щ >
<N
а а
и и
УДК 343 13 О. Р. ШРАМ, старший преподаватель
' кафедры уголовного процесса Московского
университета МВД России, кандидат юридических наук (г. Москва)
O. R. SHRAM, senior teacher of the Chair of Criminal Procedure of Moscow University the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Law (Moscow)
ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНЫЕ И ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ, ПРОВОДИМЫЕ В ХОДЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ СООБЩЕНИЙ ОБ
ИЗГОТОВЛЕНИИ И СБЫТЕ ПОДДЕЛЬНЫХ ДЕНЕЖНЫХ ЗНАКОВ
AN INVESTIGATIVE AND REMEDIAL ACTIONS CARRIED OUT DURING THE PRELIMINARY VERIFICATION OF REPORTS ON THE MANUFACTURE AND SALE OF COUNTERFEIT MONEYA
Аннотация: В статье рассмотрены отдельные проблемы реализации оперативно-разыскных мероприятий и производство уголовно-процессуальных действий по делам об изготовлении и сбыте поддельных денежных знаков. На основе анализа следственно-судебной практики предложен порядок деятельности следственно-оперативной группы по проверке сообщений о совершении соответствующих преступлений. Результаты процессуальной и оперативно-разыскной деятельности, проведенной до возбуждения уголовного дела, не только создают основу для будущего доказывания, но и зачастую после легализации ложатся в основу обвинения по делам об организованной преступной деятельности лиц, изготавливающих или сбывающих поддельные денежные знаки.
Ключевые слова и словосочетания: фальшивомонетничество, изготовление и сбыт поддельных денежных знаков, оперативно-разыскные мероприятия, процессуальные действия.
c^ Annotation. The article deals with some problems of implementation of the operation-
al-search activities and the production of criminal proceedings in cases of manufacturing and ^ marketing of counterfeit currency. On the basis of analysis of the investigative and judicial I practices proposed procedure of the investigation group to verify reports of the commission of H the crimes. The results of the procedural and operational-investigative activities carried out | prior to the institution of criminal proceedings, not only provide the basis for future proof, but also, often, after legalization, they form the basis for prosecution in cases of organized criminal activities of individuals are made to come true or fake banknotes. s Key words and phrases: counterfeiting, production and sale of counterfeit money, and
«
a
о «
Sy search operations, legal proceedings.
a -с
^ В последние годы изготовление,
| хранение, перевозка или сбыт поддельна ных денег приобрели весьма широкое ^ распространение. Причинами роста таких преступлений являются как крими-^ ногенные факторы, общие для всей эко-| номической преступности в Российской | Федерации, так и специфические особенности, характерные только для пре-
ступной деятельности по изготовлению, хранению, перевозке и сбыту поддельных денег. Главной причиной является растущая инфляция и связанное с ней падение курса многих национальных денежных единиц, увеличение в обороте денежной массы валют ведущих стран, общая экономическая неустойчивость государства.
На сегодняшний день масштабы изготовления, хранения, перевозки или сбыта поддельных денег продолжают оставаться значительными и представляют реальную угрозу для нормального функционирования государственной денежной системы.
По данным МВД Российской Федерации, за 2013 год в России зарегистрировано 16824 преступления, связанные с изготовлением, перевозкой, хранением или сбытом поддельных денег [1].
На практике возбуждение уголовного дела по фактам изготовления, хранения, перевозки и сбыта поддельных денежных знаков обусловлено особенностью состава данного вида преступления. В настоящее время состав преступления, предусмотренного ст. 186 УК РФ, достаточно сложен, так как включает сразу несколько преступных деяний. В данной статье мы будем говорить лишь о проведении предварительной проверки сообщений об изготовлении и сбыте поддельных денежных знаков, не затрагивая фактов хранения и перевозки поддельных денежных знаков.
Главным фактором, обеспечивающим успешное расследование уголовных дел, связанных с изготовлением или сбытом поддельных денежных знаков, является их своевременное и обоснованное возбуждение.
Уголовное дело о фальшивомонетничестве может быть возбуждено только при наличии указанных в законе поводов и оснований и отсутствии обстоятельств, исключающих производство по делу. Поводами являются сообщения граждан и должностных лиц об обнаружении денежных знаков, иностранной валюты, находящейся в обороте на территории России и имеющих сомнения в подлинности, а содержащиеся в таких сообщениях достаточные данные, указывающие на признаки фальшивомонетничества, являются ос-
нованием к возбуждению уголовного дела.
В ч. 1 ст. 140 УПК РФ прописаны поводы для возбуждения уголовного дела:
1) заявление о преступлении;
2) явка с повинной;
3) сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников;
4) постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.
Применительно к фактам изготовления или сбыта поддельных денежных знаков, на наш взгляд, под вышеуказанными поводами можно понимать:
1) заявление о преступлении (заявления граждан, получивших сомнительные денежные знаки в результате совершения каких-либо сделок; заявления предприятий торговли о фактах выявления денежных знаков, вызывающих сомнения в их подлинности; заяв- ^ ления кредитных организаций о фактах > обнаружения поддельных денежных знаков среди денежной массы, посту- а пившей из торговых организаций или от ^ частных лиц); с^
2) явка с повинной (явки граждан ¡^ с повинной о совершении преступле- ^ ния - изготовлении или сбыте поддель- | ных денежных знаков); ^
3) сообщение о совершенном или | готовящемся преступлении, полученное «
из иных источников. о
^
Сообщение о совершенном или §
и
готовящемся преступлении, согласно ст. ^ 143 УПК РФ, может быть оформлено рапортом об обнаружении признаков Ц преступления. 0
Рапорт об обнаружении призна- §
ков преступления составляется должно- а
а
стным лицом органа, осуществляющего
ОРД [2]. ^
Под этим поводом можно подра- | зумевать непосредственное обнаруже- § ние сотрудниками правоохранительных сд
органов денежных знаков, вызывающих сомнение в их подлинности с последующим составлением вышеуказанного рапорта и материалы оперативно-розыскной деятельности, на основании которых также должен быть составлен рапорт.
4) постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании (не применяется).
С момента выявления преступления до привлечения к ответственности и наказания виновного лица правоохранительные органы осуществляют огромный объем работы, положительный результат которой чаще всего определяется на первоначальном этапе расследования. Это, в свою очередь, во многом зависит от эффективности проверки, предшествующей вынесению постановления о возбуждении уголовного дела либо об отказе в таковом. ^ Предварительная проверка - осно-
^ ванная на законе и подзаконных актах 3 деятельность уполномоченных уголовно-
а процессуальным законодательством кома
у петентных государственных органов и
сц должностных лиц, направленная на уста-
¡^ новление достоверности содержащейся в
^ заявлении (сообщении) информации, и
Ц сбор дополнительных сведений, характе-
^ ризующих это событие, которые необхо-
Ц димы для принятия законного и обосно-
^ ванного процессуального решения по по-
^ ступившему заявлению или сообщению о
| преступлении [3, с. 11].
3 Согласно ч. 1 ст. 144 УПК РФ ¥
„а дознаватель, орган дознания, следователь,
^ руководитель следственного органа обя-
| заны принять, проверить сообщение о
| любом совершенном или готовящемся
^ преступлении и в пределах компетенции принять по нему решение в срок не позд-
^ нее трех суток со дня поступления ука-
а занного сообщения. При проверке сооб-
|| щения о преступлении дознаватель, орган
сд дознания, следователь, руководитель
следственного органа вправе получать объяснения и образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном УПК РФ, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-разыскных мероприятий.
На наш взгляд, существует несколько алгоритмов проведения организационных и процессуальных действий в стадии возбуждения уголовного дела по фактам изготовления или сбыта поддельных денежных знаков. Рассмотрим их более подробно.
Если поддельные денежные знаки (или денежные знаки, вызывающие сомнение в подлинности) обнаружены в объектах кредитно-финансовой системы, учреждениях или организации, деятельность которых непосредственно связана с оборотом денежной наличности, в собственных наличных денежных средствах граждан, при условии, что информация об изготовителе и сбытчике отсутствует, то согласно указанию Центрального банка Российской Федерации уполномоченные на то банковские работники осуществляют исследование вышеуказанных купюр на предмет их соответствия подлинным, затем на место происшествия незамедлительно вызывается следственно-оперативная группа.
Основными оперативно-разыскными и процессуальными действиями, производство которых необходимо произвести следственно-оперативной группе по прибытии на место происшествия
и до возбуждения уголовного дела, являются:
осмотр места происшествия с применением видео-, фотосъемки;
осмотр и изъятие (в ходе осмотра места происшествия) поддельной купюры. При этом принимаются меры к выявлению на денежном знаке следов пальцев рук возможного сбытчика и их изъятию с целью проведения дактилоскопической судебной экспертизы.
подробно опрашиваются лица, деятельность которых непосредственно связана с оборотом денежной наличности о факте обнаружения поддельных денежных купюр;
назначение и производство судебной экспертизы поддельной денежной купюры.
Однако анализ судебной практики показывает, что до возбуждения уголовного дела чаще всего не принимаются меры к выявлению следов пальцев рук на купюрах, что делает практически невозможным дальнейшее проведение дактилоскопической экспертизы после возбуждения уголовного дела и приводит к невосполнимой утрате доказательственной базы.
Так, в конце 2012 г. в г. Казани при сбыте поддельной денежной купюры достоинством 500 рублей сотрудниками ОВД был задержан гр. Р. В ходе проведения осмотра и изъятия (в ходе осмотра места происшествия) поддельной денежной купюры сотрудниками ОВД не были приняты меры к выявлению следов пальцев рук на купюре, что привело к невозможности после возбуждения уголовного дела проведения дактилоскопической экспертизы. Но это не повлияло на раскрытие и расследование преступления. В ходе следствия доказано 11 фактов изготовления и сбыта поддельных денежных знаков. Были выявлены соучастники преступления. Двум членам преступной группы судом даны реальные сроки отбывания наказания в исправительных учреждениях от 8 до 9 лет лишения свободы, а одному
участнику - 6 лет лишения свободы с отсрочкой на 4 года [4].
Одновременно с производством указанных следственных действий осуществляются оперативно-разыскные мероприятия, направленные на установление очевидцев произошедшего, сбор информации ориентирующего характера, в том числе о внешности вероятного сбытчика; проверка лиц, ранее привлекавшихся к ответственности за совершение аналогичных преступлений, лиц, имеющих доступ к оборудованию и материалам, использованным при изготовлении выявленных фальсификатов и обладающих соответствующими специальными знаниями и навыками. Проверяются близлежащие торговые и иные учреждения с целью выявления других фактов сбыта подделок. Обнаруженные поддельные денежные знаки направляются на проверку по картотекам поддельных денег с целью установления общего источника происхождения с ранее выявленными фальсификатами. Впоследствии к первоначально собран- ^ ным материалам прилагается исследо-
нования для возбуждения уголовного
вание специалиста банка. На наш 2
взгляд, в данной ситуации имеются ос- а
а и и
дела по факту обнаружения поддель- Сц
ных денежных знаков и проведения ^
следственных действий, но, согласно ^
ведомственным документам МВД Рос- |
сии, вне зависимости от наличия справ- Ц
ки специалиста банковского учрежде- Ц
ния оперативные сотрудники органов «
внутренних дел обязаны направить изъ- 0
ятую купюру в экспертно- §
криминалистический отдел при ОВД с | целью проведения ее исследования.
Только после установления несоответ- Ц
ствия купюры подлинным денежным |
знакам следователь возбуждает уголов- |
ное дело. ^
Если поддельные денежные знаки Д
выявлены при попытке сбыта либо непо- ^
средственно после него, при этом лицо, |
пытавшееся их сбыть (или сбывшее), §
скрылось с места происшествия, но име- ед
ется некоторая информация о личности сбытчика, то действия следователя и членов следственно-оперативной группы несколько отличаются от действий в условиях предыдущей ситуации, поскольку имеется возможность незамедлительно приступить к проверке имеющейся информации о причастности конкретных лиц к совершенному преступлению. Основным направлением расследования в сложившейся ситуации является установление конкретных обстоятельств совершенного преступления и причастности к нему заподозренного лица. В рассматриваемой ситуации приоритетное значение имеет выявление следов пребывания заподозренного лица на месте происшествия, обнаружение соответствующих вещественных доказательств, а также установление связей между участниками преступного события. В рассматриваемой ситуации в стадии возбуждения уголовного дела членами следственно-оперативной группы предпринимаются следующие оперативно-разыскные, процессуальные и организационные дейст-^ вия (помимо уже названных неотложных > следственных и оперативно-разыскных): ^ производится осмотр места про-
« исшествия с применением видео-, фотону съемки (процессуальное действие);
подробно опрашиваются потерей певшие и очевидцы события (оператив-^ но-разыскное действие); § составляется композиционный
§' портрет либо фоторобот лица, сбывшего Ц (пытавшегося сбыть) поддельные денежные знаки (организационное дейст-<а вие);
§ производится осмотр и изъятие
^ (в ходе осмотра места происшествия) Ль поддельной купюры, при этом прини-^ маются меры к выявлению на денежном о знаке следов пальцев рук возможного § сбытчика и их изъятию с целью прове-^ дения дактилоскопической судебной
экспертизы (процессуальное действие); ^ производится осмотр отдельных
Ц предметов, на которых предположи-
тельно могли остаться следы сбытчика (процессуальное действие);
на месте сбыта и в непосредственной близости от него осуществляется проверка граждан по приметам, описанным очевидцами происшествия (оперативно-разыскное действие); по приметам ориентируется весь личный состав ОВД (организационное действие);
из фотоснимков и фотороботов граждан, ранее задерживавшихся на территории района (региона) за совершение аналогичных преступлений, составляются таблицы (организационное действие), которые впоследствии могут предъявляться очевидцам происшествия для опознания.
В случае выявления поддельного денежного знака при попытке сбыта лицом, отрицающим свою вину в фальшивомонетничестве, при отсутствии фактических данных, указывающих на его причастность к этому преступлению, следственно-оперативной группой в стадии возбуждения уголовного дела проводятся следующие процессуальные и оперативно-разыскные действия:
осмотр места происшествия с применением видео-, фотосъемки;
осмотр и изъятие (в ходе осмотра места происшествия) поддельной купюры, при этом принимаются меры к выявлению на денежном знаке следов пальцев рук возможного сбытчика и их изъятию с целью проведения дактилоскопической судебной экспертизы;
фактическое задержание лица, подозреваемого в сбыте поддельных денежных знаков (с последующим проведением его личного обыска и допроса уже после возбуждения уголовного дела);
оперативным путем всесторонне изучается личность задержанного;
при составлении протокола задержания после возбуждения уголовного дела уточняются его профессия, прежняя специальность, род занятий в настоящем, место работы;
оперативным путем устанавливается степень владения данным лицом, его родственниками или знакомыми навыками гравера, цинкографа, полиграфиста, фотографа и т. п.;
оперативным путем выясняется возможность доступа данного лица к сырью, оборудованию, инструментам, пригодным для изготовления обнаруженных фальшивых денежных знаков;
по завершении легальных действий с лицом, задержанным при сбыте фальшивого денежного знака, за ним может устанавливаться оперативное наблюдение.
В случае если сбытчик поддельных денег задерживается непосредственно при совершении преступления либо сразу после реализации поддельной купюры, то осмотр места происшествия следственно-оперативной группой про-
водится только тогда, когда лицо, подозреваемое в совершении преступления, пыталось избавиться (или избавилось) от фальшивых денежных знаков до или в процессе задержания, почувствовав, что за ним ведется наблюдение. Все остальные процессуальные и оперативно-разыскные действия аналогичны действиям, проводимым в предыдущей ситуации.
Результаты процессуальной и оперативно-разыскной деятельности, проведенной до возбуждения уголовного дела, не только создают основу для будущего доказывания [5, с. 145], зачастую после легализации они ложатся в основу обвинения по делам об организованной преступной деятельности лиц, изготавливающих или сбывающих поддельные денежные знаки.
* * * ЛИТЕРАТУРА
1. Официальный сайт МВД России // http://mvd.ru.
2. Приказ МВД России № 776; Минобороны России № 703; ФСБ России № 509; ФСО ^ России № 507; ФТС России № 1820; СВР России № 42; ФСИН России № 535; ФСКН России ^ № 398; СК России № 68 от 27 сентября 2013 г. «Об утверждении Инструкции о порядке пред- ^ ставления результатов оперативно-разыскной деятельности органу дознания, следователю или <ч в суд» (Зарегистрировано в Минюсте России 05.12.2013 № 30544) / 5 декабря 2013 г. // Россий- §
0
ская газета. 2013. № 282. и
3. Савина Л. А. Организация и тактика предварительной проверки сообщений об экономических преступлениях. М.: Юрлитинформ, 2011. 160 с. ¡^
4. Официальный сайт МВД по Республике Татарстан // ^ http://16.mvd.ru/press_slujba/press. |
5. Маркушин А. Г. Оперативно-разыскная деятельность — необходимость и законность. §
Ниж. Новгород, 2012. 399 с. I
«
© Шрам О. Р. | _ «
и
¥ а -с а
1
о
^
0 «
и
1
£
а «
§
и