Научная статья на тему 'Конкурентная среда рынка правоохранительных товаров и услуг'

Конкурентная среда рынка правоохранительных товаров и услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
301
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЬШОК ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / THE MARKET OF THE LAW-ENFORCEMENT SERVICES / THE COMPETITIVE ENVIRONMENT / LAW-ENFORCEMENT ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дворецкий Михаил Юрьевич

Статья посвящена анализу конкурентных отношений на рынке правоохранительных товаров и услуг. В работе также формируются новые подходы к анализу хозяйственной деятельности субъектов конкурентов правоохранительного рынка товаров и услуг

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The competitive environment of the market of the law-enforcement goods and services

The article is devoted to the analysis of competitive relations in the market of the law-enforcement goods and services. In the work a new approaches to the analysis of economic activities of subjects of competitors of a law-enforcement commodity market and services also are formed.

Текст научной работы на тему «Конкурентная среда рынка правоохранительных товаров и услуг»

УДК 351.82

КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА РЫНКА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ТОВАРОВ И УСЛУГ © М.Ю. Дворецкий

Статья посвящена анализу конкурентных отношений на рынке правоохранительных товаров и услуг. В работе также формируются новые подходы к анализу хозяйственной деятельности субъектов конкурентов правоохранительного рынка товаров и услуг.

Ключевые слова: рынок правоохранительных услуг, конкурентная среда, правоохранительная деятельность.

Сущность общественных взаимоотношений, неизменным участником которых является человек с его потребностью в безопасности и комфортности среды обитания, требует от государства и его институтов на всех иерархических уровнях последовательных действий, направленных на скорейшее удовлетворение потребностей основной массы населения в качественном и доступном рынке правоохранительных товаров и услуг.

В современном понимании рынок рассматривается как совокупность экономических отношений хозяйствующих субъектов по поводу купли-продажи товаров и услуг. Следовательно, экономические отношения обеспечивают движение правоохранительных товаров и услуг от производителя к потребителю, а связующим элементом в системе производства и потребления являются договорные отношения (сделка).

Сегодня рынок правоохранительных товаров и услуг становится наукоемкой отраслью экономики, благодаря развитию новых информационных технологий, услуг связи, лизинга, рекламы, консалтинга и т. п.

В экономической системе хозяйствующий субъект, действующий на любом рынке, рассматривается не сам по себе, а с учетом всей совокупности экономических отношений и информационных потоков, связывающих его с другими субъектами рынка.

Исследование рынка товаров и услуг по многим аспектам, на сегодняшний день, имеет достаточный характер. Однако до сих пор отсутствовали попытки применить комплексный анализ, позволяющий создать целостное представление о состоянии, проблемах и перспективах развития конкурентной среды рынка правоохранительных товаров и услуг.

Таким образом, объектом исследования в данной статье является конкурентная среда на рынке правоохранительных товаров и услуг.

Предметом же исследования являются экономические отношения конкурентной среды, формирующиеся при взаимоотношении хозяйствующих субъектов на рынке правоохранительных товаров и услуг.

Цель статьи состоит в анализе и разработке концепции конкурентной среды рынка правоохранительных товаров и услуг в экономической системе России.

Конкурирующими рыночными субъектами называются субъекты, имеющие полностью или частично совпадающую базовую нишу - совокупность сегментов рынка, для которых подходят товар или услуга, производимые данным субъектом.

Наличие конкурирующих субъектов порождает такое явление в экономике, как конкуренция.

Конкуренция - это основополагающая характеристика хозяйственной деятельности в условиях рыночной экономики. Целью любой коммерческой деятельность всегда является получение прибыли. Вследствие этого хозяйствующий субъект должен всегда находить оптимальные экономические решения и быть новатором, чтобы производимые им товары и услуги пользовались спросом у потребителей. В условиях рынка к подобной ситуации стремится каждый предприниматель, т. к. наибольший доход получит тот из них, который сделает свой товар более конкурентоспособным.

Конкуренция на рынке правоохранительных товаров и услуг требует оптимального сочетания экономических, технологических и правовых ресурсов хозяйствующего субъекта.

Понятийный аппарат конкуренции весьма разнообразен. С одной стороны, «конкуренция - состязание между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынка сбыта, источники сырья. Конкуренция является весьма действенным механизмом стихийного регулирования пропорций общественного производства» [1].

С другой стороны, «конкуренция (от лат. сопсшггепйа - сталкиваться) - состязание между производителями (продавцами) товаров, а в общем случае - между любыми экономическими, рыночными субъектами; борьба за рынки сбыта товаров с целью получения более высоких доходов, прибыли, других выгод. Конкуренция представляет цивилизованную, легализованную форму борьбы за существование и один из наиболее действенных механизмов отбора и регулирования в рыночной экономике» [2].

В широком смысле под конкуренцией понимают фактор, определяющий условия функционирования того или иного рынка -состязание между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынка сбыта товаров и услуг, источники сырья.

Таким образом, под конкуренцией мы понимаем соперничество, соревнование, противоборство между выступающими на рынке хозяйствующими субъектами за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, оказания услуг для получения на этой основе максимально возможной прибыли.

С точки зрения экономических отношений конкуренция может быть определена как соперничество между отдельными лицами и хозяйствующими единицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели. Конкуренция носит для участников рыночных отношений, и в первую очередь для рынка правоохранительных товаров и услуг, объективно принудительный характер. Она заставляет их систематически применять новые технологии, повышать производительность труда, снижать или сдерживать цены на производимые продукты.

На развитие правоохранительного бизнеса влияет растущая жесткая конкуренция:

- между негосударственными правоохранительными субъектами;

- с нелегальными аналогичными структурами;

- с работниками правоохранительных органов;

- с криминальными структурами.

Данная конкуренция между участниками

рынка правоохранительных товаров и услуг формирует конкурентную среду. Конкурентная среда, в общем смысле, это условия, в которых производители товаров и услуг ведут борьбу за потребителя, поставщиков, партнеров и преобладающее положение на рынке. С нашей точки зрения, конкурентную среду рынка правоохранительных товаров и услуг будут составлять хозяйствующие субъекты, представленные на рис. 1.

Анализ конкурентной среды рынка правоохранительных товаров и услуг предполагает изучение позиций и возможностей субъектов - конкурентов. Традиционно данный анализ строится на следующих направлениях, вокруг которых строится структура системы конкуренции:

- основные цели конкурента;

- построение текущих стратегий достижения этих целей;

- факторы и ресурсы конкурентной борьбы для реализации своей стратегии;

- инновационные изменения стратегии.

Каждый из субъектов рынка правоохранительных товаров и услуг осуществляет хозяйственную деятельность в пределах своей компетенции, конкретных целей и задач своей деятельности.

Главной конкурирующей структурой на рынке правоохранительных товаров и услуг являются государственные субъекты право-охраны.

Государственное влияние на рынок правоохранительных товаров и услуг, на наш взгляд, идет через воздействие следующих субъектов.

К первой группе государственных субъектов по обеспечению хозяйственной безопасности, в первую очередь, следует отнести систему государственных контрольно-ревизионных органов всех уровней. Данные органы наряду с правоохранительными органами наделены полномочиями, необходимыми для противодействия экономическим правонарушениям, обеспечением законных прав, как субъектов предпринимательской деятельности, так и миллионов потребителей в нашем случае товаров и услуг безопасности, в условиях рыночной экономики.

Рис. 1. Конкурентная среда рынка правоохранительных товаров и услуг

Ко второй группе государственных субъектов по обеспечению хозяйственной безопасности следует отнести систему правоохранительных органов, наделенных полномочиями, необходимыми для противодействия различного рода правонарушениям. Это, прежде всего, органы, осуществляющие противодействие преступности в сфере хозяйственной деятельности. В настоящее время сюда относятся суды, прокуратура, арбитражные суды, органы юстиции, государственного таможенного комитета, федеральной службы безопасности (ФСБ) и органы внутренних дел (МВД).

Основным моментом в конкурентной среде на данном рынке выступает то, что государственные органы обладают естественным законным монопольным правом применять к населению гражданско-правовые, административно-правовые и уголовно-правовые санкции.

Основные задачи, которые решают государственные правоохранительные субъекты, заключаются в следующем:

- борьбе с легализацией (отмыванием) доходов, полученных от преступной экономической деятельности;

- обеспечении стратегического планирования деятельности подразделений МВД по противодействию экономической преступности на основе научных прогнозов, социологических обследований и анализа оперативной обстановки;

- обнаружении коммерческих структур, а также мошеннических пирамид, используемых преступными формированиями в качестве прикрытия их незаконной экономической деятельности;

- организации международного сотрудничества МВД России с правоохранительными органами зарубежных стран в целях борьбы с международной экономической преступностью;

- укреплении ресурсного обеспечения (правового, информационного, материальнотехнического) деятельности МВД, направленной на противодействие экономической преступности.

Вторая крупная конкурирующая часть рынка правоохранительных товаров и услуг, легально функционирующая, это негосударственные субъекты правоохраны.

Под негосударственной правоохранительной деятельностью в России нами понимается регулируемая преимущественно нор-

мами административного права экономическая деятельность, состоящая в оказании гражданам, организациям, обществу и государству правоохранных услуг (действий). Обеспечение безопасности субъектов правоохранительного рынка, в узком понимании, базируется на ст. 13 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», которая гласит, что: «Частным охранным предприятиям и предприятиям (объединениям) частных детективов для осуществления охранно-сыскной деятельности разрешается создавать на договорной основе ассоциации с сохранением своей самостоятельности и прав юридических лиц».

Исходя из вышеизложенного, взаимодействие частных детективных и охранных структур позволяет обеспечить наибольшую экономическую и социальную эффективность при предоставлении следующих услуг.

В целях охраны:

- защита жизни и здоровья граждан;

- консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;

- обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;

- охрана имущества собственников, в том числе при его транспортировке;

- проектирование, монтаж и эксплуатация средств охранно-пожарной сигнализации;

- содействие правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, в т. ч. на договорной основе.

В целях сыска:

- выяснение биографических и других данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и иных контрактов;

- изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров;

- поиск без вести пропавших граждан;

- поиск утраченного гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями имущества;

- сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса;

- сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса;

- установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, а также разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну.

Проблемы противоречий между реальной экономической практикой и действующим законом приобрели системный характер и стали едва ли не самым существенным явлением современной российской экономики.

На рынке правоохранительных товаров и услуг наряду с легальной составляющей всегда существовала и нелегальная деятельность. Данная нелегальная деятельность развивается по двум направлениям. С одной стороны, нелегальная частная охранная, сыскная деятельность и организация нелегальных служб безопасности в организациях. С другой стороны, на рынке охранных структур появились и криминальные структуры, которые на основе угроз, шантажа, и других противоправных действий в отношении предпринимателей, втягивает их в криминальный бизнес.

Там, где в правовом поле отсутствует регулирующая деятельность государства как силы принуждения и мотивации в сфере безопасности, всегда будут присутствовать индивиды и организованные преступные группы (ОПГ), которые будут составлять нелегальную или «теневую» часть рынка.

Нелегальная составляющая присутствует не только в деловых отношениях, но и в обыденной жизни каждого человека, поскольку везде происходят нелегальные экономические обмены, охватывая самые разные социальные и профессиональные группы российских граждан.

В основе нелегальных экономических отношений в России лежит возможность обхода любого закона. В этом случае нелегальная практика начинается не как независимая частная инициатива за пределами действующего закона, но возникает в недрах официального правового порядка. Соответственно, и обретение официального правового статуса не завершает здесь неформальную деятельность, но, напротив, предшествует выходу субъекта на нелегальный рынок. Во многих случаях именно официальный статус дает субъекту право распоряжаться теми или

иными благами, превращая само это право в предмет купли-продажи.

Тот факт, что явление это базируется на произвольном использовании формальных статусов, на перетаскивании нерыночных статусных возможностей, как раз и позволяет говорить о данной системе экономических отношений как о теневой экономике.

Перейдем к более широкому понятию, чем «нелегальная» экономка, к теневой экономике - это экономическая деятельность, противоречащая законодательству. Она

представляет собой совокупность нелегальных хозяйственных действий, которые подпитывают уголовные преступления различной степени тяжести.

Согласно широкому мнению, под теневой экономикой понимаются не учитываемые официальной статистикой и не контролируемые обществом производство, потребление, обмен и распределение материальных благ.

С нашей точки зрения, теневая экономика - это все виды экономической деятельности, имеющие криминальный характер, направленные на формирование или удовлетворение потребностей человека, формирующие в нем различные хозяйственные и социальные недостатки.

Объективной причиной стремительного роста теневой экономики в России является переход от бюрократической, командной системы управления к рыночной. При этом теневая экономика базируется и развивается из конкретных источников.

С нашей точки зрения, основным источником теневой экономики является нереги-стрируемая и нерегулируемая государствен-

ными органами хозяйственная деятельность, которая имеет место во всех сферах экономики.

Как бы это не звучало парадоксально, но нам видится, что субъекты теневой экономики всегда формируются и действуют на «острие» предпринимательской активности в рыночной системе, там, где государство по объективной логике еще не смогло себя «проявить» как легальная составляющая рынка.

Таким образом, действие конкурентных сил на пике предпринимательской активности должно быть опосредовано легальными негосударственными субъектами правоохра-ны, а государство, в свою очередь, должно оказывать содействие в этом направлении.

Одним из центральных представлений о конкурентной среде является определение доминирующего положения хозяйствующего субъекта на рынке. Под доминирующим положением понимается их исключительное положение на рынке определенного товара или услуги, дающее им возможность оказывать решающее влияние на конкуренцию, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам или иным образом ограничивать свободу их экономической деятельности. Обладание доминирующим положением - решающий признак, по которому устанавливается противоправность действий или соглашений на рынке. Ориентировочным параметром может быть удельный вес теневой экономики, не превышающий 10 % ВВП [3]. На основе статистических данных и наших расчетов создадим диаграмму долей рынка правоохранительных товаров и услуг, представленную на рис. 2.

□ 1 кв.

□ 2 кв.

□ 3 кв.

□ 4 кв.

Рис. 2. Соотношение долей субъектов рынка правоохранительных товаров и услуг: 1 кв. - Нелегальные субъекты правоохраны - 3-5 %; 2 кв. - Негосударственные субъекты правоохраны - 20-24 %; 3 кв. -Государственные субъекты правоохраны - 64-67 %; 4 кв. - Криминальные структуры - 5-7 %

Деятельность фирм-конкурентов на рынке и завоевание там сильных позиций можно определить по следующим основным факторам:

- качество правоохранительных товаров и услуг, соответствие их мировому уровню;

- концепция государственного воздействия на тот или иной субъект рынка правоохранительных товаров и услуг;

- концепция продукта, на которой базируется деятельность хозяйствующего субъекта;

- мощность производственной базы, характеризующей возможности перестраиваться на выпуск новой продукции и услуг, наращивать объемы выпуска освоенной продукции;

- организационно-правовая основа ведения бизнеса;

- политика хозяйствующего субъекта во внешне предпринимательской среде, характеризующая способность управлять в позитивном плане своими отношениями с государственными и местными властями, общественными организациями, прессой, населением и т. п.;

- предпродажная подготовка, которая свидетельствует о способности фирмы привлекать и удерживать потребителей за счет более глубокого удовлетворения их потребностей;

- рыночная цена с учетом возможных скидок или наценок;

- совершенство научно-исследовательской и конструкторской базы, характеризующей возможности по разработке новых продуктов (величина бюджета НИОКР, число сотрудников, оснащенность предметами и средствами труда);

- стабильность финансово-экономического положения;

- суммарная рыночная доля главных видов бизнеса;

- уровень диверсификации производственно-хозяйственной деятельности (видов бизнеса), разнообразие номенклатуры продуктов и услуг;

- уровень послепродажного обслуживания правоохранительных товаров;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- уровень рекламной деятельности;

- уровень стимулирования сбыта правоохранительных товаров и услуг;

- частота и глубина проводимых маркетинговых исследований, их бюджет;

- экономический имидж субъекта;

- эффективность сбыта с точки зрения используемых каналов товародвижения.

Таким образом, можно предположить, что стратегическим моментом в определении будущего конкурентной среды рынка правоохранительных товаров и услуг будет являться следующее.

1. Дальнейшее развитие доминантного положения государства на данном рынке за счет активизации борьбы с криминальными и прочими нелегальными структурами путем формирования экономического инструментария борьбы, а также ужесточения законодательной базы.

2. Стратегия МВД в уменьшении доли рынка негосударственных субъектов право-охраны за счет лоббирования экономических интересов развития собственной службы вневедомственной охраны.

3. Стратегия негосударственных субъектов правоохраны, заключающаяся в увеличении своей доли рынка, в конкурентной борьбе с другими участниками данного рынка за счет экономической и социальной привлекательности своих товаров и услуг, а также коммерческой и предпринимательской активности.

4. Дальнейшее уменьшение доли рынка нелегальных субъектов правоохраны, ведущих незаконный частный сыск и охрану организаций. С одной стороны, за счет частичного перехода в легальный сектор, в условиях возросшего содействия со стороны государства в данном процессе. С другой стороны, за счет ужесточения уголовного наказания со стороны государства за незаконную деятельность данных субъектов.

5. Субъекты криминальных структур на данном рынке, с нашей точки зрения, всегда будут существовать, пока существуют аспекты предпринимательства, не контролируемые государством и не опосредованные негосударственными субъектами правоохраны, также будут представлять серьезную конкурентную силу на рынке правоохранительных товаров и услуг вследствие высокой степени прибыльности данного вида бизнеса. Однако можно влиять на степень активности и долю рынка криминальных субъектов, ее умень-

шение за счет различных экономических инструментов, а также путем оказания содействия развитию негосударственных субъектов правоохраны, которые могут отобрать значительную часть рынка правоохранительных товаров и услуг у криминальных структур.

1. Экономический словарь. иКЬ: http://mega. km.ru/ Ьи8ше88/епсус1ор. Загл. с экрана.

2. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М., 2007.

3. Степичева О.А., Енгалычев Р.М. Механизмы государственного регулирования теневых

экономических отношений в России. Тамбов, 2007.

Поступила в редакцию 7.04.2009 г.

Dvoretsky M.Yu. The competitive environment of the market of the law-enforcement goods and services. The article is devoted to the analysis of competitive relations in the market of the law-enforcement goods and services. In the work a new approaches to the analysis of economic activities of subjects of competitors of a law-enforcement commodity market and services also are formed.

Key words: the market of the law-enforcement services, the competitive environment, law-enforcement activity.

УДК 33:74

ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

© Е.И. Медведева

В статье выявляются доминирующие факторы и особенности предоставления образовательных услуг в России, эффективное продвижение которых на высоко-конкурентном российском рынке определяет возможности развития образовательных учреждений и повышения качества образования населения страны в целом. Главной особенностью современной ситуации на российском рынке образовательных услуг остается достаточно высокая конкуренция в сфере образования, а также ее коммерческая составляющая, которая признается всеми участниками данного рынка достаточно весомой.

Ключевые слова: рынок образовательных услуг, уровень доходов населения, образовательные услуги, производство образовательных услуг, процесс оказания образовательных услуг.

Актуальность данной тематики определяется необходимостью выявления доминирующих факторов и особенностей предоставления образовательных услуг в России, эффективное продвижение которых на высоко-конкурентном российском рынке определяет возможности развития образовательных учреждений и повышения качества образования населения страны в целом.

Главной особенностью современной ситуации на российском рынке образовательных услуг остается достаточно высокая конкуренция в сфере образования, которая связана, прежде всего, с увеличением предложения образовательных услуг на рынке. Это было вызвано повышением платежеспособности населения (за последние 5 лет) и коммерциализацией образования.

Сегодня не малую роль в формировании рынка ОУ играет уровень доходов населения, его финансовые возможности, т. к. доля

платного образования с каждым годом только увеличивается. Появилось достаточно много частных учебных заведений, например, в 2005 г. в России по всем уровням сферы образования их насчитывалось 409, что составило всего 2,2 % от их общего числа, а в 2008 - уже около 500 (табл. 1) [1].

Растет и число платных ОУ в системе высшего образования, сегодня уже число студентов, обучающихся на платной основе, превысит число, получающих образование бесплатно. Согласно законодательству РФ второе высшее образование может быть только платным.

Таким образом, развитие платного сектора рынка ОУ является закономерной тенденцией развития современного рынка образования в России, которая затрагивает также и социальный аспект экономических отношений в обществе, т. к. он связан с присвоением средств и результатов производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.