3. Россия в цифрах. 2QQ8: крат. стат. сб. I Федеральная служба государственной статистики. М., 2QQ9.
4. Колесов В. Рынок образовательных услуг и ценности образования (Между ВТО и Болонским процессом) II Высшее образование в России. 2QQ6. № 2. С. 3-8.
5. Евсеенко Т.П. Доступность высшего образования в условиях формирования рынка образовательных услуг II Экономика образования. 2QQ7. № 3. С. 114-132.
Поступила в редакцию 1.Q3.2QQ9 г.
Medvedeva E.I. Social aspects of marketing in education. The market of educational services demands today a completely new approach from the Russian system of edu-
cation, accounting of market economy, commercialization of education, relationships between the participants on the market and the consumers’ peculiarities in sociological aspect. Moreover, an important role is assigned not only for the specialists in the sphere of marketing of educational services, but also for those, who develop this “product” directly, i.e. the teaching staff of the educational institution on which depends the competitiveness of the educational service and of the educational institution as a whole. That’s why marketing in the sphere of education is a promising trend in the strategy of the development and the advance of the educational services of any educational institution.
Key words: the market of educational services, the commercialization of education, “the population hole”, social mission of marketing in education , the specific character of the marketing of educational services, social earmarking of a modern educational institution.
УДК 351.82
К ВОПРОСУ О СУБЪЕКТНОЙ СТРУКТУРЕ РЫНКА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ТОВАРОВ И УСЛУГ
© М.Ю. Дворецкий
Статья посвящена анализу экономических отношений субъектов рынка правоохранительных товаров и услуг. Формируются новые подходы к анализу структуры рынка правоохранительных товаров и услуг.
Ключевые слова: рынок правоохранительных товаров и услуг, структура рынка правоохраны, правоохранительная деятельность.
В современных социально-экономических условиях глобализации экономики и формирования конкурентной системы сложилась новая потребность в определении места и роли хозяйственной безопасности предприятий и организаций на рынке правоохранительных товаров и услуг.
Каждый хозяйствующий субъект экономических отношений так или иначе стремится сохранять и приумножать свою хозяйственную безопасность доступными средствами.
Хозяйственная деятельность предприятий предъявляет растущий спрос на услуги по обеспечению безопасности предпринимательской деятельности, защиты имущества и личности. Объективной необходимостью стало появление негосударственных охранных предприятий и служб безопасности, формирование рынка соответствующих товаров и услуг.
Степень разработанности проблемы функционирования основ защиты коммерческой информации, интеллектуальной собственности, предпринимательской деятельности сквозь призму общетеоретических вопросов безопасности ведения хозяйственной деятельности рассматривали в своих работах такие ученые, как В.Н. Алексеенко, Ю.М. Батурин, И.Н. Борисов, М. А. Вус, В. А. Герасименко, А.М. Жоздишевский, Т.Э. Зульфугарзаде, Е.В. Иванов, О.Ю. Казакевич, С.Б. Козлов, А.В. Крысин, Н.В. Кочев, В.В. Марущенко,
Н.Ю. Петрушов, Б.Е. Сокольский, НИ. Шиян.
Работы вышеперечисленных авторов противоречивы и имеют скорее правовой характер, нежели экономический, чего требует сегодняшнее развитие рыночных отношений.
На наш взгляд, преобразовательные процессы вообще и в правоохранном бизнесе в частности нужно начинать с формирования
новой базовой концепции. Данная концепция должна учитывать специфику новых подходов ведения хозяйственной деятельности частными охранными предприятиями, уходящую своими научными «корнями» в теоретико-методологическую базу, сформированную разработками ученых-экономистов.
Объектом исследования является структура рынка правоохранительных товаров и услуг.
Предметом исследования выступают экономические отношения, формирующиеся при взаимоотношении хозяйствующих субъектов на рынке правоохранительных товаров и услуг.
Цель статьи состоит в анализе и разработке концепции структурной среды рынка правоохранительных товаров и услуг в экономической системе России.
На наш взгляд, рынок правоохранительных товаров и услуг структурно состоит из субъектов, представленных в табл. 1.
Роль государства в развитии рынка правоохранительных товаров и услуг сводится к созданию законодательной базы, стабильных законов, определяющих общие правила поведения для предприятий и граждан, осуществляющих хозяйственную и экономическую деятельность, а также к защите этих отношений от противоправных действий с любой стороны.
Государственное влияние на рынок правоохранительных товаров и услуг, на наш взгляд, идет через воздействие следующих субъектов:
1) субъекты, функционирующие в системе государственной власти, чья деятельность связана с организационно-контрольной, экономической и правовой защитой порядка функционирования хозяйствующих субъектов экономической деятельности, обеспечением законных прав как субъектов предпринимательской деятельности, так и миллионов потребителей в нашем случае товаров и услуг безопасности, в условиях рыночной экономики;
2) субъекты, функционирующие в системе правоохранительных органов, чья деятельность направлена на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений в сфере экономической деятельности.
К первой группе государственных субъектов по обеспечению хозяйственной безопасности, в первую очередь, следует отнести систему государственных контрольно-ревизионных органов всех уровней. Данные органы наряду с правоохранительными органами наделены полномочиями, необходимыми для противодействия экономическим правонарушениям. Государственные службы и их функциональное назначение представлены в табл. 2.
Ко второй группе государственных субъектов по обеспечению хозяйственной безопасности следует отнести систему правоохранительных органов, наделенных полномочиями, необходимыми для противодействия различного рода правонарушениям. Это, прежде всего, органы, осуществляющие противодействие преступности в сфере хозяйственной деятельности, в настоящее время к ним относятся суды, прокуратура, арбитражные суды, органы юстиции, государственного таможенного комитета, федеральной службы безопасности (ФСБ) и органы внутренних дел (МВД).
Правоохранительные органы ФСБ и МВД занимают узловое место среди государственных органов-субъектов деятельности по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений в сфере экономической деятельности и выступают носителями обозначенных законом функциональных прав и обязанностей, призванных обеспечить выполнение широкого круга задач по достижению конечной цели противодействия и сдерживания дальнейшего роста экономической преступности. Государственные правоохранительные службы и их функциональное назначение представлены в табл. 3.
С началом рыночных реформ параллельно с государственными стали образовываться негосударственные организации, агентства, учреждения.
Каждый из субъектов правоохранительной деятельности осуществляет предупреждение экономических преступлений в пределах своей компетенции, конкретных целей и задач своей деятельности.
Таблица 1
Структура рынка правоохранительных товаров и услуг
Тип рыночной структуры Субъекты рынка правоохранительных товаров и услуг
Легальный рынок Г осударственные субъекты правоохраны Негосударственные субъекты правоохраны
Теневой рынок Нелегальные субъекты правоохраны Субъекты различных криминальных структур
Таблица 2
Государственные службы и их функциональное назначение на рынке правоохранительных товаров и услуг
Г осударственный орган Функциональное назначение на рынке правоохранительных товаров и услуг
Счетная палата Российской Федерации Осуществляет контроль за использованием по целевому назначению и своевременностью движения денежных средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов. Следит за рациональным и эффективным использованием иностранных кредитов и займов, законностью предоставления государственных кредитов, а также предоставления денежных средств на безвозмездной основе иностранным государствам и международным организациям. Осуществляет контроль за полнотой поступления в федеральный бюджет средств, полученных от распоряжения государственным имуществом (в т. ч. от его приватизации, продажи), а также управления объектами федеральной собственности
Г осударственные налоговые инспекции Контролируют правильность исчисления, полноту и своевременность внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей
Министерство финансов Российской Федерации Обеспечивает контроль за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств государственных (федеральных) внебюджетных фондов, а также за финансовой устойчивостью, достоверностью отчетности, предоставляемой страхователями, обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховых организаций и обществ взаимного страхования, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с разрешением (лицензией)
Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом Обеспечивает контроль за обоснованностью оценки, а также приватизации или продажи государственных и муниципальных предприятий, других объектов недвижимости, в т. ч. земельных участков, находящихся под приватизируемыми предприятиями; - эффективностью управления и распоряжения объектами государственной и муниципальной собственности, их сохранностью и использованием по целевому назначению; - поиском имущества (в т. ч. находящегося за рубежом), документы о праве собственности на которое по какой-либо причине утрачены
Министерство экономического развития и торговли РФ Является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим разработку и реализацию государственной социально-экономической политики, включая единую государственную торговую политику, определение путей развития экономики и методов ее регулирования, обеспечивающих социально-экономический прогресс и устойчивое развитие Российской Федерации. Является уполномоченным федеральным органом в области: - экспортного контроля; - контроля за проведением конкурсов на размещение заказов на поставки продукции (товаров, работ, услуг) для государственных нужд и координации их проведения; - лицензирования отдельных видов деятельности; - аккредитации представительств иностранных юридических лиц, осуществляющих деятельность в области туризма, филиалов иностранных юридических лиц
Центральный банк Российской Федерации Следит за порядком осуществления расчетов, в т. ч. с иностранными государствами, правильностью проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности в кредитных организациях и организациях, занимающихся аудитом, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с разрешением (лицензией) Центрального банка Российской Федерации
Органы валютного и экспортного контроля Обеспечивают контроль за соблюдением действующего законодательства при осуществлении валютных и внешнеэкономических операций, порядком квотирования и лицензирования экспорта и импорта товаров
Таблица 3
Государственные правоохранительные службы и их функциональное назначение на рынке правоохранительных товаров и услуг
Г осударственный орган Функциональное назначение на рынке правоохранительных товаров и услуг
1 2
Суды В соответствии с российским законодательством о судоустройстве на суды, в плане обеспечения безопасности, возложена обязанность воспитания граждан в духе точного и неуклонного исполнения законов, уважительного отношения к правам, чести и достоинству граждан
Арбитражные суды Арбитражные суды - это специализированные суды по разрешению имущественных, коммерческих споров между предприятиями. Они также рассматривают иски предпринимателей о признании недействительными актов государственных органов, нарушающих их права и законные интересы. Это налоговые, земельные и иные споры, возникающие из административных, финансовых и иных правоотношений. Арбитражные суды рассматривают споры с участием иностранных предпринимателей. В рамках судебной реформы в соответствии с Федеральными конституционными законами «О судебной системе Российской Федерации» и «Об арбитражных судах в Российской Федерации» в стране создана единая судебная система. В ее состав входят и арбитражные суды, имеющие статус федеральных
Прокуратура Место и роль прокуратуры в сфере обеспечения экономической безопасности определяется ее функцией высшего надзора за точным исполнением законов всеми государственными и коммерческими структурами, физическими и юридическими лицами на территории всей страны. Выполняя эту функцию, прокуроры не только сами решают задачи противодействия «теневой экономики», но, путем осуществления контроля за деятельностью других государственных органов, побуждают их активно выполнять свои обязанности по борьбе с экономической преступностью как одной из основных угроз экономической безопасности государства. Кроме того, прокуратура призвана обеспечить надзор за полнотой учета и разрешения всех сообщений о преступлениях и правонарушениях в сфере экономики, координацию работы правоохранительных органов, осуществляющих противодействие преступности в сфере экономической деятельности
Органы юстиции Участие в законопроектной деятельности. Антикоррупционная экспертиза законопроектов. Взаимодействие с гражданским обществом, правовая помощь гражданам. Гуманизация пенитенциарной системы. Международное сотрудничество в области права
Г осударственный таможенный комитет Место и роль органов Государственного таможенного комитета Российской Федерации, в части сбора таможенных пошлин, в системе органов - субъектов деятельности по обеспечению экономической безопасности в настоящее время определяется многими факторами. Оперативная обстановка в сфере ответственности таможенных служб из года в год характеризуется увеличением числа взысканий в упрощенной форме и ростом числа дел за нарушения таможенных правил
Федеральная служба безопасности (ФСБ) Разработка мер сдерживания и противодействия угрозам экономической безопасности государства. Концентрация сил и средств подразделений ФСБ по противодействию факторам, дестабилизирующим экономическую ситуацию в городе, районе, области, крае, республике. Контроль и оказание помощи в подготовке и проведении комплексных операций по оздоровлению криминогенной ситуации на предприятиях и организациях. Выявление законспирированных теневых инвесторов, избравших незаконную экономическую деятельность своей сферой «коммерческой» деятельности по извлечению неконтролируемой государством прибыли. Проведение комплексных мер и операций по оздоровлению криминальной ситуации в том или ином секторе экономики. Организация перегруппировки сил и средств правоохранительных органов на новых направлениях деятельности по противодействию экономической преступности. Обеспечения координации и взаимодействия правоохранительных органов в борьбе с преступлениями в сфере экономической деятельности как между собой, так и с государственными контролирующими органами в целях стабилизации криминогенной ситуации в экономике
Продолжение таблицы 3
1 2
Министерство внутренних дел (МВД) Осуществление функций надзора за исполнением законов. Привлечение нарушителей к административной, гражданско-правовой и уголовной ответственности. Применение к населению гражданско-правовых, административно-правовых и уголовно-правовых санкций. Обеспечение стратегического планирования деятельности подразделений ОВД по противодействию экономической преступности на основе научных прогнозов, социологических обследований и анализа оперативной обстановки. Укрепление ресурсного обеспечения (правового, информационного, материально-технического) деятельности МВД, направленной на противодействие экономической преступности. Организация международного сотрудничества МВД России с правоохранительными органами зарубежных стран в целях борьбы с международной экономической преступностью. Обнаружение коммерческих структур, а также мошеннических пирамид, используемых преступными формированиями в качестве прикрытия их незаконной экономической деятельности. Борьба с легализацией (отмыванием) доходов, полученных от преступной экономической деятельности
В последние годы в связи с обострением конкурентной борьбы на внутренних и внешних рынках и, соответственно, расширением масштабов экономического шпионажа все большее число организаций прибегает к услугам негосударственных субъектов пра-воохраны.
Ст. 45 Конституции Российской Федерации гласит, что: «1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом» [1].
На сегодняшний день эволюция экономических отношений привела к тому, что обеспечением безопасности на правоохранительном рынке товаров и услуг занимаются как государственные, так и негосударственные субъекты правоохраны.
Сущность негосударственной правоохранительной деятельности заключается в объективной природе возникающих экономических отношений, во взаимосвязях хозяйствующих субъектов, обусловленных
предоставлением и потреблением правоохранительных товаров и услуг.
Хозяйственная деятельность основана на основе негосударственных субъектов право-охраны уставов и инициативе общественных организаций и связана, в основном, как с охраной, сыском, так и сугубо с профилактической деятельностью, например, с организа-
цией просвещения потребителей, изучением общественного мнения, предупреждением обмана покупателей и т. п.
К группе негосударственных субъектов, реально осуществляющих противодействие экономической преступности, относятся общественные объединения, их союзы и ассоциации. Так, в соответствии со ст. 45 Федерального закона «О защите прав потребителей», граждане вправе объединяться на добровольной основе в общественные объединения потребителей (союзы и ассоциации), которые осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях» и их уставами.
Негосударственные правоохранительные организации и их функциональное назначение представлены в табл. 4.
В современных условиях именно негосударственные организации более качественно и системно воздействуют на решение многих вопросов безопасности своего учре-дителя-организации, и это связано, прежде всего, с повышенным внутриведомственным и социальным контролем на уровне конкретного предприятия, более детального, а значит и качественного анализа деятельности служб охраны и безопасности, упрощенной процедуры их передислокации, замены и т. п.
Формирование рыночных отношений априори разделило структурно рынок на легальный и нелегальный. Хозяйственные преступления нередко являются показателем
несовершенства рыночного механизма, недостатков производства, движения и учета материальных ценностей. Широкое распространение получили преступления против личности и организаций, как правило, связанные с хозяйственными преступлениями.
Объектом преступных посягательств чаще всего становятся помещения организаций и фирм, в которых находится дорогостоящая вычислительная техника, оргтехника, видео- и аудиоаппаратура, ювелирные изделия, меха и т. п.
Таблица 4
Негосударственные правоохранительные организации и их функциональное назначение на рынке правоохранительных товаров и услуг
Негосударственные правоохранительные организации Функциональное назначение на рынке правоохранительных товаров и услуг
Частные охранные предприятия Защита жизни и здоровья граждан. Охрана имущества собственников, в т. ч. при его транспортировке. Проектирование, монтаж и эксплуатация средств охранно-пожарной сигнализации. Консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств. Обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий. Содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, в т. ч. на договорной основе.
Частные сыскные предприятия Сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса. Изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров. Установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, а также разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну. Выяснение биографических и других данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и иных контрактов. Поиск без вести пропавших граждан. Поиск утраченного гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями имущества. Сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса
Общественные объединения Участвуют в разработке требований к безопасности товаров (работ, услуг), а также стандартов, устанавливающих обязательные требования в этой области, проектов законов и иных правовых актов Российской Федерации. Проводят независимую экспертизу качества и безопасности товаров (работ, услуг). Проверяют соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей. Вносят в федеральные органы исполнительной власти, организации предложения о мерах по повышению качества товаров (работ, услуг), снятию с производства, изъятию из оборота товаров (работ, услуг), опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды. Участвуют совместно с федеральными органами исполнительной власти в осуществлении контроля за применением регулируемых цен. Вносят в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, виновных в выпуске и реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг), не соответствующих установленным требованиям к безопасности и качеству товаров (работ, услуг), а также в нарушении прав потребителей, установленных законами или иными правовыми актами Российской Федерации. Обращаются в органы прокуратуры с просьбами принести представления о признании недействительными актов федеральных органов исполнительной власти, актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления, противоречащих законам, регулирующим отношения в области защиты прав потребителей. Обращаться в суды в защиту прав потребителей
Таблица 5
Нелегальная деятельность по безопасности частных лиц и организаций
Нелегальная деятельность и службы безопасности Функциональное назначение на рынке правоохранительных товаров и услуг
Нелегальная частная охранная и сыскная деятельность Личная охрана жизни и здоровья клиентов, членов их семей. Ведение незаконной сыскной деятельности. Коммерческий шпионаж
Нелегальные службы безопасности в организациях Личная охрана жизни и здоровья собственников предприятий, членов их семей. Ведение незаконной сыскной и охранной деятельности. Зашита от посягательств криминальных структур. Коммерческий шпионаж
Распространение получили также рейдерство, кражи, грабежи, разбои, мошенничество, вымогательство, взяточничество, злоупотребление служебным положением, превышение власти, должностной подлог и другие преступления корыстной направленности. Все чаще предметами преступной деятельности становятся оборудование, автотранспортные средства, сырье и материалы.
Ответная реакция на вышеизложенные процессы хозяйствующих субъектов не всегда носит легальный характер. Нелегальная деятельность по безопасности и ее функциональное назначение представлены в табл. 5.
Деятельность криминальных структур в рыночной экономике обусловлена объективной логикой развития экономических отношений. Там, где в правовом поле отсутствует регулирующая деятельность государства как силы принуждения и мотивации в сфере безопасности, всегда будут присутствовать индивиды и организованные преступные группы (ОПГ).
Криминализация хозяйственной жизни привела к тому, что на рынке охранных структур появились и криминальные структуры, которые на основе угроз, шантажа и других противоправных действий в отношении предпринимателей втягивают их в криминальный бизнес.
Наиболее распространенными видами услуг «крыши» и связанными вследствие этих «услуг» экономическими потерями, по
мнению П.В. Скобликова, являются защита от притязаний, вымогательств, нападений других организованных преступных групп, обеспечение личной безопасности предпринимателей, противодействие конкурентам фирмы; улаживание споров с партнерами, взыскание долгов с просрочивших должников и др. [2].
Таким образом, выявленная и проанализированная структура рынка правоохранительных товаров и услуг позволяет понять функциональное назначение субъектов данного рынка в области обеспечения хозяйственной безопасности деятельности физических и юридических лиц.
1. Конституция РФ. URL: www.constitution.ru
2. Скобликов П.В. Экономика и рэкет: отечественные особенности // Хозяйство и право. 1998. № 10.
Поступила в редакцию 2.03.2009 г.
Dvoretsky M.Yu. To the question on subject structure of the market of the law-enforcement goods and services. Еру given article is devoted to the analysis of economic relations of subjects of the market of the law-enforcement goods and services. In the work the new approaches to the analysis of structure of the market of the law-enforcement goods and services also are formed.
Key words: the market of the law-enforcement goods and services, the law-enforcement market structure, law-enforcement activity.