Научная статья на тему 'Система экономических отношений субъектов рынка правоохранительных товаров и услуг: проблемы теории, практики оптимального предоставления и эффективной реализации'

Система экономических отношений субъектов рынка правоохранительных товаров и услуг: проблемы теории, практики оптимального предоставления и эффективной реализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
281
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ СУБЪЕКТОВ РЫНКА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ТОВАРОВ И УСЛУГ / ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ / ПРАКТИКИ ОПТИМАЛЬНОГО ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ И ЭФФЕКТИВНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ / СУЩНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ СУБЪЕКТОВ НА РЫНКЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ТОВАРОВ И УСЛУГ / ДАЛЬНЕЙШЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ В ЦЕЛЯХ РАЗВИТИЯ И ОПТИМИЗАЦИИ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БАЗЫ / СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА / SYSTEM OF ECONOMICAL RELATIONS OF SUBJECTS OF LAW-ENFORCEMENT GOODS AND SERVICES / PROBLEMS OF THEORY / PRACTICE AND OPTIMAL ASSIGNMENT AND EFFECTIVE REALIZATION / ESSENCE OF ECONOMICAL RELATIONS OF SUBJECTS ON MARKET OF LAW-ENFORCEMENT GOODS AND SERVICES / NEXT PERFECTION IN ORDER TO DEVELOP AND OPTIMIZE THEORETICAL AND PRACTICAL INSTITUTIONAL AND INSTRUMENTAL ECONOMICAL BASE / MODERN STAGE OF DEVELOPMENT OF RUSSIAN SOCIETY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дворецкий Михаил Юрьевич

В статье автор анализирует систему экономических отношений субъектов рынка правоохранительных товаров и услуг, проблемы теории, практики оптимального предоставления и эффективной реализации. Исследуется сущность экономических отношений субъектов на рынке правоохранительных товаров и услуг. На этом основании делается общий вывод о необходимости их дальнейшего совершенствования в целях развития и оптимизации теоретической и практической институциональной и инструментальной экономической базы регулирования данных отношений на современном этапе развития российского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM OF ECONOMICAL RELATIONS OF SUBJECTS OF LAW-ENFORCEMENT GOODS AND SERVICES: PROBLEMS OF THEORY, PRACTICE AND OPTIMAL ASSIGNMENT AND EFFECTIVE REALIZATION

In article the author analyzes the system of economical relations of subjects of law-enforcement goods and services: problems of theory, practice and optimal assignment and effective realization. In publication the essence of economical relations of subjects on market of law-enforcement goods and services is researched. On this base the common conclusion about necessity of their next perfection in order to develop and optimize theoretical and practical institutional and instrumental economical base of relations regulation on modern stage of development of Russian society is made.

Текст научной работы на тему «Система экономических отношений субъектов рынка правоохранительных товаров и услуг: проблемы теории, практики оптимального предоставления и эффективной реализации»

УДК 331.965+343.88

СИСТЕМА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ СУБЪЕКТОВ РЫНКА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ТОВАРОВ И УСЛУГ: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ, ПРАКТИКИ ОПТИМАЛЬНОГО ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ И ЭФФЕКТИВНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ

© Михаил Юрьевич ДВОРЕЦКИЙ

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры уголовного права и процесса, e-mail: dvoreckiy@tamb.ru

В статье автор анализирует систему экономических отношений субъектов рынка правоохранительных товаров и услуг, проблемы теории, практики оптимального предоставления и эффективной реализации. Исследуется сущность экономических отношений субъектов на рынке правоохранительных товаров и услуг. На этом основании делается общий вывод о необходимости их дальнейшего совершенствования в целях развития и оптимизации теоретической и практической институциональной и инструментальной экономической базы регулирования данных отношений на современном этапе развития российского общества.

Ключевые слова: система экономических отношений субъектов рынка правоохранительных товаров и услуг; проблемы теории, практики оптимального предоставления и эффективной реализации; сущность экономических отношений субъектов на рынке правоохранительных товаров и услуг; дальнейшее совершенствование в целях развития и оптимизации теоретической и практической институциональной и инструментальной экономической базы; современный этап развития российского общества.

Поскольку познание сущности экономических отношений субъектов на рынке правоохранительных товаров и услуг необходимо в целях развития и совершенствования теоретической и практической институциональной и инструментальной экономической базы регулирования данных отношений, то

их развитие с точки зрения актуальности данного исследования основано на наличии ряда противоречий в деятельности государственных и негосударственных субъектов правоохраны. На наш взгляд, особенно это заметно при осуществлении правоохранительной деятельности в сфере охраны обще-

ственного порядка и обеспечения общественной и экономической безопасности Российской Федерации.

Наиболее актуальны вопросы экономических отношений деятельности негосударственных субъектов правоохраны, участвующих в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности. По нашему мнению, виды таких субъектов, проблемы определения их административноправового и экономического статуса, формы и методы их деятельности, взаимоотношения с государственными органами, оптимальности системы их управления достаточно важны и злободневны для современного научного исследования. Степень разработанности проблемы (функционирования основ защиты коммерческой информации, интеллектуальной собственности, предпринимательской деятельности) через призму рассмотрения общетеоретических вопросов ведения хозяйственной деятельности исследуются в целом ряде научных работ. Прежде всего таких ученых, как В.Н. Алексеенко, Ю.М. Батурин, И.Н. Борисов, М. А. Вус, В. А. Герасименко, А.М. Жоздишевский, Т.Э. Зульфугарзаде, Е.В. Иванов, О.Ю. Казакевич, С.Б. Козлов, А.В. Крысин, Н.В. Кочев, В.В. Марущенко,

Н.Ю. Петрушов, Б.Е. Сокольский, НИ. Ши-ян и др.

Исходя из изложенного мы можем сформулировать объект, предмет и цели нашего научного исследования. Так, его цель состоит в выявлении специфики экономических отношений как интегрированной социально-экономической потребности и разработке на этой основе направлений совершенствования экономических отношений на рынке правоохранительных товаров и услуг в России. Поскольку объектом исследования являются субъекты хозяйственной деятельности на рынке правоохранительных товаров и услуг, то, соответственно, его предметом выступают экономические отношения, формирующиеся при взаимоотношении хозяйствующих субъектов на рынке правоохранительных товаров и услуг.

В современных социально-экономических условиях глобализации экономики и формирования конкурентной системы сложилась новая потребность в определении места и роли хозяйственной безопасности предприятий и организаций на рынке правоохрани-

тельных товаров и услуг. В юридической литературе «правоохранительная деятельность» рассматривается в неразрывной связи с государственной деятельностью. Так, по мнению Л.К. Савюк, «правоохранительная деятельность является одним из видов государственной деятельности» [1]. Действующая государственная правоохранительная система, как показала практика, в целом не справляется с задачами обеспечения безопасности хозяйствующих субъектов. Именно поэтому в данных обстоятельствах особое значение приобретает обеспечение хозяйственной безопасности силами и средствами негосударственных субъектов правоохраны, дополняющих обеспечение как благосостояния отдельного индивидуума, так и устойчивого развития всей экономической системы Российской Федерации.

На наш взгляд, нельзя не согласиться с мнением В.Б. Белорусова, что «помимо специальных органов, правоохранительную деятельность вправе реализовывать и иные субъекты правоотношений, т. е. данная деятельность несет в себе часть свободно-реализуемых полномочий в границах государства, составляющих социально значимую сторону такой деятельности. Социальный характер правоохранительной деятельности воплощает в себе субъектно-объектные отношения, отношения единства материи и сознания. Субъектом данных отношений является человек, который через свой труд соединяет материальное начало и осознанное поведение. Именно «натуральная и живая» деятельность индивида, направленная на возникновение, изменение, прекращение отношений, соединенная с предметом воздействия (средствами производства), является результатом получения требуемого результата» [2]. Обеспечение защиты и охраны экономических, производственных и правовых отношений, а также материальных, технологических и информационных ресурсов является базовой основой безопасности хозяйствующих субъектов на рынке. По нашему мнению, каждый хозяйствующий субъект экономических отношений так или иначе стремится сохранять и приумножать свою хозяйственную безопасность доступными средствами [3, 4]. Каждый человек, коллектив, как и общество в целом, может защищать свои права и свободы. Вследствие того, что негосударственная

правоохранительная деятельность объективно востребована обществом, то ее объем определяется им самим, государством посредством законодательства, которое при невозможности наложения запрета на правозащитную деятельность человеком определяет границы и субъектов правоохранительной деятельности госорганами с возможностью осуществления отдельными общественными формированиями. Так, согласно ст. 45 Конституции Российской Федерации: «1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. 2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом» [5].

Можно предложить следующую классификацию субъектов правоохранительной деятельности по признаку соотношения экономических, управленческих, правоохранительных и иных функций: выделяются субъекты, в структуре экономической деятельности которых преобладает решение правоохранительных задач, а также субъекты, реализующие правоохранительную деятельность эпизодически, в случае наступления определенных экономических обстоятельств. Человек и гражданин рассматриваются как особые субъекты правоохранительно-экономической деятельности. Рынок правоохранительных товаров и услуг структурно состоит из субъектов, представленных в табл. 1.

В настоящее время в Российской Федерации обеспечением безопасности на правоохранительном рынке товаров и услуг занимаются как государственные, так и негосударственные субъекты. Сущность негосударственной правоохранительной деятельности заключается в объективной природе возникающих экономических отношений, во взаимосвязях хозяйствующих субъектов, обусловленных предоставлением и потреблением правоохранительных товаров и услуг. Как

нам представляется, формирование данной сущности опосредуют социально-экономические предпосылки. Поскольку они обусловлены субъективно-объектными отношениями в обществе, то данные предпосылки реально отражают уровень социально-экономического развития общества и государства, нравственного и материального благосостояния каждого отдельного гражданина. На наш взгляд, существует следующая парадигма: чем выше уровень экономического развития общества, его духовного состояния и меньше разница в благосостоянии каждого его члена, тем меньше необходимость в правоохране объектов.

Под правоохранительными услугами следует понимать совокупность потребительных стоимостей материальных и нематериальных благ в виде полезных эффектов и дифференцированных индивидуальных ценностей, удовлетворяющих потребности людей в сфере личной физической и экономической безопасности. Правоохранительная услуга носит, как правило, возмездный договорный и безвозмездный общественно-экономический характер в целях защиты и охраны, хозяйственных прав, личных свобод и законных экономических интересов граждан и организаций, общества и государства в порядке, форме и объеме полномочий, установленных государством в правовых нормах. На сегодняшний день структура правоохранительного рынка в Российской Федерации состоит из четырех составляющих направлений развития, представленных на рис. 1.

На наш взгляд, к основным проблемам рынка услуг безопасности и охраны на общефедеральном, региональном и муниципальном уровнях можно отнести следующие фактические обстоятельства:

1) недостаточно развитый, формирующийся характер конкурентных отношений в сфере рынка товаров и услуг безопасности;

Таблица 1

Структура рынка правоохранительных товаров и услуг

Тип рыночной структуры Субъекты рынка правоохранительных товаров и услуг

Легальный рынок Государственные субъекты правоохраны Негосударственные субъекты правоохраны

Теневой рынок Нелегальные субъекты правоохраны Субъекты различных криминальных структур

Правоохранительный рынок товаров и услуг

1

Сфера действий

включает все, что находится в прямой связи с обеспечением безопасности - от получения заказа на услуги и товары до их полного выполнения

і

Сфера влияния

включает все, что может оказать помощь действию правоохранительных субъектов, осуществляемому в рамках сферы действий

1

Сфера интересов

включает области, которыми субъекты правоох-раны пока не занимаются, но могут заняться в будущем, а также те области деятельности, которые могут вторгнуться в основную сферу деятельности фирмы

I

Сфера ответственности

включает обязательное выполнение субъектами правоохраны законов,

норм и требований со стороны государства и общества

Рис. 1. Сферы развития правоохранительного рынка товаров и услуг

2) слабый механизм бюджетного финансирования рынка товаров и услуг безопасности, действующий в настоящее время;

3) фактическое отсутствие эффективных и прозрачных процедур формирования и изменения тарифов на услуги охраны и безопасности;

4) реальная непривлекательность рынка товаров и услуг безопасности в аспектах инвестиционного характера, с позиций долгосрочной окупаемости;

5) несовершенный механизм управления рынком товаров и услуг безопасности и охраны на общефедеральном, региональном и муниципальном уровнях;

6) противоречивый характер основных нормативно-правовых актов, посвященных рынку товаров и услуг безопасности и охраны;

7) несовершенная система управления, эксплуатации и контроля в предприятиях и организациях частной охранной деятельности;

8) предоставление потребителям фактической возможности реально влиять на объем и качество потребляемых товаров и услуг;

9) модернизация и дифференциация ныне существующей системы оплаты правоохранительных услуг на предприятиях и организациях;

10) формирование гибкой и отвечающей наиболее развитым мировым нормативам системы адресной правовой защиты населения;

11) создание оптимальной системы ценностных характеристик для эффективного процесса предоставления товаров и услуг безопасности;

12) формирование равновесного характера учета интересов во взаимосвязях между субъектами спроса и предложения рынка товаров и услуг безопасности и охраны;

13) фактический учет институциональных аспектов и реального своеобразия муниципального образования;

14) увеличение износа основных фондов предприятий и организаций, непосредственно влияющих на обострение проблем безопасности;

15) фактические бюрократические издержки при реализации государственных актов регистрации;

16) реорганизация множества предприятий рынка товаров и услуг безопасности и охраны;

17) государственный сектор как фактический ограничитель реальных структурных преобразований;

18) неэффективная система реального регулирования экономической деятельности внутри предприятий, организаций рынка товаров и услуг безопасности и охраны;

19) продолжающий оставаться продолжительное время достаточно низкий уровень доходов у основной массы населения Российской Федерации для оптимального потребления данного вида услуг на возмездной основе.

Своеобразие услуг производственно-эксплуатационной деятельности предприятий, организаций рынка товаров и услуг безопасности и охраны в своей основе сегодня определяется особенностями муниципального

управления, которые, в свою очередь, находятся под воздействием объективного занимаемого статуса данного самоуправляемого образования.

Вследствие того, что особенности рынка правоохранительных товаров и частных услуг безопасности и охраны формируются под воздействием факторов как эндогенного, так и экзогенного характера, то, соответственно, первая их группа будет включать следующие обстоятельства:

1) специфические, особые свойства товаров и услуг, предоставляемых рынком услуг безопасности и охраны населению;

2) условия и способы производства товара или услуги частных охранных предприятий; рыночное сегментирование;

3) движение товаров и услуг на рынке услуг безопасности и охраны от производителя к потребителю;

4) фактически затратный механизм финансового обеспечения услуги безопасности;

5) реальный авторитет на рынке услуг безопасности и охраны;

6) материально-техническое обеспечение текущей работы;

7) информационная культура предоставления услуги по безопасности;

8) инновационные аспекты деятельности.

В свою очередь, по нашему мнению, под

экзогенными факторами понимается независимое от субъекта и объекта взаимоотношений внешнее воздействие, оказываемое на рынок услуг безопасности и охраны:

1) фактическое политическое воздействие;

2) реальное состояние рыночной среды;

3) государственное регулирование на федеральном уровне;

4) процессы глобализации и интеграции в мировое сообщество;

5) бюджетно-налоговая политика государства;

6) обеспеченность муниципального образования основными ресурсами.

Как нам представляется, выявленная и проанализированная структура рынка правоохранительных товаров и услуг в Российской Федерации позволяет понять функциональное назначение субъектов данных отношений в области обеспечения хозяйственной безопасности деятельности физических и юридических лиц. В процессе реформирования социально-экономических отношений

российского общества видоизменяется и правоохранительная деятельность. В общем понимании правоохранительная деятельность связана и направлена на социальноэкономическую защиту жизни и здоровья граждан, их собственности, материального и нематериального потенциала, организационной деятельности, общественных институтов и государства в целом. Таким образом, многосторонний характер правоохранительной деятельности, ее содержание, формы и методы осуществления на рынке правоохранительных товаров и услуг неразрывно связаны с экономико-правовым аспектом, представляя собой в совокупности сложное общественное явление, обладающее как объективным, так и субъективным содержанием. Поскольку исследование экономического базиса данного явления должно быть основано на диалектическом подходе к рассмотрению составляющих правоохранительную деятельность элементов внутреннего содержания современных потребностей человека, это позволит нам определить реальную сущность правоохранительной деятельности с точки зрения экономических отношений. Именно теоретическим аспектам процесса реализации экономических интересов и потребностей посвящены научные труды: С.А. Булгаковой, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, М.М. Мусина, И.Г. Саяпина, В.М. Юрьева и др. Объектом исследования являются хозяйствующие субъекты как потребители и субъекты правоохранительной деятельности на рынке правоохранительных товаров и услуг, а его предметом выступают экономические отношения и потребности, те их сегменты, которые формируются при взаимоотношении хозяйствующих субъектов на рынке правоохранительных товаров и услуг Российской Федерации.

Цель состоит в разработке концепции наиболее полного и качественного удовлетворения потребностей потребителей правоохранительных товаров и услуг в экономической системе России. Поскольку потребности в жизнедеятельности человека играют большую роль, то в основе своей они выступают как непременное условие жизни человека во внешних условиях. Так, по вполне справедливому мнению К. Маркса, оценивающего роль потребностей в жизни людей: «Никто не может сделать что-нибудь, не делая этого

вместе с тем ради какой-либо из своих потребностей и ради органа этой потребности» [6]. Возникает обоснованный вопрос: что собой представляют потребности с точки зрения социально-экономической? Согласно одной позиции, потребность - «внутреннее состояние или нужды или недостатки чего-либо для поддержания жизнедеятельности объекта, субъекта, индивида, социальной группы, общества» [7]. В соответствии с выводом Гельвеция: «...состояние индивида, отражение в психике человека через «напряжение», «неудовлетворенность» и «дискомфорт» несоответствия между внутренним и внешним состоянием» [7].

Вследствие того, что существует понятие возрастания потребностей человека (как в количественной, так и в качественной характеристике носящих силу экономического закона), потребности человека, в отличие от нужды, которую испытывают все в равной степени, обусловлены социально -культурным уровнем индивида. На наш взгляд, потребности человека, подкрепленные его денежными доходами, выражаются через запросы, которые он предъявляет к окружающему миру благ. Запросы носят индивидуальный характер, но, взятые в совокупности, в зависимости от степени объединения и места реализации формируются в рыночный спрос на товары и услуги.

Поскольку развитие хозяйственной общественной системы идет за счет активизации процессов удовлетворения потребностей и интересов, то, соответственно, общество может определить свои потребности, но в полной мере - только лишь с помощью государства. Именно государство в наибольшей степени способствует удовлетворению потребностей общества. Государство является, с одной стороны, средством удовлетворения общественных потребностей, но с другой стороны, также формирует собственные потребности. На наш взгляд, в данном отношении потребность в хозяйственной безопасности является объективной потребностью всех общественных подсистем. Именно поэтому экономическая безопасность и выступает интегрированной потребностью общества и человека, а государство способствует ее удовлетворению благодаря своим экономическим, технологическим, научным, социальным, политическим ресурсам.

Может создаться впечатление, что общественные потребности и потребности государства полностью совпадают, но это далеко не так. Как нам представляется, общественные потребности представляют собой своего рода синтез направленности общества, а потребности государства не синтезированы, а структурированы согласно возможности, стратегии и цели социально-экономического развития государства и общества, базируясь на потребностях конкретного человека. Человеческая деятельность обусловлена инстинктом самосохранения, поэтому направлена на приспособление человека к среде существования, сохранение человека как живой субстанции в окружающем мире. Это приспособление является результатом активности человека в отношении окружающей его среды путем не своего, а ее изменения под свои потребности и интересы. Вследствие того, что данная активность является рациональной, а человек противостоит природе в целях своей защиты, это же противостояние проявляется и в отношении к себе подобным.

Поскольку при достижении человеком «...соответствующего уровня своего развития, с более точным пониманием своего положения в обществе, становятся очевидными два пути дальнейшего его существования (соперничество (конфликт) с себе подобными или нахождение компромисса отношений), то данные направления развития тесно взаимосвязаны друг с другом и достаточно противоречивы. Так как являются проявлением, с одной стороны, биологического инстинкта на объединение, а с другой стороны, стремлением к свободе» [2]. Что касается рынка правоохранительных товаров и услуг, то на определенном этапе развития человечества возникло нормативное (правовое) регулирование складывающихся общественных потребностей и интересов. Нецелесообразно спорить о первичности права или экономики. Для удовлетворения важных общих для всех индивидов потребностей и интересов необходимо было пожертвовать определенным объемом свободы и защиты прав человека.

В современном понимании удовлетворение потребителя в комплексной его безопасности - компетенция не только государственных органов, но и общественных организаций, предпринимательских структур, а

также отдельного человека. В отношении конкретного человека обеспечение безопасности не означает навязывание каких либо обязанностей. Это для него потребность, не противоречащая законодательным нормам и не являющаяся опосредованной для деятельности других хозяйствующих субъектов. Так, по представлению В.Е. Хруцкого и И.В. Корнеевой, при ответе на вопрос: «Чего же ждут сегодня потребители?» потребители на первое место ставят желание «...спокойствия и безопасности. Буквально во всем» [8]. Согласно современным исследованиям общественного мнения, «...беспокойство по поводу криминогенной ситуации занимает существенное место в иерархии страхов и тревог россиян. Эта проблема лишь немногим менее значима для них, чем проблема бедности, низкого уровня жизни, а также алкоголизма и наркомании, и более значима, нежели целый ряд иных вопросов, включая состояние социальной инфраструктуры, социальное неравенство» [9].

В приведенной табл. 2 показана иерархия страхов и угроз населения, представленная на основе изучения общественного мнения об уровне безопасности личности и деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, эти данные являются наглядным «отражением пирамиды потребностей по А. Маслоу». В соответствии с ее содержанием: следствием неудовлетворения

потребностей в питании, жилье, вследствие бедности, низких зарплат, пенсий, высоких тарифов на жилье и коммунальные услуги появляются страхи и опасения перед криминализацией общества и преступностью. На наш взгляд, какой бы полезной и приемлемой ни была хозяйственная деятельность человека, она порой сопровождается наличием определенных негативных процессов, причиной которых являются противопоставление личных потребностей и интересов иным, а также внутренние психологические несовершенства человека. Поступки человека могут носить и безнравственный характер, если он не соотносит свое поведение с общепризнанным и устоявшимся на определенном этапе развития общества представлением о том, что хорошо, а что плохо, о добре и зле.

Поскольку в течение XX в. шло формирование концепции отношения людей к окружающему миру как техническое освоение

природы и становление «Homo faber» - человека технического, то данная концепция предполагала осознание техники как средства защиты от природной стихии и иного негативного влияния человека. По нашему мнению, на сегодняшний момент данная концепция защиты и безопасности хозяйственной деятельности должна обогатиться представлением о человеке как Homo information («the person of knowledge») - человек информационный. С позиций безопасности и защиты владение той или иной информацией является необходимым условием выживания и существования в современном мире. Недаром народная мудрость гласит: «Предупрежден - значит вооружен». С начала XXI в. активно формируется «knowledge economy», или «information economy», т. е. экономика, основанная на информации. В настоящее время стало вполне привычным понятие «информационная экономика» [10].

Информационные потоки принимают глобальный характер, и электронные средства максимально приближают к ним человека -потребителя, давая возможность определить пути взаимодействия человека и информации с высочайшей степенью удовлетворения его потребностей и интересов. В связи с переходом к информационному этапу развития экономики на рынке правоохранительных товаров и услуг объективной характеристикой стала выступать потребность в информационном (научном) обслуживании. Так, согласно позиции В. Кохановского: «Наука (знание, информация) удовлетворяет и вторую группу фундаментальных потребностей, выделенную Маслоу, - это потребности, связанные с безопасностью, ученые участвуют в создании материалов и конструкций, способных защитить нас от погодных причуд, диких зверей и других людей, посягающих на нашу жизнь и собственность» [11].

На наш взгляд, современная социальноэкономическая направленность человеческой деятельности на рынке правоохранительных товаров и услуг находит свое проявление в целенаправленной, разумной, информационной, одухотворенной деятельности индивида по поводу соотношения с объективным окружающим миром. Содержание современной правоохранительной деятельности определяется сущностью таких ее составляющих, как:

1) модернизированные потребности человека в безопасности как разумного существа;

2) специфика взаимоотношений человеческих индивидов и групп между собой и с окружающим миром;

3) новые формы хозяйствования на рынке правоохранительных товаров и услуг;

4) направление преобразований окружающего мира с точки зрения безопасности, в соответствии с потребностями и интересами человека и общества в целом.

По нашему мнению, качественное возрастание потребностей на рынке правоохранительных товаров и услуг влечет за собой и реальное изменение функциональной нагрузки на экономические взаимоотношения между субъектами правоохранительного рынка, коими будут являться:

1) информационный мониторинг для составления электронных баз данных об изменениях на правоохранительном рынке товаров и услуг;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) формирование электронной базы типичных угроз объекту защиты и перечень общепринятых мер по устранению данных угроз для человека, референтной группы, персонала организации, той или иной ресурсной базы, организации производственного процесса, информации;

3) работа по информационному предупреждению и профилактике причин и усло-

вий, способствующих созданию условий для нанесения материального, морального и иного ущерба потребностям и интересам человека, предприятия, общества в целом;

4) обеспечение безопасности с помощью

научно-исследовательских и опытно-

конструкторских разработок (НИОКР);

5) создание с помощью электронных средств наблюдения и контроля действенного механизма и необходимых условий оперативного реагирования на угрозы безопасности;

6) обеспечение охраны зданий, жилых помещений, имущества, оборудования, готовой продукции и иных ценностей с помощью электронных средств наблюдения и контроля;

7) осуществление электронного пропускного режима на ту или иную территорию;

8) организация электронно-информационного делопроизводства, исключающего несанкционированный доступ к сведениям, составляющим коммерческую тайну;

9) обеспечение электронного режима безопасности на всех циклах производства и информационная защита секретов субъектов хозяйственной деятельности;

10) защита помещений, каналов связи, коммуникаций от технического проникновения и съема сведений, подлежащих защите;

11) информационное взаимодействие с правоохранительными органами и родственными структурами фирм-партнеров;

Таблица 2

Иерархия страхов и угроз среди населения [9]

№ п/п Виды страхов и угроз % опрошенных

1 Бедность, низкие зарплаты, пенсии 76

2 Высокие тарифы на жилье и коммунальные услуги 74

3 Наркомания, алкоголизм 70

4 Криминализация общества, преступность 63

5 Недоступность качественного медицинского обслуживания 62

6 Дороговизна жилья, неразвитость жилищной ипотеки 62

7 Утрата моральных ценностей, безнравственность, распространение порнографии и проституции 61

8 Недоступность качественных продуктов питания 56

9 Ограниченные возможности досуга детей, молодежи, взрослых 51

10 Коррупция 49

11 Недоступность качественного образования 48

12 Социальное неравенство, социальные конфликты 42

13 Угроза террористических актов 36

14 Техногенные аварии на производстве, транспорте, в коммунальном секторе 30

15 Межэтнические, межнациональные конфликты 26

16 Ограничение демократических прав и свобод 22

12) повышение уровня квалификации правозащитных сотрудников, степени информированности их о современных методах информационной борьбы, используемых в конкурентной среде;

13) составление электронной базы данных кадрового потенциала страны.

Таким образом, все вышеперечисленные и проанализированные обстоятельства позволят отечественному законодателю, правоприменителям, всем субъектам рынка правоохранительных товаров и услуг обеспечить их оптимальное предоставление и эффективную реализацию. Исследуя сущность экономических отношений субъектов на рынке правоохранительных товаров и услуг, на этом научном основании можно сделать общий вывод о необходимости их дальнейшего совершенствования в целях развития и оптимизации теоретической и практической институциональной и инструментальной экономической базы регулирования данных отношений на современном этапе развития российского общества. Это позволит субъектам данного рынка действовать на оптимальном правовом поле.

2. Белорусов В.Б. Административно-правовой статус негосударственных субъектов правоохранительной деятельности. М., 2005.

3. Дворецкий М.Ю. Гносеология экономических отношений субъектов на рынке правоохранительных товаров и услуг // Сегодня и завтра российской экономики. М., 2010. № 35. С. 5256.

4. Дворецкий М.Ю. Потребитель и потребности на рынке правоохранительных товаров и услуг // Сегодня и завтра российской экономики. М., 2010. № 37. С. 57-62.

5. Конституция Российской Федерации. иКЬ: http://www.constitution.ru. Загл. с экрана.

6. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 26.

7. иКЬ: http://ru.wikipedia.org.

8. Хруцкий В.Е., Корнеева И.В. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка. М., 1999.

9. Результаты изучения общественного мнения об уровне безопасности личности и деятельности органов внутренних дел Российской Федерации // Профессионал. Популярно-правовой альманах МВД России. 2010. № 1 (93).

10. Иноземцев В. Парадоксы постиндустриальной экономики // МЭМО. 2000. № 3.

11. Кохановский В. Философия для аспирантов. иКЬ: www.gumer.info. Загл. с экрана.

1. Савюк Л. К. Правоохранительные и судебные органы. М., 2004.

Поступила в редакцию 8.04.2011 г.

UDC 331.695+343.88

SYSTEM OF ECONOMICAL RELATIONS OF SUBJECTS OF LAW-ENFORCEMENT GOODS AND SERVICES: PROBLEMS OF THEORY, PRACTICE AND OPTIMAL ASSIGNMENT AND EFFECTIVE REALIZATION

Mikhail Yuryevich DVORETSKY, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Law, Associate Professor of Criminal Law and Process Department, e-mail: dvoreckiy@tamb.ru

In article the author analyzes the system of economical relations of subjects of law-enforcement goods and services: problems of theory, practice and optimal assignment and effective realization. In publication the essence of economical relations of subjects on market of law-enforcement goods and services is researched. On this base the common conclusion about necessity of their next perfection in order to develop and optimize theoretical and practical institutional and instrumental economical base of relations regulation on modern stage of development of Russian society is made.

Key words: system of economical relations of subjects of law-enforcement goods and services; problems of theory, practice and optimal assignment and effective realization; essence of economical relations of subjects on market of law-enforcement goods and services; next perfection in order to develop and optimize theoretical and practical institutional and instrumental economical base; modern stage of development of Russian society.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.