Научная статья на тему 'Некоторые аспекты анализа товарооборота Ростовской области по группам продукции'

Некоторые аспекты анализа товарооборота Ростовской области по группам продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
106
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ТОВАРООБОРОТ / ПОКАЗАТЕЛЬ СРАВНИТЕЛЬНОГО ПРЕИМУЩЕСТВА / ПРОДУКЦИЯ НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Панфилова Ольга Викторовна

В статье рассматриваются некоторые аспекты анализа товарооборота Ростовской области с федеральными округами РФ. В частности приводятся данные о показателе сравнительного преимущества в торговле по одной из основных товарных групп продукции непродовольственного назначения за период с 2010 по 2014 годы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты анализа товарооборота Ростовской области по группам продукции»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 ISSN 2410-700X_

своем, предприниматели редко обращаются за помощью в данные структуры, поскольку существует боязнь бумажной волокиты и недоверие бюрократической системе в целом. На наш взгляд - это основная проблема взаимодействия бизнеса и подобных институтов. Малые предприятия настолько погружены в вопросы выживания на рынке и в свою каждодневную деятельность по производству товаров и услуг, взаимодействию с поставщиками, клиентами, расширению сбыта, что им просто некогда изучать институциональную систему, которая должна им содействовать. Данное противоречие требует разрешения, поскольку взаимодействие предпринимательства с государственными и негосударственными институтами действительно приносит пользу.

Кроме того, существуют и другие проблемы в данной сфере. В 2016 году на территории Ставропольского края действуют 19 государственных программ с общим объемом финансирования - 138,1 млрд. руб., ни одна из которых прямо не направлена на развитие малого и среднего бизнеса. Существующая программа «Экономическое развитие и инновационная экономика» лишь косвенно касается развития малого и среднего предпринимательства.

Также уполномоченными органами исполнительной власти Ставропольского края принята 21 отраслевая стратегия развития. Среди их полного перечня также нет стратегий по развитию малого и среднего бизнеса, что говорит о недостаточном внимании со стороны руководства Ставропольского края к такому важному звену экономики.

Несмотря на официальную статистику положительной динамики показателей развития субъектов малого и среднего бизнеса в крае, предпринимательство нуждается в большем внимании со стороны региональных властей, в более эффективной поддержке через механизмы льготного субсидирования, налоговых послаблений, повышения уровня информированности, предоставления госзаказов и др. Важно помнить, что малый бизнес несет оздоровление всей экономической системе государства в целом, являясь естественным и эффективным решением многих значимых социально-экономических и политических проблем.

Список использованной литературы:

1. Глебова И. С., Садыртдинов Р. Р. Государственное регулирование малого и среднего предпринимательства: Учебное пособие. - Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2011. - 326 с.

2. Джавадова О. М. Приоритетные направления государственной поддержки малого бизнеса. // Сборник научных статей по материалам Международной научно-практической конференции «Правовые и социально-экономические проблемы современной России: теория и практика». г. Пенза, МНИЦ ПГСХА 2012.

3. Джавадова О. М., Сысоева Ю.А. Совершенствование инфраструктуры поддержки малого предпринимательства IV Международная научно-практическая конференция «Информационные системы и технологии как фактор развития экономики региона» Ставрополь, март СтГАУ, 2013

4. Карасевич Е.В. Правовые аспекты развития малого и среднего предпринимательства в регионе (на примере Ставропольского края) / Общество и право. - № 5(27). -2009. С. 146- 150.

© Омельченко Л.Ф.,2016

УДК 338.2

Панфилова Ольга Викторовна

доцент кафедры ЭММ ДГТУ, г. Ростов-на-Дону, РФ

E-mail: kaf-qm@donstu.ru

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ТОВАРООБОРОТА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ГРУППАМ ПРОДУКЦИИ

Аннотация

В статье рассматриваются некоторые аспекты анализа товарооборота Ростовской области с

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 ISSN 2410-700X_

федеральными округами РФ. В частности приводятся данные о показателе сравнительного преимущества в торговле по одной из основных товарных групп - продукции непродовольственного назначения за период с 2010 по 2014 годы

Ключевые слова

Товарооборот, показатель сравнительного преимущества, продукция непродовольственного назначения

Ответственным этапом статистического исследования при анализе региональных товарных рынков, обеспечивающих достоверность конечных выводов, является этап статистического наблюдения. Мониторинг позволяет регистрировать количественные характеристики, оценивать их, оперативно выявлять результаты воздействия на параметры рынка различных факторов. Анализ результатов мониторинга позволяет делать заключения об эффективности мер по его управлению, регистрировать потенциальных и фактических регионов-экспортеров (импортеров) [1, с. 1255].

Для анализа показателя сравнительного преимущества Ростовской области в торговле по видам товарных групп с федеральными округами РФ нами использовался показатель сравнительного преимущества к±, который определяется по формуле [2, с. 12]:

(Выв - Вв.) - (Выв - Вв/Выв< + Вв' _ ' \ Выв + Вв

где ВРП - валовой региональный продукт, млрд. руб., Вывг- - объем вывоза 1-й товарной группы, млрд. руб., Ввг- - объем ввоза 1-й товарной группы, млрд. руб., Выв - общий объем вывоза товаров из РО, млрд. руб., Вв - общий объем ввоза товаров в РО, млрд. руб.

Рассмотрим информацию о показателе сравнительного преимущества Ростовской области в торговле по одному из основных видов товарных групп -продукции непродовольственного назначения (НПРН) (рис. 1 - 5) [3, с. 355].

Продукция НПРН

_ 1000 p " ВРП

ЦФО С-ЗФО С-КФО ЮФО ПФО УФО СФО ДФО

□ Ряд1 4,36 3,18 0,52 -4,65 1,89 3,29 3,54 0,05

Рисунок 1 - Значения показателя сравнительного преимущества в торговле продукцией НПРН в 2010 году

Продукция НПРН

А

7 л

г Г V

Рисунок 2 - Значения показателя сравнительного преимущества в торговле продукцией НПРН в 2011 году

5

0

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 ISSN 2410-700X

Продукция НПРН

10 5 0

Рисунок 3 - Значения показателя сравнительного преимущества в торговле продукцией НПРН в 2012 году

Продукция НПРН

5

-20- ЦФО С-ЗФО С-КФО ЮФО ПФО УФО СФО ДФО

□ Ряд! -19,07 2,69 0,08 -7,28 0,25 3,07 1,15 -0,59

Рисунок 4 - Значения показателя сравнительного преимущества в торговле продукцией НПРН в 2013 году

Продукция НПРН

Рисунок 5 - Значения показателя сравнительного преимущества в торговле продукцией НПРН в 2014 году

Статистические показатели рассчитывались на основе базы данных программной системы [4, с. 163].

Сравнительный анализ данных по изменению товарообмена продукции непродовольственного назначения выявил, что за предыдущие пять лет показатель сравнительного преимущества значительно снизился. Эта картина характерна для Приволжского, Уральского и Сибирского федеральных округов. Если в 2010 - 2011 годах преимущество было характерно для Центрального ФО, то в дальнейшем наблюдается резкое уменьшение данного показателя. Наблюдается рост сравнительного преимущества для рассматриваемой группы товаров только для Северо-Западного ФО

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 ISSN 2410-700X_

Результаты мониторинга товарооборота Ростовской области с федеральными округами Российской Федерации являются основой для дальнейшего анализа товарных рынков с точки зрения макроэкономического ракурса и разработки рекомендаций для формирования стратегии устойчивого развития региона, что позволяет выявлять наиболее активно сотрудничающих субъектов, приоритетные группы товаров, ориентированных на импорт/экспорт, а также прослеживать колебания в объемах товарооборота.

Список использованной литературы:

1. Борисова Л.В., Димитров В.П., Семенюк Н.П. Некоторые аспекты анализа развития товарных рынков // Вестник Дон. гос. техн. ун-та.- 2011.- Т11, № 8.- С. 1255 - 1260.

2. Блудова, С.Н. Региональные кластеры как способ управления внешнеэкономическим комплексом региона [Текст]/ С.Н. Блудова // Вестник СевКавГТУ.- 2004.- № 2(13). - С. 10 - 23.

3. Борисова, Л.В. Анализ товарооборота по видам продукции [Текст]/ Л.В. Борисова, В.П. Димитров// Состояние и перспективы развития сельскохозяйственного машиностроения: сб. ст. 8-й междунар. науч.-практ. конф., 3 - 6 марта. - Ростов н/Д, 2015. - С. 355 - 360.

4. Борисова, Л.В. Статистический анализ товарооборота Ростовской области с регионами России [Текст]/ Л.В. Борисова, В.П. Димитров// Ростов н/Д: Издательский центр ДГТУ, 2015.- 175 с.

© Панфилова О.В., 2016

УДК 338.24.01

Попова Ирина Валентиновна,

студент группы ЗМЭП-2 ФГБОУ ВО «Керченский государственный морской технологический университет»

г. Керчь, РФ Е-mail: irinapopova 19.01@gmail. com

РОЛЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

Аннотация

В статье представлены видение автора о роли стратегического управления предприятия в современных условиях рыночной экономики. Отдельное внимание уделено сравнению оперативного управления на предприятии и стратегического управления, а также даны основные их характеристики.

Ключевые слова Стратегия, развитие, стратегическое управление, рыночная экономика, оперативное управление, структура, анализ.

Становление рыночной экономики, как основной, вызвало появление новейшего для российского предпринимательства понятия стратегия развития предприятия.

Данное понятие имеет несколько определений:

- стратегия концентрации сил (ресурсов, средств и т.п.) на определенном направлении;

- стратегия последовательности действий (шаги, этапы, пути) для достижения цели.

Стратегия развития предприятия - это объединение ресурсов и средств, в поэтапных действиях на достижение цели. В условиях малоустойчивой экономики, замедленного платежного оборота, высокого уровня инфляции, нестабильности и несовершенства налоговой системы, политической и социальной нестабильности, а также неопределенности, недостаточного квалификационного менеджмента на предприятиях и организациях аспекты, касающиеся разработки стратегии развития, весьма актуальны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.