УДК 576.851.49.097.21 : 663.632.8 + 663.632.8 : 576.851.49.097.21
О ВИРУЛЕНТНЫХ СВОЙСТВАХ ПАРАТИФОЗНЫХ А ШТАММОВ,
НАХОДЯЩИХСЯ В ХЛОРИРОВАННОЙ ВОДЕ
Канд. мед. наук А. Н. Пилипенко
^ »
Запорожский фармацевтический институт
Изучение вирулентных свойств микроорганизмов, длительно находящихся во внешней среде, имеет большое практическое значение, так как позволяет приблизить эксперимент к реальным условиям, наблюдающимся при заражении человека в быту. Существует несколько точек зрения о вирулентных свойствах микроорганизмов кишечной группы, находящихся в хлорированной воде. Так, одни авторы [М. Г. Киченко и М. А. Сибиряков; В. А. Троицкая; А. П. Крупина; Ьо1ге (Лотце)] утверждают, что под влиянием хлорирования в воде микроорганизмы повышают свои вирулентные свойства. Другие авторы в отношении хлорированной [Шватег (Ульзамер)] и обычной воды (В. И. Дурихин; И. Н. Блохина) считают, что патогенные микроорганизмы только сохраняют в этих условиях свои вирулентные свойства.
Мы поставили целью изучить вирулентные свойства паратифозных А штаммов, находящихся разное время (от ]/2 часа до 24 суток) в воде, хлорированной разными дозами (от 0,5 до 5 мг/л)у а также контрольных — как музейных, так и вегетировав-• ших в обычной воде.
Объектом наших исследований было 9 исходных штаммов и 30 хлорорезистент-ных вариантов, отобранных в процессе изучения хлорустойчивости 336 штаммов.
Опыты проведены по следующей методике. Стерильную водопроводную воду комнатной температуры, разлитую в колбы по 0,5 л, заражали паратифозными А микробами из расчета 100 тыс. микробных тел в 1 мл. После этого ее хлорировали 0,1% раствором хлорной извести из расчета 0,5, 1, 2, 3, 4 и 5 мг//1 активного хлора. Через 30 и 60 мин., 4, 24, 48 и 72 часа, а в опытах с длительным вегетированием паратифозных А микробов в хлорированной воде через 6, 12 и 24 суток отбирали пробы поды в количестве 1 мл и высевали на видоизмененную нами коллоидную среду Кру-пиной с гипосульфитом и плазмой. Посевы выращивали в термостате до появления роста. Затем из коллоидной среды обогащения делали высевы в объеме 5 капель на чашку с пластинчатым мясо-пептонным агаром с гипосульфитом и плазмой. Из выросших колоний выделяли чистые культуры и изучали их культуральные, морфологические, биохимические и антигенные свойства в ориентировочной реакции агглютинации с монорецепторными типоспецифическими салмонеллезными сыворотками.
Для изучения вирулентных свойств суточную агаровую культуру 'смывали физиологическим раствором. По стандарту ЦГНКИ готовили взвеси густотой 2 млрд. и 1 млрд. 500 млн. микробных тел в 1 мл. Каждую из полученных взвесей в объеме 0,5 мл вводили внутрибрюшинно 3 белым мышам весом 14—15 г. Зараженных животных наблюдали в течение 5 дней. Погибших вскрывали, из крови, печени, селезенки и почек делали посевы на чашки с 3% мясо-пептонным агаром. Затем изучали морфологические, культуральные и биохимические свойства культур, выделенных из органов мышей. Антигенные свойства исследовали в реакции агглютинации с монорецепторными сыворотками: соматическими I, II, IV, V, IX, X, XII; жгутиковыми неспецифическими 1, 2, 3 и специфическими а, б. I.
За единицу вирулентности условно принимали то наименьшее количество микроорганизмов, которое убивало 2/з зараженных мышей.
Все культуры, выделенные из органов погибших мышей, были типичными паратифозными А палочками, а те из них, которые были взяты в опыт с измененными биологическими свойствами, иногда даже восстанавливали исходные свойства вида. Большинство хлорустойчивых вариантов паратифозных А штаммов снизило степень вирулентности, однако варианты IV штамма не изменили своей вирулентности под влиянием хлорирования, а 2 варианта VII штамма даже повысили свою вирулентность. 1
8 Гигиена и санитария, № И
Минимальная смертельная доза (DLM) у них повысилась вдвое: вместо 500 млн. у исходного штамма до 250 млн. у хлорустойчивых вариантов.
Из общего количества 30 изученных хлорустойчивых вариантов 7 культур не изменили своей вирулентности. У 6 из них DLM, как и у исходных штаммов, была 500 млн., у 1 она была равна 250 млн. микробных тел.
Преобладающее большинство хлорустойчивых вариантов (21 из 30 исследуемых), выделенных через разные промежутки времени из хлорированной воды дозами, значительно превышающими хлорпотребность воды, снизило степень вирулентности. Это понижение было значительным, DLM хлорустойчивых вариантов была в пределах 500 млн. — 1 млрд. — 2 млрд. микробных тел против 250 млн. микробных тел у преобладающего большинства исходных штаммов. Из 21 хлорустойчивого варианта, снизившего вирулентные свойства, 14 понизили степень вирулентности в 2 раза, 3 варианта снизили вирулентность в 4 раза. Четыре варианта стали авирулентными — не убивали животных и в добавочных опытах, проведенных с микробной нагрузкой более 2 млрд. микробных тел. Это варианты, длительно вегетировавшие (от 6 до 24 суток) в хлорированной воде.
Следует отметить, что степень вирулентности почти всех и не потерявших вирулентности исследуемых штамм-вариантов была ниже, чем средняя, т. е. составляла 500 млн. и 1 млрд. микробных тел. По материалам М. А. Елшиной-Беликовой изучавшей вирулентность паратифозного А микроба, штаммами средней вирулентности условно считались такие, которые вызывали гибель мышей в дозе 250 млн. микробных тел.
Таким образом, изучение вирулентных свойств 9 исходных культур и 30 вегеги-ровавших в хлорированной воде вариантов показало, что у большинства из них в зависимости от применяемой дозы хлора и длительности вегетирования в хлорированной воде степень вирулентности значительно колеблется: у 21 хлорустойчивого варианта было отмечено снижение вирулентности, у 7 эти свойства не изменились и лишь у 2 установлено повышение степени вирулентности.
Тот факт, что хлорустойчивые варианты паратифозных А микроорганизмов с неизмененной и повышенной вирулентностью составляют почти Уз всего количества изученных вариантов, имеет большое значение при эпидемиологической оценке стертых форм заболеваний кишечными инфекциями, не исключающими возможной вероятности их водного происхождения в условиях недостаточного обезвреживания воды.
ЛИТЕРАТУРА
Дурихин В. И. В кн.: Сборник научных трудов Витебск, мед. ин-та, 1950, в. 3, стр. 134; 191. — Киченко М. Г., Сибиряков М. А. В кн.: Сборник научных работ Научно-исслед. ин-та коммунальной санитарии и гигиены. М., 1936, № 1, стр. 33. — К р у п и н а А. П. Об устойчивости и изменчивости бактерий кишечно-тифозного семейства в хлорированной воде. Дисс. канд. Л., 1947. — Lotze Н., ZbL Bact., I Abt. Orig, 1931, Bd. 121, S. 161. —Ulsamer О. В кн.: Ergebnisse der Hygiene, Bacterioliogie Immunatätsforschung und experimentelle Therapie. Berlin, 1926, Bd. 8, S. 661.
Поступила 21/IX 1963 r
УДК 613.632 : 615.9 : 669.297
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТОКСИЧНОСТИ
НЕКОТОРЫХ СОЕДИНЕНИЙ ГАФНИЯ
Я. А. Жилова
Кафедра гигиены труда I Московского ордена Ленина медицинского института
им. И. М. Сеченова
Гафний и его соединения (карбид, двуокись, хлорокись) применяют в промышленности для получения жароэлектроустойчивых и твердых сплавов в качестве легирующего элемента в сплавах на основе Си, Сг, N1, Со в производстве стекол специального назначения. В природе он встречается главным образом в виде небольших примесей к минералам, содержащим цирконий (альвит, малакан, циркелий и др.).
Несмотря на довольно широкое использование гафния и его соединений в промышленности, данные о влиянии этих веществ на организм крайне немногочисленны.
1 М. А. Е л ш и н а-Б е л и к о в а. Инвазионные свойства свежевыделенных паратифозных А штаммов. Дисс. Киев, 1947.