Научная статья на тему 'Развитие сферы услуг как условие формирования сервисной экономики в России'

Развитие сферы услуг как условие формирования сервисной экономики в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2683
305
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
СЕРВИСНАЯ ЭКОНОМИКА / СЕРВИЗАЦИЯ / СФЕРА УСЛУГ / КАСТОМИЗАЦИЯ / ИТ-УСЛУГИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Варавва Маргарита Юрьевна, Лазарева Оксана Сергеевна

В статье делается акцент на важность и необходимость для современной России развивать нематериальные сектора экономики, в частности, сферу услуг как альтернативу сырьевым отраслям, потенциал которых уже исчерпан. Анализ состояния экспорта услуг иллюстрирует то, что Россия прочно заняла конкурентные ниши по ряду информационных и софтовых сервисов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие сферы услуг как условие формирования сервисной экономики в России»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700X

Таким образом, в результате анализа установлены численные значения весомости рассматриваемых критериев (вектор приоритетов). Использовать полученные данные целесообразно при построении функций принадлежности нечетких множеств при создании базы знаний экспертной системы, основанной на нечетком логическом выводе [5].

Список использованной литературы:

1. Борисова Л.В. Постановка задачи оценки удовлетворенности поставщиками [Текст] / Л.В. Борисова, Р.Р. Вирченко // Состояние и перспективы развития сельскохозяйственного машиностроения: сб. ст. 9-й междунар. науч.- практ. конф., 2 - 4 марта. 2016.- Ростов н/Д. - ДГТУ. - 2016.- С. 376 - 381.

2. Борисова Л.В., Димитров В.П. Особенности формализации знаний при логико-лингвистическом описании сложных технических систем [Текст] / Л.В. Борисова, В.П. Димитров. // Ростов н/Д, РГАСХМ, 2006.- 207 с.

3. Борисова Л.В. Методы анализа и оценки в менеджменте качества [Текст] / Л.В. Борисова, В.П. Димитров,: учеб. пособие. Рек. УМО по автотрактор. и дорож. спец. Ростов н/Д, 2009. - 200 с.

4. Саати Т. Аналитическое планирование. Организация систем [Текст]/ Саати Т., Кернс К. // Пер. с англ. -М., Радио и связь, 1991. - 224 с.

5. Димитров, В.П. Методика оценки согласованности моделей нечетких экспертных знаний [Текст] / В.П. Димитров, Л.В. Борисова, И.Н. Нурутдинова// Вестник ДГТУ.- 2010.- Т10, № 2 (45) .- С. 205-216.

© Бородаева М.Г., Вирченко Р.Р., Борисова Л.В., 2016

УДК 330.34

Варавва Маргарита Юрьевна

канд. экон. наук, ст. преподаватель РЭУ им. Г.В. Плеханова

(Оренбургский филиал), г. Оренбург E-mail: [email protected] Лазарева Оксана Сергеевна канд. экон. наук, доцент РЭУ им. Г.В. Плеханова

(Оренбургский филиал), г. Оренбург E-mail: [email protected]

РАЗВИТИЕ СФЕРЫ УСЛУГ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ СЕРВИСНОЙ

ЭКОНОМИКИ В РОССИИ

Аннотация

В статье делается акцент на важность и необходимость для современной России развивать нематериальные сектора экономики, в частности, сферу услуг как альтернативу сырьевым отраслям, потенциал которых уже исчерпан. Анализ состояния экспорта услуг иллюстрирует то, что Россия прочно заняла конкурентные ниши по ряду информационных и софтовых сервисов.

Ключевые слова

Сервисная экономика, сервизация, сфера услуг, кастомизация, ИТ-услуги.

Большинство современных высокоразвитых стран мира активно осваивают новые технико-технологические хозяйственные уклады, основу которых составляют интеллектуальные продукты. высокие технологии и развитая индустрия различных услуг. Сфера услуг в таких странах динамично развивается и инициирует не только высокую занятость населения, но и новые виды деловой активности. В настоящее время самый важный этап экономического развития - сближение сервиса и производства.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700X_

С повышением технологического уровня в экономике ряда развитых стран наблюдается процесс сервизации или «деиндустриализации», который характеризуется опережающим развитием сферы оказания услуг, отражает падение доли экономически активного населения в производственной сфере вследствие повышения технологического уровня, роста производительности труда и перелив освобождающихся в непроизводственную сферу. Сервисная экономика представляет собой переход к экономике с преобладающим развитием сферы обслуживания. Ряд исследователей дают название такой экономике «сервисная фабрика».

В рыночных условиях сервисная деятельность в противоположность материальному производству содержит в себе значительный потенциал неэкономического и духовного начала, что характеризует современную тенденцию как «отход от вещей». Сервис перестает считаться «добавкой», сопровождающим продаваемые товары, и превращается в преимущество, возможность улучшения продаж и дополнительного дохода для производственных компаний.

К базовым признакам сервисной экономики можно отнести:

- перемещение созданных ценностей за рамки материального производства; -сверхзанятость в сервисных секторах экономики;

- создание полезного эффекта, который может потребляться лишь в процессе создания услуги;

- направленность на удовлетворение определенных потребностей человека; -вовлечение потребителя в процесс оказания услуги;

- производство услуги все больше превращается в коллективный процесс, порождая сетевые эффекты в сервисной экономике;

-услуга, являясь нематериальной субстанцией, порождает множество иных невещественных (виртуальных продуктов);

- сервизация способствует появлению «виртуальных фабрик», компаний, которые не обладают собственным производством (занимаются поиском клиентов, дизайном и продажей продукта)[10].

От сервисной экономики следует отличать экономику сферы услуг, поскольку последняя категория употребляется в более узком смысле как отрасль экономической деятельности общества, направленная на удовлетворение потребностей населения в услугах разного типа и назначения, в рамках которой складываются определенные общественные отношения по производству и распределению товаров и сервисных продуктов.

Рост и усложнение потребностей вызывает появление новых видов услуг, что ведет к возникновению процесса кастомизации (от англ. customer - потребитель). Кастомизация представляет особый, индивидуализированный подход к удовлетворению потребностей отдельного клиента[13], тенденция ко все большему и всестороннему воплощению в продукте требований конкретного потребителя на ту сумму выгод и положительных эффектов, которые получает пользователь.Процесс сервизации характеризуется не только опережающим развитием сферы услуг, но и отражает падение доли экономически активного населения в материальной сфере и перелив освобождающихся работников в непроизводственную сферу, что значительно влияет на качество жизни всего населения.

Новая экономика предоставляет огромный спектр разнообразных услуг, что превращает ее в сервисную или в «фабрику услуг»[8]: свыше 40% размещенных в мире прямых иностранных инвестиций вложено в сферу услуг (в основном торговлю, банковские услуги и страхование) и сосредоточено 40% основных производственных фондов. Доля услуг в ВВП развитых стран свыше 70% при одновременном увеличении доли занятых в сфере услуг.

В настоящее время имеет место устойчивая тенденция увеличения доли доходов от сферы услуг: она составляет около 68% мирового ВВП. В США и Дании этот показатель достиг в 2009 году соответственно 64,9 и 73,3%, во Франции -75,1%, Великобритании - 72,7%, Люксембурге - 80,1%[1,с.25]. Общий оборот российской сферы услуг в 2014 году составил 74,68 трлн. рублей.

Тенденция к превалированию занятости в производстве услуг над занятостью в промышленности, прослеживается во многих странах: около 80-90% прироста новых рабочих мест приходится на сферу услуг[6,с.8]. В Российской Федерации в 2014 году в сфере услуг было 65% занятых в экономике граждан

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700X_

(в странах Евросоюза и США доля занятых в сфере услуг составляет 74 и 81% от всего трудоспособного населения, соответственно)[10]. Так, высокие значения занятости в сервисном секторе имеют США - 78% занятого населения, Люксембург и Нидерланды - 77%, Австрия, Великобритания, Канада - 75%[1,с.26].

В настоящее время страна не может быть причислена к развитым, если в ее сфере услуг создается меньше 65% ВНП. Достаточно сказать, что в США на сферу услуг приходится сейчас около 80% рабочих мест, в этой сфере занято более 85% всех кадров высшей квалификации. В американском секторе услуг сосредоточено 85% всех работников умственного труда и 87% кадров высшей квалификации, это касается прежде всего науки, образования, здравоохранения, телекоммуникаций, компьютерных, инжиниринговых услуг, услуг в области паблик рилейшнз[7,с.17].

Современный инновационный процесс распространяются на сферы жизни общества, в том числе и на сектор услуг.

В XXI веке разработка и внедрение сервисных инновационных технологий стали ключевыми факторами рыночной конкуренции, мощным средством повышения эффективности деятельности и улучшения качества товаров. Для сферы услуг сегодня характерно несколько групп инноваций:1) технологические инновации в области технологии оказания принципиально новых услуг; 2) сервисные инновации (технологии услуг), повышающие потребительскую ценность услуг, изменения в ассортименте оказываемых услуг, совершенствование качественных характеристик услуг; 3) организационно -управленческие, которые заключаются в совершенствовании бизнес-процессов, внедрение новых методов управления, принятия решений, использование новых информационно-коммуникационных ресурсов в сфере услуг; 4) социально-экономические - изменение социальных, экономических и правовых условий функционирования предприятий сферы услуг; 5) финансовые - создание новых финансовых инструментов и технологий финансирования и привлечения инвестиций в отрасли сферы услуг[5,с.15]. Сервисные инновации связаны не только с появлением новых или обновленных видов услуг, а также с усовершенствованием самих процессов и технологических операций оказания услуг, что, в целом, направлено на повышение их потребительской ценности.

Исчерпание модели экономического роста за счет природных ресурсов, приводит Россию к необходимости наращивать производство продуктов и услуг с высокой добавленной стоимостью за счет использования интеллектуального потенциала. В том числе это касается «умного» экспорта -увеличение вывоза несырьевых товаров и услуг. Так, в 2014 году от экспорта услуг Россия получила порядка 66 млрд. долларов, из них 21 млрд. долларов за оказание транспортных услуг, пассажирских авиаперевозок и грузоперевозок, которые принесли более 7 млрд. долларов (лидерами являются компании «Аэрофлот» и «ЮТэйр») [9].

Виртуализация многих сфер жизни объективно инициировала возникновение различных электронных услуг. Электронные услуги представляют собой различные виды материальных и нематериальных услуг, оказываемых в невещественной электронной форме с использованием ИКТ, включая Интернет[3,с.21].

Россия нашла перспективные ниши в экспорте за рубеж программного обеспечения (ПО). Продажи программного обеспечения из России за рубежом условно разделяются на три сегмента: лицензионное ПО ( долю экспорта 40%), трансграничные услуги по разработке ПО (50% экспорта), проекты по заказу зарубежных корпораций (10%). Основным зарубежным рынком для российских компаний являются США, страны Евросоюза, арабские страны, Латинская Америку, Африка и страны СНГ.

Экспорт телекоммуникационных услуг приносит российскому государству порядка 1,7 млрд. долларов. Даже в период экономического спада 2014-2016гг. экспорт программного обеспечения и ИТ-услуг из России устойчиво набирает обороты. Так, объемы информационных услуг выросли с 2,8 млрд. долларов в 2009 году до 6 млрд. долларов в 2014году, а в 2015 г. увеличились на 16% и достигнув 7 млрд. долларов[12].

По данным «Руссофта», в 2014 году зарубежные продажи российского программного обеспечения составили 5,7 млрд. долларов, что на 10% больше, чем в 2014 году. Реализация лицензионного программного обеспечения (ПО) и решений в области распознавания текстов и лингвистики ABBYY составляют порядка 40% экспорта, 50% состоит из экспорта трансграничных услуг по разработке ПО[4]. Суперновым у данной компании является продукт для корпоративного поиска и извлечения данных на базе технологии понимания,

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700X_

анализа и перевода текстов Compreno. ABBYY обслуживает более 40 млн. пользователей в 200 странах мира. Компания MERA, разработчик заказного программного обеспечения, является одним из крупнейших мировых поставщиков услуг для производителей оборудования и решений в сфере информационно-коммуникационных технологий. Сервисами данной ИТ-фирмы пользуются Altech Multimedia, Ascom, Ericsson, TeleCommunication Systems и др.[9].

В зарубежных странах сегодня востребованы российские ИТ-услуги в сфере информационной безопасности, мобильные приложения, навигационные и геоинформационные системы, системы документооборота, развивается заказная разработка под нужды конкретных компаний. В частности, Kaspersky Lab («Лаборатория Касперского») по некоторым показателям входит в первую тройку рейтинга ведущих мировых производителей ИТ-услуг в сфере антивирусных и защитных программных решений. По версии аналитических агентств Gartner, IDC и Forrester, доход Kaspersky Lab за 2013 год составил порядка 667 млн. долларов[4].

Вот несколько примеров, доказывающих успешное продвижение информационных услуг российскими компаниями на внешнем рынке:

-компания Diasoft активно реализует решения для банков (в рамках соглашения о глобальном сотрудничестве с компанией IBM);

- фирма Acronis прочно занимает нишу в облачных технологиях;

- сфере виртуализации и автоматизации хостинговых услуг российская компания Parallels.

- компания Prognoz успешно продвигает свои продукты в сфере бизнес-аналитики (BI);

- компания Naumen (Екатеринбург) успешно реализует на азиатских рынках свои уникальные решения для колл-центров.

- экспорт услуг по разработке ПО на заказ осуществляют такие российские компании, как Luxoft, Epam, Mera, DataArt, First Line Software, Reksoft.

В этом аспекте важнейшим ИТ-проектом России последних лет стал переход к оказанию государственных услуг в электронном виде: электронные услуги единого окна; система закупок товаров и услуг для государственных нужд; развитие государственных и муниципальных электронных услуг на основе концепции «электронного правительства»; оплата налоговых платежей и т.д.

Как отмечают О. Балаева и М. Предводителева, к настоящему времени множество российских сервисных отраслей не только являются в достаточной степени сформировавшимися, но и имеют благоприятные перспективы развития [2, с.33]

Таким образом, повышающая роль сферы услуг в современной экономике обусловлена тем, что в этом секторе формируются нематериальные факторы экономического роста, а именно: принципиально новое научное знание, интеллектуальный капитал, информационные технологии, реинжиниринг, аутсорсинг, консалтинг и др.

Список использованной литературы:

1.Балаева О. Сфера услуг в мировой экономике: тенденции развития/О. Балаева, М. Предводителева // МЭиМО. -2007. -№ 3.

2.Балаева О.Н. Основные тенденции развития российской сферы услуг/О.Н. Балаева, М.Д. Предводителева// Маркетинг услуг. - 2008. - №4.

3.Варавва М.Ю. Становление экономики, основанной на знаниях: монография.-Оренбург.:Изд. центр ОГАУ, 2008.- 72с.

4.Грамматчиков А. Экспорт софта набирает силу/ZExpert Online.[Электронный ресурс].URL: http://expert. ru 5Каточков В.М. Инновационные направления развития сферы услуг как фактор экономического роста //Вопросы инновационной экономики. - 2014. - № 1.

6.Тультаев Т. А. Маркетинг услуг. - М.: МФПА, 2005.

7.Хайкин М.М. Сфера услуг в системе воспроизводства человеческого капитала // Известия СПбГУЭФ. -2007. - № 3.

8.Чернышев Б. Менеджмент в сервисной экономике: сущность и содержание[Электронный ресурс] .URL:http://eup.ru

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700X_

9.Что экспортирует Россия помимо нефти и газа.[Электронный ресурс].URL: http://www.gazeta.ru/eksport/ 10.Шмилович М. Сервизация - переход от продажи товара к удовлетворению потребностей.[Электронный ресурс] .URL: http://www.e-xecutive.ru/

11.Экономика России, цифры и факты. Сфера услуг.[Электронный ресурс].URL: http://utmagazine.ru/

12.Экспорт российского программного обеспечения набирает силу [Электронный ресурс].URL:

http://rkovrigin.livejournal.com/

13.Chase R.B., Garvin D.A. The Service Factory//Harvard Business Review. - 1999.

© Варавва М. Ю., Лазарева О. С., 2016

УДК 338

Вахитова Зульфия Тагировна

старший преподаватель ФГБОУ ВО «Государственный аграрный университет Северного Зауралья», г. Тюмень

РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В РАЗВИТИИ ФЕРМЕРСТВА В США

Аннотация

В статье анализируется влияние бюджетной, финансовой, налоговой политики государства на развитие фермерских хозяйств в Соединенных Штатах.

Ключевые слова

Фермерские хозяйства, сельскохозяйственная политика, налоговая политика, бюджетная и финансовая политика.

Мировой опыт свидетельствует, что различные направления государственной политики оказывают решающее влияние на развитие сельского хозяйства. Сельскохозяйственная политика направлена на решение застарелых проблем производства и обращения продукции. Бюджетная, финансовая и налоговая политика оказывают воздействие на структуру сельскохозяйственного производства. На протяжении многих десятилетий федеральное правительство влияет на сельское хозяйство через программы содействия агарному сектору, в таких областях, как образование, исследования, кредитные отношения и ценообразование.

Политика государства в области финансового бюджетирования оказывает существенное влияние на финансовое состояние фермеров. Например, в США ограничительная финансовая и расширительная бюджетная политика 1980-х годов способствовала снижение темпов инфляции, повышению процентной ставки, и как следствие притоку иностранного капитала в страну и укреплению курса доллара по отношению к валютам других стран. В результате цена на импортируемые американские товары возросла, что позволило другим иностранным производителям выйти на международный рынок и конкурировать с сельскохозяйственным импортом из Соединенных Штатов.

В условиях насыщенности американского агросектора капиталами доходность фермерских хозяйств в значительной степени определяется высокими процентными ставками, которые в свою очередь, повышают затраты фермеров по уплате процентов. Падение спроса на экспорт агропродукции в совокупности с ростом издержек по выплате процентов способствует ухудшению финансового положения фермеров, особенно хозяйств крупных должников.

Но последствия бюджетной политики направленной на снижение стоимости земли, арендной платы за землю, стоимости других видов основного капитала, в сочетании с повышением эффективности производства позволили американским фермерам снизить себестоимость производимой продукции. Это привело к постепенному повышению конкурентоспособности экспорта сельскохозяйственной продукции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.