Научная статья на тему 'О ВИДАХ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ УРОВНЯ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ'

О ВИДАХ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ УРОВНЯ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
197
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЬ / ОЦЕНКА / ВИДЫ КОНТРОЛЯ / ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ОЦЕНИВАНИЕ / ФОРМАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ / СУММАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шентурк С.

Понятие «контроль и оценка» является неотъемлемой частью учебного процесса. Оно тесно связано со всеми компонентами учебного процесса. Контроль и оценка учебных достижений учащихся осуществляется с помощью видов, как его важной структурной единицы. В статье изложены традиционные виды контроля и новые виды оценивания, закрепленные в стандарте среднего общего образования Кыргызской Республики.The concept of "Monitoring and Evaluation" is an integral part of the educational process. It is closely associated with all components of the educational process. Monitoring and evaluation of students' achievements is realised by using different types. The article presents the traditional types of monitoring and new types of evaluation in the general secondary education standard of the Kyrgyz Republic.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О ВИДАХ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ УРОВНЯ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ»

5. Рагимов А.О., Зубкова Т.А., Мазиров М.А. Роль почвы в жизни общества Владимирской области///Вестник Алтайского государственного аграрного университета. -2014. -№ 6 (116). -С. 88-94

6. Рагимов, А. О. Бонитировочная оценка земель сельскохозяйственных угодий / А. О. Рагимов, е. М. Шентерова. // Современное общество, образование и наука. - 2013. - Тамбов - с. 93-94.

7. Рагимов, А. О. Эколого-функциональная роль почв в формировании уровня благополучия населения Владимирской области: диссертация ... кандидата биологических наук: 03.02.08 / Рагимов Александр Олегович; [Место защиты: Рос. гос. аграр. ун-т]. - Владимир, 2015. - 229 с.: ил.

8. Рагимов, А.О., Зубкова, Т.А., Мазиров, М.А. Роль почвы в жизни общества Владимирской области///Вестник Алтайского государственного аграрного университета. 2014. № 6 (116). С. 88-94

9. Романов В.В. Ландшафты Владимирской области. Ландшафты Мещерской провинции: учебное пособие / Владимирский гос универ. Владимир: Изд-во Влгу, 2013. - 136с

10.Трифонова Т.А., Романов В.В., 2000. Почвенно-ландшафтное районирование Владимирского ополья. Почвоведение, №9, М., С. 1074-1053.

Шентурк С., к.пед.н. доцент, проректор Международный университет Ататюрк-Алатоо Кыргызская Республика, г. Бишкек О ВИДАХ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ УРОВНЯ ДОСТИЖЕНИЙ

УЧАЩИХСЯ

Аннотация. Понятие «контроль и оценка» является неотъемлемой частью учебного процесса. Оно тесно связано со всеми компонентами учебного процесса. Контроль и оценка учебных достижений учащихся осуществляется с помощью видов, как его важной структурной единицы. В статье изложены традиционные виды контроля и новые виды оценивания, закрепленные в стандарте среднего общего образования Кыргызской Республики.

Ключевые слова: контроль, оценка, виды контроля, диагностическое оценивание, формативное оценивание, суммативное оценивание.

ON THE TYPES OF MONITORING AND ASSESSMENT OF STUDENT ACHIEVEMENT Annotation. The concept of "Monitoring and Evaluation" is an integral part of the educational process. It is closely associated with all components of the educational process. Monitoring and evaluation of students' achievements is realised by using different types. The article presents the traditional types of monitoring and new types of evaluation in the general secondary education standard of the Kyrgyz Republic.

Keywords: monitoring, evaluation, types of monitoring, diagnostic assessment, formative assessment, summative assessment.

Контроль и оценка - важное звено в структуре учебного процесса. Она тесно связана с целью обучения, с помощью контроля можно узнать, насколько достигнута поставленная цель, можно определить, что необходимо сделать для улучшения учебного процесса. Контроль знаний и умений учащихся тесно связан с содержанием обучения. Посредством контроля можно определить, как усвоен учебный материал, какие знания сформированы, какими умениями навыками обладает ученик, каковы его творческие способности и т.д. Поэтому контроль должен быть организован грамотно, объективно и методически правильно, от него зависит эффективность всей учебно-воспитательной работы.

Как показывает анализ, в настоящий момент имеются достаточное количество публикаций по вопросам контроля знаний и умений учащихся, однако появление новых тенденций и направлений обучения, новых достижений информационной технологии позволяют заново обратиться к проблемам контроля. С развитием теории и практики обучения подвергаются реформе и процесс контроля и оценки.

В литературе фундаментально исследованы роль и место контроля и оценки в учебном процессе, определены и теоретически обоснованы принципы и функции, виды, формы, методы и средства контроля знаний и умений учащихся. Несмотря на то, что вопросы контроля знаний и умений исследованы достаточно подробно, в существующей педагогической литературе его сущность и назначение в процессе обучения определяется по-разному. Это отмечается как в теоретических исследованиях по проблеме контроля знаний и умений учащихся в процессе обучения, так и в различных учебных пособиях по педагогике и методике преподавания различных

Понятие «контроль знаний и умений учащихся» Н.И. Тихонов охарактеризовал как систему получения и анализа данных, характеризующих состояние усвоения знаний на различных стадиях учебного процесса, и использование этих данных для управления дальнейшим обучением [1, с.4]. Сорокин Н.А. в учебнике «Дидактика» отмечал, что «в общепринятом понимании контроль знаний и умений учащихся означает проверку, систематический учет, а также наблюдение с целью контроля» [2, с.205]. Г.И.Щукина сформулировала определение контроля с позиции программированного обучения: «в учебном процессе контроль - это функция руководства и управления учебной деятельностью учащихся» [3, с.348]. Н.Ф.Талызина с точки зрения теории управления процессом усвоения знаний использует понятие «обратная связь», как заменяющее понятие «контроль» [4]. В других исследованиях обосновывается сущность контроля как процесс установления и разрешения противоречий между ходом обучения и наличным уровнем знаний и умений

учащихся [5; 6; 7].

Сопоставление содержания понятий «проверка» и понятия «контроль» позволяет выяснить, что понятие «контроль» представляется широким понятием, в сравнении с понятием «проверка», поскольку включает в себя систематический учет результатов проверки, непосредственно проверку знаний и умений учащихся, а также организацию наблюдений за деятельностью учащихся с использованием этих данных.

С развитием дидактических исследований полнее и глубже раскрывается понятие «контроль», поскольку этим объясняется сложность и многогранность этого понятия. Анализ показывает, что исследователи к определению контроля знаний подходят с различных позиций: а) с точки зрения целевых назначений; б) как этап обучения, на котором определяется объем и качество усвоения знаний; в) как процесс обнаружения и последовательного разрешения противоречий; г) как функции управления процессом обучения учащихся. Каждый исследователь подходит с точки зрения интереса своих исследований, выбирает для рассмотрения тот или иной аспект контроля.

В нашем исследовании важное место отводится рассмотрению вопроса о видах контроля и оценки знаний и умений учащихся, поскольку структура данного понятия пересматривается вследствие принятия новых нормативных документов, либо подвергается переработке содержание данного понятия в результате предложенных авторами работ.

Видом контроля понимается структурная единица процесса контроля, распределенная по этапам обучения. В дидактике выделены следующие виды контроля [2; 3; 4; 7; 8; 9].

1) Предварительный контроль. Этот вид контроля осуществляется в начале учебного года с целью определения предварительных знаний учащихся по важнейшим понятиям учебного предмета, в начале изучения тем или разделов с целью определения тех опорных знаний и умений, которые необходимы для успешного усвоения содержания учебного материала.

2) Текущий контроль осуществляется на каждом занятии. Целью текущего контроля является: выявление уровня знаний и умений, и закономерных связей при изучении темы; установление пробелов и причин возникновения пробелов; разработка комплекса действий по устранению пробелов. Данные контроля позволяют оперативно реагировать на имеющиеся пробелы, планировать и осуществлять коррекционные работы по ликвидации выявленных пробелов.

3) Пооперационный контроль. Заслуживает внимания выделение оперативного или пооперационного контроля, т.е. контроля каждых практических действий ученика по выполнению операций, или, как называется, по элементам знаний. Актуальность данной деятельности не вызывает сомнений, так как электронные обучающие курсы также

направлены на осуществление этих действий. В организации такого вида контроля, учитель получает оперативную информацию о самом факте и причинах возникновения затруднений учащихся, и на основе этого он выбирает способ их преодоления. Систематическое осуществление пооперационного контроля приучает учащихся к самоконтролю и анализу своих действий, что более отчетливо содействует совершенствованию всей системы контроля.

3) Тематический контроль означает выявление уровня знаний и умений учащихся по результатам изучения тем и параграфов. Его целью служит определение объема, структурных связей между понятиями, а также оценка уровня и качества знаний учащихся. Особенность тематического контроля заключается в изучении уровня и качества знаний учащихся, оказании им помощи для лучшего усвоения материала, поэтому в этом виде контроля преобладает оценочная и обучающая функции.

4) Особым видом является повторный контроль, который, как и текущий, имеет своей целью изучение состояния обучаемого. Повторный контроль способствует упорядочению, упрочению и систематизации знаний, дает возможность охарактеризовать динамику хода усвоения, диагностировать уровень прочности усвоения.

5) Итоговый контроль проводится в результате изучения целого раздела курса, в конце четверти или года. Оцениваются результаты учения учащихся, приобретенные ими знания на всех этапах дидактического процесса. Проверяются не только знания в виде фактов, понятий, представлений и законов, но и уровни воспроизведения, творческое применение этих знаний в различных ситуациях. Именно в этом виде контроля выявляется, насколько ученик сможет выделить существенные и несущественные свойства понятий, общие и отличительные признаки, сравнить, проанализировать и др. Цель такого контроля: определение качества усвоения учащимися учебного материала, характеристика степени усвоения содержания учебного предмета, оценка уровня их знаний.

В 2014 году в Кыргызской Республике принят новый стандарт среднего общего образования [10]. Стандарт нацелен на реализацию компетентностного подхода к обучению и в нем основной упор делается не на контроль знаний и умений учащихся, а на оценивание результатов обучения, основанных на ключевых и предметных компетенциях. Принятие понятия «оценивание» вместо традиционного термина «контроль» вызвано с необходимостью придания смысла демократичности в процессе выявления уровня достижений учащихся, усиления доли участия ученика в процессе оценивания.

Стандартом предусматривается осуществление диагностического, формативного, суммативного (текущего) и итогового видов оценивания [10; 11]. В частности, диагностическое оценивание осуществляет оценку уровня знаний и умений учащихся и проводится до начала учебного процесса (или в

начале изучения новых разделов школьного предмета). Оно проводится для того, чтобы иметь представление о том, что уже известно учащимся и что их больше интересует. Формативное оценивание нацелено на оценку промежуточных достижений учащихся и осуществляется в виде текущей оценки, выраженной в оценочных суждениях учителя, а также формирования так называемого «портфолио» учащегося». Суммативное оценивание предполагает оценку достижений учащихся по завершении обучения отдельных разделов школьного предмета. Формативная и суммативная виды оценок включают количественную и качественную составляющие и осуществляются с использованием специальной системы критериев. С их помощью оценивается только конкретная работа, выполненная учащимися, но не сам уровень его способностей. Отметка рассматривается как замер уровня освоения той или иной компетенции. Итоговое оценивание предусматривает оценку достижений учащихся по итогам освоения школьного предмета, и она выставляется по результатам суммативного оценивания.

Система учебных занятий в начальной школе имеет специфические особенности. Она должна быть построена таким образом, что в ней закладываются два уровня ожидаемых результатов. Первый уровень подготовленности должен быть достигнут по результатам обучения в 1-2 классах и успешность соответствующих достижений должна оцениваться безотметочно, с использованием только качественных и описательных способов оценивания. Второй уровень подготовленности должен быть достигнут по результатам обучения в 3-4 классах и успешность достижений оценивается с выставлением отметок. Новым является также то, что мониторинг достижений учащихся, согласно требованиям стандарта, должен осуществляться независимым агентством. Однако следует признать, что речь идет о достаточно сложной проблеме, требующей поиска соответствующих источников финансирования создаваемой новой службы и решения организационных вопросов, что позволяет прогнозировать ее внедрение в отдаленном будущем.

Для оценки ключевых компетентностей стандарт рекомендует разный перечень методов. Например, по итогам первого уровня подготовленности (1-2 классы) оценивание информационных (познавательных) компетенций рекомендуется осуществлять методом «качественной оценки». Оценивание социально-коммуникативных компетенций - методом «наблюдения» и компетенций, связанных с самоорганизацией и с решением возникших проблем - методом составления «карты личностного развития ученика». По итогам второго уровня развития (3-4 классы) оценивание информационных (познавательных) компетенций рекомендуется осуществлять методом «тестирования». Социально-коммуникативные компетенции оцениваются методом «анкетирования» и «наблюдения» и компетенций, связанных с самоорганизацией и с решением возникших проблем - методом составления

«карты личного развития ученика».

Использованные источники:

1. Тихонов Н.И. Контроль усвоения, его организация и эффективность при программированном обучении [Текст]: / Н.И. Тихонов. - М: Знание, 1967. -36 с.

2. Сорокин В.А. Дидактика: Учебное пособие для пединститутов [Текст]: / В.А. Сорокин. - М: Просвещение, 1974. - 222 с.

3. Педагогика школы [Текст]: / Под ред. Г.И. Щукиной. - М: Просвещение, 1977. - 384 с.

4. Талызина Н.Ф. Контроль и его функции в учебном процессе [Текст]: / Н.Ф. Талызина //Советская педагогика. - М., 1989. - №3. - С.11-18.

5. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников [Текст]: / Ш.А. Амонашвили. - М: Педагогика, 1984. -206 с.

6. Перовский Е.И. Проверка знаний учащихся в средней школе [Текст]: / Е.И. Перовский. - М., 1960. - 511 с.

7. Харламов И.Ф. Педагогика [Текст]: / И.Ф. Харламов / Учебное пособие.

- М., 1990. - 575 с.

8. Оконь В. Введение в общую дидактику. Перевод с польского Л.Г.Кошкуревича, Н.Г.Горина [Текст]: / В. Оконь. - М., Высшая школа, 1990. - 381 с.

9. Кадневский В.М. Традиционные и инновационные средства оценивания и контроля в образовании [Текст]: / В.М.Кадневский, С.К.Калдыбаев,

B.Д.Полежаев, М.В. Полежаева / Монография. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2012.

- 320 с.

10. Государственный образовательный стандарт среднего общего образования Кыргызской Республики [Текст]: / В книге «Настольная книга работника образования Кыргызской Республики». - Б.: 2015. - С. 89-106.

11. Калдыбаев С.К. Основы педагогического оценивания [Текст]: /

C.К.Калдыбаев, А.М.Мамытов, С.И. Иптаров / Учебно-методический комплекс по направлению направлениям педагогического образования по профилю подготовки бакалавров. - Бишкек, 2014. - 180 с.

Шентурк С., к.пед.н. доцент, проректор Международный университет Ататюрк-Алатоо Кыргызская Республика, г. Бишкек ОБ УРОВНЕ УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА Аннотация. Процесс учебного познания складывается из нескольких этапов. Каждое закрепленное состояние характеризует тот или иной уровень усвоения. Уровень усвоения стал предметом исследования многих ученых отечественной и зарубежной педагогики. В статье проведен анализ исследований и нормативных документов по проблеме уровня усвоения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.