Научная статья на тему 'О системе оценивания в школьном образовании Кыргызстана'

О системе оценивания в школьном образовании Кыргызстана Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2201
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНИВАНИЕ / СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ И ВНУТРЕННИЕ СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ВИДЫ ОЦЕНИВАНИЯ / ОЦЕНИВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛ / МОНИТОРИНГ / EVALUATION / ASSESSMENT SYSTEM / DOMESTIC AND INTERNATIONAL COMPARATIVE STUDIES / TYPES OF ASSESSMENT / EVALUATION OF THE ACTIVITIES OF SCHOOLS / MONITORING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калдыбаев Салидин Кадыркулович

Рассмотрены компоненты системы оценивания школьного образования Кыргызской Республики и основные их характеристики. Раскрыты цели и задачи оценивания в классе, их особенности. Выделены особенности оценивания деятельности школ, основные положения самооценивания. Показаны возможности внутреннего и внешнего оцениваний образовательных достижений обучающихся на уровне системы образования. На основе анализа системы оценивания предложены приоритеты ее развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the content of the components of evaluation of school education system of the Kyrgyz Republic, and their main characteristics. The authors characterize goals and objectives of classroom assessment, and mechanisms of their implementation. The article provides the features of evaluation activities of schools, and the main provisions of schools' self-evaluation. It discusses the possibilities of internal and external assessment of students' educational achievements and offers its development priorities.

Текст научной работы на тему «О системе оценивания в школьном образовании Кыргызстана»

О СИСТЕМЕ ОЦЕНИВАНИЯ В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ КЫРГЫЗСТАНА

КАЛДЫБАЕВ САЛИДИН КАДЫРКУЛОВИЧ

Директор, Институт социальных и естественных наук Международного университета Ататюрк-Алатоо Кыргызской Республики, д-р пед. наук, профессор e-mail: [email protected] Бишкек, Кыргызская Республика

АННОТАЦИЯ. Рассмотрены компоненты системы оценивания школьного образования Кыргызской Республики и основные их характеристики. Раскрыты цели и задачи оценивания в классе, их особенности. Выделены особенности оценивания деятельности школ, основные положения самооценивания. Показаны возможности внутреннего и внешнего оцениваний образовательных достижений обучающихся на уровне системы образования. На основе анализа системы оценивания предложены приоритеты ее развития.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: оценивание, система оценивания, международные и внутренние сравнительные исследования, виды оценивания, оценивание деятельности школ, мониторинг.

EVALUATION SYSTEM IN SCHOOL EDUCATION OF KYRGYZSTAN

SALIDIN KALDYBAEV

Director, Institute of Social and Natural Sciences of International Ataturk-Ala-Too University of Kyrgyz Republic, Doctor of Science (Education), Professor e-mail: [email protected] Bishkek, Kyrgyz Republic

ABSTRACT. The article describes the content of the components of evaluation of school education system of the Kyrgyz Republic, and their main characteristics. The authors characterize goals and objectives of classroom assessment, and mechanisms of their implementation. The article provides the features of evaluation activities of schools, and the main provisions of schools' self-evaluation. It discusses the possibilities of internal and external assessment of students' educational achievements and offers its development priorities.

KEY WORDS: evaluation, assessment system, domestic and international comparative studies, types of assessment, evaluation of the activities of schools, monitoring.

ВВЕДЕНИЕ

Оценивание является инструментом отслеживания образовательных результатов на всех ступенях школьного образования. Выявляя наиболее острые проблемы и стремясь найти пути их решения, оценивание в образовании превращается в инструмент улучшения его качества. В современном мире оно становится одним из важнейших условий реформы системы образования и существенным фактором, способным влиять на ее развитие. Как и в других постсоветских странах, в Кыргызстане предпринимаются меры по разработке надежной, валидной и справедливой системы оценивания. Можно с уверенностью сказать, что это будет способствовать эффективному реформированию всей образовательной системы республики.

НЕОБХОДИМОСТЬ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ В КЫРГЫЗСТАНЕ

За последнее десятилетие в системе образования Кыргызстана наблюдается расширение объектов и предметов оценивания. В школьном образовании получают распространение различные виды оценивания в классе, переводные экзамены, национальные выпускные экзамены на аттестат зрелости, альтернативные тесты Национального центра тестирования, олимпиады, внутренние и внешние исследования по оцениванию достижений обучающихся [7]. Наша страна приняла участие в международном сравнительном исследовании на основе выборок PISA-2006 и PISA-2009. В рамках программы READ Кыргызстан принял участие в оценивании SABER (2009-2014 годы), а также стал предметом обширного обзора Всемирного банка/ОЭСР в 2010 году. Кроме того, в 2014 году Кыргызстан вошел в число участников проекта «Целевая группа по показателям обучения», реализуемого Институтом статистики ЮНЕСКО и Центром универсального образования Брукингского института США. Этот проект охватывает 118 стран и направлен на выработку единого подхода к оцениванию образовательных достижений обучающихся по семи школьным образовательным областям.

Как показывают результаты международного исследования Р^А-2006 и Р^А-2009, а также Национального выборочного оценивания образовательных достижений обучающихся 4-х и 8-х классов (НООДУ-2007 и НООДУ-2009), современная система обучения Кыргызстана не обеспечивает качество образования, отвечающее современным мировым требованиям, не способна формировать готовность обучающихся к жизни. Предоставляемые в школе знания не имеют практической направленности, а большинство обучающихся не могут использовать их в жизни [4, 5, 6]. Одними из основных причин этого являются преобладание в нашей системе образования «знаниевого подхода» и академической направленности обучения, недостаточное внимание к формированию практико-ориенти-рованных знаний и умений за пределами учебных ситуаций и эффективному использованию полученных знаний.

Известно, что в Кыргызской Республике имеется определенный опыт в различных сферах оценивания, однако этот опыт не направлен на создание единой, последовательной и надежной системы оценивания образовательных достижений обучающихся, которая бы стимулировала повышение качества образования. Становится очевидно, что необходима смена моделей обучения, а вместе с ней и моделей оценивания.

Как отмечено в Концепции развития образования в Кыргызской Республике до 2020 года, основная цель современного общего образования Кыргызстана заключается в формировании ключевых и предметных компетентностей школьника через доступное и качественное образование [2]. Все это является основанием для пересмотра требований к результатам обучения как составной части стандарта образования. Изменение целей, структуры и содержания образования ведет к необходимости разработки новых стандартов и соответствующих подходов к оцениванию образовательных результатов обучающихся. Образовательный процесс, ориентированный на результат обучения и направленный на развитие компетентностей, предполагает использование новых методов и средств обучения и оценивания.

СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ. ОЦЕНИВАНИЕ НА УРОВНЕ КЛАССА

В государственном образовательном стандарте общего среднего образования отмечено, что система оценивания - основное средство измерения достижений и диагностики проблем обучения, осуществления обратной связи, оповещения учеников, учителей, родителей, государственных

и общественных структур о состоянии, проблемах и успехах образования [3]. В нем определены три вида оценивания на уровне:

• класса;

• школы;

• системы.

Главной целью первого уровня является получение информации о продвижении обучающихся и принятие мер для оказания помощи в изучении учебных предметов. Развитие данной методологии может быть достигнуто путем внедрения новых подходов к оцениванию, которые основаны на следующих положениях:

1. Необходимо создать условия, при которых ученик является активным субъектом непрерывного оценивания. Критерии оценивания должны быть заранее известны обучающимся, необходимо создать возможность для самооценивания и взаимного оценивания.

2. Объектом оценивания должны быть все учебные действия школьника. Оценивание должно ориентироваться на анализ уровня понимания, оценивание значения того или иного материала и применение обучающимися усвоенных знаний в различных ситуациях, в том числе неопределенных или непривычных.

3. Необходимо анализировать состояние обученности каждого ученика в классе, вводить в практику целеполагание, непрерывную обратную связь, позволяющую вовремя корректировать недостатки или неверные шаги в обучении, комментировать результаты учебной деятельности школьника, а также влиять на приобретение ценностей в процессе обучения.

4. Оценивание в классе должно помогать успешному усвоению учебного материала. Необходимо тесное сотрудничество обучающегося, учителя и родителей в определении и достижении цели обучения. Должен оцениваться прогресс каждого обучающегося по отношению не к классу, а к самому себе. Необходимо создать условия для того, чтобы оценивание в классе было объективным и комфортным для обучающегося, мотивировать его на успех.

На уровне класса предполагается проведение диагностического, формативного и суммативного видов оценивания [1, 3].

Диагностическое оценивание осуществляется на конкретном этапе обучения и служит для определения первоначального базового уровня каждого обучающегося. Его целью является оценка уровня сформирован-ности предварительных знаний, умений, навыков и способов деятельности, которые необходимы для качественного усвоения учебного материала. Диагностическое оценивание используется для оценки прогресса

обучающегося в течение учебного года. Учитель проводит сопоставление начального уровня сформированности компетентностей ученика с достигнутыми результатами. Результаты диагностического оценивания регистрируются в виде описаний, которые обобщаются учителем. Они служат основой для внесения коррективов и совершенствования учебного процесса путем постановки задач обучения для учителя и учебных задач для обучающегося.

Формативное оценивание - это оценивание промежуточных учебных достижений обучающихся с целью внесения изменений в процесс обучения и формирования их компетентности путем постоянного и целенаправленного улучшения их образовательных результатов. Этот вид оценивания способствует улучшению обучения. Оно дает возможность учителю отслеживать процесс продвижения обучающихся к их образовательным целям и помогает ему корректировать учебный процесс на ранних этапах, а обучающемуся - осознать большую степень ответственности за свое образование, отслеживать собственный прогресс и планировать дальнейшие шаги с помощью учителя.

Для проведения формативного оценивания учителю рекомендуется использовать различные формы и методы оценивания. Их выбор зависит от цели проведения оценочной деятельности. Формами и средствами оценивания являются: устное или письменное задание, практическая работа, учебный проект, кейс-задания, портфолио и др.

Суммативное оценивание - определение уровня учебных достижений обучающихся за конкретный период времени. Оно проводится в конце изучения темы, предмета и раздела, четверти или учебного года. При проведении суммативного оценивания учитель и обучающийся соотносят уровень учебных достижений по отношению к ожидаемому результату, заявленному в государственных стандартах образования. Суммативное оценивание проводится с целью установления степени достижения обучающимся результатов по каждой из ступеней обучения, выраженных в овладении им определенным уровнем ключевых и предметных компетентностей, которые учитель может надежно опознать и оценить. Суммативное оценивание состоит из текущего, промежуточного и итогового.

Оценивание на уровне школы. Оценивание деятельности школы - это определение с помощью диагностических и оценочных процедур степени соответствия ресурсов, образовательного процесса, образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. Основными целями оценивания деятельности школ являются:

• получение объективной информации о состоянии качества образования в школе, тенденциях его развития;

• информирование всех участников образовательного процесса и общественности о качестве образования в школе;

• выявление сильных и слабых сторон деятельности школ для совершенствования управления качеством образования, внедрения в практику инновационных технологий обучения и развития школьников.

Создание системы оценивания школ происходит в период введения образовательных стандартов нового поколения и перехода на компетентность^ подход к обучению, нацеленных на обеспечение качества образования. В связи с этим ставится задача создать систему получения объективной информации о состоянии школ, направленную на улучшение их деятельности. Объективное оценивание предполагает переход от традиционных способов сбора данных к педагогическому мониторингу, под которым понимается специально организованное, непрерывное отслеживание функционирования и развития образовательного процесса, его условий и результатов с целью своевременного принятия адекватных управленческих решений на основе анализа собранной информации и педагогического прогноза.

В процессе оценивания деятельности школ выявляются качество организации образовательного процесса, уровень реализации образовательных программ, профессиональная компетенция педагогических кадров и их деятельность по обеспечению надлежащих результатов образования, индивидуальные достижения обучающихся, показатели общешкольных достижений в обеспечении качества образования. Оценивание деятельности школ осуществляется на основе системы показателей и индикаторов, характеризующих основные аспекты качества образования (качества результатов, условий, процесса). Школа обеспечивает проведение оценочных процедур, разработку и внедрение модели системы оценки качества, а также учет и дальнейшее использование полученных результатов.

Для оценивания деятельности школы могут быть привлечены профессиональные и общественные эксперты. Требования к экспертам, привлекаемым к оценке деятельности школ, устанавливаются нормативными документами, регламентирующими реализацию процедур оценки качества образования.

Самооценивание школы. Самооценивание является основным элементом управления качеством образования на уровне школ и представляет собой систематическую процедуру внутреннего оценивания. Оно проводится всеми представителями школьного сообщества с целью полу-

чения информации о состоянии школы как образовательной организации и выработки стратегии и тактики изменений в ее деятельности, направленных на ее развитие и улучшение, а также преодоление имеющихся проблем.

При самооценивании происходит сбор информации о состоянии образовательной системы школы и разработка программы изменений в ней, которые обеспечат ее развитие и улучшение. Устанавливается соответствие между предполагаемым и реальным состоянием процессов, условиями и результатами деятельности образовательной организации. По результатам самооценивания выявляются проблемы и определяются пути их решения, а также изучается динамика изменения объектов оценки, что позволяет спрогнозировать пути дальнейшего развития школы с точки зрения заранее согласованных приоритетов.

Оценивание на уровне системы. Данный уровень интегрирует все другие направления в области оценивания и является одним из важнейших инструментов измерения качества образования в стране на том или ином этапе. Оценивание на уровне системы проводится с целью получения достоверной и объективной информации о системе образования в целом и позволяет решать следующие задачи:

• мониторинг познавательных процессов, мотивированности, компетентности учебных результатов обучающихся;

• получение ясной и всеобъемлющей информации о процессах, происходящих в образовательной системе;

• максимальное применение информации на системном уровне для улучшения качества;

• развитие аналитического потенциала в стране.

Оценивание на уровне системы может быть проведено в виде внутреннего и внешнего исследований образовательных достижений обучающихся. Они связаны с различными подходами к процессу изменений в целом и в образовательных организациях в частности. Внешнее оценивание имеет дело с общими изменениями, происходящими в системах образования. Этот подход отражает изменения по принципу сверху вниз. Изменения при внутреннем оценивании происходят снизу вверх и инициируются учителями или школами, т.е. теми структурами, которые определяют направление своей деятельности. Необходимо создать единую площадку для диалога между школами, Министерством образования и науки Кыргызской Республики, обществом в целом.

С помощью сравнительных исследований можно определить текущее состояние образования на разных его уровнях: класса, школы, региона,

страны, согласовать образовательные цели с целями и задачами оценивания. Это предполагает участие учреждений, осуществляющих как образовательную, так и оценочную деятельность, и разделение ответственности между ними. Проведение национальных исследований по оценке достижений обучающихся, а также регулярное участие в международных крупномасштабных исследованиях позволяют построить в Кыргызстане систему мониторинга качества образования, на основе которой можно проводить всесторонний анализ данных оценивания с использованием научного инструментария, обеспечить эффективное применение результатов оценивания с целью повышения качества образования.

Оценивание системы образования должно стать одним из приоритетов формирования образовательной политики, а разработку программ выборочного оценивания достижений обучающихся необходимо осуществлять на регулярной основе с выделением необходимых финансовых средств из бюджета. Для более эффективного решения проблем образования Кыргызстан должен продолжать проведение национальных исследований достижений школьников и принимать участие в международных сравнительных исследованиях на регулярной основе, проводя глубокий анализ их результатов. Институционализация НООДУ и МООДУ достигается путем создания политических основ проведения данного исследования, обеспечения регулярного государственного финансирования для покрытия основных видов деятельности.

Результаты оценивания не должны использоваться для выработки управленческих решений по наказанию и поощрению. Ранжирование школ ничего не говорит о том, почему баллы обучающихся высоки или низки, оно вызывает упрощенные и вводящие в заблуждение сравнения, которые игнорируют конкретные обстоятельства, влияющие на те или иные результаты деятельности каждой школы. Кроме того, ранжирование школ отвлекает педагогов и общественность от решения важнейшего вопроса о путях улучшения качества обучения. Результаты олимпиад также не должны влиять на рейтинг школы. Результаты оценки и анализа на уровне системы образования надо применять для установления эффективности ее функционирования в достижении основных образовательных целей, прежде всего направленных на формирование успешного гражданина страны.

По результатам внутренних и внешних исследований должны проводиться:

• мероприятия для разработки политики в области образования;

• системное и эффективное применение результатов оценивания для улучшения образования;

• разработка стандартов оценивания в соответствии с целями, содержанием обучения для различных образовательных уровней;

• разработка, статистический анализ и психометрическая экспертиза инструментов оценивания на научной основе;

• выработка рекомендаций по изменению учебных планов и программ, корректировке методологии и методик преподавания;

• поддержка обратной связи для мониторинга на уровне общенациональных и местных органов управления образовательными учреждениями;

• широкое ознакомление общественности с результатами исследований и мониторинга, использование результатов оценивания для определения дальнейших шагов в области реформирования образования.

Приоритеты в системе оценивания. При создании системы оценивания необходимо сосредоточиться на следующих приоритетах:

1. Применение целостного подхода. Различные компоненты и виды оценивания и анализа должны составлять единое целое. Это создает синергию между компонентами, помогает избежать дублирования и предотвращает несостоятельность целей.

2. Соответствие анализа и оценивания образовательным целям. Анализ и оценка должны способствовать достижению образовательных целей и основных задач обучения. Прежде всего это соответствие оценивания основным принципам образовательной системы и образовательным целям; выбор соответствующих видов оценивания и анализа в зависимости от той или иной цели; обеспечение четкого понимания целей образования всеми участниками этого процесса.

3. Сосредоточение на улучшении методов обучения и оценивания. Главной задачей оценивания и анализа его результатов является улучшение практики обучения школьников в классе. Все виды анализа и оценки должны иметь образовательное значение и приносить практическую пользу тем, кто в них участвует, особенно обучающимся и учителям.

4. Основное внимание - обучающимся. Так как основной целью анализа и оценки является улучшение образовательных результатов школьников, им необходимо уделять основное внимание. Они должны в полной мере участвовать в своем обучении и быть в состоянии оценить свои успехи (что также является ключевым для непрерывного обучения). Важно также оценивать более долгосрочные результаты обучения, в том числе развитие критического мышления, социальных компетенций. Таким образом, показатели эффективности должны быть комплексными и опираться как на количественные, так и на качественные данные.

5. Создание потенциала на всех уровнях. Создание эффективной системы оценки и анализа требует развития потенциала на всех уровнях системы образования.

Особое внимание следует уделять:

• подготовке учителей, владеющих современными методами, приемами и технологиями оценивания учебных достижений школьников;

• внедрению в программы курсов повышения квалификации учителей тематики, способствующей овладению ими ключевыми навыками применения современных методов, приемов и технологий, а администрации школ - компетенциями в области применения навыков управления данными, а также направленными на развитие лидерских навыков и менеджерских качеств.

6. Управление потребностями на местах. Документы по анализу и оцениванию должны иметь сбалансированное соответствие между последовательно реализуемыми образовательными целями на уровне системы и конкретными потребностями областей, районов и школ. Создание национальных параметров оценивания на уровне системы предполагает гибкие подходы к удовлетворению местных потребностей.

7. Успешное планирование, формирование консенсуса между всеми участниками образовательного процесса. Рамочные документы по оцениванию должны опираться на достоверный анализ проводимой образовательной политики и передовой практики, что может потребовать выполнения пилотных исследований и экспериментов. Значительные усилия следует направить на достижение консенсуса между всеми заинтересованными сторонами, что обусловит гораздо большую вероятность понимания и принятия потенциальных и планируемых изменений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Система оценивания, разрабатываемая в настоящее время в Кыргызстане, опирается на новые направления развития системы образования, выработанные в концепциях и стратегиях развития образования Кыргызской Республики до 2020 года, в государственном стандарте общего среднего образования. Развитие позитивной политики обучения и оценивания на всех его уровнях будет способствовать созданию в Кыргызстане культуры оценивания в образовании.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Калдыбаев, С. К. Основы педагогического оценивания : учебное пособие по подготовке бакалавров (направление «Педагогическое образование») / С. К. Калдыбаев, А. М. Мамытов, С. И. Иптаров. - Бишкек : KIRland, 2014. - 180 с.

2. Концепция развития образования в Кыргызской Республике до 2020 года. Стратегия развития образования в Кыргызской Республике на 20122020 годы. План действий по реализации Стратегии образования в Кыргызской Республике на 2012-2014 годы в качестве первого трехлетнего плана по реализации Стратегии развития образования в Кыргызской Республике на 2012-2020 годы. - Бишкек : Министерство образования и науки Кыргызской Республики, 2012. - 119 с.

3. Настольная книга работника образования Кыргызской Республики / под рук. Э. К. Сариевой. - Бишкек, 2015. - 324 с.

4. Национальное оценивание образовательных достижений учащихся (НООДУ). Отчет об основных результатах оценивания. - Бишкек, 2010. -242 с.

5. Отчет центра оценки в образовании и методов обучения об исследовании PISA-2006. - Бишкек : Центр оценки в образовании и методов обучения, 2008. - 220 с.

6. Учимся для жизни: что знают и умеют учащиеся. PISA 2009. Результаты международного сравнительного исследования функциональной грамотности 15-летних учащихся. - Бишкек : Центр оценки в образовании и методов обучения, 2011. - 240 с.

7. Kaldybaev, S. Development of student achievement assessment system in Kyrgyzstan / S. Kaldybaev // VII International Conference "Building Cultural Bridges: Integrating Languages, Linguistics, Literature, Translation, Journalism, Economics and Business into Education". - Almaty, 2015. - P. 223.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.