Научная статья на тему 'Развитие содержания и структуры государственного образовательного стандарта школьного образования в Кыргызской Республике'

Развитие содержания и структуры государственного образовательного стандарта школьного образования в Кыргызской Республике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
220
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / STATE EDUCATIONAL STANDARD / ЗНАНИЯ / KNOWLEDGE / УМЕНИЯ И НАВЫКИ / SKILLS / ТРЕБОВАНИЯ / REQUIREMENTS / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCE / ОЦЕНКА / EVALUATION / СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ / ASSESSMENT SYSTEM / ИТОГОВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АТТЕСТАЦИЯ / FINAL STATE CERTIFICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калдыбаев Салидин Кадыркулович, Шентурк Сулейман

В Кыргызской Республике необходимость стандартизации образования вызвана вследствие возникновения различных форм обучения, что позволило поставить вопрос о создании единого образовательного пространства, об обеспечении равного уровня образования для всех выпускников образовательных учреждений. В статье проанализированы содержание и структуры государственных стандартов, принятых в различные годы. Приведены основные идеи и компоненты нового стандарта среднего общего образования Кыргызской Республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Калдыбаев Салидин Кадыркулович, Шентурк Сулейман

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORIOGRAPHY OF THE PROBLEMS OF FORMATION OF READINESS OF FUTURE TEACHERS TO PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL COLLABORATION IN THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION

The necessity of standardization of education in Kyrgyz Republic was caused by emergence of different forms of education, which allow creating a single educational space, providing an equal education level for all graduates of educational institutions. The article discusses the development of standards of school education of the Kyrgyz Republic. The content and structure of state standards adopted in various years was analyzed. The basic ideas and the components of the new standard of secondary education of the Kyrgyz Republic are represented.

Текст научной работы на тему «Развитие содержания и структуры государственного образовательного стандарта школьного образования в Кыргызской Республике»

КОНСУЛЬТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТА

DOI 10.7442/2071-9620-2016-8-2-10-17

УДК 371.214 ББК 74.202.3

С.К. Калдыбаев, С. Шентурк

(Международный университет Ататюрк Алатоо,

г. Бишкек, Кыргызская Республика)

РАЗВИТИЕ СОДЕРЖАНИЯ И СТРУКТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

В Кыргызской Республике необходимость стандартизации образования вызвана вследствие возникновения различных форм обучения, что позволило поставить вопрос о создании единого образовательного пространства, об обеспечении равного уровня образования для всех выпускников образовательных учреждений. В статье проанализированы содержание и структуры государственных стандартов, принятых в различные годы. Приведены основные идеи и компоненты нового стандарта среднего общего образования Кыргызской Республики.

Ключевые слова: государственный образовательный стандарт, знания, умения и навыки, требования, компетентность, оценка, система оценивания, итоговая государственная аттестация.

S.K. Kaldybaev, S. Shenturk (Ataturk International University, Alatoo, Bishkek, Kyrgyz Republic)

HISTORIOGRAPHY OF THE PROBLEMS

OF FORMATION OF READINESS

OF FUTURE TEACHERS TO PROFESSIONAL

AND PEDAGOGICAL COLLABORATION IN THE SYSTEM

OF HIGHER EDUCATION

The necessity of standardization of education in Kyrgyz Republic was caused by emergence of different forms of education, which allow creating a single educational space, providing an equal education level for all graduates of educational institutions. The article discusses the development of standards ofschool education of the Kyrgyz Republic. The content and structure of state standards adopted in various years was analyzed. The basic ideas and the components of the new standard of secondary education of the Kyrgyz Republic are represented.

Keywords: state educational standard, knowledge, skills, requirements, competence, evaluation, assessment system, the final state certification.

Введение. Рыночная экономика предъявила качественно новые требования к кадровому ресурсу в Кыргызстане. Стало известно, что кадры, подготовленные в условиях традиционной системы обучения, стали не соответствовать требованиям рынка труда. Конкурентоспособность на современном рынке труда во многом стала зависеть от способности работника приобретать и развивать умения, навыки, которые могут применяться к целому ряду ситуаций. Общественность стала понимать, что успешная профессиональная карьера специалиста прямым образом связана с его готовностью осваивать новые технологии, адаптироваться к иным условиям труда, решать новые профессиональные задачи.

Еще в конце ХХ века было ясно, что школа, ориентированная исключительно на академические и энциклопедические познания выпускника, с точки зрения новых запросов рынка труда, стала устаревать. Вхождение в рыночную экономику предполагало принципиальной реорганизации цели образования. Страна нуждалась в новой системе образования, соответствующей требованиям рынка труда. В этой связи выход из создавшейся ситуации был виден в том, что образование должно нацеливаться на формирование у выпускника ключевых компетентностей, которые, в свою очередь, могут стать ответом системы образования на требования государства и общества. Другими словами, потребовалось смещение акцента на компетент-ностный подход в образовании.

В этих условиях появилась необходимость в принятии ряда нормативных документов, нацеленных на нормативность системы образования, регулирующих деятельность системы образования в новых экономических условиях. В принятом Законе Кыргызской Республики «Об образовании» впервые введено понятие «государственный образовательный стандарт» и вместе с тем появилась необходимость в переходе к системному управлению образованием. Таким об-

разом, были созданы предпосылки для замены устоявшейся практики соответствующим нормативным документам - стандартам, выступающим как инструмент правового регулирования отношений субъектов системы образования, с одной стороны, и государства, и общества - с другой.

Временный государственный стандарт общего образования. В соответствии с законодательством Кыргызской Республики государственные образовательные стандарты выступают как важнейший нормативный правовой акт, устанавливающий систему норм и правил, обязательных для исполнения в любом образовательном учреждении, реализующем основные образовательные программы.

В 1995 году коллективом авторов была разработана концепция обновления содержания предметного образования в свете реализации «Закона об образовании в Кыргызской Республике» [4]. В 1995 году в Институте образования Кыргызской Республики создан рабочий коллектив и разработан временный государственный стандарт общего образования. Принятая концепция служила методологической основой разработки государственных образовательных стандартов. Стандартизация содержания образования предполагала формирование обязательного минимума содержания основных образовательных программ, определения максимального объема допустимой учебной нагрузки, установления официальных государственных требований, предъявляемых к уровню подготовки выпускника, а также формы документов, удостоверяющих освоение обучающимися соответствующих образовательных программ. Предписывалось внедрение государственных образовательных стандартов на соответствующие уровни образования и его обязательность выполнения всеми видами образовательных учреждений вне зависимости от форм получения образования. Был заметен развивающий потенциал обра-

ГО

4

I

ГО

н о

о

0

1 _0

5

н го ш о

СО

го

ю о

ф ц

¡5 13

" Ё?

£ "

ГО ф

5 ^

О

е §

£ ^

^ -О

О. ^

Ь ш

^ к

11

12

§ 2

^ я

о ГО

ф О.

Ю

(3 О

° о

¡1 £

ш 5

я °

го

О. Э

ср

ф

ЕЗ

с;

со ф

го ю .0 ч с;

го ^

О

зовательных стандартов, нацеленных на развитие системы образования в условиях быстро меняющейся среды. В особенностях принятого временного государственного образовательного стандарта следует отметить следующее:

1) впервые была разработана концепция о государственном образовательном стандарте как о нормативно-правовом документе системы образования;

2) определены содержание и структура государственного образовательного стандарта: концепция стандарта; базисный учебный план; стандарты по учебным предметам; система измерения;

3) выдвинута идея о нормировании учебного процесса посредством стандарта;

4) определены основные положения, которые должны быть включены в состав стандарта: обязательный минимум усвоения содержания образования; требования к уровню подготовленности выпускников; учебная нагрузка учащихся.

В начале XXI века мир вступил в период громадных изменений глобального масштаба, охватывающих по существу все страны. Переход к постиндустриальному обществу резко ускорил процессы глобализации, усилил взаимозависимость стран и культур, активизировал международную кооперацию и разделение труда.

Новыми нормами в этих условиях становятся:

1) жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы;

2) жизнь в условиях поликультурного общества, выдвигающая повышенные требования к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности. Ускорителем этих процессов стали

новые информационные технологии, открывающие неограниченный доступ к информации, что принципиально меняет

возможности коммуникации, порождающие иные возможности для принятия решений, требующие критического восприятия информации, выработки собственной позиции. Современному человеку в течение жизни приходится неоднократно менять сферу занятости и осваивать новые профессии. Это приводит к тому, что на смену ведущего при построении и развитии образовательных систем лозунга «Образование для жизни» приходит лозунг «Образование на протяжении всей жизни».

Государственный стандарт школьного образования. Появление новых требований вынуждает отвечать на них реформой образовательных систем, осуществляемой сегодня во многих странах мира. Они предполагали разработки новых нормативных документов, которые отражают эти требования и предлагают меры для удовлетворения их. Постановлением Правительства Кыргызской Республики №554 от 23.07.2004 года был принят «Государственный образовательный стандарт школьного образования» [2]. Принятый стандарт имел некоторое преимущество по сравнению с временным стандартом по основным признакам.

1. Новый стандарт включает: обязательный минимум для освоения в образовательной программе; цели образования и требования к уровню подготовки школьников. Обязательный минимум для освоения опирается на деятель-ностный подход. Ориентация образовательного стандарта на результат делает понятие результата образования принципиальным элементом концепции. Если стандарт 90-х годов провозглашал «зна-ниевую» парадигму, в которой целью образования была передача учащемуся определенной суммы знаний, а главным элементом образовательного процесса -репродукция этих знаний, то деятель-ностный подход к освоению образовательной программы предусматривал формирование таких умений и способностей, как анализ, синтез, сравнение, оценка, классификация.

2. Обобщенные способы деятельности, общие учебные умения определены как самостоятельный блок; в стандарте отмечена необходимость реализации компетентностного подхода.

3. Сделана попытка систематизации требований к уровню подготовки школьников. Расположение учебной деятельности по уровням сложности согласовано с логикой изучения учебных предметов. Требования состояли из следующих частей: а) знание/понимание; б) овладение навыками; в) применение освоенных знаний и умений.

Предполагается, что при таком подходе учебный предмет строится как система знаний, свойств и отношений, которая осваивается в ходе целенаправленно организованной учебной деятельности. Видно, что стандарт 2004 года предоставил возможность для осуществления деятельностного подхода в системе образования Кыргызстана.

Таким образом, стратегические документы по развитию образования Кыргызской Республики были приняты с позиций обеспечения образования человека в течение всей жизни, обеспечения равного доступа к образованию, повышения эффективности использования ресурсов, которые направлены на раскрытие талантов и потенциала каждого человека и на развитие личности обучающихся. Такая позиция совпадает с позицией Всемирного форума по образованию ЮНЕСКО [1]. Основная идея, принятая в форуме, состояла в обеспечении образования для всех и в широком использовании ресурсов для улучшения жизни людей и общества.

Госстандарт среднего общего образования. Новые вызовы ХХ века, обусловленные глобализацией во всех сферах жизни общества, послужили основанием для модернизации не только содержания школьного образования, предусматривающего переход от знание-вого подхода к компетентностному, но и осознания реальной необходимости развития связей и партнерских отношений школ с семьями, экономическими круга-

ми, ассоциациями, деятелями культуры и другими.

Эти идеи способствовали разработке и принятию в 2014 году Государственного образовательного стандарта среднего общего образования Кыргызской Республики [3]. Госстандарт представляет собой систему документов, в которых отражаются общие требования к системе образования и конкретные модели управления образовательным процессом. Отмечено, что госстандарт обеспечивает реализацию заявленных целей во всех образовательных областях на всех уровнях школьного образования, регулирует образовательный процесс и обеспечивает переход от государственной (ведомственной) ответственности за образование к становлению образования как системы, получающей социальный заказ и несущей ответственность перед обществом за качество образования. Следовательно, госстандарт провозглашает изменение сфер ответственности каждого из участников образовательного процесса - представителей органов управления образованием, администрации и учителей школ, самих учащихся, а также представителей гражданского общества для достижения определенных образовательных результатов. С этой целью органы управления образованием при выработке политики в области образования могут вовлекать в разработку стратегических, программных документов и нормативных правовых актов представителей бизнес-сообществ, общественных и неправительственных организаций, родителей, самих обучающихся.

Госстандарт призван сформировать новый подход к организации обучения в условиях личностно-ориентирован-ной школы. В таких условиях организации обучения система образования будет строиться на основе учета индивидуальных способностей и интересов самих учащихся. Важным обстоятельством является также то, что внедрение госстандарта будет сопровождаться со значительными изменениями в содержа-

ГО

4

I

ГО

н о

о

0

1 _0

5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

н го ш о

СО

го

ю о

ф ц

¡5 13

" Ё?

£ "

ГО ф

5 ^

О

2 "

£ ^

^ -О

О. ^

Ь ш

^ к

11

12

§ 2

^ я

о ГО

ф О.

Ю

о О

° о

¡1 £

ш 5

я °

ГО =5

О. Э

ср

ф

ЕЗ

с;

со ф

го ю .0 ч с;

го ^

О

нии школьного образования, в технологиях обучения учащихся и в управлении системой образовательного процесса. Другими словами, происходит уточнение ценностей современного школьного образования, ориентированного на конечный результат. Моделирование нового содержания школьного образования в госстандарте связаны со следующими обстоятельствами:

1) выделено семь образовательных областей - языковая, социальная, математическая, естественнонаучная, технологическая, искусство и культура здоровья; уточнение миссии, содержания каждого предмета школьного образования в Кыргызстане в настоящее время осуществляется в пределах вышеуказанных образовательных областей;

2) основные условия и вызовы для образования, связанные с необходимостью повышения конкурентоспособности экономики кыргызстана, освоения новых технологий, развития технологического мышления обусловили применять компетентностный подход к обучению; определены ключевые и предметные компетентности, определяемые в соответствии с социальным, государственным и профессиональным заказом, и призванные отражать соответствующие ценности и результат обучения; в качестве ключевых выделены информационная, социально-коммуникативная компетентности и компетентности, связанные с самоорганизацией и с разрешением возникших проблем [3, с. 10-11]. Информационная компетентность

предполагает готовность ученика использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности, делать аргументированные выводы, Информационная компетентность позволяет ученику принимать осознанные решения на основе критически осмысленной информации.

Социально-коммуникативная компетентность означает готовность уча-

щегося соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп, цивилизованно отстаивать свою точку зрения на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т.п.) других людей. Смысл данной компетентности состоит также в готовности получать в диалоге необходимую информацию и представлять ее в устной и письменной форме для разрешения личностных, социальных и профессиональных проблем. Она позволяет использовать ресурсы других людей и социальных институтов для решения задач.

Самоорганизация и разрешение проблем представляет собой готовность обнаруживать противоречия в информации, учебной и жизненной ситуациях и разрешать их, используя разнообразные способы, самостоятельно или во взаимодействии с другими, а также принимать решения о дальнейших действиях; 3) компетентности формируются при осуществлении учащимся разных видов деятельности (образовательной, социальной) как в процессе обучения в учебном заведении, так за его пределами. В связи с этим одной из важнейших задач школы становится формирование определенной образовательно-культурной среды, в которой живет и развивается учащийся. Основными направлениями в подготовке учащегося становятся самостоятельная работа, учебное и научное исследование, проектирование, эксперимент. Для этого школа должна предоставлять соответствующие условия:

а) учебный процесс должен быть ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности учащегося за организацию и результаты своей деятельности;

б) учащиеся должны быть включены в осуществление разных видов образовательной деятельности в процессе обучения и в проведении проектной,

исследовательской, социальной работы во внеурочной и внеклассной деятельности;

в) должны быть созданы ситуации для приобретения учащимися опыта постановки и достижения целей;

г) должны быть обеспечена возможность постоянной корректировки индивидуальной образовательной траектории учащегося на основе оценивания;

д) педагоги школы должны демонстрировать компетентностный подход в образовательной и воспитательной деятельности;

4) в госстандарте приведены также и уровни сформированности ключевых компетенций. Первый уровень компетенций называется репродуктивным и характеризуется умением учащихся следовать заданному образцу (заданному алгоритму выполнения действий). Второй уровень (продуктивный) характеризуется способностью выполнять простую по составу деятельность, применять усвоенный алгоритм деятельности в другой ситуации. Третий уровень (креативный) подразумевает осуществление сложносоставной деятельности с элементами самостоятельного конструирования собственной деятельности и ее обоснованием. На каждой ступени обучения предполагается овладение учащимися компетентностями всех уровней в соответствии с его индивидуальными особенностями и с учетом образовательных условий;

5) международный опыт показывает, что одним из направлений, способствующих внедрению личностно-ориентированного обучения, является использование современных форм и способов оценивания. В госстандарте предусмотрено организация диагностического, формативного, суммативного и итогового видов оценивания. В частности, диагностическое оценивание предусматривает оценку уровня знаний и умений учащихся до начала учебного процесса

(или в начале изучения новых разделов школьного предмета). Оно выявляет уровень первичных знаний и умений учащихся на какой-либо стадии обучения предмету, которое помогает учителю правильно организовать дальнейший процесс обучения. Формативное оценивание - это оценивание учебных достижений учащихся с целью внесения изменений в процесс обучения и формирования компетентности учащегося путем постоянного и целенаправленного улучшения его образовательных результатов. Этот вид оценивания способствует улучшению обучения. Оно дает возможность учителю отслеживать процесс продвижения учащихся к их образовательным целям и помогает учителю корректировать учебный процесс на ранних этапах, а ученику -осознать большую степень ответственности за свое образование, отслеживать собственный прогресс и планировать дальнейшие шаги с помощью учителя.

Суммативное оценивание предусматривает оценку достижений учащихся по завершении обучения отдельных разделов школьного предмета. Формативная и суммативная виды оценок включают количественную и качественную составляющие и осуществляются с использованием специальной системы критериев. С их помощью оценивается только конкретная работа, выполненная учащимися, но не сам уровень его способностей. Отметка рассматривается как замер уровня освоения той или иной компетенции. Итоговое оценивание выполняет функцию оценки достижений учащихся по итогам освоения школьного предмета, и она выставляется по результатам сум-мативного оценивания; 6) система учебных занятий в начальной школе имеет специфические особенности. Она должна быть построена таким образом, что в ней закладываются два уровня ожидаемых результатов. Первый уровень подготовленности должен быть достигнут по результатам обучения в 1-2 клас-

ГО

4

I

ГО

н о

о

0

1 _0

5

н го ш о

СО

го

ю о

ф ц

¡5 13

" Е? о

я ф

5 ^

О

2 §

£ ^

^ -О

О. ^

Ь ш

^ к ¡11

12

§ 2

^ я

о ГО

ф О.

ч ю

о О

° о

¡1 £

* с

ш 5

я °

го

О. Э

сах и успешность соответствующих достижений должна оцениваться без-отметочно, с использованием только качественных и описательных способов оценивания. Второй уровень подготовленности должен быть достигнут по результатам обучения в 3-4 классах и успешность достижений оценивается с выставлением отметок. Еще одна особенность госстандарта состоит в том, что по окончании начального обучения, основной и старшей школы будет осуществлен независимый мониторинг результатов обучения;

7) для оценки ожидаемых достижений учащихся госстандарт рекомендует разный перечень методов. Например, по итогам первого уровня подготовленности (1-2 классы) оценивание информационных компетенций рекомендуется осуществлять методом «качественной оценки», социально-коммуникативных компетенций - методом «наблюдения» и компетенций, связанных с самоорганизацией и с решением возникших проблем - методом составления «карты личностного развития ученика». По итогам второго уровня развития (3-4 классы) оценивание информационных компетенций рекомендуется осуществлять методом «тестирования», социально-коммуникативных компетенций - методом «анкетирования» и «наблюдения» и компетенций, связанных с самоорганизацией и с решением возникших проблем - методом составления «карты личного развития ученика».

Заключение. На основании вышеизложенных положений можно констатировать, что в Кыргызской Республике предпринимаются конструктивные шаги по стандартизации школьного образования. В связи с этим следует отметить, что содержание школьного образования в Кыргызской Республике обновляется на новых концептуальных основах, оно совершенствуется с учетом требований новых социально-экономических отношений и вызовов времени. Предполагается, что стандартизация школьного образования повлечет за собой модернизацию образовательного процесса, включая модернизацию методов и средств оценивания учебных достижений учащихся. Библиографический список:

1. Концепция обновления предметного образования в школах Кыргызской Республики. - Бишкек, 1993. - 225 с.

2. Государственный образовательный стандарт школьного образования Кыргызской Республики / Постановление Правительства Кыргызской Республики №554 от 23 июля 2004 г. / Кутбилим, 13.08.2004.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Всемирный форум ЮНЕСКО по образованию // [Электронный ресурс]: www.unesco.kz.

4. Государственный образовательный стандарт среднего общего образования Кыргызской Республики // [Электронный ресурс]: ш-ш/96691.

Поступила 18.04.16

ср

ф

3

о

со ф

го ю _о

с;

го ^

О

Об авторах:

Калдыбаев Салидин Кадыркулович, директор института социальных и естественных наук «Международный университет Ататюрк Алатоо» (Кыргызская Республика, г. Бишкек, ул. Анкара (Горького), д. 1/8), доктор педагогических наук, профессор, kaldibaev@rambler.ru

Шентурк Сулейман, проректор «Международный университет Ататюрк Алатоо» (Кыргызская Республика, г. Бишкек, ул. Анкара (Горького), д. 1/8), suleiman.shenturk@ iaau.edu.kg

Для цитирования: Калдыбаев С.К., Шентурк С. Развитие содержания и структуры государственного образовательного стандарта школьного образования в Кыргызской республике // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2016. Т. 8. № 2. С. 10-17. DOI: 10.7442/2071-9620-2016-8-2-10-17

References:

1. The concept of an of subject education update in schools of the Kyrgyz Republic. Bishkek, 1993. [in Russian]

2. State educational standard of the school education of the Kyrgyz Republic. Resolution №554 of the Government of the Kyrgyz Republic of July 23, 2004. Kutbilim. [in Russian]

3. UNESCO World Education Forum // [Electronic resource]: www.unesco.kz/education/ cdrom/ssdkz/topic4/dakar_doklad.htm

4. State educational standard of secondary education of the Kyrgyz Republic // [Electronic resource]: www.cbd.minjust.gov.kg [in Russian]

About the authors:

Kaldybaev Salidin Kadyrkulovich, Director, Institute of Social and Natural Sciences, International University of Ataturk Alatoo (Kyrgyz Republic, Bishkek, ul. Ankara (Gorkiy), 1/8), Doctor of Sciences (Education), Professor, kaldibaev@rambler.ru

Shenturk Suleiman, Prorector, International University of Ataturk Alatoo (Kyrgyz Republic, Bishkek, ul. Ankara (Gorkiy), 1/8), suleiman.shenturk@iaau.edu.kg

For citation: Kaldybaev S.K., Shenturk S. Development of content and structure of the state educational school education standard in the Kyrgyz republic // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. 2016. Vol. 8. No. 2. Р. 10-17. DOI: 10.7442/2071-9620-2016-8-2-10-17

ro

x

ro I— о

о i_ о x _0

5 i— ro m о

CO

ro

ю о

<u ц

¡5 i3

fc £?

о

S-

5 ^

О >s

e s

is ^

^ -0

О. bi

ij m

s к

Si 1

Is

S 2

^ Я

о ГО

ф d.

d ю

(3 О

° о

р £

* £

ш 5

я °

ГО =i

Q_ Э

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.