Пра во
Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2020, № 2, с. 193-199
193
УДК 343.9
КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИГРАЦИОННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ И ЕЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
© 2020 г. Е.Г. Телегина, Е.В. Назаренко
Кубанский государственный университет, Новороссийск
lady. lena-telegina@yandex. ru
Поступилс в редсрцию 02.09.2019
На основе анализа российского законодательства и материалов официальной статистики МВД России раскрываются криминологические аспекты современного состояния миграционной преступности. Актуальность данной темы обусловлена тем, что вопрос миграции на сегодня является одним из наиболее важных и актуальных в международном сообществе, а миграционная преступность всегда является спутником любого миграционного процесса. Целью исследования явилось всестороннее изучение причин и условий совершения общественно опасных деяний, запрещенных уголовным законом РФ, иностранными гражданами и лицами без гражданства. В результате проведенного исследования представлен объемный анализ состояния динамики и уровня преступности мигрантов в Российской Федерации, а также криминологический портрет преступника-мигранта, включающий социально-демографические характеристики и распределение по видам преступности. Уделено внимание соотношению межэтнических преступных групп и миграционной преступности. Предлагаются меры по предупреждению миграционной преступности.
Клюкевые словс: миграция, миграционная преступность, лицо без гражданства, иностранный гражданин, миграционная политика, преступления в сфере незаконной миграции, межэтнические преступные группы.
Миграция является одним из крупнейших социальных явлений, само существование, а также развитие которой предопределены различными факторами:
1) социально-психологическими;
2) социально-экономическими;
3) социально-культурными;
4) социально-политическими.
Явление миграции является неотъемлемой частью общественной жизни на протяжении всего периода развития истории человечества. Каждый этап миграции обусловлен собственными специфическими чертами и особенностями, однако каждый характеризуется также устойчивостью самого процесса миграции, тенденцией развития и преемственностью этапов указанного явления.
Перемещение на новые территории происходит под влиянием различных процессов, а также различных факторов, происходящих в конкретный период времени, в связи с изменением условий жизни людей, с целью освоения новых территорий, повышения уровня благополучия человечества.
Так, Великое переселение народов в период ГУ—УН веков наглядным образом демонстрирует процесс адаптации народов к условиям окружающей среды, который выражается в масштабных изменениях в различных сферах жизни людей европейских государств.
Крестовые походы 1096-1270 годов на Ближний Восток, обусловленные религиозными
процессами, происходившими в данный период времени, оказали значительное влияние на численность народов, населявших конкретную территорию, последующее развитие культуры, языка, хозяйства.
Эпоха Великих географических открытий создала предпосылки для формирования масштабного миграционного потока из государств Западной Европы - Франции, Испании, Португалии - в период XV - XVII веков и, как следствие, колонизацию Северной Америки в период XVII - XVIII веков, которая в свою очередь повлекла локальные конфликты с коренным населением Северной Америки и миграцию жителей Африки.
Исторически миграция в России также характеризуется определенными особенностями и тенденцией к управлению миграционными процессами со стороны государства. Следствием таких процессов стала колонизация территорий Кавказа, Сибири, Урала, Дальнего Востока, тем самым - расширение южных, восточных границ государства, что привело к созданию единого централизованного государства [1, с. 384].
В настоящее время, учитывая развитие процессов глобализации и ее влияние на миграционные процессы, а также существующие тенденции развития и потребности в трудовых ресурсах, демографии, признаем, что миграция представляет собой неизбежный и необходимый процесс переселения народов.
Причинами миграционных процессов на современном этапе выступают такие факторы, как политический, возникающий, например, в связи с ухудшением международной обстановки, обусловленным деятельностью международных террористических организаций. Вопрос миграции на сегодня является одним из наиболее важных и актуальных в международном сообществе.
На современном этапе, осознавая тенденции развития миграционных процессов в мире, международные организации не могут игнорировать принятие различных действий и мероприятий, способствующих реализации превентивных мер, препятствующих дестабилизации ситуации на международном уровне.
В данном ключе, принимая во внимание неизбежность процессов миграции и, как следствие, вовлеченность Российской Федерации в развитие миграционных процессов, определяется участие Российской Федерации в формировании данных процессов.
Согласно данным МВД России, к концу 2018 года на территорию Российской Федерации мигрировало свыше 16 млн иностранных граждан [2, с. 60].
К числу наиболее распространенных причин миграции на территорию Российской Федерации относят:
1. Социальные. К данной категории относятся такие явления, как наличие родственных связей с гражданами Российской Федерации, а также лицами, находящимися на территории Российской Федерации, кроме того, учитываются наличие семейно-брачных отношений и иные заслуживающие внимание обстоятельства;
2. Политические (при возникновении локальных военных, религиозных конфликтов);
3. Экономические, которые выражаются в выборе наиболее качественных и лучших условий жизнедеятельности человека;
4. Культурные (например, возможность получения наиболее высокого уровня образовательных услуг, а также самореализация в творческих профессиях);
5. Медицинские, обусловленные качеством предоставления медицинских услуг, уровнем развития медицины в государстве.
Увеличение миграционного потока обусловливает увеличение численности незаконно прибывших на территорию Российской Федерации иностранных граждан, а также апатридов (лиц без гражданства), что порождает рост преступности в сфере миграции. Вследствие незаконной миграции возрастает количество межнациональных столкновений и создаются условия для возникновения конфликтных ситуаций на
международном уровне. Кроме того, преступность в сфере миграции в начале XXI века представляла собой угрозу безопасности международного сообщества [3, с. 575].
Объективно прослеживается причинно-следственная связь между увеличением миграционного потока и уровнем миграционной преступности. Так, события, произошедшие в январе 2016 года в Германии (в Кёльне), свидетельствуют о совершении мигрантами, прибывшими на территорию Германии в связи со сложившейся политической обстановкой на Ближнем Востоке, преступлений против собственности, жизни и здоровья, а также преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности [4].
Согласно сведениям ГИАЦ МВД России, преступность в сфере миграции проявляет цикличный характер, связанный с разницей в количественном и качественном показателях [5, с. 95]. Проанализируем данное положение с помощью статистических данных, представленных МВД России, а именно состояние и динамику преступности иностранных граждан и лиц без гражданства в федеральных округах РФ за период 2013 - 2018 годов, где подробно рассмотрим, например, 2013, 2014 годы; таким образом мы получим своего рода срез ситуации в миграционных процессах РФ и влияние указанных процессов на миграционную ситуацию в 2018 году как итог деятельности государства, его федеральных органов власти, органов власти субъекта федерации, органов местного самоуправления РФ по реализации превентивных мер, а также обеспечению безопасности интересов государства, граждан и иных лиц в указанной сфере.
В соответствии с данными, содержащимися в статистическом сборнике МВД России, за 2013 год всего совершено иностранными гражданами и лицами без гражданства 44 325 преступлений, динамика преступности по отношению к предыдущему году увеличилась на 11.6%. В Центральном федеральном округе показатели преступности составили 24 225 преступлений, что на 8.5% больше, чем в предыдущем 2012 году; в Северо-Западном федеральном округе совершено 4 675 преступлений иностранными гражданами и лицами без гражданства, динамика преступности характеризуется ростом преступности на 28.1% по сравнению с 2012 годом; в Северо-Кавказском федеральном округе совершено 700 преступлений, прирост преступности составил 14.8%; в Южном федеральном округе всего преступлений совершено 2 686, прирост преступности составил 19.9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого 2012 года; в Приволжском федеральном округе совер-
шено 3 916 преступлений, прирост преступности составил 3.7%; в Уральском федеральном округе иностранными гражданами и лицами без гражданства совершено 3 582 преступления, прирост преступности составил 7.5%; в Сибирском федеральном округе всего совершено 3 224 преступления, прирост преступности составил 16.7%; в Дальневосточном федеральном округе показатели преступности составили 1 317 преступлений, прирост преступности 29.5% по сравнению с предыдущим 2012 годом.
За 2014 год всего совершено иностранными гражданами и лицами без гражданства 42 067 преступлений, наблюдается снижение преступности на 5.2%. В Центральном федеральном округе показатели преступности составили 21 581 преступление, наблюдается снижение преступности на 11.0% по сравнению с аналогичным периодом прошлого 2013 года; в Северо-Западном федеральном округе совершено 5 379 преступлений иностранными гражданами и лицами без гражданства, динамика преступности характеризуется ростом на 15.1% по сравнению с 2013 годом; в Северо-Кавказском федеральном округе совершено 751 преступление, прирост преступности составил 7.3%; в Южном федеральном округе всего преступлений совершено 2 710, прирост преступности составил 0.9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого 2013 года; в Приволжском федеральном округе совершено 3 925 преступлений, прирост преступности составил 0.2%; в Уральском федеральном округе иностранными гражданами и лицами без гражданства совершено 3 364 преступления, наблюдается снижение преступности на 6.1%; в Сибирском федеральном округе всего совершено 3 140 преступлений, наблюдается снижение преступности на 2.6%; в Дальневосточном федеральном округе показатели преступности составили 1 218 преступлений, наблюдается снижение преступности на 7.5%.
За 2015 год всего совершено иностранными гражданами и лицами без гражданства 48 210 преступлений, наблюдается рост преступности на 8.7%.
За 2016 год всего совершено 43 933 преступления иностранными гражданами и лицами без гражданства, наблюдается снижение показателей преступности на 8.9%.
За 2017 год всего совершено иностранными гражданами и лицами без гражданства 41 047 преступлений, наблюдается снижение преступности на 6.6%.
Таким образом, при изменении количества незаконно прибывших на территорию Российской Федерации мигрантов наблюдаются изме-
нения в количественном показателе преступности в государстве, его субъектах, что находит отражение в увеличении (уменьшении) уровня преступности среди иностранных граждан и лиц без гражданства.
Принимая во внимание относительно небольшой удельный вес преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства, в общем числе зарегистрированных преступлений, заметим, что данное явление, однако, оказывает значительное влияние на криминогенную обстановку в Российской Федерации, явно ухудшая и не способствуя разрешению сложившейся ситуации на конкретный период времени в стране.
Однако, благодаря применению мер воздействия со стороны органов государственной власти, а также деятельности служб по постановке на учет мигрантов, прибывших на территорию Российской Федерации, реализации нормативных актов, установленных в сфере незаконной миграции, к 2018 году миграционная ситуация в стране характеризуется устойчивыми процессами снижения роста преступности, что подтверждается статистическими данными ГИАЦ МВД России за период 2016-2018 годов.
Проанализировав структуру, а также характер преступлений, совершенных мигрантами на территории Российской Федерации, необходимо отметить, что наиболее часто совершаемыми преступлениями среди мигрантов являются преступления в эрономикесрой сфере, затем следуют преступления, предусмотренные ст. 111 УК РФ, устанавливающей ответственность за умышленное прикинение тяжроно вредс здоровью, далее преступления, ответственность за которые предусмотрена ст. ст. 105, 107, 109 УК РФ, и покушения на убийствс (ст. 30 УК РФ), а также преступления террористикесрой нспрсвленности.
Как правило, субъект преступления - мужчина (в 87% случаев), женщина является субъектом лишь в 12% случаев совершения преступлений иностранными гражданами и лицами без гражданства, однако преступность женщин обладает характерной особенностью в виде рецидива и антисоциальной ориентацией. Наиболее активно совершающими преступления среди иностранных граждан и лиц без гражданства являются мигранты в возрасте от 25 до 40 лет.
Подавляющее большинство мигрантов, нарушающих уголовное законодательство, имеют общее среднее образование, что вынуждает их трудоустраиваться на должности с низкой заработной платой, что, в свою очередь, является одним из факторов, вынуждающих мигранта на совершение преступления или административного правонарушения.
Следует отметить, что значительная часть совершенных мигрантами преступлений относится к категории тяжких и особо тяжких преступлений. Сложившаяся экономическая ситуация в стране оказывает влияние на состояние преступности в сфере миграции (иностранными гражданами и лицами без гражданства совершаются корыстные, корыстно-насильственные, а также насильственные преступления, связанные с незаконным завладением чужим имуществом).
В соответствии со статистическими данными МВД России, на январь-ноябрь 2018 года на территории Российской Федерации находится свыше 16 млн иностранных граждан. Количество фактов постановки на миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства за указанный период времени составило 16 488 916. Всего оформлено разрешений на работу 116 538. Согласно оценке экспертов, около 10% рабочей силы приходится на мигрантов, занятых в сфере строительства, сельском хозяйстве, торговле.
Учитывая заинтересованность работодателя в дешевой иностранной рабочей силе, а также незнание иностранных граждан и лиц без гражданства действующего российского законодательства, их прав, а также обязанностей, возникающих в связи с прибытием на территорию Российской Федерации, возникает ситуация, ставящая мигрантов в затруднительное положение. Отметим причинно-следственные факторы совершения иностранными гражданами и лицами без гражданства уголовно наказуемых деяний:
1) нелегальное положение мигрантов, в условиях которого возникает высокая криминальная активность;
2) отсутствие со стороны государства (федеральных и местных органов власти) надлежащего систематического контроля и надзора за исполнением миграционного законодательства;
3) низкий уровень правовой культуры, образования, нравственного и морального воспитания большей части прибывающих мигрантов [6];
4) возможность уйти от административной и уголовной ответственности (посредством, например, осуществления коррупционной деятельности среди служащих федеральных и местных органов власти, несовершенства законодательства в сфере урегулирования процессов миграции);
5) высокий уровень виктимности; подверженность преступным посягательствам как со стороны граждан, так и будучи самостоятельным субъектом преступления либо применяя незаконные методы защиты (незаконное приобретение, хранение огнестрельного оружия, объединение в преступные группы).
Условиями совершения таких преступлений выступают:
1) игнорирование со стороны исполнительных органов государственной власти проблемы интеграции мигрантов на территории Российской Федерации, а также их социализации;
2) мягкое административное и уголовное законодательство, действующее на территории Российской Федерации, посредством которого лицо имеет возможность ограничиться наказанием в виде штрафа;
3) отличающийся от российского уровень правовой культуры, а также моральные, эстетические, нравственные и этические нормы [7, с. 176].
Уделим особое внимание совершению преступлений в сфере миграции, которые совершаются в составе организованных межэтнических групп, так как в данную сферу преступлений могут входить также и граждане РФ. В соответствии с проведенными исследованиями ученых-криминологов структура наиболее часто совершаемых преступлений в указанной сфере в 2010-2016 гг. такова:
1) преступления в сфере экономики, которые составляют 61.05% от общей численности зарегистрированных преступлений, совершенных в составе преступных групп (из них 20.52% -кражи, грабежи, разбойные нападения; 37.84% -мошенничества; 2.69% - преступления в сфере экономической деятельности);
2) преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, удельный вес которых - 20.3%;
3) преступления в сфере компьютерной информации - 6.83% от общего числа зарегистрированных преступлений, 88.2% указанных преступлений совершаются в составе преступных групп;
4) преступления против личности, государственной власти и иные преступления, уровень которых не превышает 11.82%.
На основании статистических данных представляется возможным сделать вывод об особенностях совершения уголовно наказуемых деяний, совершенных в составе преступных групп, который заключается в личностных характеристиках субъектов преступлений, их взаимоотношениях, основанных на кланово-родовых отношениях, а также на основе «землячества» [8, с. 279].
Следовательно, целесообразно учитывать влияние организованной межэтнической преступности на состояние криминогенной ситуации в стране, а также в целом на состояние преступности среди иностранных граждан и лиц без гражданства.
Прибытие на территорию Российской Федерации в состоянии стресса, сильного душевного
волнения, вызванного сменой территории проживания, как правило, тяжелое материальное положение, а также такие факторы, как недостаточное знание русского языка, российского законодательства, поиск жилья, трудоустройство - все это способствует, а в некоторых случаях вынуждает иностранных граждан и (или) лиц без гражданства совершать запрещенные уголовным законом деяния [9].
Так, криминологический портрет личности участника организованного преступного формирования, созданного на межэтнической основе, представляет собой следующую характеристику:
1) принадлежность к гражданству РФ составляет 74.5% случаев, в остальных случаях (25.5%) - иностранные граждане и лица без гражданства;
2) на возраст от 18 до 30 лет;
3) наличие основного общего или среднего профессионального образования (91.4%);
4) в основном отсутствие постоянного источника доходов (53.5%).
На основе полученных данных можно определить, что преступные формирования непосредственно могут оказывать влияние на формирование личности преступника-мигранта посредством вовлечения его в преступную деятельность, способствовать совершению преступлений.
Учитывая общественную опасность, незаконную миграцию подразделяют:
1) на нелегальную миграцию, представляющую собой незаконный въезд и пребывание на территории Российской Федерации;
2) на криминальную миграцию, которая характеризуется незаконным въездом, а также пребыванием на территории Российской Федерации с целью осуществления преступной деятельности;
3) на неконтролируемую миграцию, представляющую собой въезд, а также пребывание на территории Российской Федерации в соответствии с требованиями миграционного законодательства Российской Федерации, однако в последующем характеризуемую совершением административных правонарушений или уголовно наказуемых деяний иностранными гражданами или лицами без гражданства при нарушении требований миграционной политики Российской Федерации.
Для наиболее полной характеристики преступлений в указанной сфере необходимо рассмотреть факторы, обусловливающие незаконную миграцию. Общественная опасность преступлений в сфере незаконной миграции состоит в нарушении норм права, предусмотренных уголовным законом РФ, и заключается:
1) в нарушении порядка пересечения государственной границы Российской Федерации;
2) в нарушении правил постановки на регистрационный учет и пребывания на территории Российской Федерации;
3) в возникновении ситуаций, представляющих реальную угрозу общественной безопасности, отношениям в социальной, экономической, культурной, политической и иных сферах.
В настоящее время интересы общества и государства обеспечиваются в основном посредством реализации норм административного законодательства, предусмотренных гл. 18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (административные правонарушения в области защиты государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации). Каждый год на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства совершают около 50 000 административных правонарушений.
К общественно опасным деяниям, запрещенным уголовным законом Российской Федерации, относят преступления, предусмотренные ст. 322 УК РФ (незаконное пересечение государственной границы Российской Федерации), 322.1 УК РФ (организация незаконной миграции). С учетом сложившейся криминогенной ситуации, для стабилизации обстановки в сфере незаконной миграции и снижения уровня преступности, в Российской Федерации в 2013 г. ФЗ от 21.12.2013 № 376-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» были введены нормы права, содержащиеся в ст. 322.2 УК РФ, предусматривающие ответственность за фиктивную регистрацию гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации и фиктивную регистрацию иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации; ст. 322.3 УК РФ, предусматривающие ответственность за фиктивную постановку на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в Российской Федерации. В результате принятых мер количество возбужденных уголовных дел по ст. ст. 322.1, 322.2, 322.3 УК РФ в 2014 году составило:
- по ст. 322.1 УК РФ всего направлено материалов в ОВД - 399, возбуждено уголовных дел -164;
- по ст. 322.2 УК РФ всего направлено материалов в ОВД - 1 995, возбуждено уголовных дел - 406; привлечено лиц к уголовной ответственности - 83;
- по ст. 322.3 УК РФ всего направлено материалов в ОВД - 7 372, возбуждено уголовных
дел - 3 767; привлечено лиц к уголовной ответственности - 1 103.
Учитывая высокий уровень численности незаконно прибывших мигрантов на территорию Российской Федерации, численность лиц, привлеченных к уголовной ответственности за нарушение требований норм уголовного законодательства в сфере миграции, остается небольшой.
В связи со сложившейся ситуацией государственные органы и службы на постоянной основе проводят ряд мероприятий, направленных на профилактику и борьбу с преступлениями в сфере незаконной миграции. Так, в соответствии со статистическими данными, представленными ГИАЦ МВД России, в 2018 году всего направлено 236 441 представление о неразрешении иностранным гражданам и лицам без гражданства въезда в Российскую Федерацию. Тем самым реализуются превентивные меры по охране интересов общества и государства в целом, так как незаконная миграция существенным образом ограничивает права и свободы человека и гражданина, закрепленные в Конституции РФ и изданных в соответствии с ней других нормативных актах.
Миграционная безопасность является одним из приоритетных направлений в области защиты населения и работы органов государственной власти, органов субъекта федерации и местного самоуправления Российской Федерации. Для реализации поставленных задач в сфере незаконной миграции необходимо использование со стороны государства комплекса мер.
Во-первых, повышение результативности международного сотрудничества в сфере противодействия и борьбы с незаконной миграцией и связанной с ней преступностью, особое внимание уделяя странам СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ.
Во-вторых, ужесточение санкций в отношении работодателей за привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства с нарушением установленных требований законодательства Российской Федерации [10].
В-третьих, создание информационной системы, содержащей данные об иностранных гражданах и лицах без гражданства, для своевременного и оперативного доступа к данной информации правоохранительных органов.
В-четвертых, конструирование правовых норм, регулирующих правоотношения в области незаконной миграции и устраняющих причинные условия совершения преступлений и административных правонарушений в области незаконной миграции.
В-пятых, проведение мероприятий, направленных на профилактику нарушений требова-
ния миграционного законодательства Российской Федерации посредством привлечения институтов гражданского общества [11, с. 348].
В существующих условиях борьба в сфере незаконной миграции требует ужесточения норм административного законодательства. Так, ст. 18.15 КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, в ч. 1 содержит санкцию в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от 2 000 до 5 000 рублей; на должностных лиц - от 25 000 до 50 000 рублей; на юридических лиц - от 250 000 до 800 000 рублей либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток, что представляется несоразмерным причиненному вреду. Возникают благоприятные условия для осуществления преступной деятельности в указанной сфере и, как следствие, дестабилизация ситуации.
Положительные тенденции при реализации норм уголовного законодательства РФ обусловлены использованием отечественным законодателем административной преюдиции при построении уголовно-правовых норм. Так, например, диспозиция ст. 12.8 КоАП РФ предусматривает наступление уголовной ответственности в случае совершения правонарушения, предусмотренного указанной статьей, лицом, подвергнутым административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения (ст. 264.1 УК РФ); диспозиция ст. 14.16 КоАП РФ предусматривает наступление уголовной ответственности при розничной продаже несовершеннолетним алкогольной продукции, если это деяние совершено неоднократно (ст. 151.1 УК РФ).
Таким образом, использование административной преюдиции при конструировании уголовно-правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере миграции, может значительным образом воздействовать на субъект преступлений посредством применения превентивных мер. Введение указанных норм позволит законодателю создать такие условия, при которых недобросовестный работодатель будет вынужден отказаться от привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства с нарушением требований миграционного законодательства, что в последующем может привести к развитию сферы занятости и, как следствие, экономики в целом.
Проведение государством предложенного комплекса мер позволит устранить существен-
ным образом условия, способствующие совершению на территории Российской Федерации преступлений, административных правонарушений, уменьшить уровень нелегального миграционного потока, повысить уровень предоставляемых социальных гарантий при пересечении границы иностранными гражданами и лицами без гражданства, стабилизировать существующую ситуацию в области незаконной миграции и в целом улучшить криминогенную обстановку в Российской Федерации.
Список литературы
1. Демография: Учебник / Под общ. ред. Н.А. Волгина. М.: РАГС, 2003.
2. Состояние преступности в России за январь-ноябрь 2018 года: статистический сборник. МВД России, 2018.
3. Криминология: Учебник / Под общ. ред. Г.А. Аванесова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.
4. Более тысячи человек сообщили о нападениях в новогоднюю ночь в Кёльне // Информационное
агентство России «ТАСС». 2016. 21 января. URL: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/2603626 (дата обращения: 01.09.2019).
5. Состояние преступности в России за 20102015 гг.: статистический сборник. МВД России, 2015. Т. 1. С. 95.
6. Кутьин А.Д. Виктимология миграционных процессов в России // Профессионал. 2007. № 2 (76). С. 35.
7. Шалагин А.Е. Уголовно-правовая охрана здоровья населения в Российской Федерации: Монография / Под ред. Ф.Р. Сундурова. М.: Юрлитинформ, 2013.
8. Кузнецов К.В. Криминологическая характеристика и предупреждение организованной этнической преступности. М., 2018.
9. Тюрюканова Е.В. Трудовая миграция в Россию // Наследие и общество. М.: Институт Демографии, 2008. С. 16.
10. Кобец П.Н. Международный опыт предупреждения преступности незаконных мигрантов // PARADIGMATA POZNANI. 2014. № 2. С. 116-118.
11. Антонян Ю.М., Тимошкина Е.М. Причины преступности в России: Монография / Под общ. ред. Ю.М. Антоняна. М.: ВНИИ МВД России, 2013.
CRIMINOLOGICAL CHARACTERISTICS OF MIGRATION CRIME AND ITS PREVENTION
E. G. Telegina, E. V. Nazarenko
Based on the analysis of Russian legislation and materials of official statistics of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the criminological aspects of the current state of migration crime are revealed. The relevance of this topic is due to the fact that the issue of migration today is one of the most important issues in the international community, and migration crime always accompanies any migration process. The aim of this paper was to study in a comprehensive manner the causes and conditions for committing socially dangerous acts prohibited by the criminal law of the Russian Federation, by foreign citizens and stateless persons. As a result of the study, an extensive analysis of the state of the dynamics and crime rate among migrants in the Russian Federation is presented. We also give a criminological portrait of a migrant criminal, including socio-demographic characteristics and distribution by type of crime. Particular attention is paid to the correlation of interethnic criminal groups and migration crime. Some measures to prevent migration crime are proposed.
Keywords: migration, migration crime, stateless person, foreign citizen, migration policy, crimes in the field of illegal migration, interethnic criminal groups.
References
1. Demografiya: Uchebnik / Pod obshch. red. N.A. Volgma. M.: RAGS, 2003.
2. Sostoyanie prestupnosti v Rossii za yanvar'-noyabr' 2018 goda: statisticheskij sbornik. MVD Rossii, 2018.
3. Kriminologiya: Uchebnik / Pod obshch. red. G.A. Avanesova. M.: YuNITI-DANA, 2012.
4. Bolee tysyachi chelovek soobshchili o napadeni-yah v novogodnyuyu noch' v Kyol'ne // Informacionnoe agentstvo Rossii «TASS». 2016. 21 yanvarya. URL: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/2603626 (data obrashcheniya: 01.09.2019).
5. Sostoyanie prestupnosti v Rossii za 2010-2015 gg.: statisticheskij sbornik. MVD Rossii, 2015. T. 1. S. 95.
6. Kut'in A.D. Viktimologiya migracionnyh pro-
cessov v Rossii // Professional. 2007. № 2 (76). S. 35.
7. Shalagin A.E. Ugolovno-pravovaya ohrana zdo-rov'ya naseleniya v Rossijskoj Federacii: Monografiya / Pod red. F.R. Sundurova. M.: Yurlitinform, 2013.
8. Kuznecov K.V. Kriminologicheskaya harakteri-stika i preduprezhdenie organizovannoj etnicheskoj prestupnosti. M., 2018.
9. Tyuryukanova E.V. Trudovaya migraciya v Rossi-yu // Nasledie i obshchestvo. M.: Institut Demografii, 2008. S. 16.
10. Kobec P.N. Mezhdunarodnyj opyt predupre-zhdeniya prestupnosti nezakonnyh migrantov // PARADIGMATA POZNANI. 2014. № 2. S. 116-118.
11. Antonyan Yu.M., Timoshkina E.M. Prichiny prestupnosti v Rossii: Monografiya / Pod obshch. red. Yu.M. Antonyana. M.: VNII MVD Rossii, 2013.