Научная статья на тему 'О ценности и психологическом содержании гражданственности в условиях поликультурной образовательной среды'

О ценности и психологическом содержании гражданственности в условиях поликультурной образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
172
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / ПСИХОЛОГИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РИСКИ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / POLY-CULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT / CIVIC CONSCIOUSNESS / CIVIC CONSCIOUSNESS PSYCHOLOGY / PSYCHOLOGICAL RISKS OF THE POLY-CULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Абдуллаева Самира Гейдар Кызы

Изменение миграционных потоков имеет огромное влияние на все сферы жизни модифицируется общественное сознание, обновляется система ценностей. Эти изменения особенно ощутимы в образовательной среде, которая становится поликультурной. При таких условиях возникает необходимость формирования гражданственности у обучающихся независимо от их исторической родины. Поликультурная образовательная среда, предоставляя существенные возможности для социокультурного обогащения личности обучающегося, наряду с этим является и психологически рискогенной средой. Риск дефицита формирования гражданственности является одним из таковых. В данной статье рассматриваются проблемы изучения ценности гражданственности в условиях поликультурной образовательной среды. На основе анализа и систематизации теоретических и эмпирических исследований предложена авторская модель психолого-педагогического содержания феномена гражданственности старших школьников. Автором предложена классификация психологического содержания гражданской активности, выделяются когнитивный, аксиологический, мотивационный и деятельностный компоненты. Данная классификация позволяет учитывать знания, ценностное отношение к феномену, уровень и особенности мотивации, а также деятельность по достижению cвоих потребностей и может быть применена в деятельности школьного психолога при подготовке программ тренингов и других интенсивных образовательных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Абдуллаева Самира Гейдар Кызы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE VALUE AND PSYCHOLOGICAL CONTENT OF CIVIC CONSCIOUSNESS IN THE POLYCULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The change of migration flows has a great impact on all the spheres of life it modifies the public consciousness and stimulates renewal of the system of values. These changes are especially significant for the educational system, which gradually turns into poly-cultural system. Such conditions cause the necessity to form civic consciousness of the students without regard to their motherland. Poly-cultural educational environment may cause psychological risks, in spite of the fact that it gives a lot of opportunities for socio-cultural development of a student. The risk of deficit of formation of civic consciousness is one of such risks. The article discusses the problems of the study of civic consciousness in the poly-cultural educational environment. On the basis of the analysis and systematization of the theoretical and empirical researches, the author of the article suggests the model of psychological and pedagogical content of the phenomenon of civic consciousness of senior pupils. The author also provides the classification of the psychological content of civic activity and singles out such components as cognitive, axiological, motivational and activity-driven. This classification allows to take into account the knowledge, value attitude to the phenomenon, the level and specific features of motivation, and the activities necessary to reach one’s goals. Is can be used by the school psychologist in the trainings and intensive learning programs.

Текст научной работы на тему «О ценности и психологическом содержании гражданственности в условиях поликультурной образовательной среды»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

УДК 37.015:37.017.4 ББК Ю961+Ч400.52

ГСНТИ 14.35.07

Код ВАК 13.00.02

Абдуллаева Самира Гейдар кызы,

соискатель, кафедра социальной безопасности, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина; 620002, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19; e-mail: [email protected]

О ЦЕННОСТИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ СОДЕРЖАНИИ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: поликультурная образовательная среда; гражданственность; психология гражданственности; психологические риски поликультурной образовательной среды.

АННОТАЦИЯ. Изменение миграционных потоков имеет огромное влияние на все сферы жизни -модифицируется общественное сознание, обновляется система ценностей. Эти изменения особенно ощутимы в образовательной среде, которая становится поликультурной. При таких условиях возникает необходимость формирования гражданственности у обучающихся независимо от их исторической родины. Поликультурная образовательная среда, предоставляя существенные возможности для социокультурного обогащения личности обучающегося, наряду с этим является и психологически рискогенной средой. Риск дефицита формирования гражданственности является одним из таковых. В данной статье рассматриваются проблемы изучения ценности гражданственности в условиях поликультурной образовательной среды. На основе анализа и систематизации теоретических и эмпирических исследований предложена авторская модель психолого-педагогического содержания феномена гражданственности старших школьников. Автором предложена классификация психологического содержания гражданской активности, выделяются когнитивный, аксиологический, мотивационный и деятельностный компоненты. Данная классификация позволяет учитывать знания, ценностное отношение к феномену, уровень и особенности мотивации, а также деятельность по достижению своих потребностей и может быть применена в деятельности школьного психолога при подготовке программ тренингов и других интенсивных образовательных программ.

Abdullayeva Samira Heydar qizi,

Competitor for Scientific Degree, Social Safety Department, Institute of Physics and Technology Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin, Ekaterinburg, Russia

THE VALUE AND PSYCHOLOGICAL CONTENT OF CIVIC CONSCIOUSNESS IN THE POLYCULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

KEYWORDS: poly-cultural educational environment; civic consciousness; civic consciousness psychology; psychological risks of the poly-cultural educational environment.

ABSTRACT. The change of migration flows has a great impact on all the spheres of life - it modifies the public consciousness and stimulates renewal of the system of values. These changes are especially significant for the educational system, which gradually turns into poly-cultural system. Such conditions cause the necessity to form civic consciousness of the students without regard to their motherland. Poly-cultural educational environment may cause psychological risks, in spite of the fact that it gives a lot of opportunities for socio-cultural development of a student. The risk of deficit of formation of civic consciousness is one of such risks. The article discusses the problems of the study of civic consciousness in the poly-cultural educational environment. On the basis of the analysis and systematization of the theoretical and empirical researches, the author of the article suggests the model of psychological and pedagogical content of the phenomenon of civic consciousness of senior pupils. The author also provides the classification of the psychological content of civic activity and singles out such components as cognitive, axiological, motivational and activity-driven. This classification allows to take into account the knowledge, value attitude to the phenomenon, the level and specific features of motivation, and the activities necessary to reach one's goals. Is can be used by the school psychologist in the trainings and intensive learning programs.

Рп

развитие российского общества, да и постсоветского в целом, определяется быстрыми трансформациями во многих сферах: модифицируется общественное сознание, обновляется система ценностей, изменяются миграционные потоки. По данным Всемирного Банка, в течение прошедших двух десятилетий Россия поднялась от группы развитых стран к группе

очень развитых стран [23], имеет второе по величине иммигрантское население в мире после США [21], что является экономически эффективным, но психологически риско-генным.

Ряд нормативных документов федерального уровня и уровня субъекта федерации [6] указывает на необходимость формирования гражданственности у обучаю-

© Абдуллаева С. Г., 2016

щихся независимо от их исторической родины. При этом социологами отмечается снижение просоциальной активности молодежи [2; 3; 14], а в психолого-педагогических исследованиях отмечается весьма невысокая аксиологическая составляющая гражданственности независимо от исторической родины [4; 5; 13].

Гражданственность обучающихся и психолого-педагогические механизмы ее формирования в условиях поликультурной образовательной среды и многонациональных школ исследовались лишь эпизодически (А. Д. Карнышев, 2015; А. Ю. Огородников, 2015; А. Г. Омарова, 2007; И. Г. Пче-линцева, 2012; М. К. Санина, 2012). Например, на наш взгляд, наиболее высокую социальную релевантность имеют работы Т. Б. Ильиной [8] и О. А. Назарчук [11].

Цель исследования заключается в изучении ценности гражданственности в условиях поликультурной образовательной среды.

Материалы и методы исследования

Основными теоретическими источниками послужили труды по общим вопросам гражданского воспитания, психолого-педагогическим проблемам становления гражданской позиции личности (И. А. Коверз-нева, 2010; М. В. Нам, 2006; С. М. Пчелин, 2008) [7; 12], проблемам взаимодействия в условиях поликультурной образовательной среды (З. Т. Гасанов, 1998; И. Л. Набок, 2011) [10; 15]; также были исследованы работы в области межкультурного взаимодействия и психологической подготовки к нему (Н. М. Лебедева с соавт., 2016; Дж. Берри, 2007) [9; 17].

Эмпирическая база - обучающиеся общеобразовательных учреждений города Екатеринбурга. Выборочная совокупность: учащиеся 9-11 классов - 638 чел.; квотирование по социальным и экономическим признакам не применялось, респонденты были скомплектованы в две гомогенные группы, в рамках статистической погрешности равные по полу, возрасту и обучающиеся в т. н. «многонациональных» (I группа) «обычных» школах (II группа). К многонациональным отнесены школы, где свыше 5% обучающихся не относятся к традиционным народам Урала. Равное распределение по полу связано с тем, что девушкам в целом более свойственна социальная активность и социальная отзывчивость.

Также исследовались следующие характеристики образовательной среды: доступность информации по вопросам гражданственности для обучающихся, наличие и исполнение соответствующих нормативно-правовых документов. Различий между школами в этом вопросе не выявлено, т. к.

они все исполняют действующие нормативно-правовые документы в области граждан-ско-патриотического воспитания.

Основанием для исследования являлся заказ Управления образования Администрации г. Екатеринбурга в адрес кафедры социальной безопасности УрФУ (исх. № 36.01-09/002/1799 от 08.12.2015). Таким образом, все этические и нормативные требования для проведения исследования были соблюдены.

Частично в данной статье использованы материалы, выполненные в рамках выпускной квалификационной работы магистранта кафедры социальной безопасности УрФУ В. Е. Лупеевой.

Метод сбора информации - анкетирование по методике для изучения социали-зированности личности учащегося (разработана М. И. Рожковым). Обучающимся предлагалось ответить на вопросы в области нормативного обеспечения гражданственности, оценить проявление своего интереса к общественно-значимой деятельности, инициативность, просоциальную активность. Ответы на вопросы были распределены по пяти категориям: от «Это совершенно не похоже на меня» до «Это полностью соответствует мне».

Результаты исследования и их обсуждение

Результаты теоретической части исследования. Термин «социальная активность» при становлении постнеклассиче-ской научной картины мира основательно расположился в системе понятий социально-гуманитарных наук: педагогики, социологии, психологии, философии. Нас интересует прежде всего психолого-педагогическая составляющая. В психологической литературе социальная активность традиционно рассматривается как состояние, а также как свойство человека, взаимодействующего с окружающей действительностью. В отечественных психологических школах социальная активность рассматривается через преобразование психической активности в субъективную активность, а затем в активность личности [16].

В психологических исследованиях наиболее часто выделяются две формы активности: внутренняя и внешняя. Внутренняя проявляется в виде готовности, стремления, желания действовать. Внешняя активность рассматривается как форма ее выражения. Таким образом, активность выступает в качестве явления, состояния и отношения субъекта, системы его ценностей. Нами ранее уже рассматривался вопрос о ценностях гуманных межличностных отношений в условиях поликультурной образовательной среды [1].

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 2016. № 9

79

В психологии существует значительное количество определений понятия «социальная активность», которые имеют ряд общих особенностей: осознанность целенаправленной деятельности в рамках социума, взаимообратный характер (т. е. индивид влияет на социум и социум влияет на индивида), обладание определенной степенью социальной значимости и подчиненность целям социума (частично либо полностью). Наибольшее значение в социальной активности имеет структура мотивации и побудительных сил к взаимодействию ради достижения социально значимого результата.

Гражданская активность понимается нами как вид социальной активности. Отечественные психологи (Г. М. Андреева, Е. Е. Данилова, И. В Дубровина) определяют гражданскую активность личности как вид социальной активности, содержательной стороной которой выступает реализация учащимися своих гражданских прав и

гражданских обязанностей (Х. Тожибоева, 2012). При исследовании учеными феномена гражданской активности отмечалось, что источник гражданской активности и движущая сила ее развития - мотивы и потребности личности.

Таким образом, проанализировав понятия, мы видим, что социальная активность личности напрямую связана с формированием имеющих гражданскую направленность потребностей, с развитием социальной мобильности, конкурентоспособности, то есть таких качеств, которые должны быть присущи современному выпускнику общеобразовательной школы для самостоятельной жизни в демократическом государстве.

Систематизация теоретической части исследования позволяет нам в рамках авторской модели психолого-педагогического содержания выделить следующие критерии и компоненты гражданственности старших школьников (табл. 1).

Таблица 1

Психолого-педагогические критерии и показатели гражданской активности

старшеклассников

Компоненты Показатели гражданской активности старшеклассников

Когнитивный Знания о законодательстве РФ, о гражданских правах и обязанностях

Аксиологический Приверженность гуманистическим нормам жизнедеятельности

Мотивационный Интерес к общественно значимой деятельности Инициатива в организации общественно значимой деятельности

Деятельностный Участие в общественно значимой деятельности Наличие инициирования и реализации социально значимых проектов

Обзор научной литературы позволил нам увидеть противоречие между высокой значимостью, актуальностью проблемы развития гражданской активности старшеклассников и дефицитом научных прикладных исследований в данной области. Например, согласно данным проекта «Социальная активность российской молодежи» [42], у большинства молодежи (как и у населения в целом) была зафиксирована отчужденность от активной общественной жизни: так, 46% молодых россиян никогда не участвовали ни в каких формах общественно полезной активности. При этом в деятельности общественных организаций участвует только 4% российской молодежи.

Результаты эмпирической части исследования представлены в табл. 2.

Результаты исследования показывают, что в когнитивном компоненте отличия имеются в вопросах, касающихся знаний о молодежных организациях города и об их деятельности, также имеются небольшие отличия, касающиеся знаний о школьных внеучебных мероприятиях. Мы объясняем это тем, что учащиеся многонациональных школ склонны больше общаться внутри референтных для них групп.

В аксиологическом компоненте отличий не представлено. Это совершенно очевидно показывает, что степень приверженности гуманистическим нормам жизнедеятельности не соотносится с этническим фактором.

Обратим внимание на мотивационный компонент. Здесь мы достаточно четко видим, что учащиеся многонациональных школ ожидают, что инициатива по работе с ними должна быть преимущественно за педагогами и молодежными организациями. Следовательно, для поликультурной образовательной среды недостаточно лишь информировать о проводимых мероприятиях, необходима более интенсивная система работы, разработка новых психолого-педагогических моделей активизации гражданских инициатив обучающихся.

Перейдем к анализу деятельностного критерия гражданской активности. Дея-тельностный компонент в данном случае соответствует мотивационному. То есть такие школьники, имея достаточно невысокую мотивацию, соответственно, проявляют и невысокую активность, проявляют готовность быть преимущественно зрителями.

Таблица 2

Значимые различия в показателях гражданской активности старшеклассников (I группа — «многонациональные» школы, II группа — «обычные» школьники)

Компоненты Инструмент Измеряемые показатели феномена гражданской Среднее значение в баллах Вероятность ошибки

измерения активности I гр. II гр. по и-критерию Манна-Уитни

5 з Анкета Знания о гражданских правах и обязанностях 3,9 4,0 р>0,05

Знание истории России 4,4 4,4 р >0,05

о п Й £ Знание о молодежных организациях 1,5 2,1 P ^ 0,04

Знание о школьных внеучебных мероприятиях 2,2 2,4 р =0,01*

Аксиологический Методика М. И. Рожкова Приверженность гуманистическим нормам жизнедеятельности 2,1 2,2 P <0,05

■ я о Анкета Роль ответственности педагогов за организацию гражданской активности 2,4 1,1 р =0,01*

я =к а 3 и ¡2 к ® Анкета Роль ответственности самих школьников за организацию гражданской активности 2,1 2,5 P=0,01*

н о Анкета Роль ответственности молодежных организаций за организацию гражданской активности 2,2 1,5 p =0,01*

- В Методика М. И. Рожкова Уровень социальной активности 2,0 2,3 P <0,05

Зз =5 Анкета Наличие опыта реализации социальных инициатив 1,1 1,8 p =0,01*

ч -д <ц я н Анкета Участие в социально значимой деятельности 1,5 4,1 p =0,01*

0? е Анкета Степень активности в подготовке и проведении мероприятий 1,9 3,8 p =0,01*

Таким образом, исследование позволяет нам сделать следующие выводы.

1. Ценность гражданской активности старшеклассников (наиболее сенситивный для этого возраст) является достаточно низкой.

2. В условиях поликультурной образовательной среды феномен гражданской и в целом просоциальной активности обучающихся является важным элементом. Но, к сожалению, ему уделяется недостаточно внимания как с теоретико-методологической, так и с эмпирической точки зрения.

3. Психологическое содержание гражданской активности можно классифицировать, выделив следующие компоненты: когнитивный, аксиологический, мотивацион-ный и деятельностный. Такая классификация, с нашей точки зрения, учитывает теоретико-методологические подходы к пониманию феномена не только гражданской

активности, но и социальной активности в целом. С эмпирической точки зрения такая классификация позволяет учитывать как самостоятельные психолого-педагогические категории обучающихся знания, ценностное отношение к феномену, уровень и особенности мотивации, а также конкретную деятельность по достижению своего мотива.

4. Поликультурная образовательная среда, предоставляя существенные возможности для социокультурного обогащения личности обучающегося, наряду с этим является и психологически рискогенной средой. Риск дефицита формирования гражданственности является одним из таковых.

5. Данная классификация может быть применима в практике деятельности школьного психолога при подготовке программ тренингов и других интенсивных образовательных программ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абдуллаева С. Г. К., Патраков Э. В., Гордеева Е. Е. О ценностях гуманных межличностных отношений в условиях поликультурной образовательной среды // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 128-132.

2. Базарова Д. Р. Особенности структурно-содержательных характеристик образа жизни современной молодежи // Вестник Бурятского гос. ун-та. 2015. № 5. С. 14-17.

3. Баранова Г. В., Баранов А. А. Социальная активность (опыт методологического анализа) // Вестник Рос. гос. гум. ун-та. 2013. № 2. С. 234-242.

4. Волобоева Н. Н. Социально-педагогические условия становления активной гражданской позиции подростков в современной школе : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2008.

5. Голова Л. Д. Компетентностный подход к формированию социально активной личности и ее гражданской позиции // Человек и образование. 2-14. № 2 (39). С. 137-139.

6. Гражданско-патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. М., 2006.

7. Грошева Л. И. Особенности теоретической конструкции феномена «социальная активность молодежи» / / Академический вестник, Тюмень, 2013, с. 198-204.

8. Ильина Т. Б., Структура и содержание этнопедагогической компетентности педагогов // Педагогическое образование в России. 2016. № 3. С. 69-75.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 2016. № 9

S1

9. Лебедева Н. M., Татарко А. Н., Бери Дж. Социально-психологические основы мультикультурализма: проверка гипотез о межкультурном взаимодействии в российском контексте // Психологический журнал. 2016. Т. 37. да 2. С. 92-l04.

10. Набок И. Л. Культурно-образовательная среда как фактор модернизации педагогического образования / / Вестник Герценовского ун-та. 20ll. N°5. С. l5-l8.

11. Назарчук О. А. Образовательная среда школы как условие формирования гражданской активности учащихся : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ростов н/Д., 20l4.

12. Нам M. В. Формирование социальной и гражданской активности старших школьников : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Уфа, 2006.

13. Огородников А. Ю. Аксиологический фактор формирования конструктивной социальной активности граждан России // Вестник Тверского гос. ун-та. Серия: философия. 20l5. W 4. С. Ю7-П5.

14. Патраков Э. В., Шапошникова Ю. С., Фефелов В. А. Социальная ответственность гражданского общества: управление рисками в обеспечении безопасности детства // Mолодежная политика и гражданское общество в современной России : сб. мат-лов науч.-практ. конф. Ростов н/Д., 2014. С. l04-lll.

15. Пчелинцева И. Г. Педагогические условия формирования толерантности в условиях современной социокультурной ситуации // Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы. 2012. Ж 5.

с. 305-309.

16. Семенюк Л. M. Психология гражданской активности: особенности, условия развития : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. M., 2007.

17. Семисотнова О. А. Сравнительный анализ целей и задач гражданского воспитания в России и США // Современные проблемы науки и образования. Сибирский педагогический журнал. 2008. № 15. С. 378-386.

18. Солдатова Г. У., Нестик Т. А., Шайгерова Л. А. Принципы формирования толерантности и управления рисками ксенофобии // Национальный психологический журнал. 2011. W2(6).

19. Сорокина И. Р. Формирование гражданско-патриотического воспитания учащихся в общеобразовательной школе // Mолодой ученый. 2014. W2l(80). С. 706-709.

20. Социальная активность российской молодежи. Аналитический обзор результатов проведенных социологических исследований. M. : Социологическая мастерская Задорина (Исследовательская группа ЦИРКОН), 2008.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. International Organization for Migration (20l6). Fact and figures: Global estimates and trends. Режим доступа: http://www.iom.sk/en/aЪout-migration/migration-in-the-world.

22. Tartakovsky E., Schwartz S. H. (200l). Motivation for emigration, value priorities, psychological well-being, and cultural identifications among young Russian Jews // International Journal of Psychology. 20ll. W 36(2). P. 88-99.

23. The World Bank. GDP growth. Режим доступа: http://data.worldЪank.org/indicator/NY.GDP.MKTP.KD.ZG. REFERENCES

1. Abdullaeva S. G. K., Patrakov E. V., Gordeeva E. E. O tsennostyakh gumannykh mezhlichnostnykh otnoshe-niy v usloviyakh polikul'turnoy obrazovatel'noy sredy // Azimut nauchnykh issledovaniy: pedagogika i psikhologiya. 2016. T. 5. W 2 (15). S. l28-l32.

2. Bazarova D. R. Osobennosti strukturno-soderzhatel'nykh kharakteristik obraza zhizni sovremennoy molodezhi // Vestnik Buryatskogo gos. un-ta. 20l5. W 5. S. l4-l7.

3. Baranova G. V., Baranov A. A. Sotsial'naya aktivnost' (opyt metodologicheskogo analiza) // Vestnik Ros. gos. gum. un-ta. 2013. W 2. S. 234-242.

4. Voloboeva N. N. Sotsial'no-pedagogicheskie usloviya stanovleniya aktivnoy grazhdanskoy pozitsii po-drostkov v sovremennoy shkole : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Omsk, 2008.

5. Golova L. D. Kompetentnostnyy podkhod k formirovaniyu sotsial'no aktivnoy lichnosti i ee grazh-danskoy pozitsii // Chelovek i obrazovanie. 2-14. W 2 (39). S. l37-l39.

6. Grazhdansko-patrioticheskoe vospitanie. Normativnye pravovye dokumenty. M., 2006.

7. Grosheva L. I. Osobennosti teoreticheskoy konstruktsii fenomena «sotsial'naya aktivnost' molodezhi» // Akademicheskiy vestnik, Tyumen', 20l3, s. l98-204.

8. Il'ina T. B., Struktura i soderzhanie etnopedagogicheskoy kompetentnosti pedagogov // Pedagogi-cheskoe obrazovanie v Rossii. 2016. W 3. S. 69-75.

9. Lebedeva N. M., Tatarko A. N., Beri Dzh. Sotsial'no-psikhologicheskie osnovy mul'tikul'turalizma: proverka gipotez o mezhkul'turnom vzaimodeystvii v rossiyskom kontekste // Psikhologicheskiy zhurnal. 20l6. T. 37. W 2. S. 92-l04.

10. Nabok I. L. Kul'turno-obrazovatel'naya sreda kak faktor modernizatsii pedagogicheskogo obrazovaniya // Vestnik Gertsenovskogo un-ta. 20ll. W5. S. l5-l8.

11. Nazarchuk O. A. Obrazovatel'naya sreda shkoly kak uslovie formirovaniya grazhdanskoy aktivnosti uchashchikhsya : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Rostov n/D., 20l4.

12. Nam M. V. Formirovanie sotsial'noy i grazhdanskoy aktivnosti starshikh shkol'nikov : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Ufa, 2006.

13. Ogorodnikov A. Yu. Aksiologicheskiy faktor formirovaniya konstruktivnoy sotsial'noy aktivnosti gra-zhdan Rossii // Vestnik Tverskogo gos. un-ta. Seriya: filosofiya. 2015. W 4. S. 107-H5.

14. Patrakov E. V., Shaposhnikova Yu. S., Fefelov V. A. Sotsial'naya otvetstvennost' grazhdanskogo ob-shchestva: upravlenie riskami v obespechenii bezopasnosti detstva // Molodezhnaya politika i grazhdanskoe ob-shchestvo v sovremennoy Rossii : sb. mat-lov nauch.-prakt. konf. Rostov n/D., 20l4. S. l04-lll.

15. Pchelintseva I. G. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya tolerantnosti v usloviyakh sovremennoy sotsiokul'turnoy situatsii // Regional'noe obrazovanie XXI veka: problemy i perspektivy. 2012. W 5. S. 305-309.

16. Semenyuk L. M. Psikhologiya grazhdanskoy aktivnosti: osobennosti, usloviya razvitiya : avtoref. dis. ... d-ra psikhol. nauk. M., 2007.

17. Semisotnova O. A. Sravnitel'nyy analiz tseley i zadach grazhdanskogo vospitaniya v Rossii i SShA // Sov-remennye problemy nauki i obrazovaniya. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal. 2008. № 15. S. 378-386.

18. Soldatova G. U., Nestik T. A., Shaygerova L. A. Printsipy formirovaniya tolerantnosti i upravleniya riskami ksenofobii // Natsional'nyy psikhologicheskiy zhurnal. 2011. №2(6).

19. Sorokina I. R. Formirovanie grazhdansko-patrioticheskogo vospitaniya uchashchikhsya v obshcheobra-zovatel'noy shkole // Molodoy uchenyy. 2014. №21(80). S. 706-709.

20. Sotsial'naya aktivnost' rossiyskoy molodezhi. Analiticheskiy obzor rezul'tatov provedennykh so-tsiologicheskikh issledovaniy. M. : Sotsiologicheskaya masterskaya Zadorina (Issledovatel'skaya gruppa TslR-KON), 2008.

21. International Organization for Migration (2016). Fact and figures: Global estimates and trends. Rezhim dostupa: http://www.iom.sk/en/about-migration/migration-in-the-world.

22. Tartakovsky E., Schwartz S. H. (2001). Motivation for emigration, value priorities, psychological well-being, and cultural identifications among young Russian Jews // International Journal of Psychology. 2011. № 36(2). P. 88-99.

23. The World Bank. GDP growth. Rezhim dostupa: http://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP.KD.ZG.

Статью рекомендует д-р психол. наук, проф. И. М. Слободчиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.