ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ А
Актуальные проблемы организации правоохранительной деятельности
К ВОПРОСУ О КРИТЕРИАЛЬНОЙ
ОСНОВЕ ОБОСНОВАНИЯ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ РОССИИ
В.А. Яковлев,
соискатель Московского университета МВД России, начальник Управления по делам соотечественников ФМС России, полковник внутренней службы Научная специальность:12.00.11 -судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность
E-mail: [email protected]
Аннотация. Обоснование критериев для идентификации органов правоохраны России в качестве институтов современного общества представляется важнейшей научной задачей. Безусловно, для решения такой задачи следует учитывать различные подходы, концепции и теории отечественных и зарубежных исследователей и ученых. Автор обосновывает квартет критериев для идентификации каждого правоохранительного органа как института современного российского общества. Характеризуя сущность и структуру правоохраны России автор в качестве критериев для определения органа правоохраны в качестве такового выделил: принудительность, урегулированность, специфичность, процессуальность.
Ключевые слова: правоохранительная служба, правоохранительный орган, правоохранительная система, правоохрана, правовой статус, государственная служба, органы правоохраны, критерий.
ON THE EVOLUTION OF ANTHROPOLOGICAL VIEWS IN THE XX CENTURY
V.A. Yakovlev,
the competitor of the Ministry of Internal Affairs Moscow university of Russia, the head of department for compatriots of FMS of Russia, the colonel of internal service
Annotation. Justification of criteria for identification of bodies of right protection of Russia as institutes of modern society is represented the major scientific task. Certainly, for the solution of such task it is necessary to consider various approaches, concepts and theories of domestic and foreign researchers and scientists. The author proves a quartet of criteria for identification of each law enforcement agency as institute of modern Russian society. Characterizing essence and structure of right protection of Russia the author as criteria for definition of body of right protection as that allocated: compulsoriness, uregulirovannost, specificity, protsessualnost.
Keywords: law-enforcement service, law enforcement agency, law-enforcement system, right protection, legal status, public service, bodies of right protection, criterion
Обоснование критериев для идентификации органов правоохраны России в качестве институтов современного общества представляется важнейшей научной задачей. Безусловно, для решения та-
кой задачи следует учитывать различные подходы, концепции и теории отечественных и зарубежных исследователей и ученых. Автор обосновывает квартет критериев для идентификации каждого пра-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы организации правоохранительной деятельности
воохранительного органа как института современного российского общества.
Под правоохранительным органом следует понимать орган государства, наделенный правами и обязанностями по осуществлению правоохраны путем специфических действий принудительного характера, проводимых в определенной процессуальной форме. Такое определение основывается на следующих критериях1:
1) урегулированности — полномочия (функции) органа правоохраны должны быть урегулированы действующими нормами права;
2) специфичности — персонал органа право-охраны должен осуществлять свои полномочия посредством специфических, лишь ему присущих действий;
3) принудительность — в особых случаях специфические действия персонала органа правоохраны могут носить принудительный характер;
4) процессуальность — свои специфические действия персонал органа правоохраны должен осуществлять в определенной процессуальной форме.
Определяющие признаки органа государства с целью установления его принадлежности к органам правоохраны должны проявляться только при удовлетворении их всем четырем обоснованным критериям. Причём, общим для всех органов пра-воохраны является их принадлежность к органам исполнительной власти: органам безопасности, органам внутренних дел, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам и органам юстиции2.
В соответствии с обоснованными критериями для формирования системы органов правоохраны
были исследованы федеральные органы исполнительной власти (ФОИВ) по следующим основным показателям: предназначение, существующая структура, основные задачи и полномочия, а также произведено экспертное обобщение достигнутых результатов. В результате обоснован перечень ФОИВ для формирования системы органов право-охраны. К самостоятельным правоохранительным органам, согласно полученным результатам на основе обоснованных критериев, автором отнесены: ФСБ России, МВД России, ФМС России, ФТС России, ФСИН России, ФССП России, ФСКН России (см., табл.).
Основываясь на существующей структуре ФОИВ3 и исходя из сущности современной теории системного подхода, как одного из универсальных методов научного исследования, каждый из семи выделенных правоохранительных органов можно представить в качестве системы взаимосвязанных подсистем и элементов в их функциональном состоянии.
Кроме того, в результате анализа генезиса, современного состояния и тенденций развития органов правоохраны России согласно обоснованным критериям их идентификации, установлены их предназначение, структура и функциональные модели, систематизированные для формирования отечественной правоохранительной системы.
Вместе с тем дальнейшее развитие органов правоохраны как институтов общества должно проходить согласно конституционным положениям для решения социально значимых задач:
- построения в России социального правового государства;
Таблица
Сравнительный анализ правоохранительных органов Российской Федерации согласно избранным критериям (по основным показателям деятельности по состоянию на начало 2012 г.)
Основные показатели МВД ФМС ФСБ ФСИН ФССП ФКНС МЧС /ГПС ФТС ГФС Выводы
Основные задачи 9 8 15 8 3 6 - - - 3-15
Доля задач правоохраны, % 6/ 66,7 7/ 87,5 11/ 73,3 6/ 75 2/ 66,7 5/ 83,3 - - - 2-11/ 66,7-83,3
Основные полномочия 37 59 73 51 19 48 - 18 - 19-73
Доля полномочий правоохраны, % 10/ 27,0 28/ 47,5 28/ 38,4 14/ 27,5 3/ 15,8 17/ 35,4 - 16/ 88,9 - 3-28/ 15,8-38,4
Соответствие правоохране, % 27 — 66, 7 47,587,5 38,4 -73,3 27,5 — 75 15,8 -66,7 35,4 -83,3 - / 88,9 - в среднем 27,1 — 75
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы организации правоохранительной деятельности
- обеспечения равенства всех перед законом (верховенство закона);
- стимулирования роста правовой культуры граждан и должностных лиц органов правоохраны;
- снижения расслоения населения по финансово-экономическим показателям, повышение уровня благосостояния жизни людей;
- обеспечения безопасности личности, семьи и общества;
- гуманизации общественных правоотношений в сфере правоохраны, введения и поддержания позитивных норм морали и поведения;
- стимулирования поддержки отечественных предпринимателей;
- создания благоприятных условий для обеспечения на территории страны и ее регионов конституционного правопорядка;
- обеспечения благоприятных возможностей для реализации гражданами своих интересов в различных сферах общества на основе взаимных прав, обязанностей и ответственности государства и граждан.
Автор убежден в том, что для решения перечисленных задач необходимо: а) создания координирующего органа при Президенте РФ по правоохранительной службе; б) более тесное международное сотрудничество правоохранительных органов России с зарубежными партнерами и российскими СМИ для сбора, обработки, систематизации и накопления различной информации в сфере правоохраны. При этом в условиях формирования институтов правоохранительной службы России реализация задач правоохраны невозможна без создания единого для всех правоохранительных органов законодательного акта — системообразующего закона «О правоохранительной службе Российской Федерации», проект которого в очередной раз реанимирован под эгидой Минюста России.
1 Критерий (греч. criterion — признак, мерило, как основа оценки) — мера оценки, определения, сопоставления явления или процесса; признак как основа классификации — http://vslovare. ru/slovo/sotziologicheskiij-slovar/kriteriij
2 В теории правоохранительных органов используется термин «органы уголовной юстиции», объединяющий суд, проку-ратуру. См.: Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник / Под ред. В. П. Божьева. С. 16. Тем самым подтверждается условность термина «органы юстиции», возможность и необходимость его замены.
3 См., например, Указ Президента РФ от 21 мая 2012 г. № 636 «О системе федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета. 2012. 22 мая.