Научная статья на тему 'ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СЕВЕРО-ЗАПАДА РОССИИ НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИИ КАК СПОСОБ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ'

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СЕВЕРО-ЗАПАДА РОССИИ НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИИ КАК СПОСОБ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
153
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
государство / право / общество / этническая преступность / незаконная миграция / органы внутренних дел / Северо-Западный федеральный округ / иностранные граждане / апатрид / транснациональная преступность / state / law / society / ethnic crime / illegal migration / internal affairs bodies / North-West federal district / foreign nationals / stateless person / transnational crime

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Андрей Александрович Петров

В статье представлено авторское интерпретирование криминологической категории «этническая преступность». Рассмотрены особенности движения миграционных потоков в СевероЗападном федеральном округе как факторы негативизации социально-экономической обстановки в регионе, зарождения, развития и распространения этнической преступности, а также экстремизма и терроризма. Предпринята попытка трактовки термина «миграция населения» для восполнения законодательного пробела и закрепления отдельных элементов, входящих в структуру миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства. В заключительной части научной статьи представлены полномочия органов внутренних дел России в сфере регулирования миграционных процессов и предложены меры, направленные на постепенное снижение незаконной миграции, влияющей на развитие и распространение этнической преступности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Counteraction of the internal affairs bodies of the North-West of Russia to illegal migration as a way of preventing ethnic crime

The author's interpretation of the criminological category «ethnic crime» is presented in the author's image. The peculiarities of the migration flows in the North-West federal district are considered as factors of negativeness of the socio-economic situation in the region, the origin, development and spread of ethnic crime, as well as extremism and terrorism. An attempt has been made to interpret the term «population migration» to fill the legislative gap and to consolidate the individual elements that are part of the migration accounting structure for foreign nationals and stateless persons. The final part of the scientific article presents the powers of the Russian interior authorities in regulating migration processes and propose measures aimed at gradually reducing illegal migration, affecting the development and spread of ethnic crime.

Текст научной работы на тему «ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СЕВЕРО-ЗАПАДА РОССИИ НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИИ КАК СПОСОБ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ»

УДК 343; 314.74 ББК 60.7

DOI 10.24412/2073-3313-2021-4-96-102

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СЕВЕРО-ЗАПАДА РОССИИ НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИИ КАК СПОСОБ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

Андрей Александрович ПЕТРОВ, прикрепитель кафедры криминологии Санкт-Петербургского университета МВД России (начальник Управления анализа, планирования и контроля ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области)

[email protected]

Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.08 — уголовное право

и криминология; уголовно-исполнительное право

Научный руководитель: В.С. Харламов, доктор юридических наук, доцент, профессор

кафедры криминологии Санкт-Петербургского университета МВД России

Аннотация. В статье представлено авторское интерпретирование криминологической категории «этническая преступность». Рассмотрены особенности движения миграционных потоков в СевероЗападном федеральном округе как факторы негативизации социально-экономической обстановки в регионе, зарождения, развития и распространения этнической преступности, а также экстремизма и терроризма.

Предпринята попытка трактовки термина «миграция населения» для восполнения законодательного пробела и закрепления отдельных элементов, входящих в структуру миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства.

В заключительной части научной статьи представлены полномочия органов внутренних дел России в сфере регулирования миграционных процессов и предложены меры, направленные на постепенное снижение незаконной миграции, влияющей на развитие и распространение этнической преступности.

Ключевые слова: государство, право, общество, этническая преступность, незаконная миграция, органы внутренних дел, Северо-Западный федеральный округ, иностранные граждане, апатрид, транснациональная преступность.

Annotation. The author's interpretation of the criminological category «ethnic crime» is presented in the author's image. The peculiarities of the migration flows in the North-West federal district are considered as factors of negativeness of the socio-economic situation in the region, the origin, development and spread of ethnic crime, as well as extremism and terrorism. An attempt has been made to interpret the term «population migration» to fill the legislative gap and to consolidate the individual elements that are part of the migration accounting structure for foreign nationals and stateless persons. The final part of the scientific article presents the powers of the Russian interior authorities in regulating migration processes and propose measures aimed at gradually reducing illegal migration, affecting the development and spread of ethnic crime.

Keywords: state, law, society, ethnic crime, illegal migration, internal affairs bodies, North-West federal district, foreign nationals, stateless person, transnational crime.

ЗАКОН И ПРАВО • 04-2021

О.рганы внутренних дел находятся на передовых рубежах борьбы с криминалом в миграционной сфере, в том числе с этнической преступностью. Особенности движения миграционных потоков обусловливают специфику реагирования правоохранительных органов для целенаправленного предупреждения преступлений в рассматриваемой сфере. Актуальность настоящего исследования вызвана проблематикой своевременного выявления особенностей движения миграционных потоков. Своеобразие современной миграции обусловлено следующими обстоятельствами.

Во-первых, с момента распада в 1991 г. СССР произошло радикальное изменение миграционного права [8]. Выразилось это в снятии ограничений и запретов на въезд для не граждан Российской Федерации.

Во-вторых, миграционный кризис, который начался в апреле 2015 г. в странах Европейского Союза по причине неконтролируемого потока мигрантов и беженцев из зон вооруженных конфликтов на Ближнем Востоке и из некоторых

африканских государств, продолжает и сегодня оказывать отрицательное влияние.

Миграционный кризис сегодня стал носить глобальный характер, а значит, затронул и Российскую Федерацию, принявшую часть мигрантов, что обусловило рост иностранных граждан и лиц без гражданства, въезжающих в Российскую Федерацию и остающихся в ней на длительные сроки легально или нелегально.

Данные миграционные процессы несут угрозу для российской национальной безопасности, в частности, воспроизводства ее участниками различного рода преступлений и правонарушений.

Согласно статистическим сведениям Главного управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации [7] (далее — ГУВМ МВД РФ) и иных информационных сервисов в сфере систематизации эмпирических сведений, в России по состоянию на 1 января 2020 г. на территории РФ живет более 12 млн иностранцев и апатридов (см. рис. 1). Это около 10% от общего числа населения страны.

Рис. 1. Количество прибывших и убывших из Российской Федерации за 1997 — 2019 гг.

Что же касается Северо-Западного федерального округа, то, по данным за 2019 г., СЗФО во-

шел в пятерку лидеров по увеличению населения за счет миграционных потоков (см. рис. 2 и 3).

ЗАКОН И ПРАВО • 04-2021

110 100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

На 1000 человек

ЦФО СЗФО ЮФО СКФО ПФО УФО СФО 6 дфо в

о о 0 в о

• о ««о • % •

« о г-, п СУг СОО 2 « с»* о «о 6 г* с V

в О «с • •

, .«А А ** « 4 А*'

^ А"

1 5 9 13 17 21 25 29 33 37 41 45 49 53 57 61 65 69 73 77 81 85

• Прибывшие из других регионов России »Прибывшие из-за пределов России

о Выбывшие в другие регионы России д Выбывшие за пределы России

Рис. 2. Миграционный прирост населения федеральных округов Российской Федерации в период с 2001 — 2019 гг. в расчете на 1000 человек постоянного населения

15 10 5 0 -5 -10 -15

На 1000 человек

д л °—О- „

о « ♦А/ \ о О Ч

т- 04 СО ООО ООО

ЧГ ш о г^ со о О т-

о о о о о о о о

см см см см ом см ом ом

ЦФО -о— СЗФО ЮФО*

УФО —,— СФО ДФО

ОМ

о

со о

чт о

о

скоо

-КФО"

о го с

СМ Г

поо

со о

СП

о

Рис. 3. «Внутренние» и «внешние» мигранты в регионах — субъектах Российской Федерации, по данным за январь —декабрь 2019 г., на 1000 человек населения

Неконтролируемые миграционные потоки в Российской Федерации корреспондируют со множеством негативных социальных явлений, в том числе и с проявлением этнических криминальных посягательств, которые требуют комплексного подхода к созданию единого и устойчивого механизма правового регулирова-

ния режима въезда и выезда из нашего государства.

Сам факт неправомерного нахождения групп граждан других государств на определенной территории и осуществление ими трудовой деятельности вне рамок трудового законодательства приводит к негативизации социально-экономи-

ЗАКОН И ПРАВО • 04-2021

ческой обстановки в регионе, созданию факторов для зарождения, развития и распространения этнической преступности.

Таким образом, под этнической преступностью, на наш взгляд, следует понимать девиант-ную имманентность этнических общностей, заключающуюся в воспроизводстве преступлений во взаимосвязи с их причинами.

В настоящее время нелегальными мигрантами совершается значительная часть преступлений. Это отчасти объясняется тем, что в связи с незаконным нахождением на территории государства такие мигранты объединяются в группы по национальному, этническому либо религиозному признакам, которым также присуща организованность и преследование общих преступных целей, или же присоединяются к уже сформированным этническим преступным формированиям. Лицам, склонным к совершению этнических преступлений либо к участию в этнических организованных группах / сообществах, также свойственна склонность к рецидивизму. На основании изложенного следует отметить, что незаконная миграция выступает в качестве одного из источников создания, распространения и развития транснациональной преступности [1].

Представляется целесообразным рассматривать сам факт незаконной миграции для лица, совершившего преступное посягательство, в качестве квалифицирующего признака преступления. И в связи с этим назначенное уголовное наказание такому лицу должно быть максимально суровым в рамках санкций, предусмотренных УК РФ для преступления, которое он совершил. Все это необходимо сделать в целях обеспечения и защиты интересов общества и государства.

Именно учет и отслеживание перемещений иностранных граждан и апатридов на территории Российской Федерации является предупредительным механизмом для совершения этнических преступных посягательств, и главная роль в реализации правоприменительных функций по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере миграции отведена подразделениям МВД России.

В 2016 г. произошли некоторые изменения в системе органов исполнительной власти. В частности, МВД России были переданы полномочия, касающиеся сферы миграционных процессов.

Именно органы внутренних дел Российской Федерации занимаются реализацией государ-

ственной политики в сфере миграции. При этом особо стоит отметить, что ГУВМ МВД России также даны полномочия по нормативному регулированию данной сферы.

Приведем основные полномочия органов внутренних дел России в сфере регулирования миграционных процессов:

1) выдача документов, удостоверяющих личность, в том числе ведение дел о гражданстве России;

2) миграционный учет иностранцев в России;

3) проведение государственного контроля в сфере миграции [4].

Соответственно, органы внутренних дел Северо-Западного федерального округа России выполняют те же возложенные на них полномочия в рамках их округа.

Помимо территориальных органов МВД России, миграционную политику и обеспечение миграционного контроля на региональном уровне реализуют:

■ органы исполнительной власти;

■ муниципальные органы.

Согласно Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г. все иностранные граждане и лица без гражданства обязаны встать на миграционный учет в России [7].

Миграционный учет иностранцев — это одна из существующих в России форм государственного регулирования процессов миграции, нацеленная на то, чтобы не просто обеспечить, но и исполнить конституционные гарантии по соблюдению прав любого иностранца, находящегося законно на российской территории, и на реализацию российских национальных интересов в сфере миграции [6].

При этом существует нормативное правовое определение миграционного учета. Деятельность органов государственной власти, направленная на закрепление и отображение в ведомственной информационной системе сведений об иностранных гражданах и апатридах, находящихся на территории Российской Федерации, — это и есть миграционный учет.

Но при этом понятие «миграция населения» законодатель не закрепил. Для восполнения законодательного пробела предлагается следую -щая авторская трактовка термина

«миграция населения — это пространственное перемещение людей (мигрантов) вне зависимости от его причины, длительности и пространственных границ для постоянного или вре-

ЗАКОН И ПРАВО • 04-2021

менного нахождения мигрантов на территории Российской Федерации с учетом их действующего национального законодательства и в соответствии с нормами и принципами международного права».

Из анализа данного определения можно выявить отдельные элементы, входящие в структуру миграционного учета:

1) регистрация иностранцев по месту жительства или по месту их пребывания;

2) ведение государственной информационной базы по миграционным потокам в Российской Федерации.

Федеральный закон от 18 июня 2006 г. № 109-ФЗ в качестве способа реализации миграционного учета называет регистрацию, под которой, в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 2 данного Закона, в отношении иностранцев понимается фиксация «в установленном порядке органами миграционного учета сведений о месте жительства».

Из анализа статей данного Закона следует понимать, что иностранный гражданин, который временно проживает на территории России, обязан встать на учет по месту своего нахождения, а постоянно проживающий иностранец обязан уже зарегистрироваться по месту своего проживания.

Кроме того, другой Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ установил в ч. 1 ст. 11 общую норму о праве иностранцев на свободу передвижения в пределах российской территории. А вот ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ гласит, что временно проживающий иностранец не имеет право самостоятельно изменять место своего нахождения.

Представляется, что в настоящее время необходимо устранить существующую коллизию вышеуказанных норм ч. 1 и ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ, для чего необходимо признать утратившей силу норму ч. 2 ст. 11 данного Закона.

Следует отметить, что сегодня на территории Северо-Западного федерального округа существует ряд проблемных вопросов в сфере миграции. Один из них — транзитная миграция иностранных граждан из стран Ближнего Востока, Азии и Африки в соседние с СЗФО государства: Норвегию, Финляндию, Эстонию [2].

На особом контроле МВД России находится работа по проверкам организаций, оформляющих в массовом порядке приглашения на въезд в Российскую Федерацию граждан из стран миграционного риска (Афганистана, Пакистана,

Сирии, Вьетнама и др.). Осуществляется обмен информацией между структурными подразделениями МВД России и территориальными органами ФСБ России. Отрабатываются списки адресов данных организаций, проводятся совместные проверочные мероприятия в отношении организаций, ходатайствующих об оформлении приглашений иностранным гражданам на въезд в Российскую Федерацию.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На постоянной основе осуществляются проверочные мероприятия, направленные на выявление фактов нарушений иностранными гражданами и лицами без гражданства миграционного законодательства.

Основную часть проверяемых объектов составляют объекты жилого сектора и места компактного пребывания, объекты торговли, строительства, промышленные и сельскохозяйственные предприятия.

Однако проводимые мероприятия не позволяют выявить всех иностранных граждан, попадающих в «группу риска» — большая часть из них остается в тени.

Здесь особенно актуальным становится вопрос об ответственности генеральных подрядчиков на крупных, в первую очередь строительных, объектах с массовым привлечением иностранной рабочей силы (а не мелких субподрядных организаций), а также организаций, занимающихся привлечением или арендой сторонних иностранных специалистов в качестве исполнителей в рамках определенных проектов.

С целью прогнозирования миграционной ситуации и ее дальнейшего развития органами внутренних дел ведутся реестры (карты) объектов, где сконцентрировано наибольшее количество прибывших иностранных граждан.

Для своевременного обновления и актуализации подобных карт на постоянной основе проводится мониторинг данных объектов на предмет нарушения миграционного законодательства.

Однако имеющиеся в регионах округа карты, отражающие информацию о местах массового пребывания (проживания) иностранных граждан и лиц без гражданства, а также осуществления ими трудовой деятельности, не всегда отражают реальную картину и требуют своевременной актуализации.

В связи с этим встает вопрос о совершенствовании межведомственного взаимодействия, в том числе обмена информацией между всеми заинтересованными органами, выработка и ре-

ЗАКОН И ПРАВО • 04-2021

ализация скоординированных действий всех государственных органов и органов местного самоуправления. При этом для принятия мер оперативного реагирования целесообразно рассмотреть вопрос о возможности возложения на органы местного самоуправления обязанности по организации контроля за пребыванием иностранных граждан на их территории, включая актуализацию информации о местах массового пребывания иностранных граждан.

Профилактический аспект работы, проводимой МВД России, сосредоточен на отработке лиц — выходцев из стран СНГ, осуществляющих трудовую деятельность на объектах железнодорожного, водного и воздушного транспорта, и осуществлении проверок организаций, задействованных при выполнении работ на объектах транспорта и использующих труд иностранных граждан. Данная работа осуществляется в тесном взаимодействии территориальных органов МВД России субъектов СЗФО, Федеральной службы войск национальной гвардии, а также представителей территориальных администраций и хозяйствующих субъектов ОАО «РЖД» в рамках ранее согласованных планов, как в виде точечных рейдовых мероприятий, так и в пределах различных профилактических и оперативных мероприятий.

Проводятся рейды в целях установления лиц, способных к совершению преступлений экстремистского и террористического характера, причастных к незаконной миграции. Основной задачей является осуществление оперативно-розыскных и оперативно-профилактических мероприятий в отношении лиц, прибывших из зон военных конфликтов, проблемных регионов, а также проверка иностранцев, в том числе трудовых мигрантов.

В целях изучения оперативной обстановки в среде мигрантов анализируется информация о лицах, получающих патенты на работу. Проводятся проверки на предмет наличия связей у данных лиц с этническими организованными преступными группами и сообществами. Для комплексного анализа оперативной обстановки в сфере миграции организовано ежедневное взаимодействие сотрудников подразделений МВД России СЗФО, обмен информацией о миграционной ситуации, списками иностранных граждан, представляющих оперативный интерес, незамедлительно проводятся проверки, в том числе по оперативно-справочным и криминалисти-

ческим учетам органов внутренних дел, базам оперативных служб, Интерпола.

Для предотвращения межнациональных и межконфессиональных конфликтов организовано взаимодействие с различными субъектами, к числу которых относятся государственные и общественные институты, в процессе которого определяются решения и относительно предполагаемого взаимодействия с организациями различных конфессий, а также общественными объединениями национальной направленности (например Региональная общественная организация «Армянское общество Санкт-Петербурга», Региональное культурное общество туркмен в Санкт-Петербурге «Мекан», Азербайджанская национально-культурная автономия Санкт- Петербурга и др.).

В целях устранения предпосылок к возникновению конфликтов и столкновений на национальной и религиозной почве организована работа по своевременному выявлению и нейтрализации угроз безопасности, формируемых в среде национальных общественных объединений, землячеств и диаспор, пресечению деструктивной деятельности радикально настроенных лидеров этнических общин.

Например, в 2020 г. в СЗФО был предотвращен конфликт между армянами и азербайджанцами, после чего сотрудники МВД России СЗФО провели беседу о недопустимости нарушения общественного порядка представителями азербайджанской и армянской диаспор [3]. Таким образом происходит предупреждение создания этнических преступных формирований, т.е. групп, сообществ (организаций), представляющих собой специфические криминальные объединения, формирующиеся по национальному (этническому) признаку, т.е. объединяющих в своем составе лиц одной или нескольких родственных национальностей (этнических образований).

В сфере профилактики конфликтов на межнациональной основе и, соответственно, экстремистских и иных преступных проявлений со стороны иностранных граждан основной упор делается на их адаптацию и интеграцию в российское общество, а также формирование у россиян толерантного к ним отношения.

В целях укрепления межнационального согласия организовано взаимодействие территориальных органов МВД России с органами государственной власти и общественными объединениями национально-этнической направ-

ЗАКОН И ПРАВО • 04-2021

ленности, которое производится в следующих формах:

■ встречи представителей МВД России с главами (старшими) таких общественных объединений;

■ семинары / «круглые» столы, направленные на разъяснение положений миграционной политики и законодательства Российской Федерации;

■ отслеживание тенденций, ситуаций и настроений в национально-этнических объединениях;

■ принимаются меры, направленные на интеграцию представителей таких объединений в российское общество.

Информационная составляющая играет важную роль в деле содействия интеграции и формирования толерантности в российском обществе, предполагает и обеспечивает информирование граждан Российской Федерации и иностранных граждан о миграционном законодательстве и мероприятиях, проводимых МВД России. В этих целях проводится мониторинг материалов центральных и региональных средств массовой информации.

В заключение следует отметить, что большинство субъектов СЗФО в целом остаются привлекательными с точки зрения внешней трудовой миграции. Однако ряд факторов, таких, как сложившаяся внешнеполитическая ситуация, экономические санкции в отношении Российской Федерации, ужесточение миграционного законодательства, порядка получения разрешительных документов оказали влияние на постепенное снижение легальных миграционных потоков, в том числе трудовой миграции, при этом не затронув миграцию незаконную, что оказы-

вает непосредственное влияние на развитие и распространение этнической преступности.

Библиографический список

1. Кечеруков Р.К. Понятия «незаконная миграция» и «незаконный мигрант» в уголовном праве // Общество и право. 2011. № 5 (37). С. 173-175.

2. Ноянзина O.E., Максимова С.Г. Транзит в структуре миграционных обменов регионов России со странами СНГ (опыт статистического анализа) // Society and Security Insights. 2018. № 2. С. 169-186.

3. Под Петербургом предотвратили массовую драку армян и азербайджанцев // РБК. 2020. 25 июля: URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/ 5f1c32ee9a7947e45bf3c50c (Дата обращения: 31.12.2020)

4. Рыжих В.А. МВД России в механизме реализации государственной миграционной политики // Вестник БелЮИ МВД России. 2018. № 3. С. 74-79.

5. Статистика МВД по миграции в России за 2019 г. // Главное управление по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации: URL: https://xn-b1ab2a0a.xn— b1aew.xn—p1ai/ (Дата обращения: 31.10.2020)

6. Трофимова Т. С. Сущность и содержание миграционного учета в Российской Федерации // Образование. Наука. Научные кадры. 2019. № 3. С. 47-49.

7. Указ Президента РФ от 31.10.2018 г. № 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы» // СЗ РФ. 2018. № 45. Ст. 6917.

8. Хабриева Т.Я. Миграционное право России: теория и практика. М: Норма, 2019. 336 с.

ЗАКОН И ПРАВО • 04-2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.