О ЦЕЛЯХ И ЗАДАЧАХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ ПРАВООХРАНЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
М. Ю. ДВОРЕЦКИЙ
Данная статья посвящена анализу целей и задач экономической деятельности хозяйствующих субъектов правоохраны в Российской Федерации. В работе также раскрывается актуальность и новизна подходов к экономическому статусу субъектов правоохраны в экономических отношениях на правоохранительном рынке услуг.
Ключевые слова: правоохранительная деятельность, экономические интересы, негосударственные субъекты правоохраны.
Развитие экономических отношений с точки зрения актуальности данного исследования основано на наличии ряда противоречий в деятельности государственных и негосударственных субъектов правоохраны. Особенно это заметно при осуществлении правоохранительной деятельности в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной и экономической безопасности.
Негосударственные субъекты правоохранительной деятельности являются элементом правоохранительной системы государства, им свойственны все противоречия жизни российского общества и его экономической системы. Последняя порой сама интегрирует внутренние противоречия, которые в совокупности и во взаимоотношении с общегосударственными порождают множество проблем, порою выходящих полностью или частично из-под экономического контроля государства.
Особенно актуальны вопросы экономических отношений деятельности негосударственных субъектов правоохраны, участвующих в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности. Виды таких субъектов, проблемы определения их административно-правового и экономического статуса, формы и методы их деятельности, взаимоотношения с государственными органами, оптимальности системы их управления достаточно актуальны для нашего исследования.
Вопросы, характеризующие административно-экономический статус негосударственных субъектов правоохранительной деятельности,
имеют важное теоретическое и практическое значение для понимания их социального назначения и роли в системе экономического регулирования, а также для понимания самой субстанции экономического статуса рассматриваемых в работе субъектов.
Некоторые выводы, содержащиеся в публикации, носят дискуссионный характер, однако это в любом случае способствует формированию объективных научных представлений о сущности экономических отношений деятельности негосударственной правоохранительной системы, существующих перспективных организационно-экономических основах и направлениях совершенствования ее регулирования. Все указанные выше факты отражают актуальность проблемы и убеждают в важности изучения административно-экономического статуса негосударственных субъектов правоохранительной деятельности в России.
Нами предпринимается попытка комплексного исследования наиболее актуальных проблем экономического регулирования управления и деятельности негосударственных субъектов правоох-раны, определения их административно-экономического статуса в условиях построения в России демократического правового государства.
Несмотря на имеющийся опыт правового и управленческого регулирования деятельности негосударственных субъектов правоохраны, проблемы современного экономического регулирования их деятельности для отечественного законодательства и теории экономического анализа достаточно новы. Это объясняется существенным изменением социально-политических, экономиче-
№ 3 (011), 2008
ских условий жизни нашей страны, а также появлением новых субъектов правоохраны, не имеющих прежнего опыта экономико-правового регулирования (например, частных детективов и охранников, служб безопасности предприятий, патентных поверенных и др.).
Интерес к этой проблеме обусловлен наличием целого ряда противоречий в правовой и экономической организации негосударственной правоохранительной деятельности. В то же время следует заметить, что в отечественном правоведении, экономической теории и философии проблемы правопорядка и правоохранительной деятельности занимают заметное место. Большое внимание этой проблеме уделяется и в современной научной правовой и экономической литературе. При всем богатстве материала, раскрывающего те или иные стороны обеспечения правопорядка и осуществления правоохранительной деятельности, в нем имеется недостаток, связанный с малой изученностью вопросов экономического осуществления негосударственной правоохранительной деятельности.
На сегодняшний день отсутствуют монографические работы, посвященные комплексному изучению всех основных вопросов экономических отношений негосударственной правоохранительной деятельности, определению административно-экономического статуса субъектов ее осуществляющих и ее подготовке. Нет также в настоящее время предложений по совершенствованию комплекса норм действующего и проектируемого отраслевого и межотраслевого законодательства, регулирующего их деятельность. Исходя из этого, нами были сформулированы объект, предмет и задачи исследования.
Объектом исследования является система негосударственных субъектов правоохранительной деятельности по обеспечению правопорядка.
Предметом исследования являются экономические отношения, формирующие организацию и деятельность по обеспечению правопорядка субъектами негосударственного сектора правоохраны.
Предмет нашей публикации предопределил основные цели и задачи. Цель состоит в разработке концепции административно-экономического статуса негосударственных субъектов правоохра-ны в экономической системе России.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих научно-практических задач:
- выявление социально-экономической потребности в правоохранительной деятельности в обществе и государстве, исследование ее теоретических и правовых предпосылок;
- определение следующих ключевых для исследуемой проблематики понятий: «экономический статус негосударственных субъектов право-охраны», «хозяйствующий субъект правоохранительной деятельности», «экономическая функция правоохранительных субъектов»;
- установление круга хозяйствующих субъектов негосударственной правоохранительной деятельности;
- уяснение места негосударственной право-охраны в общегосударственной экономической системе;
- исследование экономического содержания и определение экономических особенностей деятельности негосударственных субъектов правоох-раны;
- выявление экономических форм и методов деятельности негосударственных субъектов пра-воохраны;
- осуществление ретроспективной оценки хозяйственного развития негосударственных субъектов правоохранительной деятельности;
- обобщение современной хозяйственной деятельности субъектами правоохранительной деятельности;
- оценка состояния правового регулирования экономической деятельности негосударственных субъектов правоохраны;
- раскрытие механизма контроля и надзора со стороны государства за хозяйственной деятельностью рассматриваемых субъектов;
- характеристика основных направлений экономического взаимодействия негосударственных и государственных субъектов правоохранительной деятельности;
- определение понятия административноэкономического статуса негосударственных субъектов правоохранительной деятельности и установление перечня экономических факторов, влияющих на его формирование и развитие;
- внесение предложений по совершенствованию действующего законодательства, регулирующего экономическую деятельность негосударственных субъектов правоохраны, оптимизации их управления в целях повышения эффективности.
Методологическую основу нашего исследования составляет общенаучный диалектический метод познания, в рамках которого применены и иные специальные методы изучения социальноэкономических явлений и процессов: социологический, сравнительно-экономический, формально-логический, системно-структурный, исторический, комплексный, статистический, а также метод экономического моделирования.
№ 3 (Oil), 200S
Проведение исследования потребовало изучения специальных отечественных и зарубежных источников по заданной проблеме, а также литературы по общей экономической теории, философии, гражданскому праву и системе государственного и муниципального управления. Нами был востребован и метод экспертных оценок, а также наблюдение за деятельностью отдельных негосударственных субъектов правоохраны в России.
В основу экономической базы исследования нами были положены: Конституция РФ и законы РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативно-правовые акты МВД России, законодательство субъектов РФ, муниципальных образований, а также материалы правоохранительной и экономической практики.
Научная новизна публицистического исследования заключается в определении экономической природы и содержания негосударственной правоохранительной деятельности в новых социально-экономических условиях.
Элементы научной новизны характерны и для определения предложенного в иследовании экономического содержания негосударственной правоохранительной деятельности. Это позволило нам сформулировать экономические цели, задачи, основные направления осуществления негосударственной правоохранительной деятельности, а также перечень субъектов правоохранительной деятельности.
На основе анализа экономического положения человека в обществе выделяются особенности уникального «государствогенеза» и эволюции общественных форм правоохранительной деятельности в России, что позволяет в дальнейшем определить административно-экономический статус субъектов, осуществляющих негосударственную правоохранительную деятельность, а также исследовать административноэкономические средства, формы и методы такой деятельности, основные положения государственного управления, контроля и надзора за ее осуществлением, направления экономического взаимодействия государственных и негосударственных субъектов правоохраны. Также научная новизна нашего исследования определяется и тем, что базовые организационно-экономические и управленческие аспекты экономической деятельности негосударственных субъектов пра-воохраны нами рассмотрены, исходя из современных концептуальных положений экономической теории и экономической практики правоохранительной деятельности.
В противовес имеющемуся в юридической и экономической науке мнению о возможности осуществления эффективной правоохранительной деятельности лишь сугубо государственными органами нами аргументируется тезис о существовании в экономической практике негосударственной правоохранительной деятельности.
В зависимости от конкретного вида хозяйствующего субъекта такая деятельность может носить ситуативный либо системный характер.
Мы предлагаем классификацию субъектов (государственных и негосударственных) правоохранительной деятельности по признаку соотношения экономических, управленческих, правоохранительных и иных функций. Выделяются субъекты, в структуре экономической деятельности которых преобладает решение правоохранительных задач, а также субъекты, реализующие правоохранительную деятельность эпизодически, в случае наступления определенных экономических обстоятельств. Человек и гражданин рассматриваются как особые субъекты правоохранительноэкономической деятельности.
Под негосударственной правоохранительной деятельностью в России нами понимается регулируемая преимущественно нормами административного права экономическая деятельность, состоящая в оказании гражданам, организациям, обществу и государству правоохранных услуг (действий). С точки зрения Н. В. Мироновой, «услуга - процесс, включающий серию неосязаемых действий, которые по необходимости происходят между покупателями и обслуживающим персоналом, физическими ресурсами, системами предприятия - поставщика услуг» [1].
С точки зрения, изложенной в статье, под правоохранительными услугами следует понимать совокупность потребительных стоимостей материальных и нематериальных благ в виде полезных эффектов и дифференцированных индивидуальных ценностей, удовлетворяющих потребности людей, в сфере личной физической и экономической безопасности. Причем экономическая безопасность предоставляемая негосударственными правоохранительными организациями имеет значение и для государства, и для граждан, но рассматривается по-разному. Национальная экономическая безопасность реализуется как государственная потребность, а вот индивидуальная экономическая безопасность является условием для синтеза потребности общества.
Каждый представитель любой общественной группы желает обладать максимальной экономической безопасностью, ожидая гарантий этого от
государственной власти. В. М. Юрьев указывает: «Стремление к получению сиюминутной выгоды в ущерб интересам общества оборачивается в общегосударственном масштабе снижением уровня удовлетворения потребностей и данного коллектива, и его членов, и собственников предприятия, а в конечном итоге и всех членов общества» [2]. В данном отношении потребность в экономической безопасности является объективной потребностью всех общественных подсистем, поэтому она и выступает интегрированной потребностью общества, а негосударственные субъекты правоохраны способствуют ее удовлетворению.
Правоохранительная услуга носит, как правило, возмездно договорный и (или) безвозмездный общественно-экономический характер в целях защиты и охраны хозяйственных прав, личных свобод и законных экономических интересов граждан и организаций, общества и государства в порядке, форме и объеме полномочий, установленных государством.
Литература
1. Миронова Н. В. Маркетинг различных видов услуг // Маркетинг в России и за рубежом. 2003. № 4. С. 11.
2. Юрьев В. М. Транзитарное хозяйство России: детерминизм экономических интересов. М., 1997.
* * *
ABOUT THE PURPOSES AND PROBLEMS OF ECONOMIC ACTIVITY OF NOT STATE MANAGING SUBJECTS OF THE RIGHT-PROTECTION IN RUSSIAN FEDERATION
M. Yu. Dvoretsky
This article is devoted to the analysis of the purposes and problems of economic activity of managing subjects of the right-protection in Russian Federation. Also the importance and novelty of the approaches to the economic status of the right-protection’s subjects in economic relations at the right-protection market of services are described.
Keywords: right-protection activity, economic interests, not state subjects of the right-protection.
Literature
1. Mironova N. V. Marketing of various types of services // Marketing in Russia and abroad. 2003. № 4. P. 11.
2. Yuryev V. M. Transitional economy of Russia: determinism of economic interests. M., 1997.