federal Law No. 10-FZ of 1 July 94). Available from: reference and legal system "Consul-tantPlus".

4. Уголовный Кодекс РСФСР: ред. 1926 г., принят 2-й сессией ВЦИК XII созыва, введен в действие с 1 января 1927 г. постановлением ВЦИК от 22 ноября 1926 г. (СУ № 80, ст. 600). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

5. О судебной практике по делам об изготовлении или сбыте поддельных денег или ценных бумаг: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 апреля 1994 г. № 2 (ред. от 06.02.2007). Доступ из справ.-правовой системы «Консуль-тантПлюс».

6. Состояние преступности в России (форма 495 (5-БЭП)) за январь — декабрь 2019, 2018, 2017, 2016, 2015; Состояние преступности в Южном федеральном округе (форма 495 (5-БЭП)) за январь — декабрь 2019, 2018, 2017, 2016, 2015; Состояние преступности в Волгоградской области (форма 495 (5-БЭП)) за январь — декабрь 2019, 2018, 2017, 2016, 2015: ФКУ «Главный информационно-аналитический центр МВД России». Доступ из системы информ.-аналит. обеспечения деятельности МВД РФ (ИСОД МВД).

7. Шумилов А. Ю. Разработка и утверждение в России в первой четверти XXI века оперативно-розыскной стратегии: еще не поздно? // Оперативник (сыщик). 2016. № 3 (48). С. 52.

8. Об утверждении Инструкции по организации совместной оперативно-служебной деятельности подразделений органов внутренних дел Российской Федерации при раскрытии преступлений и расследовании уголовных дел: приказ МВД России от 29 апреля 2015 г. № 495дсп.

9. Об утверждении Положения об организации межведомственного взаимодействия по противодействию преступлениям, совершаемым организованными группами и преступными сообществами (преступными организациями): приказ Генеральной прокуратуры РФ, ФСБ России, СКР России, ФСКН России, ФТС России, ФСИН России от 14.05.2013 № 192/420/279/15/229/1071/293. Доступ из СТРАС «Юрист-Регион».

10. Никитенко И. В. Миграционная безопасность России (криминологический аспект): монография / под ред.: Ю. М. Антонян, И. И. Шумиловой. М.: 2013. С. 350.

11. Статистические данные по миграции. URL: https://xn--b1 aew.xn--p1 ai/Deljatelnost/-statistics/-migracionnaya (дата обращения: 16.03.2020); URL: https://fedstat.ru/indicator/38479 (дата обращения: 16.03.2020).

12. Вопросы учета и анализа преступлений, связанных с изготовлением в целях сбыта и сбы-

4. The RSFSR Criminal Code. Revised in 1926, adopted by the 2nd VTsIK (All-Russian Central Executive Committee) session of calling XII, Made effective from 1 January 1927 by VTsIK decree as of 22 November 1926 (Code of justice and decrees of workers'-peasants' government No. 80, article 600). Available from: reference and legal system "ConsultantPlus".

5. Decree of RF Supreme Court Plenum No. 2 of 28 April 1994 (edited on 6 February 2007). "Regarding litigation practice in cases on forgery and circulation of false money or securities". Available from: reference and legal system "ConsultantPlus".

6. Criminal situation in Russia (form 495 (5-BEP)) for January — December 2019, 2018, 2017, 2016, 2015; Criminal situation in Southern Federal District (form 495 (5-BEP)) for January — December 2019, 2018, 2017, 2016, 2015; Criminal situation in Volgograd oblast (form 495 (5-BEP)) for January — December 2019, 2018, 2017, 2016, 2015: Federal Government Institution "Main Information and Analysis Centre of the Ministry of Internal Affairs of Russia". Available from: The System of information analytical ensuring the activities of the Ministry of Internal Affairs of Russian Federation (ISOD Ministry of Internal Affairs).

7. Shumilov A. Yu. Development and approval of a criminal intelligence strategy in Russia in the first quarter of XXI century: not late yet? Investigator. 2016; 48 (3): 52.

8. Order No. 495dsp issued by the Ministry of Internal Affairs of Russia. "Regarding approval of Instructions on organization of joint intelligence official activities conducted by the subdivisions of the Russian Federation Internal Affairs Authorities when solving crimes and investigating criminal cases".

9. Order of the RF General Procurator's Office, the Federal Security Service of Russia, Investigative Committee of Russia, Federal Drug Control Service of Russia, Federal Customs Service of Russia, Federal Penitentiary Service of Russia No. 192/420/279/ 15/229/1071/293 of 14 May 2013. "Regarding of the approval of a Regulation on establishment of interdepartmental interaction in terms of fighting against crimes committed by organized groups and criminal communities (criminal associations)". Available from: STRAS "Lawyer-Region".

10. Nikitenko I. V. Migration security of Russia (criminologic aspect). Monograph. Ed. by: Yu. M. An-tonyan, I. I. Shumilova. Moscow; 2013: 350.

11. Statistical data on migration. Available from: https://xn--b1 aew.xn--p1 ai/Deljatelnost/statistics/ migracionnaya. Accessed: 16 March 2020; Available from: https://fedstat.ru/indicator/38479. Accessed: 16 March 2020.

том поддельных денег: приказ МВД России от 14 апреля 2004 г. № 243. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

© Чичерин Ю. С., Лугинец Е. А., 2020

12. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia No. 243 of 14 April 2004. "Issues on reporting and analysis of currency fabrication and distribution crimes". Available from: legal information portal "Garant".

© Chicherin Yu. S., Luginets E. A., 2020

Чичерин Юрий Семенович,

Профессор кафедры оперативно-разыскной деятельности и специальной техники Волгоградской академии МВД России, кандидат юридических наук, доцент; e-mail: [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Лугинец Евгений Александрович,

преподаватель кафедры оперативно-разыскной деятельности и специальной техники Волгоградской академии МВД России, e-mail: [email protected]

Chicherin Yuri Semenovich,

professor at the department of operative and detective activity and special technical equipment of the Volgograd Academy of the Interior Ministry of Russia candidate of juridical sciences, docent; e-mail: [email protected]

Luginets Eugeny Alexandrovich,

lecturer at the department of operative and detective activity and special technical equipment of the Volgograd Academy of the Interior Ministry of Russia; e-mail: [email protected]

* * *

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.