Научная статья на тему 'О весомости критериев при выборе поставщиков'

О весомости критериев при выборе поставщиков Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
243
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ПОСТАВЩИК / МЕТОДИКА ВЫБОРА / ВЕСОМОСТЬ КРИТЕРИЕВ

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Бородаева Маргарита Геннадьевна, Вирченко Рената Ренатовна, Борисова Людмила Викторовна

В статье рассматриваются элементы методики выбора поставщика. Приводятся расчетные данные весомости критериев второго и третьего уровня иерархии задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О весомости критериев при выборе поставщиков»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700X_

продукции как продовольственного, так и непродовольственного назначения вывоз из РО преобладает над ввозом [5, с. 359].

Проводимая политика регионального сотрудничества направлена на развитие и укрепление экономических связей с регионами УФО, создание благоприятного инвестиционного климата для осуществления взаимовыгодных проектов, сотрудничество в различных сферах деятельности и, как следствие, укреплению единого экономического пространства. Список использованной литературы:

1. Борисова, Л.В. Некоторые аспекты анализа развития товарных рынков [Текст] / Л.В. Борисова, В.П. Димитров, Н.П. Семенюк // Вестник Дон. гос. техн. ун-та.- 2011. - Т11, № 8. - С. 1255 - 1260.

2. Борисова, Л.В. Статистический анализ товарооборота Ростовской области с регионами России [Текст] / Л.В. Борисова, В.П. Димитров// Ростов н/Д: Издательский центр ДГТУ, 2015.- 175 с.

3. Борисова, Л.В. Информационное обеспечение мониторинга товарных рынков [Текст] / Л.В. Борисова, В.П. Димитров, Н.П. Семенюк// Научный журнал КубГАУ, 2011. - №7 (07) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ej .kubagro.ru/2011/07/pdf/48.pdf.

4. Димитров, В.П. Анализ динамики товарооборота Ростовской области с субъектами РФ [Текст] / В.П. Димитров, Л.В. Борисова, Н.П. Семенюк, М.С. Зотова // Состояние и перспективы развития сельскохозяйственного машиностроения: материалы 5 междунар. науч.-практ. конф., 29 февр. -1 марта. -Ростов н/Д. - 2012. - С. 400 - 404.

5. Борисова, Л.В. Анализ товарооборота по видам продукции [Текст] / Л.В. Борисова, В.П. Димитров// Состояние и перспективы развития сельскохозяйственного машиностроения: сб. ст. 8-й междунар. науч.-практ. конф., 3-6 марта. - Ростов н/Д, - 2015. - С.355 - 360.

© Борисова Д.В., 2016

УДК 658

Бородаева Маргарита Геннадьевна

магистрант кафедры «Управление качеством» ДГТУ

г. Ростов-на-Дону РФ E-mail: kaf-qm@donstu.r Вирченко Рената Ренатовна магистрант кафедры «Управление качеством» ДГТУ

г. Ростов-на-Дону РФ E-mail: kaf-qm@donstu.r Борисова Людмила Викторовна зав. кафедры ЭММ ДГТУ г. Ростов-на-Дону РФ E-mail: kaf-qm@donstu.ru

О ВЕСОМОСТИ КРИТЕРИЕВ ПРИ ВЫБОРЕ ПОСТАВЩИКОВ

Аннотация

В статье рассматриваются элементы методики выбора поставщика. Приводятся расчетные данные весомости критериев второго и третьего уровня иерархии задачи.

Ключевые слова Поставщик, методика выбора, весомость критериев

Одной из важных задач, возникающих при функционировании любого производственного

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700X_

предприятия, является выбор поставщика сырья или комплектующих. Эта задача является многокритериальной. Причем используемая информация имеет как количественный, так и качественный характер. В связи с этим поиск новых подходов к решению задачи является актуальным. Для нивелирования отмеченных особенностей задачи, в частности нечеткости входной информации для принятия решения, целесообразно использовать подход, основанный на нечетком логическом выводе [2]. Эффективным методом обработки субъективных суждений лица, принимающего решения, является метод анализа иерархий (МАИ). Практическая реализация МАИ осуществляется в несколько этапов [4]. При решении задачи выбора поставщиков на первом (высшем) уровне находится общая цель: «Выбрать поставщика». На втором уровне находятся группы критериев для выбора поставщиков: 1 - «Общие данные», 2 - «Условия поставки продукции», 3 - «Анализ работы за прошедшие периоды». На третьем уровне иерархии находятся частные критерии, уточняющие показатели второго уровня. В 1 группу входят 11 критериев, во 2 группу -14 критериев, в 3 группу - 16 критериев [1].На четвертом (нижнем) уровне иерархии находятся альтернативы - варианты решения (потенциальные поставщики). После выполнения работ на этапе иерархического представления проблемы необходимо установить приоритеты критериев и оценить каждую из альтернатив по критериям, выявив тем самым самую предпочтительную из них. Для количественного определения сравнительной важности факторов или результатов в проблемной ситуации необходимо составить матрицу парных сравнений [3]. Оценки компонент собственного вектора е1, е2, ..., еп матрицы парных сравнений определяются как

еп - Пап1ап2--апп

Для расчета вектора локальных приоритетов (Ы, Ь2, ..., Ьп) используется нормализация компонент вектора матрицы парных сравнений. Одним из способов определения приоритетов является вычисление геометрического среднего. В табл. 1 - 3 представлены результаты экспертных оценок и расчет вектора приоритета для оценки весомости признаков различных уровней иерархии.

Таблица 1

Значения вектора приоритетов для 2 уровня иерархии

Факторы 2 уровня иерархии Вектор приоритетов

Группа 1 "Общие данные" 0,238

Группа 2 "Условия поставки продукции" 0,625

Группа 3 "Анализ работы за прошедшие периоды" 0,136

Значения вектора приоритетов для критериев 1 группы

№ критерия 1-1 1-2 1-3 1-4 1-5 1-6 1-7 1-8 1-9 1-10 1-11

Значения вектора приоритетов 0,143 0,080 0,029 0,152 0,096 0,080 0,072 0,044 0,072 0,080 0,152

Таблица 1

Значения вектора приоритетов для критериев 2 группы

Таблица 2

№ критерия 1-1 1-2 1-3 1-4 1-5 1-6 1-7 1-8 1-9 1-10 1-11 1-12 1-13 1-14

Значения вектора приоритетов 0,270 0,101 0,054 0,101 0,030 0,012 0,054 0,054 0,054 0,054 0,054 0,054 0,054 0,055

Значения вектора приоритетов для критериев 3 группы

Таблица 3

№ критерия 1-1 1-2 1-3 1-4 1-5 1-6 1-7 1-8

Значения вектора 0,043 0,088 0,136 0,095 0,072 0,052 0,122 0,043

приоритетов

Продолжение табл. 3

№ критерия 1-9 1-10 1-11 1-12 1-13 1-14 1-15 1-16

Значения вектора 0,129 0,022 0,022 0,088 0,022 0,022 0,022 0,022

приоритетов

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700X

Таким образом, в результате анализа установлены численные значения весомости рассматриваемых критериев (вектор приоритетов). Использовать полученные данные целесообразно при построении функций принадлежности нечетких множеств при создании базы знаний экспертной системы, основанной на нечетком логическом выводе [5].

Список использованной литературы:

1. Борисова Л.В. Постановка задачи оценки удовлетворенности поставщиками [Текст] / Л.В. Борисова, Р.Р. Вирченко // Состояние и перспективы развития сельскохозяйственного машиностроения: сб. ст. 9-й междунар. науч.- практ. конф., 2 - 4 марта. 2016.- Ростов н/Д. - ДГТУ. - 2016.- С. 376 - 381.

2. Борисова Л.В., Димитров В.П. Особенности формализации знаний при логико-лингвистическом описании сложных технических систем [Текст] / Л.В. Борисова, В.П. Димитров. // Ростов н/Д, РГАСХМ, 2006.- 207 с.

3. Борисова Л.В. Методы анализа и оценки в менеджменте качества [Текст] / Л.В. Борисова, В.П. Димитров,: учеб. пособие. Рек. УМО по автотрактор. и дорож. спец. Ростов н/Д, 2009. - 200 с.

4. Саати Т. Аналитическое планирование. Организация систем [Текст]/ Саати Т., Кернс К. // Пер. с англ. -М., Радио и связь, 1991. - 224 с.

5. Димитров, В.П. Методика оценки согласованности моделей нечетких экспертных знаний [Текст] / В.П. Димитров, Л.В. Борисова, И.Н. Нурутдинова// Вестник ДГТУ.- 2010.- Т10, № 2 (45) .- С. 205-216.

© Бородаева М.Г., Вирченко Р.Р., Борисова Л.В., 2016

УДК 330.34

Варавва Маргарита Юрьевна

канд. экон. наук, ст. преподаватель РЭУ им. Г.В. Плеханова

(Оренбургский филиал), г. Оренбург E-mail: margur2010@mail.ru Лазарева Оксана Сергеевна канд. экон. наук, доцент РЭУ им. Г.В. Плеханова

(Оренбургский филиал), г. Оренбург E-mail: alexlz56@me.com

РАЗВИТИЕ СФЕРЫ УСЛУГ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ СЕРВИСНОЙ

ЭКОНОМИКИ В РОССИИ

Аннотация

В статье делается акцент на важность и необходимость для современной России развивать нематериальные сектора экономики, в частности, сферу услуг как альтернативу сырьевым отраслям, потенциал которых уже исчерпан. Анализ состояния экспорта услуг иллюстрирует то, что Россия прочно заняла конкурентные ниши по ряду информационных и софтовых сервисов.

Ключевые слова

Сервисная экономика, сервизация, сфера услуг, кастомизация, ИТ-услуги.

Большинство современных высокоразвитых стран мира активно осваивают новые технико-технологические хозяйственные уклады, основу которых составляют интеллектуальные продукты. высокие технологии и развитая индустрия различных услуг. Сфера услуг в таких странах динамично развивается и инициирует не только высокую занятость населения, но и новые виды деловой активности. В настоящее время самый важный этап экономического развития - сближение сервиса и производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.